Ндфл с белорусов

Полная информация по теме: "Ндфл с белорусов" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Энциклопедия решений. НДФЛ с доходов работников — граждан ЕАЭС (Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии)

НДФЛ с доходов работников — граждан ЕАЭС (Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии)

При налогообложении доходов иностранного работника следует учитывать положения международных соглашений между РФ и страной, гражданином которой является работник (ст. 7 НК РФ).

С 1 января 2015 вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор). Статьей 73 Договора предусмотрено, что в случае если одно государство-член (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия) в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц — налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена. Положения этой статьи применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов. Таким образом, доходы в связи с работой по найму, полученные гражданами Армении, Белорусии, Казахстана, Киргизии облагаются по налоговой ставке 13% с первого дня их работы на территории РФ. См. также письма Минфина России от 05.05.2015 N 03-04-05/25727, от 27.01.2015 N 03-04-07/2703.

При этом в письме Минфина России от 21.03.2017 N 03-04-05/16283 отмечается, что для применения ставки 13% работник должен быть не просто гражданином государства — члена ЕАЭС, а налоговым резидентом (лицом с постоянным местопребыванием) этой страны. Вопросы признания физического лица налоговым резидентом (лицом с постоянным местопребыванием) государства — члена ЕАЭС относятся к компетенции соответствующих органов этой страны. Из этого разъяснения можно сделать вывод, что для применения ставки 13% к доходам иностранца из ЕАЭС следует какм-то образом удостовериться в его налоговом резидентстве одной из стран ЕАЭС.

В письме Минфина России от 17.07.2015 N 03-08-05/41341 разъяснено, что термин «работа по найму» должен применяться в отношении любой трудовой деятельности граждан ЕАЭС. В соответствии со ст. 96 Договора под трудовой деятельностью понимается деятельность на основании трудового договора или деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора, осуществляемая на территории государства трудоустройства в соответствии с законодательством этого государства. Из положений п. 1 ст. 702 ГК РФ, ст. 2 и п. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.11.2014 N 368-ФЗ следует, что термин «работа по найму» относится к трудовому договору и гражданско-правовому договору. Таким образом, по мнению Минфина России, положения ст. 73 Договора применяются и к доходам, полученным по гражданско-правовым договорам. То есть выплаты по таким договорам облагаются по ставке НДФЛ 13% в том же порядке, что и выплаты по трудовым договорам.

Обратите внимание, если по итогам налогового периода (года) сотрудник организации (в том числе из страны ЕАЭС) не имеет статуса налогового резидента России (находился в РФ менее 183 дней), его доходы, полученные в данном налоговом периоде, подлежат обложению НДФЛ по ставке 30%. Доходы сотрудников, по итогам налогового периода признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, подлежат обложению по ставке в размере 13 процентов (см. также письмо Минфина России от 10.06.2016 N 03-04-06/34256).

В письмах ФНС России от 15.03.2016 N БС-4-11/[email protected], от 15.03.2016 N БС-4-11/[email protected] разъяснено, как заполнять поле «Статус налогоплательщика» в справке 2-НДФЛ в отношении иностранных работников — граждан государств — членов ЕАЭС. При заполнении Справок по форме 2-НДФЛ в отношении работников — граждан государств ЕАЭС, признаваемых по итогам налогового периода налоговыми резидентами Российской Федерации, в поле «Статус налогоплательщика» необходимо указывать код статуса 1. Если же работник — гражданин государства ЕАЭС не признан на конец года налоговым резидентом РФ и не попадает под определения по кодам статуса 3-5 (ВКС, беженец, добровольный переселенец и пр.), следует проставлять код статуса 2.

Соглашение с Республикой Беларусь в целях определения ставки НДФЛ

Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года (Санкт-Петербург, 24 января 2006 г.) (далее — Протокол).

В соответствии с п. 1 ст. 1 Протокола вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве (в РФ или в Белоруссии) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве в течение периода нахождения в этом другом Договаривающемся Государстве, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в этом Договаривающемся Государстве. См. также письмо Минфина России от 13.02.2017 N 03-04-05/7673.

