Иные формы получения общего образования

Полная информация по теме: "Иные формы получения общего образования" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Ответы на вопросы

а остальные — по очной форме?

В соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) образование может быть получено в двух формах: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). Формы обучения зависят от формы получения образования. Если образование получается в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, то обучение в них осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Если же образование получается вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то обучение осуществляется в форме семейного образования и самообразования.

При этом форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона об образовании).

Выбирая получение образования в семейной форме, родители (законные представители) отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций). Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона об образовании ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом об образовании, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

При этом лица, осваивающие основную образовательную программу в форме семейного образования вправе пройти экстерном бесплатно промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Необходимо отметить, что в системе действующего правового регулирования экстернат не является ни формой получения образования, ни формой обучения. Экстернат — форма прохождения промежуточной и итоговой аттестации в образовательной организации, когда образование было получено в форме семейного образования, самообразования или по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе.

Порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами, определяется локальным актом образовательной организации.

Лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, являются экстернами. Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона об образовании экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 указанного Федерального закона.

При этом обучающимся предоставляется академическое право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. Индивидуальный учебный план, обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (пункт 23 статьи 2 и пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона об образовании).

Таким образом, формы обучения зависят от формы получения образования. Если образование получается в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, то обучение в них осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Если же образование получается вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то обучение осуществляется в форме семейного образования и самообразования. Ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом об образовании, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

Ответ дан по состоянию законодательства на 19.01.2018

Мне 21 год, я имею 8 полных классов в московской школе. Могу ли я получить полное среднее образование?

Ответ дан по состоянию законодательства на 15.07.2014

Я хочу перевести своего ребенка, для продолжения обучения, в вечернюю школу, в 9 класс. Он окончил 8 класс, ему 15 лет. Директор документы не отдает. Правомерны его действия?

Ответ дан по состоянию законодательства на 15.07.2014

Статья 63. Общее образование

1. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.

2. Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.

3. Лица, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, получают начальное общее, основное общее, среднее общее образование в указанных организациях, если получение ими данного образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.

4. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

5. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Комментарий к Ст. 63 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку положения об общем образовании нашли отражение в ст. 19 Закона N 3266-1. Однако в рамках комментируемой статьи их содержательная нагрузка несколько изменена с учетом современных требований.

Статья ведет речь о преемственности образовательных программ общего образования, куда отнесены программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Читайте так же:  Нужен ли по закону журнал командировок для учета и регистрации выбывающих работников — образец

Общее образование может быть получено как в образовательных организациях, так и вне образовательных организаций, а также в форме семейного образования. Кроме того, общее образование может быть получено в форме самообразования.

Особенности получения начального общего, основного общего, среднего общего образования установлены в отношении лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или в организациях, осуществляющих социальное обслуживание. Данные лица получают соответствующее образование в указанных организациях.

Форма получения общего образования по конкретной основной общеобразовательной программе определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с учетом его мнения. Это соответствует нормам семейного законодательства, допускающего в определенных случаях учет мнения ребенка, если это затрагивает его интересы.

На органы местного самоуправления возложена обязанность вести учет детей, имеющих право на получение общего образования, проживающих на соответствующей территории. При этом, если ребенок проходит обучение в форме семейного образования, то его родители (законные представители) обязаны поставить об этом в известность органы местного самоуправления в рамках их места жительства.

Формы получения образования и формы обучения

Статья 17 Закона носит название «Формы получения образования и формы обучения», и говорит о том, что в РФ образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Формами получения образования являются получение образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо вне такой организации (в двух разных вариантах – семейное и самообразование).

Соответственно, формами обучения являются: очная, очно-заочная, заочная, семейное образование и самообразование.

Классификация форм получения образования и форм обучения – относительно новое явление для российского образования. Закон РФ не дает преференций ни одной из форм, все они являются равными. В этом смысле российское законодательство является одним из наиболее либеральных, если сравнивать регулирование данных вопросов, например, с европейскими и иными зарубежными странами, где зачастую общее образование либо обязательно получается в образовательной организации, либо иные формы получения образования дискриминируются.

