Правила организации общественного контроля за охраной труда на предприятии

Полная информация по теме: "Правила организации общественного контроля за охраной труда на предприятии" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Административно-общественный контроль за состоянием охраны труда в медицинской организации (Д.А. Елисеев, журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения», N 11, ноябрь 2017 г.)

Административно-общественный контроль за состоянием охраны труда в медицинской организации

научный консультант редакции журнала

Журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения», N 11, ноябрь 2017 г.

В статье рассматриваются вопросы организации административно-общественного контроля за состоянием охраны и условий труда в медицинских организациях.

Административно-общественный контроль по охране труда является основной формой совместного контроля администрации учреждения здравоохранения и профсоюзной организации за состоянием охраны труда во всех структурных подразделениях учреждения. Целью такого контроля является усиление профилактической работы по предупреждению травматизма и профессиональной заболеваемости, нарушений установленных требований по охране труда, соблюдение законных интересов работников в области охраны труда и требований к условиям труда, а также повышение персональной ответственности руководителей подразделений и непосредственных исполнителей за безопасное выполнение работ.

Общее руководство организацией административно-общественного контроля осуществляет главный врач (руководитель организации) и председатель профкома.

Прежде всего надо определиться с количеством ступеней (уровней) административно-общественного контроля за состоянием охраны труда. Их количество должно зависеть от структуры медицинской организации. В методических документах по охране труда наиболее часто встречается описание трехступенчатой системы контроля. Это объясняется стремлением приспособить имеющиеся методические документы и положения о контроле (а они чаще всего относятся к промышленным предприятиям) к нуждам учреждений здравоохранения. Как обычно пишется в таких документах, ступенчатый контроль состоит в последовательном обследовании условий и безопасности труда на 3 ступенях:

— 1-я ступень — в бригаде, в отделении, на участке, в смене осуществляется бригадиром, мастером (старшим мастером), механиком, энергетиком (далее — мастер) совместно с уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа (трудового коллектива);

— 2-я ступень — в структурном подразделении (цехе, отделе, лаборатории и т.п.) осуществляется комиссией, назначенной распоряжением руководителя подразделения в составе: руководителя подразделения, работников технических служб подразделения и представителей профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа подразделения;

— 3-я ступень — на предприятии в целом осуществляется комиссией, назначенной приказом работодателя совместно с профсоюзным комитетом или иным уполномоченным коллективом представительным органом, в состав которой, как правило, входят: главный инженер (технический директор), главные специалисты (механик, энергетик, технолог и др.), руководитель службы охраны труда, председатель профсоюзного комитета или иного выборного общественного органа, председатель комитета (комиссии) по охране труда организации.

Однако повторим, что количество ступеней (уровней) административно-общественного контроля за состоянием охраны труда должно зависеть от структуры организации. Эксперты редакции нашего журнала рекомендуют использовать в медицинских организациях двухступенчатую систему контроля,*(1) т.к. большинство учреждений здравоохранения имеют именно двухуровневую систему управления (руководитель организации — руководители структурных подразделений). Таким образом, двухступенчатый контроль будет состоять из 2-ступеней:

первая ступень — ежедневное*(2) обследование состояния условий и охраны труда руководителем структурного подразделения (или иным ответственным лицом) и уполномоченным по охране труда;

вторая ступень — ежемесячное (или с другой периодичностью) углубленное обследование условий труда и состояния охраны труда комитетом (комиссией) по охране труда.

Можно разработать и утвердить локальное Положение об административно-общественной контроле за состоянием охраны труда в медицинской организации, а лучше (чтобы не плодить новые документы) отразить вопросы организации такого контроля в Положении о системе управления охраной труда (СУОТ) в организации.