Следовательно, полученный от российской организации доход гражданина Республики Беларусь, находящегося в РФ не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, облагается по ставке 13%.

В случае прекращения гражданином Республики Беларусь работы по найму до истечения 183 дней его нахождения в РФ, определяемых с учетом пунктов 3 и 4 ст. 1 Протокола, производится перерасчет налоговых обязательств указанного лица по ставкам и в соответствии с порядком, действующими в РФ. Обязанность по уплате уточненной в результате перерасчета суммы налога исполняется физическими лицами самостоятельно. Пени и штрафы в таких случаях не применяются (п. 5 ст. 1 Протокола).

На основании положений Договора о ЕАЭС с 1 января 2015 года не имеет значения, на какой срок был заключен трудовой договор с белорусским гражданином и был ли он прекращен ранее 183 дней. В любом случае трудовые доходы работников из Белоруссии облагаются НДФЛ по общей с российскими резидентами ставке 13%.

Отметим также, что в части налогообложения доходов от продажи имущества граждане Республики Беларусь имеют равные права с гражданами РФ. Налогообложение граждан Белоруссии, также как и российских граждан, зависит от времени их пребывания в РФ и, соответственно, резидентства (см. письмо Минфина России от 03.02.2014 N 03-04-05/4050).

Читайте так же:  Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

По мнению ФНС России, изложенному в письме от 22.10.2014 N ОА-3-17/[email protected], при определении налогового статуса в случае, если уплата НДФЛ производится налогоплательщиком самостоятельно (путем представления налоговой декларации), подсчет 183 дней производится за период с 1 января по 31 декабря календарного года, в котором были получены соответствующие доходы.

Также следует иметь в виду выводы Конституционного Суда РФ, сделанные в постановлении от 25.06.2015 N 16-П. Налоговый статус физического лица — исходя из критерия нахождения его в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев — точно определяется на начало налогового периода, однако в конце каждого налогового периода требует уточнения по итогам этого налогового периода : наличие статуса налогового резидента РФ, устанавливаемого в начале налогового периода на каждую дату выплаты дохода, носит предварительный характер и подлежит уточнению в конце налогового периода в зависимости от продолжительности пребывания физического лица на территории России в данном налоговом периоде, что является основанием для перерасчета НДФЛ , взимавшегося исходя из предварительного налогового статуса лица, который оно имело в начале текущего налогового периода.

Из этих рассуждений напрашивается вывод о том, что в отношении работников из Белоруссии налоговый статус не должен уточняться по итогам налогового периода.

Примечание

ФНС России письмом от 05.03.2013 N ЗН-4-13/[email protected] для сведения и использования в работе направило письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 11.02.2013 N 4-19/600 о компетентных органах и порядке подтверждения налогового резидентства в рамках применения Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995.

НДФЛ с белорусов

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Гражданин Белоруссии работает в России: как следует удерживать НДФЛ?

По вопросу обложения НДФЛ доходов сотрудника организации — гражданина Белоруссии разъяснено следующее.

Налоговыми резидентами России признаются физлица, фактически находящиеся в нашей стране не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Между Россией и Белоруссией заключено Соглашение об избежании 2-го налогообложения.

В соответствии с ним, если гражданин 1 из указанных государств работает на территории другого, вознаграждение, получаемое им, может облагаться в порядке и по ставкам, которые предусмотрены для лиц с постоянным местом жительства в стране, на чьей территории осуществляется трудовая деятельность. Условие — период работы должен составлять не менее 183 дней в календарном году.

Это также касается случаев, когда лицо работает непрерывно, и указанный срок начался в предшествующем году, а заканчивается в текущем.

Такой налоговый режим применяется с даты начала работы.

Таким образом, если гражданин Белоруссии работает в России на основании трудового договора не менее 183 дней, его доходы облагаются по ставке 13%.

По итогам налогового периода устанавливается окончательный налоговый статус лица, в соответствии с которым определяется ставка налогообложения его доходов, полученных за налоговый период.

[3]

Если по итогам года сотрудник будет находиться в нашей стране менее 183 дней, НДФЛ должен быть доудержан организацией исходя из ставки 30%.