В нашей же стране формы получения образования равны, дети, освоившие образовательную программу соответствующего уровня общего образования, имеют равные права, в том числе право пройти итоговую аттестацию, подтверждающую факт освоения программы, что в дальнейшем дает право на доступ к иным уровням образования.

Такое решение обеспечивает возможности по существенному варьированию содержания образования. Семейное образование и самообразование позволяют добиваться результатов, закрепленных соответствующим стандартом, с максимальным учетом интересов, особенностей обучающегося, его склонностей, состояния здоровья, и т.п. Фактически признание равенства форм получения образования означает широкие возможности семей по организации образования своих детей в том ключе, который представляется им оптимальным.

Выбор формы получения образования и формы обучения для своих детей осуществляют родители (до достижения ими совершеннолетия либо до получения основного общего образования). Кроме того, что ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 273-ФЗ допускает сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Возможных сочетаний может быть достаточно много. Отказывать в выборе сочетания форм получения образования также незаконно.

Вместе с тем, представляется, что такая возможность должна быть реализована через такой инструмент, как обучение по индивидуальному учебному плану. Выбор родителями, например, формы получения образования в виде обучения в образовательной организации, но при этом изучения, например, русского языка и литературы в форме семейного образования крайне сложно реализовать в аспекте оформления государственного (муниципального) задания образовательному учреждению, а также расчета нормативных затрат на такую «усеченную» услугу. В этом смысле реализация индивидуального учебного плана технически существенно проще для оформления. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, если иное не установлено Законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, стандарт должен определить для каждого уровня образования, можно ли его получать в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне таких организаций, а также может ли оно быть получено в различных формах: очной, очно-заочной, заочной.

Для общего образования указанные вопросы конкретизированы в том числе и в самом законе. В ч. 2 ст. 63 Закона говорится о том, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Таким образом, форма самообразования не допускается на более ранних ступенях, чем среднее общее образование.

Согласно ч. 3 ст. 17 Закона, обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Указанная третья часть устанавливает следующее. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Фактически это означает, что публичная власть принимает на себя обязательства по бесплатному обеспечению прохождения аттестации для обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы, в какой бы форме они ни обучались. Те, кто учится в форме семейного образования или самообразования, будут зачислены в организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, на период прохождения аттестации, и пройдут ее бесплатно. В данный момент именно это и понимается законом под экстернатом – лица, зачисленные для прохождения аттестации, считаются экстернами. Экстернат не является ни формой получения образования (их две – в организации, либо вне ее, в качестве семейного образования или самообразования), ни формой обучения (очное, очно-заочное, заочное). Экстерн – лицо, которое, обучаясь в форме семейного образования или самообразования, зачислено в организацию для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Фактически, экстернат – это форма прохождения аттестации в образовательной организации, когда само образование было получено в иной форме (в семье или самостоятельно).

Читайте так же:  Типовая программа проведения вводного инструктажа по охране труда – образец, разработка и утверждени

В данном аспекте к лицам, осваивающим основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, закон приравнивает и тех детей, которые обучаются по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе.

При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Частью 5 ст. 41 Закон устанавливает, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Обучение на дому также не является ни формой получения образования, ни формой обучения. Это обучение в образовательной организации в соответствующей (например, в очной) форме обучения. Однако это такое обучение в образовательной организации, которое организовано не на территории этой организации. Оно проходит либо на дому у обучающегося, либо в медицинской организации. Но, несмотря на фактическое место обучения, это именно обучение в данной образовательной организации, обучающийся зачисляется туда в качестве учащегося, имеет все права и обязанности учащегося на все время освоения образовательной программы.

Индивидуальный учебный план должен обеспечить освоение имеющейся образовательной программы (со всеми вытекающими последствиями в отношении структуры и объема обучения). Прохождение же аттестации экстерном также производится на основании имеющейся образовательной программы. Таким образом, первична, в любом случае, образовательная программа образовательного учреждения. Все вопросы (сочетания форм обучения и форм получения образования, прохождения аттестации экстерном, индивидуальных учебных планов и т.п.) могут решаться только с учетом анализа конкретного содержания образовательной программы.

Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование

1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

4. Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).

5. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

6. По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

7. В образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.

