Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Полная информация по теме: "Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Статья 56.1. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд

1. Предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

2. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Комментарий к Ст. 56.1 ЗК РФ

1. Положения о резервировании земель как одной из функций управления земельными ресурсами установлены ст. 70.1 Кодекса (см. комментарий к данной статье).

Следует обратить внимание на то, что п. 1 комментируемой статьи вводит пределы ограничения права собственности на землю в целях резервирования. То есть ограничения эти могут касаться (исходя из содержания подп. 2, 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ):

а) возведения жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

б) проведения в соответствии с разрешенным использованием оросительных, осушительных, культуртехнических и других мелиоративных работ, строительства прудов и иных водных объектов в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

Собственно, речь идет в первую очередь об ограничении тех форм реализации права собственности на землю, которые направлены на создание так называемых улучшений земельного участка и влияют на его стоимость в сторону прежде всего увеличения.

Обратим внимание также на следующее. Поскольку ст. 41 ЗК (п. 1) установлено, что лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 Кодекса, за исключением прав, установленных подп. 2 п. 2 указанной статьи, то положения ст. 56.1 ЗК, как представляется, следует распространить и на лиц, не являющихся собственниками участков, с учетом положений ст. 41 ЗК.

2. С точки зрения регулирования реализации прав на землю резервирование представляет собой установление ограничений прав на землю, преимущественно в публичных интересах. Данное правовое значение резервирования не только диктует наиболее важные условия реализации прав на землю после осуществления резервирования, но и выставляет определенные требования к порядку установления и регулированию отношений по поводу резервирования. Так, согласно Конституции РФ (ст. 55) права (включая имущественные) и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Общие требования ГК, которые распространяются и на земельные отношения в части регулирования права собственности и иных прав на землю, также следуют требованиям Конституции РФ. В соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

(введена Федеральным законом от 10.05.2007 N 69-ФЗ)

1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

(в ред. Федеральных законов от 20.03.2011 N 41-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ)

3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 23.07.2013 N 247-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

4. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

Читайте так же:  Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.

4. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 70.1 ЗК РФ

1. Резервирование — одна из функций по управлению земельными ресурсами. Она является способом обеспечения запланированного в будущем использования земель. Действия по резервированию осуществляются органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках предоставленных им полномочий (см. ст. ст. 9 — 11 Кодекса и комментарии к ним).

Как следует из закрепленных комментируемой статьей оснований резервирования, оно направлено на обеспечение публичных интересов. Цель включения в отношения по управлению земельными ресурсами отношений резервирования земель непосредственно связана с развитием процессов приватизации земельных участков, с одной стороны, и с разграничением государственной собственности на землю, — с другой. Многообразие форм собственности на землю предполагает, что каждый собственник земельного участка самостоятельно (с учетом требований закона) принимает решение об использовании земли, включая возведение объектов недвижимости, посадку зеленых насаждений и т.п., а также решает вопросы по распоряжению землей. Право собственности, таким образом, обеспечивает реализацию преимущественно частных интересов при использовании земли. Однако необходимость обеспечения и публичных интересов в использовании ограниченных земельных ресурсов остается актуальной и требует введения новых инструментов. К ним в настоящее время добавлен инструмент резервирования земель.

Первым основанием резервирования, указанным в п. 1 комментируемой статьи, является изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Статья 49 Кодекса, на которую ссылается п. 1 комментируемой статьи, устанавливает основы изъятия земельных участков для нужд государства и местного самоуправления. Такие основания резервирования, как размещение объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, создание особо охраняемых природных территорий, строительство водохранилищ и иных искусственных водных объектов (как можно понять из комментируемой статьи), не связаны с изъятием земель (которое может и не производиться), но напрямую связаны с планируемым использованием земельных участков.

Резервирование земельного участка вносит существенные изменения в его правовой режим в сторону ограничения прав на землю (см. ст. 56.1 Кодекса и комментарий к ней).

