Как разрабатываются профессиональные стандарты

Полная информация по теме: "Как разрабатываются профессиональные стандарты" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Профстандарты

Рабочие квалификации сотрудников должны соответствовать строго определенным требованиям – профессиональным стандартам. Получая образование, будущий профессионал должен обретать комплекс определенных компетенций, сочетание которых и образует упомянутый стандарт. Точно такой же, в идеале, должен требоваться от специалиста при трудоустройстве.

Зачем понадобилось в современной нормативной базе понятие «профессиональные стандарты»? Как их применять на практике? Кому они будут необходимы в первую очередь? Попробуем рассмотреть это законодательное новшество, вступившее в силу с лета 2016 года.

Как раньше жили без профстандартов?

ТК оперирует термином «квалификация» (ст. 195), понимая под ним конкретный уровень трудовых навыков, специальных знаний, опыта работы, необходимых для той или иной должности. Когда человека трудоустраивали на «должность по его квалификации», это значило, что он должен соответствовать квалификационной характеристике данной должности, приведенной в Едином квалификационном справочнике (ЕКС).

Этот документ на сегодня является почти безнадежно устаревшим: многих перечисленных в нем должностей уже просто не существует, тогда как многие современные профессии вообще не упомянуты. «Осовременивание» единых квалификационных справочников было бы слишком трудоемким и нецелесообразным. Нужен был новый уровень устранения этой проблемы.

Было принято решение о замене данной нормативной базы более удобным и универсальным инструментом для определения квалификационного минимума – профессиональными стандартами.

Профстандарты и другие близкие понятия

Правомерно утверждать, что профстандарты – это квалификационные характеристики, приведенные в большее соответствие с запросами современности. Законодатели, утверждая порядок разработки и применения профессиональных стандартов (Постановление Правительства РФ № 23 от 22.02.2013 г.), использовали модернизированные сочетания претензий к профессиям, до этого детально отточив их в специализированных кругах.

Профстандарт по отношению к квалификационному требованию является более реалистичным, близким к трудовой действительности.

ВАЖНО! Определения «квалификация» и «профессиональный стандарт» не тождественны: ст. 195 ТК РФ в п.1 уточняет, что профстандарт является характеристикой квалификации. Понятие «профстандарт» введено в ТК только в 2012 году.

Родственным термином, приводящимся в ТК и других нормативных документах, является «трудовая функция». Ст. 57 ТК обязывает работодателя указывать ее в тексте трудового договора, то есть уточнять ту работу, которую работник должен будет исполнять в рамках своей должности, не противоречащей его квалификации. Теперь для этой цели можно воспользоваться примерными определениями должностей, перечисленными в разделе ІІІ нужного профстандарта. Но тогда уж работник обязан соответствовать и приведенному к ним комплексу требований.

ВНИМАНИЕ! Профессиональный стандарт определяет не должности и даже не профессии, а область деятельности, поэтому он и более универсален. Например, стандарт «Бухгалтер» предусматривает такое же наименование должности, а начальника отдела кадров можно найти в профстандарте «Специалист в области управления персоналом».

Ключевые направления профстандартов

В каких именно аспектах трудовых отношений должны применяться профессиональные стандарты? Законодательная база предусматривает три основные сферы их применения.

  1. Работа с персоналом на предприятии:
    • кадровая политика;
    • должностные инструкции и их изменение;
    • тарификация сотрудников;
    • аттестация;
    • организация повышения профессионального уровня и др.
  2. Связь обучения и профессиональной деятельности. Образовательные программы планируют разрабатывать с учетом профстандартов, то есть будущий работник будет овладевать комплексом необходимых и достаточных профессиональных характеристик. Недопустимы ситуации, когда выпускник по определенной специальности обладает одним набором компетенций, а работодателю нужен совсем другой.
  3. Отражение реального опыта профессиональной деятельности. При разработке стратегий оценивания для получения сертификата или диплома того или иного уровня будут учтены не образовательные успехи, как раньше, а актуальные требования к профессии, отраженные в стандартах.

Где с ними познакомиться?

Министерство Труда РФ приняло примерно 8 сотен из 1000 запланированных профстандартов. В ближайших планах (не позже, чем через два года) – принятие 2 тысяч наименований стандартов.

Изначально собирались начать их введение в практику с государственного сектора. Предполагалось, что коммерческие организации будут сами устанавливать для себя комплекс требований к своим наемным работникам. Однако, эта мысль признана непродуктивной. В ФЗ № 122 точно прописано, что профессиональные стандарты касаются всех трудовых сфер и предприятий всех форм собственности:

  • государственных учреждений;
  • бюджетных организаций;
  • коммерческих структур;
  • некоммерческих объединений;
  • ИП.

