Профильное обучение в школе как выбрать элективные курсы

Полная информация по теме: "Профильное обучение в школе как выбрать элективные курсы" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Профильное обучение 10-11 классы

Что необходимо знать родителям о профильном обучении

Уважаемые родители! Многое в нашей образовательной системе изменилось за последние годы. Понятие Новой школы стало всеобъемлющим. Изменяется формат экзаменационных испытаний, система финансового обеспечения школ, принципы работы учителей.

Родился ребенок в семье и вместе с радостью своего бытия сразу же возникли проблемы: в каком детском саду он будет воспитываться, по какой развивающей программе заниматься в школе, какие дополнительные кружки и секции посещать, в какое учебное учреждение отдать и – по окончании 9-ого класса — какой профиль ему выбрать

О том, что такое профильное обучение и как в нем сориентироваться родителю и ученику

Сегодня профильные классы ежегодно открываются в том или ином среднем общеобразовательном учреждении (школе, гимназии, лицее, центре образования). И все чаще можно услышать от педагогов, от классных руководителей о том, что в школе, в 10-11 классе открываются классы (группы) гуманитарные (или математические, исторические, биологические, спортивные…). Почти во всех школах каждый класс (группа) в параллели имеет свое «профильное» название (филологический, социально-экономический, физико-математический, химико-биологический и т.д.).

Многолетняя практика убедительно показала, что в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Целесообразно исходить из необходимости развития в учебно-воспитательном процессе у учащихся индивидуальных особенностей, центральным моментом которых являются способности. Обязательным видится выявление и развитие способностей каждого учащегося, и создание условий для такого развития на каждом возрастном этапе.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29.12.01 № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, . отработки гибкой системы профилей». Согласно «Концепции…», основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что здесь оно должно стать более индивидуальным, функциональным и эффективным. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

К концу 9-го класса учащиеся должны определиться с местом дальнейшего обучения. Получение 9-классниками документа об основном (общем) образовании позволяет выбрать разные маршруты: продолжить обучение в 10-ом классе школы (необязательно той же самой), поступить в учреждение среднего профессионального образования (например, колледж), начать трудовую деятельность.

Сделать верное профессиональное самоопределение школьникам помогают взрослые: родители, учителя, психологи, в том числе специалисты по профориентации. Школьники могут обратиться за помощью к школьному педагогу-психологу или в окружной Центр профориентации: http://www.extern90.ru

Из выпускников 9-ых классов осуществляется комплектование профильных классов. При зачислении в профильные классы допускается изучение наклонностей школьников по специальным методикам и тестирование учащихся по профильным предметам.

Как указывалось, профильные классы открываются на III ступени обучения (10-11-ые классы). К ним же относятся классы с ориентацией на профессию, развитие профессионального самоопределения. Здесь реализуются общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, в том числе программы расширенного (углубленного) изучения предметов по профилю.

Что такое учебный план?

Организация образовательного процесса в профильных классах строится на основе базисного учебного плана, индивидуального учебного плана школы, разработанного педагогическим коллективом самостоятельно или совместно с соответствующими кафедрами вузов, с учетом соблюдения норм максимально допустимой нагрузки обучающихся и методических рекомендаций, разработанных для классов данного вида. Учебные планы включают в себя блок профильных предметов (два и более), позволяющий учащимся получить более глубокие и разносторонние теоретические знания и практические навыки по избранному профилю. На их изучение выделяется до 50% всего учебного времени. Остальные обязательные предметы изучаются на базовом (минимальное количество часов) уровне. Для подкрепления профиля и для индивидуализации образовательного процесса ученика в 10-11 классах в обязательном порядке вводятся элективные курсы (обязательные курсы по выбору обучающегося). Каждому ученику предлагается выбрать из существующего списка курсы, которые ему нужны и интересны. Эти курсы могут быть направлены на расширение или углубление профиля, на подготовку к сдаче ЕГЭ по базовым предметам и т.д.

Учебно-воспитательный процесс предусматривает различные формы обучения и воспитания, направленные на развитие личности, творческих способностей, самостоятельной работы, профессионального самоопределения. Внеурочная воспитательная работа в профильных классах также строится с учетом специфики избранного профиля.

Обучение профильным предметам, как правило, ведется малыми группами (класс делится на подгруппы). По профилирующим предметам часто проводится промежуточная аттестация (т.е. по этим предметам могут проводиться контрольные работы и экзамены при переходе из 10-го в 11-ый класс).

