Каковы особенности обучения по очно-заочной форме

Полная информация по теме: "Каковы особенности обучения по очно-заочной форме" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Для кого из обучающихся должно быть организовано обучение в очно-заочной форме?

Главная > Консультации > Омбудсмен > Для кого из обучающихся должно быть организовано обучение в очно-заочной форме?

Действующий Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» дает возможность детям и их родителям выбирать различные форм получения образования. Формами обучения в образовательных организациях являются: очная, очно-заочная, заочная. Основное различие между этими формами заключается в различном объеме обязательных занятий педагогического работника с обучающимися. Наиболее распространенной формой получения образования является получение образования в образовательных организациях. Но у родителей и обучающихся есть возможность получить образование в очно-заочной форме. Очно-заочное обучение представляет собой форму обучения в рамках которой обучающийся осваивает часть общеобразовательных программ самостоятельно, а часть в школе. Очно-заочная форма обучения предполагает освоение учеником федерального государственного образовательного стандарта в полном объеме. Школа в свою очередь осуществляет контроль за освоением программы.

Помимо Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.20012 № 273-ФФ вопросы получения образования в очно-заочной форме следующие нормативные документы.

  • СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября2009 г. № 373 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1879 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Нередко именно родители являются инициаторами перехода на очно-заочную форму обучения в связи с различными семейными обстоятельствами, состоянием здоровья, особенностями физического или психического здоровья ребенка, профессиональным занятием спортом, различными видами искусств и т. д. Предусмотрено сочетание различных форм получения образования. Федеральные государственные образовательные стандартны всех уровней общего образования предусматривают возможность обучения по очно-заочной форме.

[2]

Ребенок может не систематически посещать школу, но должен в рамках любой формы образования сдавать все необходимые экзамены и получить аттестат. Альтернативой очно-заочному обучению служат семейное обучение, самообразование или обучение по индивидуальному плану.

Для того, чтобы перевестись на очно-заочное обучение, необходимо письменное заявление родителей. В соответствии с Федеральным законом выбор формы получения образования до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка осуществляют родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся. Такой выбор родители (законные представители) вправе сделать в любой момент, в том числе, при возникновении неликвидированной академической задолженности. Таким образом, обучающийся по заявлению родителей (законных представителей) обучающего и при наличии педагогической необходимости может быть переведен на очно-заочную форму обучения. Необходимо помнить о том, что перевод обучающегося на очно-заочную форму обучения не может быть применен как карательная мера в случае невыполнения обучающимся обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

Очно-заочное обучение предполагает, что большую часть работы ученик будет делать дома самостоятельно. У ребенка должны быть хорошо развиты навыки самоконтроля и саморегуляции. Родители должны взвесить все возможности ребенка и сделать правильный выбор при переходе с очного обучения.

Очно-заочное обучение в школе проходит по индивидуальному графику, который должен быть согласован администрацией с родителями, учителями и детьми.

Нормативные сроки освоения программы в рамках очно-заочной формы обучения следующие:

  • начальное образование — 4 года;
  • основное общее образование — 5 лет;
  • среднее общее образование — 2 года.

Для некоторых категорий обучающихся нормативные сроки могут быть продлены или сокращены.

Прием на обучение по очно-заочной (заочной) форме осуществляется в соответствии с порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы в форме очно-заочного обучения, включаются в контингент обучающихся ОО. Образовательная организация обязана ознакомить обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по очно-заочной (заочной) форме с календарным учебным графиком, учебным планом, в котором указываются виды учебной деятельности, календарные сроки выполнения домашних контрольных работ и сроках проведения промежуточной аттестации под роспись.

Документация по обучающимся в очно-заочной (заочной) форме обучения выделяется в отдельное делопроизводство и содержит:

  • учебный план очно-заочного (заочного) обучения;
  • журналы успеваемости;
  • календарный учебный график очно-заочного (заочного) обучения;
  • расписание учебных занятий.

Очно-заочная (заочная) форма обучения предполагает формирование отдельного учебного плана, отличного от учебного плана очной формы обучения.