Первая ступень контроля

Первая ступень контроля осуществляется руководителем структурного подразделения (зав. отделением, зав. лабораторией, руководителем отдела, службы и т.д.) и уполномоченным по охране труда соответствующего структурного подразделения. На первой ступени рекомендуется проверять:

— выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных предыдущей проверкой;

— состояние рабочих мест;

— состояние оборудования, ограждений, инструмента;

— эффективность работы вентиляции и температурный режим в помещениях и на рабочих местах;

— наличие и состояние спецодежды;

— наличие и исправность средств защиты;

— наличие и комплектность аптечек;

— наличие средств пожаротушения;

— санитарное и противопожарное состояние;

— наличие в подразделении уголка по охране труда, наглядной агитации по охране труда и пожарной безопасности;

— своевременность проведения инструктажа по охране и правильность его оформления в журнале;

— своевременность прохождения обучения и проверки знаний по охране труда работников;

— прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;

— наличие инструкций по охране труда;

— соблюдение правил хранения материалов, оборудования, реактивов, пожаро- и взрывоопасных веществ;

— соблюдение трудового законодательства (в частности, особенности регулирования труда несовершеннолетних, женщин и других категорий работников).

По выявленным недостаткам и нарушениям намечаются мероприятия по устранению, определяются сроки и ответственные лица. Устранение выявленных нарушений должно проводиться незамедлительно. Если они не могут быть устранены силами подразделения, то руководитель должен об этом доложить вышестоящему руководству (главный врачу, его заместителям, руководителю АХЧ и т.д.) для принятия соответствующих мер. В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работников и пациентов или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения.

Результаты проверки записываются в журнале административно-общественного контроля и обсуждаются вместе с принятыми мерами по устранению нарушений на производственных совещаниях и профсоюзных собраниях.

Читайте так же:  Скачать образец претензии работодателю о невыплате заработной платы – как составить и направить в ор

Вторая ступень контроля

Вторая ступень контроля проводится ежеквартально (в течение последней полной недели) комиссией по охране труда медицинской организации.

На второй ступени контроля рекомендуется проверять:

— организацию и результаты работы первой ступени контроля;

— выполнение приказов и распоряжений вышестоящих организаций в области охраны труда;

— выполнение мероприятий соглашения по охране труда;

— выполнение комплексного плана улучшения условий труда;

— результаты и меры по устранению недостатков, выявленных в ходе специальной оценки условий труда;

— выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев и аварий;

— состояние и содержание зданий и сооружений, прилегающей территории в соответствии с нормативными требованиями по охране труда, состояние проезжей и пешеходной части дорог, переходов и галерей;

— соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного и другого оборудования требованиям безопасности труда;

— эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пыле- и газоулавливающих устройств;

— выполнение графиков планово-предупредительного ремонта оборудования;

— обеспечение работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, учёта хранения;

— обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями;

— организацию и качество проведения обучения и инструктажей работающих по безопасности труда;

— соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины;

— правильность составления графика сменности, порядок ознакомления работников;

— продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников;

— ознакомлены ли с правилами внутреннего трудового распорядка работники (под подпись);

— наличие несчастных случаев на производстве. Какая профилактическая работа проведена.

Результаты проверки записываются в журнал контроля, оформляются актом и в недельный срок обсуждаются на совместном заседании главного врача, заседании профкома или на заседании совместной комиссии по охране труда. На совместных (с представителями профсоюза) производственных заседаниях заслушиваются руководители тех подразделений, где выявлено неудовлетворительное состояние условий труда, допускаются нарушения правил, норм и инструкций по охране труда.

В необходимых случаях по результатам контроля издается приказ.

Выявленные недостатки и нарушения по охране труда

Мероприятия по устранению недостатков и нарушений

Отметка о выполнении (дата, подпись ответственного за исполнение)

Заполните анкету

Опрос граждaн о
качестве предоставления
социальных услуг

Горячая линия

по вопросам оплаты труда бюджетников

Положение о
Министерстве

Граждане, столкнувшиеся с фактами коррупции

при получении социальных выплат безработным гражданам, включая пособия по безработице, могут обратиться в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан по телефону «горячей линии»
+7 (8722) 67-94-43

  • Главная /
  • Новости учереждений /
  • ЦЗН в МО «Кайтагский район»

Порядок осуществления общественного контроля за охраной труда.

Для осуществления контроля соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений, общероссийские профсоюзы и их объединения, а также межрегиональные, территориальные объединения организаций профсоюзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями. Профсоюзные инспекторы труда имеют те же, права, что и уполномоченные (доверенные) лица.
Согласно ТК РФ ст. 370, а также «Рекомендациям по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюза или трудового коллектива», утв. постановлением Минтруда от 8.04.94 № 30, общественный контроль за ОТ в организациях осуществляют уполномоченные лица по охране труда от профсоюза или трудового коллектива.