При этом в отношении доходов, полученных с 1 числа нового года, работодатель продолжает удерживать налог по ставке 13%.

Какая ставка НДФЛ должна применяться для белоруса?

По какой ставке НДФЛ должны исчисляется налоги для меня как гражданина Республики Беларусь, работающего в РФ?

Управление ФНС по Москве разъяснило, какой налог полагается брать с работающих в России граждан Белоруссии. Имеется в виду ставка налога на доходы физических лиц. В одних случаях НДФЛ будет считаться по ставке 13%, в других – 30%. В первую очередь ставка зависит от срока нахождения на территории России.

В своем письме УФНС ответило на поступивший вопрос: «Правомерно ли для гражданина Республики Беларусь, только начинающего работать в РФ, применять ставку НДФЛ 13% с даты начала работы по найму в России, длительность которой в соответствии с трудовым договором составляет не менее 183 дней?» Налоговики указали, что такой вариант допустим. Это возможно, если с гражданами Республики Беларусь заключаются долгосрочные трудовые договоры, предусматривающие нахождение работников в РФ не менее 183 дней в календарном году:

Согласно пункту 2 статьи 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

До момента, пока время нахождения физического лица на территории Российской Федерации за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет составлять менее 183 дней, такое лицо не будет являться налоговым резидентом РФ и его вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории РФ в соответствии с пунктом 3 статьи 224 НК РФ подлежит обложению НДФЛ по налоговой ставке 30%.

По итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде. Налоговым периодом признается календарный год.

После того как физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, указанные доходы в соответствии с пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ подлежат налогообложению по налоговой ставке 13%.

Налогообложение граждан Республики Беларусь производится с учетом положений Протокола от 24.01.2006 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 21 «Недискриминация» Соглашения граждане Республики Беларусь не должны подвергаться в России более обременительному налогообложению, чем граждане РФ, в сходных обстоятельствах.

Таким образом, если российским работодателем с гражданами Республики Беларусь заключаются долгосрочные трудовые договоры, предусматривающие нахождение таких физических лиц на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году, то доходы, полученные такими иностранными гражданами от выполнения трудовых обязанностей в Российской Федерации, подлежат налогообложению по налоговой ставке 13% с первого дня их пребывания на территории Российской Федерации.

Читайте так же:  Можно ли и как развестись с мужем без его согласия

Если время нахождения гражданина Республики Беларусь в Российской Федерации в 2011 году составляло менее 183 дней, то такой гражданин не будет являться налоговым резидентом Российской Федерации.

В этом случае налогообложение доходов в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей на даты выплаты доходов в 2011 году следует производить по налоговой ставке 30%.

Доход, выплачиваемый в 2012 году налоговым агентом по трудовому договору, заключенному с гражданином Республики Беларусь на срок более 183 дней, подлежит налогообложению по налоговой ставке 13%.

Подоходный налог для Белоруса

Здравствуйте! Я хотела бы получить ответ на такой вопрос..Я белоруска приехала в РФ в октябре 2013г..на работу устроилась в ноябре 2013г. и мой подоходный налог составляет 30%. я уже работаю более полугода в этой организации и с меня до сих пор забирают 30%. я не могу понять когда с меня уже будут не 30% снимать,а 13%.

Ответы юристов ( 1 )

На самом деле Минфин РФ давно разрешил удерживать в такой ситуации у граждан РБ НДФЛ в размере 13%. Это предусмотрено и Соглашениями между РФ и РБ. Но нужен договор на срок более 183 дней. Если такового нет, то тут применяются общие правила.

По общему правилу. Ставка налога не зависит от гражданства, а зависит от времени нахождения на терр. РФ. В вашем случае вы станете резидентом в 2014 году. В 2013 году вы им не стали. В новом налоговом периоде 2014 года у вас будет ставка 13 % в июле 2014 г. В 2014 году дни проведенные в 2013 году не учитываются. Однако и тут есть нюансы для граждан РБ.