Образовательная организация может указать процессуальные особенности обучения в рамках очно-заочной формы в соответствующем локальном акте. Сроки начала и окончания каникул определяются ОО самостоятельно. Образовательная организация самостоятельна в выборе оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся, начала учебного года по очно-заочной или заочной формам обучения также может переноситься варьироваться. Формы, периодичность и объем времени консультаций, организуемых в рамках соответствующей образовательной программы, определяются ОО самостоятельно. Формы, периодичность и объем времени консультаций, организуемых в рамках соответствующей образовательной программы, определяются ОО самостоятельно. Промежуточная аттестация проводится с целью определения соответствия уровня и качества подготовки обучающегося требованиям к результатам освоения образовательной программы.

Читайте так же:  Какие периоды не включаются (включаются) в отпускной стаж

Перевод учащегося в следующий класс производится по решению педагогического совета школы по результатам промежуточной аттестации. Родители (законные представители) несовершеннолетнего учащегося могут присутствовать на консультациях и промежуточной аттестации и должны быть информированы в письменном виде об уровне усвоения учащимся общеобразовательных программ.

В календарном учебном графике на завершающем этапе освоения образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования дополнительно указывается период государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования соответственно.

Объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки при очно-заочной (заочной) форме обучения определяется в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821–10 для очного обучения и в течение дня составляет:

  • для обучающихся 1-х классов — не более 4 уроков;
  • для обучающихся 2-4-х классов — не более 5 уроков;
  • для обучающихся 6-х классов — не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7-11-х классов — не более 7 уроков.

Государственная итоговая аттестация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Лицам, обучающимся в очно-заочной (заочной) форме и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдаются соответствующие документы об образовании в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Гид по формам обучения в России: что подойдёт вашему ребёнку

Раскладываем всё по полочкам и объясняем, чем заочка отличается от хоумскулинга, а онлайн-школы от дистанционного образования.

2 формы получения образования

Основное общее образование в нашей стране является обязательным. Каждый гражданин должен окончить хотя бы 9 классов.

Выделяется две формы получения образования (статья 17 Федерального закона «Об образовании»):

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, попросту — в школах;
  • вне таких организаций.

5 форм обучения

В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).

Рассмотрим каждую из них подробнее.

Получение образования в организации

В государственных или традиционных частных школах можно выбрать одну из трёх форм обучения.

Очное обучение

Ребёнок пять-шесть дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. На юридическом языке это называется «находиться в контингенте образовательной организации».

В идеале школьник, как промокашка, впитывает знания и мудрость учителя, а на переменах весело проводит время с одноклассниками. В жизни многие родители недовольны качеством школьного образования, а дети сталкиваются с буллингом.

Очная форма подойдёт, если:
  • ребёнку нравится ходить в школу, он не мыслит себя без своего класса;
  • вы не можете уделять образованию детей много времени и ресурсов;
  • ребёнок не привык к дисциплине и нуждается в жёстких рамках извне.

Вариацией очного является надомное обучение. Его организуют для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Обратите внимание: вариацией, но не самостоятельной формой.

Очно-заочное обучение

Ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом аттестоваться он обязан вместе с классом: если сегодня пишется контрольная, надо присутствовать.

Школы переводят детей на очно-заочное обучение неохотно и довольно редко. Во-первых, из-за лишних хлопот для учителей, а во-вторых, дабы не создавать прецедентов. «Почему Петрову можно не ходить в школу, а мне нельзя?!»

Очно-заочная форма подойдёт, если:
  • ребёнок легко по учебникам, без помощи педагогов, осваивает программу;
  • вы хотите, чтобы у ребёнка было немного больше свободного времени, но не терялась связь со сверстниками;
  • спортивный или творческий график ребёнка не совпадает со школьным.

Заочное обучение

Ребёнок не ходит в школу и осваивает программу своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-ресурсов. Но он находится в контингенте школы, а значит, нельзя менять программу, перескакивать через классы и придётся придерживаться графика аттестаций.

