Трудоустройство правовое регулирование и другие полезные ресурсы по трудоустройству

Полная информация по теме: "Трудоустройство правовое регулирование и другие полезные ресурсы по трудоустройству" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения РФ

Тема 10.docx

1. Общая характеристика занятости и трудоустройства населения РФ……5

1.1 Понятие и сущность занятости и трудоустройства в РФ…………5

1.3 Право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство….17

2. Правовое регулирование трудоустройства и занятости…………………19

2.1 Основные направления государственной политики Российской Федерации……………………………………………………… ………………19

2.2 Реформа российского законодательства о занятости населения…34

3. Решение проблем занятости населения посредством механизма социального партнерства………………………………………………… ……45

3.1 Правовое закрепление роли профессиональных союзов в обеспечении занятости населения…………………………………………….45

3.2 Региональные и отраслевые соглашения в системе правового регулирования трудоустройства и занятости……………………………….47

3.3 Коллективные договоры в системе правового регулирования трудоустройства и занятости……… ………………………………………….53

3.4 Правовое регулирование взаимодействия работодателей и Федеральной службы занятости…… …………………………………………60

Проблема правового регулирования трудоустройства и занятости сегодня в России имеет существенное значение. Еще каких-то 15 лет назад в нашей стране слово «безработица» относилось к области фантастики, во всех организациях требовались работники, даже в Уголовном кодексе присутствовала статья об уголовной ответственности за тунеядство.

Однако, с началом перехода к рыночным отношениям ситуация изменилась коренным образом. Наряду с рынками товаров и услуг образовался рынок труда, который имеет свою особую специфику, выражающуюся в том, что на нем предложение всегда превышает спрос.

Несоответствие спроса и предложения специфического товара (рабочей силы) на рынке труда, особенно в условиях нестабильной, развивающейся российской экономики, требует от государства серьезного вмешательства в эту сферу общественных отношений для обеспечения баланса интересов предпринимателя и каждого конкретного гражданина, предлагающего свои способности на рынке труда. Естественно, в наименее выгодном положении на рынке труда (с учетом дефицита сфер приложения труда) оказывается собственник рабочей силы.

В природе рынка социальная защищенность человека просто не заложена. Чтобы обеспечить подобную защищенность, ее нужно ввести извне. Именно социальная политика государства и право как наиболее эффективный способ воздействия на поведение участников рыночных отношений призваны решить данную задачу.

Поэтому социальная политика на рынке труда должна ориентироваться на оказание содействия менее защищенному субъекту (гражданину) в возможности обеспечения его определенной формой занятости и, при необходимости, предоставить надлежащую защиту от безработицы.

Вышеприведенные факты свидетельствуют об актуальности избранной темы курсовой работы. Кроме того ее актуальность обусловлена следующими обстоятельствами:

    • согласно программе экономического развития, разработанной новым Правительством РФ на ближайшие года одним из ключевых пунктов является борьба с бедностью. Однако, решение этого важнейшего вопроса невозможно без изменения государственной политики в области занятости, направленной на более полное вовлечение трудоспособного населения в сферу труда;
    • в современных условиях правовой институт, регулирующий сферу трудоустройства и занятости призван отразить особенности защиты интересов сторон трудовых правоотношений в условиях рыночной экономики.

Итак, цель курсовой работы – исследовать проблемы правового регулирования сферы трудоустройства и занятости и пути их решения.

Поставленная цель решается посредством следующих задач:

1. исследовать основные направления развития трудового законодательства в сфере правового регулирования отношений по трудоустройству и занятости в Российской Федерации;

2. проанализировать содержание нормативной базы лежащей в основе правового регулирования сферы трудоустройства и занятости;

3. выявить достоинства и недостатки существующего правового института, регулирующего сферу трудоустройства и занятости, исследовать проблематику, связанную с этой сферой трудового права;

4. в заключении — подвести итоги проделанной работы.

