Какие платные дополнительные услуги могут оказывать образовательные организации дошкольного образова

Полная информация по теме: "Какие платные дополнительные услуги могут оказывать образовательные организации дошкольного образова" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Организация дополнительного платного образования в детском саду

Система образования переживает сейчас очень трудный период. Он характеризуется разрушением старых принципов экономического обеспечения деятельности образовательных учреждений и формированием новой модели финансирования. Старое разрушено, а новое еще только устанавливается. Не отработаны законодательные акты. Нет еще достаточно четкого разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами власти в республиках, краях, областях, а также органами местного самоуправления. Претерпевает изменения бюджетная система Российской Федерации.

От решения политических вопросов непосредственно зависит и то, как будет существовать, и развиваться система образования. В настоящее время обостряет проблему финансирования то, что бюджет обеспечивает не более 60% потребности образовательных учреждений. В основном эти средства идут на заработную плату с начислениями.

Образование — бюджетная сфера, основной источник его существования — бюджет, который, в свою очередь, формируется из собираемых налогов. Рассчитывать на серьезные поступления в ближайшее время не приходится. Бюджетное финансирование служит лишь важной основой финансово- экономического функционирования учреждения, но, как показывает анализ, этих средств пока явно не достаточно для того, чтобы помочь педагогическому составу образовательного учреждения не только сохранить свою профессиональную ориентацию и принадлежность к благородной профессии педагога, но и заниматься постоянным развитием и совершенствованием.

Для того, чтобы выйти из создавшегося тупика, который может продлиться достаточно долго, необходимо очевидно наращивать размеры бюджетного финансирования, либо параллельно с этим искать дополнительные пути выживания трудовых коллективов.

Предоставление платных образовательных услуг — это самый естественный вид деятельности любого образовательного учреждения, так как именно эта рыночная ниша в максимально возможной степени позволяет использовать свой профессиональный потенциал.

Для достижения указанных целей все более актуально становится проблема привлечения дополнительных источников финансирования, среди которых — привлечение средств от оказания платных дополнительных услуг с целью социальной защищенности работников и улучшения материально-технической базой. Рынок платных образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения.

Подготовку к оказанию дополнительных платных образовательных услуг в ДОУ следует осуществлять поэтапно:

  • изучить нормативно-правовую базу;
  • выявить спрос на услуги дополнительного платного образования (далее – ДПО);
  • решить организационные вопросы;
  • разработать пакет документов;
  • определить контрольные мероприятия (приложение).

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 утверждены Правила оказания услуг ДПО в сфере дошкольного и общего образования, разработанные в соответствии с Законами РФ «Об образовании» и «О защите прав потребителей». Правила распространяются на государственные и муниципальные образовательные учреждения, которые могут оказывать услуги ДПО, не предусмотренные государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.

Перечень услуг ДПО, а также порядок их предоставления должны быть прописаны в Уставе ДОУ и в положении о дополнительных платных образовательных услугах. В данных документах следует также указать, что услуги ДПО не могут предоставляться взамен или в рамках основных образовательных программ, финансируемых за счет средств бюджета, а их цена устанавливается по соглашению сторон и может быть выше, чем это предусмотрено государственными образовательными стандартами.

В соответствии с постановлением Роспотребнадзора от 31.03.2009 № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»* государственные и муниципальные образовательные учреждения, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности, могут осуществлять образовательную деятельность в виде оказания платных дополнительных образовательных услуг, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и квалификации, без получения дополнительных лицензий. Кроме того, разъяснения по вопросам лицензирования образовательной деятельности ДОУ в части услуг ДПО даны в приказе Минобразования России от 11.12.2001 № 05-51-38ин/24-05 «О лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений дошкольного и общего образования в части предоставления ими платных дополнительных образовательных услуг».

Для изучения спроса на виды услуг ДПО в начале каждого учебного года в ДОУ необходимо проводить анкетирование родителей, предварительно информировав их о возможностях педагогического коллектива. В анкету следует включать вопросы, которые помогут определить востребованность услуг, время их проведения и стоимость, количество потребителей.

