Органы и должностные лица, ответственные за регистрацию по месту жительства и месту пребывания

Полная информация по теме: "Органы и должностные лица, ответственные за регистрацию по месту жительства и месту пребывания" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Домашняя правовая энциклопедия. Гражданство. Органы и должностные лица, ответственные за регистрацию по месту жительства и месту пребывания

Органы и должностные лица, ответственные за регистрацию по месту жительства и месту пребывания

Куда обратиться?

Органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства являются территориальные органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (органы внутренних дел).

— должностные лица, осуществляющие контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;

— собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товариществ собственников жилья либо управляющих организаций;

— уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами;

— уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Домашняя правовая энциклопедия

Доступно в App Store

Доступно в Google Play

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос или хотели бы увидеть новый раздел в энциклопедии — присылайте свои вопросы, пожелания и предложения в редакцию. Мы обязательно учтем их в развитии издания.

Вы можете написать письмо в редакцию Домашней правовой энциклопедии, заполнив форму с обращением на нашем сайте или отправить Ваш запрос по электронной почте на адрес [email protected]

См. вступительное слово Советника Президента Российской Федерации, сопредседателя Ассоциации юристов России, члена-корреспондента Российской академии наук В. Ф. Яковлева к книжному изданию Домашней правовой энциклопедии.

Домашняя правовая энциклопедия дает ответы на вопросы, которые могут возникнуть в жизни любого человека, гражданина России или же проживающего в России.

Круг освещаемых тем охватывает все важнейшие сферы жизни современного человека — семейные отношения, воспитание детей, взаимоотношения с банками, автомобиль, туризм, вопросы гражданства, работа, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, служба в армии и многое другое. Практически любой человек, независимо от его возраста, семейного положения и благосостояния, найдет в книге полезную для себя информацию.

Энциклопедия основана на действующем российском законодательстве, написана понятным языком и излагает содержание важнейших законов и других документов, регулирующих нашу жизнь. Материал структурирован таким образом, чтобы максимально облегчить нахождение нужной информации.

При подготовке Домашней правовой энциклопедии использованы авторские материалы, предоставленные: Полонским П.Б., Алимовой Н. А., Байбородиным А., Беляниновой Ю. В., Букаевой Н. Н., Васильчиковой Н. В., Гаврюшенко П. И., Гатиным А. М., Гречушкиной Е. А., Карповичем В. Д., Касьяновой О. В., Климаковым Л. Л., Колоколовым Г. Р., Новиковым Д.А., Петровым М. И., Пономаревой Н. Г., Поплавской Г.П., Прудниковым А. С., Рафиковой О.Ю., Селяниным А. В., Суховеенко Ю. В., Фомичевым С. С., Щиголевым Ю. В., Якубенко Н. О., Янович Е. Ю.

ВИЧ — Вирус иммунодефицита человека

ВС РФ — Верховный Суд РФ

Вуз — Организация высшего образования

ГВЭ — Государственный выпускной экзамен

ГД — Государственная Дума

ГИА — Государственная итоговая аттестация

ГИБДД, ГАИ- Государственная инспекция безопасности дорожного движения

ГК — Гражданский кодекс

ГПК — Гражданский процессуальный кодекс

ГЭК — Государственная экзаменационная комиссия

ДТП — Дорожно-транспортное происшествие

ЕГЭ — Единый государственный экзамен

ЕДВ — Ежемесячная денежная выплата

ЖК — Жилищный кодекс

ЖСК — Жилищно-строительный кооператив

ЗК — Земельный кодекс

ИКТ — Информационно-коммуникационные технологии

КАС — Кодекс административного судопроизводства

КИМ — Контрольные измерительные материалы — комплексы заданий стандартизированной формы при проведении ГИА

КС РФ — Конституционный Суд РФ

МВД — Министерство внутренних дел

МРОТ — Минимальный размер оплаты труда

МСЭ — Медико-социальная экспертиза

НДФЛ — Налог на доходы физических лиц

НК — Налоговый кодекс

ОГЭ — Основной государственный экзамен

ОСАГО — Обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев

ПДД — Правила дорожного движения

ПТС — Паспорт транспортного средства

ПФР — Пенсионный Фонд России

РСФСР — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

РФ — Российская Федерация

СК РФ — Семейный кодекс РФ

СНГ — Содружество Независимых Государств

СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счета

СССР — Союз Советских Социалистических Республик, Советский Союз

СТС — Свидетельство о регистрации транспортного средства

СФ — Совет Федерации

ТК — Трудовой кодекс

ТС — Транспортное средство

УК — Уголовный кодекс

УПК — Уголовно-процессуальный кодекс

ФЗ — Федеральный закон

ФКЗ — Федеральный конституционный закон

ЦБ РФ, ЦБР — Центральный банк РФ, Банк России

ЧАЭС — Чернобыльская атомная электростанция

Органы и должностные лица, ответственные за регистрацию по месту жительства и месту пребывания

