Как выбрать профиль обучения в старших классах общеобразовательных школ

Полная информация по теме: "Как выбрать профиль обучения в старших классах общеобразовательных школ" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Профильное образование в школе: за и против

Ваш ребенок мечтает стать юристом или врачом, поможет ли профильное образование поступить в желаемый ВУЗ? Какой профиль выбрать ребенку, если он пока не определился с будущим направлением профессиональной деятельности? И как быть, если профиль будет выбран неверно? Ответы на эти и многие другие вопросы о профильном образовании Вы найдете в нашей статье.

Вопрос профильного обучения в школе – на сегодняшний день один из наиболее актуальных вопросов системы современного образования и одна из самых спорных тем как для учеников и родителей, так и для педагогов. Как помочь школьникам с выбором направления? Как дать весь необходимый материал, если ваш предмет непрофильный и количество часов ограничено? Среди педагогов такая инновация успела приобрести как сторонников, так и противников.

Профильное образование: зачем это нужно?

Как правило, выбором дальнейшего направления учебы заняты старшеклассники. В большинстве школ деление происходит в десятом классе, иногда раньше – с восьмого. Принято считать, что к этому возрасту у ребенка уже проявится круг интересов и планы на дальнейшее будущее, а профильное образование поможет ему углубить знания и поступить в нужный университет.

Так профильная система обучения призвана решить несколько важных задач.

  • Глубокие знания по профильным дисциплинам. Когда знаний по предметам, необходимым для получения будущей профессии, школьникам бывает недостаточно, им приходиться прибегнуть к услугам репетиторов или записываться на соответствующие курсы. Обойтись такое удовольствие может недешево, да и гарантии наверстать курс даются не всегда. Здесь на помощь и приходит профильное обучение: благодаря увеличению количества часов, посвященных нужным дисциплинам, и углубленному изучению ребенок изучит весь необходимый материал.
  • Ориентация в мире профессий. Поступая в класс с определенным уклоном, школьник не только будет больше изучать профильные предметы, но также сможет узнать больше о своей будущей профессии и окончательно определиться с выбором. К примеру, если ваш сын выбрал изучать естественные науки, он сможет не только углубленно изучить химию и биологию, но и познакомиться с особенностями медицинских, аграрных и других направлений.
  • Самостоятельность и желание учиться. Школьник любит историю, а физику терпеть не может? Выбирая профиль, он выбирает те дисциплины, которые больше приходятся ему более по душе и пригодятся в дальнейшем. Посвящая больше времени изучению любимых предметов, его самостоятельность и желание учиться возрастет. Система профильного образования нацелена на то, чтобы каждый ученик смог найти , за что он действительно будет болеть всей душой.
  • Легкое поступление в ВУЗ. Ваш ребенок видит себя будущим финансистом и собирается поступить на экономический факультет? Или же он хочет стать педиатром и идет в медицинский? Нередко хорошие ВУЗы требует высокого уровня подготовки для поступления, которую не может обеспечить обычная общеобразовательная программа. Профильная система образования, уделяющая много внимания необходимым предметам и улучшающая знания, значительно облегчает поступление в желанный ВУЗ.

Типы обучения по профилям

Тема профильного обучения достаточно популярна на сегодняшний день: год от года ее практикуют все в большем количестве учебных заведений. Однако необходимо учитывать, что типов обучения могут разительно отличаться. В современных школах типы профильного обучения разделяют на несколько групп.

  • «Школа -ВУЗ». Профильные классы, работающие по такой системе, делают основную ориентацию на будущую профессию и поступление в определенный университет. При этом нередко в таких школах преподают профессора из высших учебных заведений, находящихся в одном городе со школой.
  • Профильные классы со специальными программами. Программы данной системы отводят не только много часов профильным школьным предметам, но также могут содержать и другие специальные дисциплины, которые помогут раскрыть суть профессий. К примеру, ученики гуманитарного профиля наряду с привычными дисциплинами могут дополнительно изучать журналистику, философию или культурологию.
  • Элективные курсы. Профильные уроки в данной системе стоят в расписании как дополнительные или курсы по выбору. Например, если ваш ребенок выбрал социально-экономический профиль, то экономика, право и социология могут преподаваться по выбору.

Наиболее продуктивной считается система «школа -ВУЗ», при которой школа, лицей или гимназия сотрудничает с университетом. Она не только улучшает знания школьников, но и значительно повышает шанс абитуриентов поступить на бюджетное место.

Плюсы и минусы профильного образования

Профильная система обучения в школе – достаточно спорная тема, поскольку подходит она далеко не каждому. К примеру, детям, с раннего возраста точно знающих, кем они хотят работать, когда вырастут, она поможет постигнуть все нужные науки в необходимом объеме. А тем же, кто долгие годы не сомневается и не может до конца определиться, такой вариант обучения может оказаться не самым удачным. Рассмотрим, какие же преимущества и недостатки имеет профильная система.

