Определение статуса иностранного гражданина

Полная информация по теме: "Определение статуса иностранного гражданина" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Правовое положение иностранного гражданина в России

Правовой статус любой личности определяется правами, обязанностями, свободами и гарантиями. Они определяются государством. Но доступ к ним получают только те, кто входят в государственную систему. Эта принадлежность выражается в статусе гражданина. Но какие права и обязанности распространяются на лиц, не имеющих российское гражданство?

ФЗ, регламентирующие правовой статус иностранных лиц и не имеющих гражданства

Ссылаясь на названные нормативные акты, можно сказать, что иностранный гражданин (ИГ) – прежде всего физическое лицо (ФЛ). Оно не получило российское подданство, но имеет документальные доказательства своей принадлежности к иному государству.

В тексте обе категории будут описываться под одной формулировкой – ИГ.

Правовой статус

Мигранты в России имеют права и обязанности практически равные гражданам страны (это определено законодательством). Они в равной степени подлежат и уголовной ответственности. В редких случаях в качестве меры пресечения выбирается депортация с территории РФ.

  • Свобода передвижения по территориальным субъектам с предъявлением по требованию документов;
  • Свободное распоряжением своими способностями;
  • Выбор рода деятельности и профессии;
  • Ведение предпринимательской деятельности ради извлечения финансовой выгоды;
  • Пересечение границы РФ в обе стороны произвольное количество раз.
  • Не нарушать установленные режимы проживания в территориальном округе и стране;
  • Избегать деятельности, которая вредит интересам РФ и нарушает ее законы;
  • Самостоятельно заботиться о своевременном оформлении визы и ее продлении;
  • Придерживаться принятых правил передвижения по стране;
  • Пройти процесс регистрации в течение 3 суток после пересечения границы РФ;
  • В установленный срок покинуть страну.
  • Наложение штрафа;
  • Административное выдворение;
  • Депортация;
  • Лишение свободы (от нескольких суток до лет).
  • Работы в муниципальных управленческих ведомствах;
  • Включения в состав экипажа корабля, несущего воинскую службу;
  • Командования воздушным судном, принадлежащим к категории «Гражданская авиация»;
  • Работы, обслуживания и нахождения на территории объектов, отвечающих за государственную безопасность. Сюда можно отнести и трудоустройство на предприятиях, отвечающих за госбезопасность.
  • ИГ не подлежит призыву на срочную службу;
  • ИГ имеет право по желанию заключить контракт на военную службу, но только в качестве гражданского лица.

  • В государственные властные структуры федерального значения;
  • В органы государственной власти (учитываются субъекты РФ).

Под запрет попадают и референдумы любого уровня.

Режимы пребывания: описание и классификация

  • Срок нахождения в государстве на законных основаниях;
  • Количество прав и свобод;
  • Возможность получения гражданства.

На законодательном уровне установлено 5 правовых режимов.

Временное пребывание

  • Въехали на территорию России по визе;
  • Воспользовались правом безвизового въезда.

Для пересечения границы такие лица заполняют миграционную карточку, которая потребуется для своевременного выезда из страны.

  • Получения ВНЖ;
  • Оформления РВП.
  • Интервалом, указанным в визе (в случае ее предварительного оформления для поездки в Россию);
  • Правилами безвизового въезда – 3 месяца непосредственного нахождения в стране за полугодие.

Существуют и исключения из последнего пункта. К ним относится трудовая деятельность. В такой ситуации ИГ может находиться в стране в течение срока действия трудового договора и разрешения на работу.

  • Покинуть Россию;
  • Продлить срок временного пребывания;
  • Подать бумаги на оформление РВП.

РВП (разрешение на временное проживание)

Иностранные граждане, сумевшие оформить такое разрешение, имеют право проживать в стране 36 месяцев. После у них возникает право претендовать на ВНЖ.

  • Родители, потерявшие трудоспособность и имеющие детей – граждан РФ;
  • Предприниматели, планирующие сделать инвестиции в российскую экономику;
  • Муж/жена российского гражданина и так далее.

Обладатели РВП должны учитывать, что они «привязаны» к региону проживания. Покидать его без разрешения миграционных служб запрещено. Но в пределах этой территории они могут устраиваться на работу и вести обычную жизнь.