Налогообложение доходов и социальное страхование работников из Республики Беларусь

При налогообложении доходов, полученных гражданами Республики Беларусь, необходимо учитывать положения Протокола к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, подписанного 24.01.2006.Особенности налогообложения доходов наемных работников из Республики Беларусь, а также порядок их социального страхования разъясняют специалисты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Я. Степовая и С. Мягкова.

Налог на доходы физических лиц

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Налогообложение доходов, полученных резидентами, осуществляется по ставке 13%, а доходы, полученные лицами, не являющимися резидентами, облагаются по ставке 30% (ст. 224 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При налогообложении доходов, полученных гражданами Республики Беларусь, необходимо учитывать положения Протокола «К Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года», подписанного 24.01.2006 (далее — Протокол) 1 .

Согласно п. 1 ст. 1 Протокола вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся государстве (гражданином РФ или Республики Беларусь) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся государстве в течение периода нахождения в этом другом Договаривающемся государстве, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся государстве в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в этом Договаривающемся государстве.

Указанный налоговый режим применяется с даты начала работы по найму в другом Договаривающемся государстве, длительность которой в соответствии с трудовым договором составляет не менее 183 дней (п. 2 ст. 1 Протокола).

Таким образом, если у организации имеются трудовые договоры с гражданами Республики Беларусь, предусматривающие их нахождение на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году, то такие белорусские граждане признаются налоговыми резидентами Российской Федерации с даты заключения договоров. Следовательно, исчисление НДФЛ с доходов, полученных гражданами Республики Беларусь, в отличие от иностранных граждан других государств, изначально производится налоговым агентом по ставке 13%.

Данный вывод подтверждается письмами Минфина России от 30.10.2008 N 03-04-06-01/320, от 26.12.2005 N 03-05-01-04/396, от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82, ФНС РФ от 21.09.2005 N ВЕ-6-26/[email protected], УФНС России по г. Москве от 29.12.2008 N 19-12/121898.

Видео (кликните для воспроизведения).

В случае расторжения трудового договора с таким работником необходимо определить срок его пребывания в Российской Федерации до момента расторжения договора. Если срок пребывания такого иностранного гражданина на территории Российской Федерации составляет менее 183 календарных дней, НДФЛ взимается по ставке 30% за весь период работы, начиная с первого дня работы на территории Российской Федерации до момента его увольнения (см. письмо Минфина России от 31.12.2008 N 03-04-06-01/397).

Так как перерасчет суммы налога производится в последний месяц работы иностранного сотрудника, удержать всю сумму дополнительно исчисленного налога, как правило, невозможно. Ведь максимальный размер удержаний не может превышать 50% заработной платы, причитающейся работнику (ст. 138 ТК РФ). Об оставшейся сумме задолженности необходимо сообщить в налоговый орган.

В п. 5 ст. 1 Протокола установлено, что обязанность по уплате суммы налога, уточненной в результате перерасчета, физическое лицо исполняет самостоятельно. Поэтому в случае выезда за пределы Российской Федерации гражданин Республики Беларусь обязан заполнить и представить налоговую декларацию о доходах, фактически полученных за время его пребывания в Российской Федерации в текущем налоговом периоде.

Единый социальный налог

В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Ставки налога указаны в ст. 241 НК РФ.

Следует отметить, что главой 24 НК РФ установлен единый порядок налогообложения ЕСН выплат в пользу российских и иностранных работников.

При налогообложении ЕСН доходов, полученных гражданами Республики Беларусь, необходимо учитывать, что указанные лица подлежат обязательному медицинскому и социальному страхованию в общеустановленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации 2 .

Следовательно, за работающих по трудовым договорам граждан Республики Беларусь производятся отчисления ЕСН, включающего уплату взносов в ФСС и ФОМС России. Аналогичный вывод содержится в Информационном письме Департамента здравоохранения г. Москвы от 15.05.2008 N 31/173.

Кроме того, за указанных лиц в обязательном порядке производится уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Читайте так же:  Как учитывается и входит ли учеба в страховой стаж для больничного листа – примеры расчета оплаты

Обязательное пенсионное страхование

Согласно п. 2 ст. 243 НК РФ сумма ЕСН (сумма авансового платежа по ЕСН), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет).

