Правовая организация трудоустройства населения в рф. службы занятости

Полная информация по теме: "Правовая организация трудоустройства населения в рф. службы занятости" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Правовая организация трудоустройства

Под трудоустройством понимается система мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения, включающая содействие в поиске и получении работы со стороны органов государства, а также негосударственных организаций на основе лицензиро­вания.

Общее руководство трудоустройством возложено на Министерство труда и социального развития РФ, которое несет ответственность за разработку и реализацию единой государственной политики в области труда и занятости.

Непосредственно ведающим вопросами трудоустройства явля­ется Федеральная государственная служба занятости со своей структурой — Государственным комитетом РФ по занятости населения, комитетами республик и центрами занятости в краях, областях, городах и районах. Все эти государственные органы оказывают ус­луги по обеспечению занятости бесплатно. Но посреднические ус­луги в подыскании работы могут оказывать и негосударственные организации на основании выданных им лицензий за плату. От­личие государственной помощи в трудоустройстве состоит также в предоставлении перечисленных выше материальных гарантий и социальной поддержки безработным гражданам. Для их финанси­рования, поскольку они связаны с осуществлением государственной политики занятости, создан Государственный фонд занятости на­селения. Он существует за счет обязательных отчислений работо­дателей, средств республиканских и местных бюджетов и добровольных взносов.

Кроме бесплатного содействия в подборе подходящей работы существенное значение имеет и бесплатное обучение новой профес­сии, а также повышение квалификации с выплатой стипендии.

Весьма существенным средством временного решения проблемы занятости является предоставление оплачиваемых общественных работ, выполнение которых осуществляется на добровольной основе и оформляется срочным трудовым договором. В соответствии с по­становлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г., которым утверж­дено Положение об организации общественных работ, под общест­венными работами понимаются общедоступные виды трудовой дея­тельности, как правило, не требующие предварительной профессио­нальной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность. Общественные работы граждане выполняют по направлению органов службы занятости * . Их конкретные виды и объе­мы определяются местными органами власти по предложениям и с участием органов службы занятости.

* См. : Российская газета. 1997. 7авг.

Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие по без­работице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, ра­ботодатель заключает срочный трудовой договор на срок до шести месяцев. Договор гражданина на участие в общественных работах расторгается в случае его поступления на постоянное место работы, на временное подходящее рабочее место и по другим уважительным причинам.

Участие в общественных работах включается в общий трудовой стаж, но при подборе подходящей работы не учитывается, за исклю­чением нескольких случаев, прямо указанных в Положении, напри­мер, для впервые ищущих работу и не имеющих специальности.

[1]

Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, про­водится за фактически выполненную работу, но не ниже минималь­ного размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Кроме того, им устанавливаются за счет фонда занятости доплаты к заработку в размере причитавшегося этим гражданам пособия по безработице.

Анализируя правовую природу отношений, возникающих в про­цессе трудоустройства, необходимо отметить, что праву гражданина при обращении его в службу занятости соответствуют ее обязаннос­ти: зарегистрировать лицо в качестве безработного при наличии всех необходимых условий, предложить имеющиеся вакансии и выдать соответствующее направление, а в некоторых случаях (при отсутст­вии необходимой профессиональной квалификации или работы, со­ответствующей профессиональным навыкам обратившегося, при ут­рате способности к выполнению работы по прежней специальности, а также при желании получить другую профессию) направить на учебу с целью профессиональной подготовки, повышения квалифи­кации или переподготовки ищущих работу, а при невозможности — выплатить пособие. Правда, следует иметь в виду, что для направления на учебу одного желания безработного получить другую профессию недостаточно. Кроме условия признания его безработным нужно, чтобы отсутствовала работа, отвечающая имеющимся у гражданина профессиональным навыкам.

Служба занятости может также направить гражданина на по­вышение квалификации или переподготовку, когда у него утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специ­альности), например, в силу длительного перерыва в работе. Кроме того, служба занятости направляет безработного на переподготовку исходя из потребностей региона в специалистах определенного про­филя.