За учащимися 10-х профильных классов сохраняется право перехода на другой профиль в своей школе или перехода в другую школу. Причинами перехода могут быть систематическая неуспеваемость по профилирующим предметам, личное нежелание учащегося. Но администрация школы имеет право протестировать такого учащегося и составить для него индивидуальный план сдачи зачетов по вновь выбранным профильным дисциплинам.

В профильном классе могут быть созданы группы учащихся с ориентацией на определенную профессию, специальность.

Профильное обучение в нашей школе началось с открытияв 2009 году в 10 классе двух профильных групп: физико-математической и гуманитарной. Этому открытию предшествовал мониторинг запросов обучающихся 9-х классов и их родителей.

Профильными предметами в гуманитарной группе является русский язык (3 часа в неделю + 1 час элективный курс) и обществознание (4 часа в неделю + 1 час элективный курс). Профильными предметами в физико-математической группе являются алгебра и начала анализа (5 часов в неделю + 1 час элективный курс) и физика (5 часов в неделю + 1 час элективный курс). Преподавание по профильным предметам ведется раздельно по группам.

Учебно-методическое обеспечение в 10-11 классах

Предмет Автор, комплект Кол-во часов в неделю
Алгебра и начала анализа С.М. Никольский, М.К. Потапов — 11 класс. Базовый и профильный уровни. Просвещение. 5 часов
Физика Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский — 11 класс. Профильный и базовый уровень. Просвещение. 5 часов
Русский язык А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова — 10-11 класс. Вербум-М 3 часа
Обществознание Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др. — 11 класс Просвещение 4 часа
Читайте так же:  Если не заплатил штраф 30000 за лишение прав

Элективные курсы в 10-11 классах по профильным предметам

Учащиеся должны выбрать не менее двух элективов. В 2011/12 учебном году планируется ввести больше элективных курсов по выбору учащихся.

Занятия учащихся по выбору в 10-11 кл., были в 2010/11 году представлены следующими элективными курсами:

  • «Замечательные неравенства и их применение» (математика) 10- класс. 35 часов. автор С.А. Гомонов, НФПК. издательство «Вита-пресс». Москва 2004 год.
  • «Русское правописание: орфография и пунктуация.» 10-11 класс. 68 часов. автор С.И. Львова.
  • «Методы решения физических задач» ( физика) 10-11 класс, 68 часов, авторы В.А. Орлов, Ю.А. Сауров. Профильное обучение/ сост. В.А. Коровин. издательство Дрофа. 2005 год.
  • «Изистории государства и права России». 10-11 класс. 68 часов. автор Терещенкова Т.С.
  • «Уравнения и неравенства с параметрами» 11 класс. 34 часа. автор А.Х. Шахмейстер
  • «Основы бизнеса и предпринимательства» 11 класс. 34 часа. автор Липсиц И.В., издательство Вита-Пресс, 2008 год.

Сотрудничество с ВУЗами

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Существует целевой прием в МАДИ на технические специальности, обеспечивающий 100% поступление в ВУЗ при условии сдачи ЕГЭ по физике и математике на минимум баллов. При поступлении в МАДИ наши выпускники имеют реальные преимущества на технические специальности.

Профиль ВУЗ Вид сотрудничества
Физико-математический Бессрочный договор. ГОУ СОШ № 158 является базовой школой московского центра автомобильно-дорожного образования. Учащиеся школы участвуют в олимпиадах по физике и математике, бесплатном тренировочном тестировании 10 классов по этим предметам (состоится 15 апреля). Положительные результаты тестирования дают возможность льготной оплаты подготовительных курсов в МАДИ в 11 классе.
Физико-математический Российский государственный торгово-экономический университет (факультет информационных технологий) В процессе подготовка сотрудничества (став базовой школой, наши ученики получают преимущества при поступлении на бюджетные места.
Гуманитарный Московская финансово-промышленная академия Проведение экономических игр, тренировочных тестирований в 9 и 11 классах, получение сертификатов качества по предметам, дающим преимущества при поступлении.

Преподавание профильных предметов будет осуществляться в следующем году следующими учителями

10 класс

  • русский язык — Авласова Е.К.,
  • обществознание — Козаченко М.Г.,
  • математика — Викуленкова Н.А.,
  • физика — Чупина Т.Н.