Правда, контрольные можно сдавать дистанционно, через сайт школы или, например, по Скайпу. В законе это называется «реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Иными словами, дистанционное обучение не является его самостоятельной формой, это лишь способ организации учебного процесса.

На заочку переводят в основном старшеклассников и тоже редко. Ведь юридически при получении образования в школе (неважно в какой форме) ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят с учителей.

[1]

Заочная форма подойдёт, если:
  • ребёнок прекрасно осваивает программу сам;
  • семья часто переезжает или много путешествует;
  • ребёнок профессионально занимается спортом или творчеством.

Получение образования вне организации

Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.

Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.

В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.

Семейное образование

Семейное образование (СО) — гибкое и вариативное. Родители вправе выбрать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.

Читайте так же:  Страхование жизни и здоровья при кредите

Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются в экстерном. Да-да, экстернат — это не форма обучения, а форма аттестации. О сущности экстерната по действующему законодательству у нас есть отдельная статья. Читать →

Основные виды СО:

  1. Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
  2. Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса. Про нюансы анскулинга у нас также есть статья. Читать →
  3. Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и конечно же, цифровые школы.
Семейная форма подойдёт, если:
  • ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
  • ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
  • он не успевает за темпом других детей, нужен особый подход;
  • у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
  • у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
  • семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
  • семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.

Самообразование

Всё то же самое, что на семейной форме, только для учащихся старше 15 лет.

  • В России две формы получения образования и пять форм обучения.
  • У каждой формы — свои плюсы и минусы.
  • Надомное и дистанционное обучение, а также экстернат не являются формами обучения.
  • Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (статья 17 Федерального закона «Об образовании»). Вы можете поучиться в традиционной школе, затем перевестись на заочку, а после попробовать обучение в онлайне. Главное, чтобы ребёнок получал удовольствие и развивался.

Заочное обучение — плюсы и минусы

Заочное обучение

Действующий в нашей стране Закон «Об образовании» предусматривает несколько форм получения высшего образования. Среди них отметим экстернат, самообразование, очную ну и, конечно же, заочную форму. Именно о заочной форме мы и поговорим в сегодняшней статье.

Наибольшим спросом среди желающих получить высшее образование пользуются очная и заочная формы. Как правило, очную форму выбирают абитуриенты, которые уже закончили полное среднее образование. Но сравнительно небольшое количество бюджетных мест и необходимость регулярно посещать занятия, отпугивает многих молодых людей, которые отдают предпочтение заочной форме образования.

В сознании работодателей сложился стереотип, что уровень подготовки заочников гораздо ниже, чему у студентов очной формы. Поэтому, многие руководители организаций пытаются переучить таких «специалистов». Они не доверяют заочникам и сомневаются в том, что их уровня компетентности хватит для того, чтобы занимать ответственную должность. К счастью, существует масса способов, с помощью которых работодатель может определить уровень кандидата. Например, это собеседование или специальные психологические тесты. Поэтому, не стоит переживать по этому поводу, и если вы действительно хороший специалист, то даже то, что вы получили высшее образование заочно, не помешает вам получить высокооплачиваемую работу.

Достоинства и недостатки заочного обучения

Когда речь заходит о плюсах и минусах заочного образования, некоторые люди не хотят воспринимать объективные доводы и начинают утверждать, что наиболее эффективной является очная форма обучения. Но с этим можно поспорить. Если человек серьёзно и добросовестно относится к учёбе, то вне зависимости от того, какую он выбрал форму обучения, он обязательно преуспеет. Всё зависит от характера студента, его отношения к учёбе и целеустремлённости.

Студенты очного отделения всегда могут рассчитывать на помощь и поддержку преподавателей. В то же время, заочникам приходится самостоятельно осваивать материал, благодаря чему они становятся более ответственными и терпеливыми. Одним из главных плюсов заочного образования является то, что студент может сразу же закреплять полученные знания на практике. То есть, закончив ВУЗ, заочник не только усвоит большой объём теоретических знаний, но и получит драгоценный практический опыт.