Наделяя службу занятости целым рядом правомочий по отноше­нию к работодателям, в частности, правом требовать сведения о предполагаемом высвобождении работников, о потребности в рабочей силе и др., законодатель включил в Закон о занятости ст. 29, согласно которой работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся на предприятие, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятос­ти. Это означает, что на работодателя не возлагается юридической обязанности принять на работу гражданина, которому вручено на­правление службы занятости. Таким образом, служба занятости вы­ступает в качестве посредника, а направления, выданные ею, носят характер рекомендации. Эта норма не распространяется на отдель­ные категории граждан, принять которых работодатель обязан (см. § 5 настоящей главы).

Трудоустройство российских граждан возможно и за границей. Правительством РФ 8 июня 1993 г . было принято постановление «Об упорядочении деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей», а также Положение о порядке выдачи предписания, приостановления действия и отзыве лицензии на право осуществления деятельности, связанной с трудоустройст­вом граждан Российской Федерации за границей, в соответствии с которыми, а также с Положением о Федеральной миграционной службе РФ выдачу разрешений (лицензий) на деятельность, связанную с трудоустройством граждан Российской Федерации за грани­цей, и контроль за соблюдением предусмотренных в них условий, осуществляют Федеральная миграционная служба РФ и ее территориальные органы * .

Читайте так же:  Порядок и случаи заключения договора о коллективной материальной ответственности – образец для скачи

Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения РФ (стр. 1 из 8)

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ РФ

[3]

1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ

1.2 Права граждан в сфере содействия занятости

1.3 Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН В РФ

2.1 Признание граждан безработными и их основные права

2.2 Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости

2.3 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице

ГЛАВА III. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВЕ НАСЕЛЕНИЯ РФ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Правовой механизм государственной политики в области занятости и трудоустройства в настоящее время включает две основные группы норм. Нормы первой группы направлены на защиту работников от необоснованных увольнений и выплату денежных сумм, имеющих компенсационный характер. Они содержатся в основном в ТК РФ. Во вторую группу входят правовые нормы, непосредственно регулирующие занятость, трудоустройство и его формы, объем льгот и гарантий лицам, которые потеряли работу и нуждаются в поддержке государства.

Российское законодательство о занятости и трудоустройстве представляет собой систему нормативных актов, основанную на Конституции РФ, которая в ст. 37 провозглашает свободу труда, а также право каждого на защиту от безработицы. Ведущую роль в этой системе играет Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

В целом правовой институт занятости населения имеет комплексный характер, так как включает нормы не только трудового, но и административного, финансового права, права социального обеспечения.

Тема данной курсовой работы – «Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения Р.Ф.» – актуальна в силу того, что, во-первых, организационно-правовые формы обеспечения занятости определяются как установленные государством организационные и правовые приёмы и средства, которые способствуют гражданам получить возможность трудиться (или быть охваченными определённой формой занятости) в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определённую работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого, во-вторых, трудоустройство гарантирует реализацию прав граждан в сфере труда и занятости, в-третьих, занятость и трудоустройство непосредственно регулируют деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей.

Целью данной работы является исследование сущности занятости и трудоустройства населения РФ.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

-показывается понятие занятости и трудоустройства населения;

-характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;

-определяются основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости;

-характеризуется правовой статус безработного;

-устанавливается размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице;

-определяются актуальные проблемы правового регулирования занятости и трудоустройства населения РФ.

Объектом исследования явились отношения при осуществлении управления сферой трудоустройства и занятости населения и проведении государственной политике в области трудоустройства, правового регулирования занятости и трудоустройства населения РФ, основанные на взаимодействии государства, юридических и физических лиц.

Предметом курсовой работы стали нормы российского и международного законодательства, призванные регулировать занятость и трудоустройство населения РФ.

Методологической основой курсовой работы явились общенаучный диалектический и частнонаучные методы познания: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, формально-юридический, метод системного анализа и другие методы научного познания.

ГЛАВА I . ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ РФ

1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ

Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.