[2]

Основные задачи заведующего ДОУ:

  • комплектация групп детьми, которые будут пользоваться услугами ДПО;
  • составление расписания занятий с учетом требований СанПиН 2.4.1.1249-03 (подп.2.12.7);
  • утверждение программы по видам предоставляемых услуг и перечня обязательной документации педагога дополнительного образования (приложение).
  • Также следует подготовить документы, регламентирующие деятельность педагогов дополнительного образования, в т.ч.:

    • должностные инструкции, содержащие следующие разделы:
      – общие положения;
      – функции;
      – должностные обязанности;
      – права;
      – ответственность;
      – взаимоотношения, связи по должности;
    • перечень документации педагога дополнительного образования, необходимый для предоставления проверяющему;
    • трудовой договор, заключенный с педагогом дополнительного образования (приложение), в котором обозначены права и обязанности сторон, срок действия договора, условия оплаты за оказанные услуги и сведения об исполнителях;
    • график работы педагога дополнительного образования. Если педагог является сотрудником ДОУ, необходимо составить два графика работы, позволяющих исключить предоставление услуг ДПО в основное рабочее время. С графиком работы, перечнем документации и должностной инструкцией педагога следует ознакомить под роспись.

    Заведующий ДОУ обязан следить за количеством и посещаемостью проводимых занятий.

    Контроль предоставления услуг предлагаем осуществлять с помощью журнала ДПО, в который можно включить следующие разделы:

    1. Список воспитанников (фамилия, имя ребенка, дата рождения, номер группы, медицинское заключение).
    2. Дата и время проведения занятий, их темы.
    3. Диагностика проведения услуг ДПО на начало и конец года.
    4. Творческие достижения (участие воспитанников и педагогов в конкурсах, их результаты).
    Читайте так же:  Право на региональные пособия семьям с детьми

    В конце каждого месяца заведующий или старший воспитатель должен расписываться в журнале ДПО, подтверждая количество проведенных занятий.

    В заключение отметим, что правильно организовав и оформив предоставляемые услуги, заведующий создаст в учреждении необходимые условия для выполнения социального заказа родителей, обогащения образовательной программы ДОУ, развития индивидуальных способностей детей, повышения профессионального уровня педагогов и увеличения их заработной платы.

  • Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения», №9/2009 год.
  • Финансы./Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской и др. — М.: Перспектива, 2000.
  • Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно- методических материалов./Т.И.Оверчук.-М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2004. – 472 с.
  • Разъяснения по оказанию платных дополнительных услуг дошкольной образовательной организацией.

    Вложение Размер
    razyasneniya.docx 16.44 КБ osobennosti_regulirovaniya_okazaniya_dopolnitelnyh_uslug.docx 12.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    по оказанию платных дополнительных услуг

    дошкольной образовательной организацией.

    В нашей стране гарантируются общедоступность и бесплатность, в том числе

    дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных

    организациях (статья 43 Конституции Российской Федерации; пункты 1 и 3 статьи 5

    Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

    Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).

    «О защите прав потребителей», постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (далее — постановление Правительства РФ). Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (пункт 3 постановления Правительства РФ). В то же время пунктом 1 части 4 статьи 21 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено право дошкольной образовательной организации осуществлять деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, то есть оказывать, так называемые, услуги дополнительного образования. При этом, указанные услуги могут оказываться как на бесплатной для потребителя основе (за счет средств учредителя дошкольной образовательной организации), так и за плату.

    Сложившаяся за последние годы практика деятельности дошкольных образовательных организаций свидетельствует об отдельных случаях фактического

    слияния понятий дошкольного и дополнительного образования в дошкольных образовательных организациях. Кружковая деятельность, воспринимаемая в качестве дополнительного образования, в ряде образовательных организаций прописывается в рамках части образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений. Таким образом, в отдельных случаях основная общеобразовательная программа дошкольного образования рассматривается в качестве комплекта из обязательной части программы дошкольного образования и отдельных программ кружковой деятельности.