По мере реализации материалов про профстандарты, мы будем выкладывать их тут. Следите за ссылками внизу этой страницы.

Кому не уклониться от профстандартов?

С 01.07.2016 года использование стандартов объявлено непременным условием для всех предпринимателей, как того требует ТК или другие документы. То есть, принимая на работу сотрудника, по сфере деятельности которого профстандарт уже утвержден, работодатель непременно должен использовать именно его, а не квалификационный справочник. Если же нужный стандарт по данной профессии еще не принят, можно по-прежнему пользоваться квалификационным справочником.

Когда позиции в ЕКС и в профстандарте одинаковые, нужно отдать предпочтение профстандарту как более современному варианту.

Какими именно требованиями к наемному работнику (по стандартам или по ЕКС) будет руководствоваться работодатель, должно быть указано в его локальных правовых актах.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вид профессиональной деятельности предусматривает определенные льготы (например, пенсию раньше срока, выплату компенсаций за вредность и т.п.) или ограничения, то называть такую должность нужно в строгом соответствии с профстандартом или ЕКС, если такого стандарта пока нет.

Как начать применять профстандарты?

Приведем пошаговые рекомендации для работодателя.

  1. Открыть перечень профстандартов, опубликованный на официальном сайте Минтруда РФ.
  2. Выписать из своего штатного расписания наименование должностей.
  3. Найти стандарт, соответствующий каждой должности из вашего списка. Для этого надо смотреть, соответствуют ли прописанные в стандарте компетенции принятым у вас запросам к той или иной должности. Так, для ІТ-специалистов имеется около 27 профстандартов, и надо изучать, какому из них будет соответствовать именно ваш «айтишник».
  4. Сравнить документы по кадрам с примерными названиями должностей из текста профстандарта. Если этой должности не положены льготы, компенсации или ограничения, именовать ее по стандарту необязательно.
  5. Если необходимого вам стандарта в реестре еще нет, поинтересуйтесь, когда он будет принят, возможно, вскоре на него все равно придется переходить.
  6. Если квалификация вашего сотрудника не соответствует профстандарту, вы как работодатель можете выбрать один из вариантов:
    • уволить сотрудника по результатам аттестации;
    • организовать его профессиональное обучение.
Читайте так же:  Заявление на отпуск без сохранения заработной платы

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Несоответствие работника профстандарту – это нарушение ТК, предусматривающее ответственность работодателя: не может «сапоги тачать пирожник».

Возможные санкции трудовой инспекции

Работодатели были проинформированы о необходимости перехода на требования профстандартов за год до того, как ФЗ № 122 вступил в силу. Таким образом, Министерство труда теоретически предполагает, что внедрением профессиональных стандартов активно занимаются все предприниматели страны. Если это не так, тем хуже для них.

С 1 июля 2016 года трудовая инспекция вправе проверить соблюдение закона в этой области, и если в Трудовом кодексе имеются какие-либо требования к квалификации сотрудников, то профессиональные стандарты нужно применять по ним без исключений. Административная ответственность может составить от 30 до 100 тыс. руб.

Ближайшие планы

По задумке законодателей, вскоре откроются независимые центры, оценивающие квалификацию именно по профессиональным стандартам. Оценив свой уровень как профессионала и получив соответствующий определенному профстандарту сертификат, можно существенно поднять свои позиции на рынке труда. А работодатель может вместо внутренних аттестаций направлять в такие центры своих сотрудников.

Профессиональные стандарты

Статьи, определяющие порядок разработки, утверждения и применения профстандартов, появились в ТК РФ и вступили в силу еще 1 июля 2016 года. Однако и сегодня не всем понятно, что такое профстандарты и зачем они нужны (Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ ). О перечне профессиональных стандартов в 2019 году расскажем в нашей консультации.

Что такое профстандарт

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, которая необходима работнику для ведения его профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ).

Профстандарты могут разрабатываться работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций.

Утверждаются профстандарты Министерством труда и социальной защиты (п. 3, п. 16 Постановления Правительства от 22.01.2013 № 23).

