Сроки пребывания подростков в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа

Полная информация по теме: "Сроки пребывания подростков в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей

Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей можно разделить на следующие виды:

  • специальные общеобразовательные школы;
  • специальные профессиональные училища;
  • специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) профессиональные училища для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния.

Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчиков и для девочек. Однако при наличии соответствующих условий возможно создание смешанных учреждений с совместным содержанием и обучением мальчиков и девочек.

Учреждения могут быть открытого и закрытого типа.

Основной функцией специального учебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей является обеспечение их психологической, медицинской и социальной реабилитацией, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.

Учреждение открытого типа выполняет профилактическую функцию и создается для детей и подростков:

  • с устойчивым противоправным (девиантным) поведением;
  • подвергшихся любым формам психологического насилия;
  • отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями.

Учреждение открытого типа может быть государственным, муниципальным или негосударственным.

Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних с делинквентным поведением, т.е. совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. Учреждение закрытого типа может быть только государственным.

Использование специальных учебных заведений в профилактике правонарушений несовершеннолетних – одно из направлений деятельности органов внутренних дел.

Основной задачей указанных учреждений является коррекция поведения, обучение и подготовка к общественно полезной деятельности несовершеннолетних путем применения к воспитанникам педагогических методов с обязательным охватом общеобразовательным и профессиональным обучением и привлечением их к труду. При этом проведение воспитательной, культурно-массовой и спортивной работы сочетается с определенным режимом содержания.

[3]

Обязательным условием для направления несовершеннолетних в специальные учебные заведения является постановка на учет и проведение профилактической работы по месту их жительства со стороны сотрудников органов внутренних дел соответствующего уровня (района, города и т.д.). Эти функции выполняют отделы по профилактике правонарушений несовершеннолетних (ОППН), которые есть в структуре Управлений внутренних дел всех уровней.

В том случае, если возникает необходимость направления несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учебное заведение, сотрудники ОППН оформляют заявку на получение путевки для такого ребенка, которая направляется в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при соответствующей Администрации (районной, городской и др.). Комиссия рассматривает заявку, выносит постановление о направлений несовершеннолетнего правонарушителям специальное учреждение (11-14 лет – в специальные школы, 14-18 лет – в специальные профессиональные училища) и выписывает ему путевку.

Направление подростков в специальные учебные заведения осуществляется через Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) после получения путевки. С целью предупреждения правонарушений со стороны несовершеннолетних в период ожидания путевок используется предусмотренная Положением о комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав возможность содержания их в Центрах временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей до 60 суток. То есть несовершеннолетние помещаются в ЦВИНПы не после получения путевки, а с момента направления заявки, что, в свою очередь, позволяет освободить ОППНы от контроля за ребенком в этот период.

Сотрудник ОППН Управления внутренних дел, в чьи функциональные обязанности входит взаимодействие со специальными учебными заведениями, изучает личные дела подростков, проводит беседы с ними в Центре временной изоляции, поддерживает связь с родителями.

После получения путевки сотрудники ОППН доставляют ребенка в специальное учебное заведение, куда он направлен, а затем в течение всего периода его пребывания в этом учреждении осуществляют непосредственное взаимодействие с педагогическим коллективом и воспитанником в ходе выездов в специальное учебное заведение, контроль за оформлением личного дела на подростка, оказание практической помощи в его розыске и возвращении, если он самовольно оставил учебное заведение, а также принимают участие в выпуске воспитанника^ в том числе в реабилитационный отпуск.

Реабилитационный отпуск является одним из действенных и опробованных средств по подготовке воспитанника к жизни за пределами специального учебного заведения. Если воспитанник, находясь в специальном учебном заведении, не допускает нарушений дисциплины, выполняет требования педагогов, то, по согласованию с Управлением внутренних дел, он может быть направлен в реабилитационный отпуск сроком от 3 до 6 месяцев. Все это время он находится под контролем сотрудника ОППН, который следит за его поведением, а по окончании обозначенного срока готовит на данного подростка объективную характеристику, на основании которой администрация принимает окончательное решение о выпуске подростка из специального учебного заведения. Важной особенностью является то, во время реабилитационного отпуска личное дело подростка остается в учебном заведении.

Благодаря введению такой формы работы с воспитанниками появилась реальная возможность сокращать сроки пребывания несовершеннолетних в специальных учебных заведениях. Это имеет очень большое значение, поскольку число таких учебных заведений ограниченно и они не могут сегодня принять на перевоспитание всех правонарушителей, которые в этом нуждаются.