Да, некоторые студенты-очники также совмещают учёбу и работу, но слишком напряжённый график со временем заставляет их выбрать что-то одно. Рассматривая положительные и отрицательные стороны заочного обучения необходимо учитывать такие факторы, как финансовые возможности, возраст и семейное положение. Чтобы получить высокооплачиваемую работу в нашей стране нужно получить высшее образование, и форма обучения здесь играет второстепенную роль.

Особенности заочного обучения

Особенности учебного процесса на заочной форме

В начале учебного года куратор собирает группу заочников и ознакомляет их с особенностями обучения на заочной форме. Студенты посещают несколько лекций, на которых они знакомятся с учебным материалом, получают задания на сессию и список рекомендованной литературы. Через несколько дней начинается сама сессия, которая включает в себя экзамены и зачёты.

Одним из альтернативных вариантов заочной формы является дистанционное обучение. Его внедрили сравнительно недавно и своим появлением оно обязано развитию электронных технологий. Студент может числиться в ВУЗе, и при этом получать новые знания, а также сдавать экзамены через компьютер. Дистанционное образование – идеальный вариант для людей, которые хотят получить диплом в иностранном ВУЗе. Стоит отметить, что диплом иностранного образца, полученный посредством дистанционного обучения, ничем не отличается от отечественного сертификата о высшем образовании.

Заочное обучение имеет массу преимуществ. В первую очередь отметим то, что студент-заочник имеет массу свободного времени. Если говорить более точно, то это примерно 9 месяцев свободы. Но когда наступает время сессии – приходится сильно попотеть. Есть два варианта развития событий: либо студент просто получает зачёт, либо платит за это деньги. Всё зависит от ВУЗа и преподавательского состава. Большим плюсом является ответственный и коммуникабельный староста, который может найти общий язык с любым преподавателем и замолвить словечко за свою группу. В особо сложных ситуациях нужно подключать связи или платить деньги.

Читайте так же:  Может ли пенсионер московской области ездить бесплатно на ласточке

Что касается недостатков, то отметим только один, но очень существенный: на заочной форме трудно получить глубокие познания в рамках конкретной специальности. Преподаватели просто не в состоянии за 8-12 пар дать студентам весь объём теоретических знаний. Самостоятельно усвоить весь учебный материал, к сожалению, практически нереально. Поэтому, поступая на заочную форму, важно осознавать все эти моменты и не строит иллюзии касательно своего профессионального развития.

Сессия на заочной форме – это вообще отдельная тема. Во время сессии можно хорошо провести время. Особенно это касается уже немолодых людей, которые имеют возможность вспомнить студенческие годы. Как правило, пары для заочников начинаются ближе к обеду или в вечернее время. Для тех, кто не любит просыпаться рано утром, это наиболее оптимальный график.

Как бы это банально не звучало, но если вы хотите получить диплом о высшем образовании с минимальными затратами времени и финансов, поступайте на заочную форму обучения. Но, важно понимать, что заочники не имеют возможности полноценно усвоить учебный материал, и если вы хотите в полной мере получить теоретические знания, лучше подайте документы на очную форму.

Особенности очно-заочной формы обучения в ВУЗе

При рассмотрении очной или заочной формы обучения не возникает сложностей, так как в первом варианте студент обязан ежедневно присутствовать на занятиях, а во втором – обучаться самостоятельно дома и появляться в университете только на экзамены. Но что такое очно-заочная форма, и какими гранями она обладает?

Понятие очно-заочной формы

Ранее форма обучения называлась вечерней и подходила для тех, кто одновременно работает и учится. Сегодня отличие только в названии. Достоинство занятий в том, что они проводятся только вечером и в выходные дни, когда будни освобождены для официальной работы. Несмотря на плотный график, студентам приходится также уделять время самостоятельной подготовке. Поэтому считается, что очная и заочная форма тесно переплетаются между собой.

Рассмотрим характерные особенности обучения:

  • занятия проходят на базе университета на протяжении всего учебного года, но на них выделяется меньше часов, чем при пятидневном графике;
  • обучение проходит в нерабочее время, примерно с 18-19 часов и до 22.00;
  • возможно проведение занятий в выходные дни.