Закон о занятости в первой главе «Общие положения» дает определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная.[1]

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. К числу занятых действующее законодательство (ст. 2 Закона о занятости) относит следующих граждан:

а) работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

б) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

в) занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;

г) выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договор подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);

д) избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;

е) проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

ж) проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;

з) временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

Читайте так же:  Нужно ли штатное расписание

и) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.[2]

Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в сфере занятости, важнейшим следует признать их право на выбор места работы. Это свое право граждане реализуют путем прямого обращения к работодателю – организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается трудовой договор. Наряду с этим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения (п. 1 ст. 8 Закон о занятости).[3]

При этом важно подчеркнуть, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности профессионального обучения. Граждане имеют также право на бесплатные профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.[4]

По мнению профессора О.В. Смирнова, с целью эффективной занятости было бы целесообразно ставить на учет в службе занятости и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетворены характером или условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.

Впервые в нашем законодательстве легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, срок и условия найма.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если учесть возможность свободного выезда наших граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, то можно предвидеть, какое противоречивое значение может иметь зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной целевой программой содействия занятости населения РФ, которая предусматривает совершенствование правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с целью осуществления трудовой деятельности.

Основные права трудящихся-мигрантов закрепляются и в международно-правовых актах, в частности, в Конвенции МОТ №97 «О трудящихся мигрантах» (1949г.), №143 «О злоупотреблениях в области миграции и обеспечении трудящимся мигрантам равенства и обращения» (1975г.), № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.) и др.

Права и обязанности органов службы занятости в сфере труда

В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области занятости населения. Одним из главных направлений государственной политики в данном направлении является реализация прав и исполнение обязанностей органами службы занятости.

Из п. 1 ст. 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» можно выделить следующие основные обязанности органов службы занятости населения:

1) обеспечивать реализацию федеральных, региональных и других целевых программ содействия занятости населения, выключая программы занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

2) оказывать содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

3) организовывать при необходимости профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан;

4) осуществлять социальные выплаты в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказывать материальную и иную помощь безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании;

5) давать консультации по вопросам применения законодательства о занятости населения.

Данный перечень обязанностей органов службы занятости не является исчерпывающим. Перечисленные обязанности корреспондируют в соответствующим правам граждан, а в ряде случаев и работодателей. Например, обязанности органов службы занятости оказывать содействие в поиске работы корреспондирует право гражданина требовать предоставления подходящей работы, а также право работодателей на подбор необходимых работников.

Помимо Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» деятельность органов службы занятости регламентируется Положением о Департаменте федеральной государственной службы занятости, утвержденным Приказом Минтруда РФ от 30 ноября 2000 года N 274. В нем имеются дополнительные по сравнению с названным Законом обязанности органов службы занятости, к примеру, обязанность осуществлять контроль за исполнением работодателями независимо от их форм собственности законов и других нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию органов службы занятости населения. Возложение дополнительных обязанностей на органы службы занятости путем принятия подзаконных актов не противоречит действующему законодательству. Новые обязанности органов службы занятости корреспондируют дополнительным правам граждан, что соответствует правовым принципам.

Из названных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов службы занятости, можно выделить следующие права этих органов:

1) запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей материалы, необходимые для осуществления своей деятельности;

2) посещать в установленном порядке организации для ознакомления с условиями труда и соответствием уровня организации работы по профессиональной подготовке и переподготовке работающих потребностям рынка труда, принимать участие в работе комиссий, создаваемых в случае массового высвобождения, участвовать в решении других вопросов, относящихся к компетенции органов службы занятости;

3) выступать в качестве учредителей учебных центров;

4) разрабатывать и вносить предложения по вопросам квотирования рабочих мест для лиц, нуждающихся в особой социальной защите;

Читайте так же:  Кадастровый паспорт земельного участка онлайн

5) давать заключения о привлечении иностранной рабочей силы;

6) давать заключения по вопросам лицензирования деятельности по содействию занятости населения.

