Рокировка страховых взносов и есн

Полная информация по теме: "Рокировка страховых взносов и есн" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Рокировка страховых взносов и ЕСН

Единый Социальный Налог (ЕСН)

  • ЕСН Введен с 1 января 2001 года.
  • ЕСН заменил:
    -страховые взносы в Пенсионный фонд,
    -фонд социального страхования,
    -фонд занятости населения
    -фонд обязательного медицинского страхования.
  • Администратором платежей ЕСН являлась ФНС.
    Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществлялась отдельными платежными поручениями:
    -в федеральный бюджет,
    -в Пенсионный фонд РФ,
    -Фонд социального страхования РФ (без учета вознаграждений по договорам гражданско-правового характера),
    -Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,
    -Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
  • Налогоплательщики сдавали:
    — ежеквартально (до 15 числа) отчет по ЕСН в ФСС.
    — ежеквартально (до 20 числа) «Расчет по ЕСН» и налоговую декларацию за год (до 30 марта) в ИФНС.
    — Копия налоговой декларации с отметкой ИФНС сдавалась (до 1 июля) в ПФР.
  • ЕСН Отмен с 1 января 2010 года.

C 1 января 2010 года введеныстраховые взносы:
-в Пенсионный фонд РФ,
-Фонд социального страхования РФ,
-Фонд обязательного медицинского страхования


С 2017 года администрирование страховых платежей вновь передали под контроль налоговой службы, фактически вернув ЕСН

Ставки ЕСН

c 01.01.2005 по 31.12.2009
(с 2010 г. перестает действовать глава 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ.)

1. Ставки ЕСН
для организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц,
производящих выплаты наемным работникам,
за исключением организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции.

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года Федеральный бюджет Фонд социального страхования Российской Федерации
(ФСС)
Фонды обязательного медицинского страхования Итого
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
(ФФОМС)
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
(ТФОМС)
1 2 3 4 5 6
До 280 000 руб. 20,0 % 2,9 %
(c 01.01.06* )
3,2 % (c 01.01.05)
1,1 %
(c 01.01.06* )
0,8 %(c 01.01.05)
2,0 % 26,0 %
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 56 000 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 280 000 руб. 8 120 руб. + 1% (8 960 руб. +1,1 %)
с суммы, превышающей 280 000 руб.
3 080 руб. + 0,6% (2 240 руб. + 0,5 %)
с суммы, превышающей 280 000 руб.
5 600 руб. + 0,5% (5 600 руб. + 0,5 %)
с суммы, превышающей 280 000 руб.
72 800 руб. + 10,0 % с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 81 280 руб. + 2,0 % с суммы,превышающей 600 000 руб. 11 320 руб. (12 480 руб.) 5 000 руб. (3840 руб.) 7 200 руб. 104 800 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.
( * ФЗ от 6 декабря 2005 г. N 158-ФЗ «О внесении изменения в статью 241 части второй НК РФ»)

2. Ставки ЕСН для индивидуальных предпринимателей

Налоговая база нарастающим итогом с начала года Федеральный бюджет Фонды обязательного медицинского страхования Итого
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
1 2 3 4 5

До 280 000 руб.

7,3 % 0,8 % 1,9 % 10,0 %
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 20 240 руб. + 2,7 % с суммы, превышающей 280 000 руб. 2 240 руб. + 0,5 % с суммы, превышающей 280 000 руб. 5 320 руб. + 0,4 % с суммы, превышающей 280 000 руб. 28 000 руб. + 3,6 % с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000руб. 29 080 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб. 3 840 руб. 6 600 руб. 39 520 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

3. Ставки взносов на Обязательное Пенсионное Страхование

ЕСН в 2019 году

Наше государство остается, по сути, социальным. Даже в нынешних сложных финансовых условиях старается не опускать планку социальных обязательств. Получается не всегда. Определенной поддержкой в выполнении этих задач служит единый социальный налог. О нем сейчас и пойдет речь.

ЕСН в 2019 году: зачем нужен

Аббревиатура ЕСН расшифровывается как единый социальный налог. Прежде чем перейти к вопросу о размере ЕСН в 2019 году, остановимся кратко на характере этого налога, его задачах и объектах налогообложения.

Для начала поясним, что юридически этот налог уже несколько лет не существует, его отменили 6 лет назад. Но по привычке разные взносы данного целевого назначения называют социальным налогом. К тому же есть вероятность, что в его вернут.

Исчисляется он как при помощи бюджетных, так и внебюджетных источников средств. Назначение ЕСН — обеспечение возможности для сотрудников в будущем получать государственную пенсию и ряд социальных выплат. Из этого же источника выделяются нужные суммы на бесплатную помощь в медицинских организациях, перечень которых определен законодательно.

