Как устанавливается ненормированный рабочий день водителя – особенности компенсации и доплаты

Полная информация по теме: "Как устанавливается ненормированный рабочий день водителя – особенности компенсации и доплаты" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Содержание

  • Вопрос: В организации установлена доплата за ненормированный рабочий день водителю легкового автомобиля. Доплата предусмотрена локальным нормативным актом и указана в трудовом договоре работника. В настоящее время ТК РФ не признает переработку в режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться гарантии дополнительной оплаты. За работу в режиме ненормированного рабочего дня ТК РФ установлена компенсация только в виде дополнительного отпуска, следовательно, установленная организацией доплата неправомерна. Может ли организация в одностороннем порядке отменить доплату, не получив письменного согласия работника? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2012 г.)

    Документ отсутствует в свободном доступе.
    Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

    Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Доплата за ненормированный рабочий день водителям

    Вопрос: Водителю служебного легкового автомобиля установлен ненормированный рабочий день. Раньше производилась доплата за ненормированный рабочий день — 25% оклада и предоставлялся дополнительный отпуск за ненормированный режим работы — 14 календарных дней.

    Оплата за сверхурочную работу не производилась.

    Руководство предприятия приняло решение снять доплату за ненормированный режим работы, так как предусмотрены дополнительные дни к отпуску. Обязана ли бухгалтерия в данной ситуации оплачивать сверхурочную работу водителю?


    («ЭЖ Вопрос-Ответ», N 12, декабрь 2008 г.)

    График является основой для ведения поденного или суммированного учета рабочего времени.

    Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

    При составлении графика работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников. Согласно Положения водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в течение

    Доплата водителям за ненормированный рабочий день

    Помните, что компенсировать сотруднику работу в ненормированном режиме нужно дополнительным отпуском, который не может быть меньше трех календарных дней (ст.

    119 Инфо ТКРФ). Помимо этого вы можете установить в коллективном договоре, трудовом договоре или локальном акте фирмы доплату за работу в режиме ненормированного рабочего дня.

    Каждый случай привлечения к ненормированной работе оформляйте соответствующим приказом. Ненормированный режим можно установить сотрудникам, если:

    1. их рабочее время делится на части неопределенной продолжительности (водители).
    2. они распределяют рабочее время по своему усмотрению юристы, журналисты);
    3. их труд не поддается точному учету (например, руководители);

    Работа в ненормированном режиме не должна носить постоянный характер.

    Ненормированный рабочий день водителя служебного легкового автомобиля

    Ведь ненормированный рабочий день может распространяться как на период до начала рабочего дня или смены, так и после их окончания ().

    1. водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси);
    2. водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях.

    Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне водителей устанавливаются исходя

    Доплата водителям за ненормированный рабочий день

    Законодательство не обязывает работодателей учитывать время, превышающее нормальную продолжительность рабочего времени таких работников, и оплачивать это время в повышенном размере. А компенсацией за работу в режиме ненормированного рабочего дня является дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее трех календарных дней.

    Внимание Кроме того, работодатель вправе устанавливать надбавки работникам с ненормированным рабочим днем.

    В рассматриваемой ситуации водители работают в режиме ненормированного рабочего дня. Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, из новой редакции данной статьи исключена норма о том, что в случае, если работодатель за использование работника в режиме ненормированного рабочего дня не предоставляет дополнительный отпуск, переработка

    Доплата водителям за ненормированный рабочий день и правила ее расчета

    Статья 101 ТК РФ более подробно раскрывает данный вопрос.

      Какие должности могут либо не могут быть подвергнуты дополнительным рабочим часам.Порядок составления списков и графиков.

    [2]

    Подобные вопросы решаются руководством, оговариваются в коллективном трудовом договоре.

    Вопрос: .Водителю служебного автомобиля установлен ненормированный рабочий день. Раньше производилась доплата и предоставлялся дополнительный отпуск за ненормированный режим работы.

    Оплата за сверхурочную работу не производилась. Руководство предприятия приняло решение снять доплату за ненормированный режим работы, так как предусмотрены дополнительные дни к отпуску. Обязана ли бухгалтерия оплачивать сверхурочную работу водителю?