  • Лучшая подготовка по профильным предметам и, как следствие, раннее освоение профессии. Если школьник с детства мечтал стать ветеринаром, то углубленное изучение биологии в классе с естественнонаучным профилем даст знания и навыки для работы по этой специальности. Будущий юрист же будет получать больше знаний по истории, обществознанию и праву в социально-экономическом классе.
  • Чувство принадлежности к профессиональному сообществу. Что может быть лучше, чем учиться в компании единомышленников?! При такой системе соревновательный дух будут значительно выше, чем обычно, что станет дополнительной мотивацией для учеников. Кроме того, это лучше подготовит ребенка к профессиональным трудностям и улучшит его конкурентоспособность.
  • Самомотивация и большее желание учиться. Когда в расписании число любимых предметов значительно превышает число нелюбимых, учиться намного приятнее. К примеру, потенциальный программист будет охотнее ходить в школу, если уроков информатики будет больше, чем какой-нибудь нелюбимой истории. Каждый ученик, выбрав профиль, заинтересован в успехе.
  • Легкость перехода к ВУЗовской системе обучения. Профильное образование, при котором проводятся лекции, практические занятия и ведутся элективные курсы, несколько похоже на систему преподавания в ВУЗе. Так, для школьника, закончившего класс с социально-экономическим профилем, математическим или каким-либо другим, обучение в университете не покажется кардинально другим, поэтому он сможет легче адаптироваться.
  • Легкость поступления в ВУЗ. Усиливая знания по необходимым предметам, шанс поступить в желанный университет в разы увеличивается. Особенно это актуально для ряда школ, в которых практикуется система «школа -ВУЗ» и происходит сотрудничество с профессорами.

  • Сложность поступления в профильный класс. Нередко для того, чтобы поступить в класс с естественнонаучным профилем, гуманитарным или любым другим, необходимо сдать специальные вступительные экзамены, что удается не всем желающим. Требования могут быть достаточно велики, к чему следует морально подготовиться.
  • Ранний отказ от возможных вариантов. Выбирая только одно направление обучения, школьник закрывается для остальных вариантов. Так, если ребенок предпочел математический профиль, а потом решил пойти учиться на переводчика, сдать экзамен для поступления будет значительно сложнее. Возможно, придется прибегнуть к услугам репетиторов.
  • Мало часов для изучения непрофильных предметов. Углубляясь в изучение только профильных дисциплин, многие старшеклассники недополучают базовых знаний по другим предметам, которые должна давать средняя школа. Особенно это усложняет учебу тем, кому нравится изучать предметы разных направлений, например, математику и литературу.
Читайте так же:  Система сертификации персонала

Практика профильного обучения за рубежом

Во многих развитых странах мира система профильного образования уже давно прочно вошла в жизнь. В Великобритании, США, Германии, Франции, Швеции и прочих государствах такое ведение обучения считается наиболее эффективным, поэтому доля учащихся по этой системе растет каждый год.

Как правило, за рубежом деление на профили происходит за два-три года до окончания школы, то есть в старших классах. При этом организация обучения может варьироваться. В таких странах как Франция и Германия школьники изучают дисциплины по четко прописанной программе. В Великобритании и США дети сами выбирают дисциплины, которые хотят изучать. Также есть и обязательные для посещения предметы, например, физкультура.

Принципы профильного разделения

Деление на профили происходит соответственно особенностям дисциплин и направлению будущей профессиональной деятельности. Основная разница заключается в увеличении количества часов для профильных предметов, однако некоторые программы также предлагают изучение дополнительных дисциплин. Изначально выделяли четыре основных профиля:

  • Естевеннонаучный профиль;
  • Гуманитарный профиль;
  • Математический профиль;
  • Социально-экономический профиль.

К примеру, если вашему ребенку интересна информатика и математика, тогда он мог смело идти в класс с математическим уклоном, где будет много соответствующих уроков. А если иностранный язык и история, то с гуманитарным.

Сейчас же направлений стало в разы больше. Школьник хочет быть стоматологом? Добро пожаловать в класс с медицинским направлением. Или же переводчиком? Тогда лингвистический класс – это то, что нужно. А что, если дети пока не могут выбрать узкую специальность? И как помочь ребенку сделать правильный выбор?

Конечно, не каждый подросток уже точно знает, чем он будет заниматься спустя несколько лет. Немало школьников, которым сегодня интересен туризм, завтра – дизайн, а послезавтра – психология. За время учебы интересы могут измениться один, а то и несколько раз, что значительно усложняет выбор профильного класса.

