Кто и как на предприятии проводит надзор и контроль за охраной труда и соблюдением необходимых требо

Полная информация по теме: "Кто и как на предприятии проводит надзор и контроль за охраной труда и соблюдением необходимых требо" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Виды контроля и надзора за состоянием охраны труда

Организация контроля за состоянием охраны труда – одно из основных направлений работы по профилактике несчастных случаев, аварий или других инцидентов на производстве. Для доказательства этого имеется простая очевидная формула: «Если своевременно проведен контроль, выявлены нарушения, которые могли привести к тяжелым последствиям, приняты соответствующие меры, то не будет травм или других несчастных случаев! Не проведен или несвоевременно проведен контроль, не выявлены нарушения, не приняты соответствующие меры – вероятны происшествия с различными последствиями».

Работодатель обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

Существуют следующие виды контроля и надзора за состоянием охраны труда.

1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (осуществляется: государственной инспекцией труда на железнодорожном транспорте; органами государственного энергетического и пожарного надзора, федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными в области промышленной безопасности; учреждениями и организациями санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, а также иными федеральными органами контроля и надзора за состоянием охраны труда, органами исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ);

2. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, осуществляемый Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей и иными представителями, избранными работниками ОАО «РЖД» (Дорпрофсож дороги и теркомы отделений дороги, в том числе Техническая инспекция труда, председатели профсоюзных комитетов, уполномоченные по охране труда и другие представители профсоюзных комитетов структурных подразделений дороги).

3. Контроль за состоянием охраны труда в ОАО «РЖД» (ведомственный, корпоративный, производственный. В документах часто встречаются все эти наименования). Данный вид контроля является «внутренним», организованным работодателями соответствующего уровня ОАО «РЖД», дороги, отделения, предприятия.

Он организовывается и осуществляется:

– управлением охраны труда и промышленной безопасности, руководителями и специалистами подразделений аппарата управления ОАО «РЖД»;

– руководителями дороги, служб, дирекций, центров, отделений, отделов и структурных подразделений;

– службами охраны труда и промышленной безопасности железных дорог, отделами охраны труда и промышленной безопасности отделений дороги.

Контроль за состоянием охраны труда в целом в ОАО «РЖД» и в частности на дороге осуществляется по следующим направлениям.

1. Комплексные и целевые проверки.Комплексные проверки проводятся согласно планам, утверждаемым на соответствующих уровнях. На железных дорогах комплексные проверки осуществляются Управлением охраны труда и промышленной безопасности не реже одного раза в пять лет. В отделениях и дирекциях железной дороги – службой охраны труда и промышленной безопасности дороги не реже одного раза в три года. В структурных подразделениях отделений дороги – отделом охраны труда и промышленной безопасности отделения дороги совместно с руководителями и специалистами отделов в установленные дорожным положением сроки (на данный момент – не реже одного раза в два года).

При проведении комплексной проверки проверяется организация работы по основным направлениям охраны труда в зависимости от уровня и объекта проверки, согласно Перечню основных вопросов для проверки состояния охраны труда (определяется дорожным положением). Комплексные проверки проводятся с целью установления действительного положения дел с организацией работы по охране труда и профилактике производственного травматизма в подразделении. Для проведения комплексных проверок на соответствующем уровне создаются комиссии (в составе не менее трех человек) из руководителей и специалистов охраны труда ипромышленной безопасности, в работе комиссий могут участвовать представители органов государственного и общественного контроля.

О проведении комплексной проверки (а также плановой целевой проверки) не позднее чем за две недели до ее начала издается распоряжение (или телеграфное указание), в котором определяются состав комиссии, объект и сроки проведения проверки.

Результаты комплексной (целевой) проверки оформляются актом. При оформлении акта проверки разрешается указывать только вскрытые недостатки.

Руководитель проверенного подразделения по результатам комплексной (целевой) проверки в течение двух недель проводит совещание по рассмотрению акта проверки, разрабатывает мероприятия по устранению выявленных недостатков, определяет сроки их выполнения, ответственных исполнителей, заслушивает ответственных работников и руководителей проверенных подразделений о принятых мерах и ходе устранения выявленных нарушений, издает приказ по итогам рассмотрения материалов проверки. Копии материалов представляются проверяющим. Отчеты о выполнении намеченных мероприятий по устранению выявленных в ходе проверки недостатков представляются ежеквартально до полного выполнения мероприятий в адрес тех, кому направлялись все вышеперечисленные материалы.