Выезжать за пределы РФ иностранцам с разрешением на временное проживание и возвращаться обратно за 3 года можно любое количество раз. Предупреждать об этом ФМС не требуется.

ВНЖ (постоянное проживание)

Выдается этот документ сроком на 5 лет. Получить его могут только мигранты, соответствующие определенному условию – прожившие с РВП на территории страны не менее 12 месяцев.

Обладатель вида на жительство должен каждый год официально оповещать ФМС о месте своего проживания. При этом он может:

  • Пользоваться социальными льготами;
  • Свободно устраиваться на работу;
  • Менять место жительства и регион;
  • Официально приглашать в страну друзей и родственников;
  • Принимать участие в выборах (муниципальных).

Если через 5 лет ИГ захочет остаться в России, то он может сделать попытку подать бумаги на оформление гражданства.

Дипломатический иммунитет

Сам термин широко употребляется в международном праве и обозначает невозможность применения законов страны к иностранцу, находящемуся в ней.

Дипломатическим иммунитетом обладают ИГ, имеющие отношение к работе дипмиссии.

  • Иностранным гражданам;
  • Лицам – бывшим гражданам РФ.

Причина обрести правовое положение беженца одна – опасения за свою жизнь. Они могут возникнуть в результате преследований по разным мотивам. Чаще всего это:

  • Финансовую и натуральную помощь;
  • Обеспечение жильем;
  • Организованное горячее питание на специальных пунктах;
  • Осуществление хозяйственной деятельности и так далее;
  • Свободное передвижение внутри страны и за ее пределами.

Иностранные юридические лица (ИЮЛ) в Российской Федерации: особенности оформления и обязанности

ИГ могут не только находиться в стране в качестве физического лица, но и присутствовать как юридическое лицо со своими правами и обязанностями.

  • Внутренними российскими законами;
  • Международными нормами и договорами, действующими в РФ.

Международное право дает ИЮЛ некоторое преимущество перед российскими компаниями.

Российское законодательство не имеет отдельных законов и статей, касающихся работы ИЮЛ. В некоторых сегментах рынка для них определена особая система налогообложения. К примеру, она затрагивает рынок ценных бумаг.

  1. Встать на учет в ФНС;
  2. Получить собственный номер в Государственном реестре налогоплательщиков.

После этого на компанию начинают распространяться обязанности по уплате налогов и своевременному предоставлению отчетности. При этом ЮЛ получает и возможность заниматься любыми законными видами предпринимательской деятельности.

Читайте так же:  Как правильно оформить командировку во время отпуска – отзыв на работу и продление отдыха

Немного иная ситуация обстоит, когда деятельность осуществляется не самой компанией, а ее филиалами и представительствами. Их необходимо провести через процедуру аккредитации в российских налоговых органах.

  1. Аккредитация самого ЮЛ;
  2. Аккредитация филиала.

Ссылаясь на все изложенное выше, можно сказать, что во всех вопросах, связанных со своей деятельностью, ИЮЛ должно ориентироваться на действующие законы РФ.

Непременным условием нахождения иностранного гражданина и иностранного юрлица на территории России является их регистрация. Делается она в первом случае в течение первых 3 суток, а во втором – 30 дней.

Программа переселения в РФ

Многих иностранцев, прибывших на территорию РФ, интересует вопрос административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

В представленной статье обобщены их основные права и обязанности в пределах Российской Федерации. Все права иностранцев на территории России регулируются Федеральным Законом №115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

В чём различие между иностранным гражданином и лицом без гражданства?

Иностранные граждане и лица без гражданства обладают одинаковым набором прав в пределах РФ. Единственное различие между этими категориями лиц в том, что иностранцы могут рассчитывать на поддержку своего государства, а у лиц без гражданства (апатридов) такой возможности нет.

Иностранные граждане и лица без гражданства подразделяются на три категории:

  • Те, кто приехал в Россию на время;
  • Те, у кого есть разрешение на временное проживание в России;
  • Те, кто обладает видом на жительство в России.