    («ЭЖ Вопрос-Ответ», 2008, n 12)

    Такие особенности установлены гл. 51 ТК РФ, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 (далее — Положение).

    Читайте так же:  Оплата проезда к месту обучения и обратно

    Названные документы обязательны к применению всеми организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, имеющими в штате водителей. Для автотранспортных организаций обязательными являются Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные Постановлением Минсоцразвития России от 12.05.2003 N 28.

    Работодатель обязан ежемесячно составлять графики сменности для всех водителей на каждый день или смену (п.

    3 Положения). График является основой для ведения поденного или суммированного учета рабочего времени. Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной

    Какую надбавку можно оплатить водителю за ненормированный рабочий день

    В случае выполнения работ, не связанных с обязанностями работника, предусмотренными трудовым договором, коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка, эти работы оплачиваются по соглашению как выполнение особых заданий. Работники, которым установлен режим ненормированного рабочего дня, на общих основаниях освобождаются от работы в дни еженедельного отдыха, праздничные дни, за исключением случаев, особо оговоренных в трудовых или коллективных договорах или в правилах внутреннего трудового распорядка.

    При отсутствии такой оговорки работы, производимые в отдельных случаях в указанные выше дни, должны быть компенсированы на общих основаниях.

    Важно Продолжительность такой работы не должна превышать 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

    Таким образом, работодатель обязан вести журнал учета продолжительности сверхурочных работ. Оплачивается сверхурочная

    Как устанавливается ненормированный рабочий день водителя – особенности компенсации и доплаты

    Если гражданин находится за рулем 6 дней в неделю, каждый день он должен работать максимум 7 часов. Все остальные ситуации считаются ненормированным графиком.На основании можно сделать вывод, что ненормированным рабочим днем принято считать особый график, при котором трудящийся гражданин может привлекаться к работе за пределами установленного трудовым договором рабочего времени.В процессе трудовой деятельности водителей могут возникать различные обстоятельства, при которых сотруднику приходится работать ненормированный день.примеру, работодатель может обратиться к трудящемуся с просьбой явиться на работу раньше начала рабочего дня.Также может возникнуть обратная ситуация – водителю придется задержаться на работе.В таких случаях считается, что водитель трудится по ненормированному графику.Работодатель обязан соблюдать все требования, установленные для нестандартных условий работы.Нарушение

    Вопрос: В штатном расписании предусмотрена доплата водителям за ненормированный рабочий день.

    Какими документами можно подтвердить, что водитель отработал больше установленной нормы?

    Ведь за сверхурочную работу нужно либо платить в повышенном размере, либо предоставлять дополнительное время отдыха. («Зарплата», 2007, n 2)

    Таким образом, работодатель обязан вести журнал учета продолжительности сверхурочных работ.

    Оплачивается сверхурочная работа за первые два часа не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном (ст. 152 ТК РФ). По желанию работника вместо повышенной оплаты в качестве компенсации за сверхурочную работу ему может быть предоставлено дополнительное время отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно. Ненормированный рабочий день — это один из режимов рабочего времени, при котором отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

    Вопрос: Водителю служебного легкового автомобиля установлен ненормированный рабочий день. Раньше производилась доплата за ненормированный рабочий день — 25% оклада и предоставлялся дополнительный отпуск за ненормированный режим работы — 14 календарных дней. Оплата за сверхурочную работу не производилась. Руководство предприятия приняло решение снять доплату за ненормированный режим работы, так как предусмотрены дополнительные дни к отпуску. Обязана ли бухгалтерия в данной ситуации оплачивать сверхурочную работу водителю? («ЭЖ Вопрос-Ответ», N 12, декабрь 2008 г.)

    Водителю служебного легкового автомобиля установлен ненормированный рабочий день. Раньше производилась доплата за ненормированный рабочий день — 25% оклада и предоставлялся дополнительный отпуск за ненормированный режим работы — 14 календарных дней. Оплата за сверхурочную работу не производилась. Руководство предприятия приняло решение снять доплату за ненормированный режим работы, так как предусмотрены дополнительные дни к отпуску. Обязана ли бухгалтерия в данной ситуации оплачивать сверхурочную работу водителю?