Кто платит, каков объект налогообложения

Отчислять этот вид налога должны все, кто официально работают. Это две большие группы налогоплательщиков.

1. ИП, занимающиеся частной практикой.

2. Физлица, не относящиеся к категории индивидуальных предпринимателей; ИП, предприятия и организации, конкретные люди, что делают выплаты физическим лицам.

У этих групп несколько отличаются объекты обложения по единому социальному налогу. Первая группа должна сделать отчисления со всех видов доходов, оставшихся после учета обозначенных законом расходов. Для тех, кто попадает во вторую группу, объектами налогообложения становится весь объем выплат, что производились физическим лицам по договорам разного вида: как по трудовым, так и по всему спектру .

Как рассчитывается ставка ЕСН в 2019 году

Для основной группы налогоплательщиков ставки ЕСН в 2019 году остались теми же, что и ранее. Из чего она складывается? Из этих трех разновидностей платежей:

  • взносов на обязательное пенсионное страхование, ставка по которым — 22%;
  • отчислений на обязательное медицинское страхование, их размер — 5,1%;
  • платежи в Страховой фонд, составляющие 2,9%.
  • платежи на страхование от несчастного случая, ставка зависит от группы риска предпринимательской деятельности.

За максимальный размер взносов на пенсионное страхование в 2019 году принята сумма 234 832 рублей. Что касается процента ставки, то он несколько варьируется в зависимости от сумм начислений.

При достижении лимита, установленного на данный год, он может быть скорректирован в сторону уменьшения. В вышеупомянутая ставка в 2,9% по Фонду социального страхования применяется при начислениях на суммы менее 865 000 рублей. Если суммы более 865 000, то ставка по данному фонду будет нулевой.

Читайте так же:  Правила и порядок присвоения 2 группы допуска по электробезопасности – документы, требования

В отношении взносов на обязательное пенсионное страхование правило то же: если начисления менее 1 150 000 рублей, то устанавливается ставка ЕСН в 22%, а при выплатах на суммы свыше 1 150 000 рублей она снижается до 10%. Для обязательного медицинского страхования предельных ограничений не установлено, в 2019 году со всей суммы дохода исчисляют 5,1%.

Особенности расчетов для ИП

Сколько процентов ЕСН в 2019 году придется отчислять индивидуальным предпринимателям? Дл ИП разработана несколько иная система расчетов. , они не обязаны платить в страховые фонды, могут делать это лишь на добровольных началах. За ними остаются обязательные отчисления в два фонда: Пенсионный и Медицинского страхования. В 2017 году оба исчислялись пропорционально минимальному размеру оплаты труда.

Формула была такова. Отчисления в фонд медицинского страхования рассчитываем исходя из ставки 5,1% МРОТ за год, то есть, 12 * 5,1% * МРОТ. Для Пенсионного фонда расчет аналогичный, только применяем ставку 26%.

Надо иметь в виду: если доход индивидуального предпринимателя в год окажется выше трехсот тысяч рублей, то ко всем перечисленным выше отчислениям добавляется один процент от той суммы, на которую превышен данный лимит.

Основные изменения по ЕСН

Говоря о таблице ставок ЕСН в 2019 году, надо помнить еще и о ряде поправок, связанных с уплатой ЕСН, которые внесены в текущем году в связи с изменениями, затронувшими Налоговый Кодекс России.

1. Теперь нельзя производить округление сумм (в любую сторону), производя отчисления взносов по ЕСН.

[1]

2. Появилось понятие максимального показателя для начислений выплат на пенсионное страхование. Оно зафиксировано законодательно, а также внесены соответствующие изменения и в нормативные акты локального характера, касающиеся налогообложения. Но по медицинскому обязательному страхованию подобных ограничений пока не предусмотрено.

3. Страховые взносы не будут взысканы с суммы, компенсационных выплат которая меньше трех среднемесячных заработков, если работник увольняется. Также это новшество касается выплаты командировочных расходов. И на них не будут начислены страховые проценты, но только в случае, если данные расходы будут подтверждены документально.

4. За иностранных граждан, принятых на работу, работодатели отныне тоже будут обязаны отчислять необходимые суммы для целей пенсионного страхования. Исключения предусмотрены лишь для зарубежных специалистов высокого класса.

5. Число предприятий, которым дано право на электронную отчетность, увеличилось.

6. Фиксированные взносы ИП не будут рассчитываться, исходя из МРОТ.