Основные задачи уполномоченных лиц

Основными задачами уполномоченных являются:
— содействие созданию на предприятии здоровых и безопасных условий труда;
— осуществление контроля состояния охраны труда на предприятии и соблюдения законных прав и интересов работников в области охраны труда;
— представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
— консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Функции уполномоченных лиц

Права уполномоченных лиц

Порядок осуществления контроля внештатными инспекторами государственных органов надзора

Статья 22. Общественный контроль за охраной труда

Статья 22. Общественный контроль за охраной труда

1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

2. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке;

обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

Читайте так же:  Как правильно оформить прогул работника – пошаговый алгоритм оформления отсутствия на работе и образ

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

3. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Правила разработки и утверждения положения о трехступенчатом контроле по охране труда на предприятии – образец для скачивания

Система контроля по безопасности труда в организации включает в себя комплекс мероприятий, которые должны носить как профилактический, так и практический характер в сфере охраны труда и безопасности производства.

Одним из главных элементов в данной сфере является проведение трехступенчатого контроля. Такой способ проверки подлежит обязательному документальному обеспечению в соответствии с федеральными нормами трудового законодательства.

При этом одним из важнейших его этапов и составляющих является положение о его проведении.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Видео (кликните для воспроизведения).

Это быстро и бесплатно!

Назначение документа

Данный внутренний акт имеет юридическую силу на всем предприятии и также разрабатывается с учетом рекомендаций компетентных государственных органов в сфере охраны труда с учетом специфики работы организации. Как проводится государственный контроль в области ОТ и ТБ?

Положение должно быть разработано ответственными специалистами в сфере охраны труда и пройти все этапы утверждения внутри организации.

По итогам проведения контроля его план прикладывается ко всему пакету документов по проведенным процедурам.

При осуществлении надзорных функций инспекцией по труду данное положение может быть истребовано для проверки соответствия федеральному законодательству.

Назначение положения состоит в содержании теоретических и практических мероприятий, проводимых на территории организации.

Документ систематизирует и упорядочивает проведение трехступенчатого контроля –содержит сведения о проводимых действиях, назначении каждого из 3 ступеней проверки.

Также положение является одним из элементов нормативного регулирования в сфере безопасного труда.

После его составления работники обязаны с ним ознакомиться, чтобы иметь представление о предстоящей проверке и требованиях о ее проведении.

Также и проверяющие лица, назначенные приказом руководителя, должны строго придерживаться пунктов плана при проведении контроля, дабы не нарушать законные права сотрудников организации.

Назначением положения, кроме вышесказанного, является общее повышение эффективности проведения проверки.

Описание этапов позволяет обеим сторонам подготовиться к ее осуществлению, ознакомиться с требованиями и реализовать свои функции в сфере безопасности на предприятии.

Кем утверждается на предприятии?

Утверждение положения о трехступенчатом контроле должно проходить в несколько ответственных стадий:

  1. Составление текста документа ответственным сотрудником, отвечающим за охрану труда в организации. При это данный работник должен обладать соответствующими знаниями в области ОТ.
  2. Согласование разработанной формы с кадровым и правовым отделами для выявления его соответствия законодательству.
  3. Согласование с руководителями структурных подразделений, в отношении которых будет проводиться контроль для соответствия мероприятий плана специфике работы организации;
  4. Согласование с руководителем учреждения, окончательное утверждение проводимых мероприятий.

Окончательное положение утверждается руководителем подразделения по охране труда, а при его отсутствии руководителем организации путем издания соответствующего приказа, который может являться приложением к приказу о выполнении трехступенчатого контроля.

Содержание и структура

Структура положения должна соответствовать внутренним планам документооборота в организации, так как федеральное законодательство в области охраны труда не устанавливает жестких правил и типовой формы данного документа.

Поэтому при его составлении сотрудник, отвечающий за соблюдением норм безопасности труда, должен руководствоваться стандартами ГОСТ и рекомендациями государственных органов в сфере трудового законодательства.

