Система оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях

Полная информация по теме: "Система оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Что изменилось в системе оплаты труда педагогов в 2019

В конце 2018 года Госдума утвердила обновленную версию рекомендаций по поводу установления обновленной системы оплаты труда работников бюджетных учреждений, в том числе и педагогических работников. Данное решение было определено трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. При этом правила, которые действовали до этого, утратили свою силу, и в 2019 году использоваться не будут. Сегодня поговорим об изменениях в системе оплаты труда педагогических работников и о том, как поменяется подход к данному вопросу.

В 2019 с новыми показателями и без понижения заработной платы

Начиная с 2019 года, оплата труда педагогических работников будет рассчитываться с учетом нового показателя. Отныне при формировании дохода учителей и преподавателей в обязательном порядке учитывается среднемесячный заработок наемных сотрудников частных компаний и индивидуальных предпринимателей. С текущего года данный критерий обязательно должен учитываться при разработке планов затрат, направленных на увеличение размера оплаты труда педагогических работников и сотрудников других бюджетных сфер. В июле 2018 года правительством Российской Федерации издано постановление, в соответствии с которым Росстат был обязан подготовить вышеуказанные данные до 15.04.2019.

При обсуждении трехсторонней группой нового регламента в документ был внесен пункт о недопустимости понижения заработной платы сотрудников детских садов, школ и государственных университетов. В соответствии с данной нормой, в 2019 году уровень оплаты труда педагогических работников будет не ниже, чем в 2018. Соответственно, педагоги из детских садов получат зарплату не ниже средней по России (в прошлом году – чуть более 28 000 рублей).

Еще одной важной новостью для педагогов стал учет показателя минимального размера оплаты труда. В прошлом году данный показатель находился на уровне 6 200 рублей. Новыми рекомендациями определено, что работник образовательного учреждения не может получить заработную плату ниже установленного показателя, при условии, что он полностью выполнил установленную норму и отработал достаточное количество часов. Однако никто не застрахован от ситуаций, при которых педагог отработает меньше времени, чем ему положено. Если работнику пришлось столкнуться с такой неприятностью, расчет оплаты труда будет осуществляться исходя из фактически отработанного времени, отталкиваясь от МРОТ.

Что нужно учитывать при соблюдении принятых рекомендаций

Для того чтобы обеспечить полноценное внедрение рекомендаций в учреждении, работодателю, а также представителям властей необходимо обратить внимание на некоторые аспекты. В частности, к таковым относятся:

  1. Установление размеров оклада заработной платы должно осуществляться в соответствии с квалификационной группой работника.
  2. Если сотрудник бюджетного учреждения работает на должности, которая не имеет отношения к профессиональным категориям, ставка его заработной платы рассчитывается исходя из трудности возложенных на него обязанностей.
  3. Следует обязательно учитывать необходимость использования стимулирующих выплат и всевозможных компенсаций. Данный вопрос должен быть отражен в региональных и муниципальных нормативно-правовых актах.
  4. Утверждать штатное расписание имеет право исключительно руководитель детского сада, школы, ВУЗа, иной бюджетной организации.
  5. После внедрения новых рекомендаций в образовательном учреждении доход педагога должен быть не меньшим, чем был до этого. Данная норма применяется ко всем без исключения сотрудникам, чья норма трудовой деятельности осталась на прежнем уровне или повысилась.
  6. Норма оплаты труда должна определяться исходя из выполнения работником собственных профессиональных обязанностей на протяжении определенного промежутка времени (недели, месяца, года).

Что касается нормы труда педагогов, теперь ее изменение в ту или иную сторону непосредственно скажется на итоговом заработке. Поэтому рекомендациями предусмотрено отражение фактической нагрузки педагога в трудовом соглашении. Данная норма коснется таких работников, как:

  • школьные учителя;
  • университетские преподаватели;
  • тренеры детских спортивных секций;
  • лица, ведущие деятельность в сфере дополнительного образования.