Результаты комплексных и целевых проверок также рассматриваются у вышестоящих руководителей (компании, дороги, отделения дороги).

Целевые проверки в хозяйствах железных дорог, функциональных филиалах ОАО «РЖД» проводятся подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», структурными подразделениями ОАО «РЖД» по графикам, согласованным с Управлением охраны труда и промышленной безопасности и утверждаемым вице-президентом ОАО «РЖД», не реже одного раза в пять лет. Плановые целевые проверки не должны проводиться на дороге в один год с комплексной проверкой, проводимой Управлением охраны труда и промышленной безопасности.

Целевые проверки в структурных подразделениях дороги проводятся службами (отделами), дирекциями, центрами, отделениями дороги, отделами отделений дороги по графикам, утверждаемым соответствующим руководителям, или по его указанию.

Читайте так же:  Как могут уволить работника за прогул на работе

Целевые проверки проводятся по наиболее важным вопросам охраны труда на основании результатов ежегодных статистических отчетов, анализа производственного травматизма и состояния охраны труда, а также по приказам, распоряжениям ОАО «РЖД», дороги, по указанию руководства дороги, служб, дирекций, отделений, центров, службы и отделов охраны труда и промышленной безопасности.

Целевые проверки в зависимости от их объема и характера могут проводиться комиссиями или отдельными руководителями и специалистами, которые прошли обучение и проверку знаний по охране труда.

Кроме целевых проверок, проводимых по графику, по указанию руководства ОАО «РЖД», руководства дороги, дирекции, центра, отделения дороги могут проводиться внеплановые целевые проверки на основании сведений (оперативных данных), поступающих от структурных подразделений дороги, по материалам расследований несчастных случаев, аварий, крушений, взрывов, пожаров и иным нарушениям требований охраны труда, приведшим к тяжким последствиям.

О проведении внеплановой целевой проверки сообщается руководству проверяемого подразделения в необходимые для организации проверки сроки телеграфным указанием или другими средствами связи.

Результаты целевой проверки подразделений дороги рассматриваются аналогичным порядком, как и комплексные проверки.

2. Оперативные проверки.Оперативные проверки проводятся руководителями и специалистами подразделений аппарата управления ОАО «РЖД», филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД» (всех уровней) в подразделениях и на рабочих местах.

Основные задачи проведения оперативных проверок: выявление нарушений должностных обязанностей руководителями и специалистами в области охраны труда, состояния условий и охраны труда на рабочих местах, соблюдение работниками требований законов, нормативных правовых актов РФ, нормативных документов по охране труда ОАО «РЖД» и дороги, а также соответствия производственных процессов требованиям охраны труда.

Руководители служб, центров, отделов, дирекций дороги, отделений и отделов отделений дороги проводят оперативные проверки согласно порядку (регламенту), установленному Нормативами участия в работе по охране труда руководителей ОАО «РЖД» и должностными обязанностями по охране труда.

Руководители структурных подразделений дороги проводят оперативные проверки, согласно порядку, установленному соответствующими положениями (стандартами) о контроле и надзоре за состоянием охраны труда, разработанными в структурных подразделениях, в которых должен быть установлен регламент (не менее одной проверки в месяц для каждого руководителя структурного подразделения), порядок проведения, рассмотрения и оформления оперативных проверок.

Результаты оперативной проверки оформляются актом, один экземпляр которого передается руководителю проверяемого подразделения для устранения выявленных недостатков, а второй экземпляр остается для контроля у проверяющего. Также результаты оперативной проверки могут быть оформлены записью в журнале трехступенчатого контроля. Проверяющий в заключительной части акта в обязательном порядке указывает основные меры, которые необходимо принять по выявленным нарушениям, и порядок представления информации об устранении нарушений, а при необходимости и других материалов (в том числе протокол и приказ по итогам проверки при выявлении грубых нарушений требований охраны труда). Согласно установленному порядку в соответствующих подразделениях акты (или копии актов) должны быть переданы проверяющим инженеру (специалисту) по охране труда своего подразделения для учета и контроля. Инженер (специалист) по охране труда подразделения ведет учет и контроль за проведением оперативных проверок руководителями своего подразделения и представляет информацию о выполнении норматива проведения оперативных проверок первому руководителю для рассмотрения.