В работе использована обширная нормативно-правовая база, комментарии к ней, а также учебная и монографическая литература, касающаяся вопросов правового регулирования сферы трудоустройства и занятости.

1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ

Закон о занятости (ст. 1) дает определение занятости – как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству Российской Федерации и приносящей, как правило, доход, заработок.

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Понятие занятости в Законе связывается с исключительным правом граждан распоряжаться своими способностями к труду. Приводится перечень занятых граждан, к числу которых относятся:

— работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

[1]

— зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

— занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

— выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

— избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

— проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы

— проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной службы занятости населения;

— временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

— являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

— являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Общим для всех этих форм занятости является включение времени выполнения работы в трудовой стаж, дающий право на пенсию, пособие, льготы, установленные в законодательстве для работающих.

Следует отметить, что в науке трудового права существуют и иные определения занятости. Так, О.М. Медведев рассматривает два аспекта занятости: узкий (собственный) и широкий аспект. В первом из них под занятостью понимается совокупность экономических, социальных, организационно-правовых и других мероприятий, способствующих достижению удовлетворения потребности трудоспособного населения в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах, направленную на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения.

[3]

Второй аспект включает все элементы структуры занятости, что означает включение в первое значение еще одного выражения: «а также сохранению и поддержанию уже достигнутой занятости».

Читайте так же:  Процедура снятия обременения с квартиры по ипотеке план действий

Занятым противопоставляются незанятые граждане – это лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы. В свою очередь незанятые граждане подразделяются на активных незанятых (безработных) – тех, кто ищет работу, и на неактивных (пассивных) незанятых – тех, кто не ищет работу. Все население страны, таким образом, делится на экономически активное – сюда включаются и занятые, и безработные, и на экономически неактивное – это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы и не ищет оплачиваемой работы.

Такое деление вполне оправданно, так как позволяет правильно определять уровень безработицы, количество и категории (по возрасту, специальности и т. д.) безработных. Однако есть одна группа лиц, оказавшихся за пределами перечня занятых граждан, которую стоит выделить особо. Они не ищут работу, но выполняют полезные для общества функции, их деятельность не противоречит никаким законам. И хотя она не приносит трудового дохода, все же лиц, ее осуществляющих, следует отнести к занятым гражданам. Это женщины, занятые домашним хозяйством; матери, занятые уходом за детьми и их воспитанием; лица, занятые уходом за больными членами семьи, благотворительной деятельностью.

Федеральная программа занятости населения также указывает, что безработица порождает целый комплекс проблем: снижается покупательная способность, и уровень жизни значительной части населения; организации теряют квалифицированные кадры; увеличивается риск социальной напряженности; дополнительные расходы на поддержку безработных усиливают налоговое бремя.

В соответствии со ст. 3 Закона о занятости, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Безработными не могут быть граждане:

— не достигшие 16-летнего возраста;

— которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

— отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

При этом граждане должны знать, что им не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение десяти дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Граждане, которым было отказано в признании их безработными, через две недели снова могут обратиться в органы службы занятости для решения вопроса о признании их безработными.

Учитывая, что с отказом от предложенной работы связано хранение статуса безработного, а также возможность конфликтов по этому поводу, законодатель раскрывает понятие «подходящей» и «неподходящей» работы (ст. 4). Подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется местными органами власти и управления с учетом развития сети транспорта в данной местности (в Москве она определяется в 1 час, затрачиваемый на проезд к месту работы, в г. Уфе рабочее место, предложенное в черте (границах), города считается – подходящей (транспортно доступно), т.е. если вы проживаете, например: в Деме, а вам преложили работу в Черниковке – это «подходящая работа» по критерию транспортной доступности).