Очевидно, что в современных условиях роста числа правонарушений среди несовершеннолетних и возрастания необходимости совершенствования социально-педагогической работы с этим контингентом детей назрела и потребность в дальнейшем развитии системы специальных учебных заведений. Так, представляется целесообразным создание специализированных учебно-воспитательных заведений для различных категорий подростков-правонарушителей:

  • для несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете за различные правонарушения и допускающих отклонения в поведении;
  • для несовершеннолетних, состоящих на учете за противоправные действия, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела;
  • для несовершеннолетних, состоящих на учете за употребление наркотических и токсичных веществ;
  • для несовершенно летних, состоящих на учете за правонарушения и имеющих отклонения в психическом развитии.

Кроме того, для более эффективного использования возможностей по своевременной изоляции подростков-правонарушителей с помощью направления их в специальные учебно-воспитательные учреждения необходимо пересмотреть перечень медицинских противопоказаний, который на сегодняшний день не позволяет изолировать значительное количество несовершеннолетних, в результате чего они очень скоро попадают на скамью подсудимых, а затем и в места лишения свободы.

Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа как принудительная мера воспитательного воздействия (Агильдин В.В.)

Дата размещения статьи: 31.01.2018

Российское уголовное законодательство наряду с общими видами освобождения от уголовной ответственности и наказания предусматривает в отношении несовершеннолетних специальные виды освобождения. К ним относятся: освобождение от уголовной ответственности, с назначением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 УК); освобождение от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных в ч. 2 ст. 90 УК (ч. 1 ст. 92 УК); освобождение от наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образования (ч. 2 ст. 92 УК).
Все специальные виды освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания связаны с применением принудительных мер воспитательного воздействия. По мнению К.А. Волкова, принудительные меры воспитательного воздействия можно рассматривать в качестве мер компромисса или альтернативных мер в борьбе с преступностью несовершеннолетних, позволяющих достигать целей уголовной ответственности вне традиционный схемы: преступление — наказание — судимость .
———————————
См.: Волков К.А. Специальный вид освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних: вопросы теории и судебной практики // Российский следователь. 2015. N 9. С. 16.

Читайте так же:  Обмен ипотечной квартиры на другую все варианты

Несмотря на то что срок нахождения в указанных учреждениях не может превышать трех лет, что значительно меньше срока лишения свободы, который мог назначить суд, большинство лиц, которые ранее пребывали в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, считают, что в них условия гораздо более строгие, чем в воспитательных колониях. Так, из опрошенных нами 62 бывших воспитанников этих учреждений 43 воспитанника (70% от общего числа) отмечают, что условия в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа более строгие, чем в воспитательной колонии, и лучше бы им суд назначил наказание в виде лишения свободы, тем более что наказание им было бы назначено условное. 6 (10%) воспитанников придерживаются противоположного мнения, а 13 человек затруднились ответить. Такое достаточно негативное отношение к указанным заведениям связано в большей мере с условиями пребывания. Конечно, все эти ограничения носят отчетливо выраженный воспитательный характер , но можно ли отнести к педагогическим средствам законодательно закрепленное право сотрудников указанных учреждений применять в отношении несовершеннолетних физическую силу?
———————————
См.: Казакова Т.А. Указ. соч.

Литература

1. Волков К.А. Специальный вид освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних: вопросы теории и судебной практики // Российский следователь. 2015. N 9. С. 15 — 18.
2. Казакова Т.А. Принудительные меры воспитательного воздействия как альтернатива уголовному наказанию // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. N 2. С. 14 — 18.

Глава XXIII. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Согласно ч. 4 ст. 92 УК суд вправе восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учрежде­нии закрытого типа

Согласно ч. 4 ст. 92 УК суд вправе восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учрежде­нии закрытого типа, пропущенный в результате уклонения его от пре­бывания в указанном учреждении, а также продлить срок пребывания не­совершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, в случае, если судом будет признано, что несовершеннолетний нуждается в дальнейшем применении данной меры. При этом общий срок пребывания несовер­шеннолетнего в указанном учреждении не может превышать 3 лет. В слу­чае необходимости завершения освоения несовершеннолетним соот­ветствующих образовательных программ или завершения профессио­нальной подготовки продление срока пребывания его в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается толь­ко по ходатайству несовершеннолетнего.

Помещение подростка в специальное учебно-воспитательное учрежде­ние закрытого типа,связанное с изъятием несовершеннолетнего из семьи и помещением в условия специального режима, является наиболее стро­гой мерой при освобождении несовершеннолетнего от наказания. Вме­сте с тем помещение в эти учреждения не является наказанием, так как:

1) применяется в порядке замены наказания;

2) не содержится в системе видов наказания;

3) не влечет судимости.

