Как и кем проводится государственный надзор и контроль за соблюдением охраны труда – цели и порядок

Полная информация по теме: "Как и кем проводится государственный надзор и контроль за соблюдением охраны труда – цели и порядок" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Как и кем проводится государственный надзор и контроль за соблюдением охраны труда – цели и порядок проведения

2.13. НАДЗОР И

КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ

Основными видами контроля за состоянием охраны труда являются:

— контроль, осуществляемый органами государственного надзора и технической инспекцией труда профсоюзов;

— контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия;

— оперативный контроль руководителя и других должностных лиц;

— ведомственный контроль вышестоящих органов.

Согласно ст. 462 ТК РБ контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством.

Органы надзора и контроля за соблюдением правил и норм охраны труда и их функции

Наименование контрольного и надзорного органа

[2]

Управление государственной экспертизы по условиям труда

Контроль за проведением аттестации рабочих мест и установлением доплат по условиям труда, правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда

Департамент государственной инспекции труда

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда

Главное управление военизированной пожарной службы МЧС РБ ( Госпожнадзор )

Надзор за обеспечением пожарной безопасности и контроль за противопожарным режимом на предприятиях, в организациях и учреждениях осуществляются отделами Государственного пожарного надзора системы органов и подразделений

Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике МЧС РБ ( Проматомнадзор )

Надзор за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике; надзор на территории республики за соблюдением юридическими, должностными лицами и гражданами требований безопасности на потенциально опасных объектах и установленного порядка пользования недрами

Управление государственного энергетического надзора концерна « Белэнерго » ( Госэнергонадзор )

Надзор за безопасной эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок. Инспекторы энергонадзора могут давать обязательные для руководителей предприятий, учреждений и организаций предписания, в том числе и об отстранении от работы лиц, не прошедших проверки знания соответствующих инструкций и правил или нарушающих их, а также налагать штрафы

Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования ( Главгостехнадзор )

Надзор за техническим состоянием тракторов, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования

Государственная инспекция по охране труда, транспортной и пожарной безопасности Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ

Надзор за соблюдением охраны труда, транспортной и пожарной безопасности в сельском хозяйстве

Департамент государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства РБ ( Госстройнадзор )

Надзор за соблюдением охраны труда и безопасным ведением работ в строительстве

Государственный санитарный надзор ( Госсаннадзор )

Надзор за соблюдением санитарного законодательства, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы

Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ ( Белгосстандарт )

Надзор за выполнением требований государственных стандартов, строительных норм и других нормативных документов по стандартизации, включая ССБТ

[3]

Государственная автомобильная инспекция (ГАИ)

Контроль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

Прокуратура Республики Беларусь

Общий надзор за исполнением законов органами власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами

Контроль, осуществляемый органами государственного контроля.

Должностные лица органов государственного надзора и контроля имеют право:

осуществлять проверки соблюдения законодательства об охране труда;

— выдавать должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений законодательства об охране труда;

— приостанавливать работу предприятий и других структурных подразделений, если их производственная деятельность осуществляется с нарушением требований по охране труда, создающим угрозу жизни и здоровью работающих;

— налагать на должностных лиц и на нанимателей штрафы за нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

— в необходимых случаях направлять представления о несоответствии должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры.

При осуществлении государственного надзора и контроля государственные органы взаимодействуют между собой, а также с органами, осуществляющими общественный контроль.

Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, контролирует проведение работы по обучению руководителей и специалистов, проверке их знаний законодательства по охране труда. Департамент вносит предложения о приостановлении действия или аннулировании лицензии, свидетельства, аттестации, аккредитации и сертификата в случае выявления нарушений требований законодательства об охране труда, создающих угрозу жизни и здоровью работающих.