Понятие трудоустройства. Правовая организация трудоустройства в Российской Федерации

Читайте также:
  1. I. Общее понятие модернизма
  2. I. Организация выполнения выпускной квалификационной работы
  3. III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
  4. IV. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
  5. Pациональная организация труда и отдыха в экзаменационный период
  6. V. Конкретные основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации.
  7. VIII. Требование, обращенное в связи с жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации.
  8. Административное правонарушение: понятие и признаки, правовая основа№9
  9. Административные взыскания: понятие, перечень и наложения
  10. Акты официального толкования норм права: понятие, признаки, классификация.
  11. Акты применения норм права: понятие, классификация, эффектив-ность действия. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.
  12. Амнистия: понятие и признаки. Помилование: понятие, правовые последствия, отличие от амнистии.

Трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и относится к мероприятиям по активной политике занятости.

В юридической литературе встречаются разные подходы к определению роли трудоустройства. Так, О.М. Медведев отмечает, что трудоустройство является одной из организационно-правовых форм обеспечения занятости. Последние определяются как установленные государством организационные и правовые приемы и средства, которые способствуют гражданам получить возможность трудиться в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определенную работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого. Медведев О.М. Правовое регулирование обеспечения занятости в России. -М., 2003г.-с.56

Одним из признаков трудоустройства является участие в нем посреднических органов (как государственных, так и негосударственных).

В современных условиях, когда проблема безработицы обостряется и, как следствие, возрастает необходимость государственного регулирования рынка труда, трудоустройство направлено, прежде всего, на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда — работников и работодателей, а также государства.

Читайте так же:  Как правильно и безопасно продать машину по новым правилам

Трудоустройство-это система организационно-правовых мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения. Трудоустраиваемым, по общему правилу, является физическое лицо, которое обращается в орган по трудоустройству с целью получения содействия в подыскании подходящей работы и устройстве на нее. Основную группу трудоустраиваемых составляют граждане РФ. В качестве трудоустраиваемых могут выступать и иностранные граждане, а также лица без гражданства (ст.6 Закона о занятости). Вместе с тем законодательство о занятости закрепляет принцип приоритета граждан РФ при занятии вакантных рабочих мест, что выражается в существовании особых правил привлечения иностранной рабочей силы на территории РФ.

Правоотношения между трудоустраиваемым гражданином и трудоустраивающим органом устанавливаются на основании обращения гражданина в указанный орган в целях получения содействия в поиске походящей работы и устройства на нее. Современная правовая организация трудоустройства в РФ отличается тем, что основная роль отводится органам государственной службы занятости. Последние обязаны принят заявление гражданина, осуществить его регистрацию и оказать услуги по подысканию для него подходящей работы. Данные органы осуществляют также учет профессиональной квалификации безработных, содействие в профориентации, переобучении и переподготовке; выдают направления трудоустраиваемым гражданам на подходящие вакантные рабочие места в конкретную организацию; предлагают варианты самостоятельного поиска работы, оказывают иные услуги. Викторов И.С., Макашева А.Ж. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения/ Трудовое право №8.-М., 2004г.- С.71

Орган трудоустройства обязан зарегистрировать обратившегося с заявлением гражданина, оказать ему содействие в получении подходящей работы или приобретении специальности. Притязания гражданина на трудоустройство не могут быть конкретными в отношении места будущей работы, поскольку орган трудоустройства не берет на себя обязательств по устройству на работу в определенную организацию. Его задача — подыскать работу, подходящую главным образом по специальности и квалификации с учетом способностей гражданина. Сроки трудоустройства законом не установлены. Трудоустройство длится, как правило, до тех пор, пока гражданин не будет устроен на работу или на производственное обучение. Исходя из принципа свободы труда, правоотношения с органом трудоустройства всегда могут быть прекращены по инициативе гражданина. Он вправе отказаться от услуг в устройстве на работу, как до получения направления, так и после получения, поскольку направление не создает каких-либо правовых последствий для трудоустраиваемого. Оно порождает обязанность лишь для работодателя, которому адресовано органом трудоустройства.