Несмотря на то, что студенты часто бывают в аудиториях и общаются с преподавателями лично, много работы им задают на дом и самостоятельное изучение.

Преимущество системы в том, что для нее тоже выделяются бесплатные места, а конкурс абитуриентов гораздо ниже, чем на дневном обучении. Так как график занятий несколько разбросан и не может охватить всю программу, сроки обучения продлеваются на год. То есть степень бакалавра вы получите через пять лет, а не четыре года.

К чему нужно подготовиться?

Если вы выбрали очно-заочную форму обучения, значит, уже трудоустроены и собираетесь совмещать учебу с работой. Подготовьтесь к тому, что вас ждут серьезные нагрузки, ведь придется успевать не только на работу, но и учебу. Все свободное время будет тратиться на подготовку домашнего задания.

В случае ненормированного рабочего дня вам будет сложно совместить его с получением образования. Обратите внимание, что «вечерникам» государством предусмотрены поблажки в виде оплачиваемых дополнительных отпусков на период сессии. Но работодатель самостоятельно определяет возможность такого исхода. Если он настроен не очень позитивно, придется брать отпуск за свой счет или сохранять законный отдых для времени, которое необходимо на обучение. То есть про настоящие каникулы на ближайшие пять лет придется забыть.

Недостатки и достоинства формы обучения

У очно-заочной формы не так уж много минусов. Но все они достаточно существенные. Поэтому прежде чем определиться со своим образованием, тщательно обдумайте, готовы ли вы на:

  • умственную и физическую усталость и регулярный недосып;
  • проблемы в учебе и работе из-за неуспеваемости;
  • отсутствие времени на хобби и личную жизнь;
  • отсутствие мест в общежитии для иногородних студентов.

Кроме этого, университет не дает призывникам право на отсрочку, а некоторые работодатели не относятся серьезно к диплому такой формы. Хотя со временем они понимают, что опыт работы намного ценнее полученных знаний на дневном обучении.

Видео (кликните для воспроизведения).

Существует несколько причин, по которым лучше выбрать именно очно-заочный способ:

  • низкий проходной балл;
  • доступная стоимость на контрактной основе;
  • поздние сроки приема документов. Что позволяет сначала попробовать свои силы в поступлении на дневное обучение;
  • можно совмещать работу с учебой;
  • к моменту получения диплома у студентов будет реальный опыт работы, что дает им преимущество перед вчерашними выпускниками-очниками;
  • пакет льгот для рабочих граждан.

Кстати, если вы не будете успевать совмещать основную деятельность с обучением, вам помогут квалифицированные репетиторы, которые лучше объяснят задания для самостоятельного рассмотрения, чем их можно разобрать самим.

Как мы видим, у очно-заочной образовательной системы есть недостатки и достоинства. Если вы сейчас стоите перед выбором, тщательно взвесьте все «за» и «против» и отдайте предпочтение наиболее удобному для вас способу получения высшего образования.

Двигателем активности человека всегда были и остаются до сих пор.

Современная Россия является правопреемницей предыдущих форм российской.

Битва за Москву – одно из самых ожесточенных и значимых сражений Второй.

Сталинградская битва — крупнейшая сухопутная битва Второй мировой.

Идеи формирования гражданского общества впервые затронули в.

Читайте так же:  Как без посредников снять квартиру в москве и санкт-петербурге

Отдел внутренних дел отдел внутренних дел или Отдел Внутренних.

гласный или гластный Правильный вариант написания: «гласный», без буквы «т». Проверочные.

Активное присоединение новых земель к Российской территории началось в XVII.

Столица любого государства – это не просто город, это центр.

Развитие автоматизированных систем диктует современному.

Писать буквы «о» и «е» в окончаниях.

Императора Николая I, принявшего власть в России в неспокойное время, либералом никто не.

Правовой Консультант #259

Представляем 259 выпуск рубрики «Правовой Консультант». В этом выпуске: каковы особенности очно-заочной формы обучения.