Государственный инспектор труда имеет право в любое время суток проходить на территорию нанимателя и проверять соблюдение законодательства о труде. Он имеет право проводить расследование несчастных случаев на производстве, налагать в установленном порядке за нарушения законодательства о труде и охране труда штрафы на должностных лиц или выносить им предупреждение.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы в порядке, установленном Правительством РБ (ст. 463 ТК РБ). В соответствии со ст. 16 Закона РБ «О профессиональных союзах» постановлением СМ РБ от 23.10.2000 г. №1630 утвержден Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства РБ о труде (с изм. и доп., внесенными постановлениями СМ РБ от 19.02.2001 г. №218 йот 19.12.2002 г. №1777).

Представители профсоюзов имеют право:

— осуществлять проверки соблюдения законодательства РБ о труде по вопросам заключения, изменения и прекращения трудового договора (контракта); рабочего времени и времени отдыха; оплаты труда, гарантий и компенсаций, выполнения коллективных договоров, соглашений и т.д.;

Читайте так же:  Как правильно составить приказ о возложении обязанностей по охране труда – образцы для скачивания

— осматривать рабочие места, проводить независимую экспертизу обеспечения здоровых и безопасных условий труда;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— обращаться в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РБ о труде для принятия необходимых мер по выявленным профсоюзом нарушениям;

— подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав;

— участвовать в разработке государственных программ по вопросам охраны труда, а также нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профилактики профессиональных заболеваний.

Периодический (трехступенчатый) контроль – основная форма контроля администрации и комитета профсоюза предприятия за состоянием условий и безопасности труда.

Руководитель предприятия и председатель комитета профсоюза осуществляют руководство организацией трехступенчатого контроля.

Первая ступень контроля проводится на участке цеха, в смене или бригаде. Вторая ступень – в цехе, участке предприятия. И третья ступень – на предприятии в целом.

На первой ступени дежурный по охране труда совместно с общественным инспектором по охране труда ежедневно проверяет состояние охраны труда в своем подразделении. При необходимости они организуют немедленное устранение выявленных нарушений или докладывают о них вышестоящему руководителю.

Результаты проверки заносят в журнал первой ступени контроля, который хранится у руководителя участка.

На второй ступени комиссия в составе начальника цеха, старшего общественного инспектора по охране труда, инженера (ст. инженера) по технике безопасности, представителя технической службы еженедельно проверяет состояние охраны труда в цехе, строительном объекте и т.д. Результаты проверки заносят в журнал второй ступени контроля, в котором намечают также мероприятия по устранению выявленных нарушений.

На третьей ступени не реже одного раза в квартал, как правило, раз в месяц в День охраны труда, организация проводит комплексную проверку охраны труда на предприятии.

На каждой ступени контроля при обнаружении грубых нарушений охраны труда, могущих причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, проверяющие имеют право приостановить работу до устранения выявленных недостатков.

Результаты проверки должны оформляться актом и в недельный срок обсуждаться на совещаниях у руководителя предприятия с участием профсоюзного актива. На совещании у руководителя предприятия должны присутствовать все руководителя цехов и участков.

Ведомственный контроль осуществляется службами охраны труда министерств и их подразделений.

По каждому министерству и ведомству разработаны и внедрены «Положения о функциональных обязанностях и ответственности по охране труда должностных лиц в строительно-монтажных организациях и на предприятиях», которые предусматривают: повышение ответственности всех инженерно-технических работников (ИТР) и должностных лиц за состояние безопасных условий труда и обеспечение проведения мероприятий, при которых профилактическая работа по охране труда должна проводится последовательно с привлечениям широкого круга рабочих , ИТР участков и цехов; создание условий, при которых должен осуществляться контроль за безопасными и здоровыми условиями труда, исключающий оставление без надзора любого производственного процесса, рабочего места, машин и механизмов, для предупреждения возможных отступлений от действующих норм и правил охраны труда.

Охрана труда

В настоящее время в нашей стране взамен старой, отработанной десятилетиями системы надзора и контроля за охраной труда, включавшей государственный, общественный и внутриведомственный надзор и контроль, складывается новая система. При этом сохраняется прежний принцип — осуществление надзора и контроля специально уполномоченными органами, инспекциями и комиссиями, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятий.

