Надзор за соблюдением требований охраны труда

Полная информация по теме: "Надзор за соблюдением требований охраны труда" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

9.2 Надзор за соблюдением требований охраны труда

В организации, осуществляющей производственную деятельность, численностью более 50 работников должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. При численности до 50 человек решение о создании такой службы (должности) принимает работодатель с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют сам работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.

По инициативе работодателей и (или) работников могут создаваться также комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и работников. Комитет (комиссия) организует действия по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах этих проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства всеми работодателями на территории России осуществляет федеральная инспекция труда. В отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда надзор осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, выполняющие функции по контролю и надзору в соответствующей сфере деятельности. В структуру Федеральной инспекции труда входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и его территориальные органы (государственные инспекции труда).

За нарушение законодательства об охране труда для должностных лиц предусмотрен административный штраф. Предприниматели без образования юридического лица и юридические лица могут быть подвергнуты административному приостановлению деятельности на срок до 90 суток. За повторное аналогичное нарушение должностное лицо может подвергнуться дисквалификации (лишению права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом) на срок от 1 года до 3 лет.

Государственный инспектор труда при выявлении нарушений требований охраны труда, подтвержденных заключением государственной экспертизы условий труда, может направить в суд требование о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения.

Органы государственного надзора и контроля по охране труда

Читайте также:

  1. I. Слом старого государственного аппарата.
  2. I. Создание союзного государственного аппарата.
  3. II. Закон сохранения энергии (ЗСЭ).
  4. II. Равновесие на рынке труда.
  5. II. Создание нового государственного аппарата.
  6. IV. Исполнительные органы местного самоуправления
  7. IV. По степени воздействия на предмет труда
  8. Административно-правовой статус государственного гражданского служащего
  9. Анализ показателей производительности труда.
  10. Анализ производительности труда
  11. Анализ производительности труда
  12. Анализ соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы

Высший государственный надзор за точным соблюдением законов о труде всеми государственными организациями, акционерными обществами и т.д. и их должностными лицами возложен на Генерального прокурора РФ.

Государственный надзор по охране труда на предприятиях осуществляют: Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госкомэпиднадзор, Госпожнадзор, Госстройнадзор, Рострудинспекция и др.

Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (Гостехнадзор РФ) осуществляет контроль за соблюдением всеми министерствами, предприятиями, учреждениями и должностными лицами правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ в промышленности, а также установленного порядка пользования недрами. Перечень прав, которые органы Госнадзора в РФ используют для успешного выполнения этой задачи, а также для устранения причин и условий, способствующих производственному травматизму, закреплен в Положении о надзоре РФ.

Государственный энергетический надзор (Госэнергонадзор России) осуществляют государственные инспекции энергонадзора Минэнерго РФ. Основными задачами Госэнергонадзора в РФ являются: контроль за рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии на предприятиях и в организациях, соблюдением установленных лимитов и режимов потребления электрической и тепловой энергии и выполнением заданий по ее экономии, техническим состоянием и безопасным обслуживанием электростанций, подстанций, электрических и теплоиспользующих установок; участие в расследовании аварий, несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и тепловых установок; принятие мер по предупреждению аварий и несчастных случаев.

Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору (Госкомсанэпиднадзор) Министерства здравоохранения РФ осуществляет контроль за проведением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на оздоровление условий труда и отдыха трудящихся, ликвидацию и предупреждение загрязнения внешней природной среды, предупреждение и снижение как общей заболеваемости, так и профессиональных заболеваний.

На предприятиях любой отрасли промышленности инспектор Госкомсанэпиднадзора (санитарный врач) ведет контроль чистоты производственных и бытовых помещений, их санитарного состояния, соблюдения санитарных норм по температуре, влажности, запыленности, загазованности воздуха в рабочих помещениях, освещенности, шуму, вибрации и других вредных и опасных факторов производства, а также охраны окружающей среды, воздуха от вредных выбросов и сточных вод от вредных сбросов.

Государственный строительный надзор (Гостройнадзор) Министерства строительства РФ осуществляет надзор за выполнением требований безопасности труда, предусмотрены строительными нормами и правилами (СНиП) при проектировании нового строительства, расширении, реконструкции и техническом перевооружении производственных зданий и сооружений, помещений и т.п.