В документе, помимо перечня мероприятий, должны быть указаны:

  • цели и задачи проведения трехступенчатой проверки, срок реализации каждой ступени;
  • круг ответственных лиц за исполнение действий;
  • перечень структурных подразделений, в отношении которых проводится проверка (с указанием конкретных должностей и персональных данных сотрудников);
  • перечень и описание проводимых мероприятий, как теоретических, так и практических.

Скачать образец

Типовая форма положения о проведении трехступенчатого контроля в области охраны труда на предприятии – word.

Положение служит не только нормативным обоснование проводимых мероприятий, но и является руководством к исполнению ответственными лицами действий в ходе трехступенчатой проверки компании на предмет соблюдения требования ОТ и ТБ.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Общественный контроль за охраной труда: права и ответственность должностных лиц

Государственный и общественный контроль за охраной труда обеспечивается уполномоченными органами и структурами. Общая цель этой работы состоит в проверке исполнения установленных предписаний законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих вопросы ОТ. Рассмотрим далее, что собой представляет административный общественный контроль за охраной труда.

Общая характеристика

В сфере реализации управления ОТ особое значение имеет контроль. Он реализуется в трех ключевых направлениях. В частности, обеспечивается государственный, общественный и ведомственный контроль. Первый осуществляется Федеральной службой занятости. В ее структуре находятся Управление по надзору за соблюдением ТК, территориальные органы по госконтролю исполнения законодательства и иных нормативных актов об охране труда. Ведомственный надзор осуществляется специальными службами концернов, министерств, ассоциаций. В учреждениях и организациях он выполняется уполномоченными структурами, инженерами по ОТ или лицами, на которых возлагаются соответствующие обязанности. Специальные комиссии профкомитетов предприятий осуществляют общественный контроль.

[2]

Соблюдение правил охраны труда является обязанностью всех работников любой организации вне зависимости от ее правового статуса. Комиссии профкомитетов уполномочены осуществлять проверку для выявления нарушений установленных предписаний, установления виновных субъектов для последующего привлечения их к ответственности.

Читайте так же:  Как перевести ребенка на домашнее обучение по состоянию здоровья

Общественный контроль за состоянием охраны труда

В рамках профсоюза либо иного уполномоченного органа выбираются ответственные лица. В соответствии с конкретными условиями производства может выбираться несколько таких работников. Лица, которые осуществляют общественный контроль за охраной труда, информируют руководство обо всех нарушениях, выявленных в ходе проверок, и добиваются их устранения.

Системы ОТ

В организациях обычно действуют СУОТ. Формирование и управление системой ОТ осуществляет собственник предприятия либо лицо (одно или несколько), уполномоченное им. Они образуют соответствующие службы или принимают специалистов ОТ на договорных условиях. Количество сотрудников, формирующих отделы, а также их структура будут зависеть от численности персонала предприятия и его масштаба. Если в организации работает меньше 10 человек, то специальную комиссию не создают и не приглашают специалиста. В этом случае ответственность за общественный контроль за охраной труда лежит на руководителе. Если на предприятии больше 10 человек, на паритетной основе формируется комиссия. В нее должны входить представители и нанимателя, и сотрудников. Если в организации работает больше 100 чел., то руководитель обязан ввести должность специалиста по ОТ. При численности свыше 1000 чел. формируется соответствующая служба. При отсутствии этой структуры, а также уполномоченного сотрудника по ОТ руководитель заключает договор с компетентной организацией либо специалистом, оказывающими услуги в соответствующей области.

Она выступает в качестве самостоятельного структурного подразделения и находится в непосредственном подчинении у руководителя или его заместителя. Основной функцией службы выступает общественный контроль за охраной труда. В него входит:

  1. Организация и координация мероприятий по ОТ.
  2. Надзор за исполнением законодательных и прочих нормативных актов.
  3. Совершенствование работ по профилактике производственного травматизма.
  4. Консультирование нанимателей и персонала по вопросам ОТ.

Важный момент

В деятельности системы ОТ участвуют руководители организаций, начальники структурных подразделений, лабораторий, отдельных участков, отделов главных специалистов, материально-технического снабжения и пр. Координация деятельности всех этих звеньев осуществляется инженером по ОТ. В качестве основы для принятия управленческих решений, планирования мероприятий выступает анализ результатов надзора, к которому в том числе относится оценка состояния системы охраны труда.

