Приобретение права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальн

Полная информация по теме: "Приобретение права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальн" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Содержание

  • Статья 28. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

    Статья 28. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

    1. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ в пункт 2 статьи 28 настоящего Кодекса внесены изменения

    2. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

    3. Утратил силу с 1 сентября 2006 г.

    Информация об изменениях:

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ в пункт 4 статьи 28 настоящего Кодекса внесены изменения

    4. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

    изъятия земельных участков из оборота;

    установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

    резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

    Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

    5. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в соответствии с настоящей статьей земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается настоящим Кодексом.

    См. схему «Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности»

    Схема. Земельный кодекс. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

    Схема. Земельный кодекс. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

    Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Разработчик — ООО «КОНСЭКО Пресс»

    Компания «КОНСЭКО Пресс» с 1990 года ведет консультационную деятельность и издает пособия по российскому хозяйственному законодательству. «КОНСЭКО Пресс» активно работает с российскими и зарубежными компаниями, федеральными органами власти, с 1995 года является ведущим исполнителем нескольких проектов в области правового образования, реализуемых в рамках межправительственных соглашений и международных программ технической помощи.

    Другое направление работы компании — разработка учебных и справочных материалов для предпринимателей, высших учебных заведений юридического и экономического профиля.

    Статья 36. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ в статью 36 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Статья 36. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения

    1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

    Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

    Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.

    Религиозным организациям, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.

    1.1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

    Читайте так же:  Как проверить действительность (подлинность) паспорта гражданина рф

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ в подпункт 1 пункта 1.1 статьи 36 настоящего Кодекса внесены изменения

    1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, — уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

    2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, — органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

    3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 1.2 статьи 36 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

    1.2. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

    2. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

    О передаче земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме см. письмо Минэкономразвития России от 16 октября 2009 г. N Д23-3410

    3. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

    В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.

    Казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения — правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.

    4. В случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ пункт 5 статьи 36 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2011 г.

    Положения пункта 5 статьи 36 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 г. в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг

    5. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

    Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

    Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

    Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ пункт 6 статьи 36 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    6. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ в пункт 7 статьи 36 настоящего Кодекса внесены изменения

    7. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

    Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

    Читайте так же:  Как могут уволить совместителя без его согласия

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ пункт 8 статьи 36 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

    8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. N 8-П положение пункта 9 статьи 36 настоящего Кодекса признано не противоречащим Конституции РФ

    9. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение земельных участков в собственность в порядке, установленном настоящей статьей, и в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса.

    Статья 28 ЗК РФ. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

    Новая редакция Ст. 28 ЗК РФ

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Утратила силу с 1 марта 2015 г.

    Комментарий к Статье 28 ЗК РФ

    Комментируемая статья предваряет описание порядка предоставления земельных участков (ст. ст. 30, 30.1, 30.2, 31, 32, 34 Земельного кодекса), которая в главе V ЗК следует за статьями вводного, если можно так сказать, характера (ст. ст. 25 — 27, 29, 33 ЗК). Статья 28 ЗК со следующей за ней ст. 29 ЗК объединена, по сути, общим объектом — земельными участками, право собственности на которые не разграничено.

    Применяя нормы ст. 28 ЗК, необходимо учитывать то обстоятельство, что возможность распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не поставлена в зависимость от наличия государственной регистрации права .
    ———————————
    Постановление Тринадцатого ААС от 26.11.2013 по делу N А56-8989/2013 // .

    Пункт 1 ст. 28 ЗК перечисляет виды прав на предоставляемые земельные участки. Принцип платности закреплен в п. 2 и в п. 5 вместе с оговоркой об исключениях, которая (второе предложение первого абзаца) имеет отсылочный характер. Одно из таких исключений приведено в абз. 2 этого же пункта. Пункт 4 также является нормой-принципом и также сопровождается оговоркой.

    Правило второго предложения первого абзаца п. 2 комментируемой статьи предусматривает предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Необходимо разграничивать переоформление и предоставление прав на земельный участок. Анализ п. 9.1 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК позволяет говорить о, по сути, типологической близости переоформления прав на земельный участок и регистрации такого права собственности на земельный участок. Рассматривая отношения предоставления прав на него, нет оснований для противопоставления им именно двух групп отношений: переоформления (ч. ч. 1, 2 п. 9.1 ст. 3 N 137-ФЗ) и перерегистрации (ч. 3 п. 9.1): в обоих случаях возникают отношения по переоформлению прав на земельные участки. Более правильно использовать термин «переоформление» (оформление), поскольку как в первом, так и во втором случае допускается не только изменение существующего (если можно выразиться — очевидного) права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения), но и оформление ранее предоставленного (неочевидного) права .
    ———————————
    Болтанова Е.С. Основы правового регулирования застройки земель. С. 212 — 214.

    Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает запрет на предоставление в собственность земельных участков, изъятых из оборота, закрытый перечень которых приводится в п. 4 ст. 27 ЗК. Также в этом пункте предусматривается отказ на предоставление в собственность земельных участков в случае установленного законом запрета на приватизацию земельных участков. В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Запрет на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования также установлен в п. 8 ст. 28 Закона N 178-ФЗ.

    Предусмотренный в пункте 4 комментируемой статьи отказ на предоставление в собственность земельных участков в составе земель, которые резервируются для государственных или муниципальных нужд, отсылает нас к статье 70.1 ЗК, в п. 1 которой к таким случаям относятся: размещение объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, создание особо охраняемых природных территорий, строительство водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.

    Правило п. 5 ст. 28 ЗК формулирует принцип возмездного приобретения в собственность иностранными физическими и юридическими лицами земельных участков, находящихся а государственной или муниципальной собственности. Соответственно, в силу принципов свободы договора и диспозитивности в осуществлении субъективных гражданских прав земельные участки, находящиеся в собственности частных лиц, могут отчуждаться ими свободно, в том числе на безвозмездной основе, если федеральным законом не предусмотрено иное. Однако, если земельные участки находятся на приграничных или иных установленных особо территориях Российской Федерации, иностранные физические и юридические лица — собственники расположенных на них зданий, строений, сооружений, имеют лишь преимущественное право аренды таких земельных участков . Иностранцам запрещается приобретать земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, в границах морских портов, расположенные в закрытых административно-территориальных образованиях и особых экономических зонах .
    ———————————
    Бобряшова М.А. Права на земельные участки иностранных физических и юридических лиц в России: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2012. С. 24.

    Читайте так же:  Срок трудового договора истек

    Селифонова С.Ю. Правовое регулирование земельных отношений с участием иностранных лиц: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2012. С. 10.

    Другой комментарий к Ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации

    1. Пункт 1 комментируемой статьи перечисляет титулы, на которых граждане и юридические лица вправе приобрести земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Такими титулами могут быть право собственности (ст. 15 ЗК РФ), аренды (ст. 22 ЗК РФ), постоянное бессрочное пользование (ст. 20 ЗК РФ) или безвозмездное срочное пользование (ст. 24 ЗК РФ).

    Согласно п. 2 комментируемой статьи обычно предоставление земельных участков в собственность гражданам или юридическим лицам осуществляется за плату. Только за плату могут быть представлены земельные участки иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам (п. 5 комментируемой статьи). Однако ЗК РФ допускает случаи, когда земельный участок в собственность можно получить бесплатно. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

    Пункт 2.1 ст. 30 ЗК РФ предусматривает, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории. Этот земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством РФ за соответствующий земельный участок.

    На основании федеральных законов земельные участки могут предоставляться в собственность бесплатно в следующих случаях.

    В случае если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в данном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

    Закон РФ от 15 января 1993 г. N 4301-I «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» предусматривает, что Герои и полные кавалеры ордена Славы имеют право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества в размерах, устанавливаемых в соответствии с ЗК, но не менее чем 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности (п. 4 ст. 5).

    В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы имеют право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества в размерах, установленных в соответствии с ЗК, но не менее чем 0,08 га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в сельской местности.

    Пункт 3 ст. 21 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусматривает, что передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.

    Согласно ст. 7 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» на территории РФ каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха.

    [2]

    Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет 5 кв. м и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника (ст. 16 Закона).

    В соответствии с п. 30 ст. 15 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случаях изъятия земельных участков в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения предоставление других земельных участков взамен изымаемых осуществляется на праве собственности гражданам, имеющим право на бесплатное переоформление изымаемых земельных участков в собственность.

    Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии с комментируемой статьей могут предоставляться религиозным организациям в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.

    2. Основания предоставления бесплатного предоставления земельных участков урегулированы в законодательстве субъектов РФ.