Напомним, что на основании п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ.

Застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию помимо граждан Российской Федерации признаются иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие статус постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации, если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договорам (ст. 7 Закона N 167-ФЗ).

Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлены следующие категории законно находящихся в Российской Федерации иностранных граждан в зависимости от их правового положения в Российской Федерации:

  • временно пребывающий иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
  • временно проживающий иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающий иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

Таким образом, если иностранные граждане, принятые на работу, имеют статус временно проживающих либо постоянно проживающих, то они являются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию. Следовательно, с начисленных им выплат рассчитываются и уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а расчет ЕСН в части федерального бюджета, причитающегося к уплате, производится с применением налогового вычета.

Если иностранные граждане имеют статус временно пребывающих, то они не являются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию. Соответственно, на выплаты, производимые в их пользу, взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются, а ЕСН в федеральный бюджет исчисляется полностью без применения налогового вычета (см. письма Минфина России от 16.03.2006 N 03-05-02-04/27, от 03.08.2006 N 03-05-02-04/124, УФНС России по г. Москве от 05.03.2008 N 21-18/225, от 26.11.2007 N 21-13/[email protected], от 30.06.2006 N 21-13/57477).

Следовательно, доходы, полученные гражданами Республики Беларусь за выполнение трудовых обязанностей на территории Российской Федерации, облагаются НДФЛ по ставке 13% с момента заключения с ними трудовых договоров. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за лиц, имеющих статус временно пребывающих, не уплачиваются. Налогообложение ЕСН с выплат, произведенных в пользу граждан Беларуси, работающих в РФ, производится в общеустановленном порядке (без применения налогового вычета). Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в общеустановленном порядке.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 авг. 2000 г. N 117-ФЗ (с изм).
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. N 197-ФЗ (с изм.).
  3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года: протокол от 24 янв. 2006 г. // Бюллетень международных договоров. 2007. N 11 (нояб.).
  4. О сотрудничестве в области социального страхования: договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 15, ст. 1745.
  5. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ (с изм.).
  6. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 15 дек. 2001 г. N 167-ФЗ (с изм.).
  7. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ (с изм.).

Специалисты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Я. Степовая и С. Мягкова.

1 Ратифицирован Федеральным законом от 17.05.2007 N 81-ФЗ. Применяется в отношении доходов, полученных с 31.05.2007.

2 Данное требование также следует из положений статей 2 и 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О сотрудничестве в области социального обеспечения» (Санкт-Петербург, 24.01.2006).

[1]

Налоги для белорусов

Вопреки многочисленным «слухам» для принятия на работу гражданина РБ в РФ не требуется какого-либо разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Самому белорусу никакого разрешение на работу в РФ также не требуется.

Какие налоги, взносы необходимо уплачивать за работника-белоруса?

Если ваши работники — граждане Республики Беларусь, без постоянного или временного проживания, то порядок налогообложения будет таким:

Налог на доходы физлиц — 30% (удерживается из заработной платы).

Социальное страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве — 0,2% — 8,5% (за счет работодателя);

Обязательное пенсионное страхование — 22% (только в случае, если срок действия трудового договора более 6-ти месяцев).

Если работник гражданин Республики Беларусь находится в статусе временно пребывающего, либо временно проживающего в Российской Федерации, и заключивший срочный трудовой договор (продолжительностью не менее 6-ти месяцев в общей сложности в течение календарного года), либо трудовой договор на неопределенный срок:

Налог на доходы физлиц — 13% (удерживается из заработной платы).

Социальное страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве — 0,2% — 8,5% (за счет работодателя);

Обязательное пенсионное страхование — 22%.

Если гражданин Республики Беларусь находится в статусе постоянно проживающего на территории Российской Федерации, либо гражданство Российской Федерации:

Налог на доходы физлиц — 13% (удерживается из заработной платы).

Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 0,2% — 8,5% (за счет работодателя);

Социальное страхование в связи с материнством и на случай временной нетрудоспособности — 2,9% (за счет работодателя);

Обязательное медицинское страхование — 5,1% (за счет работодателя);

Обязательное пенсионное страхование — 22% (за счет работодателя).