11 класс

  • русский язык — Андреева И.Б.,
  • обществознание — Дейниченко В.Г.,
  • математика — Викуленкова Н.А.,
  • физика — Чупина Т.Н.

Проблема выбора: профильное обучение и элективные курсы в школе

Ускорение социально-экономических процессов, интенсификация жизни человека, стремление России к открытому политкультурному обществу потребовали изменений в сфере образования.

Повышение государственного интереса к образованию проявилось в пакете значимых нормативных документов, таких как Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Федеральная программа развития образования на 2000—2005 годы и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 29. 12. 2001, № 1756-р).

Необходимость модернизации всего общественного уклада, его социальной и культурной среды подтверждается также научными исследованиями, анализом социально-экономического развития России. Как определено в документах, модернизация российского образования исходит из новых социальных требований, предъявляемых к сфере образовательных услуг на рубеже веков. Предполагается создать механизм устойчивого развития данной сферы, сохранив при этом государственные гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования.

В ряду выдвигаемых Концепцией модернизации российского образования существуют следующие приоритеты:

  • изменения в содержании учебных дисциплин и уровне их освоения;
  • организация в старших классах профильного обучения;
  • создание независимой системы итоговой аттестации учащихся.

Эти три ключевые задачи модернизации не могут рассматриваться независимо друг от друга, решение одной из них зависит от успешности решения других.

Профильное обучение возможно строить лишь на прочном фундаменте основной школы.

Основная школа получает дальнейшее развитие, ее содержание уточняется, определяется федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ ясно обозначает, что все учащиеся должны освоить определенный фонд образовательной информации в рамках основной школы. Далее пути учащихся расходятся, и уровень их образования будет напрямую зависеть от того, насколько удачно тот или иной ученик выстроит свой индивидуальный учебный план.

В нормативную базу, регулирующую развитие профильного обучения в общеобразовательных школах РФ, входят следующие документы:

  1. «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» (приказ Минобразования России № 2783 от 18.07.2002).
  2. «Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования» (распоряжение Минобразования России от 30.09.2002, №970-13).

В Российской Федерации разработана следующая нормативно-правовая база по элективным курсам:

  • Элективные курсы в профильном обучении (Приложение к информационному письму Департамента общего и дошкольного образования);
  • Организация предпрофильной подготовки учащихся основной школы (Из приложения к письму МО РФ);
  • Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования).

В 2002 году была принята Концепция профильного образования, где и появилось впервые понятие профилизация обучения.

«Реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности». Ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. »

Если ключевой идеей профильного обучения является идея существенного роста возможностей выбора, то ученик к таковому выбору должен быть подготовлен. Важность такой подготовки и определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.

Во многих школах Российской Федерации на второй ступени обучения в 9-м классах введена предпрофильная подготовка, которая осуществляется в рамках основного учебного расписания за счет часов технологии или, если позволяет объем допустимой учебной нагрузки, за счет часов школьного компонента. Как правило, в учебный план школы введены элективные курсы.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения.

[1]

Профильные общеобразовательные предметы — предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Прилагательное «элективный» в переводе с латинского языка означает «избранный, отобранный». Отсюда следует, что любой курс, нареченный в учебном плане элективным должен выбираться.

Читайте так же:  Можно ли обменять квартиру на большую, с доплатой материнским капиталом

Элективные курсы — обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана.

Элективные курсы в школе как механизм актуализации и индивидуализации процесса учения

Работодателю новой формации (это относится и к государству) требуется человек, способный совершать ответственный выбор. Для решения данной задачи ученик уже в школе должен иметь возможность выбирать и затем нести ответственность за принятые решения. Для массовой отечественной школы, которая до последнего времени работала по единому для всей страны учебному плану — ситуация революционная.

При введении профильного обучения в старшей школе ученику (семье) будет предлагаться совершить выбор двух уровней. Сначала ученик выберет профиль, а вместе с ним и набор предметов, уровень их изучения, соответствие которых задачам образовательной программы определяется государством и школой. Затем школьник осуществит выбор второго уровня — определит набор элективных курсов. Выбор элективных курсов будет осуществляться из числа предложенных школой, но тем не менее это выбор может быть принципиально другим, нежели тот, который совершается при определении профиля учения.