В специальное учебно-воспитательное учреждение помещаются не­совершеннолетние правонарушители, нуждающиеся в особых услови­ях воспитания и строгом педагогическом режиме. Образовательная, воспитательная и хозяйственно-экономическая деятельность такого учреждения регулируется Типовым положением о специальном учеб­но-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением 1 . Воспитательная работа в специальном учебно-воспита­тельном учреждении сочетает общее политехническое обучение с про­изводительным трудом. Несовершеннолетние правонарушители в этих воспитательных учреждениях должны не только повышать свой обще­образовательный и культурный уровень по программе обычных школ, но и приобретать или повышать свою профессиональную квалифика­цию в объеме училищ системы профессионально-технического обуче­ния. Проведение воспитательной работы в этих училищах предполагает

1 См.: Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением. Утверждено Постановлением Прави­тельства РФ от 25 апреля 1995 г. № 420, с изменениями и дополнениями, внесенны­ми постановлениями Правительства РФ от 8 января 1997 г. № 19, от 23 декабря 2002 г. № 919, от 1 февраля 2005 г. № 49, от 18 августа 2008 г. № 617, от 10 марта 2009 г. № 216 // СПС «КонсультантПлюс».

Раздел шестой. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних

также осуществление целого комплекса трудового, нравственного, эс­тетического и физического воспитания несовершеннолетних с учетом специфических особенностей отдельных категорий правонарушителей.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. «О практике назначения судами Российской Федерации уголовно­го наказания» суд при освобождении несовершеннолетнего от наказания в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 92 УК, и направле­нии в специальное учебно-воспитательное учреждение может дать это­му учреждению указание о необходимости учесть определенные особен­ности личности несовершеннолетнего при обращении с ним (п. 24) 1 .

Освобождение несовершеннолетнего от наказания с применени­ем воспитательных мер должно осуществляться таким образом, что­бы у подростка не возникло чувство безнаказанности за совершенное преступление.

Органы правосудия в обоснование решения о применении указан­ных институтов ссылаются на такие обстоятельства, как совершение подростком преступления впервые, признание себя виновным и чи­стосердечное раскаяние, положительная характеристика, ненормаль­ные условия в семье, неблагоприятное окружение, второстепенная роль подростка в преступлении и др.

В ч. 5 ст. 92 УК содержится перечень преступлений, при соверше­нии которых несовершеннолетние не могут освобождаться от наказа­ния в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 92 УК.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8308 —

| 7933 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Отличие учебно-воспитательных учреждений закрытого типа от иных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних

Детское учреждение- это учреждения, в которых несовершеннолетние постоянно проживают, учатся, лечатся или перевоспитываются, при этом особого значения не имеет режим содержания детей в этих учреждениях (открытый или закрытый). При наличии к тому оснований орган следствия, прокурор и суд вправе избрать мерой пресечения отдачу несовершеннолетнего под присмотр (надзор) администрации указанных детских учреждений, если они в состоянии обеспечить надлежащее поведение и явку обвиняемого по вызовам.

Читайте так же:  Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров порядок заключения трудового договора со спор

Инициатива избрания в качестве меры пресечения отдачи несовершеннолетнего под присмотр может исходить от органа, в производстве которого находится уголовное дело, прокурора, суда, обвиняемого, его защитника или законного представителя — родителей, опекунов, попечителей, администрации детского учреждения, трудового коллектива (учебного заведения), где работает (учится) несовершеннолетний. Когда инициатива исходит от следователя, прокурора или суда, нельзя допускать, чтобы при этом оказывалось давление на лица, которым предполагается отдача несовершеннолетних под присмотр (надзор).

Данная мера пресечения применяется лишь при согласии родителей, опекунов, попечителей, администрации детского учреждения осуществлять присмотр (надзор) за несовершеннолетним и обеспечивать его надлежащее поведение и явку по вызовам.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр означает не только установление за ним присмотра или надзора, но и проведение воспитательной и разъяснительной работы, убеждение несовершеннолетнего в необходимости законопослушного поведения, всяческого способствования органам уголовного судопроизводства в установлении по делу истины. Присмотр, надзор и воспитание (перевоспитание), убеждение в своей совокупности должны обеспечить надлежащее поведение обвиняемого, пресечь возможные с его стороны попытки скрыться от следствия и суда, заниматься преступной деятельностью, препятствовать установлению по делу истины, уклоняться или иным способом мешать исполнению приговора.

Приустановлении надзора администрации детского учреждения его руководителем назначается конкретное лицо, которому поручается наблюдение за несовершеннолетним и проведение с ним воспитательной работы. Руководитель учреждения обязантребований контролировать состояние надзора за несовершеннолетним, принимать меры к повышению его эффективности.

Важно, чтобы информация об отдаче несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекунов, попечителей была доставлена в инспекцию и комиссию по делам несовершеннолетних, которые в таких случаях подключаются для работы с несовершеннолетним не только с помощью контроля за его поведением, но и путем оказания помощи в осуществлении присмотра, вовлечении несовершеннолетнего в общественно полезные занятия, выведении его из-под влияния преступного окружения и т.п. Кроме этого, следователи должны и через комиссии по делам несовершеннолетних, администрацию общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ обеспечивать контроль и наблюдение за поведением несовершеннолетнего в период предварительного расследования в случаях, когда он передан под присмотр родителей.