Как определяется статус иностранца?

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — это лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем ее получения, и получившее миграционную карту, но не имеющее разрешения на временное проживание или вида на жительство.

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

Читайте так же:  Все ли предприятия должны вести журнал учета противопожарных тренировок – образец + правила заполнен

Минфин разъяснил порядок удержания НДФЛ с доходов гражданина Республики Беларусь, получаемых по ученическому договору

Если гражданин Республики Беларусь, с которым заключен ученический договор, является работником организации, в которой проходит профессиональное обучение, то его доходы можно сразу облагать НДФЛ по ставке 13 процентов. Если же ученический договор заключен с лицом, ищущим работу, то размер ставки НДФЛ (13% или 30%) зависит от наличия у белорусского гражданина статуса налогового резидента РФ. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27.05.14 № 03-04-05/25247.

Как известно, плательщиками НДФЛ являются налоговые резиденты РФ, а также физлица, которые, не являясь налоговыми резидентами РФ, получают доходы от источников в РФ. Ставка НДФЛ, которую налоговому агенту следует применять при расчете налога, зависит от налогового статуса физического лица. Напомним, для нерезидентов ставка НДФЛ составляет 30%, для резидентов — 13% (п. 1 и 3 ст. 224 НК РФ). Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

[2]

При этом в отношении граждан Республики Беларусь действует особое правило: доходы облагаются в соответствии с Соглашением от 21.04.95 об избежании двойного обложения в отношении НДФЛ и других налогов. Согласно этому документу, если с белорусским гражданином заключен трудовой договор на срок не менее 183 дней, то его доход облагается по ставке 13 процентов с первого дня работы в России (п. 1 и 2 ст. 1 Протокола к Соглашению).

В соответствии со статьей 198 ТК РФ, организация-работодатель вправе заключать со своим сотрудником или с лицом, ищущим работу ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником компании является дополнительным к трудовому договору. Статьей 204 Трудового кодекса предусмотрено, что ученикам в период обучения выплачивается стипендия. Также должна оплачиваться работа, выполняемая учеником на практических занятиях.

С учетом всех упомянутых норм, авторы комментируемого письма пришли к следующему выводу. Если ученический договор заключен с работником организации, то доходы белорусского сотрудника можно сразу облагать НДФЛ по ставке 13 процентов. Если физлицо не является работником, то ученический договор относится к гражданско-правовому. Соответственно, суммы оплаты работы, выполняемой учеником на практических занятиях, а также стипендии облагаются НДФЛ без учета пункта 2 статьи 1 Протокола. Соответственно, если ученик не является налоговым резидентом РФ, то его доходы облагаются НДФЛ по ставке 30 процентов.

НДФЛ с белорусов

Но для граждан Белоруссии сделано исключение. Дело в том, что между правительствами России и Белоруссии заключено соглашение от 21.04.95 об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество. И в пункте 1 статьи 21 этого соглашения говорится, что граждане Республики Беларусь не должны подвергаться в России более обременительному налогообложению, чем граждане России в сходных обстоятельствах.

Правда, у белорусов нет документов, подтверждающих дату въезда в РФ, ведь при пересечении российско-белорусской границы штамп погранслужбы не ставится, а миграционные карты белорусы не заполняют. В этом случае ориентиром могут служить железнодорожные, авиа- или автобусные билеты. Но мы советуем отталкиваться от даты заключения трудового договора. По крайней мере, проверяющие из органа ФМС будут ориентироваться именно на нее.

Какие особые документы необходимо оформить при приеме, и должна ли организация сообщать в госорганы о таком сотруднике?Какие налоги необходимо исчислить и удержать с зарплаты самого работника?Какие налоги должна исчислить и заплатить организация, принявшая на работу гражданина Белоруссии? Могут ли такие налоги являться в целях налогообложения расходами организации, если: 1) сотрудник отработает по трудовому договору в организации более 183 дней?2) сотрудник расторгает трудовой договор, не отработав в организации 183 дней?Будет ли включаться время работы на территории РФ в общий стаж гражданин Республики Беларусь при выходе его на пенсию?