Другая проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – это сложность выбрать одно из двух интересующих направлений. Как поступить, если ребенок хочет углубленно изучать и биологию, и литературу? Или же ему интересна география и информатика? Такие разные, казалось бы, дисциплины не вписываются в рамки одного определенного профиля, а потому предпочтение приходится отдавать только одной из них.

Профили: как выбрать верное направление?

Чтобы выбрать подходящее направление обучения стоит ориентироваться на способности, желания и перспективу ученика. Чтобы помочь ребенку остановить свой выбор на одном из профилей, в школе можно провести ряд мероприятий.

Профильное образование: вылавливаем подводные камни

С организацией обучения по профильной системе нередко возникают различные трудности, часть из которых мы рассмотрели выше. Хотите, чтобы ребенок оставался в любимой школе и не чувствовал дискомфорта? Не стоит отчаиваться, мы найдем решение проблем.

Профильное образование – инновационная модель обучения, которая помогает во множестве вопросов. Она позволяет школьникам, получая необходимый объем общих знаний, сосредоточиться на дисциплинах, которые пригодятся ему в будущем. Она развивает самостоятельность и стимулирует желание учиться. Во всем мире и в России разделение на профили становится все более популярным и актуальным.

Могут ли ученику отказать в приеме в профильные классы школы?

Главная > Консультации > Омбудсмен > Могут ли ученику отказать в приеме в профильные классы школы?

Одним из направлений модернизации образования является профильное обучение. Такое обучение дает возможность создать в школе условия необходимые для углубленного изучения учащимися отдельных предметов. Профильное обучение реализуется в средней и старшей школе. Такое обучение может быть организовано уже с 5 класса. Основной вопрос, который нередко задают родители, — это вопрос об отказе в приеме в профильные классы школы. Имеют ли право отказать обучающемуся в приеме в такой класс? Что делать родителям, если в школе нет нужного ребенку профиля?

ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) определяет профиль образования, как ориентацию образовательной программы на конкретные области знания, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося (а.25.ст.2 Закона).

Согласно Закону школа вправе организовать индивидуальный отбор при приеме детей в образовательную организацию для получения основного общего или среднего общего образования для профильного обучения, если это предусмотрено законодательством субъекта РФ (п.5 ст. 67 Закона). Все особенности организации профильного обучения в школах субъектов РФ регулируются соответствующими законами субъектов РФ. Например, Распоряжение Министерства образования Московской области от 10.02.2014 года № 2 «Об утверждении порядка и случаев организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные образовательные организации в Московской области для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов и (или)для профильного обучения». Данный нормативный документ регулирует сроки, условия, порядок подачи документов и другие особенности приема учащихся в профильные классы.

Прием обучающихся на конкурсной основе предусматривается локальными актами образовательной организации. В Уставе школы могут быть закреплены положения о правилах зачисления в школу. Чтобы узнать, есть ли конкурсный отбор в школу или его нет, необходимо ознакомиться с Уставом и/или локальными актами школы. Информация должна быть на сайте школы.

Что делать обучающемуся, если в школе нет необходимого ему профиля обучения?

Если в школе нет того профиля, который необходим обучающемуся, то родители могут поинтересоваться, будет ли возможность в данном образовательном учреждении открыть классы соответствующего профиля.

Если в школе нет нужного выпускнику профиля, то обучающийся может подать документы в любую другую школу, где есть та образовательная программа и тот профиль обучения, который ему необходим.

Школа должна создать соответствующие условия реализации образовательной программы по профилю. Под условиями понимаются кадровое обеспечение и материально-техническая база. Это означает, что каждая школа специализируется на определенном профиле и менять такую специализацию или создавать новый профиль обучения в выпускных классах бывает достаточно непросто.
Общеобразовательный профиль обучения присутствует во всех выпускных классах школы. Если в школе есть гуманитарный, биологический и любой другой профиль, то эта информация должна быть общедоступной и содержаться на официальном сайте школы. Информацию о профильном обучении в близлежащих школах можно узнать в управлении образования соответствующего округа/района.

Читайте так же:  Социальная поддержка безработных

Родителям необходимо узнать, действует ли в регионе нормативно-правовой акт, который позволяет образовательным учреждениям осуществлять отбор в 10 класс. В школе должно быть утверждено специальное положение о приеме в профильные классы. Порядок осуществления отбора в 10 класс должен быть опубликован на сайте школы.
Если законодательством субъекта РФ не предусмотрен отбор в образовательные организации для получения среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения, то отказать в приеме имеют право только по причине отсутствия свободных мест. Такое же правило действует, если ребенок зарегистрирован на территории, не закрепленной за школой (могут отказать только по причине отсутствия свободных мест).
При приеме в образовательную организацию для получения среднего общего образования представляется аттестат об основном общем образовании установленного образца. Также необходимым является заявление родителей о зачислении ребенка в 10 класс.