Если лица, которым несовершеннолетний отдан под присмотр (надзор), по тем или иным причинам объективного характера лишаются возможности обеспечивать надлежащее поведение и явку обвиняемого, они должны поставить об этом в известность следователя (прокурора, суд) для отмены принятой меры пресечения.

В зависимости от характера девиантного поведения детей и подростков специальные учебно — воспитательные учреждения бывают двух типов: открытые и закрытые.

Тип «специальное учебно-воспитательное учреждение открытого и закрытого типа (для детей и подростков с девиантным поведением)» подразделяется на виды, которые рассмотрены в предыдущем параграфе.

Учреждения открытого типа являются профилактическими.Они существуют для детей и подростков с отклоняющимся от нормы поведением, устойчивыми противоправными действиями, подвергшихся различным формам психологического насилия, отказывающихся посещать общеобразовательные школы, испытывающих трудности в общении с родителями.

В учреждении открытого типа создается система, обеспечивающая развитие личности воспитанника, нуждающегося в особой заботе и защите. В случаях, если обучение в учреждении открытого типа не создает комфортных условий для реабилитации воспитанника, родители имеют право отказаться от услуг данного учреждения.

Специальные учебно — воспитательные учреждения закрытого типа могут быть только государственными. Они создаются для несовершеннолетних, совершивших опасные деяния, предусмотренные УК РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. В подобных учреждениях организуется режимная (вспомогательная) служба для обеспечения специальных условий содержания воспитанников. Специальные условия содержания предусматривают охрану территории учреждения и материальных ценностей, обеспечение безопасных условий жизни воспитанников, временную изоляцию воспитанников, исключающую возможность их ухода с территории учреждения по собственному желанию, круглосуточное наблюдение и контроль за воспитанниками, в том числе и в часы, отведенные для сна, проведение выборочного досмотра вещей воспитанников, поступающих им посылок, бандеролей, передач.

Порядок содержания, обучения и воспитания детей и подростков в учреждениях открытого и закрытого типов устанавливается с учетом их индивидуальности, возраста, пола, а также психологического и физического состояния и должен обеспечивать:

— создание условий для психокоррекционной работы на основе индивидуальной социально — психологической диагностики;

— организацию оптимального распорядка дня, включающего в себя систему оздоровительно — воспитательных мероприятий, занятие общественно полезной деятельностью, личное время воспитанников;

— безопасные условия проживания, максимальную защищенность воспитанников от негативного влияния;

— социально — правовую помощь.

Рассмотрев первую главу можно сказать, что согласно уголовному законодательству Российской Федерации несовершеннолетние правонарушители могут быть помещены в специальные учебно- воспитательные учреждения (профессиональные училища и общеобразовательные школы) закрытого типа, либо к ним применяются иные меры воспитательного характера. Такая принудительная мера воспитательного воздействия применяется в целях исправления несовершеннолетнего преступника, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. При этом должны учитываться не только юридические механизмы воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя, но и психологические особенности несовершеннолетних лиц, а также современные педагогические методы в работе по профилактике совершения правонарушений.

Кафедра педагогики

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.

Система и методы работы с семьей и несовершеннолетним в условиях ГКСУВУПКЗТ «Теплогорская специальная общеобразовательная школа закрытого типа»

Т.Л. Макарова (пос.Тёплая гора, Пермский край)

Основной целью специального учебно-воспитательного учреждения является организация условий для успешной реабилитации ребенка.

Для успешной ресоциализации воспитанников учебно-воспитательного учреждения важным являются как внешние так и внутренние факторы.

К внутренним факторам относятся качество реализуемых программ, содержание создаваемой среды и вопрос своевременности выпуска.

Видео (кликните для воспроизведения).

Специальное учреждение вынуждено выпускать из своих стен воспитанников, недостаточно готовых к конструктивной самореализации в социуме. Это происходит в силу жестко фиксированного судом срока пребывания в учреждении. В этом случае фактически нарушается принцип «действия в интересах и во благо подростка». Что можно сделать за полгода?

Это с одной стороны, а с другой – фиксированный срок не способствует созданию позитивной мотивации на изменение. Можно часто слышать от воспитанников: «Зачем стараться, срок установлен, и я поеду домой, нужно переждать».

Внешними факторами выступают:

  • жизнедеятельность семьи;
  • жизнедеятельность образовательного учреждения;
  • профессиональная самореализация;
  • досуговая деятельность.

Если семья готова к продолжению воспитания и поддержке подростка, учебное заведение подобрано адекватно его способностям и готово работать с ним; его ожидает хорошее место работы и интересное занятие в свободное время, способное его увлечь, – в этих условиях учебно-воспитательное учреждение может быть спокойным за судьбу своего выпускника. Однако, реальная ситуация содержит множество проблем по всем четырем сферам жизнедеятельности выпускника.