До последнего времени основным инструментом регулирования владения, пользования и распоряжения земельными участками в целях обеспечения публичных интересов был институт целевого назначения земель, установленный ЗК. С принятием Градостроительного кодекса был утвержден еще один механизм регулирования использования земель — территориальное планирование, предполагающий в самом общем виде утверждение в административном порядке видов использования территорий в будущем (прежде всего использование, связанное с возведением объектов недвижимости). В целях соотнесения настоящего режима земельного участка, основанного на целевом назначении земельного участка и предоставленных правах на землю, и будущего его режима и вводится «промежуточный» режим — на основе принятия решения о резервирования участка. Таким образом, для уяснения правового содержания резервирования важны следующие моменты. Во-первых, содержание резервирования для конкретного земельного участка зависит от действующего правового режима участка и того режима, к которому есть намерение его привести; во-вторых, резервирование не может иметь самостоятельного значения без уверенности в том, что использование участка будет изменено; в-третьих, резервирование должно иметь срочный характер.

2. Правовое содержание п. 2 комментируемой статьи следует рассматривать как дополнительные к п. 1 той же статьи разъяснения о том, на каких территориях может быть осуществлено резервирование земель.

1) проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального значения подлежит согласованию в случае, если предполагается размещение такого объекта на земельном участке, который находится в собственности субъекта РФ (или государственная собственность на который не разграничена) либо в муниципальной собственности. Проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального значения направляется на согласование уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, на территории которого планируется размещение такого объекта капитального строительства;

2) проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства регионального или местного значения подлежит согласованию в случае, если предполагается размещение такого объекта на землях, находящихся в федеральной собственности. Проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства регионального или местного значения направляется на согласование уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Срок согласования проекта границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ не может превышать одного месяца со дня направления указанного проекта на согласование. Неполучение заключения на проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ от уполномоченного федерального органа исполнительной власти в установленный ч. 4 ст. 3.1 названного Закона срок рассматривается как согласие таких органов с указанным проектом.

Читайте так же:  Страховые взносы в пфр на обязательное пенсионное страхование

В случае получения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ от уполномоченного федерального органа исполнительной власти мотивированного заключения о несогласии с проектом границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства регионального или местного значения уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ вправе принять решение о создании согласительной комиссии в порядке, установленном ч. 8 ст. 16 Градостроительного кодекса. При этом максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать одного месяца.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе утвердить проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального значения при наличии вопросов, возникших в ходе согласования такого проекта и оставшихся не согласованными с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

3. Пунктом 3 комментируемой статьи установлены предельные (максимальные) сроки резервирования. При этом следует обратить внимание на то, что на семь лет земли могут быть зарезервированы по всем перечисленным в п. 1 комментируемой статьи основаниям. Исключительный срок резервирования (до 20 лет) установлен п. 3 комментируемой статьи только для строительства линейных объектов на землях, не предоставленных гражданам или юридическим лицам. При этом следует обратить внимание, что в данной статье перечень линейных объектов не ограничен их назначением или тем, в чьей собственности должны находиться возводимые линейные объекты.

Согласно ст. 4 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления правовую основу местного самоуправления составляют, помимо перечисленных в данной статье правовых источников, нормативные правовые акты РФ, включая указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

ФЗ о резервировании земель определено, что акты о резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществленном до дня вступления в силу данного ФЗ, являются юридически значимыми. Срок резервирования указанных земельных участков не может превышать предельные сроки резервирования земель, установленные ЗК.

Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ глава XI настоящего Кодекса дополнена статьей 70.1

Статья 70.1 . Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 70.1 ЗК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ в пункт 1 статьи 70.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2015 г.

1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ в пункт 2 статьи 70.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ в пункт 3 статьи 70.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2015 г.

Согласно Федеральному закону от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ положения пункта 3 статьи 70.1 настоящего Кодекса (в редакции названного Федерального закона) в части срока, на который могут быть зарезервированы земли для государственных или муниципальных нужд и который составляет три года, не распространяются на решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, принятые до дня вступления в силу названного Федерального закона

3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.

4. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561
«О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд»

С изменениями и дополнениями от:

4 октября 2012 г.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1999 г. N 718 «О резервировании земельных участков для строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог общего пользования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 27, ст. 3389).

Председатель Правительства
Российской Федерации

Положение
о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд
(утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561)

С изменениями и дополнениями от:

4 октября 2012 г.

1. Настоящее Положение определяет порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (далее — резервирование земель).

Читайте так же:  Как написать ходатайство о снятии судимости

2. Решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование.

Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1008 в пункт 3 внесены изменения

3. Решение о резервировании земель принимается на основании следующих документов:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1008 подпункт «а» изложен в новой редакции

Видео (кликните для воспроизведения).