8. За содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, включающее в себя обеспечение обучающихся в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием и организацию их хозяйственно-бытового обслуживания, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке.

9. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций в родительскую плату за содержание детей в образовательной организации, имеющей интернат, за осуществление присмотра и ухода за ребенком в группах продленного дня в таких организациях.

10. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

11. Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

12. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.06.2018 N 170-ФЗ.

Комментарий к Ст. 66 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья в целом не является новой для отечественного образовательного законодательства. Аналогичные положения были отражены в ст. 19 Закона N 3266-1 под названием «Общее образование».

Читайте так же:  Организации, в которых не могут работать иностранные граждане

Название рассматриваемой статьи называет уровни общего образования, чем уточняет, в том числе, его понятие, которое впервые нашло отражение в образовательном законодательстве.

Сохранены требование об обязательности получения общего образования, что корреспондирует обязанности несовершеннолетних лиц обучаться, и также обязанности уполномоченных органов власти организационно обеспечить получение образования соответствующего уровня.

Видео (кликните для воспроизведения).

Положения комментируемой статьи существенным образом дополнены и конкретизируют образовательные уровни общего образования. В частности, закреплены гарантии получения общего образования для лиц, содержащихся в интернатах, нуждающихся в длительном лечении, инвалидов, лиц с девиантным поведением.

Формы получения образования

Форма получения образования – это способ организации деятельности человека по освоению образовательных программ. Закон РФ «Об образовании» в ст. 10 определил, что образовательные программы могут осваиваться личностью (с учетом ее потребностей и возможностей) следующими способами:

→ в образовательном учреждении – в формах очной, очно-заочной (вечерней) и заочной;

→ вне образовательного учреждения – в формах семейного образования, самообразования и экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования.

Рассмотрим некоторые из указанных форм получения образования вне образовательного учреждения [1] .

Семейное образование – это форма организации образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения. Освоение образовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное либо с помощью педагогов, работающих на договорной основе, или с помощью родителей (законных представителей) обучающегося освоение общеобразовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении.

Порядок освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования или в ее сочетании с другими формами устанавливается учредителем и (или) уставом образовательного учреждения.

Между родителями обучающегося в форме семейного образования и образовательным учреждением заключается договор об организации освоения соответствующих общеобразовательных программ, в котором в соответствии с пожеланием родителей или других законных представителей обучающегося может быть предусмотрено:

  • – обеспечение со стороны образовательного учреждения педагогического руководства по освоению общеобразовательных программ;
  • – проведение индивидуальных занятий с обучающимися по всем или нескольким предметам учителями общеобразовательного учреждения;
  • – самостоятельное освоение обучающимся общеобразовательных программ;
  • – предоставление возможности обучающемуся выполнять практические и лабораторные работы, предусмотренные программой, на имеющемся в образовательном учреждении оборудовании;
  • – осуществление промежуточной (четвертной (триместровой), годовой) и государственной (итоговой) аттестации.

Образовательное учреждение осуществляет оплату педагогам, привлекаемым им для работы с обучающимся в форме семейного образования, за фактическое количество проведенных занятий исходя из установленной ставки заработной платы учителя.

Для обеспечения прав граждан на выбор формы образования приказом Минобразования России от 14 октября 1997 г. утверждено Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, в котором экстернат определяется как самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки или специальности с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении.

Правительством РФ установлены перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается, например направления подготовки специалистов: естественные науки и математика (физика, химия, биология, география и т.д.); гуманитарные и социально-экономические науки (журналистика, некоторые виды искусства); образование; технические и сельскохозяйственные науки.

Правом получения высшего образования через экстернат пользуется любой гражданин, имеющий образование не ниже среднего (полного) общего или не ниже среднего профессионального.

Экстерну, поступившему в государственное муниципальное высшее учебное заведение, кроме студенческого билета и зачетной книжки установленного образца, выдается аттестационный план, примерные программы дисциплин, задания на курсовую работу, курсовой проект, реферат, контрольную работу, производственную преддипломную практику, дипломный проект, перечень лабораторных работ и другая учебно-методическая документация, необходимая для освоения выбранной основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Лица, обучающиеся в вузах, не имеющих государственной аккредитации или успешно окончившие их, могут пройти текущую и итоговую государственную аттестацию в вузе, имеющем государственную аккредитацию, на условиях экстерната в порядке, установленном для получения высшего образования впервые.