    До того как перейти к обсуждению правомерности лишения водителя доплаты, напомним: профессия водителя связана с управлением автотранспортными средствами и, следовательно, с безопасностью дорожного движения.

    По этой причине законодатель в ст. 329 ТК РФ предусмотрел установление особенностей условий труда работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств.

    Такие особенности установлены главой 51 ТК РФ, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 (далее — Положение).

    Названные документы обязательны к применению всеми организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, имеющими в штате водителей.

    Для автотранспортных организаций обязательными являются Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные Постановлением Минсоцразвития России от 12.05.2003 N 28.

    Работодатель обязан ежемесячно составлять графики сменности для всех водителей на каждый день или смену (п. 3 Положения). График является основой для ведения поденного или суммированного учета рабочего времени.

    Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

    Положение о водителях не распространяется на работников автотранспорта, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе бригад при вахтовом методе организации работ.

    [3]

    В графике сменности обязательно указываются время начала, окончания работы, а также продолжительность ежедневной работы (смены), перерывы для отдыха и питания, ежедневный (междусменный) и еженедельный отдых. При составлении графика работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников.

    Согласно п. 6 Положения водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в течение смены в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего распорядка и графиком работы. При этом нормальная продолжительность его рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

    Читайте так же:  Как работают судебные приставы по взысканию алиментов

    Если водитель трудится по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными, его смена не должна превышать 8 часов.

    При шестидневной рабочей неделе с одним выходным смена ограничивается 7 часами (п. 7 Положения).

    Период непосредственно управления автомобилем не может превышать 9 часов (п. 16 Положения).

    Все особенности, связанные с рабочим временем и временем отдыха, непредусмотренные Положением, регулируются ТК РФ (п. 2 Положения).

    Водителям легковых автомобилей согласно п. 14 Положения может быть установлен ненормированный рабочий день.

    Напомним, что это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).

    Установить ненормированный рабочий день работодатель может только с учетом мнения выборного представительного органа работников организации, если таковой создан в организации.

    Пунктом 23 Положения установлена возможность привлечения водителя к сверхурочной работе, при этом работодатель обязан учитывать нормы ст. 99 ТК РФ.

    Сверхурочная работа — это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

    Следует также иметь в виду, что привлечение работников к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени, не должно носить систематического характера, а происходить время от времени (эпизодически).

    Изложенный вывод подтверждается позицией Федеральной службы по труду и занятости, изложенной в письме от 07.06.2008 N 1316-6-1.

    Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ, п. 23 Положения).

    Только в указанных временных пределах работодатель вправе привлекать водителя для исполнения им своих обязанностей.

    Одним из случаев, когда трудовой договор, в частности условие об оплате труда, может быть изменен в одностороннем порядке, является изменение организационных или технологических условий труда в организации (ст. 74 ТК РФ). В этом случае, условия трудового договора могут быть изменены по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях, а также о причинах, таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за 2 месяца.

    В отличие от прежней редакции ст. 119 ТК РФ, действовавшей до 10 августа 2008 г. и измененной Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, из новой редакции данной статьи исключена норма о том, что в случае, если работодатель за использование работника в режиме ненормированного рабочего дня не предоставляет дополнительный отпуск, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа. Таким образом, правило об оплате сверхурочной работы при непредоставлении дополнительного отпуска действовало до 10 августа 2008 г.

    В настоящее время ТК РФ не признает переработку при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться гарантии дополнительной оплаты. За работу в режиме ненормированного рабочего дня ТК РФ установил компенсацию только в виде дополнительного отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее трех календарных дней. Денежные компенсации в данном случае ТК РФ не предусмотрены.

    Таким образом, оплачивать сверхурочную работу водителю, работающему на условиях ненормированного рабочего времени, работодатель не обязан.

    Это не означает, что на работодателя не распространяются общие правила ТК РФ, определяющие условия изменения и расторжения договора.

