Как устанавливается материальная ответственность водителя и водителя-экспедитора

Полная информация по теме: "Как устанавливается материальная ответственность водителя и водителя-экспедитора" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Как устанавливается материальная ответственность водителя и водителя-экспедитора?

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Водители осуществляют доставку продукции в магазины. Согласно производственной инструкции в обязанности водителя входит экспедирование грузов.
Можно ли с водителем заключить договор о полной материальной ответственности? Нужно ли изменить его должность на должность водителя-экспедитора?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

18 марта 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Полная материальная ответственность водителя (Пономарева О.А.)

Дата размещения статьи: 15.05.2017

Учреждения в ряде случаев заключают с водителями или водителями-экспедиторами договор о материальной ответственности. Однако, как показывают последние примеры судебной практики, полная материальная ответственность за автомобиль по таким договорам невозможна.

Виды материальной ответственности

Водитель собирает оплату

Оплату за автотранспортные перевозки от населения вполне может принимать водитель. Для этого не обязательно даже устанавливать в кабине контрольно-кассовую технику, так как плату за услуги населению можно принимать по бланкам строгой отчетности, причем до 1 июля 2018 года . В таком случае с водителем можно заключить договор о материальной ответственности. Именно такая ситуация рассмотрена в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 07.09.2016 по делу N 33-9710/2016.
———————————
Подробнее читайте в статье М.Н. Желонкиной «Выдача БСО вместо чека ККТ в условиях отмены ОКУН» в журнале «Советник в сфере образования», N 8 за 2016 год. Статья включена в систему «Советник бухгалтера» и доступна по коду подписчика на нашем сайте.

Экспедитор — не единственное упоминание в Перечне N 1

Когда экспедитора нельзя привлечь к ответственности

Если ущерб нанесен не транспортному средству, а материальным ценностям, то и в этом случае водителя, выполняющего функции экспедитора, не всегда можно привлечь к ответственности. Разъяснения о применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю, даны, в частности, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 (далее — Постановление N 52). К примеру, в соответствии с пунктом 5 указанного Постановления работник не может быть привлечен к материальной ответственности, если ущерб возник вследствие:
— обстоятельств непреодолимой силы;
— нормального хозяйственного риска (действия работника, соответствующие современным знаниям и опыту, когда поставленная цель не могла быть достигнута иначе, работник надлежащим образом выполнил возложенные на него должностные обязанности, проявил определенную степень заботливости и осмотрительности, принял меры для предотвращения ущерба и объектом риска являлись материальные ценности, а не жизнь и здоровье людей);
— крайней необходимости или необходимой обороны;
— неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Примечание. К прямому действительному ущербу могут быть отнесены, например, недостача денежных или имущественных ценностей, порча материалов и оборудования, расходы на ремонт поврежденного имущества, выплаты за время вынужденного прогула или простоя, суммы уплаченного штрафа.

Пунктом 4 Постановления N 52 определены обстоятельства, которые:
— имеют существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником;
— обязан доказать работодатель, а не работник.
В частности, в отношении водителя, совмещающего со своей основной профессией должность экспедитора, работодатель должен доказать:
— отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника;
— наличие прямого действительного ущерба;
— размер причиненного ущерба;
— соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.
Если суд сочтет доказательства недостаточными, то привлечь водителя-экспедитора к ответственности будет невозможно.

Возмещение материального ущерба

Обязанности и ответственность водителя экспедитора

Обязанности и ответственность водителя экспедитора

Обязанности и ответственность водителя экспедитора.

Обязанности и ответственность водителя экспедитора.

С другой стороны, если каждый из участников конкретных трудовых отношений, а именно работодатель и водитель – экспедитор, честно и ответственно относиться к своим должностным обязанностям, катастрофических последствий, в результате различных происшествий в большинстве случаев удастся избежать.