Классификация

Общественный контроль за охраной труда может быть:

Кроме этого, предусматривается проверка требований безопасности при аттестации. Оперативный общественный контроль за охраной труда осуществляется службой ОТ и связан с разного рода отказами и авариями. В зависимости от характера катастроф к проверкам привлекают отделы главных специалистов (механика, энергетика, подразделений безопасности сооружений и зданий и пр.).

Плановый контроль может быть комплексным и целевым. Последний предполагает проверку производственного оборудования по конкретным признакам. К примеру, может осуществляться контроль соответствия электроприводов, систем гидравлики и пневматики требованиям безопасности. В качестве объекта проверки могут выступать средства для коллективной защиты. К ним, в частности, относят системы освещения, отопления, кондиционирования, вентиляции и пр. Обычно целевой контроль выполняется в масштабах всей организации.

Комплексные проверки

Они осуществляются в конкретном цехе. В качестве объекта выступает оборудование, используемое в производстве. Оно проверяется на соответствие комплексу мер безопасности, установленных стандартами. В ходе таких мероприятий заполняется журнал административно-общественного контроля по охране труда. В ходе проверок организуется проведение замеров показателей вредных и опасных факторов производства. Контролю подвергаются все виды оборудования, процессов, средств индивидуальной и общей защиты, а также строительные конструкции, расположенные на участке (в цехе).

Аттестация

В первую очередь она касается персонала. Аттестация основывается на проверке соответствия производственной среды, тяжести и напряженности работы, приспособлений, которые использует персонал, установленным требованиям. Оценке подлежат показатели всех вредных и опасных факторов, воздействующих на сотрудников. Их значения определяются при инструментальных измерениях в процессе деятельности согласно техническому регламенту, при эффективно и исправно функционирующих средствах общей и индивидуальной защиты. При этом применяются методы, установленные в соответствующих стандартах и иных нормативных актах. В процессе измерения должны использоваться приборы, прошедшие государственную проверку в установленный срок. Результаты снятия показателей оформляются протоколами.

Дополнительно

Факт проведения проверки заносится в журнал общественно-административного контроля. Охране труда как нормативно закрепленной деятельности предъявляются соответствующие требования. Лица, ответственные за ее осуществление, обязаны следовать специальным правилам. Их закрепляет Положение административно-общественного контроля. Охране труда руководитель предприятия должен уделять максимум внимания. Разработка мероприятий по ОТ входит в его обязанности. При этом на предприятии должны присутствовать работники, отвечающие за журнал общественного контроля по охране труда. В него заносятся факты проведения не только проверок, но и инструктажей, обучения персонала.

Выборочные мероприятия

К ним относят контроль вредных, тяжелых и опасных условий профессиональной деятельности. Выборочные мероприятия проводятся для установления правильности использования перечней производств, должностей, работ и показателей, в соответствии с которыми определяются льготные пенсии, предоставляются отпуска, обоснованности начисления компенсаций за осуществление деятельности под воздействием неблагоприятных факторов. Такие проверки также направлены на обеспечение контроля качества аттестации персонала, в особенности на местах, где работают женщины.

Показатели травматизма

Они выступают в качестве ключевых характеристик состояния ОТ. К показателям относят коэффициенты тяжести и частоты несчастных случаев и смертельных исходов. Оценка динамики их изменения позволяет спрогнозировать их значение на предстоящий период. Критерии, в соответствии с которыми травма характеризуется как производственная, указаны в Положении, определяющем особенности расследования страховых случаев. Согласно документу, учет ведется в отношении ситуаций, повлекших за собой стойкую или временную потерю трудоспособности, необходимость перевода сотрудника на другую работу или смерть, возникшие при выполнении им своих профессиональных обязанностей во время смены на территории предприятия либо за ее пределами, в том числе по пути к месту выполнения задания. К несчастным случаям относят травмы, полученные и от другого лица, острое отравление, ожог, тепловой удар, обморожение, утопление, укусы насекомых, поражение ионизирующим излучением, молнией или электротоком. Страховыми ситуациями также являются повреждения, которые получены при аварии, взрыве, разрушении сооружения, здания или конструкции, стихийного бедствия и прочих ЧС.