    В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

    Если трудовой договор с водителем содержит условие о дополнительной оплате труда водителя за работу в условиях ненормированного рабочего времени или за привлечение к работе сверхурочно, изменять такое условие работодатель в одностороннем порядке не вправе, если отсутствуют основания, предусмотренные ТК РФ.

    В этом случае бухгалтерия обязана оплатить предусмотренные трудовым договором суммы, несмотря на установленный для такого работника дополнительный отпуск.

    Если дополнительная оплата для лиц, работающих на условиях ненормированного рабочего времени, предусмотрена только в локальном акте организации, то изменить (отменить) ее работодатель вправе, издав соответствующий приказ (о внесении изменений в локальный акт) в порядке, предусмотренном статьями 8 и 272 ТК РФ (с учетом мнения представительного органа работников при его наличии в организации). После вступления приказа в силу, отмененные доплаты не уплачиваются.

    1 декабря 2008 г.

    «ЭЖ Вопрос-Ответ», N 12, декабрь 2008 г.

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

    Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Журнал «ЭЖ Вопрос-Ответ»

    Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.

    Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.

    На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты «АКДИ Экономика и жизнь», специалисты ФНС и Минфина России.

    Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:

    — Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.

    — Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.

    — Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.

    — Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).

    Читайте так же:  Трудовой договор с руководителем, единственным участником

    А также рубрика «Личный интерес», где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.

    Учредители: ЗАО ИД «Экономическая газета», ООО «ВИКОР МЕДИА»

    Издатель ЗАО ИД «Экономическая газета»

    Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

    Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003

    Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16

    Как устанавливается ненормированный рабочий день водителя – особенности компенсации и доплаты

    Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Может ли работодатель отменить надбавку водителям за классность, а также дополнительный отпуск работникам организации, установленный за ненормированный рабочий день, в то время как данные надбавки оговорены внутренними локальными актами и коллективным договором? Будет ли это являться ухудшением условий труда?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Работодатель вправе отменить «классность» водителей и надбавку за класс либо путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам с каждым водителем, либо при наличии соответствующий оснований в одностороннем порядке. Отменить предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска за работу на условиях ненормированного рабочего дня при сохранении в трудовых договорах сотрудников условия о работе на условиях ненормированного рабочего дня работодатель не вправе.

    Обоснование вывода:

    1. Отмена «классности» водителей и надбавки за класс

    2. Отмена отпуска за ненормированный рабочий день

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Мазухина Анна

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Комарова Виктория

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    ————————————————————————
    *(1) Отметим, что в отношении отдельных категорий работников право на сохранение квалификации при изменении места работы прямо предусмотрено нормативными актами. Так, согласно п. 18 Положения о квалификационных комиссиях трамвайно-троллейбусных, трамвайных и троллейбусных управлений и предприятий горэлектротранспорта РСФСР (утверждено приказом Минжилкомхоза РСФСР от 17.03.1977 N 110) квалификация третьего, второго и первого класса при изменении места работы водителей сохраняется на основании записи в трудовой книжке.
    *(2) О предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, связанных с изменением организационных или технологических условий труда и вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца (часть вторая ст. 74 ТК РФ). После истечения срока предупреждения новые определенные работодателем условия трудовых договоров вступают в силу. Если у работодателя остается необходимость в трудовой функции работника, то сокращение численности (штата) работников организации в таком случае не происходит и увольнение при несогласии работника работать в новых условиях и при отсутствии другой работы должно быть осуществлено по п. 7 части первой ст. 77 ТК РФ (части третья и четвертая ст. 74 ТК РФ).

    Оплата труда водителя с ненормированным рабочим днем («Ваш партнер-консультант», № 52, 2008 г.)

    Водителю служебного легкового автомобиля установлен ненормированный рабочий день. Раньше производилась доплата за ненормированный рабочий день – 25% от оклада и предоставлялся дополнительный отпуск за ненормированный режим работы – 14 календарных дней. Оплата за сверхурочную работу не производилась. Руководство предприятия приняло решение снять доплату за ненормированный режим работы, так как предусмотрены дополнительные дни к отпуску. Обязана ли бухгалтерия в данной ситуации оплачивать сверхурочную работу водителю?