Перемены, связанные с отсрочками и контрольными проверками

Надзорные предприятия теперь, если имеются серьезные основания, могут увеличить длительность проверок с прежних четырех месяцев до шести. Такими основаниями являются:

  • серьезные нарушения, которые требуют срочной проверки и принятия незамедлительных мер; они должны быть зафиксированы и подтверждены документально;
  • нарушения по филиалам, расположенным в разных субъектах Российской Федерации, требующие проверки;
  • неточность в документах или отсутствие запрашиваемых данных;
  • несвоевременность страховых отчислений, в том числе, по обстоятельствам.

Работодатель (ИП) вправе и даже должен, в случае таких чрезвычайных обстоятельств, просить об отсрочке либо рассрочке платежей по единому социальному налогу. Это могут быть такие причины как необоснованная задержка финансирования, а для предприятий, ведущих сезонные работы, еще и : техногенные и природные катастрофы, военные операции и др.

Субъекту налогообложения нужно будет подать в соответствующую организацию заявление установленного образца. На его основании будет приниматься определенное решение.

Таблицы ставок ЕСН в 2019 году

Тарифы страховых взносов в 2019 году

В ПФР на обязательное пенсионное страхование

В ФСС на страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства (ВНиМ)

С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы

С суммы превышения установленной предельной величины базы

С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы

С суммы превышения установленной предельной величины базы

Рокировка страховых взносов и ЕСН

Вместо страховых взносов — ЕСН

Правительство России прикидывает варианты возвращения единого социального налога. Как сообщает «Коммерсантъ», с 1 января 2017 года им могут заменить ныне существующие три страховых взноса – в ФОМС, ФСС и ПФР. Конкретный автор идеи не уточняется.

По данным газеты, при этом социальные фонды предложено не ликвидировать, а синхронизировать их работу с налоговой службой. А реестры плательщиков предлагается передавать в ФНС уже с 1 июля.

Нынешние страховые взносы пришли на смену ЕСН в 2010 году.

Страховые взносы вместо ЕСН

Елин А. С., генеральный директор, аудиторская компания «Академия аудита»

С 1 января 2010 года единый социальный налог отменяется. Вместо него придется платить взносы во внебюджетные фонды — в ПФР, ФСС, ФОМС. Контролировать уплату взносов будет не налоговая служба, а территориальные органы Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. О том, как эти изменения скажутся на работе бухгалтера строительной компании, вы узнаете из нашей статьи.

Новый порядок уплаты взносов

Регулировать отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, будет Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Он вступает в силу со следующего года (за исключением отдельных положений).

Сразу отметим: обязательных взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний поправки не коснулись. Поэтому в 2010 году (если не будет принято каких-либо новшеств относительно этих взносов) их придется платить в том же порядке, что и теперь.

НОВЫЙ ПОРЯДОК — ХОРОШО ЗАБЫТЫЙ СТАРЫЙ?

Система налогового администрирования внебюджетных взносов себя не оправдала. Поэтому от нее решили отказаться, вновь вернув «раздельный» порядок, действовавший ранее.

Напомним, ЕСН был введен с 1 января 2001 года Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ, заменив собой страховые взносы, уплачиваемые в государственные внебюджетные фонды.

Целью введения налога было упрощение процедур исчисления и уплаты обязательных социальных платежей за счет сокращения оформляемых документов и уменьшения числа контролирующих органов.

Таким образом, просуществовав девять лет, механизм обязательного государственного страхования (аккумулирующий огромные средства) вновь подвергнут радикальным переменам.

Официально — в связи с проводимой пенсионной реформой.

Читайте так же:  Как происходит увольнение работника в связи с утратой доверия

На что обратить внимание

Рассмотрим подробнее наиболее важные положения закона.

ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

В 2010 году размер взносов по сравнению с 2009 годом не изменится: для строительных компаний, работающих по общей системе налогообложения, он составит 26 процентов, для компаний на «упрощенке» и ЕНВД — 14 процентов. Перечислять платежи в федеральный бюджет больше не придется.

Однако уже с 2011 года совокупный размер взносов возрастет до 34 процентов для всех строительных компаний независимо от применяемого режима налогообложения (общего, упрощенного или ЕНВД — по отдельным видам деятельности).

Переходный период и пониженные тарифы установлены лишь для отдельных категорий налогоплательщиков (в частности, для резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, организаций, использующих труд инвалидов и т. д.). В 2011-2012 годах общий размер взносов для них составит 20,2 процента, в 2013-2014 годах — 27,1 процента.

Размеры страховых тарифов для обычных компаний на ближайшие два года приведены ниже.

