Право инвалидов на беспрепятственный доступ к информации

Полная информация по теме: "Право инвалидов на беспрепятственный доступ к информации" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Статья 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации

Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. В этих целях принимаются меры по укреплению материально-технической базы редакций, издательств и предприятий полиграфии, выпускающих специальную литературу для инвалидов, а также редакций, программ, студий, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих выпуск грамзаписей, аудиозаписей и другой звуковой продукции, кино- и видеофильмов и другой видеопродукции для инвалидов. Выпуск периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Язык жестов признается как средство межличностного общения. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов.

Органы социальной защиты населения оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами.

Проблемы доступа к информации и Конвенция ООН о правах инвалидов

По различным оценкам в Российской Федерации насчитывается около от 300 до 500 тыс. лиц с глубокими нарушениями зрения. Для многих из этих людей в той или иной степени актуальны вопросы беспрепятственного доступа к информации, а также к произведениям культуры: к различным официальным документам, к учебной, художественной литературе и т.п.

Обеспечение доступа к информации наравне с остальными людьми является важным фактором, обеспечивающим равноправие людей с глубокими нарушениями зрения. В своем выступлении я хотел бы коснуться правовых аспектов данной проблемы и обратить внимание на некоторые положения российского законодательства, которые нуждаются в корректировке в свете предстоящей ратификации Конвенции ООН «О правах инвалидов».

В ст.9 Конвенции указывается следующее: «Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:

b) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы».

Непосредственно вопросам доступа инвалидов к информации посвящена статья 21 Конвенции.
Согласно ей, «Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды могли пользоваться правом на свободу выражения мнения и убеждений, включая свободу искать, получать и распространять информацию и идеи наравне с другими, пользуясь по своему выбору всеми формами общения, включая:

— снабжение инвалидов информацией, предназначенной для широкой публики, в доступных форматах и с использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности, своевременно и без дополнительной платы;

— принятие и содействие использованию в официальных сношениях: жестовых языков, азбуки Брайля, усиливающих и альтернативных способов общения и всех других доступных способов, методов и форматов общения по выбору инвалидов;

— активное побуждение частных предприятий, оказывающих услуги широкой публике, в том числе через Интернет, к предоставлению информации и услуг в доступных и пригодных для инвалидов форматах».

Переходя к российскому законодательству, отмечу, что оно не в полной мере соответствует вышеприведенным положениям. Правовые основы реализации права на доступ инвалидов к информации сформулированы в ст.14 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Согласно ей, «Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации», однако каких-либо мер, кроме обеспечения выпуска специальной 55 литературы для инвалидов по зрению и финансирования ее закупки для специализированных библиотек, применительно к данной категории лиц данная статья, к сожалению, не предусматривает. Между тем существует немало других неурегулированных должным образом вопросов, связанных с реализацией данного права людьми с нарушениями зрения, Среди них можно выделить проблему ознакомления незрячих с официальными документами и иной социально-значимой информацией, обеспечения беспрепятственного доступа к учебной и научной литературе, а также к Интернет-сайтам.

Говоря о первой проблеме, необходимо отметить, что Федеральный закон № 8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», вступающий в силу с 01 января 2010г, не содержит положений об особенностях предоставления указанной в нем информации лицам с различными формами инвалидности с нарушениями зрения, слуха и т.п., а вопрос о получении лицами с нарушениями зрения информации о порядке и процедуре голосования на выборах, а также о кандидатах и политических партиях решен лишь на уровне рекомендаций Центральной Избирательной Комиссии РФ.

Другой актуальной проблемой является доступность для инвалидов по зрению Интернет-сайтов. В 2009 г. вступил в силу ГОСТ Р 52872-2007 «Интернет-ресурсы» с требованиями доступности для инвалидов по зрению, однако ГОСТы носят лишь рекомендательный характер, ввиду чего выполнение требований по обеспечению доступности веб-сайтов, в том числе государственных, для инвалидов по зрению остается на усмотрение их владельцев.