    Прежде чем переходить к обсуждению правомерности лишения водителя доплаты, обратим внимание на то, что профессия водителя связана с управлением автотранспортным средством и, следовательно, безопасностью дорожного движения.

    По этой причине законодатель в ст. 329 ТК РФ предусмотрел установление особенностей условий труда работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств.

    В отношении их особенности установлены гл. 51 ТК РФ, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 5 (далее – Положение).

    Названные документы обязательны в применении всеми организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, имеющими в штате водителей. Для автотранспортных организаций обязательными являются Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утв. Постановлением Минсоцразвития РФ от 12.05.2003 № 28.

    Положение о водителях не распространяется на работников автотранспорта, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе бригад при вахтовом методе организации работ.

    Все особенности, связанные с рабочим временем и временем отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются ТК РФ (п. 2 Положения).

    Работодатель обязан ежемесячно составлять графики сменности для всех водителей на каждый день или смену (п. 3 Положения). График является основой для ведения поденного или суммированного учета рабочего времени.

    Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

    В графике сменности обязательно указывается время начала, окончания работы, а также продолжительность ежедневной работы (смены), перерывы для отдыха и питания, ежедневный (междусменный) и еженедельный отдых. При составлении графика работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников.

    Согласно п. 6 Положения водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в течение смены в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего распорядка и графиком работы. При этом нормальная продолжительность его рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Если водитель трудится по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными, его смена не должна превышать 8 часов. При шестидневной рабочей неделе с одним выходным смена ограничивается 7 часами (п. 7 Положения). Период непосредственно управления автомобилем не может превышать 9 часов (п. 16 Положения).

    Читайте так же:  Как написать расписку за продажу квартиры

    Водителям легковых автомобилей согласно п. 14 Положения может быть установлен ненормированный рабочий день. Напомним, что это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники по распоряжению работодателя при необходимости могут эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).

    Установить ненормированный рабочий день работодатель может только с учетом мнения выборного представительного органа работников организации, если таковой создан.

    Пунктом 23 Положения установлена возможность привлечения водителя к сверхурочной работе, при этом работодатель обязан учитывать нормы ст. 99 ТК РФ.

    Часть 1 ст. 99 ТК РФ

    Сверхурочная работа – это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

    Следует также иметь в виду, что привлечение работников к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени, не должно носить систематического характера, а происходить время от времени (эпизодически). Изложенный вывод подтверждается позицией Федеральной службы по труду и занятости, изложенной в Письме от 07.06.2008 № 1316-6-1.

    Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ, п. 23 Положения).

    Только в указанных временных пределах работодатель вправе привлекать водителя для исполнения им своих обязанностей.

    В отличие от прежней редакции ст. 119 ТК РФ, действовавшей до 10.08.2008 и измененной Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ, из новой редакции данной статьи исключена норма о том, что, в случае если работодатель за использование работника в режиме ненормированного рабочего дня не предоставляет дополнительного отпуска, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа. Таким образом, правило об оплате сверхурочной работы при непредоставлении дополнительного отпуска действовало до 10.08.2008.

    В настоящее время ТК РФ не признает переработку при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться гарантии дополнительной оплаты.

    Следовательно, за работу в режиме ненормированного рабочего дня ТК РФ установил компенсацию только в виде дополнительного отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее 3 календарных дней, денежные компенсации в данном случае ТК РФ не предусмотрены.

    Таким образом, работодатель не обязан оплачивать сверхурочную работу водителю, работающему на условиях ненормированного рабочего времени.

    Это не означает, что на работодателя не распространяются общие правила ТК РФ, определяющие условия изменения и расторжения договора.

    В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

    Если трудовой договор с водителем содержит условие о дополнительной оплате труда водителя за работу в условиях ненормированного рабочего времени или сверхурочно, изменять такое условие работодатель в одностороннем порядке не вправе, если отсутствуют основания, предусмотренные ТК РФ.