Профильное обучение является важным этапом подготовки ребенка к дальнейшему обучению и развитию своих способностей в той или иной области.

Профильное обучение в старшей школе

Основными задачами профильного обучения являются:

создание условий для учета и развития учебно-познавательных и профессиональных интересов, способностей и потребностей учащихся в процессе их общеобразовательной подготовки;

воспитание в учащихся любви к труду, обеспечение условий для их жизненного и профессионального самоопределения, формирование готовности к сознательному выбору и овладению будущей профессией;

формирование социальной, коммуникативной, информационной, технической, технологической компетенций учащихся на допрофильном уровне, направленность обучения на выбор будущей профессии;

обеспечение перспективной связи между общим средним и будущим профессиональным образованием .

Основными принципами профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся считаем следующие.

Принцип фуркации. Его сущность состоит в том, чтобы образовательная система выполняла свои основные социальные функции — селекционную, тестирующую, распределительную в соответствии с современным ей социальным заказом. Поэтому во время общеобразовательной подготовки учащихся происходят процессы распределения учащихся по уровню образовательной подготовки, по интересам, потребностям, способностям и наклонностям. Этот процесс происходит в соответствии с возрастными особенностями школьников и детерминирован потребностями в специалистах различного профиля в региональном и общегосударственном контексте.

Принцип вариативности и альтернативности. Согласно этому принципу создается современное содержание образования в предпрофильных и профильных классах, построенное на постоянном разрешении диалектического противоречия между обязательными и вариативными курсами (в количественном и качественном отношении). Кроме этого, принципу вариативности и альтернативности соответствует построение учебных программ, технологий обучения и учебно-методического обеспечения учебного процесса в предпрофильных и профильных классах современной школы.

Принцип последовательности и непрерывности состоит в необходимости последовательной дифференциации учащихся соответственно их интересам, способностям, наклонностям в различных сферах человеческого знания, а также в последовательной и непрерывной взаимосвязи между предпрофильной подготовкой и профильным обучением, профильным и профессиональным обучением.

Принцип гибкости реализуется в создании таких форм организации профильного обучения, которые наиболее бы соответствовали запросам как индивидуума, так и общества; к таким гибким формам относится и модель организации профильного обучения, основанная на сетевой кооперации. Кроме этого принцип гибкости в организации профильного обучения обеспечивает возможность изменения профиля в соответствии с изменениями в интересах и наклонностях учащегося в ходе предпрофильной и профильной подготовки.

Согласуясь с нормативно-правовыми основами организации профильного обучения в отечественной системе образования, мы трактуем основную категорию нашего исследования — профильное обучение — как систему организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Федеральной целевой программой развития образования до 2010 года предполагается повсеместный переход на профильное образование в старшей школе по всей России [1].

Можно выделить несколько вариантов или моделей организации профильного обучения, представленных в «Концепции профильного образования».

1) Модель внутришкольной профилизации

Отдельная школа может быть однопрофильной (реализовывать только один из избранных ею профилей), или организовать на старшей ступени несколько профилей, т.е. быть многопрофильной. Возможен вариант, когда школа в целом не ориентирована на конкретные (один или несколько) фиксированные профили, но за СЧЕТ значительного увеличения числа элективных курсов представляет школьникам — в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп — в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

2) Модель сетевой организации

В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за СЧЕТ целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.

Первый связан с объединением нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которая для группы школ выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме базовые общеобразовательные курсы и ту часть профильного обучения (профильные и элективные курсы), которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».

Второй вариант основан на кооперации школы с иными образовательными учреждениями и образовательными ресурсами — учреждений дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного образования либо в собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах дистанционные курсы, заочные школы, Малые Академии при вузах, учреждения системы НПО/СПО и др.).

Поиск новых решений проблемы педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в условиях профильного обучения в системе сетевой кооперации предполагает:

усиление интеграции образовательных и предметных областей с внеучебной практикой социально-профессионального самоопределения школьников;

ориентацию на консолидацию ресурсов и усилий с другими учебными заведениями (межшкольными учебными комбинатами, училищами, колледжами, лицеями, вузами);

обеспечение профильной подготовки школьников на основе вариативности, с учетом заявленных ими индивидуальных маршрутов, соответствующих интересам, склонностям, способностям и запросам рынка труда, а также обязательной предпрофильной подготовки учащихся, включающей овладения школьниками способностью получения представлений об образе «Я», мире профессий, рынке труда; приобретение практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения;

оказание психолого-педагогической помощи учителю в переориентации его с деятельности назидателя, ментора на деятельность фасилитатора, направленную на эмпатию, обеспечение успеха школьника в выборе профиля обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

[3]

Анализ сущности профильного образования, исходя из предыдущего опыта профилизации и разработанных нормативно-правовых документов позволяет определить основные факторы реализации требований к организации профильного обучения в старшей школе, а именно:

Интенсивное, подробное информирование на предпрофильной стадии обо всех возможных путях продолжения образования.

