Требования фгос до к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

Полная информация по теме: "Требования фгос до к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Требования ФГОС ДО к структуре образовательной Программы дошкольного образования и ее объему

8(495)912-63-37
[email protected]

Структура образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

Разделы

Содержание

Целевой

2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы

Пояснительная записка должна раскрывать:

— цели и задачи реализации Программы;

— принципы и подходы к формированию Программы;

— значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учётом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья)

Содержательный

2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей

Содержательный раздел Программы должен включать:

а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

– специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

– выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

– сложившиеся традиции Организации или Группы.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

[3]

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно

Организационный

2.11.3. Устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы

Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы

Дополнительный

2.13. Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

2) используемые Примерные программы;

3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.6 Стандарта).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

Читайте так же:  Превышение своих полномочий сотрудником дпс

2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

С изменениями и дополнениями от:

21 января 2019 г.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036), подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), приказываю:

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299);

от 20 июля 2011 г. N 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2011 г., регистрационный N 22303).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.

Регистрационный N 30384

Утвержден федеральный стандарт дошкольного образования.

Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы).

Он является основой для разработки программы, вариативных примерных образовательных программ, нормативов финансового обеспечения реализации программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, стандарт используется для оценки соответствия образовательной деятельности организации указанным требованиям, формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации.

Положения стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Акты о федеральных гостребованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям реализации такой программы признаны утратившими силу.

Приказ вступает в силу с 01.01.2014.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.

Регистрационный N 30384

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 г.

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 25 ноября 2013 г. N 265

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Министерства просвещения РФ от 21 января 2019 г. N 31

Изменения вступают в силу с 25 февраля 2019 г.

О требованиях к Программе ФГОС ДО

12.01.2015 08:57

Родителям о стандарте дошкольного образования

Обучение и воспитание дошкольников осуществляются в соответствии с Программой дошкольного образования (далее — Программа). Законом об образовании в РФ определено, что дошкольное образование является одним из уровней общего образования и должно регламентироваться федеральным государственным образовательным стандартом. В этом году такой стандарт был разработан, обсужден общественностью и приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013 г., регистрационный № 30384) утвержден и вводится в действие с 1 января 2014 г.

Примечание. В соответствии с законом об образовании произошло изменение названия: дошкольное образовательное учреждение теперь образовательная организация.

Зачем нужен стандарт

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) создан впервые в российской истории.

ФГОС ДО — это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы.

На основе стандарта разрабатываются сама Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведения их аттестации.

ФГОС ДО должен способствовать повышению социального статуса дошкольного образования, обеспечению равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, и сохранению единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской, Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. В нем учтены индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

ФГОС ДО обязателен к применению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе — Организации), реализующими образовательную программу дошкольного образования, а также может использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

О требованиях к Программе

ФГОС ДО определены требования к структуре, содержанию и объему Программы.

Так, определено, что Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно. Организация сама определяет продолжительность пребывания детей, режим работы, предельную наполняемость групп. В разных группах могут реализовываться различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продлённого дня, групп круглосуточного пребывания, групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп. Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации.

Читайте так же:  Документ, удостоверяющий личность, при заключении трудового договора

Программа должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Программа должна состоять из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (педагогами и родителями (законными представителями)). Рекомендуемое соотношение соответственно: 60% и 40%.

Обязательная часть может разрабатываться самостоятельно или используется примерная программа.

Формируемая часть Программы может быть разработана самостоятельно или использованы программы, рекомендованные методическими разработками. При ее разработке должны быть учтены образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов.

Если планируется освоение Программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, то в неё должно быть включено содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования.

О требованиях к условиям реализации Программы

Требования ФГОС ДО к условиям реализации Программы исходят из того, что эти условия должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Исходя из этого, сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной среде, психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим условиям реализации программы дошкольного образования.

Среди требований к психолого-педагогическим условиям такие, как требования уважения к человеческому достоинству детей, использования в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, поддержка инициативы и самостоятельности детей, защита детей от всех форм физического и психического насилия, поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) должна проводиться квалифицированными специалистами (педагоги-психологи, психологи) и только с согласия их родителей (законных представителей).

Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи.

Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564).

Требования к развивающей предметно-пространственной среде исходят из того, что она должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, в т.ч. и при организации инклюзивного образования, с учетом национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Требования к кадровому составу (руководящим, педагогическим, административно-хозяйственными работниками, учебно-вспомогательному персоналу) — соответствовать действующим квалификационным характеристикам, а к педагогическим работникам, реализующим Программу, еще и обладать основными компетенциями, необходимыми для обеспечения развития детей.

В реализации Программы могут также участвовать научные и иные работники Организации. Для каждой группы детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.

Требования к материально-техническим условиям – оборудование, оснащение (предметы), оснащенность помещений , учебно-методический комплект должны отвечать требованиям СанПин, правилами пожарной безопасности, требованиям к средствам обучения и воспитания, к материально-техническому обеспечению Программы.

Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования заключаются в том, что финансовое обеспечение государственных, муниципальных и частных организаций должно обеспечивать возможность выполнения требований ФГОС ДО как в обязательной части Программы, так и в части, формируемой участниками образовательного процесса. Норматив финансового обеспечения, определяемый органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ФГОС ДО, должен быть достаточным и необходимыми для осуществления Организацией образовательной деятельности в соответствии с Программой.

О требованиях к результатам освоения Программы

Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров (возможных достижений ребёнка) дошкольного образования:

  • целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте;
  • целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

В то же время целевые ориентиры не предусматривают требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга). Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников.

Целевые ориентиры не могут являться основанием для принятия управленческого решения при аттестации педагогических кадров; при оценке качества образования; итогового, и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга, при оценке выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; при распределении стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

О требованиях к работе с родителями

В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию Организации с родителями.

Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Одним из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

Читайте так же:  Как рассчитать стоимость аренды земельного участка

Среди задач, решаемых ФГОС ДО, – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, Общества.

Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

[2]

Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:

  • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Полный текст ФГОС ДО можно найти на сайтах Минобрнауки РФ, «Гарант»

Сегодня в честь праздника семьи, любви и верности прошел музыкальный фестиваль «Наша дружная семья». От нашего сада выступали семья Матвеевых ( мама Катя, папа Арсений, сыновья Андрей и Саша) и Лиза Матвеева ( другая семья Матвеевых).

ФГОС дошкольного образования

Видео (кликните для воспроизведения).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155.

Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года

Стандарт разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт образования (далее Стандарт) представля6ет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию

Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа)

В основе ФГОС заложены следующие основные принципы:

— поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без сяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

— личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей,

— уважение личности ребёнка,

— реализация Программы дошкольного образования в формах специфических для детей дошкольного возраста.

В ФГОС дошкольного образования учитываются:

— индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья,

— возможности освоения каждым ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

Основные принципы дошкольного образования:

— полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;

— построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка; при котором см ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

— содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;

— поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

— сотрудничество ДОУ с семьёй;

— приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

— формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности;

— возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

— учёт этнокультурной ситуации развития детей

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

— повышение социального статуса дошкольного образования;

— обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

— обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ, их структуре и результатам освоения;

— сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования

Стандарт направлен на решение следующих задач:

— охрана и укрепление психофизического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

— обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

— обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования , реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

— создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурых ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

— формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

— обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования;

— формирование социокультурной среды соответствующей возрастным и индивидуальным, биологическим и физическим особенностям детей;

— обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи, повышение компетентности семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

Стандарт является основой для:

— разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее-примерные программы);

— разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;

Читайте так же:  Особенности заполнения табеля учета рабочего времени форма 0504421 для бюджетных учреждений – образе

— объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта;

— формирование содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а так же проведения их аттестации;

— оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Стандарт включает в себя требования к:

— структуре Программы и её объёму;

— условиям реализации Программы;

— результатам освоения Программы

Требования к условиям реализации Программы:

— требования к психолого-педагогическим условиям;

— к кадровым условиям;

— к развивающей предметно-пространственной среде

Указанные требования направлены на создание ситуаций развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

— гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

— обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

— способствует профессиональному развитию педагогических работников;

— создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

— обеспечивает открытость дошкольного образования;

— создаёт условия для участия родителей в образовательной деятельности

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

— уважение взрослых к человеческому достоинству детей;

— формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

— использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям;

— построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

— поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу;

— поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

— возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

— защита детей от всех форм психического и физического насилия;

— поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность

При реализации программы может проводиться оценка индивидуального развития детей:

— оценка индивидуального развития ребёнка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики с целью изучения индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

— индивидуализация образования ( в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или для профессиональной коррекции особенностей его развития);

— оптимизация работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития , т.е. выявление и изучение индивидуальных психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты – педагоги-психологи. Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей ). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения, проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1. Обеспечение эмоционального благополучия через:

— непосредственное общение с каждым ребёнком;

— уважительное отношение к каждому ребёнку, его чувствам и потребностям;

2. Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

— создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

— создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

— недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности (игровой, проектной, познавательной и т.д.);

3.Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

— создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а так же имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

— развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

— развитие умения детей работать в группе сверстников.

4. Построение вариативного развивающего образования через:

— создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

— организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

— поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

— оценку индивидуального развития детей.

5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Требования к кадровым условиям реализации программы

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей работников образовании утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года № 761, с изменениями, внесёнными Приказом Министерства здравоохранение и социального развития РФ от 31 мая 2011 года № 448

Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:

— требования, определяемые в соответствии с СанПиН;

— требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

— требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей;

— оснащённость помещений развивающей предметно-пространственной средой;

— требования к оборудованию, оснащению учебно-методическими комплектами.

Требования к финансовым условиям реализации Программы

Финансовые условия реализации Программы должны:

— обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

— обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность и индивидуальность траекторий развития детей;

— отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а так же механизм их формирований.

Требования к результатам освоения Программы

[1]

Требования стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе уровня завершения дошкольного образования.