Важная норма, касающаяся доступа к ресурсам библиотек людьми с нарушениями зрения содержится в ст.8 ФЗ от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ «О библиотечном деле»: «Слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках». Несмотря на то, что данная норма действует уже около 15 лет, в большинстве библиотек общего доступа не созданы необходимые условия, позволяющие незрячим беспрепятственно пользоваться библиотечными фондами.

В последнее десятилетие развитие компьютерных технологий предоставило незрячим новые возможностей в сфере информации. Благодаря программам экранного доступа они получили возможность работать с персональным компьютером, им стали доступны многие издания художественной, учебной и научной литературы, представленные в цифровой форме. Однако по мере бурного развития компьютерных технологий и Интернета актуальной стала и проблема защиты авторских прав.

Здесь следует отметить важное положение, содержащееся в ч.3 ст.30 этого документа: «Государства-участники предпринимают в соответствии с международным правом все надлежащие шаги для обеспечения того, чтобы законы о защите прав интеллектуальной собственности не становились неоправданным или дискриминационным барьером для доступа инвалидов к произведениям культуры». На мой взгляд, российское законодательство не в полной мере соответствует этому положению. С одной стороны, законодательство предусматривает меры для обеспечения доступа инвалидов к произведениям культуры. Например, согласно ст. 1274 Гражданского кодекса допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования, воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.

Читайте так же:  Как правильно написать заявление на удержание из заработной платы – образцы для скачивания, ограниче

С другой стороны, согласно той же статье Гражданского кодекса: «В случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование, такое пользование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме».

В связи со сказанным выше, необходимо отметить, что в настоящее время для многих инвалидов по зрению прослушивание «говорящих» книг, а также чтение электронных копий обычных печатных изданий нередко является единственной возможностью доступа к произведениям художественной, учебной, научной и иной литературы. Если ранее «говорящие» книги записывались в основном на компакт-кассеты, то в начале 21 века они стали всё больше уступать место другим аудионосителям, дискам в цифровых форматах CD и MP3. Преимущества записи книг на этих носителях очевидны.

Вместе с тем книги в цифровых форматах представляют удобный объект для копирования. Именно с этим и связано стремление законодателя ограничить их распространение. Однако законодатели не учли того, что невозможность для слепых пользоваться вне библиотеки экземплярами произведений в электронной форме значительно осложняет, а порой делает практически невозможной их доступ к произведениям культуры.

Из-за нарушений зрения большинство незрячих не имеет возможности регулярно посещать библиотеки только ради того, чтобы послушать «говорящие» книги, а библиотеки просто не имеют технической возможности предоставлять одновременный доступ к этим книгам большому числу лиц. Кроме того, слепые, проживающие в сельской местности, лишены возможности читать книги, поскольку библиотеки для слепых в основном находятся в областных центрах, до которых необходимо добираться в течение нескольких часов. Библиотекам для слепых частично удается решить данную проблему посредством заключения договоров с правообладателями, однако, необходимо более системное решение этой проблемы путем устранения дискриминационных барьеров, существующих в законодательстве.

Доклад Балыкина Д.Г., юриста НРООИ ИНВАТУР в рамках круглого стола «Совершенствование российского законодательства и изменение политики государственных органов в связи с подписанием Конвенции ООН о правах инвалидов и ее предстоящей ратификацией».

Статья 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

Статья 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации

Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является расходным обязательством Российской Федерации. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных организаций и библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных организаций является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, для муниципальных библиотек — расходным обязательством органа местного самоуправления. Приобретение указанной в настоящей части литературы для федеральных государственных образовательных организаций и библиотек является расходным обязательством Российской Федерации.

Русский жестовый язык признается языком общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов. Перевод русского жестового языка (сурдоперевод, тифлосурдоперевод) осуществляют переводчики русского жестового языка (сурдопереводчики, тифлосурдопереводчики), имеющие соответствующие образование и квалификацию. Порядок предоставления услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) определяется Правительством Российской Федерации.