Читайте так же:  Кто может стать опекуном недееспособного человека

Большинство выпускников принадлежит к неблагополучным, девиантным семьям, оказывающим деструктивное влияние на развитие личности подростка. Главным патогенным фактором выступает не состав и структура семьи, и не уровень ее материального достатка, а сформировавшийся в ней психологический климат. За то время, которое подросток проводит в специальном учреждении, психологический микроклимат в большинстве семей изменяется незначительно. Поэтому, во время каникул и после выпуска, приходя домой, ребенок попадает в стрессогенную ситуацию.

Анализ статистических данных родительского социума 2010 г. показал, что только 22% детей имеют полную семью, 72% воспитанников имеют только одного родителя (мать или отца), у 50% нет родного отца.

Для 40% родителей характерно систематическое пьянство, постоянные семейные скандалы.

Следовательно, большая часть подростков живет в неполных, распавшихся семьях, в неблагополучных для воспитания условиях.

[2]

Неблагополучие в семейном воспитании объясняется и тем, что многие родители имеют низкий общеобразовательные уровень, большинство из них составляют разнорабочие и служащие невысокой квалификации. Родители не имеют определенных трудовых занятий, продолжительное время не работают и не пытаются найти работу. В настоящее время из 59 родителей не работает 17 чел. (29%). В неполных семьях часто единственным источником существования являются детские пособия.

Почти к 48% «домашних» детей родители не приезжают в течение года, хотя все воспитанники из Пермского края.

Сотрудникам школы приходится иметь дело с проблемными семьями.

Семейная политика нашего государства в настоящее время направлена на создание единой системы медико-социальной и психолого-педагогической помощи семье. Реабилитация ребенка в учреждении проводится одновременно с восстановлением социального статуса семьи (налаживание коммуникативных связей, трудоустройством родителей и многое другое), поэтому осуществление реабилитационной деятельности невозможно произвести лишь силами одного учебно-воспитательного учреждения, здесь необходима консолидация всех сил, функционирующих в этом направлении в рамках согласованных действий.

Цель, которую ставят перед собой специалисты школы, планируя работу с родителями в соответствии со своими должностными обязанностями, – восстановить воспитательный потенциал семьи, осознавая важность семьи как первичной социальной группы и естественной обстановки для личностного роста и благополучия детей.

Весь процесс реабилитации несовершеннолетнего можно условно подразделить на 4 периода:

  • адаптационный;
  • коррекционный;
  • социальной интеграции;
  • постинтернатный.

В адаптационный период большинство воспитанников испытывают эмоциональное напряжение, стресс, в связи с отрывом от привычной среды, разлуки с родными, процедурой судебного заседания, помещением в необычные условия закрытого учебно-воспитательного учреждения, столкновения с новыми людьми, порядками.

Их родители в этот период также нуждаются в психологической помощи и поддержке. Боясь осуждения, они порой прекращают общение с друзьями, скрывают от коллег по работе, что их ребенок направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение, избегают обращаться за помощью. Некоторые из родителей признаются, что с большими опасениями ехали на первое свидание к ребенку, боясь увидеть страшные картины тюремной жизни. Часто при первом телефонном разговоре спрашивают, разрешат ли им свидание с ребенком, каким весом должна быть передача, сколько времени можно общаться с ребенком. Поэтому при первом приезде родителей или опекунов мы обязательно проводим экскурсию по школе. Чаще всего этим занимаются воспитанник со своим воспитателем. Родители бывают приятно удивлены теми условиями, которые созданы для реабилитации его ребенка.

Для установления контакта с семьями в первые пять дней после поступления несовершеннолетнего в учреждение родителям направляется информация о прибытии ребенка в школу, а также письмо, разработанное социальными педагогами, где указываются номера телефонов специалистов, правила посещения школы, время телефонных переговоров и т.д. Это облегчает родителям общение с детьми в адаптационный период.

В эти же дни родителям отправляется письмо с просьбой рассказать о хороших качествах своего ребенка. Для облегчения написания такого письма родителями социальными педагогами составлен вопросник.

Данные письма выражают надежду на взаимодействие семьи и специалистов учреждения. При отсутствии у новичка конверта, ему помогают отправить первое письмо родителям, где он делится первыми впечатлениями о школе. В подавляющем большинстве случаев первые письма почти одинаковы: «Здесь не так плохо, как говорили. Кормят хорошо. Очень скучаю, приезжайте». Письма предложения о взаимодействии направляются и в адрес детских домов, если воспитанник сирота.

Одновременно информационная помощь по осуществлению связи с семьей оказывается и воспитаннику. С первых дней все усилия специалистов направлены на то, чтобы не были разорваны связи с домом. Вот почему одним из наиболее благоприятных условий для этого служит относительная близость учреждения от постоянного места жительства ребенка.