Требования к структуре и содержанию образовательной программы, её объёму в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

В последние годы в системе дошкольного образования России произошли значительные структурные изменения. Они связаны со сменой типовой программы вариативными (в дошкольных образовательных учреждениях используются свыше 40 комплексных и парциальных образовательных программ), широким использованием инновационных вариантов программного и научно-методического обеспечения деятельности ДОУ, разработкой «сквозных», интегрированных программ и «здоровьесберегающих» образовательных технологий, развитием системы психологического сопровождения образовательного процесса.

В настоящее время дошкольное образование населению Российской Федерации предоставляется в различных моделях и формах, значительно различающихся и по условиям осуществления образовательного процесса, и по содержанию дошкольного образования. Вариативность дошкольного образования как явление в целом положительное имеет ряд негативных последствий, таких как осуществление образовательного процесса в условиях, не адекватных возрасту детей дошкольного возраста, использование образовательных программ по принципу «лоскутного одеяла». Изменить негативные тенденции в дошкольном образовании призван федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, одно из назначений которого — нормативно-правовое регулирование содержания, условий и результатов дошкольного образования в объеме, обязательном для всех учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Читайте так же:  Отстранение от работы основания согласно тк рф

Основой стандарта дошкольного образования является создание требований к дошкольному образованию, центрированных на воспитывающем взрослом, на организации и качестве деятельности педагога дошкольного образования. В документе обозначены разнообразные развивающие эффекты специфически «дошкольных» видов деятельности (игры в многообразии ее форм, продуктивной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками, работы с художественной литературой, театрализации, музицирования, пения, танца, специально организованных – «комплексных» — деятельностей, направленных на построение образа мира и себя в нем и др.) и условия их достижения. Эти стратегические линии должны пронизывать всю нормативно-правовую документацию в ДОУ, содержание образовательной программы дошкольного образования.

В отличие от других образовательных стандартов, стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ, а требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров: инициативность и самостоятельность ребенка, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность, способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений и др.

Достижение этих целевых ориентиров возможно в условиях программно-целевого подхода, требующего осмысления педагогами собственной практики, как необходимого условия эффективности организуемого ими образовательного процесса. Программно-целевой подход позволяет выработать в дошкольном образовательном учреждении возможные стратегические и тактические ориентиры совершенствования образовательной деятельности всего педагогического коллектива.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС дошкольного образования, является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым каждым образовательным учреждением самостоятельно.

Раздел ФГОС о структуре основной образовательной программы дошкольного образования представляет собой единые требования к вариативным программам, формируемым в организациях дошкольного образования. Такой подход позволит, по мнению экспертов, достигать при большом индивидуальном разбросе, гибкости, пластичности, многообразии вариантов развития в дошкольном возрасте, единые целевые ориентиры. В документе особо отмечается, что основная образовательная программа дошкольного образования должна проектироваться как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей и быть направлена на коммуникативно-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Образовательная программа — это конкретная модель учебно-воспитательного процесса того или иного дошкольного учреждения.

Она должна охватывать все виды деятельности детей (а не только обучение) с учетом их приоритетности в каждом возрастном периоде (Л.С.Маркова).

Образовательная программа ДОУ — это комплекс определенного содержания образования, определенных средств педагогической коммуникации (формы, методы и средства обучения и воспитания), а также кадровые и материальные условия для реализации образовательных потребностей воспитанников (Л.М. Денякина).

Образовательная программа — документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) с учетом стандарта дошкольного уровня образования. Это модель воспитательно-образовательного процесса. Она излагает многокомпонентное содержание образования и состоит из целостного ряда частей, взаимно связанных между собой. Отбор компонентов не может носить случайный характер и должен быть ориентирован, прежде всего, на создание целостной системы (К.Ю. Белая).

Образовательные организации дошкольного образования самостоятельно разрабатывают и утверждают свои основные образовательные программы на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут размещены в федеральном реестре.

Назначение образовательной программы определяется тем, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, обусловленный муниципальной программой развития образования, логикой развития самого образовательного учреждения, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков — родителей (законных представителей); мотивированное обоснование содержания воспитательно-образовательного процесса, выбора общеобразовательной программы в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.

Таким образом, образовательная программа — нормативный документ, внутренний стандарт учреждения, определяющий содержание дошкольного образования, разработанный по основным направлениям развития детей и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития и коррекции детей, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом территории.

Программа должна показывать: как с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников в дошкольном образовательном учреждении любого вида создается собственная нетрадиционная модель организации воспитания, образования и развития дошкольников; какие новые педагогические технологии применяются в работе с детьми; как учитываются индивидуальные особенности и возможности воспитанников. По словам А. Асмолова, образовательные программы на других возрастных этапах определяются через приобретение тех или иных знаний, а образовательная программы дошкольного образования определяется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не как программа обучения детей».

Образовательную программу дошкольного образования не следует рассматривать как однажды написанный и не подлежащий коррекции документ. Структура и содержание образовательной программы определяется, как правило, на срок 3-5 лет, но при необходимости корректируется педагогами в соответствии с реальными изменяющимися условиями ежегодно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2016. — 248 c.

  2. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 128 c.

  3. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.
Требования фгос до к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here