Уполномоченные органы оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, тифлосурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами.

См. Правила предоставления инвалидам услуг по сурдопереводу за счет средств федерального бюджета, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2007 г. N 608

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового языка.

Обеспечиваются подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка преподавателей и переводчиков русского жестового языка, развитие русского жестового языка.

См. также Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1011

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

Решение суда об обязании обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте № 2-3070/2017

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

****год года Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Хамди Е.В., при секретаре судебного заседания Максимчук Т.Н., с участием процессуального истца помощника прокурора города Иркутска Толмачевой Татьяны Михайловны, действующей на основании служебного удостоверения, рассмотрев в открытом судебном заседании №№ по иску Прокурора города Иркутска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ОГАУЗ «Медсанчасть ИАПО» об обязании обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте,

Прокурор города Иркутска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОГАУЗ «Медсанчасть ИАПО» об обязании обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой г. Иркутска проведен мониторинг официального сайта ОГАУЗ «Медсанчасть ИАПО» и установлено, что интернет –ресурс по адресу: мсч38.рф не обеспечивает свободный доступ к информации лицам с ограниченными возможностями здоровья по зрению. В ходе изучения электронных страниц сайта мсч38.рф установлено, что в нарушение вышеперечисленных норм законодательства установлено, что в нарушение вышеперечисленных норм законодательства ИАПО не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов с ограниченными возможностями здоровья по зрению к информации учреждения. Принимая во внимание, что отсутствие доступа инвалидов по зрению к интернет-сайту ответчика является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», соответственно несоблюдение и невыполнение ответчиком требований по обеспечению инвалидам с ограниченными возможностями здоровья по зрению условий для беспрепятственного доступа к информации затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов по зрению, а также нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.

Читайте так же:  Льготы и выплаты детям войны в россии

Просили суд, обязать ОГАУЗ «Медсанчасть ИАПО» обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет-мсч38.рф, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Процессуальный истец в лице помощника прокурора г. Иркутска Толмачева Т.М. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ОГАУЗ «Медсанчасть ИАПО» в судебное заседание не явился, о месте и времени извещены надлежаще, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не просили.

Обсудив причину неявки ответчика, извещенного надлежаще, учитывая положение ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело по существу.

Заслушав процессуального истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу части 1 статьи45Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,муниципальныхобразований.

Статьей 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006г., вступившей в силу для России 25.10.2012, провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.

Согласно ч. 2 ст. 9 Конвенции государства- участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации; поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет.

К числу таких гарантий относятся положения ст. 14 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее- Закон №181-ФЗ), закрепляющие право указанной категории граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к информации.

В силу ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «интернет», о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 79 вышеназванного Закона, медицинская организация обязана информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием Интернета, об осуществляемой медицинской деятельности и медицинских работниках, об уровне их образования и квалификации.

Согласно п. 3 Требований к содержанию и форме информации о деятельности медицинских организаций, размещенной на официальных сайтах Министерства здравоохранения РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденных Приказом Минздрава России от 30.12.2014 года №956-Н, информация размещается в доступной, наглядной, понятной форме, в том числе в форме открытых данных, при этом обеспечиваются открытость, актуальность, полнота, достоверность информации, простота и понятность восприятия информации, наличие карты официального сайта для удобства навигации по сайту, работоспособного поиска по сайту, версии для слабовидящих, отсутствие ошибок, а также другие возможности для удобной работы пользователей сайта.

В развитие требований Федерального закона №181-ФЗ принят национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» (далее-ГОСТ), утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 №1789-СТ взамен ГОСТ 52872-2007 и введен в действие с 1.01.2014 года.

В силу п. 3.1.1. ГОСТ доступность интернет –ресурсов для инвалидов по зрению — это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет. В соответствии указанным ГОСТ предусмотрена возможность доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети интернет, то есть альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.

