Оспаривание государственной оценки кадастровой стоимости земельного участка

Полная информация по теме: "Оспаривание государственной оценки кадастровой стоимости земельного участка" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Как оспорить кадастровую стоимость недвижимости

1. Кто может оспорить кадастровую стоимость?

Оспорить кадастровую стоимость может любой гражданин, чьи права и обязанности затрагивают результаты такой оценки.

2. В каких случаях и как можно оспорить кадастровую стоимость?

Оспорить можно только ту кадастровую стоимость недвижимости, которая установлена на момент обращения. Вы можете потребовать пересмотра кадастровой стоимости только в сторону уменьшения.

Пересмотреть кадастровую стоимость можно по двум основаниям:

  • при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости были использованы недостоверные сведения о нем (например, при оценке были использованы неверные данные о площади объекта недвижимости либо о материале стен дома и тому подобное);
  • кадастровая стоимость объекта недвижимости превышает рыночную стоимость этого объекта (на момент установления кадастровой стоимости).

В первом случае при положительном решении кадастровая оценка проводится заново, во втором случае кадастровая стоимость устанавливается в размере рыночной. В обоих случаях нужно собирать доказательства.

Оспорить кадастровую стоимость можно двумя способами — в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Росреестра либо в суде. При этом физические лица при обращении в суд предварительно обращаться в комиссию не обязаны.

Процедура оспаривания кадастровой стоимости в комиссии Росреестра считается более простой и быстрой. К тому же, если она завершится неудачей и комиссия откажет в пересмотре кадастровой стоимости, вы также сможете обратиться в суд и оспорить решение комиссии. Если в пересмотре кадастровой стоимости откажет суд, обратиться в комиссию вы уже не сможете.

3. Как узнать, какие сведения использовались для проведения кадастровой оценки?

Сведения о том, как, когда, кем и по чьему заказу была установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости вместе с отчетами о проведении кадастровой оценки хранятся в Фонде данных государственной кадастровой оценки. Получить их можно онлайн на сайте Росреестра или на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru.

Чтобы воспользоваться сервисом, вам необходимо знать кадастровый номер объекта недвижимости.

С запросом о предоставлении сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, вы также можете обратиться лично:

  • если кадастровая стоимость была определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки — к заказчику работ по определению кадастровой стоимости (в отношении московской недвижимости в роли заказчика обычно выступает Департамент городского имущества, но уточнить эту информацию вы можете в Управлении Росреестра по Москве);
  • если кадастровая стоимость была определена при постановке объекта на кадастровый учет (или в результате внесения изменений в него) — в отделение Росреестра по месту расположения объекта недвижимости.

4. Как доказать, что кадастровую стоимость определили по недостоверным сведениям?

При кадастровой оценке объекта недвижимости кадастровый инженер должен опираться на множество факторов, таких как размер объекта недвижимости, местоположение, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории, целевое назначение и другие. В случае если оценивается помещение, здание или постройка, также учитывается материал стен, износ здания, аварийное состояние объекта и так далее.

Если хотя бы один из этих факторов не учтен либо учтен неверно (имела место, например, техническая ошибка), вы можете направить обращение об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Сделать это можно с помощью официального сайта Мэра Москвы mos.ru. Результатом станет решение о пересчете кадастровой стоимости.

В качестве доказательств факта ошибки для суда вы можете использовать ранее внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения, документы технического учета (документы БТИ) и другие документы.

5. Как доказать, что кадастровая стоимость выше рыночной?

Вам нужно оценить недвижимость, установив ее рыночную стоимость. Юридическую силу имеет только оценка недвижимости, проведенная профессиональными оценщиками. Это могут быть как частнопрактикующие лица, так и оценщики, работающие на основании трудового договора с юридическими организациями. Но в любом из этих случаев оценщик должен быть членом саморегулируемой организации оценщиков, застраховавшим свою ответственность.

Оценка недвижимости должна быть проведена с соблюдением всех федеральных стандартов, а также с учетом норм и требований саморегулируемой организации оценщиков.

Для проведения оценки обязательно заключается договор . По результатам ее проведения составляется отчет об оценке объекта недвижимости. Услуга платная.

Также вам может понадобиться экспертиза отчета об оценке. Это не повторная оценка, а проверка экспертом саморегулируемой организации оценщиков правомерности действий оценщика и соответствия оценки всем стандартам. При обращении в суд экспертиза обязательна, в комиссию Росреестра — только если рыночная стоимость отличается от кадастровой более чем на 30%.