О временном нахождении в РФ

Статьёй 5 Федерального закона 115 предусмотрены конкретные положения, касающиеся временного нахождения иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, в РФ:

  • Указанные лица могут находиться в России в течение времени, предусмотренного полученной визой;
  • Если въезд в РФ не требует оформления визы, то указанные лица могут находиться на территории РФ в течение 90 дней;
  • В том случае, если указанные лица являются специалистами высокой квалификации, срок их нахождения в России зависит от срока действия их разрешения на работу;
  • Время нахождения в России можно продлить или сократить. Это зависит от изменения условий и конкретных обстоятельств. При этом решение о продлении или сокращении срока принимается органами УВМ МВД России.

О праве временного проживания на территории России

Если иностранный гражданин, а также лицо без гражданства хотят перебраться в Россию на постоянное место жительства, для начала им необходимо оформить разрешение на временное проживание (РВП), длительность действия которого составляет 3 года и не подлежит продлению.

РВП может быть выдано следующим категориям лиц:

  • Тем, кто родился в РСФСР, СССР или на территории России;
  • Тем, кто является нетрудоспособным гражданином, но при этом имеющим детей с российским гражданством;
  • Тем, кто состоит в браке с лицом, являющимся гражданином России;
  • Тем, кто инвестирует в Россию в определённых размерах;
  • Тем, кто участвует в госпрограмме добровольного переселения соотечественников;
  • И другим категориям лиц, полный перечень которых можно посмотреть в статье 6 ФЗ-115.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть отказано в получении разрешения на временное проживание в случаях, предусмотренных статьёй 7 ФЗ-115:

  • Если указанные лица представляют угрозу для РФ и её граждан;
  • Если деятельность указанных лиц носит террористический характер;
  • Если указанные лица намеренно предоставили неверную информацию о себе;
  • Если указанные лица выехали из России и находятся вне её территории больше 6 месяцев;
  • Если указанные лица имеют наркотическую зависимость, ВИЧ-инфекции и другие подобные заболевания;
  • Если проживание указанных лиц на территории РФ нежелательно;
  • И другие случаи, полный список которых указан в статье 7 ФЗ-115.

О праве постоянного проживания на территории России

Вид на жительство (ВНЖ) выдаётся иностранным гражданам и лицам без гражданства при наличии у них разрешения на временное проживание.

Некоторые категории указанных лиц могут получить ВНЖ, не имея РВП:

  • Специалисты высокой квалификации;
  • Носители русского языка;
  • Беженцы;
  • Участники госпрограммы.

ВНЖ оформляется на 5 лет с возможностью продления ещё на 5 лет неограниченное число раз.

Основаниями для отказа в предоставлении ВНЖ служат те же составляющие, что и для отказа в оформлении РВП. Полный перечень указан в статье 8 ФЗ-115.

О праве иностранных граждан и лиц без гражданства перемещаться по территории России

Иностранные граждане, а также лица без гражданства, имеют право беспрепятственно перемещаться в пределах России. При этом у них на руках должны быть соответствующие документы.

Кроме этого, следует иметь в виду следующие моменты:

  • Указанные лица, при наличии РВП, не могут добровольно сменить место жительства в РФ;
  • Иностранцы, являющиеся политическими деятелями иностранных государств, а также иностранные журналисты, подтверждённые в РФ, могут беспрепятственно перемещаться по России.

Есть ли у иностранных граждан и лиц без гражданства право голосовать?

Указанные лица не наделены правом голоса. Также они не могут избираться в органы госвласти.

Однако, в некоторых случаях, те иностранные лица, а также лица, не имеющие гражданства, которые постоянно проживают на территории России, имеют право голоса и могут избираться в органы местного самоуправления и принимать участие в местном референдуме.

О работе иностранцев и лиц без гражданства в пределах России. Общие положения

Иностранцам предоставлено право самим решать какую именно трудовую деятельность осуществлять на территории России. Кроме того, они имеют право вести предпринимательскую деятельность.

Работодатели могут нанимать на работу иностранцев или людей без гражданства только если у них есть соответствующее разрешение. В свою очередь иностранцу, для того чтобы трудоустроиться, должно быть более 18 лет. Кроме этого, на руках у него должно быть разрешение на осуществление трудовой деятельности или патент на работу.