Акт направления на работу, принятый органом трудоустройства, имеет двоякую юридическую силу: в одних случаях он рекомендует (но не обязывает) принять гражданина на работу, в других (прямо предусмотренных законом) — порождает обязанность работодателя заключить с трудоустраиваемым трудовой договор (контракт). Отказ в приеме на работу и на профессиональное обучение лиц, направленных в счет квоты, может быть обжалован в судебном порядке. При отказе в приеме на работу заключивших договоры выпускников вузов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений работодатель обязан производить целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год. Неисполнение этой обязанности может повлечь для работодателя привлечение к административной ответственности в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке. Смирнов О.В. Трудовое право.- М., 2004г. — С.189-190

Таким образом, важно отметить, что трудоустройство служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего, оно выступает гарантией реализации права на труд. Трудоустройство является также гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и иных.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА

Читайте также:
  1. Административное регулирование цен на факторы производства и на многие товары
  2. Анализ показателей занятости и безработицы на отечественном рынка труда
  3. В) политика занятости
  4. Валютное регулирование и контроль
  5. Виды гражданско-правовой ответственности и их правовое регулирование
  6. Виды труд.дог-ров. Правовое значение.
  7. Вопрос 4 – регулирование БУ
  8. Вопрос 49. Профориентационное психологическое консультирование в службе занятости населения
  9. Вопрос 63 Правовое регулирование охоты
  10. Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия
  11. Глава 2. Государственное регулирование в области здравоохранения
  12. Глава 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Одной из важнейших основ социального государства является задача проводить политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции Российской Федерации). Это положение реализуется в других статьях Конституции, например в статье 37, предоставляющей гражданам право свободно распоряжаться своими способностями к труду и право на защиту от безработицы.

Занятость и трудоустройство можно рассматривать с различных точек зрения: политики, экономики, права и т. д. Безработица порождает множество проблем в обществе и экономике: снижается покупательная способность граждан, уровень их жизни, организация теряет квалифицированные кадры, увеличивается риск социальной напряженности и Т.д. В условиях рыночной экономики государство в соответствии с Конституцией Российской Федерации обязано предпринимать шаги по построению определенной правовой системы в области занятости и трудоустройства.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства осуществляется не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации. На федеральном уровне Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «O занятости населения в Рос­сийской Федерации» является основным нор­мативным правовым актом, регулирующим отношения занятости и трудоустройства. Трудовой кодекс в отличие от Кодекса законов о труде не регулирует отношения, связанные с занятостью и трудо­устройством.

В соответствии со статьей 1 названного Закона занятость ­это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая российскому зако­нодательству и приносящая, как правило, доход, заработок.

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом (например, ст. 4 ТК РФ). Незаня­тость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Занимаясь регулированием общественных отношений, связанных с занятостью и трудоустройством, государство ставит перед со­бой следующие цели: развитие трудовых ресурсов; обеспечение всем гражданам Российской Федерации равных возможностей без какой-либо дискриминации; создание условий, обеспечивающих достой­ную жизнь и свободное развитие человека; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы; обеспечение социальной защиты в области занятости разным группам населения; предупреждение массовой и сокращение длительной (более года) безработицы и т.д.

Читайте так же:  При каких заболеваниях дают инвалидность

Все население Российской Федерации можно разделить на за­нятых и незанятых граждан. Легальное определение занятости дано выше, а «незанятые граждане» — это «трудоспособные лица, которые не имеют работы, дохода». В свою очередь, незанятых граж­дан в теории принято подразделять на активных незанятых — тех, кто ищет работу, и на пассивных незанятых — тех, кто не ищет ра­боту. Все население страны можно делить на экономически актив­ное (занятые и зарегистрированные безработные) и на экономически неактивное (часть населения, которая не входит в состав рабо­чей силы и не ищет оплачиваемой работы).

