Дополнительное образование виды дополнительных общеобразовательных программ

Полная информация по теме: "Дополнительное образование виды дополнительных общеобразовательных программ" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Дополнительное образование

Дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные пред-профессиональные программы. Образовательные организации, реализующие дополнительные образовательные программы:

  • 1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
  • 2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования и обучения является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов и изменением рынка труда.

Современный этап деятельности системы дополнительного образования начался с принятия поправок в Закон РФ «Об образовании» (1992), оказавших значительное влияние на ее развитие. По внесенным в Закон «Об образовании» поправкам в 2004 г. был сокращен базовый учебный план общеобразовательных учреждений, что высвободило время у детей и подростков на занятия дополнительным образованием.

В системе дополнительного образования детей Министерства образования сформировалась сеть специализированных учреждений разных типов: 3,5 тыс. учреждений художественно-эстетической ориентации, в том числе центры народных промыслов, творческие мастерские, студии и другие объединения, способствующие ранней профессиональной ориентации и самоопределению ребенка; более 2300 спортивных школ и 730 детско-юношеских клубов физической подготовки, в которых занимаются более 2 млн человек; 458 станций юных натуралистов и эколого-биологических центров, в которых занимаются более 280 тыс. детей; более 550 центров, станций юных туристов, туристических баз России, где занимаются около 400 тыс. детей; 410 клубов, центров и других военно-патриотических объединений — клубов юных десантников, парашютистов, пограничников, летчиков и космонавтов, моряков и речников, в которых занимаются свыше 200 тыс. подростков; 668 спортивно-технических станций и центров, клубов и домов техники, в которых занимаются около 450 тыс. подростков.

Система дополнительного образования детей России продолжает развиваться: стали появляться учреждения и детские объединения, профиль деятельности которых отражает современные образовательные потребности и проблемы детей и молодежи: детский оздоровительно-образовательный центр, центры патриотического воспитания, спортивно-адаптивная школа, детский музыкальный театр, центр развития творчества, центр восточных единоборств и экстремальных видов спорта, «лаборатория путешествий», «космоцентр», «интеллект» и др.

Современная система дополнительного образования сохранила в своей деятельности базовые приоритеты, во многом определяющие ее отличия от всех других образовательных сфер:

  • • наличие условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения;
  • • многообразие видов деятельности, ориентированных на самые разные образовательные интересы и потребности учащихся, семьи, социума;
  • • личностно-деятельный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональному самоопределению детей, их самореализации.

Важным фактором расширения сферы дополнительного образования в настоящее время является увеличение количества детских творческих объединений на базе общеобразовательных учреждений всех типов.

Рассмотрим несколько подробнее такой тип образовательной организации, как детские оздоровительные лагеря, которые постепенно возрождаются и вновь начинают занимать свое место в общей системе воспитания детей и подростков.

Лагерь — это детско-оздоровительная образовательная организация (ДООО). Подобные учреждения создаются органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями и поддерживаются государством с целью обеспечения права граждан России на полноценный развивающий отдых детей с учетом их потребностей, интересов семьи, общества и государства.

Деятельность оздоровительно-образовательных учреждений должна быть направлена на организацию индивидуально-ориентированного досуга, способствующую физическом>’ и духовному развитию детей, удовлетворению их возрастных и индивидуальных потребностей, развитию разносторонних способностей.

Основными задачами работы детских оздоровительных лагерей являются:

  • • развитие умений и навыков безопасной жизнедеятельности как средства личной защиты;
  • • создание условий для укрепления здоровья детей, усвоения и применения ими навыков гигиенической и физической культуры;
  • • реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание и развитие детей;
  • • обогащение опыта ненасильственного сосуществования в природе и социуме у детей и подростков;
  • • раскрытие способностей детей и подростков, создание условий для проявления их инициативы и активности.

Деятельность детских оздоровительных лагерей основывается на следующих принципах:

  • • безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;
  • • приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;
  • • гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ;
  • • конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей;
  • • единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением;
  • • вариативность программ и их реализации.
Читайте так же:  Предоставление отпуска в рабочих днях

Лагерь создается при наличии необходимых экологических, материально-технических, социально-бытовых, санитарно-гигиенических, кадровых и иных условий, обеспечивающих оздоровление и развивающий отдых детей. Его деятельность регламентируется общероссийскими требованиями к территории, зданиям, сооружениям, оборудованию, санитарно-эпидемиологическими, противопожарными, строительно-техническими правилами и нормами организации жизнедеятельности детского оздоровительного учреждения. За коллективом лагеря закрепляется право на самостоятельное определение программы своей деятельности.

