Содержание
- 1 Кому положены льготы при поступлении и оплате за детский сад в 2019 году
- 2 Приложение N 15. Категории детей, имеющих внеочередное или первоочередное право на зачисление в ДОУ
- 3 Отказываются ставить в очередь в детский сад из-за отсутствия регистрации? Защищаем свои права
- 4 Перечень категорий граждан, имеющих право на льготное зачисление в детский сад
Кому положены льготы при поступлении и оплате за детский сад в 2019 году
Льготы в детский садик предоставляют законодательно регламентированные привилегии по оформлению и приему в дошкольное общеобразовательное заведение.
Категории льготников
Под льготами на поступление в детский сад подразумевают право детей, чьи родители ввиду нетрудоспособности, профессиональной, должностной, служебной принадлежности либо по другим основаниям вправе претендовать на перво- либо внеочередной прием в детсад.
Льготы для садика в 2019 году регламентированы ст. 55, 65 ФЗ-273 «Об образовании в РФ».
При оформлении в садик выделяют следующие категории льготников:
- имеющие права на внеочередной прием в дошкольные заведения;
- первоочередное поступление;
- преимущественный прием в дошкольные заведения.
Заинтересованные в этих данных лица вправе запросить детализирующие сведения, консультационно-справочную информацию в отделе дошкольного образования местной администрации и в интересующем дошкольном учреждении.
Важно! Точный перечень льготников утверждается на общефедеральном уровне, но в субъектах РФ могут присутствовать собственные льготные позиции для приема ребятишек в детсад. Скачать для просмотра и печати:
Льготы при приёме в детский сад
Право на внеочередное поступление в детский сад имеют:
- Дети судей;
- Дети граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- Дети граждан, подвергшихся воздействию радиации;
- Дети погибших (пропавших без вести) и др. лиц, участвующих в контртеррористических операциях в Северо-Кавказском регионе;
- Дети погибших (пропавших без вести) и др. на территории Республики Дагестан;
- Дети граждан, уволенных с военной службы и членам их семей (в течение 1 месяца со дня обращения).
Первоочередное право на поступление в детский сад имеют:
- Дети военнослужащих по месту жительства их семей;
- Дети сотрудников полиции, погибших сотрудников;
- Дети сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы;
- Дети из многодетных семей;
- Дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом.
Преимущественное право на получение места в саду имеют дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, сироты, опекаемые, дети сотрудников дошкольного образовательного учреждения и дети, родные сёстры и братья которых в настоящее время обучаются в конкретном ДОУ .
В соответствии с федеральным законодательством, к детям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации относятся дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети переселенцы или беженцы и т.д. Подробный перечень содержится в ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

В соответствии с Типовым положением о Дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562), порядок комплектования ДОУ определяется самостоятельно, но в соответствии с законодательством и закрепляется Уставом организации.
Льготы по оплате
Кроме льгот по приему в садик в 2019 году, все так же имеются и льготы по оплате. Предоставляются они некоторым гражданам в виде компенсации части или всего объема расходов по содержанию малыша в дошкольном заведении.
Категории лиц, пользующиеся такими льготами, определены в п. 3 ст. 65 ФЗ-273 и приказе Минобороны РФ № 862 «О плате, взимаемой с родителей за присмотр и уход».
Сумма платы за малыша в детсаду уменьшается наполовину, если его законные представители относятся к следующим категориям лиц:
На 100 % освобождены от расходов по содержанию детишек в дошкольных общеобразовательных заведениях родители, чьи дети официально признаны:
- туберкулезно инфицированными;
- оставшимися без родительского попечения;
- круглыми сиротами;
- инвалидами.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 52.2 Закона РФ «Об образовании» компенсация за содержание на первого ребенка составляет 20% от внесенной родителями платы, на второго ребенка — 50% и на третьего и последующих детей — 70% соответственно.
Важно отметить также, что указанные льготы по оплате не относятся к дополнительным платным услугам, предоставляемым детским садом.
Скачать для просмотра и печати:
Некоторые аспекты предоставления льгот в детсадах
Важно! Однако это не означает, что такие учреждения не могут самостоятельно устанавливать перечни или очередности поступления в детсад в своих правилах, уставах иных локальных актах.
Оформление и прием в детсад (включая постановку в очередь) происходят после предоставления родителями всех необходимых документов, включая подтверждающих права льготника.
Заявителям надлежит тщательно изучить действующие нормы законодательства о предоставлении льгот. Поскольку система права постоянно меняется, вносятся постоянные коррективы, редакции, поправки. В настоящее время из списка льготников исключены переселенцы, беженцы, обучающиеся матери, семьи студентов.