Профстандарты применяются на добровольной основе, кроме случаев, когда их применение обязательно. Так, работодатель должен применять профстандарт, если к квалификации работника Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными актами РФ установлены определенные требования (ст. 195.3 ТК РФ). Кроме того, применение профстандартов обязательно для тех работодателей, чьим работникам положено предоставление компенсаций и льгот, либо в отношении выполнения работ по определенным должностям, профессиям, специальностям существуют какие-либо ограничения. Ведь в этом случае наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать профессиональным стандартам (абз. 9 ст. 57 ТК РФ).

Реестр профстандартов Минтруда России 2019

Реестр профессиональных стандартов – это их систематизированный перечень по областям и видам профессиональной деятельности. В Реестр включаются утвержденные приказами Минтруда профстандарты в 10-днев ный срок после их утверждения Минюстом (п. 3 Приказа Минтруда от 29.09.2014 № 667н).

Реестр профессиональных стандартов 2019

На настоящий момент профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда, состоят из 1263 документов по отдельным областям профессиональной деятельности. Среди них, в частности, следующие области:

  • автомобилестроение;
  • здравоохранение;
  • образование;
  • пищевая промышленность;
  • сельское хозяйство;
  • социальное обслуживание;
  • строительство и ЖКХ;
  • физическая культура и спорт;
  • электроэнергетика;
  • финансы и экономика;
  • юриспруденция;
  • архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн;
  • сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.);
  • авиастроение и другие.

При этом отдельные профстандарты были введены в действие еще до 01.07.2016. Так, профстандарт 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» был утвержден приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544н и введен в действие 29.12.2013, а профстандарт 03.002 «Социальный работник» был утвержден приказом Минтруда от 18.11.2013 № 677н и введен в действие 05.01.2014.

Полный перечень утвержденных профессиональных стандартов (реестр), пополняемый по мере их принятия, можно найти на сайте Минтруда России: http://profstandart.rosmintrud.ru/.

Кроме того, любой приказ об утверждении профессионального стандарта можно найти в СПС «Консультант +».

Зачем нужны профессиональные стандарты и как их применять: мнения экспертов

В материале рассказываем, как работают профстандарты для работодателей, работников и образовательных организаций. Рассматриваем, для каких профессий и в каких организациях соблюдение профстандартов обязательно. Приводим чек‑лист по введению профстандартов в штатное расписание.

Профессиональный стандарт — утверждённый Минтрудом документ, который содержит требования к опыту, знаниям и навыкам работника.

В соответствии с ТК РФ Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Профстандарт состоит из:

  • наименования обобщённой трудовой функции;
  • допустимых наименований должностей;
  • требований к образованию;
  • требований к опыту работы;
  • особых условий допуска к работе;
  • описания трудовых функций;
  • перечисления знаний и умений работника, претендующего на должность.

Профессиональные стандарты были введены в Трудовой Кодекс Российской Федерации в конце 2012 года. Появились они потому, что работодателям при найме сотрудников приходилось ориентироваться на устаревшие характеристики должностей из Единых квалификационных справочников.

Зачем профстандарты нужны работодателям

В профстандартах используются современные требования к знаниям, навыкам и опыту специалистов. Профстандарт — это основа для формирования требований к соискателю при приёме на работу. Работодатели могут использовать их для правильного наименования должностей и установления системы оплаты труда.

Золотова Ирина, директор по работе с корпоративными клиентами учебного центра «Ценный опыт» , эксперт Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом:

«Процесс разработки профессиональных стандартов начался по инициативе работодателей. Именно они начали формулировать требования к знаниям, умениям и навыкам, которые бы удовлетворили текущие потребности бизнеса».

Читайте так же:  Трудоустройство инвалидов

Зачем профстандарты нужны работникам

Компенсации и льготы

Представителям определённых профессий положены льготы и компенсации. Они назначаются только при условии, что наименование должности полностью соответствует названию из квалификационного справочника или профстандарта, а сотрудник соответствует описанным в них требованиям.

Профстандарты порождают следующие ограничения.

Не на всех специальностях могут работать женщины: например, для них закрыта дорога в профессии плотника, машиниста электропоезда и матроса на пассажирских и грузопассажирских судах — всего таких профессий 456 (постановление Правительства РФ N162 от 25.02.2000).

[2]

Также существуют ограничения по возрасту, многие виды работ не могут выполнять несовершеннолетние.

Также в большинстве профессий предъявляются требования к образованию: например, нельзя работать врачом без высшего медицинского образования.

Оценка своих возможностей

Благодаря профстандарту вы сможете понять, достаточно ли вашего образования, знаний и навыков для работы в должности, на которую вы претендуете.