Для веб-сайта, предусматривающего значительное число элементов, к которым значительно затруднен доступ инвалидов по зрению, необходимо обязательно предусмотреть версию сайта, имеющего минимальное число графических элементов. Для перехода на эту версию сайта на главной странице веб-сайта необходимо разместить текстовую гиперссылку.

Части 4 и 5 ГОСТ содержат требования к компонентам Интернет-ресурсов, в частности, в соответствии с п. 4.2. ГОСТ при разработке Интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению, необходимо придерживаться следующих принципов:

Видео (кликните для воспроизведения).

— п. 4.2.1 Воспринимаемость: информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены в виде, в котором пользователи с нарушением зрения могут их воспринимать;

— п. 4.2.2 Управляемость: компоненты пользовательского интерфейса и навигации должны быть управляемыми, в том числе- пользователями с нарушением зрения;

— п. 4.2.3 Понятность: информация и операции пользовательского интерфейса должны быть понятными пользователям с нарушением зрения;

— п. 4.2.4 Надежность: контент должен быть надежным в той степени, которая нужна для его соответствующей интеграции широким кругом различных пользовательских прикладных программ, включая специальные технологии экранного доступа для пользователей с нарушением зрения.

Согласно п.п. 4.5., 4.6. ГОСТ для полноценного доступа инвалидов по зрению информация должна быть представлена в виде текста. Графические файлы, как правило, должны быть сопровождены текстом, поясняющим изображение, так как доступ к графическим файлам незрячему пользователю в общем случае затруднен.

Кроме того, п.п. 5.1.7.4, 5.1.7.7 ГОСТ предусмотрено, что размер шрифта может быть изменен пользователем в пределах до 200 % без использования вспомогательных технологий и без потери контента или функциональности.

[3]

Как усматривается из материалов дела и обстоятельств, установленных в судебном заседании, в ходе проверки прокуратурой г. Иркутска официального сайта ОГАУЗ «Медсанчасть ИАПО» в сети «Интернет» установлено, что сайт не обеспечивает свободный доступ к информации лицам с ограниченными возможностями здоровья по зрению, что является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», соответственно несоблюдение и невыполнение ОГАУЗ «Медсанчасть ИАПО» требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к информации затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов, иных маломобильных групп населения, а также нарушение их прав на достойную жизнь и свободное развитие.

В частности, сайт ОГАУЗ «Медсанчасть ИАПО» не имеет гиперссылки для перехода на версию для слабовидящих, что подтверждается представленной скопированной и распечатанной на принтере страницы с официального сайта ОГАУЗ «Медсанчасть ИАПО».

При указанных обстоятельствах, суд не может признать, что ответчиком обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте ОГАУЗ «Медсанчасть ИАПО».

[2]

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает требования прокурора города Иркутска обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Читайте так же:  Исковое заявление о взыскании неустойки по алиментам

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Исковые требования прокурора города Иркутска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать ОГАУЗ «Медсанчасть ИАПО» обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет-мсч38.рф, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца.

Мотивированный текст решения суда изготовлен 20 ноября 2017 года.

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по обратилось в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Иркутс.

В Куйбышевский районный суд г. Иркутска обратился Перетолчин Е.Г. с иском к ООО «Сибпрофстрой» о взыскании задолженности по договорам подряда и субподряда.В обоснование доводов иска указал, что между Обществом с ограниченной ответственностью «СТАТ.

Защита прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур

Защита прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов») федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12. 2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Порядок обеспечения такого доступа в отношении других объектов урегулирован частью 8 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Таким образом, законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только в отношении вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию указанных объектов и средств после 01.07.2016. Однако у других объектов также осталась обязанность обеспечивать предоставление доступа инвалидов к социальной, инженерной и транспортной инфраструктуре в тех объемах, которые они согласовали с одним из общественных организаций инвалидов.

В целях защиты прав инвалидов, являющихся предметом посягательства, прокурор вправе возбуждать дело об административном правонарушении, объектом которого являются общественные отношения в области труда и занятости инвалидов, обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, предусмотренных следующими статьями КоАП Российской Федерации: ст. 5.42 «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости»; ст. 5.43 «Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов»; ст. 9.13 «Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур»; ст. 9.14 «Отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами»; ст. 11.24 «Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов».