Читайте так же:  Оформление заграничных командировок

Должностная инструкция водителя-экспедитора

2. Функциональные обязанности

Водитель-экспедитор выполняет следующие функциональные обязанности:
2.1. Управление одиночными автомобилями всех типов и марок.
2.2. Заполнение путевого листа
2.3. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию.
2.5. Постановка его на отведенное место по возвращении из рейса.
2.6. Прием грузов со складов в соответствии с сопроводительными документами.
2.7. Проверка целостности упаковки (тары).
2.8. Погрузка, размещение и крепление груза в кузове автомобиля.
2.9. Обеспечение сохранности их при транспортировке.
2.10. Выгрузка и сдача доставленного груза, оформление приемо-сдаточной документации.
2.11. Участие в составлении актов и других документов на недостачу, порчу грузов и.т.п.
2.13. Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов.
2.14. Содержание закрепленного автотранспорта и места для его стоянки в чистоте.
2.15. Выполнение разовых служебных заданий, поручений, указаний Генерального директора, заместителя генерального директора, начальника отдла логистики.

Водитель-экспедитор имеет право:
3.2. Вносить на рассмотрение непосредственному руководителю предложения по вопросам, входящим в его компетенцию.
3.3. Требовать обеспечения нормальными условиями труда (исправным транспортным средством, средствами труда и т.д.).
3.4. Пользования утвержденными Генеральным директором Инструкциями, приказами, распоряжениями, Правилами и др. документами, регламентирующими работу водителя-экспедитора.
3.5. Информировать непосредственное руководство о выявленных неисправностях в работе вверенной ему техники, недостатках в работе.

Водитель-экспедитор несет ответственность:
Водитель-экспедитор несет полную (100%) материальную ответственность:
4.1. За необеспечение сохранности вверенных ему для перевозки материальных ценностей.
4.2. За некачественное и несвоевременное выполнение задач и обязанностей, предусмотренных настоящей Инструкцией.
4.3. За не использование и / или неправомерное использование предоставленных настоящей Инструкцией прав.
4.4. За несоблюдение законодательства РФ, Инструкций, приказов, распоряжений, Правил и др. документов, регулирующих работу водителя-экспедитора.
4.5. За несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности и противопожарной безопасности.
4.6. За порчу или небрежное отношение к хранению и использованию, хищение имущества фирмы, причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.7. За грубое, нетактичное отношение (поведение) при общении с персоналом и посетителями фирмы.
4.8. За сохранность документации и несоблюдение интересов фирмы, выдачу конфиденциальной информации, документации (коммерческой тайны) о фирме и ее клиентах третьим лицам.
4.9. За предоставление непосредственному руководству ложной или искаженной документации (информации).

5. Взаимодействие с подразделениями (отделами), должностными лицами

Водитель-экспедитор взаимодействует со всеми функциональными подразделениями(отделами) и должностными лицами компании в пределах своей компетенции.

С инструкцией ознакомлен, согласен, экземпляр на руки получил

____________________________(___________________________)
подпись Ф.И.О.
«________»________________200___г.

Обязанности и ответственность водителя экспедитора

Обязанности и ответственность водителя экспедитора.

С другой стороны, если каждый из участников конкретных трудовых отношений, а именно работодатель и водитель – экспедитор, честно и ответственно относиться к своим должностным обязанностям, катастрофических последствий, в результате различных происшествий в большинстве случаев удастся избежать.

Должностная инструкция водителя-экспедитора

2. Функциональные обязанности

Водитель-экспедитор выполняет следующие функциональные обязанности:
2.1. Управление одиночными автомобилями всех типов и марок.
2.2. Заполнение путевого листа
2.3. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию.
2.5. Постановка его на отведенное место по возвращении из рейса.
2.6. Прием грузов со складов в соответствии с сопроводительными документами.
2.7. Проверка целостности упаковки (тары).
2.8. Погрузка, размещение и крепление груза в кузове автомобиля.
2.9. Обеспечение сохранности их при транспортировке.
2.10. Выгрузка и сдача доставленного груза, оформление приемо-сдаточной документации.
2.11. Участие в составлении актов и других документов на недостачу, порчу грузов и.т.п.
2.13. Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов.
2.14. Содержание закрепленного автотранспорта и места для его стоянки в чистоте.
2.15. Выполнение разовых служебных заданий, поручений, указаний Генерального директора, заместителя генерального директора, начальника отдла логистики.