Конечно, в этой части всё не так просто, профстандарты разработаны ещё не для всех специальностей. Некоторые области деятельности трансформируются так быстро, что составить и утвердить актуальный для них документ практически невозможно. Поэтому некоторые специалисты смогут получить информацию о требованиях работодателей по старинке, изучая описания вакансий.

Зачем профстандарты образовательным организациям

Профессиональные стандарты необходимы учебным организациям для того, чтобы разработать актуальные программы и убрать разрыв между теоретическими знаниями и практикой.

Золотова Ирина, эксперт Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом:

«В недалеком будущем система присвоения квалификации по окончании учебного заведения будет выведена из системы образования и передана в независимые центры оценки квалификаций. Каждый студент должен будет получить квалификацию посредством независимой оценки. Это повысит конкуренцию между учебными заведениями и побудит их активно взаимодействовать с работодателями».

Обязательные к применению профстандарты

Золотова Ирина, эксперт Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом:

«Профессиональные стандарты необходимо соблюдать тем организациям, где требования к квалификации закреплены трудовым кодексом, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами (ст. 195.3 ТК РФ, с 1 июля 2016 г.).

Это касается специалистов:

  • Главных бухгалтеров в публичных акционерных обществах, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
  • Водителей организаций, осуществляющих перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом (Профессиональные и квалификационные требования, утвержденные приказом Минтранса России № 287 от 28 сентября 2015 г. с 14 июня 2016 г.).
  • Муниципальных служащих (статья 9 Федерального закона № 25-ФЗ от 2 марта 2007 г.).
  • Специалистов в области ветеринарии (статья 4 Закона РФ № 4979-1 от 14 мая 1993 г.).
  • Руководителей службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации (указание Банка России № 3223-У от 1 апреля 2014 г.).

Профстандарты должны соблюдаться в следующих организациях:

  • Государственных внебюджетных фондах РФ и государственных или муниципальных учреждениях: например, в ПФР, ФСС России, ФФОМС, общеобразовательных школах, детских садах, лечебных заведениях.
  • Государственных или муниципальных учреждениях.
  • Государственных или муниципальных унитарных предприятиях: например, в Федеральных государственных унитарных предприятиях, областных государственных унитарных предприятиях, муниципальных унитарных предприятиях.
  • Государственных корпорациях, государственных компаниях и хозяйственных обществах c более 50% акций или долей в уставном капитале в государственной или муниципальной собственности: например, ГК «Росатом», ГК «Роснанотех», ГК «Агентство по страхованию вкладов»)».

Перед устройством в перечисленные выше организации стоит изучить соответствующий профстандарт и выяснить, подходят ли его образование, знания и навыки для желаемой должности. Если нет — задумайтесь о повышении квалификации или переподготовке.

Где искать информацию о профстандартах

Все принятые профстандарты и проекты стандартов размещены на сайте Минтруда РФ. Если необходимой специальности там нет, стоит поискать её в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.

Учтите, что многих новых профессий, например из digital‑сферы, нет ни в одном из документов.

Что работодатели думают про профстандарты

Сергей Панков, генеральный директор компании Ingate:

«В российском digital‑маркетинге профстандарты отсутствуют как таковые. Нет и системы профессиональной подготовки: высшая школа не выпускает специалистов по продвижению сайтов, таргетированной рекламе и соцмедиа. Компании готовят специалистов по собственным стандартам, кроме того, в профессии много самоучек. В результате уровень и содержание знаний и компетенций у специалистов сильно разнятся.

Есть ещё одна особенность отрасли — её непрерывное и очень быстрое развитие. Невозможно обучить и аттестовать человека один раз и поручиться, что его знания будут релевантны спустя полгода. Развиваться нужно постоянно.

Мы тратим много ресурсов на обучение новых сотрудников. Но чтобы расти, нужно быстро нанимать готовых профессионалов и не тратить время на их обучение. Именно поэтому мы выделили образовательную миссию в отдельный, приоритетный вид деятельности. Выпускаем бесплатные книги, организовали курсы по интернет‑маркетингу и бесплатные обучающие вебинары.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, в этом году мы поддержали инициативу по созданию Russian Digital Certification Center (RDC) — независимого центра сертификации digital‑специалистов в рамках кластера «РАЭК / Образование и кадры» и разработали тест для сертификации SEO‑специалистов, взяв на себя ответственность за его постоянную актуализацию. Рассчитываем, что сертификация станет основой для появления профстандартов в отрасли digital‑маркетинга.