6. Как оспорить кадастровую стоимость в комиссии Росреестра?

Для того чтобы пересмотреть кадастровую стоимость вашего объекта недвижимости, вам понадобятся документы:

  • заявление (заполняется во время личного визита);
  • выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (если вы считаете, что при определении кадастровой стоимости были использованы недостоверные сведения).

Подавать документы нужно в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости. Заявление должно быть рассмотрено комиссией в течение месяца со дня его регистрации в Росреестре. Извещение о том, когда именно заявление будет рассматриваться, должен прислать секретарь комиссии в течение 7 рабочих дней с момента регистрации заявления, но не позже чем за 5 рабочих дней до заседания комиссии.

Каждое заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов комиссии. Голосование по всем вопросам проводится открыто. Мнение членов комиссии выражается словами «за» или «против». Воздерживаться от голосования или передавать свои голоса членам комиссии запрещено. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения. Заявитель вправе присутствовать на заседании комиссии.

По результатам заседания комиссия может отказать в пересмотре кадастровой стоимости либо установить кадастровую стоимость в размере рыночной / обязать орган исполнительной власти, отвечающий за установление кадастровой стоимости (в Москве это Департамент городского имущества), провести новую государственную оценку имущества.

Решение комиссии направляется заявителю в течение 2 рабочих дней после проведения заседания.

7. Как оспорить кадастровую стоимость через суд?

Прежде чем подать иск о пересмотре кадастровой стоимости соберите документы:

Дела о пересмотре кадастровой стоимости рассматривает в качестве суда первой инстанции Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа. Таким образом, в отношении недвижимости, расположенной в Москве, вам необходимо направить иск в Московский городской суд.

Читайте так же:  Какие имеет права на ребенка отец после развода

Подать административный иск вы можете лично либо онлайн на сайте Мосгорсуда (для этого требуется быть зарегистрированным пользователем портала gosuslugi.ru). Также с помощью сервиса вы можете отслеживать движение поданных вами обращений и получить результаты их рассмотрения.

Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным судом РФ в течение 3 месяцев, всеми остальными — в течение 2 месяцев. По сложным делам председатель суда может продлить срок рассмотрения дела, но не более чем на месяц. Таким образом, если вы будете требовать пересмотра кадастровой стоимости недвижимости, расположенной в Москве, Мосгорсуд будет рассматривать дело в течение 2, максимум 3 месяцев.

О дате и времени судебного заседания всех участников извещает суд. Неявка лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.

Оспаривание кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость участков, принадлежащих юридическим лицам, сегодня рассчитывается с учетом реальных рыночных цен. Это приводит к повышению земельного налога, а также к значительному увеличению налогооблагаемой базы. Но массовый подход к выполнению расчетов часто является причиной возникновения неточностей.

Достаточно часто кадастровая стоимость оказывается завышенной, так как в процессе ее расчета не учитываются такие критерии земельных участков, как их транспортная доступность, местоположение, ликвидность на рынке, наличие в непосредственной близости необходимых для нормальной эксплуатации инженерных коммуникаций и прочие. В подобных ситуациях имеет смысл оспорить завышение реальной рыночной цены, чтобы не платить лишние налоги.

Как осуществляется оспаривание кадастровой стоимости?

Оспорить завышенную кадастровую стоимость можно двумя способами:

  • путем досудебного разрешения конфликтной ситуации. В данном случае юридическое лицо, являющееся владельцем участка, обращается в Росреестр и предоставляет аргументы в пользу своей правоты. На основании этих доказательств комиссия принимает то или иное решение;
  • если досудебное урегулирование не дает требуемых результатов, владелец участка обращается в суд.

И в том, и в другом случае процедура связана с необходимостью правильно оформлять целый ряд документов, собирать доказательную базу. Для этой цели лучше обратиться к профессионалам, работающим в Центре Права и Защиты, сотрудничество с которыми значительно повысит ваши шансы на успешный исход дела.

Что предлагает Центр Права и Защиты?