а) документация по планировке территории;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1008 подпункт «б» изложен в новой редакции

б) документы территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности;

в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.

4. Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости.

[1]

5. Решение о резервировании земель должно содержать:

а) цели и сроки резервирования земель;

б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;

в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;

г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

6. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.

Решение о резервировании земель принимается по отношению к земельным участкам, находящимся в пределах одного кадастрового округа.

7. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.

Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.

Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.

8. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

9. Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

10. Действие ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, прекращается в связи со следующими обстоятельствами:

а) истечение указанного в решении срока резервирования земель;

б) предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;

в) отмена решения о резервировании земель органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель;

г) изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

д) решение суда, вступившее в законную силу.

11. В случае прекращения действия ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, обязаны в течение 30 дней с даты наступления обстоятельств, указанных в пункте 10 настоящего Положения, обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, с заявлением об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о зарезервированных землях, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничений прав, вызванных резервированием земель.

В 2007 году в отдельные законодательные акты РФ были внесены изменения в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. При этом Правительству РФ было поручено обеспечить реализацию указанного порядка.

В связи этим утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.

Определен круг органов власти, уполномоченных принимать решения о резервировании земель. Приведен перечень документов, в соответствии с которыми принимается такое решение: документы территориального планирования; решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства; государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр. Подготовка решения осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости. К решению прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования в официальных СМИ. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения и прилагаемую к нему схему в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости.

Резервирование земель разрешено осуществлять до утверждения документов территориального планирования, но не позднее 1 января 2010 г. на основании решений Правительства РФ или решений органов исполнительной власти субъектов РФ о создании особо охраняемых природных территорий соответственно федерального или регионального значения.

Постановление Правительства РФ, в соответствии с которым резервировались земельные участки для строительства федеральных автомобильных дорог общего пользования, признано утратившим силу.

Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд»

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 30 июля 2008 г. N 160, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 30 (часть II) ст. 3646

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1008

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Понятие, порядок и сроки резервирования земель

Резервирование земель — широко распространенный вид ограничения их использования в случаях, указанных в законе. Оно предусматривает изъятие в будущем зарезервированных земельных участков в публичных целях, т.е. для государственных и муниципальных нужд. Этим резервирование отличается от установления зонирования, которое тоже является видом ограничения пользования землей, но не предполагает обязательного изъятия их из существующего землевладения. Срок действия зонирования является неопределенным, но резервирование должно действовать только в определенный период времени. За это время пользователь земли должен воздерживаться от капитальных вложений при использовании земли под угрозой отказа их возмещения в случаях изъятия зарезервированного земельного участка. Таким образом, резервирование земель является экономически полезным мероприятием, так как оно позволяет избежать напрасных затрат при использовании земли, о которой заранее известно, что она будет изъята.

Читайте так же:  Как грамотно написать заявление на продление отпуска по беременности и родам на 16 дней — образец дл

Однако, поскольку резервирование значительно ограничивает права пользователей земли, оно четко оговорено в комментируемой статье и других нормативных правовых актах РФ.

В пункте 1 ст. 70.1 назван определенный и исчерпывающий перечень оснований и случаев резервирования земель. Это исключительные случаи, названные в ст. 49 ЗК РФ, предусматривающей изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд:

— выполнение международных обязательств РФ;

— размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (например, объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения; объектов использования атомной энергии; объектов обороны и безопасности; объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения и др.);

— иные обстоятельства в установленных федеральными законами или законами субъектов (в отношении участков, находящихся в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности) случаях.

Для земель государственной или муниципальной собственности, не предоставленных гражданам и юридическим лицам, основаниями резервирования являются также случаи, связанные с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.

[2]

2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9887 —

| 7437 — или читать все.

Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

СТ 70.1 ЗК РФ

1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.

[3]

4. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 70.1 Земельного кодекса РФ

Резервирование земель является одной из важнейших функций по управлению земельными ресурсами, способом обеспечения запланированного использования земель в будущем: этот институт направлен на удовлетворение публичных (общественных) интересов.