Государственный пожарный надзор в РФ. Госпожнадзор обеспечивает противопожарную безопасность промышленных объектов на основании регламентируемых законодательных, нормативно-правовых документов: Федерального закона «О пожарной безопасности» и приказа МЧС России от 17 марта 2003 г. № 132 «Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению ГПН в Российской Федерации», а также нормативными документами ССБТ, СНиП, Правилами пожарной безопасности, утвержденными министерствами и ведомствами.

На основании этих документов МЧС России через управление Государственной противопожарной службы (УГПС) и его местные органы осуществляет пожарный надзор на всех объектах страны.

Читайте так же:  Возражение на апелляционную жалобу по гражданскому делу

Осуществлять пожарный надзор – это значит предупреждать, выявлять и требовать в установленном законом порядке устранения нарушений норм и правил пожарной безопасности, охранять от огня собственность, жизнь и личное имущество граждан.

Государственная инспекция по охране труда РФ (Рострудинспекция РФ) осуществляет надзор за всеми техническими аспектами охраны и условий труда на предприятиях.

Для проведения контроля на подотчетных предприятиях и в организациях инспекторам государственного надзора предоставляется право беспрепятственно проходить на действующие предприятия в любое время суток; останавливать работу машин, участков, цехов, если продолжение работы грозит опасностью; привлекать к административной ответственности (денежным штрафам) виновных в нарушении действующего трудового законодательства, правил техники безопасности и производственной санитарии, а также за невыполнение мероприятий, предусмотренных в коллективном договоре, и предписаний органов государственного надзора.

[2]

В системе профсоюзных органов функции контроля за соблюдением законодательства о труде, норм, правил и инструкций по охране труда осуществляет инспекция труда профсоюзов.

В ГПС МЧС России руководство работой по охране труда и ответственность за состояние охраны труда возлагаются:

в органах управления ГПС – на руководителей органов;

в образовательных и научно-исследовательских учреждениях – на начальников учреждений;

в подразделениях ГПС – на начальников подразделений;

в караулах – на начальников караулов;

при работе на пожаре – на должностных лиц на пожаре, обеспечивающих выполнение работ на порученном участке;

при проведении занятий, учений, соревнований – на руководителей занятий, учений, соревнований.

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 1264 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Органы надзора и контроля соблюдения требований охраны труда

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляется согласно ТК РФ федеральной инспекцией труда, а также федеральными надзорами за соблюдением правил по безопасному ведению работ в определенных сферах деятельности.

В соответствии со статьей 353 ТК РФ контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) законодательства в сфере охраны труда осуществляют:

1) Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль:

федеральная инспекция труда;

федеральные надзоры — органы исполнительной власти, осуществляющие функции надзора и контроля в определенной сфере деятельности;

органы прокураторы (Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры);

2) Органы, осуществляющие внутриведомственный государственный надзор и контроль:

органы исполнительной власти на федеральном уровне;

органы исполнительной власти на уровне субъектов Федерации;

органы местного самоуправления.

3) Органы, осуществляющие общественный контроль:

профессиональные союзы, инспектора труда (собственных инспекций труда), уполномоченные по охране.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 года №78 «О Федеральной инспекции труда» (далее – Постановление №78) государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда, которая является единой федеральной централизованной системой государственных органов. Полномочия федеральной инспекции труда регламентированы также в статьях 353-365 ТК РФ.

В соответствии со статьей 357 ТК РФ государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

«в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве».

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда

В силу всеобщности и многоплановости требований охраны труда ее вопросы оказываются не только частью трудового законодательства и иных нормативных правовых актов по обеспечению специальных видов безопасности деятельности человека (промышленной, транспортной, экологической и т. п.), но и попадают под различные виды государственного надзора и контроля. Государство контролирует выполнение работодателем государственных нормативных требований охраны труда с помощью специально предназначенных для этого государственных органов, называемых службами.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением всего законодательства, в том числе трудового, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами (ст. 353 ТК РФ).

Читайте так же:  Какие документы следует представить для назначения государственной пенсии по инвалидности

«Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ осуществляет федеральная инспекция труда» (ст. 353 ТК РФ).

«Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда)» (ст. 354 ТК РФ). Перед административной реформой 2004 года федеральная инспекция труда входила на правах департамента в Министерство труда и социального развития РФ. В ходе административной реформы она перешла в состав Федеральной службы по труду и занятости (Роструд). В соответствии с Положением о Роструде на федеральном уровне, указанную выше работу ведет Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, а на местах, в регионах – территориальные органы Роструда – государственные инспекции труда в субъектах РФ.

«Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, – главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации» (ст. 354 ТК РФ).

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и другие полномочия (ст. 356 ТК РФ).

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности.

Например, всистему органов Ростехнадзора входят специализированные агентства:

• котлонадзор — осуществляет надзор за сосудами, ра­ботающими под давлением свыше 0,7 атм (паровые котлы, баллоны со сжатыми и сжиженными газами, сатураторы и т. п.);

• газовый надзор — проверяет правильность ведения ра­бот по сооружению и содержанию газопроводов и газового оборудования;

• надзор за подъемно-транспортным оборудованием — контролирует лифты, подъемники, краны и т. п.

Инженеры-инспектора специализированных инспекций проводят регистрацию и техническое освидетельствование подконтрольного им оборудования, выдают разрешение на его эксплуатацию, контролируют соблюдение правил и норм по технике безопасности.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.

Контроль за охраной труда осуществляют спе­циализированные агентства отдельных министерств:

• Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ проверяет со­стояние, безопасность эксплуатации автомобилей и соблюде­ние правил дорожного движения;

• Инспекция морского и речного регистров РФ контроли­рует постройку и безопасную эксплуатацию судов и других плавучих средств, а также следит за соблюдением правил судоходства на реках и озерах страны;

• Государственная пожарная служба организуется Мини­стерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычай­ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед­ствий (МЧС России) через Главное управление государствен­ной пожарной охраны и его местные органы. Она проверяет соблюдение правил противопожарной безопасности на объек­тах народного хозяйства.

Профсоюзный общественный контроль за охраной тру­да осуществляют общественные инспектора и комиссии по охране труда комитетов профсоюзов. Комиссия по охране труда состоит из членов профсо­юзов и возглавляет ее член профсоюзного комитета, а в цехе — член цехового комитета профсоюза. Председатель этой комиссии одновременно является старшим обществен­ным инспектором предприятия по охране труда. Председа­тель комиссии не может быть лицом из администрации. Эта комиссия контролирует соблюдение администрацией законо­дательства о труде, участвует в подготовке и проверке вы­полнения соглашения по охране труда, изучает причины про­изводственного травматизма, профессиональных заболеваний и т. д.

Для усиления контроля на производстве за соблюдением законов о труде на общих собраниях профгрупп избираются общественные инспектора по охране труда из числа членов профсоюза сроком на один год. Общественный инспектор по охране труда контролиру­ет проведение своевременного инструктажа рабочих по охране труда, проверяет исправность оборудования на рабочих местах, следит за сво­евременным обеспечением рабочих спецодеждой, немедлен­но сообщает старшему общественному инспектору о несчаст­ных случаях на производстве, добивается от руководителей участков работ устранения обнаруженных нарушений зако­нов о труде и т. п.

Административно-общественный контроль за охраной труда осуществляет администрация предприятия или орга­низации совместно с профсоюзной организацией по схеме оперативного контроля.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда: сущность, понятие, методы

В литературе еще происходит поиск и определение содержания и объема терминов “контроль” и “надзор”. Часто в нормативных актах однозначная деятельность именуется по-разному, либо другим термином. Это свидетельствует о том, что понятие “надзор”, “контроль” не стали научными терминами, что исчерпывающе отражает их сущность и различия.

Понятие контроля и надзора

Что такое надзор и контроль в области охраны труда?

Разграничение понятий «контроль» и «надзор» и их функций все еще остается одним из наиболее дискуссионных вопросов.

Это обусловлено наличием различных подходов к определению их сущности и недостаточным нормативным регулированием аспектов соотношения соответствующей компетенции по проведению контрольно-надзорной деятельности.

Законодатель при разработке новых или изменении существующих правовых актов по вопросам надзора и контроля практически не берет во внимание научные разработки по этим аспектам.

Читайте так же:  Как получить разрешение на временное проживание иностранного гражданина в рф

Поэтому иногда при определении тех или иных полномочий конкретного органа идентичные функции обозначаются или как наблюдательные, или как контрольные.

Если говорить об отличительных чертах, то следует вспомнить, что надзор носит внешнюю направленность в отношении поднадзорных объектов, а контроль может проводиться и «внутри» системы (ведомственный или внутриведомственный контроль).