    Представленная практика противоречит требованиям федерального

    законодательства в силу следующих обстоятельств. Во-первых, федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, (далее – ФГОС дошкольного образования) основная общеобразовательная программа дошкольного образования определяется как совокупность обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии с частью 2.9 ФГОС дошкольного образования обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС дошкольного образования. Таким образом, ни одна из парциальных программ, в отдельных случаях

    воспринимаемых в качестве дополнительных к обязательной части, не может быть отделима от основной общеобразовательной программы дошкольного образования,

    то есть освоение такой программы ребенком является необходимым условием

    обеспечения его конституционных гарантий на дошкольное образование. Во-вторых, дополнительное образование в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» представляет из себя ни что иное, как деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ.

    Таким образом, дополнительное образование является действительно дополнительным образованием только тогда, когда выполняется совокупность следующих требований к деятельности организации: образовательная организация имеет лицензию на осуществление дополнительных общеобразовательных программ (право реализации указанных программ зафиксировано в приложении к лицензии);

    образовательной организацией разработана и утверждена локальным правовым актом дополнительная общеобразовательная программа (комплекс основных характеристик образования, организационно-педагогических условий и пр.); обучающиеся в кружке (секции) по указанной программе дополнительного образования зачислены локальным правовым актом образовательной организации в качестве учащихся, осваивающих указанную программу дополнительного образования. Кроме представленных выше условий необходимо иметь ввиду, что деятельность по реализации дополнительной общеобразовательной программы необходимо рассматривать в качестве совершенно отдельной и не связанной с реализацией дошкольной образовательной программой деятельностью. С целью обеспечения соблюдения федерального законодательства при

    реализации дополнительных общеобразовательных программ:

    при необходимости должны быть внесены изменения в локальные правовые

    акты, утверждающие основные общеобразовательные программы дошкольного

    образования (вся кружковая деятельность в рамках дошкольных образовательных

    программ должна рассматриваться как обучение всех детей группы по парциальной

    программе); не допускается оплачивать работу (в том числе посредством распределения стимулирующих выплат) педагогических работников, осуществляющих деятельность по реализации дополнительной общеобразовательной программой, за счет средств государственных (муниципальных) заданий на оказание услуг дошкольного образования; реализация дополнительных общеобразовательных программ бюджетными и автономными учреждениями должна осуществляться или в рамках соответствующего государственного (муниципального) задания, или за плату.

    Дополнительные образовательные услуги

    Детство

    – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая , яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. И это не должно быть безразлично взрослым.

    В условиях современного образования, учитывая постоянно меняющую ситуацию в стране, и принимая во внимание ответственную роль дошкольного образования в дальнейшей судьбе своих воспитанников, наш педагогический коллектив осознает необходимость изменений сущности воспитательно-образовательного процесса.

    С целью совершенствования образовательного процесса и удовлетворения потребностей родителей, на базе нашего дошкольного образовательного учреждения организованы дополнительные образовательные услуги, в деятельность введены формы работы направленные на обогащение развития детей по четырем основным направлениям: эстетическому, физическому, познавательному, социальному.

    Читайте так же:  Государственная программа ипотечного кредитования как оформить, кому положена

    В рамкам разработанной Программы развития детского сада одной из ключевых задач является предоставление ребенку возможности самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни.

    Для этого мы предоставляем дополнительные образовательные услуги.

    Что же такое дополнительное образование?

    — важнейшая составляющая муниципального образовательного процесса, в котором пересекаются интересы родителей , самих ребят;

    — обеспечивает свободный выбор видов и сфер деятельности, ориентацию на личностные интересы, потребности, способности;

    — формирует умение анализировать ситуацию, ставить цель.

    Для того чтобы успешно реализовать образовательные услуги необходимо провести комплекс мер по их маркетингу. Грамотно проведенный маркетинг позволяет выявить потенциальных потребителей услуг, довести до потребителей информацию о содержании и качестве предполагаемых услуг.