Однако, здесь есть некоторые исключения, для которых актуален другой порядок:

  • Иностранцы, имеющие РВП или ВНЖ;
  • Иностранцы, принимающие участие в госпрограмме;
  • Сотрудники иностранных компаний, предоставляющих гарантийное обслуживание продукции, которая поставляется в Россию;
  • Иностранные журналисты, подтверждённые в России;
  • Иностранцы, которых пригласили в Россию как научных и педагогических сотрудников;
  • Весь список исключений представлен в статье 13 ФЗ-115.
Читайте так же:  Наследование по праву представления и наследственная трансмиссия

Право на получение государственных услуг

Законодательством (статьёй 19 ФЗ-115) предусмотрен ряд государственных услуг, предполагающих оплату государственной пошлины, а именно:

  • Оформление РВП;
  • Оформление ВНЖ;
  • Оформление приглашения на въезд в Россию;
  • Выдача разрешения на привлечение к работе зарубежных сотрудников;
  • Создание разрешения на работу;
  • Увеличение длительности временного нахождения иностранца в России;
  • Регистрация по месту проживания.

Также существует перечень услуг, которые не облагаются пошлиной:

  • Оформление приглашения на въезд с целью обучения в одном из образовательных учреждений;
  • Увеличение длительности временного нахождения иностранца в России. Здесь важным условием является то, что изначально целью нахождения иностранца в России должна быть благотворительность, другая безвозмездная помощь, лечение или смерть близкого родственника;
  • Регистрация по месту проживания тех иностранцев и лиц без гражданства, которые участвуют в госпрограмме переселения соотечественников.

О госконтроле за иностранцами в РФ

Органы УВМ МВД РФ осуществляют контроль иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно находящихся на территории России.

Для осуществления этого контроля в России существует определённый порядок въезда иностранных граждан на территорию РФ:

  • При пересечении границы РФ, иностранец заполняет миграционную карту, которую вместе с паспортом он предъявляет работнику пограничного органа службы безопасности на границе, чтобы тот поставил отметку о въезде;
  • Покидая РФ, иностранец возвращает миграционную карту работнику пограничного органа на границе для проставления отметки о выезде из РФ.

Однако, не все иностранцы подвергаются надзору, осуществляемым федеральным органом. В статье 30 ФЗ-115 указываются лица, освобождающиеся от контроля:

  • Руководители иностранных посольств и консульств в РФ, а также работники этих посольств и консульств. Помимо этого, освобождаются от контроля члены их семей и их гости;
  • Должностные лица министерств по управлению иностранными делами, имеющие служебные паспорта;
  • Иностранные лица, приехавшие в Россию с визитом по работе и имеющие дипломатические привилегии.

Результаты нарушения иностранным гражданином сроков нахождения в России

Статья 31 ФЗ-115 предусматривает определённые меры наказания для тех иностранцев, которые не соблюдают российское законодательство и нарушают сроки нахождения в пределах РФ.

Иностранцы подлежат депортации в следующих случаях:

  • Когда РВП или ВНЖ, выданные иностранцу, аннулируются, в связи с чем он должен покинуть пределы РФ в течение 15 дней;
  • Когда срок временного нахождения или проживания иностранца в РФ сокращается по каким-либо причинам, он вынужден покинуть Россию в течение 3 дней.

Какую ответственность несут иностранные граждане на территории РФ?

Иностранец привлекается к ответственности согласно законодательству РФ в том случае, если он нарушает нормы этого законодательства. Стоит также отметить, что если иностранный гражданин нелегально пребывает в России, его ставят на учёт, фотографируют и подвергают дактилоскопии. Вся эта информация отправляется в центральный банк данных.

Налоговый статус иностранного работника

Вопрос : Какова процедура для определения налогового статуса иностранного работника? Если иностранный гражданин хочет быть признанным в качестве налогового резидента Российской Федерации, то он должен быть на территории Российской Федерации непрерывно в течение 183 дней, или в этот период он может покинуть Российскую Федерацию?

Вопрос:

Какова процедура для определения налогового статуса иностранного работника? Если иностранный гражданин хочет быть признанным в качестве налогового резидента Российской Федерации, то он должен быть на территории Российской Федерации непрерывно в течение 183 дней, или в этот период он может покинуть Российскую Федерацию?

Ответ юриста:

Конкретная процедура и перечень документов, которые подтверждали бы налоговый статус налогоплательщика действующим законодательством не установлен. Такое подтверждение возможно на основании любых документов, позволяющих установить количество календарных дней пребывания физического лица на территории РФ в течение предшествующих 12 последовательных месяцев.