Перечень прав органов службы занятости также не является исчерпывающим. Однако на уровне подзаконных актов органы службы занятости не могут быть наделены дополнительными правами, корреспондирующими обязанностям граждан, поскольку в этом случае происходит ограничение прав и свобод человека и гражданина. Напомним еще раз, что в соответствии со ст. 55 Конституции РФ подобные ограничения могут появляться исключительно в федеральных законах и лишь для достижения перечисленных в этой конституционной норме целей. Тогда как дополнительные права органов службы занятости, корреспондирующие обязанностям работодателей, могут появляться и в подзаконных актах. В связи с изложенным перечень прав органов службы занятости, данный в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», не является исчерпывающим, он может быть дополнен на уровне актов органов исполнительной власти правами, корреспондирующими дополнительным обязанностям работодателей. Тогда как перечень прав органов службы занятости, корреспондирующих обязанностям граждан, определен в названном Законе исчерпывающим образом.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Правовая организация трудоустройства

Своеобразной гарантией права граждан на труд выступает система трудоустройства. Государство гарантирует гражданам РФ свободу выбора рода деятельности, в том числе с разными режимами труда; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу; бесплатное содействие в подборе подходящей работы при посредничестве органов государственной службы занятости. В целях содействия полной занятости населения государство осуществляет правовое регулирование в области занятости и дальнейшее совершенствование законодательства в этой сфере, разрабатывает и реализует федеральные и территориальные программы содействия занятости населения. В этих целях создана Федеральная служба по труду и занятости, которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Основная обязанность по организации трудоустройства граждан возложена на территориальные органы занятости населения. В соответствии со ст. 19 Закона о занятости населения деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии по трудоустройству осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии заключения органов службы занятости.

Отношения по трудоустройству предшествуют трудовым отношениям и являются предметом трудового права. Правоотношения по трудоустройству возникают на основании обращения гражданина с соответствующим заявлением о содействии в устройстве на работу. Названные правоотношения возникают: между органом трудоустройства и гражданином, нуждающимся в трудоустройстве; между органом трудоустройства и работодателем, нуждающимся в подборе кадров; между гражданином и работодателем, к которому он направлен органом трудоустройства для заключения с ним трудового договора.

Правоотношения по трудоустройству прекращаются в связи с заключением трудового или ученического договора. На основании направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты возникают трудовые отношения.

В отдельных случаях федеральными законами устанавливаются дополнительные гарантии приема на работу для определенных категорий работников. Например, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия (ст. 13 Закона о занятости населения); лица, относящиеся к малочисленным народам, имеют право на первоочередной прием на работу в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местностях их традиционного проживания (ст. 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации).

Важной гарантией трудоустройства является закрепление в ст. 64 ТК РФ положения о том, что запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Необоснованным считается отказ в приеме на работу по причинам, не предусмотренным законом. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке.

В юридической литературе высказано мнение о том, что заключение гражданско-правового договора является разновидностью трудоустройства, правовой режим которого предстоит разработать.

Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 372 | Нарушение авторских прав

Правовая организация трудоустройства.

Под трудоустройством следует понимать систему организаци­онно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения.

Основная обязанность по организации трудоустройства граждан РФ возложена на Федеральную государственную службу занятости населения. В настоящее время эта служба организационно подчине­на Минтруду РФ. Совместными решениями представительных и ис­полнительных органов власти с участием вышестоящих органов службы занятости могут создаваться межтерриториальные службы занятости. Практическая работа по трудоустройству населения воз-

Глава 8. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3533. См. также: постановление Правительства РФ от 12 ноября 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Положение об орга­низации общественных работ» // РГ. 1999. 24 нояб. 2 РГ. 1999. 6 июля.

лагается на соответствующие центры занятости, которые и выступа­ют официальными органами трудоустройства.

Статья 19 Закона о занятости предусматривает деятельность юридических лиц по оказанию услуг в содействии занятости без­работным гражданам и незанятому населению на основании ли­цензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии заключения органов службы занятости.