Виды лагерей: юродские школьные, загородные лагеря — оздоровительные, санаторные, профильные, лагеря труда и отдыха, лагеря для детей и родителей, школы-лагеря, лагеря-центры («Орленок» и др.). Среди них есть большие лагеря, маленькие. Есть лагеря с профильными сменами. Есть богатые, хорошо оснащенные лагеря, наподобие Диснейленда (игровые комнаты, площадки и городки; бассейны и солярии, автодромы и ипподромы, компьютерные центры и средневековые замки, видеотеки и индейские вигвамы). В некоторых местах название «лагерь» заменили на «досуговый комплекс», «центр», «дача», «городок».

Новые тенденции, которые наиболее ярко проявляются сегодня, выразились в создании региональных социально-педагогических программ летнего отдыха таких, как программы поддержки одаренных детей и подростков, активный отдых детей с девиантным повелением, патриотического воспитания, семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, лагеря общественных детских организаций (скаутов, пионеров); летние мастер-школы, профилактические лагеря и смены с дневным пребыванием, детские площадки, исторические лагеря, лагеря фольклорных ремесел и т.п.

В стране работают учреждения для детей-сирот и детей без попечения родителей: интернаты, детские дома, приюты. Для социально запущенных и неблагополучных детей существуют детские приемники-распределители, всевозможные коррекционные, реабилитационные и социальные центры и учреждения.

Формы и виды дополнительного образования. Дополнительное профессиональное образование

Рассмотрим основные виды дополнительного образования, которые актуальны в экономической и социальной ситуации, сложившейся в настоящее время в стране.

В эпоху технических инноваций, возрастающей конкуренции появляется необходимость снова подтверждать свою профессиональную пригодность.

Именно поэтому существенное значение приобретает дополнительное профессиональное образование. Оно позволяет специалистам увеличивать уровень профессионализма, приобрести новые умения и знания, которые дают право работать в новой области.

Теоретические аспекты

Дополнительное профессиональное образование представляет собой одну из форм последипломного образования. Адресовано он тем людям, которые уже владеют первым базовым средним либо высшим образованием.

Дополнительное профессиональное образование является организованным и устойчивым процессом приобретения новых умений, навыков, знаний, которые позволяют человеку в полной мере развить и реализовать себя, самоопределиться профессионально, социально, личностно.

Данный процесс имеет высокую степень гибкости. Современное дополнительное образование адаптируется под потребности целевой аудитории, оно самостоятельно в отборе методов, форм, средств обучения. Появляется возможность сочетания высокого уровня мотивации обучения с результативными методами профессионального и личностного обучения.

Рассмотрим основные виды дополнительного образования:

[3]

  • профессиональная переподготовка, которая подразумевает выдачу государственного диплома;
  • кратковременное повышение квалификации с получением удостоверения по программам в объеме 72-100 академических часов, а также свидетельства о переквалификации по программам 100-500 часов;
  • курсы, семинары, тренинги, мастер-классы, предполагающие выдачу сертификата.

Все виды дополнительного образования связаны с получением дополнительной информации по образовательным программам, которые предусматривают изучение конкретных дисциплин, отделов науки, технологий, которые нужны для качественного выполнения новых квалификационных требований.

Особенности образовательного процесса

Разнообразные формы дополнительного образования разработаны в Минобразования страны в виде удобного, быстрого, недорогого варианта получения второго образования, освоения новой специальности.

Они существенно отличаются от второго высшего по срокам обучения. Курсы дополнительного образования предполагают незначительный срок обучения, они наполнены конкретными предметами, приближенными к практике, они существенно ниже по стоимости.

После завершения курса можно рассчитывать на диплом государственного образца о профессиональной переподготовке, который придает его обладателю большую конкурентоспособность на современном рынке труда.

Свойство данного документа таково, что дополнительная специальность является равноправной с основной специальностью, дает право заниматься конкретным видом деятельности.

Варианты обучения

Повышение квалификации является вариантом профессионального обучения специалистов, предназначением которого является рассмотрение слушателями передового опыта для продвижения по карьерной лестнице.

