Управление имуществом ребенка, оставшегося без попечения родителей

Полная информация по теме: "Управление имуществом ребенка, оставшегося без попечения родителей" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Предоставление жилья детям, лишенным родительского попечения, по достижении 18 лет

Заключение по вопросам
российского семейного законодательства
по состоянию на 01 февраля 2007 года

Предоставление жилья детям, лишенным родительского попечения, по достижении 18 лет

Вопрос 1. Какими нормативными актами регулируется предоставления жилья детям, лишенным родительского попечения и воспитываемым в приемных семьям и/или опекунов, по достижении ими 18 лет?

Вопрос 2. По какому месту ребенок-сирота должен быть поставлен на учет в целях предоставления жилье по достижении 18 лет, если он не имеет закрепленного жилья, – по месту жительства приемных родителей и/или опекунов, по месту постановки ребенка на учет как лишенного родительского попечения, по месту рождения ребенка или по месту жительства биологических родителей?

Исходя из содержания российского семейного законодательства и практики его применения, сообщаю следующее:

Вопрос 1. Какими нормативными актами регулируется предоставления жилья детям, лишенным родительского попечения и воспитываемым в приемных семьям и/или опекунов, по достижении ими 18 лет?

Предоставление жилья детям, лишенным родительского попечения, воспитываемым в приемной семьи или в государственном учреждении, по достижении 18 лет регулируется:

Жилищным кодексом РФ (далее «ЖК РФ»),

законами субъекта РФ по месту жительства ребенка на момент достижения им совершеннолетия.

ЖК РФ и Федеральный закон закрепляют общее право детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения (вне зависимости от того, имеют они закрепленное жилое помещение или нет) на получение жилья по достижении 18 лет, а также порядок постановки на учет в целях получения указанного жилья. Обратите внимание, что в статье 8 указанного Федерального закона на сегодняшний момент действуют лишь п.п. 1 и 2, а пп. 3 -7 утратили силу согласно ФЗ РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004.

С огласно Федеральному закону законы с убъектов РФ вправе устанавливать лишь дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, а не ограничивать действующие общефедеральные нормы.

Вопрос 2. По какому месту ребенок-сирота должен быть поставлен на учет в целях предоставления жилье по достижении 18 лет, если он не имеет закрепленого жилья, – по месту жительства приемных родителей и/или опекунов, по месту постановки ребенка на учет как лишенного родительского попечения, по месту рождения ребенка или по месту жительства биологических родителей?

Согласно п. 3 ст. 52 ЖК РФ, учет граждан, нуждающихся в жилом помещении на условиях договора социального найма, осуществляется органом учета «по их месту жительства», которое подтверждается, в том числе, регистрацией ребенка по месту его пребывания по адресу места жительства приемных родителей и/или опекунов. Это правило соответствует положениям и Федерального закона, согласно которому в целях предоставления жилья регистрационный учет детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих закрепленной жилой площади, должен осуществляться «по месту временного пребывания» ребенка, включая по месту пребывания в приемной семье и/или семье опекуна (п. 2 ст. 8 Федерального закона).

Таким образом, если ребенок не имеет закрепленного жилья и после выявления в качестве лишенного родительского попечения был помещен на воспитание в семью, а не государственное учреждение (с оформлением временной регистрации по месту пребывания в приемной семье и/или у опекуна), то и на учет для предоставления жилья на условиях социального найма он должна быть поставлен по месту жительства, т.е. по месту своего пребывания по адресу жительства приемной семьи и/или опекуна.

Более подробную информацию о порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, лишенным родительского попечения, вы можете найти на сайте www . adoptlaw . ru . Там же, в разделе «Законодательство», есть тексты положений федеральных нормативных актов в действующей редакции, упомянутых в этом заключении.