Водитель-экспедитор имеет право:
3.2. Вносить на рассмотрение непосредственному руководителю предложения по вопросам, входящим в его компетенцию.
3.3. Требовать обеспечения нормальными условиями труда (исправным транспортным средством, средствами труда и т.д.).
3.4. Пользования утвержденными Генеральным директором Инструкциями, приказами, распоряжениями, Правилами и др. документами, регламентирующими работу водителя-экспедитора.
3.5. Информировать непосредственное руководство о выявленных неисправностях в работе вверенной ему техники, недостатках в работе.

Водитель-экспедитор несет ответственность:
Водитель-экспедитор несет полную (100%) материальную ответственность:
4.1. За необеспечение сохранности вверенных ему для перевозки материальных ценностей.
4.2. За некачественное и несвоевременное выполнение задач и обязанностей, предусмотренных настоящей Инструкцией.
4.3. За не использование и / или неправомерное использование предоставленных настоящей Инструкцией прав.
4.4. За несоблюдение законодательства РФ, Инструкций, приказов, распоряжений, Правил и др. документов, регулирующих работу водителя-экспедитора.
4.5. За несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности и противопожарной безопасности.
4.6. За порчу или небрежное отношение к хранению и использованию, хищение имущества фирмы, причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.7. За грубое, нетактичное отношение (поведение) при общении с персоналом и посетителями фирмы.
4.8. За сохранность документации и несоблюдение интересов фирмы, выдачу конфиденциальной информации, документации (коммерческой тайны) о фирме и ее клиентах третьим лицам.
4.9. За предоставление непосредственному руководству ложной или искаженной документации (информации).

5. Взаимодействие с подразделениями (отделами), должностными лицами

Водитель-экспедитор взаимодействует со всеми функциональными подразделениями(отделами) и должностными лицами компании в пределах своей компетенции.

Читайте так же:  Постановка на учет и снятие с учета в налоговых органах самозанятых - плательщиков нпд

С инструкцией ознакомлен, согласен, экземпляр на руки получил

____________________________(___________________________)
подпись Ф.И.О.
«________»________________200___г.

дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 11890

Как обязать водителя отвечать за автомобиль материально?

Ограничения

Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации ( ст. 243 ТК РФ ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.

В соответствии с ТК РФ, письменное соглашение о полной матответственности заключается, если:

  • сотруднику есть 18 лет;
  • трудовые обязанности связаны с денежными, товарными ценностями;
  • должность (выполняемая работа) сотрудника поименована в «Перечне должностей и работ, в отношении которых может применяться полная материальная ответственность» ( Постановление Минтруда от 31.12.2002 № 85 ).

Должность водителя в Перечне отсутствует. Однако в нем есть должность водителя-инкассатора и экспедитора.

Следовательно, договор о полной материальной ответственности за автомобиль может быть заключен только при совмещении функций по управлению транспортным средством с функциями инкассатора (водители-инкассаторы) или по доставке грузов (водители-экспедиторы). Образец такого солашения вы найдете ниже.

Ответственность водителя-экспедитора

Говоря о данной должности, мы имеем в виду совмещение двух профессий: водителя и экспедитора. Следовательно, договор с водителем экспедитором о материальной ответственности может быть заключен только в части исполнения функций экспедитора.

Призвать работника к ответу можно будет только в случае причинения ущерба сопровождаемому экспедитором грузу, кроме случаев:

  • форс-мажора, в том числе в силу обстоятельств непреодолимой силы (обычно случаи прописываются в договоре о полной матответственности);
  • когда работодатель или сторона, вверяющая груз, не обеспечили условия для хранения груза, др.