Между органом трудоустройства и гражданином правоотноше­ния возникают на основании единственного юридическош фак­та — обращения гражданина с заявлением о содействии в устройст­ве на работу. Содержание этого правоотношения определяется не только установленными правами и обязанностями, но и фактиче­ским совершением органом трудоустройства конкретных действий по подысканию работы и направлению на нее гражданина. При отсутствии возможности предоставления подходящей работы при обращении в орган трудоустройства гражданин вправе требовать постановки на учет, направления на профессиональное обучение или выплаты пособия по безработице в соответствии с законода­тельством.

Орган трудоустройства обязан зарегистрировать обратившегося с заявлением гражданина, оказать ему содействие в получении подходящей работы или приобретении специальности (квалифи­кации), а при невозможности этого — выплатить пособие из Го-сударств,енного фонда занятости (ст. 30—35 Закона о занятости).

Читайте так же:  Можно ли законно открыть больничный в выходные дни – порядок оплаты нерабочих дней по листу нетрудос

Притязания гражданина на трудоустройство не могут быть конкретными в отношении места будущей работы, поскольку ор­ган трудоустройства не берет на себя обязательств по устройству на работу в определенную организацию. Его задача — подыскать работу, подходящую главным образом по специальности и квали­фикации с учетом способностей гражданина. Сроки трудоустрой­ства законом не установлены. Трудоустройство длится, как прави­ло, до тех пор, пока гражданин не будет устроен на работу или на производственное обучение. Сроки устанавливаются для вы­платы пособия по безработице. Период выплаты пособия по без­работице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчисле­нии в течение 18 месяцев.

Исходя из принципа свободы труда, правоотношения с органом трудоустройства всегда могут быть прекращены по инициативе гра­жданина. Он вправе отказаться от услуг в устройстве на работу как до получения направления, так и после получения, поскольку на­правление не создает каких-либо правовых последствий для трудо­устраиваемого. Оно порождает обязанность лишь для работодателя, которому адресовано органом трудоустройства.

Довольно детальную регламентацию получили в настоящее время правоотношения между органом трудоустройства и органи­зациями, нуждающимися в кадрах. При этом законодательство преследует цель максимально сократить текучесть кадров и до предела уменьшить время на подыскание подходящей для граж­дан работы. Важнейшей правовой обязанностью работодателя яв­ляется сообщение органам трудоустройства информации о пред­полагаемом высвобождении работников, а также о потребности в рабочей силе с разбивкой на профессии, специальности, квали­фикации (п. 3 ст. 25 Закона о занятости).

Органы трудоустройства, находящиеся в ведении Федеральной государственной службы занятости, призваны выполнять посред­нические функции, и они, как правило, не обладают администра­тивно-правовыми полномочиями по отношению к работодателю. Однако Закон о занятости населения предусмотрел право мест­ных органов государственной власти устанавливать для работода­телей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, предоставлять дополнительные гарантии за­нятости для отдельных категорий населения (выпускников обще­образовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лише­ния свободы, и т. п.).

Квотирование рабочих мест в организациях для лиц, особо ну­ждающихся в социальной защите, осуществляется на основе Реко­мендаций, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 6 фев­раля 1995 г.1

Акт направления на работу, принятый органом трудоустройства, имеет двоякую юридическую силу: в одних случаях он рекомендует (но не обязывает) принять гражданина на работу, в других (прямо предусмотренных законом) — порождает обязанность работодателя заключить с трудоустраиваемым трудовой договор (контракт). От­каз в приеме на работу и на профессиональное обучение лиц, на­правленных в счет квоты, может быть обжалован в судебном по­рядке. При отказе в приеме на работу заключивших договоры (контракты) выпускников вузов, средних специальных и профес­сионально-технических учебных заведений работодатель обязан производить целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год.

Неисполнение этой обязанности может повлечь для работодателя привлечение к административной ответственности в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке.

Завершение процесса трудоустройства связывается с правоот­ношениями между трудоустраиваемым гражданином и работодате­лем. Эти правоотношения непосредственно предшествуют трудо­вым правоотношениям и как бы заранее предопределяют их со­держание и характер. Возникают указанные правоотношения с получением гражданином от органа трудоустройства направле­ния на работу или на профессиональное обучение и предъявлени­ем его работодателю.