Связавшись с нами, вы получите квалифицированную консультацию по всем вопросам оспаривания кадастровой стоимости как в специальной комиссии Росреестра, так и в судебных инстанциях. Кроме того, мы возьмем на себя следующие процедуры:

  • тщательное исследование земельного участка, позволяющее определить, правильно ли была рассчитана кадастровая стоимость;
  • независимая экспертиза земель, находящихся в собственности юридического лица, а также составление подробного отчета, который затем будет передаваться в соответствующие органы;
  • сопровождение проверки отчета в СРО, проводившей оценку рыночной стоимости участка;
  • оформление необходимых документов и их передача в Росреестр;
  • при получении отказа от комиссии – составление судебного иска и сбор доказательной базы для суда;
  • представление интересов клиента – участие юриста в судебных заседаниях, составление ходатайств и прочих документов, обжалование неправомерных решений и прочие процедуры.

Оспаривание кадастровой стоимости выполняется нашими специалистами на основании выданной вами доверенности, которая в обязательном порядке заверяется нотариусов.

ОСПАРИВАНИЕ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ В 2018-2019ГГ.

Выясните, будет ли проведена кадастровая оценка на 1 января 2019 года;

Можно сориентироваться по дате последней кадастровой оценки. Ее проводят не чаще одного раза в три года, в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — не чаще одного раза в два года.

О принятых решениях (отчетах) о проведении оценки можно узнать на официальных сайтах уполномоченных органов и из других источников (ч. 5 ст. 11 Закона о кадастровой оценке, ч. 4 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности).

Например, в фонде данных Росреестра и на сайте Центра кадастровой оценки опубликованы промежуточные результаты кадастровой оценки объектов недвижимости Московской области 2018 года. Итоговый отчет о кадастровой оценке будет утвержден не позднее 30 ноября 2018 года.

Если со следующего года кадастровую стоимость изменят, то подавайте заявление об оспаривании в этом году

Ждать 2019 года не следует. Старую кадастровую стоимость оспорить нельзя (ч. 4 ст. 22 Закона о кадастровой оценке, ч. 10 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности). Это касается, например, тех, у кого недвижимость находится в Московской области.

[1]

Обратите внимание, заявление о зачете или возврате налога можно подать не позднее трех лет со дня его уплаты.

Для граждан в законе предусмотрено дополнительное ограничение: вернуть или зачесть налоги можно только за три года, предшествующих году направления инспекцией уведомления с перерасчетом. Значит, о налогах за 2015 год можно забыть.

Однако в настоящее время у многих возникает вопрос, по поводу имеющегося отчета об установлении кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2018 года. Что необходимо делать собственнику в данной ситуации?

Для того чтобы понять, стоит ли Вам обращаться за оспариванием кадастровой стоимости или нет, ООО «Центр права и Защиты» предоставляет Вам возможность воспользоваться юридической консультацией наших юристов в области оспаривания кадастровой стоимости.

Оценка недвижимости для оспаривания кадастровой стоимости

Привезенцев
Сергей Алексеевич
Исполнительный директор,
Ведущий оценщик

В настоящий момент многие собственники недвижимости сталкиваются с проблемой завышенной кадастровой стоимости своего имущества. В результате завышения кадастровой стоимости возрастают расходы по налогам и арендные платежи. Единственным выходом для собственников недвижимости снизить налоги в этом случае является оспаривание кадастровой стоимости в суде или в досудебном порядке.

[3]

Компания «ГРАНД РЕАЛ» оказывает полный спектр услуг по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости – проведение оценки рыночной стоимости и защита Ваших интересов в комиссии при Росреестре и в Суде. В данном разделе Вы сможете ознакомиться с особенностями процесса оценки для целей оспаривания кадастровой оценки. Подробнее о «Юридической» части процесса можете ознакомиться в соответствующем разделе Оспаривание кадастровой стоимости в суде.

Кадастровая стоимость — это стоимость объекта недвижимости, которая рассчитана в процессе государственной оценки, проводимой региональным бюджетным учреждением, имеющим полномочия рассчитывать кадастровую стоимость. ГБУ проводит оценку большими объёмами, методами массовой оценки, что влечет за собой игнорирование особенностей каждого отдельного объекта недвижимости и как следствие — допущение ошибок и отличие кадастровой стоимости от реальной рыночной.

Процесс оспаривания кадастровой стоимости

Если Вы решили снизить налог на имущество по кадастровой стоимости, первое дело, необходимо – оценить целесообразность и потенциальную выгоду от этого процесса. Для этого Вы можете обратиться в нашу компанию с запросом на предварительный анализ объекта оценки. В результатах которого вы найдёте информацию о прогнозируемом объёме снижения кадастровой стоимости, а значит о соответствующем уменьшении объёма налоговых выплат. Дополнительно указывается стоимость наших услуг и необходимых список документов для оценки.

