Прогнозы изменения трудового законодательства

Полная информация по теме: "Прогнозы изменения трудового законодательства" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Важные изменения в сфере трудового законодательства

Автор: Е. Л. Джабазян

Какие изменения затронули Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, а также Гражданский процессуальный кодекс в части усиления ответственности за задержку выплаты зарплаты? Какое новое основание для проведения внеплановых проверок федеральной инспекцией труда предусмотрено вносимыми поправками?

23 марта в первом чтении был принят проект федерального закона № 983383-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда». Поправки затронули Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, а также Гражданский процессуальный кодекс. В частности, предусмотрено, что зарплату нужно будет выплачивать не позднее 10 дней после месяца, за который она начислена. Кроме того, будет ужесточена материальная ответственность работодателя за ее несвое­временную выплату, а также появится новое основание для проведения внеплановых проверок федеральной инспекцией труда. Подробно обо всех новшествах расскажем в представленной статье.

Об изменениях в Кодексе об административных правонарушениях. Статьей 1 проекта федерального закона № 983383-6 в новой редакции изложена ст. 5.27 «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» КоАП РФ.

Ранее значительные изменения в ст. 5.27 КоАП РФ были внесены согласно ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ. Эти поправки вступили в силу 1 января 2015 года и предусматривали усиление ответственности за нарушение трудового законодательства, а также перечень конкретных нарушений вместо общих формулировок. Напомним, что ранее максимальный штраф, который мог быть наложен на юридическое лицо за нарушения в данной сфере, составлял 50 000 руб.

Как и прежде, согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (если иное не предусмотрено ч. 3, 4, 6 данной статьи и ст. 5.27.1 КоАП РФ), влечет или предупреждение, или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 1 000 до 5 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 000 до 5 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

[2]

Частью 2 ст. 5.27 КоАП РФ (аналог прежней ч. 4) предусмотрено наказание за совершение административного правонарушения, установленного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, а именно наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб. Штраф может быть заменен дисквалификацией на срок от одного года до трех лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 70 000 руб.

В части 3 ст. 5.27 КоАП РФ (прежняя ч. 2) установлена ответственность за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор). Данное нарушение влечет наложение административного штрафа в размере:

  • на граждан – от 3 000 до 5 000 руб.;
  • на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб.

Частью 4 ст. 52.7 КоАП РФ (прежде – ч. 3) за уклонение от оформления, ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, предусмотрено наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.

Согласно ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ в новой редакции совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 3, 4 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет:

  • для граждан – наложение административного штрафа в размере 5 000 руб.;
  • для должностных лиц – дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – наложение штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб.;
  • для юридических лиц – наложение штрафа в сумме от 100 000 до 200 000 руб.

Важное нововведение: теперь в КоАП РФ отдельно выделены нарушения, связанные с невыплатой работнику зарплаты. На основании новой ч. 6 ст. 5.27 частичная или полная невыплата в установленный срок причитающейся работнику заработной платы, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет или предупреждение, или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 000 до 5 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

Кроме того, согласно новой ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 этой статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет:

  • для должностных лиц – наложение административного штрафа в размере от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – наложение административного штрафа в сумме от 10 000 до 30 000 руб.;
  • для юридических лиц – наложение штрафа в размере от 50 000 до 100 000 руб.

Остальные поправки, внесенные в КоАП РФ ст. 1 проекта федерального закона № 983383-6, носят технический характер. Так, в ч. 1 ст. 23.1 и п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ слова «частями 4 и 5 статьи 5.27» заменены словами «частями 2, 5 и 7 статьи 5.27», а в ч. 2 ст. 23.1 и ч. 1 ст. 23.12 слова «частями 1 – 3 статьи 5.27» заменены словами «частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27».

Об изменениях в Трудовом кодексе. Пунктом 1 ст. 2 проекта федерального закона № 983383-6 ч. 6 ст. 136 ТК РФ изложена в следующей редакции. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором не позднее 10 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

До внесения изменений ч. 6 ст. 136 ТК РФ было предусмотрено, что заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным и трудовым договорами. Как видим, внесенными поправками законодатели определили максимальный срок (10 календарных дней), по окончании которого необходимо рассчитаться с работниками.