Функции регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания относятся к реализации Закона РФ от 25.06.93 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Процедура проведения регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания установлена «Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.95 № 713 (далее – Правила регистрации).

[2]

Непосредственное осуществление функций регистрационного учета возложено на территориальные органы Федеральной Миграционной Службы Российской Федерации (далее — ФМС России), а источником финансирования данных функций является федеральный бюджет.

Вместе с тем Правилами регистрации определенные функции по осуществлению регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания возложены не только на лиц, входящих в систему территориальных органов ФМС России.

Так в соответствии с п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Читайте так же:  Как оформить договор дарения дачи

В перечень должностных лиц ответственных за регистрацию граждан, утвержденный Постановлением Правительства РФ 17.07.95 № 713 включены:

1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда

2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда

3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов

4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

[3]

В соответствии с Правилами регистрации на должностных лиц, ответственных за регистрацию граждан, возложены функции по приему соответствующих документов для регистрации и снятия с регистрационного учета и передаче соответствующих документов в территориальные органы ФМС РФ.

На практике многие управляющие организации и товарищества собственников жилья, осуществляющие управление многоквартирными домами, выполнение функций по регистрационному учету граждан поручают сторонним организациям, специализирующимся на деятельности по начислению и обработке платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги (Единые информационно-расчетные центры, Рассчетно-кассовые центры и т.п.). Зачастую это связано с административным воздействием, применяемым в целях создания на территории того или иного муниципального образования единой системы начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, службы «одного окна» и т.п. Нередко сами органы местного самоуправления выступают заказчиками соответствующих услуг у организаций, специализирующихся на деятельности расчетных центров.

До недавнего времени такая практика перепоручения функций по регистрационному учету на организацию, осуществляющую в муниципальном образовании деятельность по обработке жилищно-коммунальных платежей граждан, не вызывала вопросов. Управляющие организации, товарищества собственников жилья полагали, что они вправе самостоятельно определять порядок исполнения обязанностей, возложенных на их должностных лиц Правилами регистрации, в частности, что они вправе возложить выполнение регистрационных функций на стороннюю организацию, заключив с этой организацией соответствующий договор. Предметом такого рода договоров, как правило, является деятельность сторонней организации по ведению регистрационно-учетной работы с гражданами, проживающими в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется соответствующей управляющей организацией, товариществом собственников жилья. При оформлении данных договорных отношений используется модель договора возмездного оказания услуг или договора поручения.

Однако подобные договоры все чаще становятся предметом прокурорских проверок.

В настоящем обзоре приводим примеры соответствующей судебной практики, свидетельствующие о том, что многим управляющим организациям в скором будущем, возможно, придется вернуться к самостоятельному осуществлению функций по регистрационному учету граждан, а органам местного самоуправления – пересмотреть программы по созданию служб единого окна.

[1]

Дело в том, что органам прокуратуры все чаще удается отстоять в судах правовую позицию, согласно которой функции по регистрационному учету граждан, проживающих в многоквартирных домах, не могут осуществляться организациями, которые не имеют прямого отношения к деятельности по управлению такими многоквартирными домами, либо по владению помещениями в них.

В обоснование этой позиции приводится то, что должностные лица указанных организаций не входят в перечень должностных лиц, уполномоченных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 осуществлять данный вид деятельности. Специальные требования, касающиеся установления определенного перечня должностных лиц, которым поручается регистрационная работа, призваны, в том числе, не допустить попадание к другим лицам информации о гражданах, носящей конфиденциальный характер. Поэтому круг лиц, имеющих доступ к этой информации, не случайно ограничен Постановлением Правительства РФ от 17.07.95 № 713.