    Маркетинг предполагает следующие действия:

    • изучение спроса на конкретные виды образовательных услуг и определение потенциальных потребителей; анализ платежеспособности родителей и возможности установления цены образовательной услуги на уровне рентабельности ( для платных услуг);
    • анализ внутренних возможностей оказания образовательных услуг, пользующихся спросом ( квалификации кадров, материальной базы, наличие учебно-программного обеспечения или возможности его разработки, наличие помещений);
    • сбор информации о конкурентах, предлагающих аналогичные услуги;
    • формирование перечня намечаемых к реализации услуг за рамками основных образовательных программ;
    • организация рекламы на дополнительные образовательные услуги;
    • анализ изменений спроса на предлагаемые услуги.

    На данном этапе развития сферы образовательных услуг маркетинговая деятельность просто необходима для того чтобы создать условия для развития индивидуальных возможностей детей, для поднятия статуса учреждения. На сегодня дошкольное образовательное учреждение является особым образовательным пространством, в рамках которого:

    • дошкольное детство рассматривается как один из главных образовательных резервов по своей потенциальной содержательной ёмкости, не уступающей ни одной из последующих ступеней;
    • не использовать его или, что ещё хуже, употребить не по его внутреннему назначению, по меньшей мере, недальновидно.

    Нами была разработана модель взаимодействия дошкольного учреждения и учреждений микросоциума с целью обмена опытом, обогащения новыми педагогическими технологиями.

    Работа дошкольного учреждения с микросоциумом

    В МДОУ используется высокий потенциал педагогического коллектива и педагогов дополнительного образования. Администрация детского сада развивает связи с учреждениями дополнительного образования, с которыми заключаются договора о предоставлении ими услуг детскому саду (батик, декоративно-прикладное искусство; шахматы-шашки; таэкван-до ; коррекционные занятия с логопедом и психологом).

    Для проведения занятий используется база не только детского сада, но и учреждений дополнительного образования.

    Тесная связь с учреждениями дополнительного образования позволяет:

    • направлять воспитательный процесс на решение сложных проблем;
    • улучшить учебно-воспитательную работу с одаренными детьми, а также с детьми, испытывающими трудности в обучении и воспитании.

    Разбудив в ребенке активность и вооружив его необходимыми способами деятельности, нужно предоставить ему возможность самостоятельно принимать решения и самому нести за них ответственность.

    Так как лишь через интенсивное взаимодействие с миром совершается развитие личности, то цель детского сада, его педагогического коллектива:

    • создать каждому ребенку социальную ситуацию развития;
    • поле разнообразной деятельности ( дополнительные услуги);
    • среду общения.

    В дошкольном учреждении организована работа по дополнительному образованию, секционная работа специалистов и кружковая работа на группах направленная на совершенствование физического развития, углубленное музыкальное и художественно-эстетическое развитие, развитие познавательных способностей и социальной компетентности детей дошкольного возраста. Охват дополнительными образовательными услугами, кружками и секциями составляет 91% детей от общего количества детей дошкольного возраста в ДОУ. Основная ценность для педагогического коллектива – личность ребенка, с ее индивидуальными особенностями, интересами и переживаниями.

    Наша цель – создать условия для социально личностного развития ребенка. Помочь ребенку любого возраста получить дополнительные знания, которые реально помогут ему во взрослой жизни. Эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста осуществляется в различных видах деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театральной.

    Для успешного решения задач эстетического воспитания и развития творческих способностей детей в дошкольном учреждении созданы все необходимые условия: оснащенный в соответствии с современными требованиями музыкальный зал, студия изобразительного творчества.

    Для развития творческой деятельности, приобретения художественного опыта в детском саду организована изостудия “Волшебная кисточка”.

    Вокальный кружок “Родничок”:

    • развивает музыкальные способности вокально-одаренных детей;
    • формирует творческую активность;
    • учит самовыражаться , приобретать навыки импровизации, актерского мастерства.

    Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и творческих способностей осуществляется и через театральную деятельность.

    Работа в данном направлении осуществляется по авторской программе.

    Музыкальные руководители и воспитатели организуют игры – имитации, игры-драматизации, инсценирование песен, хороводные режиссерские игры, кукольные спектакли, фольклорные постановки на обрядовой основе, музыкально-драматические спектакли. В процессе инсценирования сказок, песен, стихотворений, каждый ребенок имеет возможность выбрать роль и самостоятельно использовать средства импровизации: мимику, интонацию, пантомиму.