Суть контроля и надзора в области охраны труда

Видео (кликните для воспроизведения).

Важно следить за правильным исполнением норм охраны труда.

Суть надзора заключается в исполнении наблюдения за соблюдением установленных законодательством по ОТ и ТК РФ норм, правил, приказов.

Определенное внимание вопросам контроля и надзора за выполнением закона в области трудовых и тесно связанных с ними отношений много раз уделялось со стороны представителей науки трудового права.

Они главным образом освещают данные вопросы в прикладном аспекте, не вдаваясь в глубокий анализ указанных понятий.

Контроль — не только способ выявления совершенных правонарушений, но и очень важное средство их предупреждения. Контроль осуществляется не только относительно подчиненных в административном порядке организаций и руководящих лиц (внутриведомственный контроль), но и не подчиненных органов (внешний вневедомственный контроль).

Органы госконтроля обычно реагируют на такие нарушения принятием организационно-исполнительных актов, направленных на осуществление помощи подконтрольным органам в реализации управленческой деятельности, предоставлением рекомендаций по ее совершенствованию.

Государственный надзор – правоохранительная деятельность по выявлению правонарушений в области ОТ, и принятию актов, обязывающих устранение этих нарушений. Этот правоустанавливающий акт может быть принят специально уполномоченным органом, не наделенным организационно-исполнительными правами по отношению к подназорному объекту.

Акт выполняет правоустанавливающую функцию лишь в том случае, если он устраняет правонарушения подконтрольного органа.

Определение контрольных функций охраны труда

Что является целью контроля в области охраны труда?

Отметим, что вопросам надзора и контроля придается внимание представителями различных наук, но основное место среди них занимают работы специалистов в сфере административного права.

Это вполне справедливо, потому что надзор и контроль тесно связан с понятием государственного управления что является предметом изучения данной науки.

Однако и в административно-правовой литературе единого мнения по вопросу о сущности надзора и его взаимосвязи с контролем нет.

Исходя из приведенных точек зрения, позиций, мнений ученых относительно понимания сущности, содержания, природы и характера контроля и надзора в сфере государственного управления, логичными будут следующие важные для дальнейшего исследования методологически-теоретические выводы.

[3]

Содержание контроля имеет свою специфику, которая отличает его от других функций управления, что позволяет специализировать на контрольной деятельности определенные подразделения и конкретных должностных лиц.

В литературе, которая рассматривает вопросы процесса управления, наблюдается расхождение точек зрения по этому поводу. По нашему мнению, если рассматривать реализацию структурных элементов управленческого процесса во времени, контроль в основном будет иметь заключительный характер.

Вместе с тем, контроль частично осуществляется в процессе принятия такого решения, он также должен осуществляться и при учете результатов деятельности исполнителей.

Цель контроля состоит в необходимости на основе анализа данных учета отыскать закономерности в массе фактов и явлений, знание которых позволяет своевременно и правильно влиять на процесс управления.

Понятие контроля в сфере охраны труда

Контроль за охраной труда на производстве.

Большое значение при осуществлении контроля за ОТ объясняется тем, что с каждым годом, несмотря на принимаемые меры, уровень травматизма на производстве, а также и летальных случаев растет.

Определение понятия государственный надзор в сфере ОТ на законодательном уровне не закреплено, однако, его можно определить как метод обеспечения соблюдения законодательных и прочих нормативных актов по ОТ.

Что же касается общественного контроля, то ученые указывают на правильность позиции законодателя относительно наделения определенных представителей трудового коллектива контролирующими полномочиями в сфере ОТ, поскольку сегодня профсоюзы переживают не лучшие свои времена, учитывая то, что в большинстве случаев на производстве они вообще отсутствуют.

В РФ на сегодня традиции общественного контроля почти отсутствуют и большой интерес представляет позитивный зарубежный опыт осуществления различных форм общественного контроля, особенно в тех областях, где нарушение прав и интересов людей являются наиболее распространенными.

К этим сферам относятся и охрана труда, особенно вопросы ОТ на производстве. В развитых странах контроль рассматривают как функцию управления и указывают, что он является самостоятельной функцией, которая не поглощается другими и не является второстепенной, а пронизывает все другие, активно влияет на них, корректирует и даже формирует новые функции и направления управленческой деятельности.