С учетом данных нововведений, любые изменения в рабочем времени педагога также должны отражаться в трудовом соглашении. При этом следует помнить об условиях, при которых такое может стать возможным:

  • по соглашению сторон договора;
  • в исключительных случаях – в одностороннем порядке со стороны руководителя образовательного учреждения. Данная норма может быть использована в случае, если уменьшилось количество рабочего времени по учебному плану, образовательная организация не набрала достаточного количества учеников и т. д.

Еще одним немаловажным новшеством является дополнительное внимание к педагогам, имеющим среднее специальное образование. Рекомендациями предусмотрена невозможность ущемления трудовых прав сотрудников, которые не имеют высшего образования. Соответственно, больше не могут использоваться понижающие коэффициенты по специальности, на которую требуется работник с дипломом о получении высшего образования. Таким образом, отсутствие необходимого документа больше не позволит работодателю экономить на оплате труда сотрудника учебного заведения. В этом плане он уравнивается в правах с педагогами, имеющими высшее образование.

Сегодня данные рекомендации одобрило немалое количество педагогических работников. Действительно, новый документ существенно расширил их возможности в плане оплаты труда и повысил их защищенность от неправомерных действий руководителя образовательной организации. Ожидается, что данные рекомендации будут действовать в ближайшие несколько лет и постепенно дорабатываться, чтобы доход педагогов дорос до достойного уровня.

Система оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях

Законодательно заработная плата педагогическому работнику образовательного учреждения устанавливается:

  • трудовым договором
  • в соответствии с действующей в данном образовательном учреждении системой оплаты труда.

Заработная плата педагогических работников образовательного учреждения включает в себя:

  • оклад (должностной оклад),
  • выплаты компенсационного характера и
  • выплаты стимулирующего характера.

Заработная плата каждого педагогического работника образовательного учреждения зависит:

  • от его квалификации,
  • сложности выполняемой работы,
  • количества и качества затраченного труда.

Таким образом, законодательно заработная плата педагогического работника образовательного учреждения должна быть дифференцирована по указанным основаниям:

  • невозможно, например, установление одинакового оклада (должностного оклада) по должностям, которые относятся к различным квалификационным уровням профессиональной квалификационной группы.
Читайте так же:  Как правильно составить приказ о возложении обязанностей по охране труда – образцы для скачивания

Размер минимальной заработной платы педагогического работника

Законодательно установлено, что сумма всех составных частей заработной платы (заработная плата целиком) педагогического работника образовательного учреждения:

не должна быть менее, чем установленный минимальный размер оплаты труда (МРОТ),

если педагогический работник отработал полностью норму рабочего времени и выполнял трудовые обязанности.

Помимо федерального минимального размера оплаты труда (МРОТ), в регионах РФ могут также устанавливаться региональные МРОТ.

Размер минимальной заработной платы педагогического работника в регионе устанавливается:

распространяется на работников, работающих на территории региона, если работодатели присоединились к соответствующему региональному соглашению.

При этом данное ограничение касается каждого отдельно взятого работника:

  • любому работнику нельзя выплатить зарплату менее МРОТ.

Суть установленных современным законодательством целевых ориентиров в части средней заработной платы (в том числе и педагогическим работникам), например, не ниже средней по региону, состоит в другом:

это целевой ориентир, предполагающий достижение общего достойного уровня оплаты труда наемных работников;

и он совершенно не означает, что каждый конкретный работник не может получать заработную плату менее, чем средняя заработная плата по региону.

Этот ориентир в принципе никак не соотносится с заработной платой конкретного педагогического работника:

а только с общим уровнем оплаты труда,

при этом отдельный педагогический работник может получать минимальную зарплату,

в то время как другие педагогические работники могут иметь заработную плату существенно превышающую среднюю заработную плату по региону,

что в общем итоге даст выполнение, возможно, даже перевыполнение, поставленной властями задачи – несмотря на то, что отдельные педагогические работники будут иметь низкие заработные платы.

