Как быть признанными нуждающимися в жилье

Полная информация по теме: "Как быть признанными нуждающимися в жилье" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Улучшение жилищных условий молодым семьям в 2019 году

Улучшение жилищных условий молодым семьям в России — одна из приоритетных задач государства. В связи с этим на федеральном и региональном уровне реализуется ряд программ, которые ориентированы на сокращение ставок по ипотеке и выдачу субсидий.

Для того чтобы воспользоваться эти привилегиями, стоит разобраться в нюансах получения государственной финансовой помощи.

Кто имеет право на субсидию

Далеко не каждая молодая семья в России ныне имеет жилье, которое комфортно для проживания. Нередко молодым людям приходится ютиться в небольших квартирах вместе с родителями, снимать комнаты в общежитиях, а то и вовсе жить в ветхих и аварийных строениях.

В то же время в 2019 году на каждого члена семьи в России должно приходиться не менее 18 кв. метров жилой площади. Следовательно, минимальная жилая площадь для молодой семьи с одним ребенком — 54 квадратных метра. Однако нередко этот лимит не выполняется.

Если речь идет о проживании в коммунальных квартирах, бараках, дамах гостиничного типа, то минимальная норма площади на одного человека составляет 20 кв. метров.

Если молодая семья проживает в помещении меньшей площади, то она имеет полное право подать заявку на участие в одной из государственных программ, ориентированных на обеспечение этой категории граждан жильем.

Однако при определении нуждающихся семей малое число квадратных метров — не единственный критерий, позволяющий претендовать на льготную ипотеку и государственную субсидию.

Подать заявку могут также семейные граждане, проживающие:

  • в аварийных домах и иных непригодных для жизни постройках;
  • в квартирах коридорного типа и помещениях, не обеспечиваемых холодной и горячей водой, канализацией, газом, электричеством;
  • в общежитиях без временной прописки;
  • в коммунальных квартирах или комнатах рядом с гражданами, страдающими опасными хроническими заразными заболеваниями.

Государственные программы, которые ориентированы на решение проблемы недостаточных норм площади на человека, рассчитаны исключительно на молодые семьи.

«Молодая семья — это семейная пара, а также двое или один родитель в возрасте до 35 лет, которые имеют на иждивении одного или нескольких детей» (Госпрограмма «Жилище»).

Все граждане, которые попадают в эту группу, а также соответствуют одному из приведенных выше условий, могут подать заявку на участие в государственных программах. После этого они становятся очередниками на улучшение жилищных условий молодым семьям.

Важно знать, что в некоторых случаях субсидии и право на льготную ипотеку предоставляются во внеочередном порядке:

  1. Если жилье, в котором в текущий момент живут молодые люди непригодно для использования и не может быть улучшено (например, аварийные дома или слишком тесные помещения).
  2. Если у мужа или жены обнаружено серьезное хроническое заболевание.

В каждом из случаев семье нужно представить в муниципальный жилищный отдел соответствующую справку.

Список госпрограмм по улучшению жилья молодых семей

Жилищные программы в России ориентированы расширение жилищных условий молодым семьям.

Для этого применяется два инструмента:

  • возможность оформления ипотечного займа по сниженной ставке в отдельных банковских учреждениях;
  • право на получение субсидии, суммарная величина которой может покрыть до 50% цены жилья в этом регионе страны.

Можно выделить несколько крупных федеральных программ, в рамках которых получение финансовой помощи представляется вполне реальной перспективой:

  1. «Улучшение жилищных условий молодым семьям в 2019 году» (30%). Государство компенсирует нуждающимся семейным гражданам часть цены дома или квартиры.
  2. «Жилище» (30-35%). Бюджетом финансируется доля стоимости квартиры эконом-класса в многоэтажных домах.
  3. «Доступное жилье» (30-40%). Предоставление государственной финансовой помощи на постройку дома или квартиры при участи в долевом строительстве.
  4. «Молодая семья» (30-35%). Выдача средств на покупку жилища или выплату первичного взноса в банк.

В некоторых регионах России реализуется губернаторская программа, в рамках которой молодым семьям предоставляют финансовую помощь до 30-40% от цены жилья.

В рамках отдельных муниципальных образований местные власти выделяют средства из региональных бюджетов в качестве дополнительной помощи для семейной молодежи. В итоге финансовая поддержка увеличивается до 50-60% цены домов и квартир.