Результаты оперативной проверки рассматриваются у руководителя проверяемого подразделения (в том числе структурного подразделения), а при необходимости – у вышестоящего руководителя. Руководитель структурного подразделения рассматривает итоги оперативных проверок, проведенных руководителями и специалистами своего структурного подразделения, на ежемесячном итоговом совещании по охране труда или на внеочередном оперативном совещании (в том числе при выявлении грубых нарушений требований охраны труда). Об устранении недостатков, выявленных оперативной проверкой, и принятых мерах руководитель проверяемого подразделения информирует руководителя, проводившего проверку, в установленном порядке и согласно выводам и срокам, указанным в заключительной части акта. По всем выявленным нарушениям работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжелых последствий или привели к ним (несчастный случай на производстве, авария, крушение, взрыв, пожар, отравление), проводится внеплановый инструктаж персонала (перечень профессий работников определяет руководитель, проводивший проверку, и руководитель структурного подразделения).

Инженеры по охране труда (в том числе специалисты, ведающие вопросами охраны труда) в ходе всех видов проверок имеют право выдавать руководителям и другим должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений норм, требований охраны труда, отменить которые имеет право работодатель письменным распоряжением.

Оперативный контроль за соблюдением работниками путевого и других хозяйств требований безопасности при нахождении на пути при работе, приеме, отправлении и пропуске поездов осуществляется в соответствии с дорожным Положением по организации работы системы информации «Человек на пути» [29, 31].

Органы государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ об охране труда

Управление безопасностью труда осуществляется управляющими органами нескольких уровней: федеральным, отраслевым, региональным, предприятий.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в РФ» управление охраной труда осуществляется органами исполнительной и законодательной власти.

В настоящее время основным органом управления охраной труда является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития Россини), на которое возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, социального страхования, условий и охраны труда, а также по ряду других направлений.

Минздравсоцразвитие России не вправе осуществлять функции по контролю и надзору в области безопасности (охраны) труда, которые закреплены за другими службами.

Формирование государственной политики в области охраны труда возложено на отдел политики охраны труда Департамента социальных отношений Минздравсоцразвития России.

Подразделения по охране труда созданы в органах исполнительской власти субъектов федерации и в территориальных подразделениях Минздравсоцразвития России.

Читайте так же:  Мнение юриста можно ли написать заявление на увольнение, находясь в отпуске, с отработкой или без не

Местная администрация в соответствии с федеральным законом «О местном самоуправлении в РФ» обеспечивает соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Важнейшей функцией системы управления безопасностью труда является надзор и контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов. Надзор и контроль за охраной труда осуществляется через государственный надзор и ведомственный контроль.

В настоящее время основными органами, осуществляющими надзор и контроль в сфере безопасности (охраны) труда, являются следующие службы (федеральные надзоры):

1. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), которая находится в ведении Минздравсоцразвития России;

2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения (Роспотребнадзор), подведомственная Минздравсоцразвития России;

3. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор), подведомственная Минздравсоцразвития России;

4. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), подчиняющаяся непосредственно Правительству РФ;

5. Государственный пожарный надзор (Роспожнадзор);

6. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Рассмотрим основные надзорные и контрольные функции указанных служб и органов.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) осуществляет надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также осуществляет проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений трудового законодательства и привлечение виновных к ответственности, анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике и ряд других функций.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения (Роспотребнадзор) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства (гигиенических санитарных норм и правил) и организует ведение социально-гигиенического мониторинга и деятельность санитарно-эпидемиологической службы России.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) осуществляет контроль за порядком осуществления медико-социальной экспертизы и установлением степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является самой крупной надзорной службой, ее полномочия очень широки и в равной мере касаются охраны труда, окружающей среды и чрезвычайных ситуаций. Служба является органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, уполномоченным органом в области промышленной безопасности, органом государственного горного надзора, органом государственного энергетического надзора, уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха. Надзорные и контрольные функции Ростехнадзора весьма обширны.