Трудоустройство представляет собой систему организацион­ных, экономических и правовых средств, направленных на обеспе­чение трудовой занятости населения. Различается понятие трудо­устройства в широком и в узком смысле. В широком смысле оно объединяет все формы трудовой деятельности (предпринимательство, индивидуальную трудовую деятельность и т.д.). В узком смысле под трудоустройством понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на нее, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан для получения имеющихся мест работы.

Необходимо четко представлять себе структуру государственных органов, занимающихся правовым регулированием занятости и трудоустройства. Федеральная служба по труду и занятости Рос­сийской Федерации осуществляет руководство трудоустройством и занятостью. В ее составе сформировано управление занятости населения. В систему Роструда входят: департаменты федеральной го­сударственной службы занятости населения субъектов Федерации, управления по труду и занятости местных органов власти и управ­ления, центры занятости.

Федеральная служба по труду и занятости и Минфин России совместно разрабатывают на каждый год программу финансирова­ния мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета.

Видео (кликните для воспроизведения).

Российское законодательство предоставляет гражданам право на выбор места работы как путем прямого обращения к работодателю, так и путем посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения (ст. 8 Закона о занятости).

Гражданам Российской Федерации предоставляется право на профессиональную деятельность за границей. Для этого заключа­ются межгосударственные соглашения, предусматривающие чис­ленность миграционных потоков, их квалификационный состав, ус­ловия и сроки найма. Правительство Российской Федерации поста­новлением от 14 июня 2002 г. N 424 утвердило Положение о лицен­зировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

Одной из гарантий реализации прав граждан на труд является бесплатное содействие органов службы занятости в подборе подходящей работы.

Направления органов службы занятости о приеме на работу граждан не являются обязательными для работодателей. Согласно статье 26 Закона о занятости работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на рав­ных основаниях с теми, кто направлен службой занятости, одной из обязанностей которой является, кстати, помощь работодателям в подборе необходимых работников. Таким образом, отказывая в приеме на работу лицу, обратившемуся по направлению службы за­нятости, работодатель не нарушает трудовое законодательство, од­нако он должен объяснить в письменной форме причины такого отказа. Таким образом, служба занятости в правоотношениях по тру­доустройству выступает в качестве посредника, а направления на работу, которые она выдает, носят рекомендательный характер.

Лишь в отношении граждан, требующих особой социальной защи­ты, они становятся обязательными, если для них установлены кво­ты. К ним относятся инвалиды и несовершеннолетние. Государст­во, осуществляя правовое регулирование в сфере занятости и трудоустройства, принимает нормативные акты, устанавливающие дополнительные гарантии для этих слоев населения. Местным ор­ганам власти предоставлено право устанавливать для работодате­лей минимальное количество специальных рабочих мест для выше­перечисленных граждан за счет собственных средств, налоговых льгот, других источников. Размер брони приема зависит как от со­стояния местного рынка труда, так и от потребностей предприятий в рабочей силе и финансовых возможностей местных органов власти (см., например, закон г. Москвы от 22 декабря 2004г. N 90 «О квотировании рабочих мест»).

Порядок и условия признания гражданина безработным опре­делены в статье 3 Закона о занятости, а то, что считается подходя­щей работой для безработного, — в статье 4 Закона. Граждане, ко­торым было отказано в признании их безработными, через месяц снова могут обратиться в органы службы занятости для решения вопроса о признании их безработными.

Правовой статус безработного помимо определения включает в себя также его права и обязанности; социальные гарантии и ком­пенсации, предоставляемые при потере работы и в других случаях.

Безработные граждане имеют право самостоятельно подыски­вать себе работу или пользоваться услугами Федеральной службы занятости. Они имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занято­сти, а также на получение соответствующей информации с целью выбора вида занятости, места работы и режима труда.

Обязанности безработного в основном сводятся к регулярной перерегистрации в органах службы занятости (не реже двух раз в месяц) и недопустимости отказов от предложения подходящей работы.

К гарантиям по социальной поддержке безработных относится и пособие по безработице.