Типовая форма предусмотрена Постановлением Минтруда. В качестве образца приведем договор материальной ответственности водителя экспедитора.

Договор материальной ответственности водителя экспедитора: образец

Аналогичный вид ответственности за вверенный груз, товары возлагается на лиц, управляющих грузовыми автомобилями, курьеров, занимающихся перевозкой товаров.

Договор материальной ответственности водителя за грузовой автомобиль (бланк) можно скачать в конце статьи.

[1]

Учитывая, что в Перечне упоминаются прием и выплата платежей при продаже услуг, а таксисты получают денежные средства от пассажиров, следовательно, в обязанности таксиста входит получение от клиентов денежных средств, в том числе наличных, о которых он обязан отчитываться. Следовательно, заключается договор о полной материальной ответственности водителя такси за переданные ему денежные средства, получаемые от клиентов.

Важно! Транспортное средство, используемое при совмещении любых должностей, предметом договора о полной материальной ответственности являться не может.

Механизм взыскания

До принятия решения о наложении взыскания работодатель должен:

  • установить причину, величину убытка от действий виновного ( ст. 246 , 247 ТК РФ ), исходя из цен, существующих на рынке на день обнаружения фактов о причиненном вреде;
  • запросить письменное объяснение о причинах возникновения ущерба. В случае отказа дать объяснения, составить акт.

Если водитель передумал исполнять условия договора о полной матответственности, работодатель вправе обратиться в суд для возмещения убытков.

В случае отсутствия вины в причиненном ущербе взыскивать с сотрудника ущерб работодатель не вправе ( ст. 233 ТК РФ ).

Если автомобилю нанесены повреждения

Даже если заключение ДоПМО с водителем законодательно не установлено, это не значит, что при причинении вреда транспортному средству он может остаться без наказания.

Случаи, при наступлении которых лицо может быть привлечено к материальной ответственности без заключения договора, перечислены в пп. 3–8 ст. 243 ТК РФ . Если ущерб нанесен в результате перечисленных в указанных пунктах действий, событий или вызван нахождением сотрудника в любом из перечисленных состояний, отсутствие документа не снимает с него вины.

Видео (кликните для воспроизведения).

Так, обязанность шофера компенсировать организации сумму фактических убытков возникает в случае повреждения автомобиля в результате ДТП по его вине, если повреждения получены в результате использования автомобиля в личных целях как во время выполнения трудовых обязанностей, так и в нерабочее время.

Таким образом, если работодатель решил, что, заключив с водителем соглашение о полной матответственности за порчу автомобиля, он переложил на того все риски, то он ошибается. Отвечать водитель может только за вверенный в связи с его обязанностями груз, полученные при исполнении денежные средства, товары, иные ценности. Компенсацию за вред машине, тем более в сумме причиненных убытков, можно взыскать в строго ограниченных случаях.

Как оформить договор материальной ответственности водителя за автомобиль

Работодатель имеет право привлекать сотрудников к материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными Федеральными законами (абз. 6 ч. 1 ст. 22 ТК РФ ). Согласно статье 238 ТК РФ , работник обязан возместить нанимателю причиненный ему прямой действительный убыток. С точки зрения должности водителя, прямым действительным ущербом будет являться:

  • затраты на ремонт, восстановление автомобиля после ДТП;
  • стоимость автомобиля в случае невозможности восстановления после ДТП;
  • штрафные санкции за нарушение ПДД;
  • компенсация потерь третьим лицам, если она выплачивается работодателем.

Статья 241 ТК РФ устанавливает пределы материальной ответственности работника в пределах его месячного заработка в том случае, если не заключен договор о полной материальной ответственности.

Можно ли заключить договор материальной ответственности водителя за грузовой автомобиль?

Нет, отвечать в полном размере водитель не будет, как бы этого ни хотелось работодателю. Управление транспортным средством не предусмотрено перечнями должностей или работ, при выполнении которых с сотрудниками могут быть заключены договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) ответственности. Указанные перечни утверждены Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85.