Направление органа трудоустройства здесь следует рассматри­вать не только как правовой акт, адресованный руководителю, но и как желание (волеизъявление) гражданина заключить трудовой (ученический) договор (контракт) с конкретным работодателем. При этом, как указывалось выше, направление предоставляет тру­доустраиваемому в определенных случаях право требовать заклю­чения трудового или ученического договора. Направление, следо­вательно, конкретизирует право на труд и придает ему притяза­тельный характер еще до того, как оно будет реализовано в трудовом правоотношении.

Акт направления на работу (профессиональное обучение) во многом предопределяет содержание правоотношений гражданина с работодателем в процессе трудоустройства. В нем не только отра­жается предписание (рекомендация) принять гражданина на работу, но и указывается, по какой профессии, специальности, квалифика­ции. Таким образом, для гражданина и работодателя направление строго очерчивает объем прав и обязанностей, составляющих содер­жание правоотношений по трудоустройству.

Прекращение правоотношений по трудоустройству, как отме­чалось выше, обычно связывается с заключением трудового либо ученического договора, т. е с возникновением трудовых либо ученических правоотношений. Однако не исключено прекраще­ние таких правоотношений и до заключения указанных догово­ров. Это всегда может иметь место по инициативе трудоустраи­ваемого, а в отдельных случаях и работодателя (например, при обнаружении, что по деловым качествам или по состоянию здо­ровья трудоустраиваемый не подходит для работы, указанной в направлении, а предоставить ему другую работу нет возможно­сти или он не желает получить другую работу).

Право граждан на трудоустройство через посредничество органов службы занятости

Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство через посредничество территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости (государственный орган) или негосударственных органов.

Трудоустраиваемым, по общему правилу, является физическое лицо, которое обращается в орган по трудоустройству с целью получения содействия в по­дыскании подходящей работы и устройстве на нее. Основную группу трудоуст­раиваемых составляют граждане Российской Федерации. В качестве трудоуст­раиваемых могут выступать и иностранные граждане, а также лица без граж­данства (ст.6 Закона о занятости). Вместе с тем законодательство о занятости закрепляет принцип приоритета граждан РФ при занятии вакантных рабочих мест, что выражается в существовании особых правил привлечения иностран­ной рабочей силы на территории РФ 20 .

Правоотношения между трудоустраиваемым гражданином и трудоустраи­вающим органом устанавливаются на основании обращения гражданина в ука­занный орган в целях получения содействия в поиске походящей работы и уст­ройства на нее. Современная правовая организация трудоустройства в РФ от­личается тем, что основная роль отводится органам государственной службы занятости. Последние обязаны принять заявление гражданина, осуществить его регистрацию и оказать услуги по подысканию для него подходящей работы. Данные органы осуществляют также учет профессиональной квалификации безработных, содействие в профориентации, переобучении и переподготовке; выдают направления трудоустраиваемым гражданам на подходящие вакантные

Читайте так же:  Можно ли передарить квартиру, полученную по дарственной, и как это сделать

с °Циально-правовые аспекты проблемы занятости населения / И.С. Викторов, А.Ж. Макашева // Трудовое Ч*»о.-2009._ 8.-С. 71.

рабочие места в конкретную организацию; предлагают варианты самостоятель­ного поиска работы, оказывают иные услуги.

Орган трудоустройства обязан зарегистрировать обратившегося с заявлением гражданина, оказать ему содействие в получении подходящей работы или при­обретении специальности. Его задача — подыскать работу, подходящую глав­ным образом по специальности и квалификации с учетом способностей граж­данина. Сроки трудоустройства законом не установлены. Трудоустройство длится, как правило, до тех пор, пока гражданин не будет устроен на работу или на производственное обучение. Исходя из принципа свободы труда, право­отношения с органом трудоустройства всегда могут быть прекращены по ини­циативе гражданина. Он вправе отказаться от услуг в устройстве на работу, как до получения направления, так и после получения, поскольку направление не создает каких-либо правовых последствий для трудоустраиваемого. Оно поро­ждает обязанность лишь для работодателя, которому адресовано органом тру­доустройства.