Разработка учебных планов старшей школы на основе потребностей учащихся, при которой не школа предлагает готовый профильный пакет (предметов), а учащийся создает индивидуальный учебный план.

Читайте так же:  Как правильно оформить доверенность на покупку квартиры

Организация элективных групп на предпрофильной стадии и профильных классов на старшей ступени на основе использования вариативного компонента базисного учебного плана.

Укрупнение школы «7 — 9» и ее отделение от школы «1 — 6» в связи со спецификой задач предпрофильной подготовки.

Система формирования самоопределения учащихся основной школы и вовлечение родителей в определение профиля их обучения на третьей ступени.

Гуманистическая парадигма в преподавании как профильных, так и непрофильных предметов. Согласно гуманистической парадигме в центре обучения не предмет, а учащийся. В преподавании первичны интересы и возможности ученика, а не логика предмета и соответствующей науки.

«Плавающий» стандарт преподавания профильных и непрофильных предметов — не строго заданный базовый или профильный уровень, а уровень не ниже базового в соответствии с зоной ближайшего развития учащихся. На уровне образовательного учреждения — построение программы профильных и непрофильных предметов на основании зоны ближайшего развития учащихся.

Переход от «вычитательной» оценки (учитывающей ошибки и незнание учащихся в виде понижения оценки) к «накопительной» (количественно и качественно учитывающей достижения учащегося).

Повышение квалификации педагогов, включенное в деятельность педагогических коллективов образовательных учреждений по профессионализации образовательного пространства, направленное на: переход на гуманистическую парадигму содержания образования, формирование деятельной гуманистической позиции; освоение современных педагогических технологий, необходимых для реализации профильного обучения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9295 —

| 7400 — или читать все.

КАК ВЫБРАТЬ ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ,
методическая разработка (9 класс) по теме

Методическая разработка родительского собрания. Что такое профильное обучение и предпрофильная подготовка учащихся. (Информация для родителей). Как правильно выбрать будущую профессию.

Вложение Размер
kak_vybrat_profil_obucheniya.docx 19.29 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ:

«Как выбрать профиль обучения».

Цель : проинформировать родителей о профильном обучении в старшей школе, предпрофильной подготовке девятиклассников и о возможных путях получения образования после окончания 9 класса; о возможных путях взаимодействия со своими детьми в вопросах выбора пофессиии.

Подготовка к собранию:

  1. Анкетирование учеников.
  2. Подготовка анкеты для родителей.

После анкеты идёт обсуждение результатов и подводится итог об актуальности первичного профессионального самоопределения девятиклассников, предварительного выбора профиля обучения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Что такое профильное обучение и предпрофильная подготовка учащихся. (Информация для родителей).По решению Правительства РФ от 29 декабря 2001 года №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. Учащиеся 10-11 классов могут выбирать профиль обучения, то есть изучать актуальные для себя дисциплины в большем объёме. Предметы, которые не пригодятся им в будущей профессии, школьники осваивают менее углублённо. Поэтому важная задача, которая решается в период обучения в 9 классе, — предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависит успешность обучения школьников в старших классах, их подготовка к следующей ступени образования, а в целом к их будущей профессиональной деятельности. Чем точнее сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет в жизни у молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего специалиста.

Учащиеся, оканчивающие 9 класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению. Предпрофильная подготовка – это подготовка и ориентация в отношении не только выбора «профиля вообще», но и конкретного места и формы продолжения образования.

Если профильная школа характеризуется разнообразием «образовательных траекторий», то предпрофильная подготовка, по существу, предлагает лишь специальные курсы по 18-20 часов (по выбору учащихся). Это предпрофильные курсы «выросли» из давно забытых факультативов, которые раньше помогали школьникам углубить или расширить знания по тем или иным предметам. Задача родителей – помочь подросткам разобраться, какие курсы есть в школе, какие из них следует посещать, в какой очерёдности.

В плане работы школы предусматривается информационная работа с учащимися: знакомство с местными учреждениями возможного продолжения образования после 9 класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приёма, посещение дней открытых дверей так далее, а также мероприятия профориентационного характера (классные часы, занятия с психологом, психолого-педагогическая диагностика, анкетирование и консультирование).

Родители должны быть в курсе происходящих в школе событий, интересоваться у ребёнка, какие мероприятия профориентационного характера проводятся в школе, обсуждать актуальные проблемы, давать ненавязчивые советы, предлагать свою помощь при принятии важных решений.

[2]

  1. Обсуждение результатов анкетирования учащихся.

Анкетировались 21 учащихся.