Управление имуществом ребенка

Читайте также:

  1. A14 — СДВОЕННЫЙ ПРЕСС С ПРОГРАММНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПОЛОЧЕК ПИДЖАКА
  2. CRM — Customer Relationship Management, или Управление взаимоотношениями с клиентами.
  3. F1: Управление человеческими ресурсами
  4. IV. Общее управление организацией.
  5. IV. Оперативное управление электрохозяйством.
  6. V1: Управление инвестициями.
  7. V1: Управление источниками долгосрочного финансирования.
  8. V1:Управление собственным капиталом. .
  9. Xосе Сильва, Берт Голдман. Управление интеллектом по методу Сильва.
  10. А.Анализ и управление производственными запасами.
  11. Административное управление
  12. Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Управление имуществом означает совершение действий по сбережению имущества, продлению его службы, превращению имущества в более ценную или стабильную товарную форму.

В статье 37 ГК РФ закреплены общие правила по управлению имуществом ребенка. Следует отметить, что родители (заменяющие их лица) не могут без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать и давать согласие на совершение сделок по отчуждению его имущества, в том числе по обмену и дарению этого имущества, сдаче его внаем (аренду), в безвозмездное пользование или залог; сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих ребенку прав либо уменьшение размера принадлежащего ему имущества. Без согласия органа опеки и попечительства нельзя также осуществить раздел его имущества либо выдел из него доли.

Особое значение для охраны имущественных прав ребенка любого возраста имеют ограничения родительских правомочий при отчуждении принадлежащего ребенку приватизированного жилья или его части.

Читайте так же:  Нужно ли заполнять журнал учета рабочего времени сотрудников в организации – правила и образец запол

Родитель не вправе совершать сделки со своими несовершеннолетними детьми, за исключением передачи им имущества в дар или в безвозмездное пользование.

Что касается вопросов управления имуществом детей, оставшихся без попечения родителей, то Гражданский кодекс предусмотрел необходимость заключения договора доверительного управления имуществом при установлении опеки и попечительства.

По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления, в данном случае орган опеки и попечительства) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или иного указанного им лица (выгодоприобретателя) (ст. 1012 ГК РФ). Такой договор заключается в письменной форме.

В доверительное управление передаются недвижимое имущество и наиболее ценные виды движимого имущества.

Договор доверительного управления заключается лишь при необходимости постоянного управления имуществом. Выбор конкретного лица, с которым будет заключен данный договор, – задача органа опеки и попечительства.

В договоре должны оговариваться те действия, которые управляющий будет совершать с вверенным ему имуществом в течение определенного срока. Доверительный управляющий не вправе использовать то, что ему передано, в своих интересах. Вопросы оплаты труда управляющего и ее размеры также должны быть оговорены в тексте договора.

Дата добавления: 2015-03-29 ; Просмотров: 208 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Утрата детьми родительского попечения становится основанием для реализации органами опеки и другими уполномоченными структурами соответствующих мер. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, возможно по результатам плановых проверочных мероприятий или по заявлению родственников ребенка, педагогов, иных уполномоченных лиц.

Причины, по которым несовершеннолетние остаются без родительской заботы, обозначены в ст. 121 СК РФ:

  • смерть родителей;
  • ограничение родителей в правах на воспитание ребенка;
  • лишение родительских прав;
  • когда родители фактически отказываются забрать ребенка из медицинских, социальных организаций;
  • родители не выполняют свои обязанности по фактическому уходу за несовершеннолетними.

Порядок выявления и устройства

После выявления детей, оставшихся без родительской заботы, органы опеки в течение трех дней обязаны предпринять меры, направленные на обустройство ребенка в социальное учреждение или помещение его в приемную семью, в том числе передать на воспитание родственникам ребенка. Специалисты также должны обследовать условия проживания детей и установить родственников, которые могут временно взять на себя обязанности по уходу за детьми. При отсутствии родственников ребенка следует поместить на воспитание в социально-образовательное учреждение.

Если граждане, располагающие необходимыми условиями, желают принять ребенка на воспитание в семью, то они должны обратиться за информацией к региональному оператору, располагающему сведениями о детях, которые нуждаются в родительской заботе. Для этого необходимо собирать документы и обращаться в органы опеки по месту нахождения ребенка.