[2]

Органы трудоустройства призваны выполнять посреднические функции, и они, как правило, не обладают административно-правовыми полномочиями по отношению к работодателю. Однако Закон о занятости населения предусмотрел право местных органов государственной власти устанавливать для работодате­лей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инва­лидов, отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т.п.).

Акт направления на работу, принятый органом трудоустройства, имеет двоя­кую юридическую силу: в одних случаях он рекомендует (но не обязывает) принять гражданина на работу, в других (прямо предусмотренных законом) -порождает обязанность работодателя заключить с трудоустраиваемым трудо­вой договор (контракт). Отказ в приеме на работу и на профессиональное обу­чение лиц, направленных в счет квоты, может быть обжалован в судебном по­рядке. При отказе в приеме на работу заключивших договоры выпускников ву­зов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений работодатель обязан производить целевые финансовые отчисления в фонд за­нятости в размере среднего заработка работника данной категории за год. Не­исполнение этой обязанности может повлечь для работодателя привлечение к административной ответственности в виде штрафа, налагаемого в судебном по­рядке.

Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 1440 | Нарушение авторских прав

Занятость и трудоустройство в Российской Федерации

Труд не есть добродетель, но необходимое условие добродетельной жизни.

Занятость граждан

Любое государство стремится к тому, чтобы каждый его гражданин мог реализовать свои трудовые способности, мог содержать себя и свою семью, одним словом, жить полноценной жизнью. Кроме того, богатство государства в целом создается трудом людей, проживающих на его территории. Не будем забывать, что налоговые поступления от граждан и организаций составляют материальную основу всего государства. Вот почему одной из основных забот государства является занятость населения.

Занятость – это деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок (трудовой доход).

Однако Конституция РФ устанавливает право, а не обязанность граждан трудиться и запрещает принудительный труд, подчеркивая, что в нашей стране труд свободен. Незанятость не может быть основанием для привлечения человека к юридической ответственности за тунеядство, как это было во времена советской власти.

Кто же считается занятым?

Занятыми, согласно Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации», признаются граждане:

  • 1) работающие по найму (трудовому договору);
  • 2) занимающиеся предпринимательской деятельностью;
  • 3) самостоятельно обеспечивающие себя работой (фермеры, писатели, журналисты и т.п.);
  • 4) избранные или назначенные на оплачиваемые должности (депутаты, государственные служащие и т.п.);
  • 5) военнослужащие;
  • 6) учащиеся любых очных учебных заведений;
  • 7) другие.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для того чтобы обеспечить занятость населения, государство должно предпринимать очень серьезные меры, в том числе:

  • 1) обеспечивать всем гражданам равную возможность в приобретении работы и наказывать случаи дискриминации, т.е. ущемления трудовых прав;
  • 2) поддерживать предпринимательскую деятельность граждан, а не подавлять ее, создавая трудности как при регистрации, так и в процессе ее осуществления;
  • 3) поощрять, предоставлять льготы тем предпринимателям, которые сохраняют действующие и создают новые рабочие места;
  • 4) создать специальную службу занятости населения и организовать ее эффективную работу с целью оказания помощи гражданам в поиске работы;
  • 5) проводить такую социально-экономическую политику, которая предупреждала бы инфляцию и рост цен, в противном случае трудовые усилия людей будут напрасными;
  • 6) предпринимать меры для рационального размещения предприятий, чтобы избежать массовой безработицы в районах более плотного проживания людей;
  • 7) наладить сотрудничество в области занятости населения с другими странами, чтобы дать возможность своим гражданам учиться за рубежом и затем применять полученный опыт в своей стране.

Источники


  1. Безуглов, Анатолий Встать! Суд идет: моногр. / Анатолий Безуглов. — М.: Детская литература. Москва, 2014. — 224 c.

  2. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, 2013. — 432 c.

  3. Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.
  4. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.
Правовая организация трудоустройства населения в рф. службы занятости
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here