Читайте так же:  Членство в садоводческом и огородническом товариществе (снт и онт)

В новой редакции изложена и ст. 236 «Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику» ТК РФ. Следует отметить, что расчет размера уплачиваемой компенсации за задержку выдачи зарплаты теперь зависит от срока задолженности:

  • при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, осуществления выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ч. 1 ст. 236 ТК РФ);
  • при задержке осуществления работнику указанных в ч. 1 ст. 236 ТК РФ выплат, составляющей свыше 180 дней, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со 181-го дня задержки после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ч. 2 ст. 236 ТК РФ).

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (Письмо Минтруда РФ от 20.03.2015 № 14-1/ООГ-1830).

Пунктом 3 ст. 2 проекта федерального закона № 983383-6 внесены дополнения в ст. 360 «Порядок организации и проведения проверок работодателей» ТК РФ. Правилами абз. 4 ч. 7 этой статьи установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда:

[3]

  • обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
  • информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор)), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из СМИ о фактах нарушения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Теперь основанием для проведения проверки будут и факты нарушения работодателями норм трудового права, приведшие к несвоевременной выплате работникам заработной платы либо установлению заработной платы в размере менее предусмотренного трудовым законодательством.

Кроме того, в соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 392 «Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора» ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора об увольнении в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо дня выдачи трудовой книжки, по спорам о невыплате заработной платы и других причитающихся работнику сумм – в течение одного года со дня установленного срока выплаты заработной платы, по другим спорам – в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Раньше положениями данной статьи для работника было предусмотрено только право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Об изменениях в Гражданском процессуальном кодексе. Статьей 3 проекта федерального закона № 983383-6 внесены изменения в ст. 29 «Подсудность по выбору истца» ГПК РФ. Частью 6 данной статьи было предусмотрено, что иски о восстановлении, в частности, трудовых, пенсионных и жилищных прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца. Однако согласно поправкам из этой части слово «трудовых» было исключено. Вместе с тем появилась отдельная ч. 6.3, на основании которой иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.

В заключение перечислим основные нововведения:

  • выделение невыплаты заработной платы в отдельный состав административного правонарушения. Для лиц, допустивших частичную или полную невыплату в установленный срок причитающейся работнику заработной платы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, устанавливается повышенный размер штрафа за такое административное правонарушение;
  • увеличение размеров штрафа в отношении лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичное правонарушение;
  • введение прогрессивной шкалы размера денежной компенсации: при невыплате зарплаты до шести месяцев работодатель обязан выплатить заработную плату с уплатой процентов в размере не ниже 1/300 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ, а свыше шести месяцев – в размере не ниже 1/150 ставки ЦБ РФ;
  • возможность проведения внеплановых проверок работодателей государственными инспекторами труда в случае несвоевременной выплаты заработной платы либо установления заработной платы в размере ниже минимального размера оплаты труда.

Закон должен вступить в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования.

Последние новости о изменениях в трудовом законодательстве в 2019 году в России

Множество изменений в трудовом законодательстве с 2019 года свидетельствует о намерениях политических деятелей в корне изменить ситуацию. Поэтому большое количество простых обывателей стремится разузнать подробности насчёт конкретных перемен, инициируемых правящими верхушками РФ.

Больше всего в рассматриваемом вопросе заинтересованы сотрудники отделов кадров. Ведь эта категория трудоустроенных граждан обязана доносить до всех остальных резидентов страны актуальные перемены в законодательной базе.

Прежний порядок функционирования трудовой области

В прошлом российские чиновники предпринимали попытки реорганизации текущей сферы государства. В те времена было принято решение внедрить новые нормативы по отношению к работе по найму. Также представители властных структур переменили принципы, согласно которым классифицируются производимые товары. Заёмный труд запретили в организациях, что не прошли аккредитацию. Аналогичное вето коснулось и акционерных объединений.

Что именно народные избранники хотят изменить?