Поскольку в любой из государственных программ, как на федеральном, так и региональном уровне, семья может участвовать лишь единожды, поэтому важно соблюсти весь порядок сбора бумаг и подготовки заявки с тем, чтобы не получить отказ в предоставлении финансовой помощи.

Как молодой семье получить субсидию на улучшение жилищных условий

Стать участником государственной программы и получить ощутимую поддержку на покупку собственной квартиры от государства несложно. Важно лишь правильно оформить заявку и собрать необходимые бумаги.

В первую очередь семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Для этого в местную администрацию она передает на рассмотрение:

  • Заявку установленной формы;
  • Документы об отсутствии недвижимости в собственности или на ином законном праве владения/пользования;
  • Справки на имущество (жилье), если таковое у семьи имеется, при недостаточности квадратуры для удовлетворения санитарных норм жилья на всех членов семьи.

Семья будет признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, если она состоит на жилучете или имеет право там состоять.

Бумаги рассматриваются не меньше 10 дней. После этого заявитель получает соответствующий сертификат, который в дальнейшем поможет ему получить право на субсидию.

Отказ предоставляется в письменном виде. В нем должны быть прописаны причины отказа:

  1. Неправильное оформление бумаг (неполный пакет).
  2. Несоответствие семьи признакам малоимущих граждан.

[1]

Как только статус нуждающейся молодой семьи получен — можно начать подготовку документов на участие в государственных программах, в число которых входят:

Весь набор бумаг передается в муниципальный жилищный отдел по месту регистрации заявителя. Его детально изучают на протяжении 14 дней. При положительном решении семья получает сертификат на государственную субсидию.

Для получения положительного решения супруги (хотя бы один из них) должны иметь гражданство РФ , быть старше 18, но младше 35 лет, а их брак должен быть заключен официально.

Размер субсидии во многом определяет состав семьи:
  1. Бездетная семейная пара — 30% от цены дома или квартиры.
  2. Семья с одним малышом — 35%.
  3. При наличии двух детей — 40%.
  4. Трое ребенка и более — 50%.

После того как семья получила сертификат, ей придется ожидать очереди на получение финансовой помощи. Обычно в начале года средства перечисляются в местный бюджет, после чего распределяются в порядке очередности.

Если семья получила сертификат на субсидию в текущем году, то рассчитывать на фактическое получение финансовой помощи она может раньше следующего года.

Полученную субсидию молодая семья вправе потратить на покупку жилья, постройку дома или уплату первоначального взноса по ипотеке. В последнем случае некоторые банковские учреждения (участники государственных программ) предоставят заемщикам жилищный кредит на льготных условиях.

Средства выдаются не наличными, а в форме безналичного перечисления на расчетные счета продавцов, застройщиков или банковских учреждений.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Читайте так же:  Как заказать кадастровый паспорт на земельный участок через госуслуги

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

С сентября 2018 г. молодые семьи, участвующие в госпрограмме, смогут направить соцвыплаты на взнос по ДДУ в строительстве.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Кто имеет право на бесплатное жилье?

Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

В этой колонке рассмотрю общие основания, по которым россияне могут бесплатно получить жилое помещение из государственного и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Конституция РФ о праве на бесплатное обеспечение жильем

Правовые нормы Конституции и положения федерального законодательства позволяют реализовать право граждан на жилище различными способами.

Жилые помещения могут предоставляться по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда отдельным категориям граждан. Жилые помещения могут предоставляться по договору коммерческого найма широкому кругу лиц. Граждане могут приобретать жилые помещения в частную собственность в домах различных жилищных фондов за собственные средства. Жилые помещения могут возводиться за счет собственных средств граждан.

Правила о бесплатном обеспечении граждан жильем за счет государственных и муниципальных жилищных фондов закреплены Конституцией РФ, более детально эти правила разработаны в Жилищном кодексе. Часть 3 ст. 40 Конституции РФ гласит: «Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Из текста Основного Закона следует, что государство бесплатно или за доступную плату обеспечивает жильем граждан, отвечающим двум главным критериям.

Во-первых, это те, кто нуждается в жилье, то есть не имеет жилого помещения, или имеет его в недостаточном размере, и признан нуждающимся в жилом помещении в соответствии с действующим законодательством. Это главный критерий общий для всех категорий граждан, которые могут обеспечиваться жилыми помещениями за счет государства или муниципалитетов, без исключения.