Виды контроля в сфере охраны труда

Несколько видов контроля.

На практике основными видами контроля за состоянием ОТ, есть такие:

  1. Трехстепенный контроль. Формирование «трехстепенного контроля» является распространенным в практике ОТ и закреплен нормативными актами;
  2. Оперативный контроль управляющими за другими ответственными лицами предприятия (например, службой ОТ). Оперативный контроль целесообразно проводить на предприятиях, производствах, которые относятся к высокой степени риска;
  3. Контроль вышестоящей организацией (четвертый или пятый степень контроля);
  4. Контроль местными органами власти;
  5. Ведомственный контроль.

Методы контроля в области охраны труда

Различные методы осуществления контроля.

Методы контроля должны соответствовать определенным требованиям для выполнения соответствующей контрольной функции государственного органа, а также обеспечивать соответствующее влияние на объект контроля.

Методы государственного контроля осуществляются через государственно-властные отношения. Методам, которые применяются в общественном контроле, должно соответствовать определенное правовое сопровождение.

Должностное лицо в рамках предоставленных полномочий принимает решение об осуществлении контроля с помощью мер и способов, которые обычно предусматриваются для проведения данного вида контроля.

Субъекты госконтроля в сфере ОТ осуществляют свои контрольные функции посредством разнообразных методов и форм, которые являются элементами механизма государственного контроля.

Формой госконтроля в сфере ОТ является выполнение плановой и внеплановой проверки Гострудинспекцией.

Уполномоченные лица Гострудинспекции наделены достаточными полномочиями для того, чтобы отреагировать на выявленные на производстве в процессе проверки нарушения нормативных и правовых предписания по ОТ.

Надзорные органы

Некоторые полномочия надзорных органов.

Специалистами в области права высказывалась мысль, что надзорные органы, в отличие от органов контроля, не могут вмешиваться в административную деятельность исследуемых объектов.

Читайте так же:  Договор служебного найма жилого помещения порядок заключения и расторжения

Однако эта мысль, с нашей точки зрения, требует уточнения. Такое утверждение верно лишь в отношении органов прокурорского надзора.

В отношении прочих надзорных органов, надо указать на наличие у них определенного комплекса административно-властных средств с помощью которых происходит соответствующее влияние на деятельность поднадзорного объекта.

Действительно, невозможно не увидеть вмешательство в организационно-хозяйственную деятельность собственника со стороны структурных подразделений государственного надзора по ОТ в процессе реализации ими таких надзорных полномочий, как:

  • организация и управление работой комиссии по расследованию несчастных и смертельных случаев;
  • принятие мер по предотвращению травматизма и аварий на производстве;
  • принятие участия в деятельности комиссий по приему в использование завершенных строительных объектов;
  • отработка мероприятий по улучшению на предприятии работы по вопросам ОТ и предупреждения несчастных случаев, профзаболеваний и аварийности.

Административно-властный характер этих мероприятий очевиден и обусловлен тесной связью органов, осуществляющих административный надзор, с оперативным управлением. Здесь надзор выступает как своеобразное выявление управленческой функции на предприятии или организации. Также понятие “контроль” надо отличать от понятия “проверка исполнения”.

Последнее понятие имеет более узкий характер, и его можно определить как часть контроля.

Наличие большого количества различных органов, которые регулируют соблюдение ТК РФ, а также систематическое увеличение показателей нарушения трудовых прав сотрудников и персонала вызывают необходимость тщательного исследования этого вопроса.

Таким образом, проблематика надзора и контроля в области трудовых правоотношений остается достаточно актуальной сегодня, что предопределяет необходимость проведения качественного исследования указанной темы.

Организационные и правовые формы охраны труда

Особенности контроля и надзора в области охраны труда.

[1]

Уполномоченное лицо (инспектор) по охране труда не уполномочен принимать такие меры как: запрет, прекращение, ограничение и т.д., в природе еще не существует такого нормативного документа.

Единственным действующим актом является “Инструкция о порядке остановки эксплуатации производственных и промышленных объектов при выявлении нарушений нормативных актов по ОТ”.

Одной из мер воздействия превентивного характера, который могут применить должностные лица Гострудинспекции в случае выявления в ходе плановой или внеплановой проверки каких-либо нарушений закона по ОТ, является приостановление эксплуатации объектов.