Убежден, что ответственность за выработку профстандартов и продвижение новых образовательных инициатив лежит на лидерах рынка и профессиональных ассоциациях, что, на мой взгляд, является отличным примером саморегуляции отрасли и залогом её здорового развития».

Чек‑лист: как внедрить профстандарты в организацию

Золотова Ирина, эксперт Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом:

«Кто ещё не начал работу по внедрению профессиональных стандартов, рискует не успеть запрыгнуть в последний вагон. За нарушения при применении профстандартов предусмотрены штрафы:

  • Должностное лицо и индивидуальный предприниматель за первичное нарушение получит штраф от 1 до 5 тыс.рублей. За повторное нарушение — штраф от 10 до 20 тыс. рублей или дисквалификацию.
  • Штраф для юридического лица — от 30 до 50 тыс.рублей за одного работника, при повторном нарушений — от 50 до 70 тыс.рублей за работника.
Читайте так же:  Правила оформления расходного кассового ордера на выплату заработной платы по ведомости – образец за

Первый шаг для внедрения профстандартов в организацию — создание рабочей группы. Рассмотрим основные этапы, которые необходимо будет выполнить:

  1. Свериться с реестром профессиональных стандартов и найти те, которые соответствуют профилю вашей компании.
  2. Сопоставить наименования должностей в профессиональном стандарте и штатном расписании.
  3. Сопоставить трудовые функции и действия, описанные в профстандартах, с должностными инструкциями, трудовыми договорами.
  4. Проверить квалификацию работников в соответствии с требованиями стандартов. При несоответствии сформировать план обучения персонала».

Чек‑лист: использование профстандартов для работников

  1. Проверьте, касается ли действие профстандартов вашей специальности.
  2. Изучите требования к образованию, опыту работы. Честно ответьте на вопрос, обладаете ли вы достаточными знаниями и навыками.
  3. Если ваше образование не соответствует требованиям – придётся получить среднее специальное или высшее образование.
  4. Если вам не хватает определённых знаний и умений, их можно подтянуть самостоятельно или на программах повышения квалификации, профессиональной переподготовки.
  5. Начните учиться!

На TeachMePlease представлены сотни программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, выберите ту, что повысит ваши шансы на успешную карьеру!

Алгоритм применения профессиональных стандартов

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Дата публикации: 29.01.2018

Статья просмотрена: 481 раз

Библиографическое описание:

Пермякова С. А., Шендель Т. В. Алгоритм применения профессиональных стандартов [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 153-157. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13680/ (дата обращения: 02.10.2019).

В статье представлены понятия «национальная система профессиональных квалификаций», «профессиональные стандарты», «профессионально-квалификационная структура организации. Отражен алгоритм действий работодателя по применению профессиональных стандартов в компании. Определены преимущества применения профессиональных стандартов для работодателя, которые заключаются в упорядочивании процессов в сфере управления персоналом и повышении их эффективности.

Ключевые слова: национальная система профессиональных квалификаций, профессиональные стандарты, профессионально-квалификационная структура компании, алгоритм.

The article presents the concept of «national system of professional qualifications», «professional standards», «professional-qualification structure of the organization. Reflected the sequence of actions the employer on the application of professional standards in the company. The advantages of the application of professional standards for the employer, which is to organize the processes in the field of personnel management and improve their effectiveness.

Keywords: the national system of professional qualifications, professional standards, vocational qualification structure of the organization, algorithm.

Государство дает ясный сигнал, что стандарты будут внедрены на практике… Профстандарты, в первую очередь, должны стать обязательными для государственных организаций и компаний с государственным участием, для бюджетных учреждений.

Президент Российской Федерации В. В. Путин

Эта система даст новый импульс для повышения квалификаций, для развития новых навыков и новых потребностей рынка труда.

Министр труда и социальной защиты РФ М. А. Топилин

В соответствие с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 с 2012 года появился новый вектор развития профессиональных квалификаций. В этой связи перед Министерством труда и социальной защиты поставлена задача — создание Национальной системы профессиональных квалификаций[1]. Поэтому в соответствии с Федеральным Законом от 03 декабря 2012 года № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации …» в нормативно-правовые акты Российской Федерации введено понятие «профессиональный стандарт»[2], создание которого осуществляется на основе нормативных актов и методических указаний, разработанных и утвержденных Минтруда России. Следует учесть, что профессиональные стандарты разрабатываются не для конкретной должности или профессии, а на вид профессиональной деятельности, что исключает дублирование трудовых функций по различным должностям.