    Для приобщения детей к танцевальному искусству в детском саду организованы занятия хореографией. Занятия с детьми развивают эмоциональность и выразительность их танцевальных движений, оказывают положительное влияние на психическое самочувствие ребенка, совершенствуют координацию движений, формируют красивую походку, экспрессию мимики, свободу ориентации в музыкальных ритмах.

    Хореографическая студия “Волшебный башмачок”:

    — приобщает детей к искусству хореографии;

    — развивает художественный вкус;

    — прививает общую эстетическую и танцевальную культуру.

    — стимулирует познавательную активность, любознательность, фантазию, воображение;

    — вырабатывает особый тип мышления;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    — воспитывает инициативу, дисциплинированность, последовательность в достижении поставленной цели.

    — развивает артикуляционный аппарат и фонематический слух;

    — помогает преодолеть языковой барьер;

    — развивает сценическую роль и творческие способности.

    — развивает мимическую, интонационную выразительность речи.

    — вид боевого искусства;

    — самооборона без оружия;

    — расширяет индивидуальные возможности в результате физических и духовных тренировок

    — основное средство формирования правильной осанки и ее коррекции.

    Заказчиками являются родители. В МДОУ предусмотрены различные формы работы с детьми и родителями.

    Читайте так же:  Договор купли продажи доли в квартире

    Формы работы с родителям

    Работа с родителями осуществляется в двух направлениях:

    — привлечение родителей в деятельность детского сада (включение в органы соуправления и управления для принятия разного уровня решений, участие родителей в ключевых образовательных мероприятиях детского сада);

    — повышение эффективности работы за счет получения обратной связи (анкетирования родителей на удовлетворенность работой детского сада).

    Ежегодно проводится анкетирование родителей с целью получения обратной связи о том, как они оценивают работу детского сада, в чем видят положительные и отрицательные стороны организации образовательного процесса. Анализируя полученные данные, намечается мероприятия по выяснению причин проблемных “мест” и устранению недостатков.

    Дети, занимающиеся в студии, различных кружках хорошо учатся в школах и успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования. Наши дети получают квалифицированные образовательные услуги с учетом их потребностей и пожеланиями родителей, обеспечивая индивидуальный подход к ребенку. В воспитательно – образовательном процессе используются такие средства обучения, как:

    • видеомагнитофон;
    • компьютер;
    • музыкальный центр;
    • телевизор;
    • магнитофон и др.

    Количество воспитанников МДОУ №52, охваченных дополнительными образовательными услугами

    2006 г.

    2007 г.

    ИЗО

    30%

    ИЗО

    40%

    Английский яз.

    20%

    Английский яз.

    25%

    Хореография

    40%

    Хореография

    45%

    Шахматы-шашки

    30%

    Шахматы-шашки

    33%

    Батик

    15%

    ЛФК

    8%

    Декоративно-прикладное искусство

    15%

    Логопункт

    15%

    Вокальная группа “Родничок”

    8%

    Вокальная группа “Родничок”

    10%

    Таэкван-до

    20%

    Регулярно проводится диагностика, которая позволяет оценить качество образовательной услуги в целом, а так же динамику развития каждого конкретного ребенка.

    Данные об успешности усвоения детьми программы по различным видам деятельности отражают лишь наиболее общие моменты, но по ним хорошо видна склонность детей к определенным областям знаний и, следовательно, к занятиям в дальнейшем .

    С помощью дополнительных образовательных услуг для детей создается ситуация успеха, у них появляется возможность изменить свой статус, мобильность:

    — выпускники ДОУ легко адаптируются к новым социальным условиям;

    — у детей развиты способности успешно осваивать развивающие программы школьного обучения;

    — выпускники ДОУ активны во внеурочной деятельности.