Читайте так же:  Отзыв заявления об увольнении по собственному желанию

Особенности проведения расследований

Выявление обстоятельств несчастных случаев осуществляется специальной комиссией. В ней присутствуют представители нанимателя и работников. Включение в комиссию сотрудников администрации, несущих ответственность за охрану труда на территории, где была получена травма, запрещено. Допускается участие пострадавшего в расследовании случая. Комиссия обязана в трехдневный срок оформить соответствующий акт.

[3]

Общественный контроль за охраной труда на предприятии (организации)

Читайте также:

  1. A) оказывают непосредственное влияние на рост производительности труда предприятия и учитываются при определении показателей эффективности использования основного капитала.
  2. I. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок.
  3. I. Проведение контрольной работы.
  4. II. Улучшение организации производства и труда
  5. III рынок труда
  6. III. Внедрение и освоение новой техники, технологии эксплуатации и ремонта, эффективных и безопасных методов организации производства и труда.
  7. III. Требования охраны труда во время работы 1 страница
  8. III. Требования охраны труда во время работы 2 страница
  9. III. Требования охраны труда во время работы 3 страница
  10. IV. Контроль за выписыванием рецептов и требований-накладных на лекарственные средства
  11. Kапиталовооруженность труда
  12. V. Выполнение контрольных заданий и оформление контрольных работ

Государственный надзор и контроль за охраной труда.

Надзор и контроль за охраной труда

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового за­конодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нор­мы трудового права, включая нормы и требования охраны труда, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют орга­ны федеральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промыш­ленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы — федеральные надзоры.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со­держащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местно­го самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со­держащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Основными задачами органов федеральной инспекции труда явля­ются:

— обеспечение соблюдения работодателями трудового законода­тельства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы тру­дового права;

— обеспечение работодателей и работников информацией о наибо­лее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных трудовых нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права;

— доведение до сведения соответствующих органов государствен­ной власти фактора нарушений, действий (бездействия) или злоупотреб­лений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

Общественный контроль за охраной труда на предприятии осущест­вляют уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, имеющие право:

— осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудо­вого законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний;

— получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех не­счастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

— защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

— предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

— направлять работодателям представления об устранении выяв­ленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

— осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, вы­полнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

— принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в ка­честве независимых экспертов;

— принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, преду­смотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с из­менениями условий труда;

— принимать участие в разработке законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

— принимать участие в разработке проектов подзаконных норма­тивных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в по­рядке, установленном Правительством Российской Федерации;

— обращаться в соответствующие органы с требованием о привле­чении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессио­нальных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организаци­ях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выяв­ленных нарушений требований охраны труда.

Дата добавления: 2015-04-29 ; Просмотров: 373 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Правила организации общественного контроля за охраной труда на предприятии

Проведение мероприятий по охране труда имеет разнообразный характер и сопряжено с различного вида инструктажами, проверками и иными контрольными мероприятиями.

[1]

Во время их проведения проверка соблюдения норм и правил безопасности осуществляется со стороны работодателя.

Читайте так же:  Краткая характеристика тарифной системы оплаты труда – виды, элементы и расчет зарплаты. плюсы и мин

Однако законодательство предусмотрело возможность и общественного контроля со стороны работников и их законных представителей.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Это быстро и бесплатно!

Кроме того, в самом процессе производства представители работников могут и должны осуществлять общественный контроль за нормами и соблюдением условий охраны труда, как со стороны работодателя, так и со стороны работников.

Для этого согласно законодательству представители работников наделены определенными правами и могут выдвигать условия в части организации рабочего процесса и работы в рамках законодательства об ОТ.

Общественный контроль представляет собой комплекс мероприятий по профилактике негативных проявлений на производстве и соблюдению норм и правил охраны труда на предприятии.

Нередки случаи, когда нарушения норм безопасности при производстве происходит при попустительстве или с санкции самого работодателя.