Надо хорошо представлять, каким образом рассчитывается и в каком размере выплачивается пособие по безработице. Порядок оп­ределения размеров пособия по безработице установлен статьей 30, условия и сроки выплаты пособия по безработице — статьей 31, а размеры определяются в соответствии со статьями 33 и 34 Закона о занятости.

Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и при­равненных к ним местностях, размер пособия рассчитывается с уче­томрайонного коэффициента.

Немаловажное значение для безработных имеет возможность участия в оплачиваемых общественных работах. Организация об­щественных работ возлагается на органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления по предло­жению и при участии органов службы занятости и регулируется по­мимо статьи 24 Закона о занятости Положением об организации об­щественных работ, утвержденным постановле­нием Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. N 875.

Под общественными работами понимаются общедоступ­ные виды трудовой деятельности, как правило не требующие пред­варительной профессиональной подготовки работников и организуемые в качестве дополнительной социальной поддержки граж­дан, ищущих работу.

К общественным работам не относятся виды деятельности, свя­занные с необходимостью ликвидации последствий аварий, стихий­ных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и требующие спе­циальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Читайте так же:  Что такое неотделимые улучшения арендованного имущества

В качестве примера общественных работ можно назвать: озеле­нение и благоустройство территорий; подсобные работы в строи­тельстве жилья, объектов социально-культурного назначения; уход за престарелыми и инвалидами; отдельные виды неквалифицированных сельскохозяйственных работ; сбор и заготовка ягод, гри­бов, лекарственных растений и др.

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. С лицами, желающими в них участвовать, заключает­ся срочный трудовой договор. Преимущественным правом на за­ключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие по различным причинам пособие по безработице, а также безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

На граждан, занятых в общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном стра­ховании. В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безра­ботице.

Привлечение на территорию Российской Федерации иностран­ной рабочей силы и порядок ее трудоустройства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Феде­рации».

Правовое регулирование труда российских граждан за рубежом регулируется международными договорами и соглашениями и на­циональным законодательством страны пребывания.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)

Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения Р.Ф

Документ Microsoft Word (3).docx

Глава 1. Теория занятости населения и безработицы

1.1. Понятия и формы занятости

1.2 Социально-экономические последствия безработицы

1.3 Государственное регулирование занятости

Глава 2. Анализ занятости и безработицы

2.1. Особенности безработицы в России

2.2. Особенности безработицы в Краснодарском крае

Список использованных литературы

Правовой механизм государственной политики в области занятости и трудоустройства в настоящее время включает две основные группы норм. Нормы первой группы направлены на защиту работников от необоснованных увольнений и выплату денежных сумм, имеющих компенсационный характер. Они содержатся в основном в ТК РФ. Во вторую группу входят правовые нормы, непосредственно регулирующие занятость, трудоустройство и его формы, объем льгот и гарантий лицам, которые потеряли работу и нуждаются в поддержке государства.

Российское законодательство о занятости и трудоустройстве представляет собой систему нормативных актов, основанную на Конституции РФ, которая провозглашает свободу труда, а также право каждого на защиту от безработицы. Ведущую роль в этой системе играет Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

В целом правовой институт занятости населения имеет комплексный характер, так как включает нормы не только трудового, но и административного, финансового права, права социального обеспечения.

Тема данной курсовой работы – «Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения Р.Ф.» – актуальна в силу того, что, во-первых, организационно-правовые формы обеспечения занятости определяются как установленные государством организационные и правовые приёмы и средства, которые способствуют гражданам получить возможность трудиться (или быть охваченными определённой формой занятости) в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определённую работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого, во-вторых, трудоустройство гарантирует реализацию прав граждан в сфере труда и занятости, в-третьих, занятость и трудоустройство непосредственно регулируют деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей.

Целью данной работы является исследование сущности занятости и трудоустройства населения РФ.