Рассмотрим виды дополнительного образования:

  • краткосрочное, продолжительность которого не превышает 72 часов;
  • проблемные либо теоретические семинары в диапазоне 72-100 часов;
  • длительное обучение (от 100 часов).

Завершение ДПО

Слушатели, которые успешно завершают курс, могут рассчитывать на получение одного из следующих вариантов документов государственного образца:

  • для лиц, которые прошли краткосрочное обучение либо участвовали в работе проблемных и тематических семинаров в объеме 72-100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации для лиц, которые прошли обучение, рассчитанное на 72-100 часов.

Специфика семинаров и тренингов

Курсы дополнительного образования предполагают активную и интенсивную форму обучения. В семинарах и тренингах принимают участие взрослые люди, которые нацелены на практическое освоение приемов применения определенной технологии. Эта форма отличается активностью участников занятий, максимальное внимание уделяется приобретению практических навыков.

На семинарах и тренингах процесс обучения осуществляется в режиме конкретных действий, анализа приобретенного опыта, обратной связи от слушателей, что позволяет анализировать свои стратегии и методы с иными людьми, вынести определенные уроки.

Читайте так же:  Может ли работник брать ежегодный оплачиваемый отпуск по частям

Интеллектуальная и умственная подпитка знаний, дающая толчок разным идеям, повысит профессиональный уровень.

В рамках семинаров и тренингов используются технологии дополнительного образования, которые позволяют слушателям в полной мере овладевать способами мышления и моделями поведения, знакомиться с инновациями в разных профессиональных сферах, раскрывать внутренние ресурсы, обмениваться опытом.

Проводят мастер-классы эксперты, которые являются специалистами в конкретной сфере. Они способны не только делиться опытом, но и помогать слушателям искать пути устранения возникающих ошибок. Мастер-класс завершается выдачей сертификатов всем его участникам. Та социокультурная ситуация, которая сложилась в настоящее время в нашей стране, отличается информационной насыщенностью, различными образовательными возможностями для разных слоев населения, включая и традиционное дополнительное образование.

Дополнительное образование детей

В настоящее время функционируют разнообразные виды учреждений дополнительного образования, предназначенные для развития и воспитания детей дошкольного и школьного возраста.

Помимо обучения в школе, дети могут посещать разнообразные секции и кружки, предлагаемые в МЦДО. Это бюджетное дополнительное образование предоставляет детям бесплатную возможность для развития, самосовершенствования. В любом городе России функционируют такие центры, в рамках которых ребята учатся хореографии, сценическому искусству, осваивают технологию вязания и шитья.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования способствует повышению культурного и образовательного уровня человека, позволяет углубить знания детей в конкретной сфере.

В последнее время популярностью пользуется профессиональное непрерывное образование: школа – вуз – послевузовская подготовка – последипломное обучение. Подобная схема достигается с помощью инструментов, которыми располагает сфера дополнительного образования.

Преимущества

Отличительной чертой дополнительного образования является тот факт, что те учреждения, которые предлагают гражданам нашей страны повышать профессиональный уровень, используют учебные курсы, объем которых не превышает 1000 часов.

Это является отличным стартом для экономического и профессионального роста молодого поколения, которое еще не определилось с основной специальностью.

Ответственность ДОУ

Помимо образовательных услуг, организации, которые предоставляют услуги дополнительного обучения, отвечают за:

  • патриотическое, духовное, трудовое воспитание подрастающего поколения;
  • профессиональную ориентацию подростков;
  • формирование творческого потенциала детей;
  • организацию внеурочной деятельности школьников;
  • переподготовку, повышение квалификации, стажировку специалистов;
  • приобретение новых знаний, развитие профессионализма в конкретной сфере деятельности.

Формы обучения

В настоящее время в России дополнительное образование существует в следующих формах:

  • очной (дневной, вечерней, в рамках выходного дня);
  • дистанционной;
  • заочной.

Творческие объединения. Данные организации создают для индивидуального личностного роста, развития детей, формирования в них моральных и духовных ценностей. Дети объединяются по интересам в группы, обучаются по специальной программе. Например, в рамках государственных школ создаются исследовательские клубы. Ребята, посещая занятия, получают теоретические знания, необходимые для осуществления исследовательской и проектной деятельности, проводят практические опыты и эксперименты, оформляют их, представляют результаты на исследовательских конференциях.