Особо отметим, что профессиональные стандарты напрямую влияют на систему менеджмента компании, в частности, на прием персонала, развитие и обучение. Данные функции в средних по численности компаниях реализуются отделом кадров. В крупных компаниях каждая функция выделяется в отдельный департамент, что позволяет распределить нагрузку по применению профессиональных стандартов равномерно между специалистами. В малом частном предпринимательстве кадровая работа возлагается на одного — двух специалистов, отвечающих за персонал и выполняющих параллельно еще несколько функций (например, первичный учет бухгалтерской документации, участие в тендерной системе, обеспечение охраны труда и т. д.).

Далее рассмотрим основные проблемы, с которыми сталкиваются работодатели при применении профессиональных стандартов в компаниях.

Основная проблема — это недостаточная информированность персонала о необходимости и назначении профессиональных стандартов. «Выдумка кадровиков, которым стало скучно работать! Не хотите брать на работу так и говорите, а то придумали какую-то отговорку» — цитата одного из кандидатов на собеседовании при приеме на работу. Кандидат, претендуя на должность мастера участка, в резюме указал полное высшее техническое образование, что соответствует требованиям профессионального стандарта 3.4. «Организация и контроль работы бригады, группы по обслуживанию и ремонту оборудования связи в электрических сетях». При встрече выяснилось, что он не закончил ВУЗ и, по сути, обманывает будущих работодателей. В трудоустройстве ему было отказано.

Второй по значимости проблемой является совмещение должностей сотрудником. Какой профстандарт следует применять? Можно ли забрать у такого универсального сотрудника ту функцию, которую он выполнял несколько лет подряд? Как должна изменяться в таком случае заработная плата?

В этой связи специалистами в области разработки профстандартов разработан общий алгоритм действий работодателя по их применению в компании, что наглядно отражено на рисунке 1.

Рис. 1. Общий алгоритм действий работодателя по применению профессиональных стандартов в компании.

Итак, алгоритм применения профессиональных стандартов в компании предполагает последовательную реализацию определенных действий, в частности:

  1. Издание приказа руководителя компании о создании рабочей группы по применению профстандартов.
  2. Разработка и утверждение детализированного плана по применению профстандартов.
  3. Составление описания профессионально-квалификационной структуры компании (ПКС)[3]. В таблице 1 представлен пример ПКС [2] в части управления компанией.

Профессионально-квалификационная структура управления компании

Проблема взаимосвязи требований образовательных и профессиональных стандартов

Дата публикации: 26.03.2017 2017-03-26

Читайте так же:  Бесплатный и простой онлайн калькулятор для расчета пени по ндфл – инструкция, примеры и формулы для

Статья просмотрена: 1689 раз

Библиографическое описание:

Позднякова Ж. С. Проблема взаимосвязи требований образовательных и профессиональных стандартов // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 539-542. — URL https://moluch.ru/archive/146/40920/ (дата обращения: 02.10.2019).

В статье рассматривается проблема взаимосвязи требований образовательных и профессиональных стандартов, рассмотрено понятие профессионального стандарта, возможности работодателей по работе с учебными заведениями. Рассмотрено, как работодатель через профессиональные стандарты будет фиксировать свои требования к тем компетенциям, которые необходимы для выполнения работы, а образовательные учреждения через ФГОС, рабочие учебные программы, учебные планы будут формировать те компетенции, которые нужны для работодателя.

Ключевые слова: компетенция, профессиональные стандарты, образовательные стандарты, компетентностный подход, работодатель, выпускник

Парадигма компетентностного подхода к образованию актуализирует необходимость подготовки нового специалиста, представляющего собой активную личность, способную самостоятельно определять и достигать цели своей профессиональной деятельности.

Современные условия общественного развития требуют того, чтобы студенты экономических вузов обладали высоким уровнем профессиональной готовности, познавательными потребностями, интересами. Важным поэтому является подход к их подготовке как к единому процессу воспитания и обучения, в ходе которого происходит разностороннее развитие и самоутверждение личности, формирование профессиональной готовности, личностных качеств. Связь социальных, профессиональных и познавательных мотивов усиливает сознательное отношение к учению, ускоряет формирование личности.

