Право на среднее профессиональное образование

Полная информация по теме: "Право на среднее профессиональное образование" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Право на среднее профессиональное образование

1. В комментируемой статье сформулирована цель среднего профессионального образования, отражающая основное нововведение Федерального закона — упразднение начального профессионального образования. В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» цели начального профессионального образования и среднего профессионального образования были разделены. Начальное профессиональное образование имело целью подготовку работников квалифицированного труда, среднее профессиональное образование — подготовку специалистов среднего звена. Ввиду включения начального профессионального образования как подготовки квалифицированных рабочих (служащих) в систему среднего профессионального образования Федеральный закон объединил цели данных уровней образования. В настоящее время это подготовка квалифицированных рабочих, служащих и подготовка специалистов среднего звена.

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

2. Минимальный уровень образования, на базе которого лицо вправе претендовать на обучение на уровне среднего профессионального образования, — основное общее и среднее общее образование. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 23 января 2014 г. N 36 .

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. N 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» // Российская газета. 07.08.2013. N 172.

Исключение из указанного правила составляет допуск к обучению по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (интегрированным образовательным программам в области искусств). В силу специфики обучения по интегрированным образовательным программам в области искусств, предполагающим также освоение обучающимися программ основного общего, среднего общего образования, к приему на обучение допускаются лица, имеющие начальное общее образование. Порядок отбора лиц для приема на обучение по указанным программам установлен Приказом Минкультуры России от 25 ноября 2013 г. N 1950 .

Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1950 «Об утверждении порядка отбора лиц для приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования» // Российская газета. 19.03.2014. N 62.

3. Лицо, поступившее на обучение по программам среднего профессионального образования на базе основного общего образования, получает среднее общее образование в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.

Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Образовательная программа среднего профессионального образования разрабатывается образовательной организацией самостоятельно на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

Профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования в своей работе следует руководствоваться письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N 06-259 , содержащим рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» // СПС «КонсультантПлюс».

Профессиональные образовательные организации самостоятельно определяют профиль профессионального образования в соответствии со спецификой основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (далее — ОПОП СПО), руководствуясь Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199 , а также Примерным распределением профессий СПО и специальностей СПО по профилям профессионального образования (приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N 06-259).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 10.02.2014. N 6.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования профессиональные образовательные организации при разработке учебных планов ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования формируют общеобразовательный цикл, включая общеобразовательные учебные дисциплины (общие и по выбору) из обязательных предметных областей: филология; иностранный язык; общественные науки; математика и информатика; естественные науки; физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности.

Общеобразовательный цикл ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования должен содержать не менее 10 учебных дисциплин и предусматривать изучение не менее одной общеобразовательной учебной дисциплины из каждой предметной области. Из них не менее 3 учебных дисциплин изучаются углубленно с учетом профиля профессионального образования, осваиваемой профессии СПО или специальности СПО.

Отметим, что диплом о среднем профессиональном образовании, выданный лицу, получившему среднее профессиональное образование на базе основного общего образования, подтверждает освоение таким лицом образовательной программы среднего профессионального образования с одновременным освоением образовательной программы среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. При этом профессиональная образовательная организация не выдает дополнительно к диплому о среднем профессиональном образовании аттестат о среднем общем образовании.

Аттестат выдается в случае прохождения по желанию обучающегося государственной итоговой аттестации, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования.

Читайте так же:  Непрерывный стаж как считается, сколько дней и когда

4. Нововведением Федерального закона является предоставление государственных гарантий получения среднего профессионального образования за счет средств бюджета на общедоступной основе.

Из указанного правила существует исключение для поступающих на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств. В этом случае проводятся вступительные испытания.

В пункте 29 Приказа Минобрнауки России от 23 января 2014 г. N 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» перечислены специальности среднего профессионального образования, по которым проводятся вступительные испытания (например, 49.02.01 Физическая культура, 20.02.04 Пожарная безопасность, 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях, 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. N 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» // Российская газета. 19.03.2014. N 62.

Вступительные испытания проводятся в письменной и (или) устной форме, в виде прослушивания, просмотра, собеседования или в ином виде, определяемом правилами приема. Вступительное испытание, проводимое в устной форме, оформляется протоколом, в котором фиксируются вопросы к поступающему и комментарии экзаменаторов.

Следует учитывать, что гарантия общедоступности не обеспечивает бесплатное получение среднего профессионального образования для всех желающих. Число обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ч. 1 ст. 100 Федерального закона).

В соответствии с частью 6 статьи 55 Федерального закона условиями приема на обучение по образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц.