Ответы подготовлены специалистами компании «Инженеры информации» с помощью справочной правовой системы КонсультантПлюс.

ВОПРОС: СЕСТРА РАБОТАЕТ И В ЭТОМ ГОДУ ПОСТУПИЛА НА ОЧНО-ЗАОЧНУЮ ФОРМУ ОБУЧЕНИЯ. ПОДСКАЖИТЕ, КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ?

Обучение по очно-заочной форме, как правило, осуществляется в вечернее время и (или) выходные дни, и срок его по сравнению с очной формой больше. Для работников, обучающихся по очно-заочной форме, предусмотрены гарантии и компенсации.

Обучаться в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, можно по одной из трех форм: очной, очно-заочной, заочной.

Форма обучения определяется с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися (ч. 2 ст. 17 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Организации, осуществляющие обучение по очно-заочной форме

Обучение по очно-заочной форме осуществляют (ст. 12, п. п. 2, 3, 4 ч. 2 ст. 23 Закона N 273-ФЗ; п. 2 Приложения к Приказу Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897; п. 2 Приложения к Приказу Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413):

— общеобразовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в частности программам основного общего и среднего общего образования;

— профессиональные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

— образовательные организации высшего образования, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в частности программам бакалавриата, специалитета, магистратуры.

Сроки обучения по очно-заочной форме

Учебный год в образовательных организациях начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы.

[3]

Начало учебного года при обучении в очно-заочной форме может переноситься образовательной организацией (п. 17 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015; п. 25 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464; п. 23 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301):

— не более чем на месяц — при реализации общеобразовательной программы, а также образовательной программы среднего профессионального образования;

— не более чем на два месяца — при реализации программ высшего образования.

Обучение по очно-заочной форме осуществляется, как правило, в вечернее время и (или) в выходные дни.

Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими образовательными стандартами (ч. 5 ст. 17 Закона N 273-ФЗ).

Так, например, сроки получения образования по программе бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» следующие (п. 3.3 ФГОС, утв. Приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 N 1511):

— по очной форме — четыре года, включая каникулы. Объем программы за один учебный год составляет 60 зачетных единиц;

— по очно-заочной или заочной форме вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на шесть месяцев и не более чем на год по сравнению со сроком по очной форме обучения. Объем программы за один учебный год составляет не более 75 зачетных единиц.

Конкретный срок образования и объем программы, реализуемый за один учебный год, определяются организацией самостоятельно в пределах указанных выше сроков.

Гарантии и компенсации для работников, проходящих обучение по очно-заочной форме

Работникам, совмещающим работу и обучение, в том числе по очно-заочной форме обучения, предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством, а также коллективным или трудовым договором.

Работникам, получающим основное общее образование или среднее общее образование по очно-заочной форме обучения в организациях, имеющих государственную аккредитацию, предоставляются дополнительные гарантии и компенсации (ч. 1, 2 ст. 176 ТК РФ):

1) в период учебного года по желанию работника устанавливается рабочая неделя, сокращенная на один рабочий день или на соответствующее ему количество рабочих часов (при сокращении рабочего дня (смены) в течение недели). За время освобождения от работы работнику выплачивается 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже МРОТ;

2) предоставляется дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка для прохождения государственной итоговой аттестации: по образовательной программе основного общего образования — на срок девять календарных дней, по образовательной программе среднего общего образования — на срок 22 календарных дня.

Работникам, успешно осваивающим имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, специалитета или магистратуры по очно-заочной форме обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка (ч. 1 ст. 173 ТК РФ):

— для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно — по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно — по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе — 50 календарных дней);

— прохождения государственной итоговой аттестации — до четырех месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой программы.

Работникам, успешно осваивающим имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего профессионального образования по очно-заочной форме обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка (ч. 1 ст. 174 ТК РФ):

— для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах — по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов — по 40 календарных дней;

— прохождения государственной итоговой аттестации — до двух месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой программы.

Работникам, осваивающим имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры, а также программы среднего профессионального образования по очно-заочной форме обучения, на период до 10 учебных месяцев перед началом прохождения государственной итоговой аттестации устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже МРОТ.