Так, например, Определением Верховного суда РФ от 22 октября 2008 года № 9-ВПР08-20, суд согласился с тем, что не любые коммерческие организации могут выполнять регистрационные функции. Указанные функции могут возникнуть у организации лишь как следствие ее соответствующего статуса в качестве управляющего либо владеющего жилым фондом. В рассматриваемом деле, поскольку организация, наделенная функциями по регистрации, таким статусом не обладала, суд признал, что выполнение такой организацией функций по обеспечению регистрационного учета граждан неправомерно в силу отсутствия у неё соответствующих полномочий.

В другом более позднем аналогичном деле Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа вынес Постановление от 24 сентября 2009 г. N Ф04-5658/2009(19877-А70-13) о признании недействительными отдельных пунктов соглашения, заключенного между Администрацией г. Тобольска и ОАО «ТРИЦ», согласно которым последнее предоставляло Администрации, в том числе, услуги по ведению и централизации паспортной работы; созданию централизованного архива документов паспортного стола. Суд признал, что сотрудники ОАО «ТРИЦ» не являлись должностными лицами, ответственными за регистрацию и снятие с регистрационного учета, в силу чего не имели права оказывать названные услуги.

Те же выводы сделаны в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 22 октября 2009 г. по делу N А03-1311/2009. Кроме того, со ссылкой на ст. 128 ГК РФ суд указал, что полномочия, которыми организация наделена в силу закона и иных нормативных правовых актов (государственные услуги), не могут быть объектом гражданских прав и участвовать в гражданском обороте.

Данные примеры судебной практики, свидетельствуют о том, что многим управляющим организациям в скором будущем, возможно, придется вернуться к самостоятельному осуществлению функций по регистрационному учету граждан, а органам местного самоуправления – пересмотреть программы по созданию служб единого окна.

Действующая редакция

ПЕРЕЧЕНЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА РЕГИСТРАЦИЮ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2008 N 220)

1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда

2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда

3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов

4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

26.11.2015 15:05 Просмотров: 220 О некоторых вопросах по регистрации граждан

Вправе ли органы местного самоуправления осуществлять функции по регистрации граждан по месту пребывания и жительства, в т. ч. на основе соглашений с органами федерального миграционного учета?

Читайте так же:  Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с учебой

При принятии указанных изменений подразумевалось, что структура и штатная численность ФМС будут приведены в соответствие с реальными потребностями, что будет обеспечено необходимое количество территориальных органов и сотрудников для исполнения возросшего объема полномочий по регистрации граждан. Однако на практике этого не произошло.

В результате граждане выражают недовольство по поводу того, что у них возникли трудности с регистрацией в связи с удаленностью регистрационных органов, а по информации, поступающей от ОМСУ, стало известно, что получила распространение практика заключения территориальными органами ФМС соглашений с ОМСУ о выполнении последними функций по приему от населения и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации. Тем самым на ОМСУ вновь возлагаются государственные полномочия вопреки установленному порядку передачи полномочий, что недопустимо. При необходимости вопрос о передаче отдельных государственных полномочий по регистрации граждан по месту пре­бывания и жительства ОМСУ должен регулироваться законом и сопровождаться предоставлением соответствующих субвенций. Таким образом, в настоящее время ОМСУ не вправе осуществлять все или часть функций по регистрационному учету граждан, в т. ч. на основе соглашений с органами ФМС.

Уполномочены ли органы местного самоуправления выдавать гражданам справку о составе семьи?

Справка о составе семьи упоминается в ряде норм федерального законодательства, но нигде не определены ее форма, порядок выдачи, уполномоченные на выдачу органы (организации), должностные лица. В Федеральном законе от 24 июля 1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» прямо закреплено требование о наличии справки жилищно-эксплуатационного органа, а при его отсутствии — ОМСУ о составе семьи умершего застрахованного (п. 4 ст. 15).

По сути, сведения о составе семьи приравниваются к данным о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, с указанием степени родства и нередко параметров жилого помещения (аналогом является выписка из домовой книги). Поэтому традиционно такие справки выдавались по месту жительства органами (организациями), располагавшими соответствующими сведениями (жилищно­эксплуатационные организации, ОМСУ, в последние годы многофункциональные центры).

Закон РФ № 5242-1 различает лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации, и органы регистрационного учета. Перечень лиц, ответственных за регистрацию, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» и включает:

Видео (кликните для воспроизведения).

— должностных лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственных за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда;

— собственников, самостоятельно осуществляющих управление своими помещениями, или уполномоченных лиц ТСЖ либо управляющей организации, ответственных за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.

Информация подготовлена по материалам журнала «Практика муниципального управления» № 7 2015 год.