В перечень документов входит:

  • заявление. В нем гражданин должен выразить желание принять ребенка на воспитание в свою семью. Также следует сформулировать просьбу о желании ознакомиться с банком данных детей, которые остались без попечения родителей;
  • анкета заявителя, с указанием подробных данных о себе и членах семьи;
  • заключение органа опеки, в котором указывается информация о возможности заявителя принять ребенка в приемную семью либо составляется мотивированный отказ, что возможно, когда проживание ребенка в семье создает для его жизни и здоровья непосредственную угрозу.

Заявление и документы рассматриваются в течение 10 дней с момента предоставления. Оператор предоставляет обратившемуся гражданину данные о детях: их анкеты, фотографии, а также выдает направление на посещение ребенка. О решении, принятом в ходе встречи с несовершеннолетним, оператор должен быть проинформирован. Гражданин может согласиться принять ребенка в семью либо отказаться. При отказе допускается предоставить направление на посещение другого ребенка.

Также гражданин обязан донести до оператора следующую информацию:

  1. Данные об усыновлении (удочерении), если несовершеннолетний ранее воспитывался в приемной семье.
  2. Сведения об опекунстве или попечительстве – если фактический воспитатель решил взять на себя ответственность и оформить статус законного представителя несовершеннолетнего.
  3. О помещении ребенка в приемную семью на основании отдельного договора.

Гражданин также вправе в письменной форме отказаться от приема ребенка в свою семью и исключить сведения о себе из банка данных.

Формы устройства детей

Семейно-правовое законодательство предусматривает следующие формы устройства:

  • усыновление;
  • устройство детей в семью;
  • опека (попечительство).

Ребенка также могут поместить в социальное, образовательное, медицинское учреждение, которое выполняет в отношении несовершеннолетнего функции опекуна или попечителя. Нахождение несовершеннолетнего на содержании в пансионате, интернате, детском приюте не лишает ребенка права на материальную поддержку со стороны родителей и общение с родственниками.

При устройстве ребенка в семью учитывается его национальность, происхождение семьи, готовой взять несовершеннолетнего на воспитание, принадлежность к религии, культуре. Желательно, чтобы между приемной семьей и ребенком отсутствовали языковые барьеры. Должна быть обеспечена возможность в преемственности и воспитании. Приемная семья состоит на учете у органов опеки, получает от государства и местных властей социальную поддержку в виде фиксированных пособий и разовых выплат.

Приемная семья также должна обеспечить ребенку необходимый уровень образования. Получение общего среднего образования обязательно для всех детей. До устройства детей функции опекунов (попечителей) выполняют органы опеки. Максимальный срок нахождения ребенка в приемной семье – 3 месяца, с возможностью продления до 6 месяцев. Возможно посещение ребенка, проживающего в приюте, на праздники, выходные дни.

Усыновление предусматривается для граждан, которые могут обеспечить детям соответствующее содержание, проживание. По своему статусу усыновители считаются родителями ребенка. Процедуру можно начинать не позднее полугода после лишения родителей ребенка прав на воспитание несовершеннолетнего. Процедура выполняется в судебном порядке и считается оптимальным способом устройства детей в семью.

Читайте так же:  Могут ли уволить женщину с ребенком до 3 лет – увольнение по инициативе работодателя

Помещение в воспитательные учреждения

При невозможности помещения детей в приемную семью органы опеки обязаны принять меры для того, чтобы устроить несовершеннолетних на воспитание в социальные, образовательные, медицинские организации. Устройство осуществляется на территории субъекта РФ, в котором проживает ребенок. Если в регионе отсутствует необходимая организация, то ребенка могут перевести на воспитание в учреждение за пределами региона постоянного проживания.