В области безопасности труда Ростехнадзор осуществляет надзор и контроль за безопасностью эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, сосудов под давлением, безопасным ведением работ при разработке полезных ископаемых, за правильность устройства и безопасность эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, соблюдением правил эксплуатации установок, являющихся источником ионизирующих излучений.

В отличие от других надзорных служб Ростехнадзору предоставлено право принимать нормативно-правовые акты и осуществлять лицензирование работы предприятий и организаций в закрепленной за ним сфере деятельности.

Государственный пожарный надзор (Роспожнадзор) осуществляет надзор за соблюдением требований пожарной безопасности и выполнением пожарно-профилактических мероприятий.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) осуществляет надзор за безопасной эксплуатацией транспортных средств.

Перечисленные надзорные органы построены по территориальному признаку.

Представители указанных органов имеют право:

1) беспрепятственного доступа на подведомственные объекты;

2) на получение от органов исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий, организаций и учреждений всей необходимой для их работы информации;

3) выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для исполнения предписания: налагать на них в соответствии с установленным законодательством РФ об административных правонарушениях порядке штрафы;

4) приостанавливать работу отдельных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.

Государственный надзор за исполнением трудового законодательства и иных правовых актов, расследование несчастных случаев на производстве в установленном порядке может осуществлять Прокуратура Российской Федерации. Решение по результатам прокурорских расследований принимают органы судебной власти (суды).

Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция). Одним из органов государственного надзора и контроля является Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) при Роструде России. В подчинении Рострудинспекции находятся государственные инспекции труда субъектов РФ, местных органов исполнительной власти и Межрегиональные инспекции, которые создаются в составе территориальных органов по труду. Система инспекции труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности.

Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации работает во взаимодействии с перечисленными органами надзора. Она осуществляет контроль за опасными и вредными видами работ, определяет список производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии, предоставляются дополнительные отпуска, льготы и компенсации, осуществляет организационно-методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда и контроль за ее результатами, сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.

Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов.

На предприятиях, организациях и учреждениях этот контроль осуществляют службы охраны труда предприятий, а при их отсутствии (при небольшой численности работников) – инженеры по охране труда либо лица, на которых по приказу возложено исполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и по охране труда осуществляют профсоюзы, в частности профсоюзные комиссии. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) трудового коллектива, которые осуществляют общественный контроль.

Читайте так же:  Положены ли отгулы при рождении ребенка отцу по трудовому кодексу рф — продолжительность, оформление

Виды контроля условий и охраны труда могут быть выборочные, сплошные, аттестационные, плановые, внеплановые, целевые, комплексные.

Внеплановые проверки осуществляются службой охраны труда в связи с разными отказами, авариями, происшествиями.

Целевые проверки проводятся, как правило, в масштабах всего производства. При их проведении контролируется определенного вида производственное оборудование или средства коллективной защиты (например, вентиляция, освещение).

Комплексные проверки проводятся в масштабах отдельного производственного участка, при этом контролируются на соответствие требованиям безопасности все виды оборудования, технологических процессов, средств коллективной и индивидуальной защиты, а также состояние строительных конструкций помещения (цеха).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

[3]

Надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда. Ответственнсть по охране труда на предприятии.

Содержание

Список литературы.. 17

Контрольные вопросы

Основные сведения об опасностях.

Видео (кликните для воспроизведения).

Опасность – это явление, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты и др. Данное определение опасности в БЖД является наиболее общим и включает такие понятия как опасные, вредные факторы производства, поражающие факторы и пр. Существует несколько способов классификации опасностей:

— по природе происхождения:

а) связанные с литосферой;

б) связанные с гидросферой;

в) связанные с атмосферой;

г) связанные с космосом.

— по вызываемым последствиям:

г) летальный исход и др.

Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические и психофизические. Физические опасности (рис.2) – движущиеся машины и механизмы, повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, аномальная температура воздуха, повышенный уровень шума, вибраций, звуковых колебаний и т.д. Биологические опасности – патогенные микроорганизмы (в т.ч. вирусы) и продукты их жизнедеятельности. Психофизические опасности – физические и нервно-психические перегрузки. Указанные классификации носят частный характер, поскольку осуществляют классификацию только по какому-либо одному признаку. Поэтому более объемлющей представляется следующая классификация. Все опасности (факторы, приводящие к появлению опасности), по объекту воздействия, времени и пространству представляется целесообразным разделить на три группы:

1- факторы, непосредственно влияющие на оператора, степень воздействия которых может накапливаться или релаксировать во времени – факторы инкубационного действия;

[1]

2- факторы мгновенного действия, носящие случайный характер, воздействие которых распространяется на оператора или локализовано ноксосферой;

3- факторы экологического воздействия, как правило, опосредственного действия, проявляющиеся вне оператора, вне данного производства, но являющиеся следствием реализации конкретного технологического процесса на данном производстве.

Такая классификация является наиболее удобной при анализе конкретного производства, т.к. позволяет выявить, спрогнозировать и дать количественную оценку возможным опасностям еще на ранних стадиях технологической подготовки производства.

Надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда. Ответственнсть по охране труда на предприятии.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда, органы контроля (надзора) и их компетенция

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляется согласно ТК РФ федеральной инспекцией труда, а также федеральными надзорами за соблюдением правил по безопасному ведению работ в определенных сферах деятельности.

В соответствии со статьей 353 ТК РФ контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) законодательства в сфере охраны труда осуществляют:

1) Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль:

— федеральная инспекция труда;

— федеральные надзоры — органы исполнительной власти, осуществляющие функции надзора и контроля в определенной сфере деятельности;

— органы прокураторы (Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры);

2) Органы, осуществляющие внутриведомственный государственный надзор и контроль:

— органы исполнительной власти на федеральном уровне;

— органы исполнительной власти на уровне субъектов Федерации;

— органы местного самоуправления.

3) Органы, осуществляющие общественный контроль:

профессиональные союзы, инспектора труда (собственных инспекций труда), уполномоченные по охране.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 года №78 «О Федеральной инспекции труда» (далее — Постановление №78) государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда, которая является единой федеральной централизованной системой государственных органов. Полномочия федеральной инспекции труда регламентированы также в статьях 353-365 ТК РФ.

В соответствии со статьей 357 ТК РФ государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

— «в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;

— запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

— изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

— расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

— предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

— направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда и др.

Читайте так же:  Постоянное проживание иностранных граждан в рф

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях производства и на некоторых объектах промышленности помимо органов федеральной инспекции труда осуществляют также федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности.

К государственным органам, осуществляющим надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда относятся: Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (Госгортехнадзор), Государственный энергетический надзор, Государственный санитарный надзор.

Госгортехнадзор — осуществляет государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, нефте- и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности, а также за правильностью эксплуатации месторождений полезных ископаемых и за охраной недр. Госгортехнадзор несет ответственность за своевременное и правильное осуществление возложенных на него функций государственного надзора в указанных отраслях промышленности и на подконтрольных предприятиях, производствах, объектах и в организациях.

Основные задачи Госгортехнадзора:

— контроль за выполнением установленных требований по безопасному ведению работ и проведением профилактических мер по предупреждению аварий, производственного травматизма на подконтрольных предприятиях, производствах, объектах и в подконтрольных организациях;

— обеспечение единства требований, предусмотренных в правилах, нормах и инструкциях по технике безопасности для подконтрольных предприятий, производств, объектов и организаций независимо от их территориального расположения и ведомственной принадлежности.

Государственный энергетический надзор осуществляется органами энергонадзора системы Министерства энергетики и электрификации. В систему его органов входят: Государственная инспекция по энергонадзору (Госэнер-гонадзор) Министерства энергетики и электрификации; управления (отделы) по энергонадзору министерств (главных управлений) энергетики и электрификации союзных республик; предприятия по сбыту энергии и контролю за ее использованием (энергосбыты).