Это не единственные последние новости о изменениях в трудовом законодательстве в 2019 году в России. Вскоре стоит ожидать пополнения сведений по рассматриваемой проблематике. Политические деятели работают над практической реализацией иного принципа действия сферы трудовых взаимоотношений. При этом они учитывают функционирование социальных стандартов.

В основном граждане Российской Федерации почувствуют перемены касательно МРОТ и кредитования. Также изменится форма слежения за делопроизводством и налогообложение сотрудников промышленной области государства. Если говорить подробнее о минимальной оплате труда, то её намерены поднять в ощутимой степени. Об этом свидетельствует наличие нескольких постановлений от народных избранников.

Один из законопроектов от представителей высших эшелонов власти предлагает постепенный рост МРОТ, опираясь на принципы работы федеральных легитимных норм. Что же касается другого официального изменения, оно регламентирует особое вычисление суммы зарплаты, учитывая конкретный регион РФ.

Ограничения на долю иностранных работников

Власти страны также постановили, что количество людей, работающих в определённой сфере производства и имеющих другое гражданство, будет жёстко ограничено. Накладывать подобный лимит не станут только для нелегально трудящихся мигрантов.

Читайте так же:  Отказ работника от подписания приказа действия кадровой службы

Среди лиц, имеющих отношение к торговле лекарственными средствами, не должно быть граждан других государств. В остальных областях промышленности действуют нижеперечисленные лимиты на трудоустройство иностранцев:

С этой новостью читают:

  • не более 15% от всех подчинённых в Российской Федерации составляют резиденты иных стран, что занимаются продажей алкогольной и табачной продукции;
  • до 25% иностранцев, работающих в спортивных организациях страны;
  • 50% от всех людей, трудоустроенных в аграрном секторе.

Согласно новому трудовому кодексу рк на 2019 год, в строительной сфере может работать больше всего иностранцев. Поскольку в их арсенале есть все необходимые умения для успешного выполнения соответствующих обязанностей. Минтруда намерено отменить штрафы за мелкие проступки, совершённые впервые. Политические деятели позаботились об изменении причин вынесения выговора либо наложения пени в сфере трудовых отношений.

От болезней стоит отказаться

Листок нетрудоспособности также попал под действие легитимных новшеств. Отныне при расчёте больничных станут принимать во внимание стаж подчинённых. Конечно, больше всего не повезло тем гражданам Российской Федерации, у кого отсутствует требуемая выслуга лет.

Корреляция размера выплат и количества стажа устанавливается следующим образом:

  • стандартная сумма начислений положена тем, кто трудится 8-15 лет;
  • люди, наработавшие стаж от 5 до 8 лет, довольствуются уже 80% от первоначальной величины материальной компенсации;
  • и 60% получат сотрудники, отдавшие менее 5 лет жизни занятости по трудовому договору.

Власти обещают быстро не поднимать стаж

Такую стратегию избрали члены правительственного аппарата – согласно российским законам необходимая выслуга лет ежегодно будет немного возрастать (на полгода). Это поспособствует увеличению заработной платы и повысит отдачу от подчинённых граждан. В то же время, лишь спустя некоторое количество лет можно судить об эффективности работы принимаемых законопроектов.

Резидентам РФ есть смысл ознакомиться со всем новым в трудовом законодательстве с 1 января 2019 года. Поскольку только таким способом можно разобраться в тонкостях функционирования трудовых взаимоотношений. В свою очередь, подобный порядок действий позволит обычным россиянам преуспеть в финансовом плане.

Топ-7 вопросов о нововведениях в трудовом законодательстве 2018 года

Ведущий эксперт-юрист «Что делать Консалт»

За последние полгода в трудовое законодательство было внесено довольно много поправок. Как применять все изменения, какие нововведения повлияют на трудовые отношения и как будут проходить трудовые проверки – на эти и другие вопросы мы ответим в нашей статье.

Увеличился ли минимальный размер оплаты труда в России с 1 января 2018 года, соответствует ли он установленному прожиточному минимуму?