Второй важный критерий – имущественный. Жильем могут быть обеспечены малоимущие граждане, признанные таковыми в установленном законодательством порядке. Из этого критерия есть исключение. Таким исключением является включение отдельных социальных групп граждан в какой-то конкретный закон в качестве лиц, которые могут обеспечиваться жильем за счет государства и без учета их имущественного положения.

Чтобы претендовать на получение жилья за счет государственных или муниципальных жилищных фондов нужно отвечать одновременно сразу двум критериям: обязательно первому – обеспеченность жильем менее установленных норм, и одному признаку на выбор из второго критерия – быть малоимущим или подпадать под действие одного из законов, наделяющих граждан таким правом независимо от их имущественного положения (перечень таких нормативных актов, дающих право, на получение жилья независимо от имущественного положения будет приведён в последующих публикациях на эту тему).

Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях

Как указывалось выше, главным критерием необходимым для получения жилья является определение уровня обеспеченности жилым помещением. Обеспеченность жилыми помещениями оценивается исходя из соответствия площади имеющегося у претендующих на получение жилья граждан жилого помещения учетной норме жилого помещения, а также условиям, установленным в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно п. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетную норму для каждого населенного пункта определяет орган местного самоуправления (п. 5 ст. 50 Жилищного кодекса).

Например, для Москвы учетная норма устанавливается в размере 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям (п. 3-4 ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»).

В Перми учетная норма установлена в размере 12 кв. м площади жилого помещения на одного человека (Решение Пермской городской Думы от 30 мая 2006 г. № 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма»).

Согласно п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях):

Следует также остановиться на так называемом обязательном сроке проживания, устанавливаемом некоторыми субъектами Российской Федерации в качестве обязательных условий для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. В Москве, например, обязательным условием для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях, наряду с условиями, перечисленными в ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса и в Законе города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», является срок проживания в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет. В связи с этим п. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 11 , ч. 2 ст. 38 закона города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», устанавливающего такие сроки проживания, стали предметом рассмотрения Судебной коллеги по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации. Рассмотрев жалобы граждан на вышеуказанные положения закона города Москвы, сопоставив нормы закона с федеральным законодательством, судебная коллегия пришла к выводу о том, что вопрос о конкретном сроке постоянного проживания как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, Жилищным кодексом РФ не решен.

Вместе с тем, по мнению Судебной коллегии, Москва как субъект Российской Федерации вправе был своим законом в опережающем порядке в силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» урегулировать этот вопрос. (Определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2007 г. № 5-Г07-56 «Об оставлении без изменения решения Московского городского суда от 13 марта 2007 года»).

При определении уровня обеспеченности жилыми помещениями учитывается суммарная площадь всех принадлежащих гражданину и членам его семьи жилых помещений (п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

В следующих частях мы рассмотрим вопросы признания граждан малоимущими для целей обеспечения жильем, учет граждан для целей обеспечения жильем, порядок предоставление жилых помещений на условиях договора социального найма.

Как получить помощь в улучшении жилищных условий

1. Что такое жилищный учет и что он дает?

В Москве получить помощь в улучшении жилищных условий в большинстве случаев могут только те семьи, которые состоят на жилищном учете. Сегодня есть три категории таких граждан:

  • нуждающиеся в улучшении жилищных условий (те, кто встал на учет до 1 марта 2005 года);
  • нуждающиеся в жилых помещениях (те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года и был признан малоимущим );
  • нуждающиеся в содействии в приобретении жилых помещений (те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года и не был признан малоимущим).
Читайте так же:  Перечень документов при приеме на работу

С 2017 года можно встать на жилищный учет только в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Перейти в другую категорию нельзя. В случае важных изменений (у вас поменялся состав семьи, адрес регистрации и так далее) в учетное дело на жилищном учете нужно вносить изменения.

2. На что могут рассчитывать те, кто встал на учет до 1 марта 2005 года?

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий по своему выбору могут претендовать на:

3. На что могут рассчитывать те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года?

Нуждающиеся в содействии в приобретении жилых помещений, могут претендовать на:

Но только в случае если они успели подать заявление на улучшение жилищных условий одним из этих способов до 9 января 2017 года. Выбор способа улучшения жилищных условий после 09 января 2017 года для этой категории очередников не предусмотрен, так как законодательством не определены формы оказания содействия в приобретении жилья.