Школьник будет поставлен в ситуацию ответственного выбора только в том случае, если школа не «добавит» механически часы элективных курсов к профильным предметам или на изучение нужных сегодня каждому иностранного языка и информатики. Можно просто добавить один час в неделю к литературе, а можно предложить ученикам гуманитарного класса, изучающим литературу на профильном уровне, осуществить выбор между элективными курсами «Журналистика» и «Анализ художественного текста». Причем — «или-или». Надо выбрать, а, следовательно, от чего-то отказаться.

Элективные курсы призваны обеспечить вариативность внутри школы, параллели, класса, то есть индивидуализацию и актуализацию учения. Процессы самоидентификации школ, произошедшие в 90-х, дошли сегодня до уровня ученика. Механизмом реализации этой идеи могут и должны стать элективные курсы.

Элективные курсы и проблема оценивания. «Научение успехом»

Вопросы о том, КТО И КАК оценивает уровень достижений ученика в школе, ЧТО вообще может подвергаться оценке, — относятся к разряду вечных в педагогике.

а. На уроке, в пространстве учения-обучения, оцениваются чаще всего методом экспертной оценки результаты организованной учебной деятельности. Экспертом, в подавляющем большинстве случаев, является учитель. Метод оценки — сравнение уровня представления удачно предъявленных учителю школьником разрозненных учебных достижений школьника с эталоном, сложившимся в голове у ученика и меняющим свои очертания в зависимости от настроения, самочувствия, фона и т.д.

Реформы, начавшиеся у нас в стране во второй половине 80-х — начале 90-х гг., были связаны, с одной стороны, с «очеловечиванием школьных пространств», то есть работой по «гуманизации взглядов эксперта», очеловечиванием эталона, созданного им и прибывающего в учительской голове, а с другой — с объективизацией проверки. Эти же процессы шли, со значительным опережением, и в школах мира.

Тенденция последнего десятилетия — попытка проверить «. состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезными учащимся в будущем, а также умение самостоятельно приобретать знания, необходимые для современной адаптации в современном мире». При очевидной пользе, которую приносит сравнительный анализ результатов достижений школьников различных стран, следует заметить, что, во-первых, подобные исследования только начаты и трудно оценить в какой степени то, что они проверяют, позволяет людям быть успешными в жизни, а во-вторых, проверяют они всё-таки умения и знания.

b. В пространстве школьной жизни, частично — «учения-обучения», оцениваются и отчуждаемые результаты, так называемые продукты. Это, с одной стороны, спектакли, газеты, викторины и т.д., оцениваемые потребителем (слушателем, зрителем), и сочинения, результаты учебных исследований, презентации, оцениваемые учителями с другой.

Это существенная проблема. Она касается и права учителя на оценку творчества ученика (сочинение, декламация, рисунок, поделка), и расхождения в оценках продукта двумя основными группами его оценщиков: «учителя—ученики», — и места в этом процессе родителей, и т.д.

Следует обратить внимание на то, что оценка внеклассной деятельности ученика (образовательной по своей сути) обычно никак не влияет на его формальные результаты и очень часто с ними существенно расходится.

Добавим к этому, что в самое ближайшее время задача оценивания усложнится многократно. Это связано с тем, что проект Федерального образовательного стандарта провозглашает переориентацию школы на работу в логике компетентностного подхода. Появляется необходимость проверки уровня развития компетентности — интегративной способности школьника решать нестандартные проблемы, используя опыт, приобретенный в «урочном пространстве».

Практически для всех профессионалов очевидно, что для изменения сложившейся ситуации в первую очередь просто необходимо изменить практику установления оценки относительно идеала. «Тройка до сих пор — это наказание за невыполнение или за некачественное выполнение. Тройка по-новому — это признание того, что ученик освоил то, что освоить обязательно». Ожидаемые изменения системы оценивания появятся не так быстро, многое продиктует практика. При этом трудно себе представить, что разработка и апробация принципиально новых схем оценивания (рейтинг, портфель достижений и т.д.) произойдут на базовых и профильных предметах. И тут опять не обойтись без элективных курсов. Только здесь, ведя поиск, можно найти эффективные техники оценивать реальный отторгаемый и востребованный, а не абстрактный продукт, произведенный учеником, умение решать учеником проблемы, которые ставит перед ним школьная жизнь. Это означает, что появление элективных курсов может трансформировать образовательный процесс таким образом, что в нем появятся «пространства реального действия», своеобразные «инициативные»» ученические производства, продукты которых выполняются не только для учителя, а для того, чтобы конкурировать и получить оценку на внутреннем (школьном) и внешнем (общественном) рынке.