На вопросы отвечала А.В. Мадьярова, канд. юрид. наук, ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ УЧЕТ ГРАЖДАН

Место пребывания –гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, – в которых он проживает временно.

Место жительства –жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством РФ.

Контроль за соблюдением гражданами РФ и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ возлагается на органы внутренних дел.

Регистрация гражданина РФ по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:

• паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

• документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его заверенная копия.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрироватьгражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

Снятиегражданина РФ с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях:

• изменение места жительства – на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства;

• призыв на военную службу – на основании сообщения военного комиссариата;

• осуждение к лишению свободы – на основании вступившего в законную силу приговора суда;

• признание безвестно отсутствующим – на основании вступившего в законную силу решения суда;

• смерть или объявление решением суда умершим – на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

• выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8870 —

| 7196 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Контроль за соблюдением правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в РФ

Прием граждан должностными лицами структурных подразделений ФМС, участвующими в предоставлении государственной услуги по регистрации граждан и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, производится в дневное и вечернее время, а также в 1-ю и 3-ю субботу месяца (за исключением праздничных дней). Понедельник после рабочей субботы является выходным днем.

Читайте так же:  Выдача и оформление наряда допуска на земляные работы – образец для скачивания

Прием граждан ведется с помощью электронной системы управления очередью (при наличии) или по предварительной записи по телефону. При определении времени приема по телефону сотрудник назначает время на основе графика запланированного времени приема заявителей и времени, удобного гражданину.

Многофункциональные центры участвуют в предоставлении государственной услуги в части осуществления информирования, консультирования по вопросам оказания государственной услуги и предоставления автоматизированных рабочих мест сотрудникам территориальных органов и должностным лицам, ответственным за регистрацию.

Гражданин, прибывший для временного проживания в жилое помещение, не являющееся его местом жительства, на срок свыше 90 дней, по истечении указанного срока обращается с заявлением о регистрации по месту пребывания по установленной Регламентом форме к должностным лицам, ответственным за регистрацию, а при их отсутствии — к собственнику жилого помещения.

Регистрация граждан по месту пребывания в гостиницах, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, медицинских организациях, туристских базах и иных подобных учреждениях осуществляется непосредственно при их прибытии администрацией данных учреждений.

Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства.

Срок регистрации гражданина по месту пребывания определяется по взаимному соглашению сторон.

При поступлении заявления о регистрации по месту пребывания по форме № 1 лица, ответственные за регистрацию, в присутствии заявителя проверяют комплектность представленных документов и в 3-дневный срок передают их вместе с адресными листками прибытия, составленными в 2-х экземплярах, поквартирной карточкой по форме или домовой (поквартирной) книгой в орган регистрационного учета.

Уполномоченные должностные лица органа регистрационного учета при поступлении документов от лиц, ответственных за регистрацию, либо при получении документов, направленных по почте, или заявления о регистрации по месту пребывания в форме электронного документа через Единый портал рассматривают их в 3-дневный срок.

Оформленное свидетельство о регистрации по месту пребывания подписывается начальником органа регистрационного учета, а в его отсутствие лицом, исполняющим его обязанности, и скрепляется печатью, применяемой для оформления паспорта гражданина Российской Федерации.

Сведения о регистрации гражданина по месту пребывания вносятся в поквартирную карточку или в домовую.

Свидетельство о регистрации по месту пребывания по форме № 3 и документ, удостоверяющий личность, не позднее дня, следующего за днем оформления, передаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, для последующей их передачи зарегистрированным гражданам либо непосредственно выдаются данным гражданам.

При регистрации заполняются адресные листки прибытия по форме № 2: первый экземпляр листка в течение 2-х рабочих дней со дня регистрации направляется в подразделение адресно-справочной работы территориального органа. Второй экземпляр помещается в адресно-справочную картотеку органа регистрационного учета, осуществившего регистрацию гражданина по месту пребывания.

Для регистрации по месту пребывания в гостинице, доме отдыха, кемпинге, пансионате, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении прибывающие граждане представляют документы, удостоверяющие их личность, заполняют бланк анкеты по форме № 5 в двух экземплярах.

Уполномоченные должностные лица указанных учреждений, ответственные за регистрацию, проверяют принятые документы и правильность заполнения анкет.

Первые экземпляры анкет дежурными администраторами помещаются в картотеку пребывающих лиц, а вторые экземпляры данных анкет в течение суток после их заполнения пересылаются в подразделение адресно-справочной работы территориального органа.