Нуждающиеся в жилых помещениях могут претендовать только на жилье, предоставляемое по договору социального найма.

4. Как помогают людям с опасными хроническими заболеваниями?

Жителям города Москвы, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире), жилищные условия улучшаются в соответствии с выбранным способом вне очереди. При этом в новой квартире должна быть отдельная изолированная комната для такого больного.

5. Как помогают пожилым и инвалидам?

Улучшить жилищные условия могут семьи, в которых есть:

  • инвалиды (дети-инвалиды) с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, которые больше не хотят там жить, при условии, что жилье, которое они занимали раньше предоставить им невозможно.

Они могут получить жилье специализированного жилищного фонда Москвы по договору безвозмездного пользования. Жилье будет соответствовать индивидуальной программе реабилитации и абилитации.

6. Как получить освободившуюся комнату в коммуналке?

Если в коммунальной квартире освобождается комната (или несколько комнат), ее обязаны предложить по договору социального найма семьям из этой же квартиры в следующей последовательности:

  • состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях (независимо от их места в общей очереди на улучшение жилищных условий). Если в коммунальной квартире две такие семьи, то сначала предлагают освободившееся жилье тем, кто встал на учет раньше;
  • не состоящим на таком учете, но имеющим все основания быть на него принятыми.

Если ни тех, ни других в квартире нет, освободившееся помещение должны предложить семьям, которые обеспечены общей площадью жилья на одного члена семьи менее нормы предоставления — 18 квадратных метров, по договору купли-продажи.

Во всех остальных случаях в освободившуюся комнату могут вселить кого-то из очередников жилищного учета.

7. Как получить жилье жителям аварийных и ветхих домов?

Жители Москвы, дома которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, в том числе жители пятиэтажных домов, подлежащих сносу, не состоящие на жилищном учете, должны обеспечиваться жильем того же типа.

Жителям домов серий К-7, II-32, II-35, 1605-АМ, 1МГ-300, состоящим на жилищном учете, предоставляются жилые помещения по договору социального найма, безвозмездного пользования, либо жилищные субсидии и социальная ипотека (в зависимости от того, к какой категории очередников они относятся) без учета даты постановки на жилищный учет.

Жилье предоставляется в том же районе. В другом — только если вы дадите письменное согласие.

8. Есть ли какая-то помощь для семей с детьми?

Да. Семьи с детьми, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, могут получить поддержку:

Кроме того, многодетным семьям, имеющим троих и более несовершеннолетних детей, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляется компенсационная выплата для приобретения или строительства жилых помещений взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно .

9. У меня остались вопросы. Куда обратиться?

Инструкция носит справочный характер и ориентирована на большинство пользователей. Для того чтобы узнать, что делать именно в вашей ситуации, обратитесь за консультацией:

  • на прием в службу одного окна Департамента городского имущества Москвы. На консультацию можно предварительно записаться на mos.ru;
  • на горячую линию Департамента городского имущества по телефону: 8 (495) 777-77-77. Профильные специалисты консультируют граждан по жилищным вопросам в соответствии с расписанием. На общие вопросы специалисты справочной службы отвечают ежедневно.

Чтобы определить, каким способом вы можете улучшить свои жилищные условия, вы также можете воспользоваться онлайн-сервисом Департамента городского имущества Москвы.

Жилье малоимущим семьям в 2019 году

В РФ достаточно много разных категорий граждан, претендующих на господдержку, а также обеспечение льготами, что тоже можно рассматривать как разновидность государственной помощи. Многие люди хотят знать, как получить квартиру малоимущей семье? Как встать на очередь на квартиру малоимущим?

Малоимущие – одна из самых многочисленных групп, имеющихся в обществе, так как зачастую оплата труда довольно маленькая, и даже работу можно найти далеко не в каждом случае, что становится причиной бедности.

При этом малоимущим положены определённые льготы, связанные с налоговыми аспектами и с бытовым обеспечением. Потому будет важно разобрать, как становиться в очередь на жильё малоимущим в Российской Федерации в 2019 году.

Что важно знать?

Видео (кликните для воспроизведения).

Малоимущим человеком считается тот, у кого доход не превосходит уровень прожиточного минимума, установленного в конкретном регионе. И потому данный гражданин не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности в полном объёме.

Из этого следует, что вопрос, касающийся уровня дохода, когда человек или даже вся семья вправе оформить статус малоимущих, считается довольно индивидуальным и зависит в первую очередь от области, где эти граждане живут.