    В этом случае бухгалтерия обязана оплатить предусмотренные трудовым договором суммы, несмотря на установленный для такого работника дополнительный отпуск.

    Если дополнительная оплата для лиц, работающих на условиях ненормированного рабочего времени, предусмотрена только в локальном акте организации, то изменить (отменить) ее работодатель вправе, издав соответствующий приказ (о внесении изменений в локальный акт) в порядке, предусмотренном ст. 8 и 272 ТК РФ (с учетом мнения представительного органа работников при его наличии в организации). После вступления приказа в силу отмененные доплаты не уплачиваются.

    Одним из случаев, когда трудовой договор, в частности условие об оплате труда, может быть изменен в одностороннем порядке, является изменение организационных или технологических условий труда в организации (ст. 74 ТК РФ). В этом случае условия трудового договора могут быть изменены по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях, а также о причинах таких изменений работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за 2 месяца.

    Как устанавливается ненормированный рабочий день водителя – особенности компенсации и доплаты

    Практически в каждой компании может возникнуть ситуация, при которой работнику придется выйти на работу ранее начала своего рабочего дня, или остаться выполнять свои должностные обязанности по его окончанию.

    Данная тема регламентирована трудовым законодательством РФ.

    Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

    +7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

    +7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

    +8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

    Это быстро и бесплатно!

    В нормативной документации отражена информация по поводу того, какие категории работников и по какой технологии могут привлекаться к работе по упомянутому ранее графику.

    В общих чертах организация труда водителей не отличается от специфики трудовой деятельности других специалистов. Продолжительность рабочей недели шофера, работающего в режиме 5-ти дневной рабочей недели, не должна превышать отметки в 40 часов.

    На каждый день при этом должно приходиться не более 8 часов. Если гражданин находится за рулем 6 дней в неделю, каждый день он должен работать максимум 7 часов. Все остальные ситуации считаются ненормированным графиком.

    На основании 101 статьи ТК РФ можно сделать вывод, что ненормированным рабочим днем принято считать особый график, при котором трудящийся гражданин может привлекаться к работе за пределами установленного трудовым договором рабочего времени.

    В процессе трудовой деятельности водителей могут возникать различные обстоятельства, при которых сотруднику приходится работать ненормированный день.

    примеру, работодатель может обратиться к трудящемуся с просьбой явиться на работу раньше начала рабочего дня.

    Читайте так же:  Важные правила продления больничного по беременности и родам — пошаговый алгоритм и образцы документ

    Также может возникнуть обратная ситуация – водителю придется задержаться на работе.

    В таких случаях считается, что водитель трудится по ненормированному графику.

    Работодатель обязан соблюдать все требования, установленные для нестандартных условий работы.

    Нарушение прав трудящихся может грозить руководству предприятиями проблемами.

    Призвать к ответственности руководящих лиц в данном случае могут сотрудники проверяющих органов – Трудовой инспекции, прокуратуры и т.д.

    Можно ли устанавливать шоферам, управляющим грузовым или легковым автомобилем?

    На практике ненормированный режим работы водителей встречается достаточно часто. В особенности, если речь идет о персональных шоферах.

    Таких сотрудников работодатели привлекают к работе в нерабочее время довольно часто, при этом забывая, что такой график не может устанавливаться на систематическом уровне.

    При необходимости работодатель может установить для водителя возможность привлечения к такой работе. Для того чтобы избежать проблем с вышестоящими органами, важно соблюдать определенные правила, установленные по отношению к этому вопросу.

    Не менее важно учитывать, что упомянутый ранее режим работы не может быть установлен по отношению ко всем водителям.

    Перед тем как привлечь сотрудника к такой работе, руководитель компании должен внимательно изучить нормативную трудовую документацию, действующую на территории РФ.

    Для каких категорий вождения транспорта возможен?

    Ранее было указано, что ненормированный день может быть установлен далеко не каждому водителю. Следует также отметить, что в Трудовом Кодексе РФ нет конкретного списка классификаций работников, которым нельзя работать таким образом.