Величина прожиточного минимума за второй квартал 2017 года для трудоспособного населения в России 11 163 рубля (Постановление Правительства РФ от 19.09.2017 № 1119). Новый МРОТ по закону – 85% от этой суммы. Поэтому с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 № 421-ФЗ составит 85% от прожиточного минимума для трудоспособного населения за второй квартал 2017 года – 9 489 рублей. А с 1 января 2019 года МРОТ приравняют к прожиточному минимуму. Причём будут брать значение в соответствии со вторым кварталом предыдущего года. При этом МРОТ на следующий год не должен быть меньше значения, который установили на текущий.

Будет ли проводиться индексация заработной платы работникам федеральных госорганов в 2018 году?

Да, согласно Постановлению Правительства РФ от 02.12.2017 № 1456 с 2018 года должностные оклады работников федеральных госорганов проиндексируют на 4%. На столько же повысят оплату труда работникам федеральных казённых, бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, поднимут зарплату гражданскому персоналу воинских частей, сотрудникам учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Также Указом Президента РФ от 26.12.2017 № 630 с 1 января 2018 года должностные оклады судей повысились в 1,04 раза. Речь идёт о должностных окладах судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, а также мировых судей субъектов РФ.

С 1 января 2018 года на основании Постановления Правительства РФ от 21.12.2017 № 1598 в 1,04 раза повышается денежное довольствие военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти.

  • размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
  • размеры окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;
  • размеры должностных окладов и окладов по специальным званиям лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов РФ и лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи.

При повышении окладов денежного содержания военнослужащих и сотрудников их размеры подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.

Какова допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории РФ определённые виды деятельности, установлена на 2018 год?

[1]

Постановлением Правительства РФ от 04.12.2017 № 1467 размер установлен для следующих видов деятельности, предусмотренных Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)):

  • выращивание овощей (код 01.13.1) – 50% общей численности работников;
  • деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) и деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41) – 28% общей численности работников;
  • деятельность в области спорта прочая (код 93.19) – 25% общей численности работников;
  • торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1) и торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26) – 15% общей численности работников;
  • торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73), торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8) и торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99) – 0% общей численности работников.

Указанные ограничения не распространяются на хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории Ставропольского края, Хабаровского края, Астраханской области, Волгоградской области, Воронежской области, Липецкой области, Московской области, Ростовской области и Саратовской области.

Можно ли не устанавливать обеденный перерыв при неполном рабочем дне?

Согласно ст. 108 Трудового кодекса РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

Теперь дополнено, что в том же порядке работодатель может устанавливать правило, в соответствии с которым перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырёх часов.

Читайте так же:  Кто может оспорить завещание на квартиру

Видео (кликните для воспроизведения).

Какие штрафные баллы за нарушение трудового законодательства установил Роструд?

На сайте Роструда опубликован перечень типовых нарушений обязательных требований трудового законодательства с классификацией по степени риска причинения вреда работнику. Перечень составлен в формате таблицы и включает в себя наименование нарушения трудового законодательства – всего 76 позиций, статью Трудового кодекса РФ, содержащую требование, а также категорию нарушения в зависимости от негативных последствий для работника, в баллах от 1 до 10, при этом высокий риск оценивается от 7 до 10 баллов, средний – от 4 до 6 и низкий – от 1 до 3 баллов.

Например, к высокому риску причинения вреда работнику, оцениваемому в 10 баллов, отнесено в числе прочего уклонение от оформления трудового договора; нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни, в нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время, допущенное в отношении водителей автомобиля, членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ; невыплата работодателем работнику установленной трудовым договором заработной платы; выплата заработной платы ниже минимального размера оплаты труда; допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда; допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей при наличии медицинских противопоказаний.

Из данной классификации можно сделать вывод: чем больше штрафных баллов наберётся при проверке, тем строже будет наказание.

Что такое специальный реестр о коррупционерах, уволенных с государственной службы в связи с утратой доверия?

На основании Федерального закона от 01.07.2017 № 132-ФЗ с 1 января 2018 года сведения о коррупционерах, уволенных с государственной службы в связи с утратой доверия, будут включаться в специальный реестр. Предусматривается, что сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сроком на 5 лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.