Условия о том, что 183 календарных дня должны идти подряд, законодательство не содержит. Дни, необходимые для определения резидентства, не обязательно должны быть последовательными, они могут и прерываться.

Правовое обоснование:

Налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Чтобы обосновать правомерность применения того или иного порядка налогообложения доходов, нужно документально подтвердить налоговый статус физического лица.

Между тем конкретный перечень документов, которые подтверждали бы налоговый статус налогоплательщика, ни Налоговым кодексом РФ, ни какими-либо иными нормативными документами не установлен. Поэтому такое подтверждение возможно на основании любых документов, позволяющих установить количество календарных дней пребывания физического лица на территории РФ в течение предшествующих 12 последовательных месяцев.

Прежде всего, время пребывания на территории РФ может быть определено по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина (см., в частности, Письмо Минфина России от 16.03.2012 N 03-04-06/6-64).

Помимо этого, подтвердить время пребывания в РФ могут подтвердить:

  • трудовой договор;
  • справки с места работы;
  • справка из учебного заведения;
  • табель учета рабочего времени;
  • свидетельство о регистрации по месту временного пребывания;
  • квитанции о проживании в гостинице;
  • другие документы.

Кроме того, для иностранных граждан, по мнению УФНС России по г. Москве, в качестве таких документов могут выступать оригинал (заверенная копия) вкладного талона о регистрации и выписка из журнала регистрации паспортно-визового отдела (Письмо от 22.07.2008 N 28-11/070040).

Видео (кликните для воспроизведения).

При появлении в организации нового работника — гражданина РФ целесообразно уточнить у него время его пребывания на территории РФ в течение 12 последовательных месяцев, предшествующих дате приема на работу. Иными словами, выяснить у него налоговый статус. При необходимости попросить документы (например, загранпаспорт) и сделать с них копии.

Защитить от претензий налоговых органов, касающихся порядка удержания с доходов работника НДФЛ, может и заявление нового работника о том, что он пребывал на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение последних 12 месяцев. Данное условие можно закрепить в коллективных договорах, соглашениях и локальных нормативных актах.

[1]

Период в 183 календарных дня определяется путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в России, и дней выезда за границу на краткосрочное лечение и обучение в течение идущих подряд 12 месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ, Письмо Минфина России от 22.05.2012 N 03-04-05/6-654).

Читайте так же:  Пошаговая инструкция по заполнению больничного листа – правила оформления и заполненные образцы лист

Условия о том, что указанные 183 календарных дня должны идти подряд, ст. 207 НК РФ не содержит. Поэтому дни, необходимые для определения резидентства, не обязательно должны быть последовательными, они могут и прерываться, например, на время отпусков и командировок (Письма Минфина России от 06.04.2011 N 03-04-05/6-228, от 01.04.2009 N 03-04-06-01/72, ФНС России от 30.08.2012 N ОА-3-13/[email protected], УФНС России по г. Москве от 24.07.2009 N 20-15/3/[email protected]).

Между тем этот период не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ). Причем Налоговый кодекс РФ не содержит ограничений по возрасту, видам учебных заведений, учебных дисциплин, лечебных учреждений, заболеваний, а также по перечню зарубежных стран (Письмо ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/[email protected]). Главное, чтобы обучение или лечение было краткосрочным, т.е. длилось менее шести месяцев. Если обучение или лечение превышает указанный срок, то такое время пребывания за пределами РФ не учитывается при определении дней нахождения на территории РФ (Письма Минфина России от 08.10.2012 N 03-04-05/6-1155, от 07.11.2008 N 03-04-05-01/411).

Таким образом, несмотря на то что физическое лицо в течение, например, 150 календарных дней находилось на лечении или обучении за рубежом, т.е. фактически отсутствовало в РФ, указанное время считается временем его нахождения на территории РФ.

Ответ подготовил Дмитрий Стихин, старший юрист Парма Лигал

Статус иностранных граждан: как определить правовое положение

Число трудовых мигрантов, студентов, беженцев в России неизменно увеличивается. Многие из них являются гражданами каких-то государств, другие — лицами без гражданства. Конституция РФ наделяет их правами и обязанностями, присущими российским гражданам. Как определить статус иностранного гражданина, рассмотрим в этой статье.