Читайте так же:  Имущество общего пользования в садоводческих и огороднических товариществах (снт и онт)

Если же такой договор был заключен, работник будет освобожден судом от обязанности возместить причиненный по его вине ущерб имуществу работодателя в полном размере.

В каких случаях можно заключить договор о полной материальной ответственности с водителем?

Материальные обязательства в полном размере возлагаются на водителя договором в следующих случаях:

  • умышленного причинения убытков;
  • причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • причинения убытков в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
  • причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом.

Таким образом, даже факт признания водителя виновником ДТП и вынесения соответствующего постановления уже является основанием для взыскания с него ущерба в полном размере.

Взыскать потери с сотрудника нужно в месячный срок со дня окончательного установления работодателем размера причиненного ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненные работодателю убытки, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с сотрудника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

В каких еще случаях водитель будет полностью отвечать за ущерб?

Если наш водитель не просто управляет транспортным средством, но и осуществляет функцию экспедитора либо кассира (принимает деньги за проезд, например), то с ним можно и нужно заключить договор о полной материальной ответственности. При этом важно, чтобы договор с водителем-экспедитором о материальной ответственности или должностная инструкция содержали перечень обязанностей, дающих право на заключение такого договора.

Однако стоит отметить, что в этом случае полностью финансово отвечать сотрудник будет только за вверенные ему ценности, а ситуация с материальной ответственностью за автомобиль останется прежней.

Типовая форма договора полной материальной ответственности предусмотрена Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85. Работодатель может включить в типовую форму дополнительные условия или отдельные обязанности для сотрудника или использовать собственную форму договора. Издавать приказ по организации при этом не нужно.

Суд: водитель не может нести полную материальную ответственность за автомобиль на основании соответствующего договора

billiondigital / Depositphotos.com

Одним из оснований для привлечения работника к полной материальной ответственности является недостача ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу (ст. 243 Трудового кодекса). В силу ст. 244 ТК РФ договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться только с работниками, выполняющими работы или занимающими должности, поименованные в утвержденном Минтрудом России перечне. Должность «водитель» в этом перечне отсутствует, однако упомянуты, например, работники, осуществляющие транспортировку материальных ценностей. Этим и пользуются многие работодатели, заключая с водителями договоры о полной материальной ответственности за сами вверенные им автомобили (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 28 февраля 2019 г. по делу № 33-897/2019).

Однако суды чаще всего признают такую практику незаконной, указывая на тот факт, что автомобиль по своей природе не является транспортируемой материальной ценностью, а представляет собой инструмент, с помощью которого работник выполняет трудовую функцию.

Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца

Очередной подобный пример недавно имел место в практике Омского областного суда. Работник стал виновником ДТП, в результате которого принадлежащий работодателю автомобиль получил повреждения. Водитель обязался добровольно возместить работодателю ущерб и починил автомобиль за свой счет. Однако после этого передумал и решил взыскать потраченные на ремонт средства в судебном порядке. Суд удовлетворил требования работника частично. Судьи установили, что работник действительно должен нести материальную ответственность за причиненный ущерб, однако лишь в пределах своего среднего месячного заработка.

Договор о материальной ответственности с водителем не может заключаться в отношении транспортного средства, поскольку транспортное средство представляет собой материально-техническое средство, используемое и необходимое для исполнения трудовой функции водителя. Закрепленный за работником автомобиль был предоставлен ему для выполнения трудовой функции водителя, а не в качестве материальных ценностей под отчет. В связи с этим оснований для возложения на работника полной материальной ответственности не имеется.

В отношении же добровольно взятых на себя работником обязательств по возмещению ущерба суд отметил, что положения ст. 248 ТК РФ (согласно которой работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично) не являются дополнительным основанием для возникновения у работника полной материальной ответственности, а письменное обязательство о возмещении работником ущерба работодателю не должно противоречить требованиям ст. 241 ТК РФ, ограничивающей размер материальной ответственности работника.