Вместе с тем существует и иное мнение. Так, например, А.П. Ревякин указывает, что, рассматривая отдельные основания резервирования, необходимо сделать вывод о том, что о соответствии этих оснований общественному интересу можно говорить не во всех случаях, поскольку перечень оснований для резервирования земельных участков исходя из смысла комментируемой статьи не является закрытым.

Поскольку законодатель, перечисляя основания резервирования земель, делает отсылку к основаниям изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а перечень оснований для изъятия является открытым, то дополнительные основания для резервирования земельных участков могут быть установлены как федеральными законами, так и законами субъектов РФ .
———————————
См.: Ревякин А.П. Публичные интересы и основания резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Экологическое право. 2011. N 6.

Читайте так же:  Как пенсионеру уволиться с работы без отработки

Институт резервирования широко применяется при планировании использования земель органами государственной власти и органами местного самоуправления. Так, например, согласно п. 5 ст. 95 ЗК РФ в целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Последствием резервирования земель является возникновение различных ограничений по их использованию, осуществлению хозяйственной деятельности, в том числе по возведению объектов капитального строительства. При этом положения ЗК РФ указывают на то, что резервирование земель порождает ограничение и непосредственно самих прав на землю.

Согласно подп. 18 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ лицо, которое имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, может приобрести земельный участок только в аренду без проведения торгов, в случае если этот земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с подп. 13 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, не превышающий срока резервирования земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае если земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.

При этом, как предусмотрено п. 16 ст. 39.8 ЗК РФ, в случае если в аренду предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированный для государственных или муниципальных нужд, договор аренды такого земельного участка должен предусматривать возможность досрочного расторжения этого договора по требованию арендодателя по истечении одного года после уведомления арендатора такого земельного участка о расторжении этого договора.

Резервирование подчиняется предусмотренным ГрК РФ принципам устойчивого развития территорий, которое обеспечивается принятием документов территориального планирования и градостроительного зонирования. В соответствии с ч. 4 ст. 9 ГрК РФ не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в ч. 1 ст. 10 ГрК РФ, объектов регионального значения, объектов местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в ч. 1 ст. 10 ГрК РФ, документами территориального планирования субъекта РФ, документами территориального планирования муниципальных образований.

Принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о резервировании земель должно осуществляться в строгом соответствии с их полномочиями, предусмотренными ЗК РФ и федеральными законами. Это подтверждается положениями ст. ст. 9 — 11 ЗК РФ, предусматривающими, что к полномочиям РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления относится резервирование земель для федеральных нужд, государственных нужд субъектов РФ и муниципальных нужд соответственно.

Например, Определением Верховного Суда РФ от 26 октября 2011 г. N 74-Г11-21 было признано обоснованным решение Верховного суда Республики Саха (Якутия), которым признано недействующим распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2010 г. N 1025-р «О резервировании земель и земельных участков в кварталах 6, 7, 8, «Радиоцентр», 66, 67, 79 г. Якутска», на основании которого указанным органом государственной власти субъекта РФ было осуществлено резервирование земель в целях размещения объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения. В рамках рассмотрения данного дела Верховный Суд РФ пришел к выводу, что резервирование земель осуществлено исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) с нарушением компетенции субъекта РФ, поскольку вопросы электро-, газо-, тепло- и водоснабжения относятся к вопросам местного значения муниципальных образований.

Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, которым предусматривается, что решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

К решению о резервировании земель прилагаются схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Однако законодательством не устанавливаются какие-либо требования к форме и содержанию такой схемы, в связи с чем такие схемы могут быть подготовлены с использованием любых картографических материалов или иной основы, а также различными способами .
———————————
См., напр.: Приложение N 1 к распоряжению Федерального космического агентства от 28 декабря 2009 г. N АП-272 «О резервировании земель в Амурской области для государственных нужд в целях создания космодрома «Восточный» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 17.

Видео (кликните для воспроизведения).

Предусматривается, что решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель, из чего можно сделать вывод, что такая схема должна содержать координаты характерных точек границ зарезервированных земель. В противном случае отражение таких границ в Едином реестре недвижимости может являться проблематичным.

Источники


  1. ашов, А. И. Правоведение. Учебник для вузов / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. — М.: Питер, 2015. — 544 c.

  2. Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя: моногр. / Е.В. Сидорова. — М.: БХВ-Петербург, 2015. — 966 c.

  3. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.
  4. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here