Указанный реестр подлежит размещению на официальном сайте федеральной ГИС в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Сведения о лице, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, исключаются из реестра в случаях:

  • отмены акта, явившегося основанием для включения в реестр сведений о лице, уволенном в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;
  • вступления в установленном порядке в законную силу решения суда об отмене акта, явившегося основанием для включения в реестр сведений о лице, уволенном в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;
  • истечения 5 лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр сведений о лице, уволенном в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;
  • смерти лица, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.

Что такое проверочные листы? И в каких случаях трудовая инспекция применяет проверочные листы?

Проверочные листы – это списки контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении работодателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.

Приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 утверждены 107 проверочных листов.

Государственные инспекторы труда при проведении плановых проверок работодателей (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) должны использовать проверочные листы, соответствующие предмету проверки (абз. 2 п. 8 Положения о надзоре в сфере труда).

Во время проверки инспектор вправе задавать только те вопросы, которые есть в проверочном листе по предмету проверки. Никаких иных вопросов, не относящихся к тематике конкретной проверки, инспектор задавать не может (абз. 4 п. 8 Положения о надзоре в сфере труда).

Для проверки всех работодателей предназначены проверочные листы, тематика которых относится к общим обязательным требованиям.

Проверочные листы по проверке требований охраны труда разделены по видам деятельности.

Важно отметить, что Приказ Роструда вступил в силу 1 января 2018 года. Однако с этого момента проверочные листы при плановых проверках используются только в отношении работодателей, деятельность которых относится к категории умеренного риска. Для всех остальных работодателей это произойдёт только с 1 июля 2018 года.

Изменения в трудовом законодательстве с 1 января 2019 года

С началом каждого очередного года у российского Правительства существует неизменная традиция вводить в действие какие-либо новшества в законодательство, так или иначе отражающихся на жизни всех без исключения граждан РФ, включая и трудовое право.

2019 год не станет исключением, и уже имеются довольно существенные новации, касающиеся не только отношений межу работодателями и наемными работниками, но и пенсионеров, в том числе и будущих. Впервые будут также напрямую затронуты интересы тех, кого раньше обходило вниманием правительство в плане легализации трудовых отношений – т.е. тех, кто работает сам на себя или самозанятых граждан. Об этом и о многих других не менее интересных новшествах, которые ожидают россиян в 2019 году, связанных с трудовым законодательством РФ, и будет рассказано в этой статье.

Будущий пенсионер — будь готов!

Для тех, кто уже является пенсионером, а также тем, кто собирается выйти на отдых в ближайшее время или в отдаленном будущем, Правительство РФ приготовило две новости — одну плохую, другую — хорошую.

Первое новшество, которое ждет ныне работающих россиян — это повышение срока или периода выхода на пенсию. Как предусмотрено в соответствующем проекте закона, который уже прошел процесс одобрения в ГД РФ, минимальный возрастной порог, при котором выходят на пенсию мужчины составляет — 65 лет, для женщин такой срок составит — 60 лет. Естественно, это мало кого может порадовать, так как придется еще несколько лет трудиться, прежде, чем можно будет получить гарантированную государством пенсию.

Но кроме этого есть и такой факт, как разница в той сумме, которую будущие пенсионеры будут дополнительно выплачивать (удержано в виде пенсионных отчислений из их зарплаты) — это более чем 2 млн. руб. и теми пенсионными выплатами, которые он может получить после окончания трудовой карьеры. А это всего примерно 600 тыс. руб. (с учетом срока, так называемого «дожития»). Т.е. разницу почти в 1,5 млн. руб., работающий человек с высокой вероятностью «подарит» государственному бюджету.

Более положительным новшеством, которое ожидает всех тех, кто уже получает пенсию – это повышение или индексация пенсионных пособий на уровень прогнозируемой Правительством годовой инфляции. Такое повышение будет состоять из двух периодов.

Первый — с 1 февраля 2019 г. будет произведена индексация в среднем на 3%.

Читайте так же:  Как правильно платить ипотечный кредит в кризис досрочно, частично или полностью

Второй этап повышения приурочен к 1 апреля 2019 года. Размер пока точно не определен, и индексация будет проведена исходя из возможностей консолидированного бюджета ПФ РФ (Пенсионного фонда).