Порядок установления заработной платы педагогическим работникам

Заработная плата педагогического работника максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных трудовым законодательством РФ в соответствии со статьей 132 «Оплата по труду» Трудового кодекса РФ.

Статья 145 «Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций» Трудового кодекса РФ предполагает такое ограничение для руководителей, заместителей, главных бухгалтеров образовательного учреждения.

Как следует из статьи 135 «Установление заработной платы» Трудового кодекса:

системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов),

доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных,

системы доплат и надбавок стимулирующего характера и

устанавливаются:

коллективными договорами, соглашениями,

[1]

локальными нормативными актами

в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, полномочие устанавливать систему оплаты труда (заработную плату) педагогическим работникам принадлежит:

работодателю (образовательному учреждению), и исключительно работодателю;

учредитель не вправе устанавливать системы оплаты труда для подведомственных образовательных учреждений.

Вместе с тем, учредитель образовательного учреждения может установить:

размеры и условия оплаты труда (заработную плату) в подведомственных образовательных учреждениях,

то есть некоторые отдельные требования к оплате труда,

которые образовательное учреждение будет учитывать, разрабатывая собственную систему оплаты труда.

Исходя из статьи 144 «Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений» Трудового кодекса:

региональные государственные образовательные учреждения при установлении системы оплаты труда должны учитывать нормативные правовые акты региона по данному вопросу;

никаких требований к возможному содержанию этих актов не устанавливается, поэтому теоретически значимость подобного регулирования может сильно различаться.

Правоприменительная практика в данном случае складывается разнообразная:

некоторые учредители образовательных учреждений регулируют лишь ключевые требования к оплате труда, оставляя максимально большое число вопросов на регулирование подведомственным образовательным учреждениям;

некоторые учредители образовательных учреждений регулируют много частностей и деталей, создавая ситуацию, когда подведомственные образовательные учреждения, фактически, могут лишь воспроизвести установленные условия в своих системах оплаты труда, и не имеют возможности для существенных решений в части системы оплаты труда, если только не имеют средств на оплату труда из иных источников (например, от приносящей доход деятельности).

Системы оплаты труда в образовательных учреждениях могут устанавливаться:

или локальным нормативным актом,

или коллективным договором.

Большинство образовательных учреждений выбирает:

вариант локального нормативного акта,

т.к. это дает больший контроль за изменением системы оплаты труда педагогических работников и большую оперативность в решении данных вопросов.

Соответствующий локальный нормативный акт требует учета мнения представительного органа педагогических работников, то есть выполнения определенной процедуры:

довести до сведения проект локального нормативного акта,

дать определенное время на выражение мотивированного мнения,

при необходимости провести переговоры.

Учет мнения не означает необходимости в обязательном порядке с этим мнением согласиться:

  • в конечном итоге решение принимается администрацией образовательного учреждения.

В случае же коллективного договора, напротив:

без достижения полного взаимного согласия с представительным органом педагогических работников

утвердить систему оплаты труда и изменения в нее не получится.

При установлении систем оплаты труда их разработка должна осуществляться:

на основании профессиональных квалификационных групп, по квалификационным уровням исходя из положений статьи 144 «Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений» Трудового кодекса;

при этом должен учитываться целый ряд иных документов:

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС),

рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и

мнения соответствующих профсоюзов и т.п.