Органы общественного контроля призваны воспрепятствовать нарушению законодательства об охране труда и предотвратить проявление негативных последствий – несчастных случаев на производстве, нештатных и чрезвычайных ситуаций.

Законодатель наделяет такие общественные органы не только правом осуществления контроля, но и обращения в государственные органы для восстановления нарушенных прав работников.

Данное понятие закреплено в Трудовом кодексе РФ и иных федеральных нормативных актах по охране труда.

Наличие органов общественного контроля зависит от размеров предприятия и, в целом, присуще крупным и средним производствам, однако встречается и в малых организациях.

Другие виды контроля состояния ОТ на предприятии:

Цели и задачи

Целями и задачами такого контроля на предприятии выступают:

  • Защита прав и законных интересов работников перед руководством предприятия и иными контролирующими органами.
  • Принятие участия в разработке и реализации локальных нормативных актов в области безопасности в организации.
  • Принятие участия в составе комиссий по проведению инструктажей и проверок знаний по ОТ.
  • Проведение профилактических мероприятий в области охраны труда при осуществлении проверок и в соответствии с собственным графиком.
  • Издание обращения и жалобы в соответствующие государственные органы с информацией о допускаемых нарушениях.
  • При возникновении несчастного случая или внештатной ситуации на производстве и нанесении травмы и вреда жизни и здоровью сотруднику общественные органы имеют право представлять его интересы в суде, а также защищать его права и законные интересы.
  • Предъявление представителям руководства организации требования об устранении выявленных нарушений в области и безопасности производства в установленные сроки по результатам проверки или по заявлениям работников.
  • Участвовать при разрешении конфликтных ситуаций и споров между работником и работодателем.

Кто осуществляет на предприятии?

Осуществлением таких полномочий занимается профсоюзная организация рабочих.

Такой орган создается на предприятии в добровольном порядке как форма самоорганизации рабочих для отстаивания собственных прав.

Также контроль профсоюзом осуществляется, помимо положений федерального законодательства, внутренними актами организации – коллективным договором, положением о профсоюзной организации и иными актами, имеющими юридическую силу на территории предприятия.

Таким профсоюзом может выступать как отделение на одном предприятии, так и общая организация, объединяющая сотрудников определенной отрасли на территории региона или всей страны.

Главным условием является действительное и эффективное отстаивание интересов сотрудников.

Порядок организации процесса

Порядок организации общественного контроля по охране труда состоит из нескольких этапов:

  1. Проявление конфликтной ситуации или нарушения в области безопасности производства. Такая ситуация может быть как выявлена самой профсоюзной организацией в рамках проводимых мероприятий ( с санкции руководства организации и решения руководства профсоюзного органа), так и в результате внешнего воздействия (несчастный случай на производстве), а также по требованию рабочих.
  2. На основании собственных нормативных актов профсоюз инициирует проведение мероприятий по устранению или разрешению внештатной ситуации или минимизации последствий произошедшего несчастного случая на производстве.
  3. В зависимости от складывающейся ситуации профсоюз может предъявить требования к работодателю или обратиться в надзорные или судебные органы для отстаивания прав сотрудников и возмещения полученного ущерба.
  4. В рамках проводимой проверки профсоюзный орган может составить собственный акт о выявленных нарушениях и потребовать от работодателя немедленного устранения недочетов.

Действия профсоюзной организации во многом зависят от реакции руководства. При достижении соглашения об устранении обращения в государственные органы за восстановлением нарушенных прав не последует

Общественный контроль выступает важнейшим способом защиты прав трудящихся на предприятии, выявления и устранения нарушений в области охраны труда и законодательства.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

Видео (кликните для воспроизведения).

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Источники


  1. Пивовар, А.Г. Большой англо-русский юридический словарь: моногр. / А.Г. Пивовар. — М.: Экзамен, 2016. — 864 c.

  2. Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.

  3. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник; М.: Норма; Издание 4-е, испр. и доп., 2012. — 912 c.
  4. Ивин, А.А. Логика для юристов; М.: Гардарики, 2011. — 288 c.
  5. Инструкции о подоходном налоге с физических лиц и дорожные фонды в 1993 году. — М.: СПб: Метроном, 1993. — 110 c.
Правила организации общественного контроля за охраной труда на предприятии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here