Однако тут следует отметить, что такая индексация коснется не всех пенсионеров, а только тех, кто не работает, ни в частном порядке, ни по трудовому контракту. Для этой категории пенсионеров предусмотрена специальная индексация, которая производится в первых числах августа каждого года.

В 2019 году имеется решение Правительства отменить в качестве оценки накопления пенсионных средств баллы и вернуться к прежнему порядку определения суммы накопленной на лицевом счету каждого будущего пенсионера в реальных деньгах. Размер этой суммы должен быть не менее 40% от его предыдущего среднего заработка.

Это несомненно положительный факт, так как позволяет оперировать и контролировать счет пенсионера не в виртуальных баллах, а в реальном денежном выражении.

Изменения в ТК РФ для тех, кто еще работает

Довольно солидный спектр изменений в 2019 году предусмотрен в трудовом законодательстве, касающийся почти всех трудящихся. К наиболее интересным следует отнести следующие:

К чему необходимо готовиться работодателям в новом 2019 году

Кроме пенсионеров и работников, некоторые изменения в трудовом законодательстве не обойдут вниманием и работодателей.

В первую очередь следует отметить следующие новации:

  1. На 50% увеличен размер компенсации работникам в случае задержки заработной платы по вине компании или организации. Теперь размер такой компенсации составляет не менее 10 ключевой ставки рефинансирования ЦБ РФ от средней суммы зарплаты работника, за каждый просроченный день выплаты.
  2. Расширены права трудовых инспекций, которые теперь могут непосредственно от имени работника (по его персональному письменному заявлению) обращаться самостоятельно в суды для защиты или восстановления нарушенных прав работника его работодателем.
  3. Также будут проводиться инспекционные проверки по линии Трудовой инспекции, причем будет увеличено количество контролируемых параметров со 107 чек–листов до 120.

Фрилансерам и самозанятым гражданам придется платить

Если до сих пор правительство мало обращало внимания на тех, кого принято было называть самозанятыми гражданами или тех, кто трудится в «гаражной экономике» — репетиторами, нянями, сиделками, тренерами и т.п., то теперь вопрос решен окончательно не в пользу людей «свободных» профессий (а таких в России примерно 23 млн.). С 2019 года, согласно внесенной поправки в гл. 22 ТК РФ, теперь самозанятые должны создавать и регистрироваться в СРО (саморегулируемая организация – что–то типа профсоюза).

Кроме этого, такие работники должны будут:

  • Получить соответствующий ИНН (даже в том случае если ими не будет оформлен статус ИП).
  • Также завести трудовую книжку или указывать в уже имеющейся о том, что он подрабатывает кроме основного места своей трудовой деятельности (интересно, как будет это выглядеть на практике?).
  • Любой самозанятый гражданин должен будет в обязательном порядке заключать со своими клиентами, партнерами, контракты или договоры по оказанию услуг в письменном виде.
  • Заполнять ежегодно налоговые декларации по форме НДФЛ-3 и оплачивать налоги со своих собственных доходов. Правда, не совсем понятно кто и как будет учитывать их расходы, по каким нормативам, как будет учитываться и списываться амортизация средств производства — например, пианино репетитора, кисть художника или шариковой ручки писателя.
  • Также самозанятым придется самостоятельно вносить плату в Пенсионный Фонд РФ, ФОМС (фонд обязательного медицинского страхования) и ФСС (фонд социального страхования).

К счастью во всем этом законодательном порыве ГД РФ, пока не предусмотрено какого-либо административного, ни тем более уголовного наказания за уклонения от подобной «легализации» своей творческой и прочей деятельности, за которую кто-то платит гонорары или простое вознаграждение.

Кроме приведенных серьезных и насущных изменений в трудовом законодательстве РФ, к которым следует готовиться уже с первого дня нового 2019 года, также следует принять к сведению и новый график (рабочий календарь) выходных дней и праздников, который также традиционно и постоянно определяется Правительством РФ. Такой график представлен на соответствующем рисунке.

Важные изменения в трудовом законодательстве-2018

Рассмотрим планирующиеся и уже принятые изменения, важные для директоров, кадровиков и бухгалтеров по зарплате.