Экстерны, ставшие студентами государственных, муниципальных вузов, вправе претендовать на ускоренное обучение при условии прохождения всех контрольных мероприятий, предусмотренных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для данного направления подготовки или специальности.

Аттестация студентов, поступивших на экстернат, подразделяется на текущую и итоговую.

Текущая аттестация включает следующие виды:

  • – прием экзаменов и зачетов по дисциплинам (части дисциплины), предусмотренным основной образовательной программой высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки или специальности;
  • – рецензирование контрольных и курсовых работ, курсовых проектов, рефератов, отчетов по производственной и преддипломной практикам;
  • – прием лабораторных, контрольных, курсовых работ, курсовых проектов и отчетов по практике.

Итоговая аттестация состоит из государственного экзамена и защиты дипломного проекта (работы).

Аттестация может проводиться как в одном, так и в нескольких вузах. Текущая аттестация в рамках одной дисциплины проводится в одном учебном заведении. К текущей аттестации в рамках получения высшего образования впервые студент, осваивающий основную образовательную программу высшего профессионального образования в форме экстерната, допускается распоряжением ректора (проректора) вуза или декана факультета, где будет проводиться аттестация.

Итоговая аттестация проводится государственной аттестационной комиссией в сроки, установленные для выпускников вуза, в котором студент допускается к итоговой государственной аттестации. К итоговой аттестации студент, осваивающий основную образовательную программу высшего профессионального образования в форме экстерната, допускается по завершении всего комплекса текущей аттестации, т.е. при условии наличия в его деле не утративших срока действия аттестационных ведомостей, выданных только в вузе (вузах), имеющем государственную аккредитацию по всем дисциплинам, предусмотренным основной образовательной программой высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки или специальности.

Студент, успешно прошедший текущую и итоговую аттестацию в форме экстерната, получает диплом государственного образца об окончании высшего учебного заведения (на соответствующей ступени образования). Допускается сочетание различных форм получения образования.

Таким образом, Закон РФ «Об образовании» дает возможность личности, используя разные формы образования, освоить образовательные программы независимо от возраста, материального положения, состояния здоровья, занятости и других обстоятельств исходя из ее потребности в образовании.

Иные формы получения общего образования

ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — способы предоставления образовательных услуг, учитывающие потребности и возможности личности, режим ее жизнедеятельности и социально психологические особенности. С учетом этих факторов образование осуществляется в следующих формах: в… … Профессиональное образование. Словарь

Читайте так же:  Сроки назначения государственной пенсии по старости

Формы получения образования — граждане Рос. Федерации могут получить образование в следующих формах: очной, очно заочной форме обучения (вечерней; см. Вечернее обучение), заочной (см. Заочное обучение), а также в форме семейного образования, … … Педагогический терминологический словарь

Формы получения высшего и среднего профессионального образования — – образовательные программы высшего и среднего специального образования могут осваиваться в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий преподавателя с обучающимися: очной, очно заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната … Словарь терминов по социальной статистике

Формы получения высшего и среднего профессионального образования — – образовательные программы высшего и среднего специального образования могут осваиваться в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий преподавателя с обучающимися: очной, очно заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната … Социальная статистика. Словарь

Формы образования — формы освоения гражданином Российской Федерации образовательной программы: очная, очно заочная (вечерняя), заочная; форма семейного образования, самообразования, экстерната. (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы … Педагогический терминологический словарь

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — устар. народное образование, один из осн. социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенац. система образоват. учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих… … Российская педагогическая энциклопедия

Государственный стандарт образования — система нормативов, определяющих основы организации и деятельности образовательных учреждений страны. Разрабатывается на конкурсной основе и устанавливается в законодательном порядке. В эту систему нормативов входят: единая структура системы… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

[2]

Центр образования № 166 — Центр Образования № 166 Дир … Википедия

Центр Образования № 166 — Директор: Лапко Фаина Ивановна Тип: Центр Образования Адрес: (Северо Восточный округ), станция метро « … Википедия

Министерство образования и науки Казахстана — Министерство образования и науки Республики Казахстан (МОН РК) Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігі Общая информация Страна … Википедия

Иные формы получения общего образования

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

В соответствии с частью 5 статьи 43 Конституции РФ Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Данное конституционное положение конкретизировано в статье 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

1. В соответствии с частью 1 комментируемой статьи в Российской Федерации образование может быть получено:

[3]

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. В части 2 комментируемой статьи конкретизируется, что формами обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися являются очная, очно-заочная или заочная.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в России существует 5 форм обучения, реализуемых как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне них.