Апробация на элективных курсах, отличных от традиционных оценочных шкал, может дать материал, который позволит педагогическим коллективам сделать следующий шаг к постижению принципов гуманной, личностно ориентированной педагогики, успешно применяющей технологию научения не палкой, а успехом.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В ПРОФИЛЬНЫХ 10-11 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

В настоящее время разрабатывается модель непрерывного профессионального образования, включающая в себя профильное образование, среднее, высшее и дополнительное профессионально-педагогическое образование.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.

Читайте так же:  Заявление на работу в выходной день

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильная школа (10-11 или 11-12 классы или даже 10-12 классы) предназначена дать учащимся общее образование и углубленную подготовку по профилю для получения соответствующего профилю профессионального образования.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

— обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

— создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

[2]

— способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

— расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

Видео (кликните для воспроизведения).

Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология – профильные предметы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки – в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. – в социально-экономическом профиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильного предмета экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента» и др. в социально-гуманитарном профиле; курсы «Химические технологии», «Экология» и др. в естественнонаучном профиле. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.

При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.

Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Для технологического профиля рекомендованы информационные технологии, автодело и техническое обслуживание автомобиля, агротехнологический, индустриально-технологический и другие специализации технологического профиля (технологии сферы обслуживания, медицина, педагогический и др.)

Изучение технологии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующихцелей:

освоениеполитехнических и специальных технологических знаний в выбранном направлении технологической подготовки;

овладениепрофессиональными умениями в выбранной сфере технологической деятельности;

развитиекачеств личности, значимых для выбранного направления профессиональной деятельности;

воспитаниеинициативности и творческого подхода к трудовой деятельности;

формирование готовностик продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования и успешной самостоятельной деятельности на рынке труда и образовательных услуг, трудоустройству.

Специальная технологическая или профессиональная подготовка учащихся проводится на базе школьных (межшкольных) учебно-производственных мастерских, межшкольных учебных комбинатов, учебных цехов (участков), учреждений начального профессионального образования, организаций и учреждений, имеющих соответствующую материально-техническую базу, а также в порядке индивидуальной подготовки у аттестованных специалистов, имеющих соответствующие лицензии.

Основными параметрами, проверяемыми при оценке качества профессиональной подготовки школьников, являются содержательные элементы деятельности, указанные в квалификационной характеристике по профессии.

По примерному учебному плану для индустриально-технологического профиля (от 23 декабря 2003) на изучение предмета технология отводится 8 часов в неделю. Содержание профильного учебного предмета формируется на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования(на примере стандарта подготовки специалиста по рабочей специальности «автослесарь»).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

§3. Элективные курсы в системе образования профильной школы

Принципиальным положением организации школьного математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике — уровневая дифференциация и профильная дифференциация в старших классах средней школы.

Программа по математике для средней общеобразовательной школы, работающей по базисному учебному плану, предполагает формирование у школьников представлений о математике как части общечеловеческой культуры, как определённом методе познания мира. Но на данный момент содержание школьного курса математики не соответствует требованиям, возникшим в современных условиях. Объём знаний, необходимый человеку, резко возрастает, в то время как количество отводимых часов для занятий сокращается. Математика как школьная дисциплина оставляет учащихся на рубеже прошлых веков и чрезвычайно мало знакомит с современными научными достижениями.

Одним из средств реализации требований программы и разрешения имеющихся проблем является переход школы на профильное обучение и введение элективных курсов по математике.

На данный момент в школе можно наблюдать разновидности курсов трех типов: базовые, профильные, элективные. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения.

Читайте так же:  Как получить льготный ипотечный кредит на покупку жилья

Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.

Одной из важнейших составных частей системы предпрофильной подготовки учащихся основной школы являются курсы по выбору.

Основные цели, стоящие перед курсами по выбору: создать условия, способствующие осознанному выбору профиля обучения в старшей школе, способствовать формированию личной ответственности учащихся за сделанный выбор профиля обучения в старшей школе.

Элективные курсы — обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Реализуются за счет школьного компонента учебного плана.

Они играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета.

Другие элективные курсы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: «Математическая статистика» для школьников, выбравших экономический профиль, «Компьютерная графика» для индустриально-технологического профиля.

Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. Познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в 10 и 11 классах элективных курсов, носящих «внепредметный» или «надпредметный» характер.

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов, следует, помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.