Регистрация граждан по месту жительства.

Гражданин, изменивший место жительства, не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обращается с заявлением о регистрации по месту жительства по форме № 6 к должностным лицам, ответственным за регистрацию, а при их отсутствии — к собственнику жилого помещения.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов, заполняют карточку регистрации по форме № 9, поквартирную карточку или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме, адресные листки прибытия по форме №2, листок статистического учета прибытия.

Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета.

Адресные листки прибытия по форме № 2 при регистрации граждан в городах, где располагаются подразделения адресно-справочной работы территориальных органов, составляются в одном экземпляре, а в остальных местностях — в двух экземплярах.

Уполномоченные должностные лица органа регистрационного учета при рассмотрении представленных должностными лицами, ответственными за регистрацию, документов в 3-дневный срок:

— проверяют правильность и полноту заполнения представленных документов и принимают решения о регистрации;

— в паспортах граждан, зарегистрированных по месту жительства и не снявшихся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, одновременно проставляется оттиск штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства и оттиск штампа о регистрации по месту жительства.

В случае, если не предъявлен документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение решение принимается не позднее 8-ми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность.

При снятии с регистрационного учета по месту пребывания до окончания заявленного срока пребывания решение принимается — в течение 3-х дней со дня поступления в орган регистрационного учета соответствующего заявления гражданина, а в гостиницах и иных подобных учреждениях — в день выбытия.

При снятии с регистрационного учета по месту жительства — в течение 3-х дней со дня поступления в орган регистрационного учета соответствующего заявления гражданина.

Граждане, снявшиеся с регистрационного учета по месту жительства по прибытии к новому месту жительства, вправе представлять для регистрации по новому месту жительства адресный листок убытия по форме № 7

Запрещается требовать от заявителя:

— представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

— представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги.

Место проживания и пребывания — в чем разница

Что такое место пребывания

Это территория, где гражданин временно проживает: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся адресом постоянного жительства гражданина. Такое определение дано в Правилах регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 г (далее Правила).

Читайте так же:  Срок подачи заявления об увольнении — за сколько дней предупреждают работодателя и работника

Итак, адрес места пребывания — это адрес той территории, где вы живете временно. Следуя указанным правилам, регистрироваться по этому адресу необходимо спустя 90 дней со дня прибытия (п. 9). При этом регистрация граждан по месту пребывания происходит без изменения постоянной прописки. То есть если вы прописаны в одном городе, а едете на несколько месяцев в гости к родственникам в другой город, то зарегистрироваться вы там должны не раньше, чем через 3 месяца пребывания. И при этом «не выписываясь» из своей квартиры (дома).

Как зарегистрироваться

Зарегистрироваться по месту пребывания — что это значит? Значит, нужно обратиться к должностным лицам, ответственным за миграцию населения, и представить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление установленной формы о регистрации по адресу пребывания;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

Документы представляются обычно в домоуправление, паспортный стол или отдел миграции населения.

А кому представлять документы, если, например, в садовом товариществе, на территории которого находится ваша дача, отсутствуют подобные организации? Тогда нужно обратиться к лицу, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений на данной территории.

Однако сегодня проще всего подать документы через МФЦ или сайт Госуслуг. На сайте Госуслуг можно выбрать ближайший к вам отдел миграции или паспотрный стол и в назначенное время принести туда нужные бумаги, или же любой МФЦ станет посредником между вами и регистрирующим органом. После получения смс или звонка вам останется только забрать документы.

Обратите внимание! Зарегистрироваться в домиках, расположенных на садовом или огородном земельном участке, невозможно, поскольку на этих землях строить жилой дом с правом прописки в нем нельзя. Но если на дачном участке разрешено строительство жилого дома, гражданин имеет право быть там зарегистрированным как временно, так и на постоянной основе.

Что касается гостиниц, домов отдыха, больниц и тому подобных мест, то, согласно п. 14 правил, регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений на основании документов, удостоверяющих личность.

Если зарегистрироваться по адресу пребывания нужно в муниципальном жилье, то на это необходимо согласие нанимателя и всех членов его семьи, в том числе и временно отсутствующих.

Если же регистрация предполагается в квартире (доме), находящейся в собственности физического или юридического лица, то необходимо согласие собственника.