Основные задачи Государственного энергетического надзора: осуществление надзора за техническим состоянием электростанций министерств и ведомств (кроме блок-станций), электрических и теплоиспользующих установок на предприятиях и в организациях министерств и ведомств; за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, а также осуществление контроля за рациональным использованием электрической и тепловой энергии во всех отраслях народного хозяйства и качеством отпускаемой электрической энергии.

Энергетический надзор за электрическими и теплоисполь-зующими установками, эксплуатируемыми по специальным правилам, осуществляется соответствующими министерствами и ведомствами по согласованию с Государственной инспекцией по энергонадзору Министерства энергетики и электрификации.

Государственный энергетический надзор осуществляется в форме предупредительного и текущего надзора за выполнением министерствами, ведомствами, предприятиями промышленности и транспорта, строительными организациями, коммунально-бытовыми, сельскохозяйственными и другими потребителями действующих правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок и технике безопасности при их эксплуатации, а также за соблюдением норм и качества отпускаемой электрической энергии и рациональным использованием электрической и тепловой энергии в народном хозяйстве.

Государственный санитарный надзор. Его основная задача — осуществление контроля за проведением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнения внешней природной среды (водоемов, почвы и атмосферного воздуха), оздоровление условий труда, обучения, быта и отдыха населения, а также контроля за организацией и проведением мероприятий, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости. Государственный санитарный надзор осуществляется органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения и министерств здравоохранения союзных республик в форме предупредительного и текущего санитарного надзора за проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий и соблюдением министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм.

В систему органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих государственный санитарный надзор, входят: Главное санитарно-эпидемиологическое управление и Главное управление карантинных инфекций Министерства здравоохранения; главные санитарно-эпидемиологические управления (санитарно-эпидемиологические управления) министерств здравоохранения; республиканские (обласные) санитарно-эпидемиологические станции; краевые, областные, окружные, городские, районные санитарно-эпидемиологические станции; бассейновые, портовые и линейные санитарно-эпидемиологические станции на водном транспорте.

Органы контроля и надзора за охраной труда в РФ

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является одним из основных способов защиты трудовых прав и законных интересов работников и осуществляется посредством проведения должностными лицами органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление надзора и контроля в установленной сфере, проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности (Глава 57 ТК РФ) [232].

Различают следующие виды надзора и контроля за соблюдением за­конодательства по охране труда:

а) государственный, б) ведомственный, в) общественный.

Государственный контроль осуществляют специально уполномо­ченные на то государственные органы и инспекции, а именно:

1 – Федеральная инспекция труда при Министерстве труда и соци­ального развития РФ (Рострудинспекция) образована в соответствии с

Указом Президента РФ от 04.05.1994 г. № 850.

2 – Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортех­надзор России) утверждён Указом Президента РФ от 18.02.1993 г. № 284. Он осуществляет контроль за безопасным ведением работ в промыш­ленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования, а также лицензирование отдельных видов дея­тельности, связанных с повышенной опасностью промышленных произ­водств (объ­ектов) и работ.

3 – Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопас­ности (Госатомнадзор России). Положение о Госатомнадзоре Рос­сии ут­верждено распоряжением Президента РФ от 16.09.1993 г. № 636-рп, в соответствии с которым Госатомнадзор России осуществляет госу­дарст­вен­ное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обра­щении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энер­гии, ядерных материалов, радиоактивных веществ. Госатомнадзор России осуществляет также лицензирование видов деятельности, связанных с использованием атомной энергии, ядерных материалов.

Читайте так же:  Порядок привлечения к сверхурочной работе работников – пошаговые действия работодателя. кого допуска

4 – Государственный энергетический надзор (Главгосэнергонадзор). В соответствии с Положением о Государственном энергетическом надзоре в РФ, утверждённом постановлением Совета Министров, Главгосэнергонадор России осуществляет контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок.

5 – Департамент санитарно-эпидемиологического надзора Минздра­ва России (Госсанэпиднадзор). Осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями и организа­циями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-про-тивоэпидемиологических правил. Положение о государственной санитар­но-эпидемиологической службе Российской Федерации утверждено по­становлением Правительства РФ от 24.06.2000 г. № 554.