Оформление на работу и уплата налогов с зарплаты гражданина Республики Беларусь

Конституционный Суд особо указал, что в современной экономической ситуации необходимо учитывать не только положения указанного Соглашения, но и нормы Договора о Евразийском экономическом союзе.

Доходы гражданина Белоруссии облагаются в России по ставке НДФЛ, предусмотренной в отношении лиц с постоянным местом жительства. Для этого белорус должен находиться в России не менее 183 дней в календарном году либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году. Данная норма установлена п. 1 ст. 1 Протокола от 24.01.2006 г. «К Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года» (далее – Протокол). Следовательно, доходы от работы по найму, полученные гражданами Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии облагаются по налоговой ставке 13% начиная с первого дня их работы на территории РФ независимо от налогового статуса этих лиц.

Ндфл с белорусов в 2019 году последние новости

Далее в письме говорится, что граждане России при получении доходов по трудовому договору отдают бюджету 13 процентов своей зарплаты. Причем такая ставка применяется уже с начала года. Значит, делают вывод авторы, на граждан братской державы должны распространяться в точности такие же правила.
В 2011 году, полагая, что он прожил в России необходимый для получения статуса резидента срок, а именно 183 дня, налогоплательщик обратился в налоговый орган для пересчета суммы налога по ставке 13% и возврата излишне уплаченных средств. Инспекция отказала в удовлетворении заявления, указав, что по российским законам статус резидента определяется по итогам календарного года, и вместо положенных 183 дней в 2010 году налогоплательщик пробыл в России только 172 дня.

Именно из-за этих привилегий, которые предоставило правительство России, гражданина Беларуси считают «своим» иностранцем и не боятся брать на работу. Более того, многие начальники и предприниматели уверены в том, что прием на работу белоруса – практически то же самое, что нанять россиянина. Хотя если покопаться в законах, можно увидеть, что это не совсем так. Минфин России отмечает: если бессрочный трудовой договор с гражданином Белоруссии заключен во втором полугодии, то по итогам налогового периода белорус не признается налоговым резидентом. Следовательно, заработная плата такого сотрудника за этот налоговый период облагается НДФЛ по ставке 30%.

Однако указанные условия в отношении граждан Белоруссии не применяются согласно пункту 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий». Это подтверждают разъяснения налоговых и миграционных служб в письмах ФНС России от 22 октября 2008 г. № ШС-6-3/751, ФМС России от 20 декабря 2007 г. N МС-1/9-25552.

Читайте так же:  Правильный алгоритм приема на работу иностранного гражданина с видом на жительство в россии – нюансы

Применять ставку 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ) можно с даты заключения трудового договора, срок действия которого составляет 183 дня и более (п. 2 ст. 1 Протокола).

Организация, планировавшая в конце 2011 г. принять на работу гражданина Республики Беларусь по трудовому договору на срок более 183 дней, обратилась с запросом в Минфин России. Работодателя интересовала ставка НДФЛ, по которой нужно облагать доходы такого работника за 2011 г. Налоговое законодательство предусматривает особый порядок возврата суммы НДФЛ в случае приобретения налогоплательщиком статуса налогового резидента.

Ндфл с граждан белоруссии в 2019 году

В настоящей статье речь пойдет о налоге на доходы с физических лиц (НДФЛ), который удерживает и перечисляет в бюджет работодатель в том числе и с выплат в адрес иностранных сотрудников-граждан стран ЕАЭС за выполнение ими трудовых обязанностей.

Из этого фискалы делают вывод: чтобы иностранец получил право на общую ставку налога, ему нужны документы, подтверждающие фактическое пребывание в России. И единственными документами, которые могут это подтвердить, отмечается в письме, являются разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в РФ. Таково общее правило.

Договора. Там не предусмотрен перерасчёт налоговых обязательств граждан государств-членов ЕАЭС в случае не приобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами этого первого государства-члена. Это подтверждает п. 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 № 16-П.