Таким образом, если заявлений на прием оказалось больше, чем установленных образовательной организацией контрольных цифр приема, на обучение за счет бюджета принимаются лица, имеющие более высокие результаты освоения программы основного общего или среднего общего образования. В том случае, если поступающий не имеет высоких результатов, подтверждаемых аттестатом, он имеет право поступить сверх установленных образовательной организацией контрольных цифр приема, на основе договора оказания платных образовательных услуг либо выбрать для поступления на бюджетной основе иные профессии, специальности, направления подготовки, а также иные образовательные организации.

5. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Гарантии общедоступности и бесплатности не распространяются на тех лиц, которые получают образование соответствующего уровня повторно. Повторным является получение среднего профессионального образования по программам специалистов среднего звена и программам квалифицированных рабочих или служащих лицами, имеющими диплом с присвоением соответствующей квалификации.

По смыслу комментируемой статьи повторным является также получение среднего профессионального образования по программам квалифицированных рабочих или служащих лицами, имеющими диплом специалиста среднего звена. В свою очередь, лицо, имеющее квалификацию квалифицированного рабочего или служащего и желающее продолжить свое обучение по программам специалиста среднего звена, имеет право на прием на бесплатной и общедоступной основе.

6. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА) в форме государственного выпускного экзамена — с использованием текстов, тем, заданий, билетов или в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 февраля 2014 г. N 02-68 даны разъяснения, что право организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, выдавать аттестат подтверждается свидетельством о государственной аккредитации по образовательной программе среднего общего образования. Таким образом, обучающиеся вправе пройти ГИА по образовательным программам среднего общего образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования при наличии у такой организации свидетельства о государственной аккредитации по образовательной программе среднего общего образования.

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 февраля 2014 г. N 02-68 «О прохождении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования обучающимися по образовательным программам среднего профессионального образования» // Официальные документы в образовании. 2014. N 9.

В иных случаях обучающиеся по программам среднего профессионального образования проходят ГИА по образовательным программам среднего общего образования экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. N 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» указанные обучающиеся допускаются к ГИА при условии получения ими отметок не ниже удовлетворительных на промежуточной аттестации, в том числе за итоговое сочинение (изложение).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» // Российская газета. 14.02.2014. N 34.

Выбранные обучающимся учебные предметы, уровень ЕГЭ по математике, форма (формы) ГИА указываются им в заявлении. Заявление до 1 февраля подается в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования.

Автор: Селиверстова О.И., кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства.

По состоянию на 1 сентября 2016 г.

Ответы на вопросы

Действительно, значительным изменением, касающимся государственных гарантий получения среднего профессионального образования, является закрепление общедоступности приема на обучение по соответствующим образовательным программам за счет средств бюджета. Лишь в том случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, образовательная организация осуществляет прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании (часть 4 статьи 68 Федерального закона). То есть, в указанном случае оцениваются аттестаты поступающих.

Читайте так же:  Как правильно оформить дубликат трудовой книжки

Кроме того, возможен прием на специальность среднего профессионального образования сверх установленных образовательной организации контрольных цифр приема на основе договоров оказания платных образовательных услуг, заключаемых с физическими и (или) юридическими лицами.

Число обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с частью 1 статьи 100 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Таким образом, если заявлений на прием оказалось больше, чем установленные данной образовательной организации контрольные цифры приема абитуриенты обладают тремя возможностями:

1) поступить бесплатно по итогам конкурса аттестатов;

2) поступить на обучение на платной основе;

3) выбрать для поступления иные образовательные организации, специальности, профессии, направления подготовки.

Ответ дан по состоянию законодательства на 16.05.2014

Является ли бесплатным получение высшего образования в случае поступления на программы среднего профессионального образования для лиц, которые в прошлом получили начальное профессиональное образование?

Гарантии получения бесплатного образования зависят от наличия уже полученного образования. В соответствии с ч. 3 ст. 53 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В отношении возможностей лиц, ранее получивших начальное профессиональное образование действуют следующие правила. Образовательный уровень начального профессионального образования в соответствии с правилами п. 2 ч. 1 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). То есть, считается, что лица, имеющие дипломы о начальном профессиональном образовании имеют среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Согласно ч. 5 ст. 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно. Таким образом, указанная категория лиц имеет право получить бесплатно среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена.