Из них 16 желают продолжить обучение в школе;

2 продолжат образование в колледже;

3 ещё не решили, где будут учиться.

9 человек выбрали свою профессию;

12 ещё не определились в выборе.

Главный советчик при выборе профессии – это родители и учителя.

  1. Как помочь ребёнку правильно выбрать будущую профессию. (Информация для родителей)

В процессе изучения различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребёнка: вполне естественно, что он хорошо учится по тем дисциплинам, к изучению которых у него есть способности. Опираясь на результаты успеваемости, учащийся часто совершает и соответствующий профессиональный выбор. Иногда на этот выбор оказывает влияние личность преподавателя. В любом случае требуется дополнительное изучение школьниками своих способностей, интересов, желаний, потребностей с целью уточнения профессионального выбора.

Наиболее существенное влияние на профессиональный выбор оказывают родители и ближайшие родственники. Школа и содержание образования, предлагаемое в ней учащимся, не являются, как может показаться на первый взгляд, значимым фактором профессионального самоопределения молодых людей. Поэтому родители должны понимать всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребёнку.

Как правило, родители высоко оценивают значимость образования в современной жизни и активно формируют у своего ребёнка стремление к продолжению учёбы. Многие понимают, что получение молодым человеком ресурсов в сфере образования в значительной степени обуславливает в дальнейшем его социальную мобильность, доступ к общественным благам. В развитом обществе освоение многих ролей, определённых статусов практически детерминируется учёбой, прохождением через формальные организации института образования.

Престижность высшего образования, независимо от форм его получения, в глазах россиян достаточно высока. Более 70% принявших участие в опросе по Интернету считают, что их дети должны получить высшее образование.

Пожелание родителям: изучите интересы, возможности своего ребёнка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке учащихся после окончания основной школы.

При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях.

Читайте так же:  Условия и порядок увольнения по срочному трудовому договору по инициативе работодателя – порядок дос

Нельзя оставить без внимания такой фактор профессионального самоопределения, как влияние сверстников. В силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем даже мнение родителей и учителей. Поэтому немало школьников выбирают профиль обучения, образовательное учреждение «заодно с друзьями». Подростки выбирают углублённое изучение тех или иных предметов для того, чтобы у них с друзьями было одинаковое расписание уроков; чтобы вместе с другом поступить в один и тот же вуз и так далее.

Родителям при общении с детьми необходимо учитывать степень влияния сверстников на выбор профессии ребёнком, а так же насколько это влияние положительно. В любом случае обсуждение с подростком профессионального выбора надо вести очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях.

В декабре 2011 года в классе проводился классный час «В мире профессий» с участием родителей класса. Они рассказали детям о профессии военного, врача, инженера-технолога химической промышленности и экономиста.

  1. Подведение итогов собрания.

Эта тема очень актуальна в данный период, ведь время летит быстро и в скором времени наши дети окажутся перед выбором. Чем раньше ученик поймет, в каком направлении ему двигаться к будущей профессии, тем выше у него будет мотивация в учебной деятельности, тем быстрее он будет формироваться как личность.

Анкета для учащихся.

  1. Знаешь ли ты, что такое профильное обучение в старшей школе?
  2. После окончания 9 класса:

-Ты продолжишь обучение в 10 классе;

-Пойдёшь учиться в колледж;

  1. Выбрал ли ты уже профессию?
  2. С кем ты посоветуешься при выборе профиля обучения:

— С сотрудниками школы

5. В какой класс ты хочешь поступить и почему?

Анкета для родителей.

  1. Обсуждали ли Вы с ребёнком его профессиональное будущее?
  2. Говорили ли вы с ним о возможных путях продолжения образования?

Где Ваш ребёнок планирует продолжить своё образование?

  1. Доверяете ли Вы своему ребёнку самостоятельно сделать первичное профессиональное самоопределение?
  2. Считаете ли Вы, что выбор будущей профессиональной деятельности вашего ребёнка практически полностью зависит от вас (вашего мнения, ваших возможностей)?
  3. Знаете ли Вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?
  1. Решение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года №1756-р об

одобрении Концепции модернизации российского образования на

период до 2010 года.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ццикл «Как воспитать грамотного читателя? Консультация для родителей о выборе книги.

Советы для родителей.

Родительское собрание «Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения?»9 кл.

Методическая разработка поможет выпускникам определить тип социальной направленности личности, сориентироваться в огромном мире профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности, нацелить.

Фитбол — уникальный тренажёр. Но, для того,чтобы остановить свой выбор на хорошем мяче,необходимо воспользоваться некоторыми советами.

Презентации выполнены как зачетная работа по теме»Профессиональное самоопределение и карьера» с использованием тестов, анализом своих склонностей и способностей. 2013год.

Как выбрать профиль обучения в старших классах общеобразовательных школ?