Первый этап работы с семьей – это диагностическое обследование семьи. Цель диагностики – поиск и стимуляция внутренних резервов семьи.

Тщательное изучение обстановки, в которой находился подросток до направления в специальное учебно-воспитательное учреждение, помогает понять его поведение и источник возникновения проблем, причем необходима качественная диагностика не только негативных факторов, но и позитивная диагностика конструктивных факторов.

На основе анализа полученных сведений формулируются проблемы семьи. При этом каждая проблема должна рассматриваться с разных точек зрения (психологической, педагогической, социальной).

Итогом данного периода будет обсуждение и составление плана индивидуальной помощи семье и подростку, являющемуся ее членом.

К числу важнейших условий, определяющих успешное сотрудничество специалистов школы и родителей, относится умение педагога строить доверительные отношения с родителями ребенка, его семьей. Формами работы с семьей в этом направлении могут быть: помощь в организации связи родителей с детьми через переписку, телефонные переговоры, организацию свиданий, проведение праздников с участием родителей.

Коррекционная программа по оказанию помощи семье и подростку разрабатывается в соответствии с нуждами конкретного подростка и реальными семейными условиями.

Примерными формами работы с родителями в данный период могут быть:

1. Индивидуальные консультации, как по личному общению родителей, так и по решению специалистов школы.

2. Письменные обращения к родителям (сообщения об успеваемости по четвертям, благодарности, поздравления, напоминания, приглашения), индивидуальные рекомендации при общении по телефону.

3. Проведение семейных праздников: День матери, 8 Марта, День именинника.

4. Социологическое обследование родительского контингента.

Естественно, в центре внимания работы с семьей – оказание помощи по поддержанию взаимодействия между подростком и родителями, куда добавляется, кроме того, организация каникул по месту жительства со всеми необходимыми атрибутами: согласование условий проведения каникул, взаимообмен информацией о пробелах в коррекции, анализ процесса адаптации в семейным социум.

В коррекционный период особое внимание направлено на привлечение внимания к проблемам семьи и координацию контактов с работниками различных учреждений, занимающихся работой с семьей.

К сожалению, мы сами плохо ориентируемся в этом списке.

Кроме домашних детей, в школу поступают и подростки из детских воспитательных учреждений. Их сегодня в школе 12,т.е.20,7% от общего контингента.

Подобная ситуация неизбежно приводит к необходимости работы с домами детства, откуда поступают подростки и куда, как правило, они возвращаются. К сожалению, на сегодня программа взаимодействия между спецшколой и домами детства не разработана, но ее необходимость очевидна.

Читайте так же:  Порядок формирования службы охраны труда – условия для создания, функции и обязанности. кому подчиня

Мы еще не умеем решать многие вопросы, связанные с воспитанниками из детских домов. Например, как отправить воспитанника-сироту на каникулы? Ведь практически он выбыл из дома детства.

Возможно, назрел вопрос о проведении еще одной конференции, на которой бы рассматривались вопросы взаимодействия спецшколы и детских домов. Может быть ее результатом был бы проект программы взаимодействия специалистов двух типов государственных учреждений для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Следующий период – период социальной интеграции, занимает два месяца, т.е. от выпускной ПМПК до выпуска воспитанника из учреждения.

К этому времени определяется степень готовности выпускника к будущей жизни и деятельности в социуме.

В данный период определяются такие формы работы с родителями как индивидуальное консультирование по вопросам выпуска, совместное определение учебных заведений, где выпускнику предстоит дальнейшее обучение.

В адрес КДНиЗП на местах направляется извещение о предстоящем выпуске воспитанника с рекомендациями школьной ПМПК по дальнейшему определению подростка. При необходимости ПМПК составляет рекомендации и предупреждения работникам, которые будут патронировать конкретного воспитанника. Выпускник, в свою очередь, должен представлять к кому и по каким вопросам ему следует обращаться за помощью после выпуска из учреждения. Для этой цели каждому выпускнику выдаются памятки, содержащие названия организаций и номера телефонов специалистов, которые занимаются работой с семьей и подростком.

Основная задача постинтернатного периода – оказание социально-психологической, правовой поддержки воспитаннику и его семье после выпуска. Социальный патронаж осуществляется школой в течение трех лет после выпуска. На момент выпуска заканчивается согласование со всеми учреждениями, занимающимися работой с семьей и подростком, всех необходимых вопросов.

Отслеживание результатов и оказания помощи семье и подростку осуществляется с помощью контрольных запросов раз в полгода.

Дальнейшая судьба воспитанника во многом зависит от степени развития инфраструктуры реабилитационной помощи на местах. Желательно создание отдельной программы, которая развивала бы конкретную область деятельности – социальная работа с дезадаптированными подростками, в частности, выпущенными из спецшкол закрытого типа.