Объектом исследования явились отношения при осуществлении управления сферой трудоустройства и занятости населения и проведении государственной политике в области трудоустройства, правового регулирования занятости и трудоустройства населения РФ, основанные на взаимодействии государства, юридических и физических лиц.

Предметом курсовой работы стали нормы российского и международного законодательства, призванные регулировать занятость и трудоустройство населения РФ.

Задачи исследования: рассмотреть формы и уровни безработицы, раскрыть основные причины и виды безработицы, выявить основные особенности политики занятости в современной России, охарактеризовать занятость в Краснодарском крае.

Методы исследования – раскрыть литературу, анализ ситуации.

Курсовая работа состоит из двух глав.

Первая глава посвящена проблеме безработицы и занятости. В ней указываются общие понятия рынка труда и занятости, причины и виды безработицы, проблемы занятость населения, а также приведены функции и анализ работы государственной службы занятости.

Во второй главе рассмотрено состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда России и Краснодарского края.

Глава 1 .Теория занятости населения и безработицы

Занятость с точки зрения экономических позиций общества — это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода, а предоставление всем желающим и способным трудиться в общественном производстве такой возможности ведет в идеале к полной занятости.

Следует различать занятость глобальную и экономическую. Глобальная занятость включает в себя, помимо экономической занятости, учебу в общеобразовательных, средних специальных, высших учебных заведениях; ведение домашнего хозяйства и воспитание детей; уход за престарелыми и инвалидами; участие в органах государственной власти, общественных организациях; службу в вооруженных силах.

За ее пределами остаются те, кто по субъективным или объективным причинам не смог найти для себя полезную сферу деятельности, не противоречащую закону.

Экономическая занятость подразумевает участие трудоспособного населения в общественном производстве, включая сферу услуг. Этот вид занятости имеет первостепенное значение, ее соотношение с другими видами деятельности, особенно с учебой. От нее зависит экономический потенциал общества, уровень и качество жизни, социально-экономический и духовный прогресс каждой страны.

Экономическая занятость имеет следующие характеристики:

[2]

· общественно-полезной деятельностью людей по производству материальных благ и услуг, благодаря этому занятость служит удовлетворению личных и общественных потребностей;

· обеспечение деятельности конкретным рабочим местом, что позволяет трудящемуся реализовать свои физические и духовные способности к труду; отсюда большое значение для занятости имеет сбалансированность трудовых ресурсов с количеством рабочих мест в количественном и качественном аспектах;

· занятость является источником дохода в виде заработной платы, прибыли и в других формах, где доход может выражаться в денежной и натуральной формах.

Экономическая занятость – это общественно-полезная деятельность по производству общественного продукта, подкрепленная конкретными рабочими местами и служащая источником дохода.

Большое значение имеет различие занятости законной и незаконной; критерием здесь служит соответствие или противоречие вида деятельности действующему законодательству.

Необходимо иметь в виду существование значительной «теневой» занятости, не учитываемой официальной статистикой.

Читайте так же:  Споры работодателя и работников

Сюда относятся, в частности:

· так называемые челноки, осуществляющие экспортно-импортные операции (по оценкам, несколько сотен тысяч человек);

· люди, занятые внутренней неорганизованной мелкорозничной торговлей;

· сотрудники незарегистрированных охранных структур;

· лица, вовлеченные в нелегальный бизнес, и криминальные структуры.

Кроме того, существует немало видов деятельности, которая нередко осуществляется без какой-либо регистрации, и масштабы её весьма велики. Все это вместе взятое может обеспечить регулярную, и нерегулярную занятость многих сотен тысяч человек и таким образом скорректировать существующие оценки безработицы.

Среди множества проблем, встающих перед любой страной в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является, как известно, угроза массовой безработицы. И угроза эта в более или менее значительной степени реализуется.