Что необходимо знать родителям о профильном обучении

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29.12.01 № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, . отработки гибкой системы профилей». Согласно «Концепции…», основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что оно должно стать более индивидуальным, функциональным и эффективным. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

К концу 9 класса обучающиеся должны определиться с местом дальнейшего обучения. Получение 9-классниками документа об основном (общем) образовании позволяет выбрать разные маршруты: продолжить обучение в 10 классе школы (необязательно той же самой), поступить в учреждение среднего профессионального образования (например, колледж), начать трудовую деятельность.

Сделать верное профессиональное самоопределение школьникам помогают взрослые: родители, учителя, психологи, специалисты по профориентации.

Из выпускников 9-х классов осуществляется комплектование профильных классов. При зачислении в профильные классы допускается изучение наклонностей школьников по специальным методикам и тестирование обучающихся по профильным предметам.

Что такое учебный план?

Организация образовательного процесса в профильных классах строится на основе базисного учебного плана, индивидуального учебного плана школы, разработанного педагогическим коллективом самостоятельно, с учетом соблюдения норм максимально допустимой нагрузки обучающихся и методических рекомендаций, разработанных для классов данного вида. Учебные планы включают в себя блок профильных предметов (два и более), позволяющий обучающимся получить более глубокие и разносторонние теоретические знания и практические навыки по избранному профилю. На их изучение выделяется до 50% всего учебного времени. Остальные обязательные предметы изучаются на базовом уровне. Для подкрепления профиля и для индивидуализации образовательного процесса ученика в 10-11 классах в обязательном порядке вводятся элективные курсы (обязательные курсы по выбору обучающегося). Каждому ученику предлагается выбрать из существующего списка курсы, которые ему нужны и интересны. Эти курсы могут быть направлены на расширение или углубление профиля, на подготовку к сдаче ЕГЭ по базовым предметам и т.д.

Учебно-воспитательный процесс предусматривает различные формы обучения и воспитания, направленные на развитие личности, творческих способностей, самостоятельной работы, профессионального самоопределения. Внеурочная воспитательная работа в профильных классах также строится с учетом специфики избранного профиля.

Обучение профильным предметам, как правило, ведется малыми группами (класс делится на подгруппы). По профилирующим предметам часто проводится промежуточная аттестация (т.е. по этим предметам могут проводиться контрольные работы и экзамены при переходе из 10 в 11 класс).

За обучающимися 10 профильных классов сохраняется право перехода на другой профиль в своей школе или перехода в другую школу. Причинами перехода могут быть систематическая неуспеваемость по профилирующим предметам, личное нежелание обучающегося. Но администрация школы имеет право протестировать такого обучающегося и составить для него индивидуальный план сдачи зачетов по вновь выбранным профильным дисциплинам.

В профильном классе могут быть созданы группы обучающихся с ориентацией на определенную профессию, специальность.

Некоторые школы на III ступени (10 – 11 классы) организуют обучение по индивидуальным учебным планам. При таком обучении классно-урочная система уступает место предметно-групповой, и вместо нескольких 10-11 классов организуются учебные группы разной наполняемости (от 7 до 25 человек) и сменного состава. Ученик является одновременно членом учебной группы и членом коллектива классной параллели. Обучающиеся создают свою индивидуальную образовательную программу. Как правило, она включает в себя три блока:

базовую часть — предметы, обеспечивающие усвоение государственного стандарта общего образования и обеспечивающие ядро профильного обучения. Они обязательны для изучения каждым обучающимся данной параллели;

вариативную часть — профильные предметы, ориентированные на повышенный уровень образования по выбранному профилю обучения. Они совпадают у обучающихся, выбравших одинаковый профиль;

Читайте так же:  Нужен ли по закону приказ о продлении трудового договора – образец для скачивания

спецкурсы, факультативные и элективные курсы, удовлетворяющие потребностям и образовательным запросам обучающегося. Данная часть может выбираться обучающимся, исходя из личных интересов и планов. Конечно, следует помнить о недопустимости перегрузки обучающихся при выборе предметов.

Таким образом, по окончании 9 класса ваш ребенок и вы ставитесь в ситуацию выбора: остаться в своей школе и выбирать профиль из предлагаемых своей образовательной организацией, или перейти в другое учебное заведение (школу, лицей, колледж). Как показывает практика, ситуация выбора (особенно если ребенок и семья ставятся в нее впервые) представляет собой определенный стресс. Остаться ли с любимыми учителями или менять коллектив для удовлетворения познавательных интересов? Чтобы заранее подготовить ребенка и вас к этому выбору, в школе для обучающихся II ступени (5-9-классы), осуществляется предпрофильная подготовка.

Что такое предпрофильная подготовка?