Система управления охраной труда, кроме высших органов Государственной власти и Прокурорского надзора, включает: государственный надзор и контроль, ведомственный контроль, общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

Государственный надзор за соблюдением правил и норм охраны труда возглавляет Министерство труда и социальной зашиты РФ, в котором создан для руководства организацией охраны труда Департамент охраны труда. Функции надзора и контроля выполняет Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) и подведомственные ей государственные технические и правовые инспекции труда субъектов Российской Федерации, а также органы Государственного энергетического надзора, Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Госгортехнадзора, Государственного пожарного надзора, Государственный комитет по охране окружающей среды.

Общественный контроль за соблюдением правил по охране труда на предприятиях, согласно ст. 248 КЗоТ РФ, призваны осуществлять профессиональные союзы, а также общественные уполномоченные и комиссии (комитеты) соответствующих выборных профсоюзных органов или трудовых коллективов предприятий любой формы собственности.

Отраслевые министерства и ведомства призваны поддерживать или создавать вновь службы, осуществляющие внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства о труде и охраной труда на подчиненных им предприятиях.

Схема управления охраной труда в Российской Федерации

В процессе контроля состояния охраны труда на промышленном предприятии проводятся: проверка документации, визуальное наблюдение, измерение параметров условий труда приборами, выявление мнений работающих об условиях труда и другие работы.

В настоящее время, в частности, на промышленных предприятиях организованы работы по аттестации и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда, порядок проведения которых изложен в «Положении о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» и «Временных правилах сертификации» (постановление Минтруда РФ от 14.03.1997 г., № 12).

Сертификация рабочих мест — деятельность по подтверждению соответствия постоянных рабочих мест на действующих предприятиях установленным государственным нормативным требованиям по охране труда.

Сертификация на действующих производственных объектах осуществляется исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Задачами аттестации и сертификации рабочих мест являются:

  1. определение фактических значений опасных и вредных производственных факторов на действующих рабочих местах;
  2. оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах;
  3. предоставление льгот и компенсаций за работу с вредными и тяжелыми условиями труда в предусмотренном законодательством порядке работникам, занятым на аттестуемых рабочих местах;
  4. разработка мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.
Читайте так же:  Какие документы следует представить для назначения государственной пенсии за выслугу лет

Нормативной основой проведения аттестации и сертификации рабочих мест по условиям труда являются:

  1. гигиеническая классификация труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса). Утверждена Минздравом СССР 12 08 86 № 4137—86;
  2. система стандартов безопасности труда (ССБТ);
  3. санитарно-гигиенические нормативные материалы.

Какие государственные органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда существуют в республике?

В соответствии со статьей 462 ТК и статьей 34 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 года № 356-3 «Об охране труда» (в редакции от 12 июля 2013 года № 61 -3) надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные государственные органы надзора и контроля в порядке, установленном законодательством.

Согласно статье 464 ТК и статье 39 указанного Закона при осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде специально уполномоченные государственные органы надзора и контроля взаимодействуют между собой, а также с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, органами прокуратуры, профсоюзами.

В настоящее время в республике существует целый ряд государственных органов надзора и контроля, специализированных и ведомственных инспекций по охране труда и технике безопасности. Один из них — Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь — является надзорным органом общей компетенции, т. е. он осуществляет надзор за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда всеми нанимателями независимо от форм собственности, видов деятельности и ведомственной подчиненности, по всем (без каких-либо изъятий) вопросам.

Кроме того, следует назвать и другие государственные органы надзора и контроля за соблюдением законодательства:

Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Госпромнадзор);

Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Госатомнадзор);

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, являющиеся органами государственного пожарного надзора;

Министерство энергетики Республики Беларусь, государственное производственное объединение электроэнергетики «Белэнер — го», республиканские унитарные предприятия электроэнергетики «Брестэнерго», «Витебскэнерго», «Гомельэнерго», «Гродноэнер — го», «Минскэнерго» и «Могилевэнерго»;

государственное учреждение «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», областные центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, Минский городской, городские, районные, зональные и районные в городах центры гигиены и эпидемиологии;

Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь;

Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

Указанные органы осуществляют надзор (контроль) за определенным кругом предприятий, производств или видов деятельности в рамках их компетенции, определенной в положениях об этих органах, утвержденных в установленном порядке.