    1. Социально-экономические последствия безработицы занятость безработица экономический труд

Суждения о социально- экономических последствиях безработицы неоднозначны и зависят, преимущественно от того, о каком уровне безработицы идет речь. Некоторые исследователи, в основном неоклассического направления, отмечают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий: формирует мобильный резерв рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства: сдерживает требования профсоюзов в части повышения заработной платы, а значит, снижает предполагаемый уровень инфляции; усиливает трудовую мотивацию занятых, так как гарантии занятости и опасения потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду [3.c.56]

Вместе с тем несомненны и негативные последствия безработицы, прежде всего циклической. Главный негативный экономический эффект — недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального. Отрицательная зависимость между уровнем безработицы и объемом ВНП названа законом Оукена, по имени американского экономиста А. Оукена, которой первым исследовал эту связь в начале 60-х годов XX века [9.c.23]

По Оукену, при неизменном уровне безработицы существует закономерность, согласно которой темп роста реального ВНП, обусловленный ростом населения, накоплением капитала и техническим прогрессом, составляет порядка 2,7%—3%, Именно такой ежегодный прирост реального ВНП необходим, чтобы уровень безработицы не возрастал.

На основе эмпирических исследований А. Оукен выявил, что каждый процентный пункт увеличения уровня безработицы по сравнению с ее естественным уровнем обусловливает снижение реального объема ВНП относительно его потенциальной величины на два процентных пункта.

Избыток предложения труда (циклическая безработица) ведет к снижению уровня жизни населения: создаются предпосылки для снижения цены труда, а значит, доходов занятых, работающих по найму; доходы потерявших работу сокращаются до уровня пособия по безработице. Как следствие, сокращаются потребительский спрос и уровень сбережений, что становится причиной дальнейшего экономического спада [9 c.88].

Хочется отметить, что социально-экономические последствия безработицы — это самая животрепещущая проблема. К экономическим последствиям роста безработицы следует отнести изменение требований к нанимаемым работникам, структурные сдвиги на рынке труда, усиление нагрузки на социальную инфраструктуру и др.

Для социальных последствий роста безработицы характерным является утрата работниками квалификации, обострение криминогенной обстановки в стране. Также это депрессия, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре [10.c.77]

Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мириться с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.

Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.

Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.

Таким образом, высокий уровень безработицы влечёт за собой в большинстве случаев негативные последствия, поэтому государство вынуждено принимать меры по увеличению занятости населения, а, следовательно, сокращению не задействованного в общественном производстве экономически активного населения.

    1. Государственное регулирование занятости

В правовом государстве действует система социальных амортизаторов, которые применяются для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Первым элементом такой системы является регулирование занятости. Сущность задачи достижения полной занятости в масштабе макроэкономики состоит в обеспечении сбалансированности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест. Для решения этой задачи требуется принимать комплекс мер по снижению уровня безработицы [15]

Они многообразны и различны, в зависимости от того, какой тип безработицы имеется в виду. Так как безработица в современной экономике вызвана не только несовершенством рынка труда, но и макроэкономическими факторами, государство должно разрабатывать комплекс мер, включающих элементы микроэкономической и макроэкономической политики.

Видео (кликните для воспроизведения).

Макроэкономические меры позволяют снизить безработицу, вызванную дефицитом агрегированного спроса. Так, целенаправленная фиксированная политика может увеличить агрегированный спрос в экономике посредством увеличения государственных расходов и снижения ставок налогов. В результате вырастет спрос на труд и занятость. С помощью монетарной политики, увеличив предложение денег в экономике, можно сократить банковский процент, что приведёт к росту склонности к потреблению, а значит, и агрегированного спроса и занятости [1.c.55]

Источники


  1. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля. — М.: ДЕАН, 2010. — 872 c.

  2. ред. Шубин, В.В. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР (1961-1983 гг.); М.: Юридическая литература, 2012. — 432 c.

  3. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства. — М.: Зерцало-М, 2011. — 516 c.
Трудоустройство правовое регулирование и другие полезные ресурсы по трудоустройству
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here