Общий размер взносов, %

Тариф страховых взносов, %

Упрощенная система налогообложения и ЕНВД

Общая система налогообложения

Все организации (независимо от режима налогообложения) кроме тех, для которых установлены льготы

БАЗА ДЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ

Определение базы для начисления страховых взносов в целом совпадает с базой по ЕСН. Это выплаты по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам. С вознаграждений по гражданско-правовым договорам в 2010 году, как и в настоящее время, не придется платить взносы в ФСС России.

Однако есть и существенные различия.

Отменена регрессивная шкала. С 2010 года установлен предел облагаемой базы — 415 000 руб. на каждого работника (нарастающим итогом с начала года). При превышении этой суммы начисление взносов прекращается (п. 4 ст. 8 закона № 212-ФЗ). С 2011 года указанный лимит будет ежегодно индексироваться.

Выплаты, не учитываемые в расходах при налогообложении прибыли, от взносов не освобождены. То есть взносами будут облагаться в том числе и выплаты из чистой прибыли строительной компании, которые в 2009 году не подлежат обложению ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ (например, «непроизводственные» премии и выплаты к праздникам, не предусмотренные трудовыми договорами).

Кроме того, нужно отметить и такой момент. В 2009 году на основании приведенной нормы не подлежала обложению единым соцналогом любая материальная помощь, оказываемая работодателем работникам (так как налогооблагаемую прибыль компании она не уменьшает). С 2010 года суммы материальной помощи не будут облагаться взносами только в пределах 4000 руб. на одного работника в год (подп. 11 п. 1 ст. 9 закона № 212-ФЗ). Правда, для отдельных чрезвычайных случаев (при выплате материальной помощи в связи со смертью членов семьи работника и т. д.) освобождение от взносов предусмотрено в полной сумме.

Льгот для работающих инвалидов нет. В законе № 212-ФЗ отсутствуют льготы для инвалидов, которые были предусмотрены по ЕСН статьей 239 Налогового кодекса РФ. Таким образом, после завершения переходного периода (с 2011 по 2014 год), во время которого для организаций, использующих труд инвалидов, предусмотрены пониженные тарифы, с выплат инвалидам взносы будут начисляться в общем порядке.

Уточнен перечень необлагаемых выплат. С 2010 года в отличие от действующего порядка (установленного ст. 238 Налогового кодекса РФ) дополнительно будут освобождены от уплаты страховых взносов:
— вознаграждения по договорам с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими в России (на вознаграждения работникам, у которых есть вид на жительство или разрешение на временное проживание, льгота не распространяется);
— суммы расходов на медицинское обслуживание работников по договорам, которые заключены на срок не менее года с лицензированными медицинскими организациями.

[2]

А вот, скажем, компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении работника с 2010 года будет облагаться страховыми взносами (сейчас такая компенсация от ЕСН освобождена).

Изменен порядок начисления взносов при выплате вознаграждений в натуральной форме. Так, если в 2010 году работодатель будет производить выплаты работникам в натуральной форме — в виде товаров, работ или услуг, то при расчете базы для начисления страховых взносов будет учитываться цена этих товаров (работ, услуг), указанная сторонами договора (п. 6 ст. 8 закона № 212-ФЗ). В 2009 году в аналогичной ситуации должна учитываться рыночная стоимость соответствующих товаров, работ, услуг (п. 4 ст. 237 Налогового кодекса РФ).

УПЛАТА ВЗНОСОВ

Срок уплаты страховых взносов такой же, как и ЕСН, — до 15-го числа месяца, следующего за отчетным (п. 5 ст. 15 закона № 212-ФЗ). Для каждого из четырех фондов (ПФР, ФСС, ТФОМС, ФФОМС) нужно оформлять отдельную платежку.

Видео (кликните для воспроизведения).

Платежи в ФСС по-прежнему нужно будет уменьшать на сумму расходов компании, связанных с выплатой социальных пособий по случаю временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Обязанность компании перечислить страховые взносы будет считаться исполненной с момента предъявления в банк платежного поручения при условии, что на ее счете достаточно денежных средств (подп. 1 п. 5 ст. 18 закона № 212-ФЗ). Такое же правило действует и сейчас в отношении налоговых платежей. Однако обратите внимание на важное уточнение: при ошибке в КБК (а не только в счете Федерального казначейства и наименовании банка получателя) обязанность по уплате взносов не будет считаться исполненной. На это указано в пункте 6 статьи 18 закона № 212-ФЗ.

ЗАЧЕТ (ВОЗВРАТ) ПЕРЕПЛАТЫ

Во многом правила зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов воспроизводят положения статей 78 и 79 Налогового кодекса РФ. Однако есть и отличия: если налоги можно зачесть между собой по соответствующим видам, то зачесть переплату по страховым взносам, перечисленным в один фонд, в счет платежей, причитающихся в другой фонд, не получится (п. 21 ст. 26 закона № 212-ФЗ). Также нельзя будет зачесть переплату в счет налоговых платежей.