    В 329 статье ТК РФ указано, что на трудящихся, профессиональная деятельность которых подразумевает непосредственное взаимодействие с транспортными средствами, распространяются правила и требования Минтранса РФ.

    В частности, в 14-м пункте Положения данного органа отражено, что ненормированный день может быть установлен по отношению к следующим специалистам:

    • водителям, работающим на легковых транспортных средствах;
    • водителям, работающих на экспедиционных автомобилях. Работа данной категории подразумевает работы топографо-геодезических, изыскательных и геологоразведочного характера.

    В первом пункте есть исключение. Таковым являются водители такси.

    Для них работодатель не имеет права устанавливать ненормированный режим работы. Аналогичное правило распространяется на водителей грузового транспорта.

    Их, как и таксистов, руководство не может привлечь к работе по ненормированному графику.

    В двух статьях Трудового Кодекса – 92 и 94, указано, что водителям, по отношению к которым установлена сокращенная продолжительность рабочего дня, или рабочее время ограничено сменой, устанавливать ненормированный рабочий день не рекомендуется.

    Трудиться по ненормированному графику любой сотрудник может только периодически. Постоянное привлечение к такой работе – нарушение законодательства.

    Положена ли доплата или надбавка?

    Известно, что при работе по ненормированному графику, руководитель вправе не выплачивать трудящимся дополнительные денежные средства, то есть, доплату. Как оплачивается ненормированный труд?

    В его обязанности входит предоставление дополнительных выходных, которые могут быть прибавлены к отпуску работника.

    Исключением являются выходные и праздничные дни.

    При работе в выходной сотрудник вправе потребовать у работодателя не отгул, а оплату. В остальных случаях руководитель решает самостоятельно, доплачивать водителю или нет.

    Технология начисления доплаты (при наличии таковой) должна быть закреплена на внутреннем уровне. Работодатель может установить работникам доплату, выраженную в твердой сумме, или процентном соотношении, к примеру, от оклада водителя.

    Нужно ли разработать на предприятии положение?

    Ненормированный день представляет собой особый график работы, который может устанавливаться для определенного работника или круга трудящихся лиц.

    Документальное оформление данного процесса – обязательный момент.

    В большинстве случаев разрабатывается коллективное соглашение. В нем отражается следующая информация:

    • технология привлечения;
    • порядок предоставления дополнительных выходных;
    • перечень лиц или должностей, на которых распространяется настоящий договор;
    • подписи ответственных лиц.

    Составленный документ в обязательном порядке должен подписать сотрудник, который при необходимости будет трудиться такому рабочему графику.

    При желании работодателя может быть разработано специальное положение о ненормированной дне водителей.

    Следует отметить, что это не обязательный момент.

    Ненормированный график может быть установлен другим документом.

    Коллективное соглашение – оптимальный вариант. Наличие в нем подписи водителей свидетельствует их о согласии с условиями, в нем прописанными.

    Условия ненормированного труда может быть прописано в трудовом договоре — как прописать.

    Водители на общих основаниях могут привлекаться к ненормированной работе, если таковое предусмотрено внутренней документацией компании.

    Важно учесть, что не каждого сотрудника можно привлечь к такому труду.

    Ненормированный рабочий день не может быть установлен таксистам и водителям грузовых автомобилей.

    Также следует помнить, что привлекать к работе по ненормированному графику руководитель может только при крайней необходимости. Делать это систематически нельзя.

    [1]

    Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

    +7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

    +7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

    Видео (кликните для воспроизведения).

    +8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

    Источники


    1. Ванская, Г.П. Библиотечно-библиографическая классификация. Средние таблицы. Практическое пособие. Выпуск 2: 65/68 У/Ц Экономика. Экономические науки; Политика. Политология; Право. Юридические науки; Военное дело. Военная наука / Г.П. Ванская. — М.: Либерея, 2017. — 883 c.

    2. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.

    3. Римское частное право. Учебник. — М.: Зерцало, 2015. — 560 c.
    4. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.
    5. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 128 c.
    Как устанавливается ненормированный рабочий день водителя – особенности компенсации и доплаты
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here