Какие законопроекты могут принять

2. Планируемые изменения в ст. 294 ТК РФ нужно учесть работодателям, которые производят сезонные работы.

Согласно изменениям при переезде по предварительной договоренности с работодателем на сезонную работу в другую местность обязательными для включения в трудовой договор с работником являются условия, связанные с переездом из другой местности и с возвращением к месту проживания при завершении срока трудового договора и при досрочном расторжении трудового договора в зависимости от оснований его расторжения. Обязанность возместить расходы, связанные с переездом и возвращением к месту проживания сезонного работника, возникает у работодателя, если такие условия включены в трудовой договор. Порядок и условия такого возмещения нужно будет установить локальными нормативными актами, включить в текст трудового или коллективного договора.

3. В скором времени ТК РФ будет дополнен статьей 8.1, которая урегулирует порядок использования документов в электронной форме. В частности, новая статья допускает использование электронной подписи в соответствии с локальным нормативным актом работодателя, принимаемым с учетом мнения профсоюза. Однако изменения предполагают право работника отказаться от использования электронной подписи. Изменения не коснутся трудового, ученического и коллективного договоров, а также договоров о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности.

Законопроект, изменяя ст. 68 ТК РФ, также официально расширяет круг локальных нормативных актов, с которыми работник должен быть ознакомлен под роспись. Теперь работника нужно будет ознакомить не только с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, а также коллективным договором, но и с локальными актами об обработке его персональных данных, охране труда, использовании его электронной подписи. После подписания трудового договора ознакомление работника с указанными документами может осуществляться с использованием электронной подписи.

Законопроект в настоящее время готовится к публикации.

4. Среди изменений, связанных с порядком выплаты заработной платы, нужно отметить законопроект № 276412-7, которым планируется внести изменения в ст. 131 ТК РФ. Предполагается, что будет возможно выплачивать заработную плату и иные выплаты в иностранной валюте гражданам РФ, находящимся за границей.

5. Законопроектом № 1096146-6 предлагается ввести максимальное соотношение максимального и минимального размеров средней заработной платы работодателя и работников организации. В настоящее время, по мнению законодателя, максимальная и минимальная заработная плата не должна отличаться более чем в 10 раз. Если работодатель нарушит такое соотношение и выплатит руководству организации заработную плату, превышающую эти пределы, то ему придется перераспределить между работниками сумму превышения и выплатить ее.

6. В части выплаты пособий по уходу за ребенком также планируются изменения. Законопроектом № 278518-7 планируется выплачивать ежемесячное пособие по уходу за ребенком при достижении им возраста от 1,5 до 3 лет и (или) от трех до семи лет, в случае не предоставления ребенку места в государственном детском саду. Размер пособия планируется установить в сумме 3000 рублей.

Читайте так же:  Что такое обременение права собственности на квартиру

7. Планируется также ужесточить ответственность работодателей за задержку заработной платы и других выплат, полагающихся работникам.

Вместо компенсации в размере не ниже одной сто пятидесятой ключевой ставки Центрального банка РФ (ст. 236 ТК РФ) планируется ввести размер такой компенсации не ниже одной сотой ставки ЦБ РФ (Законопроект № 83422-7).

Законодатель предлагает сократить для всех работников нормальную продолжительность рабочего времени в летнее время до 35 часов в неделю. А также уменьшить количество допустимых часов сокращенного рабочего времени для работников особых категорий:

  • для работников в возрасте до 16 лет – не более 20 часов в неделю;
  • для работников в возрасте от 16 до 18 лет – не более 30 часов в неделю;
  • для работников, являющихся инвалидами I и II группы, — не более 30 часов в неделю;
  • для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиях труда, — не более 31 часа в неделю.

В данном законопроекте также предусматривается изменение ст. 108 ТК РФ в части увеличения обеденного перерыва в летнее время до 2 часов минимум.

9. Планируется дополнить ТК РФ статьей 257.1 согласно которой работникам, имеющим 3-х и более детей в возрасте до 12 лет, ежегодный оплачиваемый отпуск будет предоставляться по их желанию в удобное для них время (законопроект № 217278-7).