Читайте так же:  Отбор кандидатов

Имея на руках прогноз, построенный на наших собственных оценках аналогичных объектов, Вы можете принять взвешенное решение – начинать работу по снижению налога на недвижимость или нет .

После принятия положительного решения Вам останется выслать нам запрошенные документы и провести оплату – через 10-15 дней Вы получите готовый отчёт.

Если Вами будет заказана услуга «Под ключ», то незадолго до выдачи отчёта Вам, наш юридический отдел займётся составлением документов для подачи в комиссию и/или суд.

Нам доверяют:

Видео (кликните для воспроизведения).

  • Базовый перечень документов, для составления отчёта об оценке:

    1.Выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

    2.Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости.

    3.1. Для земельных участков – кадастровый паспорт.
    3.2. Для объектов недвижимости – технический паспорт.

    Чтобы узнать кадастровую стоимость Вашего земельного участка, предлагаем воспользоваться публичной кадастровой картой или справочником информации по объектам недвижимости Росреестра.

    Оспаривание кадастровой стоимости недвижимости

    Юридические лица
    Объект оценки Отчёт
    об оценке, руб.
    Юридические
    услуги, руб.
    Участок более 50 соток СНТ, ИЖС, ЛПХ 35 000 45 000
    Участок коммерческий, незастроенный 40 000 45 000
    Участок коммерческий + 1 здание 65 000 50 000
    Участок коммерческий + несколько зданий от 85 000 от 65 000
    Здание до 1000 кв. м. 40 000 40 000
    Здание до 5000 кв. м. 50 000 55 000
    Здание от 5000 кв. м. от 85 000 65 000
    Помещение до 500 кв. м. 35 000 45 000
    Помещение до 2500 кв. м. 45 000 45 000
    Помещение от 2500 кв. м. 65 000 55 000
    Для Физ. лиц , руб. Для Юр. лиц, руб.
    Пакет документов из Росреестра 1 000 3 000

    По вопросам переоценки кадастровой стоимости, просим обращаться по телефону: +7 (495) 739-54-41

    Оспаривание кадастровой оценки: нюансы процедуры

    Руководитель коллегии адвокатов «Комиссаров и партнеры»

    специально для ГАРАНТ.РУ

    Почти на протяжении года в России действует новый порядок оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости (ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; далее – Закон № 135-ФЗ).

    Рассмотрим некоторые нюансы, встречающиеся собственникам и арендаторам объектов недвижимости на этом пути.

    Напомню, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 11-13 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

    Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем (физическим или юридическим лицом), а после 15 сентября 2015 года – административным истцом в судебном порядке.

    Причем для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (абз. 3 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

    Однако для юридических лиц и органов государственной власти, органов местного самоуправления оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде возможно только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в течение месяца с даты его поступления (абз. 37 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

    Необходимо помнить, что при обращении в комиссию к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости следует приложить:

    • кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
    • нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
    • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
    • отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
    • положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет (абз. 18-23 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

    На этапе сбора необходимых документов наибольшее внимание следует уделить подготовке заключения оценщика о рыночной стоимости объекта недвижимости и положительного заключения саморегулируемой организации (СРО) оценщиков, членом которой является оценщик, в соответствии этого заключения требованиям закона, стандартам и правилам оценки.

    Во-первых, не следует забывать, что оценка рыночной стоимости должна производиться на дату проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в субъекте. Если рыночная стоимость будет оценена по состоянию на ненадлежащую дату, комиссия и суд непременно откажут в удовлетворении вашего заявления (абз. 4 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

    Во-вторых, по новым требованиям одного отчета об оценке недостаточно, теперь требуется еще заключение СРО оценщиков, одобряющее методику и результаты оценки, полученные оценщиком. К сожалению, не все экспертные организации могут представить такое заключение. Либо СРО еще не готовы одобрять отчеты своих членов-оценщиков, либо отчеты не так хороши. Но, как показывает практика, в такой услуге экспертные организации могут вам отказать. Поэтому, прежде чем заказывать отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в экспертной организации, удостоверьтесь, что она обладает возможностью получить положительное заключение на свой отчет в СРО оценщиков.

    В июне 2015 года комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при столичном управлении Росреестра, было рассмотрено 152 заявления об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости, из которых 58 заявлений (38%) были удовлетворены и 94 заявления (62%) отклонены.