Важным фактором эффективности профессиональной деятельности в современном обществе является способность специалистов определять значимость политических, правовых, экономических и других социальных явлений с точки зрения интересов и перспектив развития профессиональной сферы. Это необходимо как для текущего (оперативного) регулирования процессов в профессиональной среде, так и для стратегического планирования. Фактором, который оказывает негативное воздействие на все сферы современной социально- экономической жизни, является дисбаланс, возникающий между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Для его ликвидации необходимо четкое понимание важных для согласования действии и понятий: профессиональный стандарт, образовательный стандарт, система профессиональных квалификаций и национальная рамка квалификаций. Дискуссии вокруг восприятия стандартов и качества подготовки специалистов не дают однозначное представление о понимании данных категории в теории, и в практике.

[3]

На сегодняшний день в России уже сложилась традиция отдавать предпочтение образовательным стандартам, в основу которых закладываются приоритеты образовательной организации по выбору совокупности учебных дисциплин. В результате в системе профессионального образования сегодня сформированы образовательные стандарты, не соответствующие реальной хозяйственной практике.

В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ, профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности [1, с. 130].

Профессиональные стандарты содержат требования к знаниям, умениям, навыкам и опыту работы. Необходимость их принятия была вызвана тем, что характеристики, содержащиеся в Едином квалификационном справочнике практически не соответствуют действительности.

С 1 июля 2016 г. профессиональные стандарты применяются во всех организациях, которые попадают под требования ТК РФ, федеральных законов и нормативных актов РФ. Они должны учитываться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении человеческими ресурсами, при организации обучения и аттестации сотрудников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Ожидается, что проекты профстандартов будут готовить заинтересованные лица, которым нужно создание актуальной системы оценки квалификации соискателей и сотрудников. Создание такой базы будет происходить за счет компаний, но при определенных обстоятельствах можно будет рассчитывать на поддержку бюджета. Министерство труда комментирует данную ситуацию с той позиции, что разработка профессиональных стандартов по важнейшим направлениям экономики (медицинская и фармацевтическая промышленность, машиностроение, ядерная энергетика и т. п.) будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. Таким образом, разработка профессиональных стандартов путем привлечения бюджетных средств будет проходить с учетом социальной значимости. Ежегодные инвестиции планируются на уровне 200 млн. рублей.

На сегодняшний день Министерство труда социальной защиты РФ определило следующие сферы применения профстандартов:

− управление персоналом предприятия и формирование кадров; — формирование тарифной сетки;

− организация переподготовки, обучения и повышения квалификации; — аттестация работников;

− формирование должностных инструкций.

Президент РФ подписал 4 декабря прошлого года закон о профессиональных стандартах. В перспективе Трудовой кодекс будет ссылаться и на квалификационные справочники, и на профессиональные стандарты. После изменений в Трудовом кодексе более четко разграничиваются понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт». Кроме того, В. В. Путин дал распоряжение разработать и утвердить к 2017 году около тысячи профессиональных стандартов.

Важное значение профессиональных стандартов признана во многих странах, а в России этот процесс только начинает свое развитие: отсюда параллелизм образовательных и профессиональных стандартов, отсутствие единой взаимозависимой системы. Рынок труда формирует профессиональные стандарты, которые описывают профессиональные компетенции, необходимые на рабочем месте специалисту. Стандарты начального, среднего профессионального и высшего образования должны находиться в точке пересечения системы образования и рынка труда, объединяя цели образования и профессиональной деятельности, сохраняя определяющую роль профессиональных стандартов при формировании содержания профессионального образования на всех его уровнях.

В основе всех разработанных вариантов ФГОС заложены требования к уровню квалификации и компетенциям по профессиям различных областей деятельности со стороны рынка труда, они направлены на подготовку выпускников к самостоятельной и многофункциональной деятельности. Сегодня в России как, впрочем, и во всем мире единицей образовательного процесса является образовательная программа, а сам ФГОС нужен для того, чтобы регулировать структуру и содержание образовательных программ. В стандарте четко регулируется из чего устроена образовательная программа, описывается структура и самое, главное, это набор компетенции, которые она должна формировать.

В контексте согласования профессиональных и образовательных стандартов нужно четко определить требования к компетенциям выпускников, то есть и профессиональные, и образовательные стандарты должны быть ориентированы на использование компетентностного подхода к результатам освоения образовательных программ [2].

В результате полученного образования любого уровня выпускник должен обладать такими компетенциями, которые позволят ему успешно работать в избранной сфере, обеспечат устойчивость на рынке труда и в то же время профессиональную мобильность.