Срок, на который вы временно регистрируетесь, определяется по взаимному соглашению:

  • либо с нанимателями (если это муниципальная или государственная собственность);
  • либо с собственниками;
  • либо с правлением кооператива (если никто не является собственником) жилого помещения.

Далее должностные лица, ответственные за регистрацию (домоуправление, ЖЭУ…) в 3-дневный срок обязаны передать документы в органы регистрационного учета. Органы регистрационного учета, в свою очередь, в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту пребывания и выдают им соответствующее свидетельство. Таким образом, от подачи документов до регистрации должно проходить не более 6 рабочих дней.

Какие документы выдадут

  • Свидетельство по форме № 3.

Временная регистрация в Санкт-Петербурге во время чемпионата мира по футболу FIFA 2018

В связи с проведением в России в 2018 году чемпионата мира по футболу издан Указа Президента РФ от 09.05.2017 №202 о применении усиленных мер безопасности.

Для исполнения указа и в целях безопасности все прибывшие в Санкт-Петербург из-за его пределов в период с 25 мая по 25 июля 2018 в течение трех дней лично обращаются в отдел по оформлению внутренних паспотров и в отделения регистрации районных отделов миграции. Обратиться в МФЦ приезжие не могут. Отделения МФЦ Санкт-Петербурга в этот период принимают документы только у тех, кто меняет место пребывания или жительства в пределах города, либо у тех, кто хочет только сняться с учета.

Однако единым порталом Госуслуг воспользоваться по-прежнему можно.

Что такое место жительства

Это территория, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника или по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

  • жилой дом;
  • квартира;
  • служебное жилое помещение;
  • специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие);
  • а также иное жилое помещение.

Зарегистрироваться по постоянному адресу жительства нужно в течение 7 дней со дня прибытия. Для этого необходимы следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
  • документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством РФ основанием для вселения в жилое помещение: договор найма, свидетельство о собственности (выписка из ЕГРН), заявление собственника о вселении, решение суда и т.п.

Сроки оформления документов тут такие же, как и в случае временной регистрации. А вот что касается согласий на постоянную прописку нанимателей, собственников и членов их семей — то ситуация тут следующая:

  1. Для прописки в муниципальное жилье необходимо заручиться согласием всех прописанных. Мало того, сданные документы пойдут на специальную комиссию, где собственник жилого помещения (например, город) вынесет решение о возможности прописки в данное жилое помещение.
  2. Для постоянной прописки в жилье, находящееся в собственности, необходимо согласие всех сособственников. А вот согласие остальных прописанных, не являющихся собственниками, не требуется.

Какие документы выдадут/что оформят

  • Свидетельство по форме № 8 (для лиц, не достигших 18 лет).
  • Штамп в паспорте о снятии с учета по прежнему адресу жительства.
  • Штамп в паспорте о постановке на учет по новому адресу жительства.

Про несовершеннолетних отдельно

Регистрация несовершеннолетних детей по месту пребывания или жительства родителей (усыновителей, опекунов) производится по тому же адресу независимо от согласия собственников, нанимателей и членов их семей.

Таким образом, если на вашей жилплощади временно зарегистрирован гражданин РФ, то своего ребенка он может зарегистрировать к вам, не спрашивая ничьего согласия.

Документы, которые нужны для временной регистрации несовершеннолетнего ребенка до 16 лет по адресу пребывания родителя:

  • удостоверение личности родителя;
  • свидетельство о рождении ребенка.

Обратите внимание: несмотря на то что у ребенка 14–16 лет уже есть паспорт, правила гласят, что регистрация по месту пребывания к родителям осуществляется на основании свидетельства о рождении ребенка. И тут все логично. Именно свидетельство о рождении доказывает родство. Эти же документы необходимо предоставить для постоянной прописки ребенка .

Читайте так же:  Недействительные документы при заключении трудового договора

Часто домоуправления и паспортные столы, несмотря на предписания, требуют принести согласия собственников, нанимателей и членов их семей. А в случаях, если ребенок прописывается от одного родителя к другому, требуют и согласие второго родителя.

Я лично столкнулась с такими требованиями, когда прописывала к себе своего несовершеннолетнего сына. О том, как я доказывала свою правоту и чего добилась, можно прочитать в статье «Прописка» ребенка по закону или Как я боролась за свои права». В этой статье вопрос прописки ребенка по адресу жительства рассмотрен очень подробно со всех сторон.

Применение и ответственность

Теперь все эти знания применим к реальности.