Основные понятия

Гражданин РФ получает некий правовой статус при рождении или обретении российского гражданства на другом основании. Рассуждать о правовом статусе иностранцев возможно лишь после пересечения ими границы нашего государства. Их правовое положение изменяется, как только они покидают страну или становятся гражданами РФ.

Иностранный гражданин — это лицо, являющееся гражданином/подданным другого государства.

Право находиться в России ему дает разрешение:

  • на временное пребывание (для пересекающих границу РФ на основании визы / безвизового режима);
  • на временное проживание (РВП);
  • на постоянное проживание (вид на жительство — ВНЖ).

ВНЖ позволяет иностранцу жить на территории РФ, беспрепятственно въезжать и покидать страну.

Лица без гражданства — апатриды — не имеют гражданского статуса ни одной в стране мира. Российское законодательство, тем не менее, рассматривает их как иностранных граждан.

Категории иностранцев

С учетом цели приезда выделяются следующие категории иностранцев:

  • туристы;
  • частные предприниматели, сотрудники иностранных компаний;
  • ближайшие родственники граждан РФ;
  • студенты;
  • сотрудники диппредставительств, консульств, члены их семей;
  • аккредитованные журналисты;
  • те, кто прибыл с деловой, творческой или спортивной целью;
  • члены экипажей морских/воздушных судов, водители, привозящие грузы, пассажиров.

Отдельной группой можно считать беженцев. Закон «О беженцах», начавший функционировать в 1997 г., регулирует этапы признания иностранцев беженцами и гарантирует защиту их прав.

Эта классификация условна, ведь нередки комбинации нескольких целей (иностранец, женатый на гражданке России, может приехать на работу). Но без подобной системы группировки не обойтись, поскольку цель пребывания влияет на особенности административно-правового статуса иностранных граждан: права и обязанности студентов отличаются от прав и обязанностей диппредставителей.

Законодательные акты

Сводом правовых актов, регулирующим положение зарубежных гостей, является Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации ». В нем сформулированы также отношения иностранцев:

Этот закон регулирует их проживание и осуществление разных видов деятельности. Административно-правовой статус иностранных граждан в РФ следует из конституционных норм. Его дополняет ряд законов, правил и подзаконных актов.

Однако конституционно-правовой статус иностранных граждан в РФ не оговаривает все их права и обязанности. Многие из них регламентируются рядом нормативных актов, например, владение оружием, управление транспортными средствами.

Права и обязанности иностранцев

Федеральный закон наделяет иностранцев определенными правами:

  • на неприкосновенность личности и жилища;
  • на политическое убежище;
  • на свободу совести;
  • на экономическую и трудовую деятельность;
  • на частную собственность;
  • на социальное обеспечение;
  • на отдых;
  • на охрану здоровья;
  • на образование;
  • на принадлежность к общественным организациям;
  • на использование достижений культуры;
  • на защиту своих прав (обращение в суд).

Иностранцы не могут работать в полиции, занимать некоторые государственные должности, примыкать к политическим партиям, участвовать в референдумах, выборах. Свобода их перемещения регулируется законом «О миграционном учете иностранных граждан/лиц без гражданства», предусматривающим определенный порядок регистрации и ответственность за нарушение миграционных требований.

Пользуясь теми же правами, что и россияне, иностранные граждане обязаны подчиняться всем законам, предусмотренным российским и международным законодательством. Среди них уплата налогов и пошлин, бережное отношение к природным богатствам, историческим и культурным памятникам. Однако иностранцы не призываются на службу в армии РФ.

Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства подразумевает ответственность за нарушение законов. Например, нелегалы подлежат учету, сведения о них поступают в центральную базу данных, так называемый «черный» список. Федеральный закон регулирует их выдачу в соответствии с обязательствами РФ о реадмиссии и экстрадиции.

Понятие иностранный гражданин и его статус

Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданство) иностранного государства.[1]

Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Читайте так же:  Расторжение трудового договора и увольнение наемного работника по инициативе работодателя в связи с

В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы.

Иностранные граждане на территории Российской Федерации подразделяются на три категории:

1. Постоянно проживающие – имеющие разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

[2]

2. Временно прибывающие – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях.