Ответ дан по состоянию законодательства на 16.05.2014

Контактная информация
© 2019 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Право и организация социального обеспечения (среднее профессиональное образование)

Представляем специальность

40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Колледж РосНОУ
Получаемая квалификация — юрист
Диплом об образовании и о квалификации образца, установленного Министерством образования и науки РФ

Паспорт специальности

Поступление 2019

Вступительные испытания: приём в колледж осуществляется на общедоступной основе. Это значит, что абитуриентам не надо проходить дополнительных вступительных испытаний.

Документы, необходимые для поступления:

    оригиналы или копии документов, удостоверяющих личность, гражданство;

личное заявление на имя ректора по установленной форме;

оригинал или копия документа государственного образца об образовании, дающий право на поступление в вуз.

Количество мест для приёма в 2019 году и стоимость обучения

Очная форма обучения

Очно-заочная форма обучения

Заочная форма обучения

Стоимость обучения в год

На базе 9 классов

2 года 10 месяцев

На базе 11 классов

1 год 10 месяцев

  • Юрист судебно-правовой деятельности
  • Юрист социально-правовой деятельности
  • Судебный делопроизводитель

  • Теория государства и права
  • Конституционное право
  • Гражданское право
  • Страховое дело
  • Документационное обеспечение управления
  • Психология

База практик/стажировок

  • Управление по обеспечению деятельности мировых судей ОВД районов Лефортово
    и Останкино г. Москвы

О распределении бюджетных мест среди лиц, поступающих на специальность СПО
«Право и организация социального обеспечения (среднее профессиональное образование)»
на базе 9-го и 11-го классов

В 2017 году Колледж РосНОУ ведёт приём граждан для обучения за счёт средств федерального бюджета на специальность «Право и организация социального обеспечения (среднее профессиональное образование)».

20 бюджетных мест специальности «Право и организация социального обеспечения (среднее профессиональное образование)» будут распределены между поступающими на базе 9-го класса и на базе 11-го класса пропорционально числу лиц, подавших заявление
о приёме на обучение на базе 9-го класса и на базе 11-го класса соответственно.

Указанное распределение мест будет осуществлено по завершении приёма заявлений. Информация о том, сколько бюджетных мест будет отведено для поступающих на базе
9-го класса, а сколько — для поступающих на базе 11-го класса, будет размещена
в списках поступающих на базе 9 класса и на базе 11 класса.

Методическое сопровождение образовательной программы

Информация, касающаяся учебного процесса, размещена в разделе «Образование» официальных сведений об образовательной организации.

КАЧЕСТВО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ГАРАНТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ключевые слова: качество образования, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, право на среднее профессиональное образование, гарантии прав и свобод.

Введение
Конституция Российской Федерации [4], провозглашая права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, признает их непосредственно действующими, придает им исходное значение и закрепляет основополагающие гарантии их реализации. Не является исключением и предусмотренное ч. 2 ст. 43 Конституции РФ право на среднее профессиональное образование, которое представляет собой конституционное субъективное право человека на приобретение квалификации рабочего, служащего, специалиста среднего звена, позволяющей осуществлять общественно полезную деятельность в соответствии с потребностями личности, общества и государства.

Читайте так же:  Признание брачного договора недействительным пошаговая инструкция

Так, ч. 5 ст. 43 Конституции РФ предусматривает федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС), которые в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N° 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) представляют собой «совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности» [10]. Применительно к закрепленной в Конституции РФ возможности получения среднего профессионального образования такие требования устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО), которые разрабатываются отдельно по каждой профессии и специальности на основе профессиональных стандартов (при наличии), содержащих перечень требований к квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

При этом и проекты ФГОС, и проекты профессиональных стандартов разрабатываются при участии представителей работодателей, что обеспечивает соответствие между подготовкой квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена в образовательных организациях и требованиями работодателей к работникам с данным уровнем образования. Это обстоятельство обусловлено целями реализации конституционного права на среднее профессиональное образование, которые заключаются не только в повышении образовательного уровня населения, но и в подготовке профессиональных кадров для нужд отечественной экономики [2, с. 54].

Таким образом, заложенные в ФГОС требования к условиям реализации, структуре, объему и результатам освоения образовательных программ задают ключевые параметры качества образования, которое характеризуется соответствием подготовки обучающегося потребностям лиц (физических или юридических), в чьих интересах реализуется образовательная деятельность (ч. 3 ст. 11, п. 29 ч. 1 ст. 2 Федерального закона об образовании). Из этого следует, что ФГОС обеспечивают гарантии качества образования (п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона об образовании).