Читайте так же:  Должностные обязанности работников

Профессиональный стандарт представляет собой нормативный документ, который устанавливает требования к содержанию труда, к его качеству, к условиям осуществления деятельности, к уровню квалификации, к уровню предшествующего образования. При этом профессиональные стандарты состоят из структурных единиц, каждая из которых относится к конкретному квалификационному уровню и содержит описание необходимых знаний и умений; уровня ответственности и самостоятельности; уровня сложности выполняемой трудовой функции [3, с. 145].

Сегодня профстандарты носят комплексный характер и раскрывают все необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения.

Профессиональные и образовательные стандарты являются одним из элементов единой национальной системы квалификации, то есть комплекса взаимосвязанных документов, которые смогут обеспечить взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки сотрудников и конкурентоспособности на рынке труда как в России, так и за ее пределами.

В соответствии со статьей 195.3 Трудового Кодекса РФ все профессиональные стандарты обязательны к применению в частности содержащихся в них требовании к квалификации, которая необходима работника для выполнения трудовых функции. В настоящее время работодатель обязан применять профстандарты только тогда, когда такое требование прямо предусмотрено в законодательстве, например, в отношении работников образовательной сферы (ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ»). Так же если выполнение работы связано с предоставлением льгот или компенсации, то наименования и квалификационные требования по этим должностям должны соответствовать положениям уже существующих квалификационных справочников или все тех же профстандартов.

При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются ввиду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

Работодатель должен быть уверен, что при получении диплома выпускник умеет делать то, что заявлено в квалификационных требованиях, в профстандарте. А выпускник, в свою очередь, должен понимать, что, только освоив программу учебного заведения, овладев компетенциями и пониманием видения работодателя, он будет востребован на рынке труда. На выходе работодатель через профессиональные стандарты будет фиксировать свои требования к тем компетенциям, которые необходимы для выполнения работы, а образовательные учреждения через ФГОС, рабочие учебные программы, учебные планы будут формировать те компетенции, которые нужны для работодателя.

Но надо понимать, что если при формировании образовательных стандартов будет недостаточно учтен запрос со стороны рынка труда, то какие бы сбалансированные новые стандарты с точки зрения количества учебного времени и самостоятельной работы студента не были разработаны, решить основную задачу по выводу на рынок реально востребованных специалистов они не смогут.

Следует указать, что в России в настоящее время уже существует не только осознание важности формирования единой системы квалификаций, прозрачной и одинаково понимаемой как в рамках национальной системы образования, так и в рамках национального и международного рынков труда, но и наблюдаются первые попытки определения институциональных основ создания такой системы.

Профессиональные стандарты очень важны для системы образования, поскольку позволяют понять, какие требования к квалификации выпускника предъявляют работодатели. Образовательные стандарты нового поколения, в свою очередь, должны отражать не то, что человек изучает в период учебы, а то, что он должен знать при окончании учебного заведения. Востребованность выпускников вузов на рынке труда является важнейшим показателем эффективности высшего образования, чему, безусловно, будет способствовать гармонизация профессиональных и образовательных стандартов. Таким образом, должна решиться появившаяся в последние годы проблема, когда выпускник учебного заведения обладает одними профессиональными навыками, а работодателю требуются совсем другие.

Поэтому учебные заведения должны быть готовы к сотрудничеству такого рода, понимая, что необходимо обсуждение стратегических ориентиров и практических наработок по организации работы в рамках взаимодействия с работодателями. Это позволит активизировать совместно с работодателями деятельность по разработке и реализации инновационных образовательных программ по наиболее востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, а в ближайшей перспективе обеспечит прохождение студентами преддипломной и производственной практики в организациях различных форм собственности.

При согласовании образовательных и профессиональных стандартов, следует учитывать, что рынок развивается очень динамично и ставит новые задачи перед образовательной организацией: не просто качественное образование в рамках будущей профессии, а обучение специалиста целому спектру деловых умений и навыков, позволяющих максимально быстро и эффективно приступить к выполнению профессиональных обязанностей.

1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016)

2. Гармонизация образовательных и профессиональных стандартов в сфере недвижимости | Социальная сеть Pandia.ru

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Образовательные и профессиональные стандарты в национальной системе образования. Хорева Л. В., Васина Е. В. / Креативная экономика. 2011. № 2 (50).

Источники


  1. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.

  2. Асланов, Р.М. и др. Уголовное право. Особенная часть; СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2011. — 236 c.

  3. Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.
  4. Ганапольский Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / Ганапольский, Матвей. — М.: АСТ, 2017. — 416 c.
  5. Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.
Как разрабатываются профессиональные стандарты
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here