Важно понимать, что такая мера имеет исключительный характер и должна применяться только к объектам, продолжение эксплуатации которых по объективным причинам невозможно.

Ведомственный контроль за состоянием ОТ, например, на предприятиях топливно-энергетического комплекса, согласно “Положению о ведомственном контроле за состоянием охраны труда на предприятиях топливно-энергетического комплекса”, рассматривается как функция управления, которая заключается в проверке состояния ОТ, с целью получения информационных данных о выполнении и принятии своевременных мероприятий по предотвращению аварий и несчастных случаев.

Анализ научных и законодательных источников дал понять:

  1. Существующее положение законодательного урегулирования вопросов методов контроля в сфере ОТ нельзя считать приемлемым по тем причинам, что практически отсутствует именно законодательный уровень регулирования указанных вопросов;
  2. Степень процедурной урегулированности методики осуществления данной деятельности носит фрагментарный характер, и следовательно, нуждается в дальнейшем совершенствовании.
  3. Эффективная реализация нормативных предписаний, нормативных и правовых законодательных актов, призванных обеспечивать возникновение, развитие и прекращение трудовых и тесно связанных с ними отношений, как необходимое предусматривает осуществление системного надзора и контроля за их исполнением.

Итак, такие понятия как “контроль” и “надзор” применительно к законодательству по ОТ являются самостоятельными правовыми категориями, отличие которых необходимо закрепить на законодательном уровне.

К сожалению, в проекте ТК не до конца решена проблема разграничения функций надзора и контроля. Законодатель проводит это разграничение только по санкциям, которые могут быть использованы к виновным лицам.

Кроме того, при разработке проекта ТК РФ законодатель, к сожалению, не принял во внимание концептуальное видение разграничения функций надзорных и контрольных органов. Представляется, что именно при осуществлении надзорных функций не должно быть никакого вмешательства в работу объекта надзора.

Из этого видео вы узнаете о системе управления охраной труда.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Организация контроля за состоянием охраны труда

Периодическая оценка соответствия работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда производится для повышения эффективности управления охраной труда на предприятиях, в организациях, филиалах и подразделениях. Постоянный контроль состояния условий и охраны труда на рабочих местах является одним из основных управленческих принципов обеспечения безопасности труда и действенным средством предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Основные виды контроля за состоянием охраны труда в организациях

Основными видами контроля за состоянием охраны труда в организациях являются:

  1. Оперативный контроль руководителя работ и других должностных лиц.
  2. Административно-общественный (трехступенчатый) контроль.
  3. Контроль, осуществляемый службой охраны труда.

Контроль в сфере охраны труда осуществляется за:

Постоянный профилактический контроль состояния условий и охраны труда на рабочих местах – одно из действенных средств предупреждения аварий, инцидентов, производственного травматизма и профессиональных заболеваний – осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требований охраны труда с оперативным принятием необходимых мер по их устранению.

Контроль состояния охраны труда в любой организации является одним из основных управленческих принципов обеспечения безопасности труда, без реализации которого невозможно эффективное функционирование системы управления охраной труда. Естественно, что оперативное слежение за состоянием техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности может осуществляться людьми, которые ежесменно находятся на рабочих местах.

Трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда в организации

В зависимости от специфики производства, структуры предприятия, контроль может производиться:

I. Первая ступень – руководителями I уровня управления – непосредственные руководители работ на производственных объектах и руководители производственных объектов (мастера, механики, энергетики, технологи и др.) на участке цеха, строительной площадки, в смене или бригаде.

II. Вторая ступень – руководителями II уровня управления – руководители подразделений (начальники подразделений и их заместители) в цехе, на строительной площадке, на производстве или участке предприятия.

III. Третья ступень – руководителями III уровня управления – руководители и главные специалисты организации (работодателя) на предприятии в целом.

Каждая ступень контроля должна осуществляться на определенном уровне управления по установленной программе в установленные сроки.

  • Руководители I уровня
Читайте так же:  Чем грозит неуплата штрафов c камер гибдд

управления осуществляют контроль ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работа с повышенной опасностью и др.) – и в течение рабочего дня (смены).

  • Руководители II уровня
  • управления осуществляют контроль не реже одного раза в неделю , как правило, с той частотой, с которой они непосредственно присутствуют на производственных объектах.

  • Руководители III уровня
  • управления осуществляют контроль не реже одного раза в месяц .