Воскресный лекторий предполагает проведение обзорной беседы по конкретной проблематике. Аудитория на лекции может быть разнообразной – от первоклассников до людей преклонного возраста.

Семинар предполагает форму учебных и практических занятий, в ходе которых обсуждают сообщения и доклады, подготовленные специалистами.

Конференции являются запланированными заранее представителями одного учебного заведения, встречи, направленные на обсуждение определенного вопроса. В настоящее время существуют различные виды конференций:

  • видеоконференция;
  • онлайн;
  • бизнес-конференция;
  • пресс-конференция;
  • эхо-конференция;
  • селекторное совещание.

Структуры дополнительного образования в рамках ОУ

Среди элементов выделяют творческие лаборатории, факультативы, научные центры, ассоциации, хобби-центры.

Подобная модель интересна тем, что все группы функционируют на базе обычной общеобразовательной школы. В творческих экспедициях, исследовательских лабораториях, секциях по интересам принимают активное участие не только школьники, но и их наставники, родители.

Заключение

В рамках оптимизации центры дополнительного образования стали объединять с обычными школами, библиотеками, краеведческими музеями. К чему приводит подобный симбиоз? Он становится взаимовыгодным для всех структурных подразделений, которые включаются в «образовательный холдинг». Создается мощная инфраструктура, что способствует формированию отличной кадровой и материальной базы.

С помощью дополнительных образовательных программ в отечественной педагогике осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.

ДПО с каждым годом становится все более востребованным, так как оно помогает сотрудникам соответствовать запросам работодателя.

Благодаря ему можно улучшить свои профессиональные знания и навыки, получить новую квалификацию. Подобное обучение доступно и тем, у кого уже есть образование, и студентам, и школьникам. В некоторых профессиях есть профессиональные стандарты, к примеру, у педагогов дополнительного образования.

Типы и виды программ дополнительного образования

Классификация программ по типу:

— типовая (примерная) программа – форма, утвержденная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве образца;

— модифицированная или адаптированная программа – форма, изменяемая с учетом особенностей организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп, режимом и временными параметрами осуществления деятельности, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания;

— экспериментальная программа — форма с изменением содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения и воспитания; предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий; по мере прохождения апробации, обсуждения и утверждения на экспертном совете данная форма переходит в статус авторской;

Читайте так же:  Отстранение учителя от работы

— авторская программа – форма, полностью написанная педагогом или коллективом педагогов, которая содержит предложения по решению проблемы образования, обязательно отличается новизной, актуальностью; содержит гипотезу и концептуальное обоснование: цель, задачи и ожидаемые результаты; способы диагностики результатов на промежуточных и конечных этапах, разработанные по логике замысла учебно-тематического плана с кратким описанием занятий, характера заданий, форм организации образовательной деятельности; описание методики, способов и средств достижения программной цели, обеспечение ресурсами и средствами обучения.

Классификация программ по виду:

— познавательные – дают углубленные знания по изучаемой дисциплине, развивают интеллектуальные способности, мотивы, ориентированы на мотивацию познавательной деятельности воспитанников, подразделяются на продуктивные, репродуктивные, творческие, поисковые, расширяют кругозор;

— профессионально-прикладные – ориентированы на профессиональные цели, навыки и умения в актуальной области науки или практической деятельности; формирование специалиста, владеющего профессиональными знаниями, подтвердившего квалификацию получением соответствующего документа;

— программы научно-исследовательской ориентации – выявление и последующее развитие творческих способностей воспитанников к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять свою авторскую эвристическую идею в новый интеллектуальный продукт;

— программы социальной адаптации – позволяют освоить и сформировать положительный социальный опыт;

— спортивно-оздоровительные – пропагандируют здоровый образ жизни, здоровья, мониторинга и определяют ведущий фактор риска;

— программы, развивающие художественную одаренность – способствуют становлению индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии, умения видеть и слышать, описать, изобразить, озвучить многообразный мир; формирование ответственного отношения к природному дару, таланту;

— досуговые – наполняют активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием свободное время личности воспитанника.

Классификация по уровню освоения:

Классификация по форме организации содержания:

Классификация по сроку реализации:

— краткосрочные – сроки реализации до одного года;

— долгосрочные – сроки реализации от одного года и более.