Необходимые документы для получения льготы
К документам, подтверждающим права льготников относятся:
- акты органов опеки (для льгот, назначаемых сиротам, детям из малообеспеченных семей, воспитываемых в неблагополучных, неполных, многодетных семьях, матерями-одиночками);
- справка о переселении из зон отчуждения (для чернобыльцев);
- справка о месте работы/должности родителей или одного из них (для льгот, связанных со службой родителей в правоохранительных органах: суды, прокуратура, следственный комитет, полиция);
- удостоверение многодетной семьи (выдает территориальные подразделения органов соцзащиты);
- справка из комиссариата или воинской части по месту службы;
- справка МСЭ об инвалидности малыша и/или родителей.
Важно! Также родителям стоит знать, что они вправе расплачиваться с детсадом за содержание малыша средствами материнского капитала. Для этого нужно подать соответствующее заявление в ПФР . Скачать для просмотра и печати:
Положена ли компенсация за неустройство в садик
В настоящее время подобные компенсации существуют, но лишь на региональном уровне в отдельных субъектах РФ.
К примеру, в Перми за малыша, не устроенного в садик платят 5300 рублей в месяц с 1.5 до 3 лет, с 3 до 6 лет — около 4.5 тыс. рублей. В Самаре размер компенсации зависит от количества детей. На первого полагается 1 тыс. рублей, на второго — 1.5 тыс. рублей. На 3-го, 4-го — еще больше. Скачать для просмотра и печати:
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.
Последние изменения
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Приложение N 15. Категории детей, имеющих внеочередное или первоочередное право на зачисление в ДОУ
Приложение N 15
к Административному регламенту
предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений,
постановка на учет и зачисление детей в
муниципальные образовательные учреждения,
реализующие основную общеобразовательную
программу дошкольного образования (детские сады)»
на территории Мучкапского района
Категории
детей, имеющих внеочередное или первоочередное право на зачисление в ДОУ
Внеочередное право приема
1. Дети, чьи родители (родитель) являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Дети граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидов и получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
3. Дети прокуроров и сотрудников Следственного комитета.
Первоочередное право приема
5. Дети — инвалиды.
6. Дети, один из родителей которых является инвалидом.
7. Дети из многодетных семей.
8. Дети военнослужащих, по месту жительства их семей.
8.1. Дети граждан, уволенных с военной службы. Место в ДОУ предоставляется не позднее месячного срока с момента обращения указанных граждан.
9. Дети работников Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, по месту жительства их семей.
10.1. Дети сотрудников полиции.
10.2. Дети сотрудников полиции, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей.
10.3. Дети сотрудников полиции, умерших вследствие заболеваний, полученных в период прохождения службы в полиции.
10.4. Дети граждан Российской Федерации, уволенные со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции.
10.5 Дети граждан Российской Федерации, умерших в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо в следствие заболеваний, полученных в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции.
10.6 Дети, находящиеся (находившиеся) на иждивении сотрудников полиции, граждан Российской Федерации, указанных в пунктах 10.1 — 10.5 настоящего приложения.
10.7 Дети работников добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных.
10.8. Дети сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации по месту жительства. А также:
— дети сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;
— дети сотрудника, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах;
— дети гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах;
— дети гражданина Российской Федерации, умершего в течение одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах;
— дети, находящиеся (находившиеся) на иждивении сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящем пункте.
> N 16. Уведомление об отказе в приёме документов для постановки ребенка на учет для зачисления в ДОУ |
Содержание Постановление администрации Мучкапского района Тамбовской области от 31 марта 2016 г. N 179 «Об утверждении Административного. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отказываются ставить в очередь в детский сад из-за отсутствия регистрации? Защищаем свои права
Внимание! В статье содержится образец заявления!
В бесконечном потоке информации, который гуляет по Интернету, разобраться довольно сложно. В частности это касается вопроса, волнующего многих родителей: «Зависит ли очередь в детский сад от прописки или не зависит?»
Несмотря на призыв властей обеспечить местами в дошкольных учреждениях всех детей, часть из малышей даже не может встать на очередь в детский сад. Камнем преткновения является прописка: прописка ребенка, прописка родителей, — это условие может меняться в зависимости от региона. Если вы или ваш ребенок не имеют заветную запись в официальном документе (паспорте, свидетельстве о рождении), то о детском саде можно даже и не мечтать.
Вместе с тем, требования наличия регистрация являются незаконными, так как противоречат Конституции РФ, где сказано: все дети имеют право на дошкольное образование.
Причин же отсутствия регистрации может быть масса: начиная от аренды квартиры и заканчивая проживанием ребенка временно в другом регионе.
Часты и случаи, когда ребенка отказываются поставить в очередь в детский сад, расположенный в непосредственный близости от дома, но уже относящийся к другому округу или району.