Более того, в содержании конституционного права на среднее профессиональное образование выделяют право на качество образования [2, с. 55], что позволяет рассматривать качество среднего профессионального образования как гарантию конституционного права на среднее профессиональное образование.

Видео (кликните для воспроизведения).

Между тем ни Конституция Российской Федерации, ни Федеральный закон об образовании не содержат понятия «качество среднего профессионального образования». Не раскрывается эта дефиниция и в иных нормативных правовых актах, регламентирующих особенности реализации конституционного права на среднее профессиональное образование. Однако обобщая отдельные законодательные положения, получается, что по смыслу ч. 1 ст. 2, ч. 1, 2, 5 ст. 11, ч. 3 ст. 12, ч. 1 ст. 68 Федерального закона об образовании качество среднего профессионального образования можно определить как комплексную характеристику реализации образовательных программ среднего профессионального образования и подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, которая отражает степень их соответствия: ФГОС СПО; потребностям личности в углублении и расширении знаний, умений, навыков и компетенций в определенной сфере общественно полезной деятельности по той или иной профессии, специальности; потребностям работодателей в квалифицированных рабочих, служащих и специалистах среднего звена; запланированным результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования.

Место гарантий качества среднего профессионального образования в системе гарантий конституционного права на среднее профессиональное образование

Необходимо заметить, что проблемы гарантий качества среднего профессионального образования в юридической литературе мало изучены. Вместе с тем одной из первых гарантии качества образования как самостоятельный вид правовых гарантий конституционного права на высшее образование стала выделять И.Ф. Никитина, включая в их состав государственные образовательные стандарты, контроль за деятельностью вузов, лицензирование, аттестацию и аккредитацию вузов [5, с. 135-136]. Позднее идея гарантий качества образования нашла отражение в трудах И.В. Тяпкиной, которая рассматривает их как совокупность способов, приемов и методов охраны и обеспечения права на профессиональное образование [9, с. 116-117].

Тем не менее, хотя право на среднее профессиональное образование является относительно самостоятельной частью права на профессиональное образование [2, с. 55], в отношении гарантий качества среднего профессионального образования применить предложенный подход в полной мере не представляется возможным, так как он основан на нормах не действующего в настоящее время законодательства. Следует согласиться, что гарантии качества среднего профессионального образования относятся к числу специальных (юридических) гарантий конституционного права на среднее профессиональное образование – средств, мер и условий, способствующих непосредственной и правомерной реализации, охране и защите данного права. В свою очередь лицензирование и государственную аккредитацию образовательной деятельности следует отнести к организационным гарантиям – специально организованной деятельности органов государственной власти, общественных организаций и должностных лиц, направленной на эффективное использование общих и специальных гарантий конституционного права на среднее профессиональное образование.

Разделяя позицию Н.В. Витрука о делении специальных гарантий прав и свобод на гарантии реализации, гарантии охраны и защиты [1, с. 306], считаем возможным к гарантиям реализации конституционного права на среднее профессиональное образование отнести гарантии качества среднего профессионального образования, в состав которых и входят ФГОС СПО. При этом гарантии качества среднего профессионального образования необходимо отличать от гарантий охраны и защиты конституционного права на среднее профессиональное образование, к которым, в частности, относится государственный контроль (надзор) в сфере образования.

Виды гарантий качества среднего профессионального образования

Анализируя структуру и содержание ФГОС СПО, можно прийти к выводу, что заложенные в них требования берут свое начало в положениях Конституции Российской Федерации. Данную взаимосвязь можно проследить, если условно разделить гарантии качества среднего профессионального образования на темпоральные, компетентностные, структурные и ресурсные.

Темпоральные гарантии качества среднего профессионального образования исходят из положений Конституции РФ о поддержке различных форм образования и самообразования (ч. 5 ст. 43), праве на отдых (ч. 5 ст. 37). Они устанавливают временные характеристики процесса реализации конституционного права на среднее профессиональное образование: сроки обучения (в зависимости от профессии, специальности, формы обучения), объем учебной нагрузки, продолжительность каникул и т. д. Например, для лиц, имеющих среднее общее образование, при очной форме обучения период освоения профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» составляет 10 месяцев [7], а для получения специальности «Юрист» – 1 год 10 месяцев [8].

Читайте так же:  Может ли суд обязать продать квартиру

Установленный ФГОС СПО срок получения образования вне зависимости от применяемых образовательных технологий по очной форме обучения не может быть уменьшен для лиц, имеющих среднее общее образование, что гарантирует реализацию конституционного права на данное среднее профессиональное образование в полном объеме.