Хотя и раньше разные взносы между собой зачесть было невозможно.

Отчетными периодами так же, как и теперь, будут: I квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год (он же — расчетный период).

Сроки. Ежеквартально компании придется сдавать два отчета: один — в отделение ПФР (по пенсионным и медицинским взносам), второй — в отделение ФСС (по взносам на социальное страхование и выплате пособий). Причем в разные сроки: в Пенсионный фонд — до 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом; в ФСС — до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Читайте так же:  Когда требуется подтверждение группы по электробезопасности – при смене работы, если просрочена кате

Формы отчетов будут утверждены дополнительно.

И еще такой нюанс. Строительные компании, у которых среднесписочная численность работников за 2009 год превысит 100 человек, должны будут в 2010 году сдавать отчеты в оба фонда в электронном виде. А с 2011 года на такой способ сдачи отчетности обязаны будут перейти все организации, в которых работают более 50 человек.

Штрафы за несвоевременное представление отчетов установлены по аналогии с порядком, приведенным в статье 119 Налогового кодекса РФ. Но не во всем.

Во-первых, в отличие от налогового законодательства, согласно статье 46 закона № 212-ФЗ, штраф может быть взыскан по итогам каждого отчетного периода, а не только по итогам года.

Во-вторых, период просрочки будут рассчитывать в календарных днях, а не в рабочих.

В-третьих, четко установлен минимальный размер штрафа при опоздании с отчетом более чем на 180 дней — 1000 руб. (в Налоговом кодексе РФ такой минимум не определен).

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ УЧЕТ

Изменяются сроки представления в ПФР и индивидуальных сведений для персонифицированного учета. Сейчас компании должны сдавать их один раз в год не позднее 1 марта следующего года (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ). То есть индивидуальные сведения за 2009 год нужно будет представить до 1 марта (включительно) 2010 года.

В дальнейшем отчитываться придется чаще:
— за 2010 год — уже дважды — до 1 августа 2010 года и до 1 февраля 2011 года (п. 12 ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ);
— с 2011 года — ежеквартально — до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (ст. 12 закона № 213-ФЗ).

Как уже было сказано, проверки по страховым взносам будут проводить специалисты ПФР и ФСС.

В ведении Пенсионного фонда будут проверки правильности начисления и своевременности уплаты пенсионных взносов и взносов на обязательное медицинское страхование, в ведении Фонда социального страхования — проверки взносов на обязательное социальное страхование и расходов на выплату социальных пособий.

Камеральные проверки расчетов. В целом правила камеральных проверок расчетов по страховым взносам такие же, как и правила налоговых камеральных проверок. Они установлены в статье 34 закона № 212-ФЗ.

Период проведения камеральной проверки — три месяца со дня представления расчета. Так же, как и налоговики, проверяющие вправе потребовать от компании письменные объяснения, если по сданному расчету возникнут вопросы.

Кроме того, контролеры наделяются правом истребовать у компании документы, подтверждающие правильность исчисления и перечисления страховых взносов (как при камеральных, так и при выездных проверках). А специалисты ФСС могут проконтролировать и обоснованность расходов компании на выплату пособий по обязательному социальному страхованию.

Выездные проверки. Выездные проверки сотрудники ПФР и ФСС будут проводить совместно на основании ежегодного плана проверок (п. 3 ст. 33 закона № 212-ФЗ). При этом координировать свой график проверок с налоговиками они не обязаны.

Проверять компанию можно будет не чаще, чем раз в три года. Максимальный срок проверки — два месяца. При этом выездной проверкой может быть охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о проведении проверки. Такие правила установлены в пунктах 9-11 статьи 35 закона № 212-ФЗ.

Продлевать проверку новый закон не позволяет. Правда, ее можно приостановить. Основания для этого перечислены в пункте 15 статьи 35 закона № 212-ФЗ:
— истребование документов;
— получение информации от иностранных государственных органов;
— перевод представленных документов на русский язык.

Общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шести месяцев (по второму основанию шестимесячный срок может быть продлен еще на три месяца).

Обратиться с обжалованием решения по проверке можно будет либо в вышестоящий орган (ПФР или ФСС), либо сразу в суд. Обязательного досудебного урегулирования споров, которое сейчас действует в отношении решений налоговых инспекций, новым законом не предусмотрено. Как не предусмотрено и право блокировать счета компании из-за нарушений сроков сдачи отчетности или уплаты взносов.