Программа дополнительного образования детей согласно «Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей» имеет следующую структуру :

1 — Титульный лист. 2 — Пояснительная записка.

3 — Учебно-тематический план.

5 — Методическое обеспечение образовательной программы.

6 — Список литературы.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей

Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание изучаемого курса.
  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  6. Список литературы.
  7. Приложение.
  8. Наличие рецензий: внутренней (методический совет УДО), внешней (сторонние организации и учебные заведения).

1. Титульный лист включает:

  • наименование образовательного учреждения;
  • где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
  • название дополнительной образовательной программы;
  • возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
  • срок реализации дополнительной образовательной программы;
  • Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
  • название города, населенного пункта;
  • год разработки дополнительной образовательной программы;
  • Ф.И.О. рецензента, место работы, должность, регалии.
  • Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодёжи г. ::

    Директор Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ::название учреждения.

    Образовательная программа дополнительного образования детей

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Программа ориентированна на детей от . до :лет.

    Педагог дополнительного образования

    2. Пояснительная записка раскрывает:

    1. обоснование программы:
    2. направленность дополнительной образовательной программы;
    3. новизна, актуальность, педагогическую целесообразность;
    4. отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;
    5. цель и задачи дополнительной образовательной программы;
    6. возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
    7. сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
    8. организация учебной деятельности:
    9. формы режим занятий;
    10. количество учебных часов в неделю
    11. количество учащихся в группе, объединении
    12. работа с особыми категориями детей (одарённые, группы риска, инвалиды и т.д.)
    13. прогнозируемые результаты и способы их проверки на каждый год обучения;

    Контроль может проводиться в следующих формах:

      собеседование;
  • зачет; зачетный лист;
  • вопросник по программе;
  • реферат; защита работы;
  • выполнение нормативов;
  • контрольное упражнение;
  • участие в конкурсах, выставках;
  • выступление на концертах, соревнованиях;
  • КВН, викторина, открытое занятие и др.
  • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (в целом): выставки фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.
  • Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:

    Объёмы учебной нагрузки

    :

    В соответствии с документами:

    «Методические рекомендации по финансированию реализации образовательных программ дополнительного образования детей», М., 2006г.,

    Письмо Министерства образования и науки РФ от19.10.2006г №06-1616

    1 год обучения

    [2]

    — всего 144 часа, в расчёте 1 группа — 15 человек, 4 часа в неделю.

    2 год обучения

    — всего 216 часов, в расчёте 1 группа — 12 человек, 6 часов в неделю

    3 год обучения

    — всего 216 часов, в расчёте 1 группа — 10 человек, 6 часов в неделю,

    (3 — ий и последующие года обучения для хореографов, краеведов, военно — патриотическая направленность, — 324 часа, 9 часов в неделю).

    Форма составления учебно — тематического плана (в расчёте на один год обучения)

    Дополнительное образование: Виды дополнительных общеобразовательных программ

    Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

    Читайте так же:  Понятие и виды специального страхового стажа

    К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

    в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

    в образовательных учреждениях дополнительного образования детей и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.

    Содержание дополнительных образовательных программ.

    Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

    Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

    • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
    • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
    • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
    • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
    • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

    Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

    Целями и задачами дополнительных образовательных программ , в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.

    В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

    — достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

    — соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

    — направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

    — современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

    быть направлено на:

    • создание условий для развития личности ребенка;
    • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
    • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
    • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
    • профилактику асоциального поведения;
    • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
    • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
    • укрепление психического и физического здоровья детей;
    • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

    Структура дополнительной образовательной программы.

    Дополнительная образовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:

    1. Титульный лист.

    2. Пояснительную записку.

    3. Учебно-тематический план.

    4. Содержание изучаемого курса.

    5. Методическое обеспечение.

    6. Список литературы.

    Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной образовательной программы.

    1. На титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется указывать:

    — наименование образовательного учреждения;

    — где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

    — название дополнительной образовательной программы;

    — возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

    — срок реализации дополнительной образовательной программы;

    — Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

    — название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

    — год разработки дополнительной образовательной программы.

    2. В пояснительной записке к дополнительной образовательной программе следует раскрыть:

    — направленность дополнительной образовательной программы;

    — новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

    — цель и задачи дополнительной образовательной программы;

    — отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ;

    — возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

    — сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

    — формы и режим занятий;

    — ожидаемые результаты и способы их проверки;

    — формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

    3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

    — перечень разделов, тем дополнительной образовательной программы;

    — количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

    4. Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы возможно отразить через:

    — краткое описание тем дополнительной образовательной программы (теоретических и практических видов занятий).