    Нормативно-правовая база для организации дополнительных образовательных услуг

    Нормативное регулирование организации дополнительных платных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении

    Структура и отличительные особенности услуг, оказываемых дошкольным образовательным учреждением

    В нашей работе исследуется тип дошкольной образовательной организации, которая создана в организационно-правовой форме учреждения, т.е. государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение с характерными особенностями, вытекающими из положений Гражданского Кодекса [19]:

    • — основная цель его деятельности образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
    • — ДОУ создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение);- ДОУ «…отвечает по своим обязательствам всем, находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно;

    Для достижения цели исследования определим какие услуги имеют право оказывать ДОУ и их особенности.

    [1]

    Основной деятельностью, ради которой создается ДОУ, является образовательная — деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон) сказано, что данные программы направлены на «разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности» [1]. В Законе также дано понятие образованию, как целенаправленному процессу воспитания и обучения. Еще одной основной услугой, которую оказывают ДОУ, является присмотр и уход за ребенком. Это новое понятие, введенное с 01.01.2013 года вместе с вступлением в силу Закона. Законом разделены функции по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    В Законе присмотр и уход за детьми определен как комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Если ребенок находится в ДОУ более четырех часов, возникает необходимость организации приема пищи для ребенка, следовательно, возникает услуга по присмотру и уходу. В зависимости от режима работы, в ДОУ может быть только образовательная деятельность (в группах кратковременного пребывания детей) или, если режим работы ДОУ более четырех часов, в сочетании с присмотром и уходом за ребенком (в группах полного дня, удлиненного дня и круглосуточного пребывания детей в ДОУ). В настоящее время наиболее распространено в деятельности ДОУ сочетание образования и присмотра и ухода за детьми. В связи с последними изменениями в законодательстве (разделение услуг в формулировке Закона), в будущем возможно развитие дошкольных учреждений только с присмотром и уходом, предоставляющим родителям право выбора образовательных услуг за дополнительную плату.

    Наряду с основными услугами у ДОУ есть право на организацию ДПУ, т.е. предоставление дополнительных образовательных услуг, не входящих в основную образовательную программу, за определенную плату. Вопрос выбора услуги для предоставления родителям на платной основе зависит от содержания основной образовательной программы. Дополнительные занятия, которые входят в вариативную часть программы, для реализации которой созданы условия в ДОУ и в штатном расписании есть ставки дополнительных педагогов, не могут быть платными. Например, для одного ДОУ кружок « История родного города» будет считаться дополнительной, но платной она не может быть, т.к. предусмотрены ставка педагога дополнительного образования и он проводит занятия, включенные в образовательную программу. А для ДОУ, в штатном расписании которых нет дополнительных педагогов данное занятие может быть платными, если руководитель решит его организовать.

    Читайте так же:  Кто может стать опекуном недееспособного человека

    Вопрос правомерности организации ДПУ подробно рассмотрен в параграфе 1.2 данной работы, а результаты опроса заведующих и родителей ДОУ, подтверждающие необходимость данной деятельности во второй главе. Организация ДПУ возможна, если при ее предложении подтвердится спрос на услугу со стороны законных представителей ребенка (родителей) и потребителя (самого ребенка).

    Услуги, оказываемые ДОУ, обладают особенностями, которых нет на других уровнях образования. Они оказывают влияние на деятельность ДОУ и на возможность руководителями ДОУ организовать ДПУ. Рассмотрим основные особенности услуг:

    1. Возрастная особенность. Содержание образовательной программы и

    формы организации процесса воспитания и обучения в ДОУ должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Для дошкольников должны выполняться требования по максимально допустимому количеству учебных занятий и их продолжительности в зависимости от возраста, чтобы не допустить отрицательного воздействия учебной нагрузки на здоровье. На данном этапе образования наиболее тесно налажена связь с родителями, чем на последующих (начальном, среднем, общем).