3. Проезжающие через территорию Российской Федерации. Транзитный проезд через территорию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку и разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государства либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных документов (билетов) или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации. Данные нормы регламентируются Федеральным законом «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15 августа 1996 года (ред. от 06.12.2011).[2]

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ[3], иными федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и другими правовыми актами.

Иностранные граждане могут проживать в Российской Федерации при наличии на то разрешения компетентных органов. Они не могут занимать выборные должности в аппарате исполнительной власти, а также не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российским законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству РФ.[4]

Иностранные граждане могут передвигаться по территории России и избирать место жительства в России в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. Они обязаны соблюдать правило пребывания иностранных граждан в России и правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию РФ. Ограничения в передвижении и выбора места жительства допускаются, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности. Так, существуют местности, закрытые для посещения иностранными гражданами, и въезжать на территорию таких местностей можно только по разрешению органов внутренних дел. Иностранные граждане, проезжающие через территорию РФ транзитом, следуют с соблюдением правил транзитного проезда в пограничный пункт выезда из России по установленному маршруту и могут останавливаться на территории при наличии разрешения, выданного компетентными органами.[5]

Иностранные граждане, находящиеся в России на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РФ. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из РФ по истечении определенного им срока пребывания.

На иностранных граждан не распространяется законодательство РФ о воинской обязанности и военной службе.[6]

На иностранных граждан возлагаются специфические обязанности. Они могут постоянно проживать в России, если имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные уполномоченными органами исполнительной власти. Иностранные граждане, находящиеся в России на ином законном основании, считаются временно проживающими на территории РФ. Они должны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из Российской Федерации по истечении определенного им срока пребывания.[7]

Иностранные граждане могут пользоваться правом на объединение. Во-первых, они вправе вступать в общественные объединения, уже созданных на общих основаниях с российскими гражданами в профессиональные союзы, кооперативные организации, научные, культурные общественные объединения, если это не противоречит уставам (положениям) таких объединений. В развитии данной нормы уставы общественных объединений позволяют иностранным гражданам быть их членами. Исключение составляют политические партии и движения, в которых участвуют лишь российские граждане. Во-вторых, возможно создание иностранными гражданами собственных общественных объединений. В-третьих, в Российской Федерации могут осуществлять свою деятельность иностранные и международные общественные объединения. Для этого они организуют здесь свои отделения, секции и т.п. Однако требуется также соблюдение разрешительно-регистрационного порядка для размещения и работы таких филиалов.

Важные гарантии в области индивидуальной свободы относится к религиозной сфере. В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 19 сентября 1997г.[8] иностранные граждане, законно находящиеся на территории РФ, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами РФ.

Иностранномугражданину, нарушившему законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, может быть сокращен определенный ему срок пребывания. Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов России, если:

· Его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;

· Это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц;

· Он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в России, таможенное, валютное или иное российское законодательства;

· Особое правовое положение у глав и сотрудников дипломатических и консульских представительств, а также у лиц, которые являются официальными представителями иностранных государств. Эти иностранные граждане в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ с соответствующим иностранным государством пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом, в силу чего они не попадают под юрисдикцию Российской Федерации.

Все иностранные граждане во время их пребывания в РФ в той или иной степени вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.[13]

Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только устанавливает правоспособность, определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения лица.

Юридические гарантии закреплены в законах и подзаконных актах. Они включают меры по защите принадлежащих иностранному гражданину личных, имущественных, семейных и иных прав, право обратиться в суд и иные государственные органы и найти там необходимую защиту своих субъективных прав, а также восстановить их в случае нарушения.

Читайте так же:  Что делать при групповом несчастном случае на производстве – расследование и оформление

Вместе с тем органы исполнительной власти осуществляют меры надзора и контроля за правомерным поведением иностранных граждан с целью выявления правонарушений, предупреждения, пресечение противоправных действий, применения мер юридической ответственности, используют процессуальные формы охраны прав и обязанностей (включая применение правоохранительных мер) и др.[14]

В силу этого иностранные граждане практически никогда полностью не уравниваются с собственными гражданами в правах и обязанностях, т.е. объем их прав и обязанностей в любом случае несколько меньше. Есть область общественных отношений, к участию которой государство допускает своих граждан.