Имеются государственные органы, которые осуществляют такую деятельность только в масштабах одного ведомства (Дорожный центр стандартизации и метрологии, Дорожная инспекция котлонадзора, Военизированная охрана Белорусской железной дороги, Центр гигиены и эпидемиологии на воздушном транспорте, Белорусская инспекция речного регистра и др.).

В какой-то степени вопросы безопасности труда контролируются ГАИ, Инспекцией по безопасности полетов Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Белорусской инспекцией речного судоходства Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Департаментом контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, ревизорскими службами Белорусской железной дороги и др.

Аттестация рабочих мест, охрана труда и экология

Полный комплекс услуг по демократичным ценам с оформлением документов «под ключ» — Вам останется только подписать!
У нас собственная лаборатория и автопарк — мы работаем для Вас по всей Беларуси!

Охрана труда

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляется федеральным органом надзора и контроля за охраной труда, а также соответствующими органами субъектов федерации за охраной труда, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятий и вышестоящих органов управления и действующими в соответствии с положениями, утвержденными в установлен ном порядке.

Должностные лица органов государственного надзора и контроля (государственные инспекторы) но охране труда имеют право беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на производстве, иметь доступ к необходимой информации, выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений, налагать штрафы на должностных лиц предприятий, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда.

Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Должностные лица органов государственного надзора и контроля несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с рекомендациями, разработанными государственными органами управления охраной труда.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательства и иных нормативных актов по охране труда, в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами или положениями по охране труда, либо препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Читайте так же:  Какие выплаты и компенсации положены при производственной травме

За нарушение требований законодательных и иных нормативных актов по охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях — к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

В случаях, когда производственная деятельность предприятий или их структурных подразделений связана с опасностью для жизни и здоровья работников и населения, их деятельность может быть приостановлена по предписанию должностных лиц органов государственного надзора и контроля, а решение о закрытии указанных предприятий принимается органами государственного надзора и контроля.

Решение органов государственного контроля и надзора о закрытии предприятия может быть обжаловано в судебном порядке.

Государственный надзор за природоохранной деятельностью осуществляют Прокуратура России, Министерство экологии и использования природных ресурсов России, специальные государственные (федеральные) и местные инспекции.

В числе задач, которые должны решать природоохранные органы, можно выделить следующие шесть:

  1. комплексное управление природоохранной деятельностью в стране и проведение единой научно-технической политики в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов;
  2. государственный контроль за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного (в том числе лесов) и животного (в том числе рыбных запасов) мира, морской среды и природных ресурсов территориальных вод России, континентального шельфа;
  3. разработка предложений по совершенствованию механизма природопользования, утверждение экологических нормативов, правил и стандартов, разработка предложений в государственные программы по рациональному использованию ресурсов, охране природы и контролю их выполнения;
  4. государственная экологическая экспертиза схем развития и размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства, контроль за соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологий и т.п.;
  5. выдача разрешений на захоронение (складирование) промышленных, бытовых и иных отходов, на специальное водопользование, контроль за отведением земель под вес виды хозяйственной деятельности;
  6. руководство заповедным делом.

Природоохранные органы, в том числе и местные, обладают необходимыми полномочиями. Они, в частности, имеют право:

  1. налагать запреты на строительство, реконструкцию или расширение объектов промышленного и иного назначения, проведение работ по эксплуатации природных ресурсов, осуществляемых с нарушением природоохранного законодательства; приостанавливать работу предприятий, грубо нарушающих нормы и правила охраны окружающей среды; предъявлять иски предприятиям, а также гражданам о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде загрязнением и нерациональным использованием природных ресурсов.

В соответствии с законом об охране атмосферного воздуха контроль за состоянием атмосферы возложен на Общегосударственную службу наблюдения и контроля зa уровнем загрязнения атмосферы и природной среды — ОГСНК, входящую в систему Госкомгидромета. В основу работы ОГСНК положена комплексность наблюдений за химическим составом атмосферы, метеорологическими параметрами и вредными выбросами в атмосферу. Наблюдения за загрязнением атмосферы проводятся на стационарных, маршрутных и передвижных (подфакельных) постах.