    Причиной отклонения стало несоответствие отчетов об оценке предъявляемым к ним требованиям. Например, комиссией было установлено, что оценщики неправильно оформляют отчеты, не используют обязательные методы оценки или не обосновывают отказ от применения тех или иных оценочных подходов, неправильно подбирают объекты-аналоги, не прикладывают фото с осмотров объектов недвижимости, применяют метод массовой оценки, не учитывают требуемые корректировки или не правильно их рассчитывают. Одним словом, главные риски при обращении за пересмотром кадастровой стоимости в комиссию связаны с качеством заключения оценщика.

    Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено комиссией, то следующим шагом для юридического лица должно стать обращение в суд. Добавлю, что изначально иски об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной рассматривались арбитражными судами. После внесения изменений в законодательство такие иски стали подведомственны судам общей юрисдикции (п. 15 ст. 20 КАС РФ). Однако этот механизм оспаривания кадастровой стоимости показал свою неэффективность, и профессиональные юристы нашли следующий выход из положения. Получив отказ в пересмотре кадастровой стоимости в комиссии при Росреестре, юристы обращались в суд, но не с иском об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, а с иском о признании незаконным решения государственного органа, что является самостоятельным способом защиты нарушенного права. Соответственно, в случаях если объект недвижимости принадлежит юридическому лицу, данные споры подсудны уже не судам общей юрисдикции, а арбитражным судам. Этот способ был избран неслучайно, а связи с тем, что арбитражные суды в подобных вопросах давно зарекомендовали себя как более компетентные.

    В суде заявителю предстоит добиваться назначения судебной экспертизы по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, так как, скорее всего, комиссия признала отчет заявителя несоответствующим требованиям закона. Раньше суды противились этому и отказывали истцам в ходатайстве о назначении по делу судебной экспертизы. Но кассационный суд разъяснил, что суды первой инстанции не рассматривают спор по существу и предписал назначать судебные экспертизы (постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 апреля 2015 г. по делу № А40-115938/2014).

    Также, соблюдая досудебный порядок, можно обратиться в областной суд субъекта с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, но в этом случае за результат никто поручиться не может. Судебная практика по таким делам по-прежнему противоречивая – ВС РФ завален апелляционными жалобами, как от налогоплательщиков, так и от государственных органов.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Когда, наконец, заявитель получил положительное решение комиссии или суда, и в отношении объекта недвижимости установлена новая кадастровая стоимость в размере рыночной, кадастровая палата субъекта обязана внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости. Эти сведения в дальнейшем будут запрашиваться налоговым органом при проверке налоговых деклараций заявителя.

    На этом этапе также не обходится без некоторых сложностей. В соответствии с нормами закона сведения о кадастровой стоимости, измененные по решению комиссии или суда, применяются для целей налогообложения, начиная с года подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Поэтому если год подачи заявления и год вступления решения в законную силу разнятся, то предстоит еще процедура доказывания налоговому органу, что кадастровая стоимость за предыдущий год (год подачи заявления) равна рыночной в соответствии с решением комиссии или суда.

    Налоговые органы могут отказать в возврате/зачете излишне уплаченной суммы налога, поскольку данные в государственном кадастре недвижимости за предыдущий год отражают устаревшую кадастровую стоимость. Судебная практика по таким спорам еще не сформировалась.

    В конце марта ФНС России разъяснила в своем письме, что если изменения в части установления кадастровой стоимости равной рыночной стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости в течение 2014 года на основании решения суда, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр, то есть с 1 января 2015 года. Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в 2015 году и решение комиссии или суда об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости принято в 2015 году, то новая кадастровая стоимость должна применяться также с 1 января 2015 года (письмо ФНС России от 27 марта 2015 г. № БС-4-11/5013).

    Таким образом, приняв поправки в нормативные акты, законодатель не урегулировал слаженное функционирование нового механизма использования привилегий налогоплательщиков, связанных с изменением кадастровой стоимости.

    Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка

    Кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей налогообложения физических или юридических лиц, для расчета арендной платы за пользование участком, для определения выкупной цены земельного участка из государственной или муниципальной собственности.

    Определение кадастровой стоимости осуществляется независимыми экспертами-оценщиками, по заказу государственных и муниципальных служб на основании законодательства РФ о государственной кадастровой оценки и Федеральным законом от 29.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».

    Органы государственной власти субъектов РФ утверждают среднюю кадастровую стоимость по муниципальному району (городскому округу).

    Как правило, кадастровая оценка земли происходит без участия собственников и заинтересованных лиц, а по заказу органом местного самоуправления.