Это – сфера конституционного и административного права, и прежде всего та их часть, которая определяет условия и порядок формирования органов государственной власти. Согласно ст. 32 Конституции России только гражданам России принадлежит право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Тем не менее, на этот вопрос следует обратить более серьезное внимание. Так, в большинстве учебников по административному праву при характеристике административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации их право на занятие какой-либо должности в государственном аппарате практически не рассматривается.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8308 —

| 7934 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статусы иностранного гражданина в России

Уважаемые партнеры!

Все миграционное законодательство начинается со статуса иностранного гражданина. От его точного определения зависит не только процесс оформления, но и размер налоговых вычетов, начисление страховых взносов в Пенсионный Фонд, Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования, Фонд Социального Страхования РФ и т.д.

Какие существуют статусы иностранных граждан и как правильно его определить, мы расскажем сегодня.

Всего статусов — три:

1. Постоянно-проживающие на территории России иностранные граждане;

2. Временно-проживающие на территории России иностранные граждане;

3. Временно-пребывающие на территории России иностранные граждане.

  • Постоянно проживающий иностранный гражданин имеет вид на жительство (варианты обложки, разворот внутри).

Вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину в подтверждение его права на постоянное проживание в РФ, а также на свободный выезд и въезд на территорию РФ. Работать может на территории всей Российской Федерации.

Срок действия вида на жительство – 5 лет, после этого он может быть продлен еще на 5 лет, или оформлено гражданство Российской Федерации.

  • Временно проживающий иностранный гражданин имеет разрешение на временное проживание.

Разрешение на временное проживание – это отметка в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, подтверждающая право иностранного гражданина временно проживать на территории РФ до получения вида на жительство. Выдается иностранному гражданину при наличии оснований для получения данного статуса (рождение на территории РСФСР и гражданство СССР или рождение в РФ, нетрудоспособные родители-граждане РФ, брак с гражданином/гражданкой РФ, диплом об образовании на территории РФ) или в пределах квоты на выдачу разрешений. Работать иностранный гражданин с РВП может ТОЛЬКО в регионе, где ему выдано разрешение на временное проживание.

Срок действия такого разрешения – 3 года, впоследствии иностранный гражданин может оформить вид на жительство. Продление НЕ предусмотрено.

  • Временно пребывающий иностранный гражданин прибывает на территорию РФ:
    — на основании визы;
    — в безвизовом порядке (СНГ),
    получает миграционную карту на границе, но не имеет вида на жительство или разрешения на временное проживание.

В первом случае, срок пребывания определяется визой, во втором – не может превышать 90 дней при условии, что иностранный гражданин встал на миграционный учет.

[3]

Продлить временное пребывание возможно до 1 года, получив разрешение на работу или оформив трудовой патент.

Отслеживать правовой статус иностранного гражданина очень важно!
И делать это необходимо по каждому гражданину отдельно.

Советуем прописать в трудовом договоре обязанность иностранного сотрудника оперативно предоставлять информацию работодателю в случае изменения его правового статуса .

Об особенностях оформления иностранных граждан с разным правовым статусом вы узнаете из следующих выпусков.

Желаем вам успешной и эффективной работы!

(с) Alliance-Migration | копирование материалов разрешено только при указании автора и прямой ссылки на сайт www.all-migration.ru

Видео (кликните для воспроизведения).

Оставляя свои данные на сайте при заполнении форм «Заказать обратный звонок», «Заказать услугу», «Подписаться на миграционные новости», а также находясь на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации , принятой на сайте в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Источники


  1. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 512 c.

  2. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.

  3. Взаимодействие органов имущественного блока Санкт-Петербурга с юридическими и физическими лицами по вопросам оборота государственного недвижимого имущества и управления государственной собственностью. — М.: Леонтьевский центр, 2004. — 624 c.
  4. Ивакина, Н.Н. Культура судебной речи / Н.Н. Ивакина. — М.: БЕК, 2017. — 334 c.
  5. Лазарев, В. В. История и методология юридической науки. Университетский курс для магистрантов юридических вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Норма, Инфра-М, 2016. — 496 c.
Определение статуса иностранного гражданина
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here