часть 3 статьи 135 «Установление заработной платы» Трудового кодекса РФ

Формирование системы оплаты труда образовательным учреждениям

При этом учитывать положения указанных законодательных документов не означает необходимости воспроизводить все эти положения полностью и без отступлений при формировании систем оплаты труда образовательным учреждениям:

[3]

при формировании систем оплаты труда образовательным учреждениям рекомендуется описывать порядок определения и размеры всех составляющих заработной платы педагогических работников с учетом как требований нормативных правовых актов, так и направлений государственной политики в сфере образования и оплаты труда;

Читайте так же:  Страхование жизни и здоровья при кредите

рекомендуется, чтобы заработная плата педагогических работников (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера) при изменении системы оплаты труда не была меньше заработной платы (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера), выплачиваемой педагогическим работникам до ее изменения, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей педагогических работников и выполнения ими работ той же квалификации;

учредитель образовательного учреждения вправе установить такое ограничение в нормативном правовом акте,

в таком случае образовательное учреждение обязано будет обеспечить, чтобы заработная плата педагогических работников не была меньше соответствующего размера, выплачиваемого на основе старой системы оплаты труда.

Раздел IX «Особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования» Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений от 22 декабря 2017 г., протокол № 11)

При изменении системы оплаты труда педагогических работников рекомендуется:

осуществить расчет заработной платы (без учета премий и других выплат стимулирующего характера) по каждому педагогическому работнику, объем трудовых (должностных) обязанностей которого сохранен, который выполняет работы той же квалификации;

в случае, если новый размер заработной платы ниже, чем размер заработной платы педагогического работника, рекомендуется довести уровень заработной платы педагогического работника до прежнего размера путем введения в систему оплаты труда специальной доплаты.

ОПЛАТА ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ). Это правило распространяется и в отношении установления заработной платы работникам общеобразовательных учреждений, поскольку законодательством не предусмотрено иного.

В государственных и муниципальных учреждениях системы оплаты труда согласно ч. 1 ст. 144 ТК РФ устанавливаются:

а) в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в частности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (далее – Постановление N 583), а также Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее – Положение N 583), утвержденным п. 5 указанного Постановления. Это следует из ч. 1 ст. 144 ТК РФ, п. 1 Положения N 583;

[2]

б) в государственных учреждениях субъектов РФ – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

Видео (кликните для воспроизведения).

в) в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Такой порядок установления систем оплаты труда распространяется в том числе на общеобразовательные учреждения, поскольку в отношении них законодательством не предусмотрено каких-либо исключений, касающихся указанного порядка.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений устанавливаются, в частности, с учетом:

– ЕКС или с 1 января 2017 г. с учетом профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”, утвержденного Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н. Данный стандарт будет применяться с указанной даты при формировании кадровой политики, а также в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Это следует из п. 2 Приказа Минтруда России от 18.10.2013 N 544н и Приказа Минтруда России от 25.12.2014 N 1115н;

– государственных гарантий по оплате труда. Такие гарантии определены в ст. 130 ТК РФ;

– рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (рекомендации разрабатываются в соответствии с ч. 3 ст. 135 ТК РФ). Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 г. утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол N 11;

– Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822;

– Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснений о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818;

– мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Данные выводы следуют из ч. 5 ст. 144 ТК РФ, пп. “а”, “в”, “г”, “д”, “ж”, “з” п. 2 Положения N 583.

  1. Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных общеобразовательных учреждений

Системы оплаты труда работников таких учреждений, согласно п. 1 Положения N 583, включают:

– размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы;

– выплаты компенсационного характера;

– выплаты стимулирующего характера.

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем федерального учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления деятельности по соответствующей профессиональной квалификационной группе, с учетом сложности и объема выполняемой работы (п. 3 Положения N 583). Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н.

При установлении окладов или ставок заработной платы учитывается, в частности, объем выполняемой работы (п. 3 Положения N 583). В отношении педагогических работников в Приложении 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 определена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Названным Приказом также утвержден Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее – Порядок определения учебной нагрузки). В частности, согласно п. 1.3 этого Порядка объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Читайте так же:  На какой срок заключается трудовой договор

Порядок исчисления заработной платы педагогов в зависимости от установленной учебной нагрузки определяется в разд. IV Рекомендаций об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, содержащихся в Приложении к письму Минобрнауки России N АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 96 от 26.10.2004. Однако руководствоваться этим документом можно только с учетом Постановления N 583, Положения N 583.