6 – Государственная экспертиза условий труда. Положение о Госэкс­пертизе условий труда утверждено постановлением Совета Министров РФ от 03.12.1990 г. № 557.

7 – Госстандарт. Осуществляет государственный надзор за внедре­-

нием и соблюдением стандартов ССБТ через свои территориальные ор­ганы (лаборатории государственного надзора, центры стандартизации и метрологии) самостоятельно или совместно с технической инспекцией труда центральных комитетов и советов профсоюзов.

8 – Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Разрешает ввод в эксплуатацию новых и вышедших из ремонта автомобилей, следит за техническим состоянием автомобильного транс­порта на предприятиях, в хозяйствах и учреждениях.

9 – Государственный пожарный надзор в РФ в соответствии с Феде­-

ральным законом № 69-ФЗ от 21.12.1999 г. «О пожарной безопасно­сти» (статья 5) [167] организует и осуществляет государственная противопожарная служба, которая является основным видом пожарной охраны и до 31 де­кабря 2001 года входила в состав Министерства внутренних дел РФ в каче­стве единой самостоятельной оперативной службы, а затем во­шла в состав МЧС России.

10 — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9.03.2004 г. № 314.

Министерства и ведомства осуществляют ведомст­венный (внут­риведомственный) контроль за соблюдением законодатель­ства о труде на подчинённых им предприятиях.

Ведомственный контроль по охране труда осуществляется выше­стоящей организацией по подчинённости. К ведомственному контролю относится и контроль, проводимый службой охраны труда предприятия.

Общественный контроль за состоянием охраны труда осуществляют профсоюзы в лице им соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы.

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляет Генеральный прокурор РФ с подчинёнными ему нижестоящими прокурорами.

Централизованный государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда выполняет Федеральная инспекция труда.

Текущий (административно-общественный) контроль за состоянием условий труда на рабочих местах осуществляют с помощью многоступенчатого механизма контроля, эффективного на предприятиях России.

Административно-общественный контроль по охране труда является совместным контролем администрации, выборного профсоюзного органа образовательного учреждения, органов управления образованием за со­стоянием охраны труда. В целях систематического контроля за соблюде­нием требований законодательства по охране труда организуется четы­рёхступенчатая система контроля.

I ступень: осуществляют заведующие кабинетами, учебными мас­терскими, спортивными залами, воспитатели, руководители кружков и секций, которые ежедневно до начала работы (занятия) проверяют ра­бочие места, исправность оборудования и инструмента. При обнаружении отклонений от правил и норм охраны труда, производственной санита­рии, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные запи­сываются в журнал административно-общественного контроля.

Рис. 4.

Профсоюзный контроль за охраной труда и его оплатой

II ступень: осуществляют заместители руководителя образователь­ного учреждения, заведующий хозяйством, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, которые один раз в квартал проводят проверку со­стояния охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности и производственной санитарии во всех помещениях образовательного учреждения, принимают меры к устранению выявленных недостатков. Недостатки, устранение которых требует определённого времени и за­трат, записывают в журнал административно-общественного контроля с указанием сроков выполнения, исполнителей и сообщают руководителю образовательного учреждения.

III ступень: осуществляют руководитель образовательного учреж­дения совместно с председателем выборного профсоюзного органа, кото­рые один раз в полугодие изучают материалы второй ступени админист­ративно-общественного контроля, на основании результатов анализа проводят проверку состояния охраны труда, заслушивают на совместных заседаниях администрации и выборного профсоюзного органа ответст­венных лиц за выполнение соглашения по охране труда, планов, прика­зов, предписаний, проводят анализ происшедших несчастных случаев. На основании проверки и обсуждения вопросов о состоянии охраны труда издается приказ руководителя образовательного учреждения.

IV ступень: осуществляет комиссия по приёмке образовательных учреждений к новому учебному году и вышестоящие органы.

[2]

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2015-09-29 ; просмотров: 1139 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники


  1. Ганапольский Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / Ганапольский, Матвей. — М.: АСТ, 2017. — 416 c.

  2. Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.

  3. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.
  4. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.
  5. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2016. — 248 c.
Кто и как на предприятии проводит надзор и контроль за охраной труда и соблюдением необходимых требо
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here