    2. Первый уровень образования. Дошкольное образование — это первый уровень общего образования. Это новшество, введенное Законом (ч.4 ст.10 ) [1]. Отличием первого уровня от следующего является его необязательность. Многие родители считают посещение ребенком детского сада необходимостью не только потому, что они сами не могут с ним находиться, но и по причине того, что ребенок получит в ДОУ уровень развития, а также приобретет как можно больше навыков и умений в детском саду, которые необходимы для дальнейшей жизни и для успешного освоения им образовательных программ начального образования, являющегося обязательным. Родители доверяют развитие и образование ребенка профессионалам, т.к. считают, что педагоги ДОУ смогут дать ребенку то, чего не смогут дать родители на дошкольном этапе.

    Именно на дошкольном уровне образования родители впервые сталкиваются с таким вопросом, как потребление образовательной услуги для своего ребенка. За несколько лет в ДОУ родители адаптируются к дошкольной системе образования, у них формируется свое отношение к понятию «качество образования» и они с детьми переходят на следующие уровни: начальное, основное, среднее общее образование и уровни профессионального образования. И на всех уровнях родители сопровождают ребенка, основного получателя образовательной услуги, как его представители и как заказчики услуги до совершеннолетия.

    3. Разделение услуг ДОО на образовательную и присмотр и уход за детьми.

    Законом об образовании, разделены функции по предоставлению бесплатного дошкольного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми. Государство нормативно закрепило такое разделение и дало определение данным понятиям, которые нами были рассмотрены выше. Как показало анкетирование родителей, для них эти понятия неразделимы. У родителей абсолютно другое представление об услуге по присмотру и уходу, чем это определено в Законе.

    Но мнение родителей нельзя считать неправильным, на него нужно ориентироваться, одновременно с этим проинформировать их о том, что под данной услугой понимают законодатели. А законодатель разделил услуги, чтобы установить родительскую плату. Поэтому, руководители ДОУ должны объяснить родителям разницу между услугами с той целью, чтобы они знали за что они должны платить. Для руководителя же в определении услуги по присмотру и уходу также вложено требование государства: доходы от родительской платы направлять только на организацию питания и осуществление хозяйственно-бытового обслуживания детей. Использование родительской платы на приобретение расходных средств, используемых для образовательной деятельности (игрушек, учебных пособий, развивающих материалов, канцелярских товаров и т.д.) будет расцениваться как нарушение Закона и нецелевое использование бюджетных средств т.к. образование предоставляется бесплатно.

    4. Потребитель услуги не является заказчиком.

    Родители — это законные представители потребителей (детей) и именно родители выступают субъектом выбора образовательных услуг. Это является особенностью образовательной услуги в ДОУ: когда заказчик (родитель) и потребитель (ребенок) не являются одним лицом. Вот здесь возникают сложности в анализе потребностей и предпочтений потребителя. Педагоги ДОУ и родители могут расходиться во мнении, что для конкретного ребенка важно на том или ином этапе обучения и воспитания.

    Ребенок в силу возраста не может сам определить свои образовательные потребности, за него это делают родители, ориентируясь на его способности и умения. На этом этапе и появляется спрос на ДПУ. В то же время родителю трудно оценить полученную ребенком образовательную услугу, т.к. ребенок пребывает в ДОУ от 8 до 12 часов. Также, не легко определить грань: в чем результат ребенка — это заслуга ДОУ, а в чем их собственная. Как показали ответы родителей, все они занимаются с детьми дома. Задача ДОУ состоит в том, чтобы родители почувствовали плоды труда педагогов, вложенного в ребенка, чтобы могли оценить качество образовательной услуги.

    5. Отсутствие промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

    Оценка качества образовательной услуги всех уровней образования, следующих за дошкольным, подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся путем промежуточной и итоговой аттестации.

    Достижения воспитанников ДОУ не подтверждаются аттестацией — это закреплено в Законе (ст.64.п.2) [1]. В то же время, в этом же документе сказано, что образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста и на достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Поэтому, прежде чем говорить об уровне развития, его нужно оценить. Трудно судить о качестве образования, не зная его результат.

    Читайте так же:  Удобный и простой онлайн калькулятор расчета пособия по беременности и родам – инструкция и примеры

    ФГОС определяет результаты освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые будут характеризовать достижения ребенка на этапе окончания ДОУ. Обязательное достижение целевых ориентиров нельзя требовать от воспитанника. Эта особенность первого уровня общего образования связана с возрастной спецификой воспитанников и с тем, что ребенок дошкольного возраста не может брать на себя ответственность за результат своего развития.