Если у человека или его семьи низкий уровень дохода, то они имеют право получить определённый статус, благодаря которому они потом будут получать льготы, касающиеся налоговых сборов, оплаты услуг ЖКХ, а также претендовать на государственное жильё, если данная потребность действительно имеет место быть.

Нужно отметить, что претендент на статус малообеспеченного обязательно должен предоставить документацию о доходе, из которой станет ясно, что ежемесячные поступления гражданина меньше, чем минимальный уровень.

Если лицо, злоупотребляющее наркотиками или алкоголем, будет пытаться получить этот статус, то оно получит отказ.

Основные понятия

Чтобы понять, как формируется очередь на жилище, и предоставляется такая жилплощадь, нужно ознакомиться с главными понятиями, встречающимися повсеместно как в официальной документации, так и в правовых актах.

В каком случае нуждающемуся могут помочь улучшить бытовые условия?

Есть определённые причины, по которым малоимущие граждане, а также их семьи могут быть признаны нуждающимися в улучшении бытовых условий.

О законодательном регулировании

В соответствии с законом 134 «О прожиточном минимуме в РФ», любой гражданин может получить статус малоимущего, который даёт ему право получать льготы, если его ежемесячный доход меньше установленного прожиточного минимума.

Среднедушевой доход рассчитывается соответственно закону 44 «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи…».

Читайте так же:  Срок оформления загранпаспорта

Помимо этого, список доходов, учитывающихся во время расчёта общего заработка, есть в постановлении Правительства РФ под номером 512. А меры поддержки малоимущих содержатся в законе 178 «О государственной социальной помощи». Как раз соответственно ему предоставляют помощьмалообеспеченному населению и дают определённые льготы.

Как малоимущие могут стать в очередь на жильё?

Процедуру постановки в очередь на жилплощадь в России проводят по стандартной схеме. Этим вариантом могут воспользоваться только льготные категории граждан, поэтому изначально важно получить данный статус.

Малоимущий гражданин может встать в очередь, только если есть официальное подтверждение материального положения и основания для постановки на учёт. В этом случае не достаточно одной справки о доходах.

К этой документации прилагают и удостоверение малоимущей семьи. Распределение денег проводится в стандартном порядке, однако после того, как будет подтверждена возможность участия гражданина и его семьи в программе государственной помощи (жилищной программе для малоимущих семей).

И самый главный пункт в этом алгоритме – это документы. Зависимо от местности проживания, кандидат может рассчитывать, что решение, касающееся постановки на очередь, будет принято за десять-пятнадцать дней.

Чем больше город – тем быстрее будут рассмотрены бумаги. В региональном плане есть возможность отсрочек при большом потоке документов для обработки.

Ознакомьтесь с пошаговой инструкцией

Для получения места в очереди на жилую площадь в своём регионе, учитывается следующий алгоритм:

После получения ответа о постановке на очередь нужно ждать появления денег для финансирования проектов приобретения жилья за свои деньги или за кредитные финансы. Есть вариант, когда можно оформить договор социального найма места проживания.

Куда обратиться за помощью?

Все консультации можно получить и подать документы в местном органе самоуправления. Семья должна посетить земельный отдел либо отдельно созданную комиссию по данным вопросам.

Это разделение контролируется только на региональном уровне. Потому в разных субъектах Российской Федерации есть собственная система государственных органов в этой области.

Стандартным вариантом предполагается выбор местной администрации. Там и оформляются все льготы жилищного плана согласно соответствующему договору.

Полный перечень документации

Чтобы встать на учёт, надо собрать базовые документы следующего наполнения:

Отдельный пункт оформления помощи – это приложение заявления на постановку в очередь. Бланк должен состоять из:

1) информации о заявителе на субсидии;

2) данных обо всех членах семьи, претендующих на жилую площадь;

3) причин постановки на очередь;

4) перечня документации, который прилагается к заявке.

Кому положены квартиры без очереди?

Что известно о бесплатном жилье малоимущим семьям в 2019 году? Во время участия в программе учитываются варианты внеочередного предоставления помещения из жилого фонда страны. Возможность получения жилья есть у:

  • людей с инвалидностью;
  • молодых специалистов;
  • военнослужащих (как действующих, так и уволенных в запас);
  • сотрудников всех подразделений МВД;
  • сирот;
  • семей, чьё жильё признано аварийным.