Часто родители полагают, что чем раньше ребенок начнет изучать расширенно или углубленно школьную программу, тем лучше. Однако на самом деле это не так. Переход в 5 класс является непростым периодом в школьном обучении. Введение профилизации с 5 класса может осложнить процесс адаптации к обучению на II ступени, переход от общения с одним учителем к общению со многими учителями — предметниками. Кроме того, раннее открытие «профильных» классов, скорее всего, затруднит выявление способностей и сузит возможности всестороннего развития школьника.

Педколлектив учитывает, что подростки, особенно младшие, не только не определились с местом дальнейшего обучения, а даже всерьез не задумывались еще о своих послешкольных планах. Поэтому учебный план 5-7 классов включает полный перечень предполагаемых стандартным учебным планом предметов. Кроме того, его целесообразно подкрепить различными программами дополнительного образования (всевозможные кружки, секции и т.д.). Чем больше областей знаний и умений включают в себя кружки, секции, клубы по интересам, которые посещает ваш ребенок, тем больше это поможет выявлению у него интересов, склонностей и развитию способностей на данном возрастном этапе. Именно это создаст основу дальнейшего профессионального самоопределения, а вовсе не раннее распределение по «профильным» классам (исходя из пожеланий родителей и учителей).

К концу же 7 класса можно говорить о выборе направления (но еще не профиля) дальнейшего обучения. Школьники уже опробовали свои силы практически во всех предметных областях (из базовых предметов не начато изучение только химии). Поэтому ряд образовательных учреждений предлагает, начиная с 8 класса обучение в классах и группах предпрофильной подготовки. При распределении обучающихся целесообразно опираться на выявленные интересы обучающихся, проявленные ими успехи в учебе и пожелания родителей. Оправданным является предоставление школой 8-9 класснику возможности перехода (смены) класса (группы) предпрофильной подготовки. Хотя, безусловно, отсутствие подобных пожеланий, высказанных обучающимися, может выступать подтверждением грамотно проведенного распределения обучающихся по классам предпрофильной подготовки.

Учебный план внутри одной параллели 8-9 классов уже может иметь выраженные отличия. Однако, учитывая, что выбор профиля окончательно обучающимися этого возраста еще не сделан, большая часть предлагаемых предметов и количество часов на их изучение совпадают в расписании разных классов параллели.

Начиная с 8 класса в рамках профилизации в учебный план, помимо общих предметов, могут вводиться спецкурсы и элективные курсы (курсы по выбору), отвечающие направлению профильной подготовки. Как правило, каждый из них непродолжителен (1-2 часа в неделю в течение учебного года или полугодия). Хорошо, если в образовательной организации элективные курсы организованы на всю классную параллель и непродолжительны по времени. Это делает возможным посещение каждым школьником в течение учебного года нескольких программ, исходя из личных предпочтений и интересов (а не профиля класса или группы предпрофильной подготовки). Собственная образовательная траектория школьника еще более индивидуализируется.

Выявлению и развитию индивидуальных склонностей и способностей ребенка служит также портфолио ученика. Индивидуальный портфель («портфолио») образовательных достижений – результаты олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Эти достижения должны быть подтверждены сертификатами, имеющими достаточную степень объективности. Помогать собирать портфолио может классный руководитель и (или) сами родители.

Рекомендации родителям:

КРАТКИЙ ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ «ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Базовые общеобразовательные курсы – курсы обязательные для изучения школьниками во всех профилях обучения.

Многопрофильное образовательное учреждение — образовательное учреждение, реализующее несколько профилей обучения.

Однопрофильное образовательное учреждение — образовательное учреждение, реализующее только один избранный профиль.

Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения;

Профильное обучение — система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучения, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Предпрофильная подготовка – система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилизированных направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школя или иных путей продолжения образования).

Дистанционная сеть профильного обучения

— модель организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций), реализующих профильное обучение, предусматривающая полное или частичное изучение образовательных программ на основе механизмов дистанционного обучения.

Взаимозачет образовательных достижений

– способ засчитывания школой самостоятельной работы учащихся, программ и результатов освоения учебных курсов, полученных в других учреждениях при организации сетевого взаимодействия на основании требований к их качеству без непосредственного участия в образовательном процессе.

Индивидуальная образовательная траектория

Видео (кликните для воспроизведения).

– содержание образования и уровни его освоения, включающие определенный государством обязательный минимум и определенные учащимся для достижения личностно значимых образовательных результатов в рамках учебного плана образовательного учреждения или образовательной сети.

Источники


  1. Теория государства и права в вопросах и ответах:Учебно-методическое пособие. -5-е изд. исп. — Москва: ИЛ, 2015. — 725 c.

  2. Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия; Издательство МГУ — Москва, 2013. — 192 c.

  3. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2017. — 415 c.
  4. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.
Как выбрать профиль обучения в старших классах общеобразовательных школ
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here