Чиновники при отказе могут ссылаться на приказ Министерства образования и науки РФ от 15.02.2012 г. №107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения», однако в приказе говорится об обучении по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Как видите, к дошкольному образованию этот документ никоим образом не относится.
Кроме этого, в регионах правила постановки на очередь в детские сады закреплены в местных постановлениях. Например, в Московской области с 1 января 2013 года действует постановление Правительства МО от 29.12.2012 N 1612/48 «О мерах по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений в Московской области» ( mosobl.elcode.ru/page.aspx?126167 ). В документе сказано о «приоритетном порядке рассмотрения заявлений о предоставлении мест детям, родители которых постоянно проживают на территории соответствующего муниципального образования». Граждане, не имеющие никакой регистрации, попросту не упоминаются, соответственно на получение места в ДОУ для своего ребенка они все же могут расчитывать.
Те родители, которые получили отказ в постановке на очередь в детский сад на основании отсутвия регистрации, могут обратиться в прокуратуру.
Обосновать нарушение Ваших с ребенком прав можно, приведя следующие аргументы:
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
1) Регистрация по месту жительства, пребывания или отсутствие таковой не могут являться основанием ограничения или реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ, согласно положению статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 30.12.2012) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
2) Положения местных постановлений, в частности постановления Правительства Московской области от 29.12.2012 N 1612/48 «О мерах по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений в Московской области», носят рекомендательный характер и должны соблюдаться с учетом установленных федеральными законами норм.
Дайте ссылку на приказ о комплектовании детских садов, действующий в Вашем регионе. Такой приказ может быть выложен в свободном доступе на сайте местного управления образования или местных дошкольных учреждений. Как правило, ограничения в постановке на очередь в детский сад, касающиеся регистрации, в приказе не оговорены.
Заявление следует завершить словами о неправомерности отказа в постановке на очередь в детский сад и об ущемлении прав Ваших и Вашего ребенка. «В связи с вышеизложенным заявляю, что отказ в рассмотрении заявлений на предоставление ребенку места в муниципальном дошкольном учреждении от граждан, не имеющих постоянной или временной регистрации на территории соответствующего муниципального образования Московской области, противоречит нормам федерального и законодательства Московской области. Считаю, что мои права и права моего ребенка нарушены, прошу содействовать в их восстановлении».
К заявлению в прокуратуру следует приложить письменный отказ, если он у Вас имеется на руках.
Приводим пример заявления в прокуратуру, которое можно взять за основу.
В Измайловский районный суд города Москвы
ул.Ф.Энгельса, д.32, г. Москва, 105005
Заявитель:
Заинтересованное лицо:
Департамент образования г. Москвы
105318, Москва, Семеновская пл, д. 4
От уплаты государственной пошлины освобождён
В соотв. с п. 1 пп. 15 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ
о признании незаконным положений нормативного акта, нарушающих право гражданина
Мой сын, ФИО, рождённый ДД.ММ.ГГГГ г., проживает вместе со мной по адресу: _________. Ни я, ни мой сын не имеем ни постоянной регистрации по месту жительства на территории города Москвы, ни временной регистрации по месту пребывания на территории города Москвы, т.к. не проживаем на территории г. Москвы, проживая на территории Московской области.
На основании части 2 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 52 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» мной была выбрана очная форма получения моим сыном дошкольного образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении.
По месту жительства в д. Брёхово Солнечногорского района муниципальные дошкольные образовательные учреждения отсутствуют. С точки зрения транспортной доступности, ближайшими образовательными учреждениями, реализующими основную общеобразовательную программу дошкольного образования, являются государственные дошкольные образовательные учреждения города Москвы.
ДД.ММ.ГГГГ я обратился в ОМРЦ Зеленоградского окружного управление образования Департамента образования города Москвы, осуществляющий регистрацию заявлений о постановке на учет для дальнейшего приема детей в дошкольные образовательные учреждения г. Москвы в информационной системе «Комплектование ДОУ». В приёме и регистрации моего заявления мне было устно отказано в связи с отсутствием регистрации на территории города Москвы.
В тот же день я обратился с заявлением в вышестоящую организацию — Зеленоградское окружное управление образования Департамаента образования г. Москвы (далее – ЗелОУО), с требованием выполнить предусмотренные действия в отношении моего заявления на регистрацию ребёнка в едином электронном реестре.
Ответом ЗелОУО ДД.ММ.ГГГГ за № ХХХХХ я получил отказ, со ссылкой на п. 6.4 действующего Порядка комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, системы Департамента образования города Москвы, утвержденного приказом Департамента образования города Москвы от 11 февраля 2011 г. № 126 (далее – Порядок комплектования). Однако данный пункт не может применяться в отношении меня по кругу лиц, т.к. я не отношусь к гражданам, имеющим временную регистрацию на территории г. Москвы, в отношении которых должен применяться данный пункт Порядка.