10. Депутаты предлагают внести изменения и в ч. 1 ст. 112 ТК РФ, изменив перечень нерабочих праздничных дней. Согласно законопроекту № 274419-7 таковыми могут стать:

  • 31 декабря, 1,2 и 3 января — Новогодние праздники;
  • 7 января — Рождество Христово;
  • 23 февраля — День защитника Отечества;
  • 8 марта — Международный женский день;
  • 18 марта — День воссоединения Крыма с Россией;
  • 1 мая — Праздник весны и труда;
  • 9 мая — День Победы;
  • 28 июля — День России;
  • 7 ноября — День Великой Октябрьской Социалистической революции.

Однако данный законопроект является спорным и, скорее всего, в данной редакции его не утвердят.

12. Рассматриваются изменения, согласно которым планируется освободить работодателей, которые находятся в процессе ликвидации, и работодателей, в отношении которых введена процедура конкурсного производства от соблюдения квоты для приема на работу инвалидов (Законопроект № 283616-7).

13. Интересные изменения готовятся в КоАП РФ, согласно которым будет введена отдельная ответственность за незаключение трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ с иностранными гражданами. За данное правонарушение планируется ввести ответственность в виде штрафа на должностных лиц – от 25000 до 50000 рублей, на юридических лиц – от 250000 до 800000 рублей, либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Чего нового ждать от проверок трудовой инспекции?

1. До 1 июля 2022 года трудовые инспекторы могут проверять требования, установленные нормативными актами советских времен. Также они могут проверять требования нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством РФ, в области применения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых:

  • досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение,
  • установления районных коэффициентов к заработной плате, процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, иных гарантий и компенсаций за работу в указанных районах и местностях.

Поэтому, если в компании работают работники, которые в соответствии с указанными нормами имеют право на досрочную пенсию, доплаты и другие льготы, обратите внимание, что нормы указанных актов нужно учесть при оформлении кадровых документов.

3. Законопроектом № 269898-7 планируется расширить права трудовой инспекции, разрешив данному органу обращаться в суд с заявлениями в защиту трудовых прав работников, в том числе в защиту трудовых прав неопределенного круга лиц, и представлять интересы работника в суде. В частности трудовая инспекция в случае принятия законопроекта сможет предъявлять иски в суд в том числе о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы. Изменения коснутся ст.ст. 356 и 357 ТК РФ.

4. Одной из важных новелл в законодательстве, касающемся проверок работодателей трудовой инспекцией, является введение с 2018 года риск-ориентированного подхода. Это значит, что частота проверок ГИТ будет зависеть от степени риска деятельности организации (или индивидуального предпринимателя (Постановление Правительства РФ от 16.02.2017 г. №197).

В зависимости от категории риска плановые проверки будут проводиться:

  • с высоким риском — 1 раза в 2 года;
  • со значительным риском — 1 раз в 3 года;
  • со средним риском — не чаще чем 1 раз в 5 лет;
  • с умеренным риском — не чаще чем один раз в 6 лет
  • с низким риском — плановые проверки не проводятся.

Предварительно оценить степень риска и определить к какой категории риска относится его компания может каждый работодатель, ознакомившись с Критериями отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска (утв. Постановлением Правительства от 16 февраля 2017 г. № 197).

Защитите себя от налоговых проверок. Онлайн-курс от бывшего сотрудника ОБЭП, а ныне известного налогового консультанта сейчас со скидкой 50 %. Сейчас всего за 2750 руб.

Вы научитесь противостоять давлению налоговиков, грамотно вести себя на допросах и выемке, защищать себя от уголовки и субсидиарки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Куча практических советов и минимум теории. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат. Успейте купить (у нас еще пять курсов со скидкой).

Источники


  1. Дмитриева, Т.Б. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Т.Б. Дмитриева. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2017. — 981 c.

  2. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.

  3. Гуцол, В. В. Правовые основы Российского государства / В.В. Гуцол. — М.: Феникс, 2006. — 448 c.
  4. ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c.
Прогнозы изменения трудового законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here