    Читайте так же:  Предоставление отпуска в рабочих днях

    Возможность бесплатного получения земельного участка в г. Москве предусмотрена Законом г. Москвы от 4 июня 1997 г. N 11 «О погребении и похоронном деле в г. Москве». Так, согласно ст. 9 названного Закона на территории г. Москвы каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления. Для граждан РФ, постоянно проживающих на территории г. Москвы, гарантируется бесплатное предоставление участка земли на новых кладбищах либо на прирезанных участках старых кладбищ с учетом места жительства и волеизъявления. На свободном месте родственного участка гарантируется захоронение умершего (погибшего) при наличии соответствующего волеизъявления с учетом санитарных и иных требований. Для граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно на территории г. Москвы, гарантируется погребение в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами Правительства Москвы.

    3. В п. 4 комментируемой статьи специально указано, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Такой отказ возможен только тогда, когда земельные участки изъяты из оборота; существует установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков и когда земли зарезервированы для государственных или муниципальных нужд.

    Кроме того, следует подчеркнуть, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

    В передаче в собственность может быть отказано, только если земельные участки изъяты из оборота (ст. 27 ЗК РФ). Возможна ситуация, когда в федеральном законе прямо предусмотрен запрет на приватизацию земельных участков. Например, согласно ч. 5 ст. 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

    В приватизации земельного участка может быть отказано в случае резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 70.1 ЗК РФ). Например, в целях создания условий для строительства и реконструкции объектов транспорта осуществляется резервирование земель (п. 7 ст. 90 ЗК РФ). Допускается резервирование для создания новых и расширения существующих особо охраняемых природных территорий согласно п. 5 ст. 95 ЗК РФ.

    ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

    1. Приобретение земельного участка муниципальным образова­нием в результате гражданско-правовых сделок (купли-продажи, да­рения и т.п.).

    2. Приобретение земельного участка в муниципальную собст­венность в результате признания земельного участка бесхозяйным в порядке ст. 225 Гражданского кодекса РФ. Так, если на территории муниципального образования находится земельный участок, кото­рый не имеет собственника, либо собственник которого неизвестен, либо от права собственности на который собственник отказался, то такой земельный участок является бесхозяйным.

    Бесхозяйные земельные участки принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижи­

    мое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня по­становки бесхозяйного земельного участка на учет орган, уполномо­ченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственно­сти на этот земельный участок.

    3. Приобретение земельного участка в муниципальную собст­венность в результате выкупа земельного участка для муниципальных нужд в порядке, установленном ст. 279—283 Гражданского кодекса РФ, ст. 49, 55, 57 Земельного кодекса РФ. Так, земельный участок может быть изъят у собственника для муниципальных нужд только путем выкупа. Выкуп осуществляется муниципальным образованием. Решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд принимается соответствующим органом местного самоуправления.

    Изъятие путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с раз­мещением объектов муниципального значения при отсутствии дру­гих вариантов возможного размещения этих объектов, например: объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильных дорог общего пользования в границах на­селенных пунктов и между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений местного значения в грани­цах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов.

    Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведом­лен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп зе­мельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

    Решение органа местного самоуправления об изъятии земельно­го участка для муниципальных нужд подлежит государственной ре­гистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земель­ный участок. Собственник земельного участка должен быть изве­щен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

    Плата за земельный участок, изымаемый для муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяют­ся соглашением с собственником участка. При определении выкуп­ной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участ­ка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая те, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

    По соглашению с собственником ему может быть предос­тавлен взамен участка, изымаемого для муниципальных нужд, дру­гой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

    Если собственник не согласен с решением об изъятии у него зе­мельного участка для муниципальных нужд либо с ним не достигну­то соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земель­ного участка в суд.

    4. Приобретение муниципальным образованием земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в результате использова­ния преимущественного права его покупки. Так, ст. 8 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ предусматривает, что при продаже зе­мельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъ­ект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муни­ципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за ис­ключением случаев продажи с публичных торгов.

    [1]

    Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший испол­нительный орган государственной власти субъекта РФ или в случа­ях, установленных законом субъекта РФ, орган местного само­управления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до ис­течения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.

    Читайте так же:  Как оформить доверенность на продажу квартиры стоимость, сроки

    Если субъект РФ или в соответствии с законом субъекта РФ муниципальное образование откажется от покупки либо не уведо­мит в письменной форме продавца о намерении приобрести прода­ваемый земельный участок в течение 30 дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный уча­сток третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.