За последние три года в среднем 21% выпускников школы оказались в местах лишения свободы в течение двух лет после выпуска. Этот криминогенный показатель очень убедительно доказывает необходимость консолидации усилий всех, кто обязан прийти на помощь семье и ребенку.

Помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа как мера уголовно-правового воздействия 1

Виктор Давыденко, советник отдела Департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний Министерства юстиции РФ.

Освобождение судом от наказания несовершеннолетнего осужденного и применение к нему такой меры уголовно-правового воздействия, как помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, предусмотрено ч. 2 ст. 92 Уголовного кодекса РФ. Она применима только в отношении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, совершившего преступление средней тяжести или тяжкое преступление.

Несмотря на то что (согласно данным официальной статистики) направление несовершеннолетних осужденных в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не имеет в судебной практике широкого распространения, ч. 2 ст. 92 УК РФ все же реально используется судами при рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.

В качестве базовых нормативных положений, определяющих основания и условия направления несовершеннолетних осужденных в эти учреждения, необходимо учитывать положения п. п. 4, 5 ст. 92, ст. 96 УК РФ. При этом необходимо подчеркнуть, что первоначальная редакция ч. ч. 2 и 3 ст. 92 УК РФ значительно изменена и, кроме того, данная статья дополнена двумя новыми частями — четвертой и пятой, которые также посвящены анализируемой уголовно-правовой мере.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 УК РФ несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления средней тяжести, мог быть освобожден судом от наказания, если им признавалось, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения его в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних. При этом срок пребывания в указанном учреждении не мог превышать максимального срока наказания, предусмотренного УК РФ за преступление, совершенное несовершеннолетним. Принимая во внимание, что помещение несовершеннолетнего осужденного в учреждение закрытого типа выражается в его изоляции от общества, законодатель, следуя логике, должен был ограничить применение ч. 2 ст. 92 УК РФ только случаями назначения несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы. Кроме того, для установления контроля со стороны суда за пребыванием несовершеннолетнего осужденного в учреждении закрытого типа целесообразным представлялось ввести предельный срок его нахождения в этом учреждении, который можно было бы в зависимости от конкретных обстоятельств, прекращать либо продлевать.

Полагаем, что внесение соответствующих изменений и дополнений в ст. 92 УК РФ, которые были осуществлены Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации» , выглядело вполне естественным. В новой редакции ч. 2 ст. 92 УК РФ законодатель записал, что, во-первых, несовершеннолетний может направляться в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа лишь при осуждении к лишению свободы и, во-вторых, несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

[1]

См.: СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2880.

Одновременно из текста ч. 2 ст. 92 УК РФ исключено указание на возможность помещения несовершеннолетнего осужденного в лечебно-воспитательное учреждение, что объясняется следующими причинами. Подобных учреждений в Минздравсоцразвития России сейчас нет . Вместе с тем в системе специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органов управления образованием созданы специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа, куда помещаются несовершеннолетние, имеющие отклонения в развитии и (или) заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях (ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Поэтому законодатель ограничился в ч. 2 ст. 92 УК РФ указанием только на специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образованием.

См.: О практике применения Федерального закона Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: Материалы парламентских слушаний. 2004. М.: Издание Государственной Думы, 2005. С. 21.

Мы также полагаем своевременным следующий шаг законодателя, который изменил условия применения анализируемой уголовно-правовой меры, заключавшийся в расширении круга несовершеннолетних осужденных, которые могут направляться в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в ч. 2 ст. 92 УК РФ внесено дополнение о возможности направления в эти учреждения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы и за тяжкое преступление. Одновременно этим же законом в ст. 92 УК РФ введена ч. 5, где приведен перечень тяжких преступлений, за совершение которых несовершеннолетние освобождению от наказания в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 92 УК РФ, не подлежат .

Читайте так же:  Законодательные акты по пенсионному обеспечению граждан

См.: СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4847.

Помещение несовершеннолетних осужденных в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа регламентируется также ст. 96 УК РФ. По нашему мнению, правильным было решение законодателя, который в данной статье сформулировал принципиальное положение, согласно которому несовершеннолетний может быть помещен в данное учреждение только до достижения им возраста восемнадцати лет.

В рамках уголовно-процессуального законодательства регламентируются вопросы, связанные с принятием решений о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, прекращении или продлении срока его пребывания в нем. Этому посвящены ч. ч. 2 — 8 ст. 432 Уголовно-процессуального кодекса РФ, своеобразной преемницы ст. 402.1 УПК РСФСР «Освобождение судом несовершеннолетнего от наказания с направлением в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение».