ДД.ММ.ГГГГ я обратился с тем же требованием – выполнить предписанные действия в отношении моего заявления о регистрации ребёнка в реестре будущих воспитанников, – в вышестоящую организацию – Департамент образования города Москвы (далее – Департамент образования), дополнив обращение доводами о невозможности применения п. 6 в отношении моего заявления.
Полученный от Департамента образования ответ от ДД.ММ.ГГГГ за подписью ___________ не содержал ответов по существу поставленных вопросов и почти дословно повторял ответ, полученный от ЗелОУО.
ДД.ММ.ГГГГ я повторно обратился в Департамент образования с требованием дать ответ на моё письмо от ДД.ММ.ГГГГ по существу поставленных вопросов.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент образования дал более подробный ответ за подписью _________, где в абзаце 3 указано, что «Во исполнение п. 12 приказа Министерства образования и науки РФ от 15.02.2012 г №107 «Об утверждении Порядка приёма граждан в общеобразовательные учреждения» приём граждан в учреждение осуществляется при наличии регистрации по месту жительства (месту пребывания) на закреплённой за образовательным учреждением территории». Однако абз. 5 пункта 12 нормы, на которую ссылается Департамент образования, прямо регламентирует порядок приёма в ОУ граждан РФ, не зарегистрированных на закреплённой территории.
Из пункта 1 Порядка приема в ОУ следует, что этот Порядок регламентирует прием детей в федеральные государственные общеобразовательные учреждения, государственные общеобразовательные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, муниципальные общеобразовательные учреждения, негосударственные общеобразовательные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, и никак не распространяется на государственные учреждения дошкольного образования.
Между тем, оспариваемый приказ Департамента образования города Москвы от 11 февраля 2011 г. № 126 утверждает Положение о комплектовании государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Согласно части 1 статьи 16 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» , общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, регламентируется главой III «Комплектование дошкольного образовательного учреждения» Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 27 октября 2011 года № 2562 (далее – Типовое положение о ДОУ) .
Согласно пункту 26 Типового положения о ДОУ , в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). Обязанность родителя (законного представителя) предоставлять при регистрации ребенка на учет в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации – городов Москвы и Санкт-Петербурга документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или пребывания, данным Типовым положением о ДОУ не предусмотрена.
В нарушение вышеизложенных норм федерального законодательства, наличие регистрации в г. Москве, согласно тексту Порядка комплектования, является обязательным условием приема моего сына в государственное дошкольное образовательное учреждение.
Применение оспариваемого Порядка комплектования в отношении моего заявления привело к нарушению положения статьи 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 06.12.2011) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» , согласно которому регистрация или отсутствие таковой не могут служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Кроме того, Порядок комплектования не соответствует норме ст.3 п. 3 абз. 2 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» : «Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством РФ в области образования».
Кроме того, оспариваемый Порядок комплектования противоречит нормам федерального законодательства в части, ограничивающей реализацию права на образование гражданина РФ, не имеющего регистрации в г. Москве.
Так, пунктом 1.4.6. Порядка комплектования в определении электронного реестра заложено ограничение прав граждан РФ, не имеющих регистрации в г. Москве, на дошкольное образование: «Электронный реестр заявлений на получение постоянных мест в учреждениях (далее – электронный реестр) – единый реестр детей, зарегистрированных по месту жительства на территории города Москвы, включенных в АИС «Комплектование ДОУ»».
Разделом 6 Порядка определены принципы временности и отчуждаемости мест в дошкольных учреждениях г. Москвы для граждан, имеющих временную регистрацию. Из смысла данной нормы следует лишение гражданина РФ права на дошкольное образование при отсутствии или прекращении действия временной регистрации на территории города Москвы, что противоречит ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и ст.3 п. 3 абз. 2 Закона РФ «Об образовании» .
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями главы 25 ГПК РФ и Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»,
Признать незаконными пункт 1.4.6, раздел 6 Порядка комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, системы Департамента образования города Москвы, утвержденного приказом Департамента города Москвы от 11 февраля 2011 г. № 126 (в ред. приказов Департамента образования города Москвы от 03.05.2011 №326, от 31.05.2011 №376, от 11.07.2011 №447, от 22.07.2011 №485), в части ограничения права на общедоступное бесплатное дошкольное образование граждан РФ, не имеющих регистрации на территории города Москвы.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Число, подпись, приложения: копии упомянутых документов, св-во о рождении, документ о прописке по месту жительства, копия паспорта