    Еще одна особенность образовательной услуги в ДОУ состоит в том, что данные целевые ориентиры, как об этом говорится вj ФГОС [2], не могут быть показателями качества выполнения государственного задания. В таком случае, можно предложить схему на рис.2, на которой видно, как удовлетворенность родителей уровнем достижений своего ребенка можно использовать для оценки качества образовательной услуги.

    Схема использования целевых ориентиров для оценки качества ОУ

    Рис.2 Оценка качества образования

    Т.к. ФГОС предполагает взаимодействие с семьей, то ДОУ может оценивать свою деятельность через удовлетворенность родителей достижениями детей, т.к. удовлетворение потребностей потребителя ДОУ может являться одной из составляющих качества ОУ.

    ФГОС регулирует отношения, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования, и прописывает задачи и обязательные требования к дошкольному образованию. Считаем, что организация ДПУ в ДОУ, превышает результат решения следующих задач, поставленных во ФГОС:

    • — создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
    • — развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
    • — построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

    Таким образом, запросы и удовлетворенность родителей являются показателями качества оказания услуг, а их выявление относится к мероприятиям по повышению качества образования, наравне с выполнением федеральных государственных стандартов, поэтому одной из задач руководителя ДОО, наравне с выполнением требований ФГОС дошкольного образования, является выявление запросов родителей и ориентация на них.

    6. Государственное регулирование. Четкое регулирование образовательной деятельности со стороны государства. Оказание услуг согласно государственному заданию и соответствие деятельности федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.

    В данном параграфе мы описали основные особенности услуг, предоставляемых ДОУ. Они оказывают влияние на всю уставную деятельность, включающую образовательную, присмотр и уход за ребенком, и иную, приносящую доход.

    Все вышеперечисленные особенности образовательной услуги необходимо учитывать как при реализации основной образовательной услуги, так и при организации ДПУ. Устанавливать продолжительность занятий в зависимости от возраста, выбирать виды ДПУ, отвечающие запросам родителей на подготовку детей к переходу на следующую ступень образования, оценивать качество предоставления ДПУ через удовлетворенность родителей результатами освоения ребенком дополнительной программы, оказывать ДПУ в соответствии с нормами, регулируемыми государством.

    Дополнительные платные образовательные услуги

    Государственные и муниципальные образовательные организации вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

    Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. Эти услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета: взамен или в рамках основной образовательной деятельности.

    Платные дополнительные образовательные услуги могут быть оказаны только по желанию обучающихся, а обучающимся в дошкольных и общеобразовательных организациях — по желанию их родителей (законных представителей). К ним относятся услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами, и оговоренные в уставе образовательной организации.

    Не могут считаться платными дополнительными образовательными услугами , предоставляемыми государственными и муниципальными образовательными организациями:

    • снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ государственных образовательных стандартов;
    • реализация основных общеобразовательных программ и программ повышенного уровня общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными организациями в соответствии с их статусом;
    • факультативные индивидуальные и групповые занятия;
    • курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.

    Привлечение на эти цели средств родителей (обучающихся) не допускается.

    См. также:

    Есть вопросы, на которые вы не смогли найти ответы по ссылкам выше? Задавайте их на форуме или по электронной почте [email protected] Мы постараемся на них ответить.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Пользователи соцсети «ВКонтакте» могут обсудить проблемы общего образования в нашей группе «ГАРАНТ. Образование». Специально для вас мы открыли обсуждение «Общее образование». Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать!

    Источники


    1. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.

    2. Правоведение. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 400 c.

    3. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.
    4. Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.
    5. Терехова, Ю. К. Корпоративный юрист. Правовое сопровождение предприятия. Практическое пособие / Ю.К. Терехова. — М.: Дашков и Ко, Вест Кей, 2015. — 222 c.
    Какие платные дополнительные услуги могут оказывать образовательные организации дошкольного образова
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here