    Закон Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» от 8 февраля 2006 г. № 731-ОЗ предусматривает, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйствен­ного назначения муниципальное образование Омской области име­ет преимущественное право покупки такого земельного участка, за исключением случаев продажи с публичных торгов, если данный земельный участок располагается на землях, необходимых для раз­вития населенных пунктов в соответствии с документами террито­риального планирования или для создания особо охраняемых при­родных территорий местного значения.

    5. Приобретение муниципальным образованием земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, выделенного в счет доли в праве общей собственности на земельный участок.

    В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ Законом Омской области «О регулировании земельных

    отношений в Омской области» от 8 февраля 2006 г. № 731-03 невос­требованные земельные доли в праве общей собственности на земель­ный участок, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю, подлежат выделению в земельный участок. Муниципальное образова­ние Омской области принимает решение об образовании земельного участка за счет выделения невостребованных земельных долей.

    Муниципальное образование Омской области вправе направить в суд заявление о признании права собственности муниципального образования Омской области на указанный земельный участок.

    Приобретение права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за плату и бесплатно

    РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕГИСТРАТОРОВ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    НЕДВИЖИМОСТЬ: ПРАВА И СДЕЛКИ
    НОВЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ. ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ

    Е.А. КИНДЕЕВА, М.Г. ПИСКУНОВА

    Киндеева Елена Агзамовна — заместитель руководителя Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы, заведующая кафедрой государственной регистрации Российского института государственных регистраторов при Министерстве юстиции Российской Федерации (п. 5.5 совместно, п. п. 5.7, 5.8, гл. 7, 11).

    Пискунова Марианна Гирфановна — заведующая кафедрой правовых дисциплин Российского института государственных регистраторов при Министерстве юстиции Российской Федерации, профессор кафедры «Менеджмент и финансы» Института развития дополнительного профессионального образования (введение, гл. 1 — 4, 6, 8 — 10, 12, п. п. 5.1 — 5.6, п. 5.5 совместно).

    Приобретение права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за плату и бесплатно

    РИЭЛТОР: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ
    УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

    1. Субъекты гражданских правоотношений

    2. Объекты гражданских правоотношений

    3. Сделки. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации

    4. Право собственности и иные вещные права

    5. Общие положения об обязательствах и договорах. Виды договоров

    6. Правовое регулирование земельных отношений

    Ст 28 Земельного кодекса РФ Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной… в Красноярске

    Вам необходима помощь юриста?

    Статья 28 ЗК РФ «Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» определяет круг лиц и порядок предоставления прав на такие участки. В ней говорится, что земельные наделы, которые являются собственностью государства или муниципалитета, могут предоставляться физическим и юридическим лицам в аренду или собственность. Также юридическим лицам земли могут предоставляться в неограниченное пользование в случаях, что предусматриваются пунктом 1 20 статьи настоящего Кодекса, а физическим и юридическим лицам в бесплатное срочное пользование при случаях, описанных в статье 24 данного Кодекса. В настоящей статье определено, что предоставление таким лицам земельных участков, что находятся в собственности государства или муниципалитета, предоставляется за плату. Предоставление таких участков земли в собственность физических или юридических лиц бесплатно только в случаях, описанных настоящим Кодексом и другими законодательными актами.

    Статья 28 ЗК РФ «Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» устанавливает точные сроки принятия решений о предоставлении имущественных прав на участки земли. Оно должно приниматься в двухнедельный срок после подачи письменного заявления в соответствующий орган власти, которые предусмотрены 29 статьей настоящего Кодекса. Отказ в предоставлении в собственность земельных наделов для строительства не разрешается за исключением случаев, когда участки земли изымаются из оборота, действует запрет на приватизацию конкретно этих земель, резервирования земель для нужд государства. Иностранным лицам земельные участки предоставляются только за плату.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Если вы не поняли требования статьи 28 ЗК РФ, обращайтесь к нам. Работающие у нас специалисты смогут предоставить вам квалифицированную и своевременную помощь в решении возникших проблем.

    Источники


    1. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.

    2. Султанова, А. Н. Организация юридической службы на предприятии / А.Н. Султанова. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2013. — 320 c.

    3. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник; М.: Норма; Издание 4-е, испр. и доп., 2012. — 912 c.
    4. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.
    Приобретение права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальн
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here