Материальная ответственность водителя за автомобиль

Основная функция работника-водителя состоит в управлении транспортным средством. И вполне справедливо возложить на него ответственность за сохранность этой дорогостоящей вещи. Кроме этого, автомобиль – источник повышенной опасности, в связи с чем при его использовании увеличивается вероятность нанесения материального ущерба.

Руководители организаций и менеджеры по персоналу часто заблуждаются, в чем именно заключается функционал шофера. Это приводит к ошибкам при привлечении к материальной ответственности водителя за автомобиль.

Обязанность водителя возместить стоимость поломок авто зависит от разных юридических и фактических обстоятельств, которые мы постараемся разъяснить ниже.

Понятие материальной ответственности работника

Суть материальной ответственности работника выражается в его обязательстве компенсировать работодателю фактический ущерб, возникший из-за виновного нарушения должностных обязанностей. Сотрудник должен оплатить только реальный имущественный убыток, а упущенные прибыль и экономия не возмещаются.

Читайте так же:  Какие на предприятии должны применяться плакаты и знаки безопасности в электроустановках

Материальная ответственность подразделяется на:

  1. Ограниченную, при которой работнику надлежит выплатить компенсацию в рамках суммы собственной среднемесячной зарплаты. Такое материальное обязательство возложено законом на всех без исключения нанятых работников.
  2. Полную, по правилам которой сотрудник всецело оплачивает сумму вреда. Это обязательство возникает только в случаях, исключительно обозначенных в законе, в частности в силу договора о полной материальной ответственности.

Права и обязанности водителя

Привлечь работника к любому из обозначенных видов материальной ответственности за вред можно при нарушении им своих обязанностей.

Основные обязанности водителя состоят в:

  • управлении автомобилем;
  • соблюдении правил дорожного движение;
  • перевозка клиентов организации;
  • поддержании автомобиля в рабочем состоянии: замена масла, заправка топливом, проверка механизмов и т.д.;
  • ремонте мелких поломок авто – например, устранение неисправности системы очистки лобового стекла.

Обязанностям корреспондируют приблизительно такие права:

  • требовать от работодателя существенного ремонта авто;
  • отказаться управлять автомобилем в неисправном техническом состоянии;
  • самостоятельно принимать решения в пределах своей рабочей компетенции.

Конкретные обязанности и ответственность в развернутом виде прописываются в должностной инструкции водителя и зависят от направления деятельности организации. Для шофера такси будет присутствовать обязанность информировать пассажира о готовности авто к поездке. Водитель курьерской службы обязан передавать клиенту вверенные вещи и т.п.

Правомерно ли заключение договора о полной материальной ответственности с водителем на автомобиль?

По закону оформить соглашение о стопроцентной материальной ответственности можно с наемным совершеннолетним (от 18 лет) работником, непосредственно (то есть физически) обслуживающим имущественные ценности, должность которого поименована в Постановления Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85, регулирующим этот аспект отношений.

Массивная судебная практика по вопросу привлечения к материальной ответственности водителя за автомобиль мотивирует это следующим образом. Функция шофера – управление машиной, в связи с чем авто для него рабочий инструмент, а не вверенная ценность. Перемещение автомобиля есть средство, а не самоцель перевозки.

В перечне должностей, допустимых для заключения договора об абсолютной материальной ответственности, поименованы экспедитор и инкассатор. Но и здесь автомобиль будет рабочим средством, а не вверенным имуществом, в отличие от транспортируемых грузов. Поэтому и здесь возложение материальной ответственности за автомобиль есть момент спорный, и уяснять его придется, скорее всего, в судебном споре.

Тем не менее кроме договорной абсолютной ответственности, закон допускает ее возникновение в других особых случаях, каждый из которых применим к водителю автомобиля.