    Сама кадастровая стоимость представляет собой стоимость, установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).

    Пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, уточнено, что под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определённая методами массовой оценки, или при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки рыночная стоимость, определённая индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

    Массовой оценкой недвижимости именуется процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.

    Цели государственной кадастровой оценки:

    • Для корректного установления налогооблагаемой базы, ставок земельного налога и величины арендной платы за землю; определения величины компенсационных выплат при изъятии земель для муниципальных нужд;
    • Государственная регистрация прав на землю и сделок с ними, защита прав землепользователей и т.д.;
    • Поддержка рынка земли, фондового рынка ценных земельных бумаг и ипотеки;
    • Оценка эффективности существующего функционального использования территории, расчетная поддержка проектных разработок генерального плана города и т.д.

    Существует ряд оснований, по которым возможно пересмотреть кадастровую стоимость.

    Оспорить результаты определения кадастровой стоимости может любое заинтересованное лицо, чьи права и обязанности затрагивает кадастровая стоимость (как правило – это собственники недвижимости или арендаторы) в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде, предварительное обращение в комиссию не является обязательным, в связи с чем, заявитель может сразу обратиться в суд (ч. 3 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ; ч. 1 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).

    Согласно Федерального закона от 27.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» основанием для пересмотра кадастровой стоимости являются:

    • недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости;
    • установление в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость;

    Срок, в течение которого можно оспорить результаты определения кадастровой стоимости, — пять лет с момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, но до момента определения новой кадастровой стоимости (ч. 10 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).

    [2]

    В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

    Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

    В состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органов или подведомственного ему государственного бюджетного учреждения, наделенного соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа (далее — орган регистрации прав) и подлежащие обязательной ротации не менее чем на семьдесят пять процентов один раз в три года представители предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

    Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

    Из приведённых выше определений кадастровой стоимости и государственной кадастровой оценки следует, что при определении стоимости объекта недвижимости методом массовой оценки все его индивидуальные характеристики возможно не учитываются; стоимость определяется исходя из построенной на основании полученной информации о рынке объекта оценки и ценообразующих факторах модели оценки, тогда как определение рыночной стоимости объекта оценки, напротив, учитывает все индивидуальные характеристики конкретного объекта.

    Согласно абзацу 4 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

    Из п. 3 ст. 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в п. 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда (или решение Комиссии).

    В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

    Как собственник земельного участка по смыслу п.1 ст.388 НК РФ истец является плательщиком земельного налога в отношении этого участка. При этом в силу статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

    Как предусмотрено п. 2 ст.66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

    Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

    Особенно стоит обратить внимание собственников земельных участков, которые задумали продавать свое имущество.

    В настоящее время на вторичном рынке принято «уходить» от налогов на доходы с реализации имущества занижая цену в договоре купли-продажи.

    Поправки в Налоговый Кодекс РФ вступили в силу с 01 января 2016 года и распространяются на сделки, заключенные после этой даты. Если цена, указанная в договоре купли-продажи, окажется заниженной, НДФЛ с продажи недвижимости придется заплатить с суммы, равной 70% кадастровой стоимости объекта.

    Кадастровая стоимость объекта недвижимости берется по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена продажа данного объекта (п.5 ст.217.1 НК РФ).

    Таким образом, оспаривание кадастровой стоимости является актуальной и в настоящее время.

    Согласно официальным данным ФНС России, при продаже имущества после 2016 года для определения налоговой базы по НДФЛ следует сравнить стоимость проданного имущества, указанную в договоре купли-продажи, с расчетной величиной, равной произведению кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности, на понижающий коэффициент 0,7.

    При расчете налоговой базы учитывается больший из этих показателей (фактические доходы от продажи или расчетная величина). Как и прежде налогоплательщик вправе применить имущественный вычет, предусмотренный при продаже имущества (его размер не изменился) или уменьшить облагаемые налогом доходы на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с приобретением этого имущества.

    Оценка земельного участка для оспаривания кадастровой стоимости

    Кадастровая стоимость — это условная расчетная величина, которая является результатом оценки недвижимости уполномоченными органами.

    Ее значение зависит не только от размера надела, но и от назначения земли, месторасположения и иных факторов.

    Государственная оценка кадастровой стоимости земельного участка является совокупностью мероприятий.

    Процедура проводится в соответствии с положениями земельного законодательства.