В образовательных организациях, находящихся в ведении Минобрнауки России, при исчислении месячной заработной платы педагогических работников необходимо также руководствоваться положениями Приложения N 2 к Отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015 – 2017 годы, утвержденному Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 22.12.2014.

При установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок в бюджетных и автономных федеральных учреждениях можно учитывать примерные положения об оплате труда, о которых сказано в абз. 1 п. 2(1) Положения N 583. Согласно данному абзацу такие примерные положения носят рекомендательный характер для этих учреждений. Установление размеров окладов (ставок) в федеральных казенных учреждениях осуществляется в соответствии с положениями об оплате труда, названными в абз. 2 п. 2(1) Положения N 583, которые носят обязательный характер для данных учреждений.

Выплаты компенсационного характера

В федеральных учреждениях выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к этим окладам (ставкам) или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ (п. 4 Положения N 583).

При установлении указанных выплат в бюджетных и автономных федеральных учреждениях можно учитывать примерные положения об оплате труда, о которых сказано в абз. 1 п. 2(1) Положения N 583. Согласно данному абзацу такие примерные положения носят для этих учреждений рекомендательный характер. Установление компенсационных выплат в федеральных казенных учреждениях осуществляется в соответствии с положениями об оплате труда, названными в абз. 2 п. 2(1) Положения N 583, которые носят обязательный характер для данных учреждений.

Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях согласно Приложению N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822. Это предусмотрено п. 2 Разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, приведенных в Приложении N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822.

В соответствии с названным Перечнем к выплатам компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждениях относятся:

– выплаты работникам, занятым на тяжелых работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

– выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

– выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных). К выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, наряду с перечисленными могут относиться также выплаты за дополнительные трудозатраты, которые непосредственно связаны с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей, но при этом не входят в эти обязанности (например, классное руководство, проверка письменных работ). Это следует из Разъяснений по вопросам введения новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений, приведенных в Письме ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ от 19.09.2008 N 216 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений”;

– надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Выплаты стимулирующего характера

Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления в федеральных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Такие выплаты устанавливаются в соответствии с п. 2(1) Положения N 583, а также:

– с учетом разрабатываемых в федеральном учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений;

– в пределах фонда оплаты труда;

– в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818.

Данные выводы следуют из п. 5 Положения N 583, п. 1 Разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 (далее – Разъяснение об установлении стимулирующих выплат).

К выплатам стимулирующего характера в федеральных учреждениях согласно названному Перечню относятся:

– выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

– выплаты за качество выполняемых работ;

– выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

– премиальные выплаты по итогам работы.

Указанные выплаты осуществляются в целях поощрения работника за выполненную работу и стимулирования его к качественному результату труда (абз. 1 п. 2 Разъяснения об установлении стимулирующих выплат).

Оплата труда работников образования

Труд работников образования не только определяет их особое положение в обществе, но и выступает средством удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В связи с этим возникает необходимость в создании стимулов привлечения к преподавательской деятельности и обеспечения ее продуктивности.

Заработная плата относится к числу основных инструментов экономического стимулирования, включенного в хозяйственный механизм. Для значительной части преподавателей заработная плата является единственным источником доходов всей семьи.

Вместе с тем система стимулирования в сфере просвещения должна учитывать и по возможности полнее использовать интересы неэкономического характера с помощью активизации социально-психологических методов управления. Для сферы образования характерно широкое применение моральных стимулов, что связано со своеобразием педагогического труда. Для большинства преподавателей потребность в успехе путем его признания окружающими выступает гораздо более сильным побудителем, чем материальный стимул. Нередко мощным моральным стимулом становится предложение и реализация новых идей и передового опыта, достижения в решении сложных педагогических проблем и т.д.