Причины снятия с учёта

Главная причина, почему могут снять с учёта, заключается в изменении статуса гражданина и его семьи. Если они больше не малоимущие, то оформление льготы такого вида не может быть совершено.

Дальше по перечню располагаются такие основания:

1) переезд в другой муниципалитет;

2) другие жилищные льготы (на строительство либо покупку жилья);

3) информация в документах, которая была установлена как неправдивая.

Очередь сдвигается из-за того, что появляются лица, которые могут получить жилище вне очереди.

Оформить жилую площадь малоимущим семьям можно на нескольких условиях, нужно пройти определённые процедуры.

Также надо собрать документальную базу и подтверждения. Если такие условия не выполняются, то даже о постановке на учёт нуждающихся в жилье речи быть не может.

Жилищная субсидия малоимущим семьям в 2019 году

В соответствии с законодательством, размер оплаты жилища не должен быть больше 22 % от общего семейного дохода. Но если семья была признана малоимущей, то данный показатель уменьшается при помощи специальных расчётов, коэффициентов. Причём помощь касается и оплаты коммунальных услуг, и оплаты самого жилища. Этот вид помощи могут получать семьи, которые арендуют жильё. Таким образом предоставляется субсидия на жилье малоимущим семьям в 2019 году.

Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим. Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ). А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв. м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Читайте так же:  Не наследственный переход накопительный части

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов. Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л. и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ. Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

[2]

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т., причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Порядок признания нуждающимся в жилом помещении

Радикальное изменение направления социальной политики, произошедшее в начале 90-х годов прошлого века, похоронило надежды большей части взрослого населения России на возможность получения бесплатного жилья. Отныне такой привилегией пользуется очень ограниченный круг лиц резко отличающихся по своему социальному статусу и материальному положению. Среди них и депутаты, имеющие право на получение квартир в Столице, и самые незащищенные категории граждан – дети-сироты, многодетные семьи и лица, проходящие службу в вооруженных силах. Все остальные категории – даже дети, чьи родители включили их в число собственников приватизированных квартир, навсегда лишены надежды на возможность получения бесплатного социального жилья в порядке очередности. Если они по тем или иным причинам не перейдут в разряд лиц, упомянутых в ст. 51 ЖК РФ.

Читайте так же:  Право семей с детьми на региональный материнский капитал

О чем говорит закон о признании нуждающихся?

Признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, тесно увязано с его социальным статусом либо состоянием здоровья. В Жилищный кодекс РФ включены четыре категории:

Исходя из этих, весьма ограниченных критериев признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, государство снимает груз ответственности за обеспечение жилой площадью подавляющего большинства населения. В основном молодых, только начинающих самостоятельную жизнь людей, обрекая их влачить существование на съемных квартирах или выплачивать долговременную ипотеку в угоду обогащения банкиров.

Военнослужащие – отдельная категория претендентов на получение жилья

Абзац 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» постановляет, что отдельной категорией граждан, признаваемых нуждающимися в улучшении жилищных условий бесплатно, за счет государственных средств являются лица проходящие или проходившие военную службу если их выслуга составляет не менее 20 лет, либо 10 и более лет, уволенных из рядов ВС по старости, инвалидности или в результате организационно-штатных мероприятий, связанных с сокращением. Если бывший или действующий военнослужащий отвечает этим критериям, то в отношении его и членов его семьи действуют положения ст. 51 Жилищного кодекса.

Алгоритм действий для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий

Неудовлетворенность своими жилищными условиями не является основанием для постановки на учет и получения жилплощади сообразно своим желаниям Для этого необходимо соблюсти ряд бюрократических действий и пройти многолетний этап ожидания своей очереди на улучшении условий проживания.

Получение статуса. Кто имеет право?

Статус приобретается на основании соответствия одному или нескольким критериям, изложенным с ст.51 ЖК. Гражданин одновременно может быть малоимущим – совокупный доход всех членов семьи не дотягивает до минимального прожиточного минимума, и при этом на каждого из членов семьи может приходиться менее 12 м 2 жилплощади. Либо, проживающий во вполне благополучных условиях со своей семьей человек может заболеть, и его болезнь сделает невозможным совместное проживание с ним других членов семьи. Это редкие случаи. Перечень заболеваний, при которых заболевший имеет право на получение изолированного жилья изложен ниже. Следует учесть, что указанные документы вступили в силу только с 01.-1.2018 года:

— Приказ Минздрава России от 30.11.2012 г. № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь»;

— Приказ Минздрава России от 29.11.2012 г. № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Постановка на учет нуждающихся граждан

Постановка на учет в качестве нуждающегося зависит от критерия, по которым гражданин претендует на улучшение жилищных условий. Дело в том, что в отношении различных категорий граждан реализуются различные государственные программы и количество жилья по ним строится разное.