Рокировка страховых взносов и ЕСН

Повышение детских налоговых вычетов по НДФЛ
Анонимные трудоголики

ПРИНИМАЮТСЯ

Рокировка страховых взносов и ЕСН

Проект федерального закона N 511982-5. Внесен в Госдуму 09.03.2011 депутатом фракции «Справедливая Россия» И.Д. Грачевым

Замена ЕСН страховыми взносами привела к многочисленным негативным последствиям, в частности:

— значительно увеличилась платежная нагрузка на малый бизнес, особенно на тех его представителей, которые применяют спецрежимы УСНО и ЕНВД. А вот с предприятиями крупного бизнеса с высокими зарплатами ситуация обратная — из-за введения фиксированного размера облагаемой базы нагрузка на них в некоторых случаях даже уменьшилась;

— высокооплачиваемые работники фактически исключены из системы обязательного пенсионного страхования;

— произошла очередная смена форм отчетности, их усложнение;

— увеличилось число контролеров за организациями и предпринимателями, а также расходы бюджета на их содержание.

Поэтому предлагается вернуться к ранее действовавшей схеме сбора ЕСН, в том числе к применявшимся при ней налоговым ставкам и регрессивной шкале.

Вряд ли эта инициатива будет поддержана в Правительстве и Думе. Ведь там пока готовы лишь точечно корректировать систему взносов, в частности понизить их ставки для малого бизнеса с 26 до 14%, компенсировав выпадающие из бюджета доходы за счет повышения акцизов на табак.

Увеличение предельной базы по страховым взносам до 800 000 руб.

Проект федерального закона N 512713-5. Внесен в Госдуму 10.03.2011 депутатами фракции КПРФ

Проект повышает предельную величину базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды с 415 000 до 800 000 руб. Это позволит увеличить сбор взносов с компаний, привлекающих труд высокооплачиваемых специалистов.

[3]

Предполагается, что до 2015 г. эту базу будут ежегодно определять исходя из данных актуарных расчетов, прогноза Минэкономразвития по фонду оплаты труда и потребностей финансирования расходов на социальные выплаты. Ее конкретный размер будет утверждаться федеральным законом при принятии бюджетов внебюджетных фондов на очередной финансовый год. Поэтому ныне действующие положения о ежегодной индексации предельной базы хотят приостановить до 2015 г.

Читайте так же:  Нюансы составления акта приема-передачи квартиры

Снижение тарифов страховых взносов для «инвалидных» организаций

Проекты федеральных законов N N 512581-5, 512589-5. Внесены в Госдуму 10.03.2011 депутатами фракций «Единая Россия», «Справедливая Россия» и КПРФ

В Думу поступило сразу два альтернативных проекта о льготных тарифах по страховым взносам для следующих организаций:

— общероссийских общественных организаций инвалидов (в том числе союзов, их региональных (местных) отделений), среди членов которых не менее 80% — инвалиды;

— организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля зарплаты инвалидов — не менее 25% всего фонда оплаты труда;

— образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных учреждений, созданных общероссийскими общественными организациями инвалидов.

Поправки предусматривают для таких организаций бессрочные льготные тарифы: в одном проекте — в размере 16%, а в другом — 14,3%. Причиной тому послужило ежегодное снижение числа работающих инвалидов.

Действующая же редакция Закона о страховых взносах предусматривает пониженные тарифы для такой категории страхователей лишь до 2015 г., причем тарифы сейчас значительно выше. Так, на 2011 — 2012 гг. общий тариф взносов установлен в размере 20,2%, а на 2013 — 2014 гг. — 27,1% .

Часть 2 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах…».

«Последние четыре года — были налоговыми каникулами»

Так считает замминистра Минздравсоцразвития Юрий Воронин

Правительство не откажется от идеи перехода от единого соцналога к страховым взносам. Там уверены, что все необходимые подзаконные акты можно будет принять и после перехода на новые правила работы, а оценки дефицита сотрудников Пенсионного фонда называют страшилками. О том, что стоит за критикой страховых взносов, спецкорреспонденту РБК daily Марии Селивановой рассказал статс-секретарь — замминистра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин.

— Юрий Викторович, сейчас часто говорят о проблемах подготовки к администрированию взносов?

— Подготовка внебюджетных фондов идет, как и планировалось. Сейчас проводятся сверки реестра плательщиков и передача необходимых сведений из ФНС. У фондов заключены соглашения с налоговой службой по стыковке программных продуктов. Они еженедельно отчитываются перед Минздравсоцразвития России о проделанной работе.

— До 2001 года юрлица уже платили страховые взносы, затем они были объединены в ЕСН. Зачем понадобилась «обратная» рокировка?