Право инвалидов на беспрепятственный доступ к информации

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны обеспечивать инвалидам: условия для беспрепятственного доступа к объектам, в которых им предоставляются услуги; возможность для самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены такие объекты; сопровождение инвалидов; надлежащее размещение необходимой для них информации с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование звуковой и зрительной, текстовой и графической информации, в том числе с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля; допуск сурдопереводчика, допуск собаки-проводника; оказание инвалидам помощи в преодолении мешающих получению услуг барьеров.

Пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера-ции по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (далее — Федеральный закон № 419-ФЗ) установлено, что указанные требования в части обеспечения доступности для инвалидов объектов применяются с 1 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам.

Организации привлекаются к административной ответственности по статье 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ (КоАП РФ): «Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур» за несоответствие СП 59.13330.2012 существующих объектов, введенных в эксплуатацию, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521.

Читайте так же:  Размеры выходного пособия

В случаях, если существующие объекты невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов
до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

10) оказание сотрудниками соответствующих организаций иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

В соответствии с пунктом 9 Порядка доступности объектов Минпромторг России, Росстандарт, территориальные органы и подведомственные им учреждения в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и услуг руководством указанных организаций должно быть организовано проведение обследования объекта и порядка предоставления государственных услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности объекта и предоставляемых на нем услуг доступности объекта). Для проведения паспортизации руководством объекта создается комиссия, утверждается ее состав, в который, в том числе, обязательно включаются представители общественных организаций инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории, где расположен объект.

Организации, предоставляющие услуги населению в сфере общественно-го питания, торговли и бытового обслуживания, не оказывают государственных услуг и не обязаны проводить паспортизацию. Они могут составить Паспорт доступности объекта по личной инициативе руководителя организации.

Паспорт доступности объекта должен содержать следующие разделы:
— краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг населению;
— оценка состояния и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов объекта и услуг с использованием показателей,
предусмотренных п.12 Порядка;
— предлагаемые решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления услуг в соответствие
с требованиями законодательства Российской федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов.

С учетом информации, содержащейся в Паспорте доступности объекта, организацией разрабатывается собственный план мероприятий («дорожная кар-та») по поэтапному повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Приказом Минпромторга России от 29.12.2015 № 4303 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и их территориальных органов и подведомственных организаций по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг и таблицы повышения значений указанных показателей».

Право инвалидов на беспрепятственный доступ к информации

от 22 октября 2009 года N 121/2009-ОЗ

Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области

(с изменениями на 27 августа 2018 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Московской области от 14 июля 2011 года N 119/2011-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 130, 21.07.2011);
Законом Московской области от 27 июля 2013 года N 103/2013-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 146, 12.08.2013);
Законом Московской области от 2 ноября 2013 года N 129/2013-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 213, 13.11.2013) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Закона Московской области от 2 ноября 2013 года N 129/2013-ОЗ );
Законом Московской области от 16 декабря 2015 года N 219/2015-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 18.12.2015) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Закона Московской области от 16 декабря 2015 года N 219/2015-ОЗ);
Законом Московской области от 24 ноября 2017 года N 194/2017-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 28.11.2017) (вступил в силу с 1 января 2018 года);
Законом Московской области от 27 августа 2018 года N 143/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 28.08.2018).
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Положения части первой статьи 5 настоящего Закона в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. — Закон Московской области от 16 декабря 2015 года N 219/2015-ОЗ.
____________________________________________________________________

Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 15 октября 2009 года N 4/92-П

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

1. Настоящий Закон направлен на реализацию государственной политики в области социальной защиты инвалидов и других маломобильных групп населения с целью создания им равных с другими гражданами возможностей в осуществлении прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Московской области, и регулирует правоотношения в сфере обеспечения им беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Законом Московской области от 16 декабря 2015 года N 219/2015-ОЗ.