    Место хранения данных и частота проведения

    Процедура определения кадастровой стоимости включает в себя ряд этапов:

    • решение о проведении;
    • формирование перечня объектов, подлежащих оценке;
    • назначение исполнителя;
    • процесс определения стоимости;
    • формирование отчета;
    • утверждение результатов, установление конечного значения, внесение сведений в Росреестр;
    • уведомление налогоплательщиков об изменении налоговой базы.

    Сведения о кадастровой стоимости — неотъемлемая характеристика земельного участка.

    Хранятся они в архивах Росреестра. Указывается эта цифра и в паспорте, находящемся на руках у собственника.

    Эта информация открыта для публичного доступа. Ознакомиться с ней можно как заказав выписку из ЕГРН, так и с помощью сервисов, доступных на официальном сайте организации, а именно по публичной кадастровой карте или сведениям об объектах недвижимости в режиме онлайн.

    Пользование этими ресурсами бесплатно для любого человека и даже не требует авторизации.

    Функция оценки делегирована Росреестру. Федеральный закон, вступивший в силу в 2017 году, №237-ФЗ предполагает создание института государственных оценщиков, а также допускает возложение этих полномочий на государственные бюджетные учреждения.

    Ответственность за данные мероприятия несут региональные органы управления. Оценка по новым правилам станет обязательной для всех субъектов РФ с 2020 года.

    Проводиться пересмотр кадастровой стоимости должен не чаще чем раз в 3 года и не реже чем раз в 5 лет. Эта процедура охватывает все земельные участки, находящиеся на определенной административно-территориальной единице. Выбранная частота оценки связана с нестабильной ситуацией на рынке и в экономике.

    Причины проведения

    Государственная оценка проводится в целях, предусмотренных законодательством РФ, таких как:

    • формирование системы налогообложения, обеспечивающей точное исчисление налогов и предусматривающей возможность прогнозирования налоговых сборов;
    • рациональное управление земельным фондом;
    • определение госпошлин за совершение сделок, стартовой цены на торгах и т. д.

    Что делать при завышенном значении?

    Зачастую собственники участков вынуждены прибегать к услугам независимых экспертов в оспаривании установленной Росреестром величины.

    При правильно проведенной оценке кадастровая стоимость объекта не должна существенно отличаться от рыночной цены. Фактически же зафиксированы случаи, когда она превышала реальное значение в два и более раза.

    Если собственник не согласен с установленным государственными органами показателем и считает его завышенным, он может попытаться его оспорить.

    Инициировать изменение рассчитанного уполномоченными органами значения допустимо при выполнении одного из следующих условий:

    • установление факта проведения оценки на основании сведений о земельном участке, несоответствующих реальным;
    • установление рыночной стоимости существенно ниже присвоенной кадастровой. Основанием может служить только величина, актуальная на момент проведения оценочных работ.

    Помимо этого кадастровая стоимость может быть пересмотрена, если:
    • на территории объекта изменился рельеф;
    • были пересмотрены границы надела;
    • ухудшились качества плодородного слоя земли;
    • на участок был безвозмездно оформлен сервитут.

    Кадастровая стоимость не является некой абстрактной величиной, она служит основанием для финансовых расчетов.

    Исходя из нее устанавливается плата за аренду участка, находящегося во владениях государства, налог на собственность для хозяев объекта, размер госпошлины и иные платежи.

    Проведение корректировки необоснованно завышенной кадастровой стоимости позволит:

    • снизить налоговое бремя за счет уменьшения налоговой базы;
    • снизить арендную плату за пользование участком, если он находится в собственности государства;
    • снизить пошлины, например при процедуре дарения;
    • снизить выкупную стоимость надела.

    Как оспорить стоимость земли?

    Процесс оспаривания результатов неверной оценки предусмотрен законодательством. Сделать это можно в течение полугода с даты внесения сведений в Росреестр.

    Чтобы добиться пересмотра, потребуется грамотно провести независимую оценку и предоставить полный комплект документов уполномоченным органам.

    Собственник, желающий оспорить величину кадастровой стоимости, имеет возможность обратиться по своему усмотрению либо в специальную комиссию по обсуждению споров, либо, минуя эту стадию, решить вопрос в судебном порядке.

    Если собственником является юридическое лицо, первый этап является обязательным. Физическим лицам также не рекомендуется пренебрегать обращением в комиссию, поскольку это не требует уплаты пошлин, а срок рассмотрения заявления меньше, чем в суде.

    Определение возможности уменьшения

    Перед тем как начинать процедуру оспаривания, необходимо обратиться к независимым экспертам и заручиться их заключением о фактической цене объекта на рынке недвижимости.