Читайте так же:  Ипотечное кредитование в рф

Система стимулирования учителей, как известно, включает в себя награды вышестоящих органов, благодарность в приказе, почетные грамоты, ценные подарки, памятные адреса, подготовку стендов с обобщением опыта педагога, подарки от коллег и шефов в день 25-летия педагогической работы, публикации об учителе в местной и стенной печати, присвоение званий “Учитель-методист”, “Заслуженный учитель”, “Народный учитель”, “Учитель года России”, соответствующих квалификационных категорий по итогам аттестации.

Аттестация педагогических работников во всех учебных заведениях служит важным инструментом как морального, так и материального стимулирования. Присужденные ученые степени и звания позволяют установить более высокий разряд, определяющий размеры заработной платы.

Природа заработной платы в экономической литературе имеет различные трактовки. Заработной платой нередко называют доход тех, кто предоставляет свою рабочую силу предпринимателю, организации или учреждению с целью производства товаров или услуг. У нас долгое время заработная плата рассматривалась в качестве денежного выражения доли рабочих и служащих в той части общественного продукта, которая возмещает затраты необходимого труда, то есть используется на личное потребление работника и членов его семьи.

В современном рыночном хозяйстве зарплата выступает особой и самой развитой формой материального вознаграждения за результаты труда с учетом законов стоимости, спроса и предложения. Заработная плата выполняет весьма важные экономические функции: воспроизводственную и стимулирующую. Поскольку заработная плата- основной источник доходов рабочих и служащих, она выступает главным средством возобновления их способности к труду. Вместе с тем она является формой материального стимулирования труда. Зарплата- один из важнейших экономических рычагов, включенных в хозяйственный механизм и регулирующих развитие рыночной экономики. Отсюда вытекает необходимость постоянного роста и совершенствования заработной платы.

Зарплата работников образования имеет свои характерные черты, обусловленные спецификой отрасли и педагогического труда. Так, фонд оплаты труда работников образования формируется главным образом путем перераспределения национального дохода через государственную бюджетную систему и лишь частично за счет заработанных самим учреждением денежных средств. Значит, заработная плата работников образования – это часть национального дохода, которая должна поступать им в соответствии с количеством и качеством их труда.

Тогда как в материальном производстве главным измерителем результатов труда является количество и качество созданной продукции, в области образования такой показатель чаще не пригоден. Наибольшую трудность в организации заработной платы в сфере образования представляет внутренняя дифференциация в оплате труда различных категорий работников. В связи с тем, что результаты труда здесь менее осязаемы и гораздо труднее поддаются точному учету и могут быть оценены лишь косвенно, спустя продолжительное время, в образовательных учреждениях принята повременная система оплаты с учетом количества фиксированных часов работы, а не произведенной продукции.

Качественным критерием оценки труда и дифференциации размеров ставки заработной платы педагогических работников выступает их квалификация. Ее уровень определяется образованием, стажем работы и присвоенными званиями. В зависимости от образовательного уровня школьных учителей существует 4 группы тарифных ставок для специалистов, имеющих: высшее образование; образование в объеме учительского института и приравненных к нему учебных заведений; среднее специальное образование; среднее общее образование. С конца 1992 года дифференциация в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы стала осуществляться на основе Единой тарифной сетки (ЕТС). Она включает в себя 18 разрядов и соответствующие каждому из них тарифные коэффициенты. В зависимости от сложности и квалификации труда всем работникам бюджетной сферы по результатам аттестации присваиваются разряды. В интересах поэтапной реализации Закона РФ “Об образовании” была введена максимально допустимая тарификация школьных педагогических работников. В зависимости от уровня образования, стажа работы и других слагаемых квалификации им присваивается с 7-го по 14 разряд.