3. В части 3 комментируемой статьи указывается, что обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплено право отдельных категорий обучающихся, не имеющих основного общего или среднего общего образования, и их законных представителей на экстернат. К таким категориям законодатель отнес тех, кто проходит обучение: 1) в форме самообразования; 2) в форме семейного образования; 3) по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе. Такие обучающиеся имеют права на зачисление в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, для бесплатного прохождения экстерном промежуточной и государственной итоговой аттестации. При этом необходимо отметить, что в системе действующего правового регулирования экстернат не является ни формой получения образования (см. часть 1 комментируемой статьи), ни формой обучения (см. часть 2 комментируемой статьи). Таким образом, экстернат – это форма прохождения промежуточной и итоговой аттестации в образовательной организации, когда образование было получено в форме семейного образования, самообразования или по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе.

Следует отметить, что согласно пункту 9 части 1 статьи 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.

Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Частью 2 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, что в полной мере соответствует части 1 комментируемой статьи. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Учитывая, что статьей 43 Конституции РФ гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования только в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).

В частности, как отмечено в Письме Минобрнауки России от 15 ноября 2013 года № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»[1], при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования – целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни. Подчеркнём, что в соответствии с частью 5 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Читайте так же:  Нумерация трудовых договоров с нового года

Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

Согласно части 1 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Это означает, что освоение уровней начального общего и основного общего образования в форме самообразования по действующему законодательству об образовании не допускается.

В соответствии с частью 6 статьи 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в форме самообразования может осуществляться также профессиональное обучение.

Дополнительно отметим, что с 1 сентября 2013 года «Перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается», утверждённый Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 года № 1473[2], применяется постольку, поскольку не противоречит Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Именно индивидуальный учебный план является тем инструментом, посредством применения которого можно осваивать в организации, осуществляющей образовательную деятельность, лишь части образовательной программы.

5. В соответствии с частью 5 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Определения понятий «федеральный государственный образовательный стандарт» и «образовательный стандарт» приводятся в статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

1) федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Минобрнауки России (пункт 6). «Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 года № 661[3];

[1]

2) образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» или указом Президента Российской Федерации. Перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, утверждён Указом Президента РФ от 9 сентября 2008 года № 1332[4];

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Важно подчеркнуть, что в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

В Письме Минобрнауки России от 4 июня 2015 года № 06-656 «Законодательное и нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования в части приема, перевода и отчисления обучающихся (ответы на вопросы)»[5] рассматриваемую тематику затрагивает вопрос № 6, в соответствии с которым Минобрнауки России разъяснил: «В соответствии с частями 2 и 5 статьи 17 Федерального закона № 273-ФЗ образование может быть получено в заочной форме (включая получение среднего профессионального образования с одновременным получением среднего общего образования). При этом формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Независимо от формы получения образования и формы обучения получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей ОП СПО (ч. 3 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ)».

В соответствии с частью 5 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

[1] Официальные документы в образовании. № 36. 2013.

Видео (кликните для воспроизведения).

[2] Собрание законодательства РФ. 1997. № 48. Ст. 5556.

Источники


  1. Делия, В. П. История и методология науки производства / В.П. Делия, Л.Д. Гагут, Ю.А. Гнидина. — М.: Де-По, 2013. — 304 c.

  2. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.

  3. Адвокат в уголовном процессе; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2010. — 376 c.
  4. Васильева, Вера Как судили Алексея Пичугина. Судебный репортаж / Вера Васильева. — М.: Human Rights Publishers, 2013. — 621 c.
Иные формы получения общего образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here