Статья 2. Основные понятия

Статья 3. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области, на которых обеспечиваются условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам

(Название в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Законом Московской области от 16 декабря 2015 года N 219/2015-ОЗ.

1. К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области, на которых обеспечиваются условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам относятся:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Законом Московской области от 16 декабря 2015 года N 219/2015-ОЗ.

2. Состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области должно обеспечивать свободный доступ к ним и к предоставляемым в них услугам инвалидам и другим маломобильным группам населения, удовлетворять их потребность в беспрепятственном самостоятельном передвижении по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в Московской области, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски, а также соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Законом Московской области от 16 декабря 2015 года N 219/2015-ОЗ.

Статья 4. Перечень специальных приспособлений, оборудования и мер для обеспечения условий беспрепятственного пользования объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области и получения в них услуг

(Название в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Законом Московской области от 16 декабря 2015 года N 219/2015-ОЗ.

Читайте так же:  Правила и порядок увольнения работающего пенсионера по собственному желанию без отработки по тк рф

2. На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид», выданный в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства.
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 сентября 2018 года Законом Московской области от 27 августа 2018 года N 143/2018-ОЗ.

3. Инвалидам обеспечиваются сопровождение на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, необходимой помощи в беспрепятственном пользовании объектами и получении услуг.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2016 года Законом Московской области от 16 декабря 2015 года N 219/2015-ОЗ)

Статья 5. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области и к предоставляемым в них услугам

1. Органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, обеспечивают беспрепятственный доступ инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
____________________________________________________________________
Положения части первой статьи 5 настоящего Закона в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. — Закон Московской области от 16 декабря 2015 года N 219/2015-ОЗ.
____________________________________________________________________

3. Правительство Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, при необходимости, разрабатывают перечень мероприятий или государственные, муниципальные программы соответственно по созданию условий беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к действующим объектам.

4. Порядок обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых в них услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, осуществляющими исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в установленных сферах деятельности, по согласованию с уполномоченным Правительством Московской области центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Законом Московской области от 16 декабря 2015 года N 219/2015-ОЗ.

[1]

Статья 6. Финансирование мероприятий по созданию условий инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур

Финансирование мероприятий по созданию условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам, осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Московской области и бюджетах муниципальных образований Московской области. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящихся к расходам бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Законом Московской области от 16 декабря 2015 года N 219/2015-ОЗ.

Статья 7. Участие общественных объединений инвалидов в решении вопросов приспособления объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов

1. Общественные объединения инвалидов имеют право на объективную, достоверную и полную информацию о степени доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области и предоставляемых в них услугах и о мероприятиях, изменяющих степень доступности.»
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Законом Московской области от 16 декабря 2015 года N 219/2015-ОЗ.

Общественные объединения инвалидов вправе обращаться в исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области с предложениями по улучшению доступности объектов инфраструктур для пользования инвалидами.

2. Исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, привлекают представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов по их передвижению и адаптации на территории Московской области.

Статья 8. Региональный государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и предоставляемых услуг

Статья 9. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2011 года.

Статья 10. О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Московской области

22 октября 2009 года
N 121/2009-ОЗ

Видео (кликните для воспроизведения).

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Источники


  1. Молчанов, В.И. Огнестрельные повреждения и их судебно-медицинская экспертиза: Руководство для врачей / В.И. Молчанов, В.Л. Попов, К.Н. Калмыков. — М.: Медицина, 2014. — 272 c.

  2. Общество с ограниченной ответственностью. Судебная практика, официальные разъяснения и рекомендации. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 128 c.

  3. Пауков, В.С. Лекции по судебной медицине / В.С. Пауков. — М.: Практическая медицина, 2018. — 372 c.
  4. Пивовар, А.Г. Большой англо-русский юридический словарь: моногр. / А.Г. Пивовар. — М.: Экзамен, 2016. — 864 c.
Право инвалидов на беспрепятственный доступ к информации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here