НСОТ в образовании: новая система оплаты труда педагогов

С 01.12.2008 года вступили в силу законодательные изменения, согласно которым внедрена новая система оплаты труда (НСОТ) для работников бюджетной сферы. В статье разберем особенности НСОТ в образовании: как рассчитывается зарплата педагога по НСОТ, какие доплаты и надбавки устанавливает новая система в отношении работников образования и науки.

НСОТ в образовании: новая система оплаты труда педагогов

Согласно системе, действующей до внедрения НСОТ, расчет оплаты труда педагога осуществлялся на базе ставки, установленной в соответствие с Единой тарифной сеткой. С декабря 2008 года в РФ введена новая программа, цель которой – повысить мотивационную составляющую оплаты труда педагога за счет внедрения новой системы надбавок и доплат.

Кроме того, НСОТ реализуется целиком за счет полномочий региональных властей, за которыми закреплено право устанавливать размер повышающих коэффициентов в отношении стимулирующих выплат педагогам.

НСОТ введена постановлением Правительства №583 от 05.05.2008 года и вступила в силу с 01.12.2008 года.

Оплата труда педагога по НСОТ

Согласно НСОТ, оплата труда педагога определяется с учетом постоянной составляющей (оклада) и переменных значений (доплат, надбавок, компенсаций).

Формула для расчета зарплаты педагога имеет следующий вид:

Зарплатапедагог = Оклад + Компенсации + Надбавки,

где Оклад – размер оклада, установленный согласно должности;
Компенсации – сумма доплат, начисляемых за интенсивность труда;
Надбавки – стимулирующие выплаты, начисляемые в качестве надбавки к окладу.

Базовый оклад

Если ранее оклад работникам сферы образования устанавливался по Единой тарифной сетке, то в данный момент НСОТ закрепляет за региональными властями право установления базовых тарифных ставок. В настоящее время большинство регионов РФ устанавливают базовый оклад в соответствие с должностью. которую занимает педагог. Все должности работников образовательных учреждений можно разделить на 4 группы, в отношении которых и устанавливается базовый оклад.

Читайте так же:  Документы, необходимые для назначения пособия по беременности и родам

Перечень должностей, в соответствие с которыми определяется оклад педагога, приведены ниже.

Группа должностей работников учреждений образования 1 Директор школы, заведующий образовательным учреждением для детей, руководители структурных подразделений организаций дополнительного образования для детей, завскладом, завхозяйством, завпроизводством.
Педагогические работники 3 Замдиректора по административно-хозяйственной части, библиотекарь, помощник воспитателя, лаборант, бухгалтер, медсестра, т.п.
Технические исполнители и обслуживающий персонал
Особенности назначения Размер надбавки в регионах (примеры)
Выплата назначается в соответствие с педагогическим стажем работниками в образовательных учреждениях. Большинство регионов РФ определяют надбавку пропорционально периоду педагогической работы сотрудника (чем больше стаж – тем выше процент надбавки). При этом некоторыми регионами РФ внедрены мотивационные программы по поддержке молодых педагогов. В таких регионах надбавка назначается, в том числе, работникам без педагогического стажа В Республике Коми – от 5% при стаже от 1-го года до 20% при стаже от 15-ти лет.

В Пензенской области – от 3,5% при стаже от 3-х лет до 15% при стаже свыше 20-ти лет

Размер надбавки и порядок ее назначения определяется такими критериями, как:

· уровень образования (среднее, среднее специальное, т.п.);

· наличие высшего образования, уровень квалификации (бакалавр, специалист, магистр);

· наличие профессионального образования.

Как правило, размер надбавки устанавливается пропорционально уровню образования, с учетом наличие профобразования. При этом ряд регионов РФ не выплачивает работникам данный вид надбавки (например, Сахалинская область)

В Ханты-Мансийском автономном округе:
  • 10% – за полное общее образование;
  • 20% – за начальное профобразование;
  • 30% – за неполное высшее или среднее профобразование;
  • 40% – за высшее образование (бакалавр);
  • 50% – за высшее образование (специалист);
  • 60% – за высшее образование (магистр)
Надбавка выплачивается педагогам, которые имеют ученую степень кандидата наук, доцента, профессора, доктора наук, академика наук. Региональные власти могут устанавливать надбавку только в отношении определенных ученых степеней (например, только для кандидата и доктора наук) Надбавка за квалификацию От 5% до 40%

В Вологодской области:

  • 5% – за вторую категорию;
  • 15% – за первую категорию;
  • 30% – за высшую категорию.