Компетентностные гарантии качества среднего профессионального образования напрямую связаны с правом на труд, выбор рода деятельности и профессии (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). В основе данных гарантий лежит компетентностный подход к обучению, предполагающий сбалансированное сочетание осваиваемых студентом теоретических знаний и практических навыков [3, с. 191]. Компетентностные гарантии устанавливают область и объекты профессиональной деятельности выпускников, перечень компетенций, которыми должен овладеть обучающийся. Например, юрист базовой подготовки по специальности «Право и организация социального обеспечения» готовится к осуществлению двух видов деятельности, а юрист углубленной подготовки – четырех.

Исходя из этого различается набор компетенций, которыми нужно овладеть. В частности, если юрист базовой подготовки должен научиться брать на себя ответственность за работу всей команды и результат совместных усилий, то юрист углубленной подготовки должен еще и уметь мотивировать, контролировать и организовывать работу членов команды [8].

Структурные гарантии качества среднего профессионального образования определяют структуру образовательной программы, разделяя ее на учебные циклы и разделы, устанавливая перечень обязательных для изучения дисциплин в целях предупреждения безработицы выпускников (что вытекает из ч. 3 ст. 37 Конституции РФ). В частности, помимо обязательной части образовательной программы ФГОС СПО предусматривают наличие вариативной части, которую образовательные организации разрабатывают сами с учетом потребностей регионального рынка труда для обеспечения конкурентоспособности выпускника, а следовательно, повышения его шансов на трудоустройство.


Ресурсные гарантии качества среднего профессионального образования определяют совокупность необходимых для реализации конституционного права на среднее профессиональное образование ресурсов в области кадрового, материально-технического, учебно-методического и иного обеспечения. Как видно, данный вид гарантий находится в тесной связи с гарантированным Конституцией правом на информацию (ч. 4 ст. 29), свободу преподавания (ч. 1 ст. 44), благоприятную окружающую среду (ст. 42) и т. д. Например, для реализации программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» обязательно наличие мастерских [7], а для программ подготовки специалистов среднего звена по специальности «Право и организация социального обеспечения» – стрелкового тира [8].

Выводы
Качество среднего профессионального образования выступает одной из ключевых юридических гарантий реализации конституционного права на среднее профессиональное образование в полном объеме. Данные гарантии берут свое начало в Конституции РФ, хотя прямо таковыми в ее положениях не называются. Качество среднего профессионального образования обусловлено рядом факторов, в том числе соответствием подготовки обучающихся запросам работодателей. Основополагающей гарантией качества среднего профессионального образования выступают предусмотренные Конституцией РФ ФГОСы, которые закрепляют темпоральные, компетентностные, структурные и ресурсные гарантии качества.

В заключение добавим, что в настоящее время качество среднего профессионального образования приобретает особую важность в связи с дефицитом профессиональных кадров и необходимостью обновления системы среднего профессионального образования с учетом потребностей бизнеса и производства, о чем в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации в декабре 2016 г. заявил В.В. Путин [6].

Вестник ВолГУ. Правовая парадигма. 2017. Т. 16. № 2

Федеральные законы

В данном разделе размещены актуальные тексты нормативных правовых актов, регулирующих вопросы деятельности организаций среднего профессионального образования в рамках реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иных федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Тексты официальных документов снабжены гиперссылками, позволяющими открыть тексты связанных между собой нормативных правовых актов.

При подготовке материалов и комментариев, размещаемых на портале, эксперты используют материалы СПС КонсультантПлюс.

Об образовании в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Уголовный кодекс Российской Федерации

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

[2]

Земельный кодекс Российской Федерации

Жилищный кодекс Российской Федерации

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)

О воинской обязанности и военной службе

О персональных данных

[1]

О свободе совести и о религиозных объединениях

О защите конкуренции

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации

О лицензировании отдельных видов деятельности

Об автономных учреждениях

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации

О некоммерческих организациях

[3]

О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности

Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации

О защите прав потребителей

О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей

Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом

Об общественных объединениях

ПРАВО В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Информационный портал разработан и поддерживается
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», 2017 — 2019

При использовании материалов информационного портала на внешних интернет-ресурсах ссылка на первоисточник обязательна

7.3.2. Правовой статус обучающихся учреждений среднего профессионального образования

К обучающимся в учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) относятся студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся. Основными актами, определяющими правовой статус этой группы обучающихся, выступают, помимо Закона ОРФ «Об образовании», Типовое положение об учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), а также Устав это образовательного учреждения, Правила внутреннего распорядка, договором об образовании и иные предусмотренные Уставом локальные нормативно-правовые акты, разрабатываемые учреждением.