Если по итогам налогового периода гражданин Беларуси будет находиться в Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, то условие пункта 1 статьи 1 Протокола не будет соблюдено и налог на доходы физических лиц с его доходов организация -налоговый агент должна удержать по ставке 30 процентов. На это указывают разъяснения в Письмах Минфина России от 21 февраля 2011 г. N 03-04-05/6-112, от 18 февраля 2011 г. N 03-04-06/6-32.

Минфин России в очередном разъяснении указал, что заработная плата гражданина Республики Беларусь, заключившего с российской организацией трудовой договор, согласно которому предполагается нахождение данного сотрудника в России не менее 183 дней, облагается НДФЛ по ставке 13 процентов с начала работы по найму.

В недавних разъяснениях Минфин России пришел к выводу, что если сотрудник-белорус по итогам налогового периода будет находиться в России менее 183 дней в календарном году, то условие о длительности нахождения в России, предусмотренное п. 1 ст. 1 Протокола, соблюдаться не будет (письма от 21.02.2011 г. № 03-04-018.02.2011, № 03-04-06/6-325/6-112, от 18.02.2011 г. № 03-04-06/6-32).

В наше непростое кризисное время в редкой организации не работает иностранный работник. Особенно много в России трудоустроено граждан из Евразийского экономического союза. Напомним, что в состав Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) входят четыре страны: Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения, а сам Договор о ЕАЭС, был подписан 29.05.2014 г.
Таким образом, как указал Минфин России, если между организацией и гражданином Республики Беларусь заключен трудовой договор, предусматривающий нахождение сотрудника на территории РФ не менее 183 дней, его доходы, полученные от источников в России, облагаются по ставке 13 процентов с даты начала работы по найму. При этом по итогам налогового периода устанавливается окончательный налоговый статус физлица, в соответствии с которым определяется ставка налогообложения его доходов, полученных за данный период. Таким образом, если в течение 2011 г. указанный сотрудник находился в России менее 183 дней, условие п. 1 ст. 1 Протокола считается несоблюденным и НДФЛ с его доходов должен быть доудержан налоговым агентом исходя из ставки 30 процентов.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется на основании норм Федерального закона от 25.07.02 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон №115-ФЗ). Налоговая служба довела до сведения налогоплательщиков позицию Минфина о налогообложении доходов иностранных сотрудников. Мнение финансового ведомства изложено в письме от 15.08.05 № 03-05-01-03/82, которое ФНС России разослала по инспекциям.

Прежде всего следует напомнить, что доходы сотрудников, которые признаются налоговыми резидентами РФ, облагаются НДФЛ по ставке в размере 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Белорусов приравняли к россиянам

Что касается миграционного учета белорусов, в 2019 году поблажек ждать не приходится. Прием на работу, как и других иностранцев, предполагает обязательную постановку рабочей силы на учет. Пожалуй, важное отличие состоит в том, что, если белорус трудится в России согласно трудовому соглашению, для его постановки на учет работодателю дается до 30 суток после его приезда на территорию России, после чего к нанимателю могут применяться штрафные санкции.
Налогоплательщик обратился в Конституционный Суд. По его мнению, нормы Налогового кодекса РФ, регулирующие налоговый статус иностранцев в России и порядок уплаты ими налогов в российский бюджет, противоречат Конституции Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Данная ситуация может возникнуть, например, если договор с таким работником заключат во втором полугодии. По итогам налогового периода устанавливается окончательный статус физлица и определяется ставка налогообложения его доходов, полученных в этом периоде. Поэтому в подобных слчаяхработодатель должен удерживать НДФЛ с доходов работника-белоруса по ставке 30 процентов.
Ответ: Граждане Республики Беларусь независимо от места проживания имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории РФ в безвизовом режиме (Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан от 30.11.2000 «О взаимных безвизовых поездках граждан»).

Источники


  1. Теоретические и практические аспекты охраны промышленной собственности в Российской Федерации. — М.: ИНИЦ Роспатента, 2014. — 552 c.

  2. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.

  3. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.
  4. Жмудь, Л. Я. Зарождение истории науки в античности / Л.Я. Жмудь. — М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2017. — 424 c.
  5. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.
Ндфл с белорусов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here