Вместе с тем, на наш взгляд, несмотря на то, что уголовно-процессуальный закон детально регламентирует порядок применения ч. 2 ст. 92 УК РФ, отдельные вопросы не получили надлежащего правового регулирования. В частности, в рассматриваемых случаях несовершеннолетний осуждается к наказанию в виде лишения свободы с освобождением от его отбывания. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа предполагает изоляцию осужденного, исключающую возможность его ухода с территории указанного учреждения по собственному желанию, в связи с чем суд должен определить место нахождения несовершеннолетнего осужденного до вступления приговора в законную силу и обращения его к исполнению. Направление копии приговора в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа не обеспечивает помещение в него осужденного, поскольку на администрацию учреждения не возложена обязанность по его доставлению в учреждение.

Поэтому в плане надлежащей организации исполнения приговора, предусматривающего помещение несовершеннолетнего осужденного в рассматриваемое учреждение, явно необходимо, по нашему мнению, урегулировать в УПК РФ обозначенные вопросы. В частности, заслуживает обсуждения вариант помещения несовершеннолетнего осужденного до вступления приговора в законную силу и направления в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. Для этого есть соответствующие правовые основания. Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в такие центры могут помещаться несовершеннолетние, направляемые по приговору суда в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

На наш взгляд, нельзя согласиться с утверждением о том, что нахождение лица, достигшего возраста 18 лет, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа «допускается только до получения им общего или профессионального образования» . Согласно ч. 4 ст. 92 УК РФ, ч. 4 ст. 432 УПК РФ продление срока пребывания несовершеннолетнего осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении разрешается при необходимости завершения им общеобразовательного обучения или профессиональной подготовки. Однако такое продление, согласно приведенным нормам, допускается по ходатайству несовершеннолетнего, т.е. лица в возрасте до восемнадцати лет. Это означает, что если в течение установленного судом в приговоре срока пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа несовершеннолетний не закончил получение общего образования и профессиональной подготовки, то он может обратиться в администрацию учреждения с соответствующим ходатайством, которое рассматривается судом. Срок пребывания в учреждении может быть продлен только до достижения им совершеннолетия.

См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Под ред. В.М. Савицкого, Б.Т. Безлепкина, П.А. Лупинской, И.Л. Петрухина. М., 1999. С. 464.

Направление и нахождение в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа несовершеннолетних осужденных, помимо ч. 2 ст. 92 УК РФ, ч. ч. 2 — 8 ст. 432 УПК РФ, регламентируются также Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который неоднократно изменялся и дополнялся с учетом развития в соответствующей части уголовного и уголовно-процессуального законодательства . В данном Законе предусмотрены нормы, содержащиеся в ч. 2 ст. 92 УК РФ, ч. ч. 2 — 8 ст. 432 УПК РФ, и включены дополнительные положения, регулирующие рассматриваемые вопросы .

См.: СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177; 2001. N 3. Ст. 216; 2003. N 28. Ст. 2880; 2004. N 27. Ст. 2711, N 35. Ст. 3607, N 49. Ст. 4849; 2005. N 1 (часть I). Ст. 25, N 17. Ст. 1485; 2006. N 2. Ст. 174.
См.: Боровиков С.А. О месте принудительных мер воспитательного воздействия в системе мер уголовно-правового характера // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. N 3. С. 16.

Анализ законодательства и подзаконных актов, регламентирующих направление в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа несовершеннолетних осужденных, освобожденных от наказания в соответствии с ч. 2 ст. 92 УК РФ, позволяет нам сформулировать следующие выводы .

См.: Новиков Р.В. Институт применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним нуждается в совершенствовании // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. N 5. С. 37.

Во-первых, основания, условия и порядок направления в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа осужденного несовершеннолетнего, а также продление, прекращение срока его пребывания в данном учреждении, перевод его в другое аналогичное учреждение, освобождение из него регламентируются комплексом правовых норм, находящихся в УК РФ и УПК РФ, в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В настоящее время данные нормы согласованы и в принципе образуют работающий механизм, обеспечивающий реальное применение на практике меры уголовно-правового воздействия, предусмотренной ч. 2 ст. 92 УК РФ.

Во-вторых, на наш взгляд, в плане совершенствования законодательства в части регламентации направления несовершеннолетних осужденных в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа целесообразно:

Видео (кликните для воспроизведения).

В-третьих, порядок исполнения меры уголовно-правового воздействия, предусмотренной ч. 2 ст. 92 УК РФ, детализируется в подзаконных нормативных актах. Представляется необходимым, с одной стороны, привести их в соответствие с уголовно-процессуальным законодательством, а с другой — учесть в УПК РФ и в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» закрепленные в подзаконных нормативных актах предписания, регулирующие существенные аспекты помещения несовершеннолетних осужденных в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Источники


  1. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.

  2. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.

  3. ред. Никифоров, Б.С. Научно-практический комментарий уголовного кодекса РСФСР; М.: Юридическая литература; Издание 2-е, 2011. — 574 c.
Сроки пребывания подростков в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here