Элективные курсы могут реализоваться в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Применение в обучении элективных курсов возможно при воплощении идеи профильного обучения. Ведь профильное обучение — это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс. Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности.

Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам. Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания. Также возможны личные разработки преподавателей, построенные на тех или иных разделах различных школьных предметов и наук. Создание элективных курсов — важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение должны стать частью программ перехода к профильному обучению. Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника. Важно отметить, что в любом случае по элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.

Можно условно выделить следующие типы элективных курсов.

I. Предметные курсы, задача которых — углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план школы.

В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп:

1) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса углубляются более или менее равномерно.

2) Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.

Ясно, что в элективных курсах этого типа выбранная тема изучается более глубоко, чем это возможно при выборе элективного курса типа « курс повышенного уровня».

3) Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета. Примерами из области математики могут служить: «Комбинаторика», «Элементы теории вероятностей», «Элементы математической логики», «Элементы теории множеств», «Элементы теории полей» и др.

4) Прикладные элективные курсы, цель которых — знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству. В качестве примеров таких курсов служат курсы «Геометрия и компьютер», «Прикладные задачи».

5) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы. Примерами таких курсов могут быть: «Учимся проектировать на компьютере», «Компьютерное моделирование», «Компьютерная графика», «Дифференциальные уравнения как математические модели реальных процессов», «Математические модели и методы в естествознании и технике» и др.

6) Элективные курсы, посвященные истории предмета, входящего в учебный план школы (история математики).

7) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.).

II. Межпредметные элективные курсы, цель которых — интеграция знаний учащихся о природе и обществе. Примерами таких курсов естественнонаучного профиля могут быть: «Основы космонавтики», «Алгебра Космоса», «Естествознание» и др.

III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Это курсы, посвященные психологическим, социальным, культурологическим, искусствоведческим проблемам.

Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.

В связи с этим появляется возможность на примере учебных пособий по элективным курсам отработать условия реализации мотивационной функции учебника.

Приложение. Элективные курсы в профильном обучении

Приложение к письму
Минобразования РФ
от 13 ноября 2003 г.
N 14-51-277/13

Читайте так же:  Порядок и правила межевания границ земельного участка

Элективные курсы в профильном обучении

О методических рекомендациях по реализации элективных курсов см. письмо Минобрнауки России от 4 марта 2010 г. N 03-413

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы обязательны для старшеклассников.

В соответствии с одобренной Минобразованием России Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы в первую очередь на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны прежде всего с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов, следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.

Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Вводя в школьное образование элективные курсы, необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение — это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.

Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10 — 11-х классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.) станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.

Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость разделения класса как минимум на две подгруппы.

Элективные курсы как наиболее дифференцированная, вариативная часть школьного образования потребуют новых решений в их организации. Широкий спектр и разнообразный характер элективов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам.

[3]

Министерство проводит в настоящее время работу в этом направлении. По заданию министерства Национальный фонд подготовки кадров провел конкурс учебно-методических пособий по элективным курсам. В результате конкурса подготовлены программы, учебные и методические материалы по 8 — 10 элективным курсам по каждому учебному предмету. В ближайшие месяцы готовится публикация сборника программ по этим элективам, которые будут разосланы в органы управления образованием субъектов РФ. Заканчивается работа авторских коллективов над рекомендациями учебных и методических пособий и в начале 2004 года планируется их издание.

Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильному обучению, показывает, что в институтах повышения квалификации, педагогических вузах, в школах на местах создаются собственные варианты элективных курсов. Многие из них представляют интерес и заслуживают поддержки. В этой связи можно рекомендовать региональным и муниципальным органам управления образованием создавать банки данных по элективным курсам, организовать информационную поддержку и обмен опытом введения элективных курсов.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.

Создание элективных курсов — важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение должны стать частью региональных программ перехода к профильному обучению.

Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы учебно-методического обеспечения элективов будут широко освещаться в педагогической печати, прежде всего в учрежденном Минобразованием России и Российской академией образования журнале «Профильная школа».

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источники


  1. Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. — М.: Норма, 2015. — 203 c.

  2. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.

  3. Ромашкова И. И. Жилищное право; Питер — Москва, 2009. — 160 c.
  4. Александр, Чашин Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права / Чашин Александр. — М.: Дело и сервис (ДиС), 2008. — 932 c.
Профильное обучение в школе как выбрать элективные курсы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here