    Руководство организацией контроля осуществляет руководитель предприятия. Результаты проведения контроля должны фиксироваться в специализированных журналах.

    I. Первая ступень контроля за состоянием охраны труда в организации

    На первой ступени контроля рекомендуется проверять:

    • выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
    • состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, защитных устройств, заготовок и др.);
    • состояние проходов, переходов, проездов;
    • безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;
    • соблюдение правил электробезопасности при работе с электроинструментом и на электроустановках;
    • соблюдение правил складирования заготовок и готовой продукции;
    • исправность приточной и (или) вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;
    • соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами;
    • наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;
    • наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;
    • наличие первичных средств пожаротушения;
    • наличие у работающих соответствующих удостоверений на право проведения отдельных видов работ (работ на грузоподъемных средствах, работ с пиротехническим инструментом и др.).

    По выявленным при проверке нарушениям намечаются мероприятия по их устранению, определяются сроки и ответственные за исполнение. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены незамедлительно, то руководитель подразделения должен по окончании осмотра доложить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

    В случае выявления грубого нарушения правил и норм охраны труда, могущего причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения.

    Результаты проверки записываются в журнал первой ступени контроля, который должен находиться у руководителя подразделения.

    Непосредственные руководители объектов (начальники цехов, участков и т. д.) не реже одного раза в неделю проверяют состояние условий охраны труда на рабочих местах, а также работу руководителей работ (бригадиров, мастеров и т.п.) по проведению первого уровня оперативного контроля и принимают оперативные меры по устранению выявленных нарушений и недостатков.

    II. Вторая ступень контроля за состоянием охраны труда в организации

    На второй ступени контроля рекомендуется проверять:

    Результаты проверки записываются в журнал второй ступени, который должен храниться у начальника цеха. При этом комиссия назначает мероприятия, а начальник цеха назначает исполнителей и сроки исполнения.

    В случае невозможности выполнения мероприятий силами цеха начальник цеха обязан доложить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

    III. Третья ступень контроля за состоянием охраны труда в организации

    На третьей ступени контроля рекомендуется проверять:

    • организацию и результаты работы первой и второй ступеней контроля;
    • выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения предыдущей третьей ступени контроля;
    • выполнение приказов и распоряжений вышестоящих хозяйственных организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора, приказов руководителя предприятия и решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;
    • выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, комплексными планами по охране труда и другими документами;
    • выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;
    • обеспеченность рабочих средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранение, организация стирки, чистки и ремонта;
    • подготовленность персонала подразделений к действиям в аварийных ситуациях и др.

    Третья ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия, и руководителем профсоюзной организации не реже одного раза в месяц.

    В состав комиссии входят руководитель службы охраны труда, председатель комиссии по охране труда, руководители технических служб, руководитель надзора за зданиями и сооружениями, начальник пожарной охраны (ответственный за пожарную безопасность).

    Крупное предприятие, проверка которого за один обход невозможна, проверяется по отдельным цехам (объектам) по годовому графику, составленному с таким расчетом, чтобы в течение года был обследован каждый цех не менее четырех раз, а цехи с повышенной опасностью и неблагополучные в отношении охраны труда – не менее шести раз.

    Комиссия третьей ступени контроля может быть разделена на ряд подкомиссий под руководством главных специалистов или заместителей главного инженера для проведения проверок по отдельным объектам предприятия.

    Результаты проверки должны оформляться актом и в недельный срок обсуждаться на совещании у руководителя предприятия с участием членов комиссии по охране труда комитета профсоюза. На совещании у руководителя предприятия должны присутствовать все руководители цехов, участков, служб. На совещании заслушиваются руководители тех цехов, участков, служб, где выявлено неудовлетворительное состояние охраны труда.

    Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководителем предприятия по итогам проверки издается приказ.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Ежемесячный день проведения контроля третьей ступени может именоваться как «День охраны труда».

    Источники


    1. Брауде Илья Записки адвоката; Советская Россия — М., 2010. — 224 c.

    2. Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.

    3. Червонюк, В. И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 704 c.
    4. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2013. — 784 c.
    5. Изварина, А. Ф. Судебная система России. Концептуальные основы организации, развития и совершенствования / А.Ф. Изварина. — М.: Проспект, 2014. — 304 c.
    Надзор за соблюдением требований охраны труда
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here