— При замене страховых взносов на ЕСН одновременно пытались реализовать систему «одного окна». Это оказалось неэффективным. Решение было половинчатым и реально не заработало. В тех странах, где действительно соединили налоги и страховые взносы, скажем в Швеции, налоговая служба осуществляет абсолютно все функции, которые ранее осуществляли страховые институты. Она не только следит за уплатой взносов, но и ведет персонифицированный учет социальных прав: учитывает сведения о стаже, о заработке, о правах на пособия по временной нетрудоспособности. А у нас сбор страховых взносов, которые переименовали в ЕСН, передали налоговой службе, а учет персонифицированных взносов оставили за ПФР.

— И к чему это привело?

— Получилось, что компании отчитываются перед налоговой инспекцией за уплату ЕСН. Далее работодатели передают данные персонифицированного учета не в инспекцию, а в Пенсионный фонд. Для того чтобы разнести эти данные по индивидуальным лицевым счетам граждан, необходимо осуществить сверку, чтобы убедиться, что данные обоих ведомств идентичны. Поскольку налоговый период у ЕСН — год, то окончательные сведения поступают в ПФР только в первом квартале года, следующего за годом уплаты единого соцналога.

На практике пенсионные накопления молодых граждан, которые должны направляться либо в управляющую компанию, либо в негосударственные пенсионные фонды, либо в ВЭБ, поступают туда спустя полтора года с момента уплаты. До этого они просто «висят» мертвым грузом в ПФР, вкладываются в ценные бумаги, которые указывает Минфин, а они не всегда приносят доход, превышающий уровень инфляции. По сути дела, из-за применения налоговой технологии в социальном страховании пенсионные накопления граждан поступают в инвестиционные институты с большим запозданием и, как следствие, не приносят той доходности, на которую они вправе рассчитывать.

Для стариков перечисление взносов с задержкой на год-полтора приводит к тому, что, выходя на пенсию, они не могут получать ее в полном объеме: спустя полтора года ее еще будут корректировать. А бухгалтерам компаний приходится сдавать двойную отчетность по пенсионным взносам, а также отдельно в федеральные и территориальные отделения фондов обязательного медстрахования и ФСС.

— Предприниматели уже подсчитали, что придется внести поправки в полторы сотни нормативных актов. Вы не опасаетесь, что до начала 2010 года их просто не успеют принять?

— Вместе с принятием закона о замене ЕСН страховыми взносами был принят и закон о внесении изменений в другие законы. Мы исходим из того, что все смежные акты, которые регулировали правоотношения, связанные с ЕСН, изменены и никаких коллизий возникнуть не может.

Отраслевые акты, в которых ЕСН просто упоминается, не регулируют правоотношения. Какой-то период времени они будут продолжать действовать в некодифицированном виде. Это не страшно, это обычная юридическая практика. Аналогичная ситуация была в 2002 году, когда приняли пакет из трех пенсионных законов, а в отраслевых нормативных актах терминология оставалась в неизменном виде еще четыре года. Это не препятствовало назначению и выплате пенсий, проведению перерасчетов.

В октябре—ноябре будет принят ряд постановлений правительства и приказов министерства, издание которых предусмотрено федеральными законами №212-ФЗ и №213-ФЗ, основная часть этих документов уже готова.

— По данным ВАС, за первое полугодие нагрузка на арбитражные суды выросла на 50%. Возросшее число проверяющих и потенциальных споров увеличит в разы количество арбитражных споров?

— Увеличение количества споров связано в том числе и с тем, что у ПФР в настоящее время, в отличие от налоговой службы, нет права на бесспорное взыскание платежей, хотя именно фонд занимается администрированием недоимки. Сегодня налоговая служба не учитывает в полном объеме ЕСН — она вообще не занимается недоимкой. Если фискалы обнаруживают неуплату пенсионных взносов, они передают эту информацию в фонд. А тот уже обращается к работодателю с требованием об уплате и в случае отказа пытается взыскать платеж в арбитражном суде. В итоге суды завалены исками, причем на незначительные суммы. Но уже с 1 января 2010 года ПФР получит право взыскивать недоимку в бесспорном порядке, и та ситуация с валом арбитражных исков, о которой говорит ВАС, кардинально изменится.

Читайте так же:  Применение почасовой системы оплаты труда – что это, плюсы, минусы, расчет зарплаты и аванса на прим

— Увеличится ли количество проверок предпринимателей? Ведь уплату ЕСН контролировала ФНС, а ведомств, проверяющих уплату взносов, будет больше.