Жизнь без прописки

Съемная квартира — все-таки временный адрес жительства. Поэтому по закону мы можем, не регистрируясь по адресу пребывания, жить там в течение трех месяцев. То же самое и с гостями. Если вы поехали в гости и задержались там более чем на три месяца, то надо регистрироваться.

А если у вас, скажем, в собственности две квартиры? Прописаться же можно только в одной из них. Как быть в этом случае?

По закону, в течение 7 дней после того, как вы приехали постоянно жить куда-либо, вы должны там прописаться. То есть прописываться надо в ту квартиру, где постоянно живете.

Очевидно, что не всякий владелец, сдающий свою квартиру, захочет регистрировать туда жильцов. Да и в долгосрочных гостях тоже не все могут зарегистрироваться. Какие последствия могут быть?

Есть в Кодексе об административных правонарушениях такая статья 19.15: «Проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина РФ, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства влечет наложение административного штрафа в размере от двух до трех тысячрублей». В Москве и Петербурге штрафы еще выше: от 3000 до 5000 рублей.

Иными словами, если вы где-то живете без прописки (временной или постоянной), то за это могут и оштрафовать. Но только если докажут, что вы проживаете по этому адресу постоянно, и соответственно должны быть зарегистрированы по месту жительства. Либо то, что вы проживаете по этому адресу временно, но уже более 3 месяцев. И значит, должны быть зарегистрированы по месту пребывания.

Как можно это доказать? Ну, если родная милиция захочет, то может опросить, например, соседей, которые скажут, что вы действительно ежедневно и еженощно (а значит постоянно) находитесь по этому адресу уже длительное время (более 3 месяцев).

В гости в другой город

А вот другая ситуация: допустим, я прописана в Москве. И решила поехать в Петербург. Иду я себе по улице. И вдруг останавливает меня милиционер и спрашивает паспорт. А потом, увидев, что у меня московская прописка, спрашивает про регистрацию. А у меня ее, конечно же, нет.

Какие могут быть последствия? Да никаких. Во-первых, я гражданка РФ. А статья 27 Конституции РФ гласит «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Это же сказано и в законе «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» №5242-1 от 25.06.1993. Статья 1: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Таким образом, любой гражданин РФ может находиться на территории РФ без каких-либо разрешений на это. И регистрация по адресу жительства или пребывания тут вообще ни при чем. Может, я только вчера приехала. Или даже два месяца назад. Докажите, что это не так. У нас же презумпция невиновности, кстати. А, во-вторых, в КоАП сказано, что нахождение по адресу пребывания или жительства без регистрации…. А определения этим местам я уже давала выше. За нахождение без регистрации на улице меня, как гражданина РФ, штрафовать не имеют права.

Итак, регистрация по месту пребывания и по месту жительства – в чем разница?

Адрес пребывания — территория, где вы живете временно. Адрес проживания — это территория, где вы живете постоянно.

По адресу пребывания необходимо зарегистрироваться не ранее (но и не позднее), чем через 90 дней, после прибытия. По адресу жительства необходимо регистрироваться в течение 7 дней после вселения. Для этого надо заручиться согласием нанимателей, членов их семей, или собственников.

А вот для регистрации, как временной, так и постоянной, несовершеннолетних детей к их родителям (одному из родителей) ничьих согласий не требуется.

Если вы длительное время проживаете где-либо без регистрации (постоянной или временной), то будьте готовы заплатить за это штраф, если этим моментом заинтересуются милиционеры. Но при этом вы, как гражданин РФ, можете находиться в любой точке страны без регистрации, так как Конституция гарантирует нам право на свободу передвижения.

Видео (кликните для воспроизведения).

НО! Все эти законы и правила касаются только граждан РФ. Что касается «неграждан», то это совсем другая история, о которой мы с вами обязательно еще поговорим.

Источники


  1. Общество с ограниченной ответственностью. Судебная практика, официальные разъяснения и рекомендации. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 128 c.

  2. Кондрашков, Н.Н. Тунеядство: против закона и совести; М.: Юридическая литература, 2012. — 160 c.

  3. Широкунова, О. В. Как открыть свое дело. Создание юридического лица / О.В. Широкунова. — М.: Феникс, 2005. — 384 c.
  4. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.
  5. Хаймович, М. И. Правоведение. Основы правовых знаний / М.И. Хаймович. — М.: РИОР, Инфра-М, 2013. — 304 c.
Органы и должностные лица, ответственные за регистрацию по месту жительства и месту пребывания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here