Ряд вопросов, связанных с состоянием природной среды, подконтролен Государственному комитету по санитарно-эпидемиологическому надзору (Госсаннадзору РФ).

Одним из элементов контроля и управления охраной природы является привлечение к ответственности нарушителей природоохранного законодательства. К ответственности в качестве правонарушителей могут привлекаться предприятия, организации, учреждения, их должностные лица, а также граждане. Правонарушения в области охраны атмосферы, земель, недр, вод, животного и растительного мира влекут за собой все виды ответственности — материальную, административную, дисциплинарную и уголовную. Наиболее распространенным видом ответственности в настоящее время является административная ОТВСТСТВенность.

Мерами административного взыскания в области охраны окружающей среды являются предупреждение, денежный штраф, конфискация имущества (например, средств улова), временное лишение прав. Меры административного взыскания применяются лишь в отношении граждан и должностных лиц. В отношении предприятий, учреждений и организаций, допускающих административные правонарушения, применяются меры административного воздействия: приостановление или прекращение работы предприятий, цехов, агрегатов и других хозяйственно-технических объектов, систематически загрязняющих ОПС сточными водами и выбросами в атмосферу; запрещение использования отдельных машин, механизмов, приборов, являющихся источниками загрязнения, шума, вибрации, излучения свыше допустимых норм, и т.д. Некоторые меры административного воздействия могут применяться и в отношении граждан.

Меры административного воздействия и взыскания в области охраны природной среды применяются соответствующими должностными лицами либо государственных органов, либо по постановлениям административных комиссий при органах местного самоуправления на основании протоколов или актов о совершенных правонарушениях, составленных государственными или общественными инспекторами по охране природы.

Различными вопросами охраны природы занимаются также общественные организации и движения. В качестве примера крупной общественно-массовой организации можно привести Всероссийское общество охраны природы, функционирующее с 1924 года. В его составе более 30 млн человек и 62 тыс. коллективных членов.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об охране труда

Видео (кликните для воспроизведения).

Российское законодательство предусматривает систему органов государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включая нормы об охране труда.

Различают государственный и ведомственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об охране труда.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об охране труда

В соответствии со ст. 356 Трудового кодекса РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляется Федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правитель­ством РФ.

Федеральная инспекция труда (ФИТ)это единая централи­зованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территори­альных органов (государственных инспекций труда), которые находятся в ведении Минтруда России.

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет Главный государственный инспектор груда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобож­даемый от должности Правительством РФ. Принципы деятельности, основные задачи и полномочия Федеральной инспекции труда изло­жены в ст. 355 и 356 Трудового кодекса РФ.

Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осу­ществляющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объ­единениями работодателей, другими организациями.

Читайте так же:  Особенности заключения трудового договора о дистанционной работе

Главными исполнителями основных задач и полномочий феде­ральной инспекции груда являются государственные инспекторы труда (по правовым вопросам и охране труда).

Права государственных инспекторов труда:

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора в соответствии со ст. 357 Трудового кодекса РФ и п. 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, имеют право:

Следует подчеркнуть, что федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется в отношении любых работодателей – юридических лиц (организаций) независимо от организационно-пра­вовой формы и формы собственности, работодателей физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники, а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договора.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуще­ствляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами исполнительной власти. К данным органам относится:

  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
  • Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА), находящееся в ведении Минздрава России

Руководство деятельностью Ростехнадзора и Роспотребнадзора осуществляет Правительство РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

Государственный надзор за соблюдением требований по безопасно­му ведению работ на опасных производственных объектах осуществля­ется Ростехнадзором, который проверяет соблюдение государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горной, горно-химической, нерудной, нефте- и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей про­мышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, (ранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности. Полномочия Ростехнадзора определены постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401.

Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется Ростехнадзором при проведении им феде­рального государственного энергетического надзора.

Государственный надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности осуществляется Ростехнадзором и Роспотребнадзором при проведении ими соответственно федерального государственного надзора в области использования атомной энергии и государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности.

Государственный надзор за соблюдением работодателями са­нитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется Роспотребнадзором и ФМБЛ России. Полномочия Роспотребнадзора и ФМБА России определены постановлениями Правительства РФ соответственно от 30.00.2004 № 322 и от 11.04.2005 № 206.

Ведомственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об охране труда

В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в подведомственных орга­низациях, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации

Главную роль в системе органов государственного контроля (надзора) осуществляет прокуратура. В соответствии со ст. 1 и 2 Фе­дерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»:

Прокуратура Российской Федерацииединая федераль­ная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и ис­полнением законов, действующих на территории России.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением зако­нов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными липами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и со­действия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерче­ских организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда

Читайте также:

  1. II. Тестовый материал для исходного контроля знаний
  2. IIi — показатель условий труда на рабочем месте.
  3. III) Женские наружные половые органы
  4. III) Мочевыводящие органы
  5. III) Мужские наружные половые органы.
  6. IV. Тестовый материал для исходного контроля знаний
  7. IX. ОРГАНЫ ЧУВСТВ
  8. K государственного режима 1 страница
  9. K государственного режима 2 страница
  10. K государственного режима 3 страница
  11. K государственного режима 4 страница
  12. V. Вопросы для контроля усвоения

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляется согласно ТК РФ федеральной инспекцией труда, а также федеральными надзорами за соблюдением правил по безопасному ведению работ в определенных сферах деятельности.

В соответствии со статьей 353 ТК РФ контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) законодательства в сфере охраны труда осуществляют:

1) Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль:

федеральная инспекция труда;

федеральные надзоры — органы исполнительной власти, осуществляющие функции надзора и контроля в определенной сфере деятельности;

органы прокураторы (Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры);

2) Органы, осуществляющие внутриведомственный государственный надзор и контроль:

органы исполнительной власти на федеральном уровне;

органы исполнительной власти на уровне субъектов Федерации;

Читайте так же:  Получить пособие по беременности и родам и заработную плату

органы местного самоуправления.

3) Органы, осуществляющие общественный контроль:

профессиональные союзы, инспектора труда (собственных инспекций труда), уполномоченные по охране.

1.5.Контроль состояния охраны труда на рабочих местах в ОАО «РЖД».

Основными видами контроля и надзора за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном траноспорте являются:

· Государственный контроль и надзор — осуществляется федеральной инспекцией труда и иными федеральными органами контроля.

· Ведомственный контроль — осуществляется:

Департаментом охраны труда ОАО «РЖД»;

Службами охраны труда железных дорог;

Руководителями предприятий и учреждений;

· Общественный контроль — осуществляется Российским профсоюзом железнодорожников.

Комплексные и целевые проверки для осуществления контроля состояния охраны труда проводятся на основании ежегодных статистических отчетов, анализа производственного травматизма на железных дорогах.

Комплексные проверки проводятся не реже одного раза в 5 лет.

Целевые проверки проводятся для контроля за состоянием отдельных вопросов охраны труда.

Службы охраны труда железных дорог проводят целевые проверки в отраслевых службах управлений дорог.

Оперативный контроль за состоянием охраны труда проводится руководителями и специалистами управлений и отделений дороги при посещении ими предприятий.

Трехступенчатый контроль является основной формой контроля администрацией предприятия за состоянием охраны труда.

Задачи техступенчатого контроля:

· Организация выполнения комплекса мероприятий по охране труда;

· Определение ответственных лиц за своевременную проверку по охране труда;

· Устранения недостатков, выявленных на трех последовательных ступенях.

Ответственными за организацию и проведение трехступенчатого контроля в зависимости от структуры предприятия являются:

· На первой ступени- непосредственный руководитель работ

· На второй ступени- руководитель подразделении ( ПД);

· На третьей ступени- руководитель предприятия(ПЧ ПЧЗ, ПЧГ, ПЧЗК).