    Для этого важно выбрать организацию, имеющую все требуемые лицензии и разрешения, а также опыт успешной работы.

    При подаче заявки потребуется указать кадастровый номер земельного участка, оценку которого нужно оспорить.

    Помимо этого понадобятся:

    • паспорт владельца;
    • правоустанавливающие документы на объект;
    • информация о границах участка;
    • сведения о наличии коммуникаций и их состоянии;
    • категория участка.

    Специалист изучит полученную информацию и сообщит перспективы возможного снижения кадастровой стоимости, цену услуг и сроки их выполнения. Работы будут проведены после подписания договора.

    Переоценка и получение заключения

    Получив консультацию в независимой компании, следует оценить целесообразность оспаривания.

    Важно сопоставить сумму, которую потребуется затратить, с той, что удастся сэкономить за счет снижения. Надо помнить и о том, что при следующей государственной переоценке кадастровая стоимость вновь может быть завышена.

    Если выгода от снижения этого показателя очевидна, заключается договор с независимым экспертом и проводится процедура оценки.

    Она включает ряд этапов:

    • осмотр участка и определение качественных характеристик;
    • анализ данных и изучение рынка;
    • сравнение оцениваемого участка со сходными объектами;
    • составление отчета.

    Итогом работы должна стать выдача клиенту отчета и экспертного заключения СРО. Но не все организации, предлагающие услуги по оценке рыночной стоимости земельного участка, самостоятельно подтверждают свои отчеты.

    В таких случаях заказчику придется обратиться в саморегулирующую организацию оценщиков лично. Сделать это необходимо в течение месяца с даты составления документа. При этом допустимо пользоваться услугами любой СРО, а не только той, в которой состоит эксперт, составивший отчет.

    Помимо самого документа, которому требуется экспертное заключение, заказчику потребуется предоставить свой паспорт. Специалист СРО анализирует отчет на соответствие федеральным стандартам оценки, методологию оценки и достоверность расчетов.

    При выявлении нарушений выносится отрицательное экспертное заключение с указанием обнаруженных несоответствий.

    Оспаривание в комиссии Росреестра

    В заявлении, подаваемом в комиссию, помимо сведений о владельце указываются причины, по которым рассчитанная величина кадастровой стоимости является неверной.

    К нему требуется приложить следующий пакет документов:

    • кадастровый паспорт участка земли;
    • копию документа, подтверждающего право владения участком;
    • документы, устанавливающие факт проведения кадастровой оценки на основе недостоверной информации;
    • отчет независимых экспертов о реальной стоимости объекта;
    • заключение СРО о соответствии процедуры экспертной оценки и ее выводов законодательству.

    Информацию о том, на каких условиях была проведена оценка участка земли, можно получить, подав запрос о предоставлении данных об объекте недвижимости, на основании которых осуществлялся расчет его стоимости.

    Обратиться за этими сведениями можно к заказчику оценочных работ или в орган кадастрового учета.

    Срок, за который комиссия должна рассмотреть обращение и вынести вердикт, составляет 1 месяц с момента подачи заявления.

    Протокол заседания и принятое решение размещаются на официальном сайте Росреестра.

    При отказе в удовлетворении запроса за владельцем земельного участка остается право обратиться в суд.

    Подробно о порядке действий, которые необходимо предпринять, чтобы добиться пересмотра кадастровой стоимости рассказывает отдельная статья.

    Полезное видео

    Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказано как происходит оспаривание кадастровой стоимости участка.

    Заключение

    Практика показывает, что основанием для принятия положительного решения при подаче запроса на уменьшение кадастровой стоимости, служит существенная разница с рыночной ценой. Она должна превышать 30%.

    Примерно 50% обращений с требованием пересмотра завышенной оценки было удовлетворены, но, многие владельцы наделов попросту даже не знают что это можно сделать.

    Источники


    1. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринемателей» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2014. — 286 c.

    2. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 464 c.

    3. Курскова Г. Ю. Политический режим Российской Федерации. Теоретико-правовой аспект; Юнити-Дана, Закон и право — Москва, 2008. — 296 c.
    4. Белецкий, А.С. Настольная книга судебного пристава-исполнителя / А.С. Белецкий. — М.: АСТ, 2015. — 881 c.
    5. Панов, А.Б. Административная ответственность юридических лиц. Монография / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2016. — 651 c.
    Оспаривание государственной оценки кадастровой стоимости земельного участка
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here