    5. Методическое обеспечение может включать описание:

    — форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

    — приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

    — форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы.

    6. Список использованной литературы.

    Виды и формы дополнительно образования детей

    Дополнительное образование — особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании» [ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11.2009)]. Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ.

    Читайте так же:  Земли сельхозназначения можно ли строить дом

    Существуют следующие модификации учреждений дополнительного образования детей, которые отличаются рядом специфических особенностей на качественном и количественном уровне: городское, окружное, долговременное, временное, профильное, многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, Дворец, Дом творчества, станция, Центр творчества, студия, школа искусств, клуб, детский лагерь, детский парк.

    Но для всех этих учреждений основной деятельностью является образовательная: они создаются с целью реализации образовательных программ дополнительного образования по одному или нескольким видам деятельности; в их деятельности преобладают образовательные программы; они оказывают образовательные услуги в интересах личности ребенка; их работа направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса.

    Учреждения, имеющие основными другие виды деятельности, не могут быть отнесены к данному типу образовательных учреждений.

    Образовательное учреждение не создается извне. Оно является результатом сложного процесса возникновения и саморазвития, ориентированного на конкретные условия и учитывающего интересы и потребности конкретных детей и взрослых. Это объясняет уникальность каждого учреждения дополнительного образования детей, его отличие от других как по содержанию, так и по организационной структуре. Все учреждения дополнительного образования детей строят деятельность, исходя из особенностей собственного развития, качественных характеристик, окружающего социума, его потребностей и при взаимодействии с другими учреждениями.

    К дополнительным образовательным программам относятся те программы различной направленности, которые реализуются[ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11.2009)]:

    в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, находящихся за пределами основных образовательных программ;

    в учреждениях дополнительного образования, имеющих соответствующие лицензии;

    посредством индивидуальной педагогической деятельности.

    В зависимости от цели дополнительное образование может быть общеобразовательным и профессиональным. Общее дополнительное образование направлено на развитие личности, способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами. Профессиональное дополнительное образование в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами направленно на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, которые уже имеют профессиональное образование, и способствует развитию их деловых и творческих способностей.

    Виды дополнительного образования, организованные для детей, как правило, различны. Анализ дополнительного образования показывает, что наиболее частые виды дополнительного образования для детей — это курсовое обучение различным дисциплинам. Дополнительное образование организовывается так же, как другие виды профессионального образования, — по конкретным образовательным программам. При этом программы для детей имеют свою специфику. Возрастной контингент — вот критерий составления программы дополнительного образования детских курсов.

    [1]

    Совершенствуя виды дополнительного образования для детей, добавляются важные моменты в становлении личности, в ее ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование помогает детям получать разностороннее образование по выбранной специальности.

    Виды дополнительного образования детей переживают период становления, постоянно совершенствуются и направлены на индивидуальное творчество детей. Проведя анализ дополнительного образования можно сделать вывод, что современные виды дополнительного образования состоят из трех областей:

    — территориальной сети факультетов дополнительного образования;

    -кадров, включающих работников, профессионалов системы дополнительного образования,

    — содержания образования, состоящего из авторских программ отдельных педагогов.

    Ребенок в дополнительном образовании познает смысл жизни, обретает начальные знания. При этом не важно, какие виды дополнительного образования организованы в том или ином центре дополнительного образования. Главное — желание педагога обучить детей.

    Основными задачами деятельности учреждений дополнительного образования детей являются следующие:

    — обеспечение необходимых условий для личностного развития,

    укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

    — адаптация их к жизни в обществе;

    — формирование общей культуры;

    — организация содержательного досуга.

    Таким образом, анализ дополнительного образования определил виды дополнительного образования, учебное заведение может приступать к организации этого самого дополнительного образования по различным специальностям.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9887 —

    | 7437 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Источники


    1. Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.

    2. Медик, В. А. Заболеваемость населения. История, современное состояние и методология изучения / В.А. Медик. — М.: Медицина, 2016. — 512 c.

    3. Неустойка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 746 c.
    Дополнительное образование виды дополнительных общеобразовательных программ
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here