Первая ступень осуществляется ежедневно непосредственным руководителем работ как в начале так и в течении всего рабочего дня.

В начале рабочего дня проверяются:

· Устранение нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

· Состояние рабочих мест;

· Наличие необходимого для работы исправноного инструмента;

· Состояние проходов и проездов;

· Безопасность производственного оборудования;

· Наличие оградительных, защитных стредств;

· Исправность вентиляции, освещения;

· Наличие и исправность средств коллективной и индивидуальной защиты;

· Правильность складирования материалов;

· Наличие у работников удостоверений, наряд-допусков, других документов на выполнение работ с повышенной опасностью.

В течении рабочего дня контролируются:

· Соблюдение работниками требований инструкций по охране труда;

· Наличие, исправность и правильность пользования работниками средств индивидуальной защиты;

· Соблюдение работниками правил электробезопасности при работе с электроинструментом;

· Соблюдение првил эксплуатации грузоподъемных кранов, сосудов, работающих под давлением и др.;

· Солюдение других правил безопасности труда, предусмотренных для выполнения работ на данном участке.

Устранение нарушений должно проводиться немедленно под надзором непосредственно руководителя работ.

Вторая ступень осушествляется руководителем подразделения не реже двух раз в месяц. В ней принимают участие уполномоченные лица по охране труда предприятия.

При проведении второй ступени контроля проверяются:

· Выполнение мероприятий по результатам предыдущих проверок;

· Организация и соблюдение периодичности проведения первой ступени контроля, ведение журнала контроля;

· Выполнение приказов и распоряжений администрации предприятия;

· Выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям органов государственного и ведомственного надзора и контроля и инженеров по охране труда;

· Выполнение мероприятий, разработанных по материалам расследования несчастных случаев;

· Исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств, технологических процессов требованиям безопасности труда;

· Состояние ограждения станков, оборудования, механизмов;

· Освещенность рабочих мест;

· Обеспеченность работниками исправным инструментом;

· Соблюдение сроков проведения планово- предупредительных ремонтов производственного оборудвоания;

· Содержание маршрутов служебного прохода, состояние проходов, проездов;

[1]

· Своевременность и качество проведения инстуктажа;

· Санитарное состояние цехов и санитарно- бытовых помещений;

· Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

Третья ступень осуществляется комиссией, возглавляемой одним из руководителей предприятия один раз в месяц. Состав комиссии утверждается приказом по предприятию.

При проведении третьей ступени контроля проверяются:

· Выполнение мероприятий по результатам предыдущих проверок;

· Организация и периодичность проведения первой и второй ступеней контроля;

· Ведение журналов трехступенчатого контроля, инструктажа;

· Выполнение указаний по охране труда руководителей и специалистов департаметов и управлений ОАО «РЖД»;

· Выполнение мероприятий, разработанных по материалам расследования несчастных случаев;

· Наличие и правильность ведения санитарно- технического состояния цеха;

· Техническое состояние и содержание зданий, помещений и прилегающих к ним территорий;

· Соответствие оборудования требованиям стандартов безопасности труда и др. нормативных актов по охарне труда;

· Наличие санитарно- бытовых помещений;

· Организация и качество проводимого инструктажа;

· Выполнение мероприятий, предусмотренных планами улучшения условий труда и соглашением по охарне труда.

Результаты проверки оформляются актом проверки, выявленные нарушения должны быть занесены в журнал трехступенчатого контроля.

Результаты контроля руководитель рассматривает ежемесячно. Результаты рассмотрения оформляются протоколом, при необходимости приказом.

Дата добавления: 2014-11-18 ; Просмотров: 614 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Исаев, Сергей Регистрация фирмы. Самостоятельно, правильно и быстро / Сергей Исаев. — М.: Питер, 2010. — 160 c.

  2. Басовский, Л. Е. История и методология экономической науки / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 240 c.

  3. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.
  4. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.
Как и кем проводится государственный надзор и контроль за соблюдением охраны труда – цели и порядок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here