В Калужской области:

  • 9% – за вторую категорию;
  • 18% – за первую категорию;
  • 25% – за высшую категорию.

Компенсационные доплаты педагогам

При расчете зарплаты педагога учитывается сумма компенсаций, выплачиваемая в связи:

  • выполнение педагогом дополнительной работы (в том числе работа на замене);
  • совмещение должностей;
  • обучением детей с ограниченными возможностями;
  • педагогическую деятельность в сельской местности.

Также в рамках НСОТ предусмотрены прочие компенсации, выплата которых связана с интенсивностью труда и переработками.

Напомним, что согласно трудовому законодательству, педагог может быть привлечен к дополнительной работе или совместительству только при условии письменного согласия.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Коэффициент разброса

Одним из принципов НСОТ является реализация программы справедливой оплаты труда для педагогов всех уровней и направлений. В связи с этим в рамках НСОТ применяется так называемый «коэффициент разброса», который определяет соотношение между заработной платой руководящего состава учебного учреждения и доходом рядового педагога.

В соответствие с НСОТ, коэффициент разброса составляет 1:4. Это значит, что зарплата учителя общеобразовательной школы должна составлять не менее 25% от зарплаты директора этой же школы.

Данный принцип применяется в отношении всех образовательных учреждений, на которые распространяется действие постановления Правительства №583 от 05.05.2008 года.

Пример расчета зарплаты педагога по НСОТ

Для того чтобы наглядно разобраться в порядке расчета зарплаты педагога по НСОТ, рассмотрим пример.

Кукушкин В.Р. – учитель истории в общеобразовательной школе г. Орел. У Кукушкина – первая квалификационная категория, высшее профессиональное образование (бакалавр), стаж педагогической работы – 12 лет.

Для данной категории педагогов в Орле установлена базовая тарифная ставка в размере 8.303 руб. Кроме того, законодательными актами региона утверждена надбавка за стаж педагогической работы от 10-ти до 15-ти лет в размере 10%.

Процент надбавки, начисляемой за уровень образования, определяется в соответствие с квалификационной категорией педагога. Для работников образовательной сферы первой квалификационной категории предусмотрены следующие надбавка за уровень образования:

  • полное среднее образование – надбавка за квалификацию 60%, без надбавки за образование;
  • начальное или среднее профобразование – надбавка за квалификацию 60% + надбавка за образование 14%;
  • высшее профобразование (бакалавр, специалист, магистр) – надбавка за квалификацию 60% + надбавка за образование 28%.

Таким образом, Кукушкину начисляются следующие надбавки:

  • за стаж: 8.303 руб. * 10% = 830,30 руб.;
  • за квалификацию: 8.303 руб. * 60% = 4.981,80 руб.;
  • за образование: 8.303 руб. * 28% = 2.324,84 руб.

Рассчитаем зарплату Кукушкина с учетом надбавок:

Видео (кликните для воспроизведения).

8.303 руб. + 830,30 руб. + 4.981,80 руб. + 2.324,84 руб. = 16.439,94 руб.

Источники


  1. Лившиц, Р.З.; Чубайс, Б.М. Трудовой договор; М.: Наука, 2011. — 174 c.

  2. Беляева, О. М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2012. — 320 c.

  3. Вышинский, А.Я. Марксистско-ленинское учение о суде и советская судебная система / А.Я. Вышинский. — М.: [не указано], 2015. — 177 c.
  4. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.
Система оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here