Читайте так же:  Выдача копий документов, связанных с работой

По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня (смены) в течение недели (ч. 4, 5 ст. 173, ч. 4, 5 ст. 174 ТК РФ).

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением (освоением) по не имеющим государственной аккредитации программам, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором (ч. 6 ст. 173, ч. 6 ст. 174, ч. 3 ст. 176 ТК РФ).

Чем заочная форма получения образования отличается от семейной формы и экстерната

Чем заочная форма получения образования отличается от семейной формы и экстерната согласно новому закону об образовании в РФ?

Правовое регулирование форм получения образования и форм обучения в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») фактически не изменилось.

Как и в Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрены различные формы получения образования и формы обучения, которые могут сочетаться между собой.

Так, ранее предусматривалось, что в образовательном учреждении образовательные программы осваиваются в очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формах обучения. Кроме того, были определены три самостоятельные формы получения образования – семейное образование, самообразование и экстернат.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» формы получения образования и формы обучения систематизированы и упорядочены. При этом в полном объеме сохранена форма получения образования в образовательной организации (далее – ОО) и относящиеся к ней формы обучения: очная, очно-заочная и заочная. Формы обучения в ОО различаются между собой по числу учебных часов, предусматривающих непосредственное взаимодействие обучающихся и педагогических работников в процессе освоения первыми основной образовательной программы.

Одновременно выделены формы обучения вне образовательной организации – семейное образование и самообразование. Они предполагают самостоятельное освоение образовательной программы.

Экстернат как форма получения образования или форма обучения Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрен, поскольку по сути он представляет собой получение образования в форме семейного образования или самообразования с последующим прохождением промежуточной или итоговой аттестации в ОО. В связи с этим в новом законе для лиц, получающихся образование в вышеуказанных формах, закреплено право прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Для прохождения аттестации они зачисляются в ОО в качестве экстернов и в этот период пользуются всеми академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

В каких случаях возможно обучение в заочной и очно-заочной формах?

Статья 17 Федерального закона «Об образовании в РФ» устанавливает, что в Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Таким образом, если обучающийся, который намерен продолжить свою спортивную карьеру, не хочет перейти на самостоятельное обучение (самообразование, семейное обучение), без посещения образовательного учреждения, то он может просить определить иные условия для посещения образовательного учреждения и оказание ему содействия в освоении образовательной программы с участием педагогов.

Однако практическое применение этих форм обучения в рамках общеобразовательных программ содержит ряд ограничений.

Вечернее обучение (очно-заочное, сменное) — вид обучения, при котором учащийся совмещает учёбу с работой, то есть посещает учебное заведение посменно, в наиболее удобное, свободное от работы время. При этом возможен свободный (скользящий) график занятий, — например, если учащийся работает в вечернюю смену, то он посещает учебное заведение в утренние часы.

В рамках реализации общеобразовательных программ такой вид обучения применяется главным образом на этапе обучения среднего общего образования.

Заочное обучение — форма учёбы, которая сочетает в себе черты самообучения и очной учёбы. В первую фазу происходит получение базы знаний, обучающей литературы и её изучение (установочная сессия), во вторую — производится проверка усвоенного материала (зачётно-экзаменационная сессия). При этом эти фазы заметно отстают друг от друга по времени (обычно от нескольких месяцев до года).

Видео (кликните для воспроизведения).

Обучение по заочной форме имеет широкую практику применения на этапе получения профессионального образования.

Источники


  1. Толкушкин, А.В. Налогообложение физических лиц при операциях с недвижимостью / А.В. Толкушкин. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 344 c.

  2. Толкушкин, А.В. Налогообложение физических лиц при операциях с недвижимостью / А.В. Толкушкин. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 344 c.

  3. Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники: моногр. . — М.: Наука, 2011. — 264 c.
  4. Чернявский, А. Г. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие / А.Г. Чернявский. — М.: КноРус, 2016. — 112 c.
  5. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.
Каковы особенности обучения по очно-заочной форме
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here