Внедоговорные основания привлечения к полной материальной ответственности такие:

  • с работником заключено разовое соглашение за вверенные ценности – и это может быть сам по себе транспортируемый автомобиль;
  • сотрудник умышленно нанес вред – к примеру, водитель намеренно разбил стекло авто;
  • работник в момент причинения вреда был пьян;
  • имущественный вред возник в результате преступления или административного проступка при наличии соответствующих приговора или акта – для водителей актуальны повреждения автомобиля вследствие виновных ДТП, подпадающих под соответствующие статьи;
  • сотрудник разгласил охраняемую тайну;
  • материальный ущерб причинен вне трудовых отношений – водитель повредил автомобиль при его использования после окончания рабочей смены.

До предъявления провинившемуся водителю требования о материальной компенсации работодатель обязан провести расследование и установить точную сумму убытка, а также его причину. На этом этапе возможно привлечение оценочных экспертов и сотрудников ГИБДД (если поломка авто в результате ДТП). Водитель обязательно должен письменно объяснить ситуацию работодателю.

Если сумма вреда меньше средней зарплаты водителя, работодатель не позднее месяца после окончания расследования может распорядиться об удержании из его заработка. В остальном, при отсутствии согласия сотрудника оплатить ущерб добровольно, привлечение к имущественной ответственности происходит через суд. Обратиться туда наниматель должен в пределах года.

Трудовой закон не запрещает работодателю отказаться от взыскания компенсации или уменьшить ее. Кроме того, стороны вправе подписать соглашение о добровольном возмещении поломок автомобиля на любых условиях – с рассрочкой оплаты или вообще заменой ее на ремонт силами и работника.

Правила заключения договора об индивидуальной материальной ответственности водителя, экспедитора – образец соглашения

В общих моментах за нанесенный ущерб имуществу работодателя подчиненный отвечает материально в рамках своей месячной зарплаты (ст. 241 ТК РФ).

Одной из функций трудовой деятельности водителя является управление служебным автомобилем, неукоснительное соблюдение ПДД, техническое обслуживание автомобиля.

Транспортное средство — имущество дорогостоящее. Многих работодателей волнует вопрос об ответственности водителя за причиненный ущерб и возможности заключения с ним договора о полной индивидуальной МО.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Это быстро и бесплатно!

Является ли работник материально-ответственным лицом?

В соответствии со статьей 238 ТК РФ, сотрудник компенсирует работодателю прямой действительный убыток.

Для водителя действительным ущербом являются:

  • расходы на восстановления автомобиля после аварии;
  • стоимость транспортного средства (если после аварии автомобиль подлежит утилизации);
  • штрафы, выписанные сотрудниками органов ГИБДД;
  • компенсационные выплаты иным лицам, если расходы несет работодатель.

А данный вид ущерба в полном размере не во всех ситуациях может быть взыскан с водителя.

Решением этого вопроса может послужить подписанный договор о полной материальной ответственности, но его нельзя заключить абсолютно с любым сотрудником.

[2]

Является ли водитель материально-ответственным лицом и можно ли для него установить ответственность в полном виде за автомобиль.

Можно ли установить полную индивидуальную МО за автомобиль?

Как бы сильно не хотел руководитель компании возложить в полном размере на водителя индивидуальную ответственность за служебное средство передвижения, этого сделать нельзя.

Читайте так же:  Земельный пай в собственности как можно им распорядиться

Управление автомобилем, в том числе грузовым, не обозначено в списке должностей или работ (Постановление Министерства Труда от 31.12.2002 г.), выполнение которых предполагает заключение договоров о полной индивидуальной материальной ответственности.

Даже при наличии данного документа сотрудник будет освобожден решением судебного органа от компенсации ущерба по его вине в полном размере.

Особенности для водителя-экспедитора

В случае, когда водитель не только управляет средством передвижения, а также выполняет функции экспедитора, инкассатора или кассира (берет денежные средства за проезд), с ним заключается договор о полной материальной ответственности за груз.

Здесь важно, что в договоре (о материальной ответственности) с водителем-экспедитором или должностной инструкции содержался список обязанностей, позволяющих заключить подобного рода соглашение.

Но даже в этом случае шофер отвечает только за переданные ему ценности (товар, деньги), а момент с ответственностью за транспортное средство остается неизменным.