Начинать необходимо с написания заявления в местный орган муниципальной власти по месту постоянного жительства/регистрации. Именно это заявление послужит основанием для начала работы комиссии, которая обязана выехать по указанному заявителем адресу и провести обследование его жилищных условий.

Стандартный бланк заявления (нажмите для скачивания) предоставляется бесплатно. Для каждого из оснований разработаны самостоятельные заявления, которые предоставляются в секретариате жилищной комиссии местного муниципального органа.

Документы, прилагаемые к заявлению

Подача заявления сопровождается сбором довольно значительного пакета документов:

  • Паспорта (заявителя и всех членов семьи);
  • Справкой о составе семьи;
  • Выпиской из домовой книги;
  • Копией свидетельство о браке или о расторжении брака;
  • Свидетельствами о рождении детей;
  • Свидетельствами или решениями судов об установлении родственных связей;
  • Выпиской из Росреестра о наличии/отсутствии во владении заявителя объектов недвижимости;
  • Копией финансово счета из всех банков, в которых открыты счета;
  • Справка с места работы о размере заработной платы 2- НДФЛ ;
  • Выписка об отсутствии задолженности за коммунальные платежи;
  • Налоговая декларация 3- НДФЛ (если гражданин самозанятый или предприниматель);
  • Санитарный паспорт помещения, если оно признано ветхим, аварийным или подлежащим сносу.

[3]

После предоставления этих документов, если в них не обнаружено подлога или искажения данных, а так же после положительного решения комиссии о том, что заявитель нуждается в улучшении условий проживания ему выдается справка, в которой указывается основание и номер его очереди в списке очередников по данному основанию.

Особенности постановки и снятия с учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Для постановки на учет военнослужащего ему необходимо написать в адрес командира воинской части заявление по форме:

Заявление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий

При постановке на учет военнослужащие предоставляют документы, изложенные в п. 3 («а» — «г») Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054.

Не обеспеченные к моменту увольнения со службы жильем военные не снимаются с учета, до полного удовлетворения их потребностей в жилом помещении в соответствии с действующими нормами. После получения указанных помещений они оформляются в собственность (в отличие от жилья, полученного другими категориями граждан в порядке очередности).

Если военнослужащий меняет место жительства после увольнения со службы, то автоматически по его заявлению происходит постановка на учет в качестве нуждающегося по вновь избранному месту проживания.

Срок постановки на учет может быть прерван, если уволившийся военнослужащий вновь заключит контракт на военную службу и будет обеспечен служебным жильем. По результатам выделения военнослужащему жилого помещения составляется выписка:

На основании этой выписки производится оформление квартиры в собственность.

Получение статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий не гарантирует получения квартиры в натуре. Нуждающемуся может быть предложено оформить субсидию на льготных условиях, или предоставлено право на приобретение жилого помещения с зачетом субсидируемых государством минимальных требований, предъявляемых к предоставляемой жилплощади. В любом случае, ожидание обычно длится годами, за этот период могут многократно поменяться условия (рост доходов, изменение состава семьи, состояния здоровья), что является основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающегося.

Друзья! Если статья оказалась полезной, ПОЖАЛУЙСТА, поделитесь ею с друзьями в любой социальной сети, ведь чем больше людей будет знать о своих правах (и доказывать их), тем ответственнее станут службы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Идея сайта возникла на основе многочисленных жалоб в сфере коммунальных услуг и отсутствия нужной информации в одном источнике! Это единственный в своем роде жилищный сайт, объединяющий действительно важные и актуальные материалы.

Источники


  1. Смирнов; Петренко Политология; М.: Велби, 2011. — 336 c.

  2. Хаймович, М. И. Правоведение. Основы правовых знаний / М.И. Хаймович. — М.: РИОР, Инфра-М, 2013. — 304 c.

  3. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.
  4. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: РИОР, 2009. — 464 c.
Как быть признанными нуждающимися в жилье
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here