Читайте так же:  Как написать расписку за продажу квартиры

В соответствии с п.35 Типового положениястудентом (курсантом)является лицо, зачисленное приказом директора в среднее специальное учебное заведение для обучения по образовательной программе среднего профессионального образования; слушатель —лицо, зачисленное приказом директора в среднее специальное учебное заведение для обучения на подготовительных курсах или освоения дополнительной профессиональной образовательной программы (повышения квалификации). Правовое положение слушателя в части получения образовательных услуг соответствует статусу студента соответствующей формы обучения.

Обучающиеся средних специальных учебных заведений имеетправо(пп. 39-48 Типового положения):

на выбор формы обучения;

на образование в соответствии с государственными стандартами и приобретение знаний, адекватных современному уровню развития науки, техники и культуры;

на обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам;

на ускоренный курс обучения;

на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

на государственную (итоговую) аттестацию по завершении освоения образовательных программ среднего профессионального образования независимо от формы их освоения;

на участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности среднего специального учебного заведения, в том числе через органы самоуправления и общественные организации;

на обжалование приказов и распоряжений администрации среднего специального учебного заведения в установленном законодательством РФ порядке;

на бесплатное пользование библиотеками, информационными ресурсами, услугами учебных, социально-бытовых, лечебных и других подразделений среднего специального учебного заведения в порядке, установленном его уставом;

на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

на обеспечение необходимых условий для учебы, труда и отдыха;

на уважение человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

Студенты очной формы обучения, получающие среднее профессиональное образование за счет бюджетных средств, в установленном порядке обеспечиваются стипендиями. Студенты вправе получать стипендии, выплачиваемые физическими или юридическими лицами, а также иные стипендии.

Учебное заведение в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации разрабатывает и реализует меры социальной поддержки студентов, в том числе устанавливает в зависимости от их материального положения и академических успехов стипендии и иные социальные пособия и льготы.

За успехи в освоении образовательных программ, в экспериментально-конструкторской и другой работе для студентов устанавливаются различные формы морального и материального поощрения.

Студенты, нуждающиеся в жилой площади, обеспечиваются местами в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда среднего специального учебного заведения.

Студенты очной формы обучения имеют право в свободное от учебы время работать на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм и пользоваться при этом льготами, установленными законодательством РФ о труде и об образовании.

По медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту предоставляется академический отпуск в порядке, установленном федеральным органом управления образованием.

Студент имеет право на переход в среднем специальном учебном заведении, где он обучается, с одной образовательной программы и (или) формы обучения на другую.

Также студент имеет право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении аттестации.

Порядок и условия восстановления на обучение лица, отчисленного из данного учебного заведения, а также приема для продолжения обучения лица, ранее обучавшегося в другом среднем специальном учебном заведении и отчисленного из него до окончания обучения, определяются уставом учебного заведения, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Перевод студентов из одного среднего специального учебного заведения в другое среднее специальное учебное заведение или из высшего учебного заведения в среднее специальное учебное заведение осуществляется в соответствии с порядком, установленным федеральным органом управления образованием.

За восстановление на обучение, прием для продолжения обучения после отчисления из другого среднего специального учебного заведения, перевод с одной образовательной программы и (или) формы обучения на другую и из одного среднего специального учебного заведения в другое плата не взимается, если лицо получает среднее профессиональное образование за счет бюджетных средств.

Обязанности и правовая ответственностьобучающихся этого типа образовательного учреждения практически не отличаются от обязанностей и ответственности рассмотренных выше категорий обучающихся. Они также обязаны соблюдать Устав образовательного учреждения, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу учреждения, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, соблюдать правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.

За невыполнение учебного плана по специальности в установленные сроки по неуважительной причине, невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом учебного заведения, нарушение правил внутреннего распорядка к студентам могут быть применены дисциплинарные взыскания, вплоть до отчисления из среднего специального учебного заведения. Определенной спецификой, отражающей отличие учреждений среднего профессионального образования от общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования, является, например то, что не допускается отчисление студентов по инициативе администрации во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Контактная информация
© 2019 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Источники


  1. Асланов, Р.М. и др. Уголовное право. Особенная часть; СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2011. — 236 c.

  2. Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.

  3. Скурихин, А.П. Испанско-русский юридический словарь: моногр. / А.П. Скурихин. — М.: Русский язык — Медиа, 2014. — 552 c.
  4. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.
Право на среднее профессиональное образование
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here