Условие в трудовом договоре

Наличие отметки в трудовом соглашении о полной материальной ответственности водителя-экспедитора — явление достаточно правомерное.

Но она не будет являться основанием возложения полной материальной ответственности.

Если в трудовом контракте сослаться на договор об ответственности (материальной), можно в будущем избежать неприятных моментов в случае отказа от подписи договора, и работник может быть привлечен к дисциплинарному взысканию.

Порядок заключения

Договор, в основном, является документом индивидуального характера и подписывается в отдельности с каждым водителем при приеме его на новое место работы.

Он пишется по 1 экземпляру для работодателя и водителя, Министерством Труда обозначена его типовая форма.

Также данный бланк допускается разработать собственными возможностями на предприятии с включением в него обязательной информации.

Содержание и структура

Составляя договор о материальной ответственности в полном объеме, необходимо придерживаться правила, которое гласит, что ответственность работодателя не должна занижаться, а водителя — завышаться (ст. 232 ТК).

Работодатель должен выполнять обязанности по обеспечению своевременного технического обслуживания автомобиля (замена резины в соответствии с погодными условиями) и соблюдению режима труда и отдыха.

Руководство компании не должно также склонять работника к заведомо незаконным действиям (загрузка товара сверх установленного лимита).

Подобный документ может обозначить определенные ситуации, возникновение которых влечет компенсацию ущерба в полном размере.

В тексте должны присутствовать разделы:

  • преамбула — название сторон договора, населенный пункт и дата подписания бланка;
  • предмет договора — обозначение обязанностей;
  • права и обязанности сотрудника и работодателя — указывается перечень выполняемых водителем функций, процесс контролирования работы с ценным имуществом;
  • способы определения величины причиненного ущерба и методы их компенсирования;
  • исключающие обстоятельства — отсутствие доказательств провинности или возникновение обстоятельств, которые помешали водителю обеспечить сохранность ценностей и не зависели от его действий;
  • способы разрешения спорных ситуаций — судебное и досудебное урегулирования возможных конфликтов между сторонами;
  • подпись сторон и печать организации.

Каждый раздел следует прописать как можно подробнее, что позволит избежать меньше трудностей при возникновении необходимости взыскать компенсации.

В договоре можно также обозначить вверяемые ценности или сослаться на акт-приема передачи или инвентаризации. Сохранность автомобиля не является предметом данного бланка.

Скачать образец

Скачать пример договора о материальной ответственности водителя – word.

Полезное видео

О случаях полной материальной ответственности работника, рассказано в данном видео:

Заключение таких соглашений предполагает обязательное ознакомление водителя с текстовой частью документа и его подписание. Без росписи водителя договор будет считаться ничтожным и не влечет за собой никакой ответственности.

Прежде всего, руководителю требуется создать нужные условия для работы своему подчиненному, иначе компенсация ущерба будет возмещаться из средств работодателя.

[3]

А за нанесенные повреждения самому транспортному средству, водитель несет ответственность лишь в случае доказательства одного из фактов, обозначенных в п.п. 3-6 части 1 ст. 243 ТК РФ.

К примеру, когда водитель предприятия является виновником в совершении правонарушения (административного), в результате чего служебный транспорт был поврежден. В данной ситуации ущерб организации возмещается в полной мере.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

Видео (кликните для воспроизведения).

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Источники


  1. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2013. — 142 c.

  2. Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.

  3. Матвиенко, Л.О.; Соколов, А.Н. Как оформить земельный участок в собственность; М.: Инфра-М, 2013. — 425 c.
  4. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX — первых десятилетий XX века. История и методология / Ю.У. Фохт-Бабушкин. — М.: Алетейя, 2016. — 788 c.
  5. Беспалов, Ю. Ф. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве. Учебно-практическое пособие: моногр. / Ю.Ф. Беспалов, Д.В. Гордеюк. — М.: Проспект, 2015. — 176 c.
Как устанавливается материальная ответственность водителя и водителя-экспедитора
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here