— Количество проверок не увеличится. Выездная проверка будет не чаще чем раз в три года. На проверку компании представители ПФР, ТФОМС и ФСС будут приходить вместе. Одновременный контроль трех человек снизит уровень коррупции: договориться компании с сотрудниками трех фондов гораздо сложнее, чем с представителем одного ведомства. Более того, хоть это в законе и не прописано, но фонды ориентированы на координацию своих проверок с налоговой службой, то есть к работодателю будет приходить объединенная бригада проверяющих.

— По экспертным оценкам, на реализацию реформы понадобится как минимум 10 тыс. новых сотрудников в ПФР. Откуда будут привлечены кадры для администрирования взносов в фонды?

— Это один из расхожих мифов. В 2010 году Пенсионному фонду нужно дополнительно привлечь 5 тыс. человек и в 2011 году — еще 5 тыс. Они нужны для того, чтобы перейти с будущего года на полугодичный прием сведений персонифицированных данных, а с 2011 года — на поквартальный. Это специалисты по обработке данных: операторы и контролеры. Дополнительные люди для работы с пенсионными взносами ПФР не нужны. У фонда и сейчас есть работники, которые занимаются сверкой сведений переучета с уплатой взносов и администрируют недоимку. К тому же в 2009 году уже были перераспределены функции и полномочия 3 тыс. сотрудников внутри структуры фонда.

В значительном расширении штата нет необходимости еще и потому, что в отличие от налоговой службы ПФР работает по технологии, когда 99,9% данных персонифицированного учета сдается на электронных, а не на бумажных носителях. С 2010 года все сведения об уплаченных взносах предприятий с числом работающих до ста человек будут подаваться в фонд в электронном виде. С 2011 года эта практика распространится на предприятия с числом работников до 50 человек. Это значит, что бухгалтерам не придется ходить в ПФР, стоять в очереди. Они сдадут отчет в электронной форме, а затем на портале фонда смогут посмотреть, принят ли отчет и есть ли к нему претензии.

— С 2011 года размер страховых взносов увеличится с 26 до 34%. Бизнес требует компенсировать рост налоговой нагрузки. За счет чего это можно сделать?

— Бизнес волнует собственная прибыль. Но тариф в 26% действовал лишь с 2005 по 2009 год, а до этого размер платежей был значительно выше: до 2001 года — 37%, до 2005 года — 35,6%. Последние четыре года, по сути, были налоговыми каникулами.

Государство надеялось, что бизнес использует дополнительные средства на инвестиции в развитие или на увеличение зарплаты, но этого не произошло. По данным Росстата, за 2005—2009 годы фонд оплаты труда остался на уровне 22—23% ВВП. Фонд скрытой зарплаты остался на уровне 11—12% ВВП. В результате пенсионная система за четыре года недополучила доходов на 3,3 трлн руб. Мы могли бы на 7—8% повысить пенсии всем пенсионерам.

— Сейчас в Уголовном кодексе (УК) нет ответственности за неуплату страховых взносов. Будет ли Минздравсоцразвития настаивать на введении уголовной ответственности для неплательщиков?

— Я не уверен, что уголовная ответственность — это эффективный инструмент. Страховые взносы существуют и сегодня, например 14% в ПФР в составе ЕСН. ФСС собирает страховые взносы по соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Эти платежи взимаются и без использования статьи УК.

Юрий Воронин родился 17 октября 1962 года в Москве.

Образование высшее юридическое. Кандидат экономических наук. Заслуженный юрист РФ.

1982—1989 годы — инспектор, старший инспектор, замначальника Управления государственных пенсий и пособий Главного управления социального обеспечения Мосгорисполкома.

1989—1991 годы — начальник отдела пенсионного законодательства, замначальника Управления пенсионного обеспечения Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам, первый замначальника Главного управления пенсий и пособий по социальному обеспечению Министерства труда и социальных вопросов СССР.

1991—1992 годы — заместитель начальника Управления социальных программ и гарантий Министерства труда и занятости.

1992—1996 годы — замначальника, начальник Управления пенсионного обеспечения Министерства социальной защиты населения.

1996—2004 годы — руководитель департамента по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития.

2004—2007 годы — директор департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития.

Видео (кликните для воспроизведения).

18 декабря 2007 года назначен заместителем министра здравоохранения и социального развития.

Источники


  1. Гуреев, В. А. Комментарий к Федеральному Закону «О судебных приставах» / В.А. Гуреев. — М.: Wolters Kluwer, 2017. — 208 c.

  2. Кудинов, О.А. Обязательства вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения: Юридический комментарий / О.А. Кудинов. — М.: Городец, 2015. — 128 c.

  3. Лазарев, В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, 2016. — 521 c.
  4. Бадинтер, Робер Смертная казнь. Отмена смертной казни; М.: Nota Bene, 2012. — 416 c.
Рокировка страховых взносов и есн
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here