Устройство осуществляется после медицинского обследования детей. Может быть подготовлена программа их реабилитации и (или) адаптации. Она предусматривает индивидуальные психологические особенности несовершеннолетнего, разрабатывается с учетом его коммуникативных навыков. Дети с отклонениями в развитии, другими проблемами со здоровьем могут быть помещены в специальные медицинские организации. Родители и другие родственники вправе встречаться с несовершеннолетними, оказывать им материальную поддержку.

Обеспечение и защита прав несовершеннолетних

Нахождение детей на воспитании в организации не ограничивает социальных и имущественных прав ребенка. За ними сохраняются следующие права:

  • право наследования по закону и завещанию, получение выплат за потерю кормильца, сумм компенсационного характера;
  • право собственности на жилые помещения и другие активы – автомобиль, коммерческая недвижимость;
  • арендные права, права обязательственного характера.

За ребенком сохраняются гражданские права, а также права требования, например, в случае защиты возможности владения и собственности на недвижимость. Если ребенок находится в учреждении, то защитой их прав, при отсутствии родителей, осуществляют специалисты органов опеки или конкретных образовательных организаций. Должностные лица уполномочены подавать исковые заявления, вести споры административного характера. Специалисты подготавливают процессуальную документацию, обеспечивают доверительное управление имуществом несовершеннолетних. Средства, принадлежащие детям, размещаются на депозитах.

Запрещается произвольно снимать деньги со счета ребенка, за исключением случаев, когда средства необходимы для содержания, лечения детей. Доверительное управление имуществом детей ограничивается сроком наступления совершеннолетия и предусматривает оплату вознаграждения квалифицированному управляющему. Опекунам (попечителям) запрещено отчуждать недвижимость несовершеннолетних без соответствующего и заблаговременного имущественного обеспечения детей иным жильем.

Защита социальных, имущественных прав ребенка возлагается на должностных лиц органов опеки. Возможна поддержка детей со стороны других близких родственников и других не безразличных к судьбе несовершеннолетних лиц.

Пособия, выплаты и жилищные льготы

Внимание!

С 1 января 2016 года в РФ началась большая социальная реформа, в рамках которой с учетом современных российских реалий и перспективы многолетнего экономического кризиса прежние принципы и подходы к оказанию мер материальной поддержки семьям с детьми заметно меняются. Подробнее об этом.

Перечень социальных выплат в г. Москве детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также гражданам, принявшим на воспитание в семью таких детей.

Приложение N 1. Порядок осуществления контроля за сохранностью и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой (попечительством) или помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Приложение N 1
к приказу
департамента по опеке и попечительству,
семейной и демографической политике
Курской области
от 17 марта 2017 г. N 30

УТВЕРЖДЕН
приказом
департамента по опеке и попечительству,
семейной и демографической политике
Курской области

от 17 марта 2017 г. N 30

Порядок
осуществления контроля за сохранностью и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой (попечительством) или помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Настоящий Порядок устанавливает правила осуществления органами опеки и попечительства контроля за сохранностью и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой (попечительством) или помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Осуществление надзора за деятельностью опекунов (попечителей) возлагается на отделы, уполномоченные в сфере опеки и попечительства муниципальных районов (городских округов) (далее — Отдел).

3. Должностные лица Отдела при проведении проверки обязаны:

а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курской области полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований законодательства органами местного самоуправления, осуществляющими отдельные государственные полномочия;

б) соблюдать законодательство Российской Федерации и Курской области при проведении проверок;

в) проводить плановую проверку на основании утвержденного главой или заместителем главы муниципального района (городского округа) графика проверок, при внеплановой проверке — по поручению главы муниципального района (городского округа), его заместителя или начальника отдела;

г) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении утвержденного графика о проведении проверки;

д) не препятствовать опекуну (попечителю), приемному родителю, присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

е) предоставлять опекуну (попечителю), приемному родителю информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

ж) знакомить опекуна (попечителя), приемного родителя руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя организации или учреждения, в котором содержатся, воспитываются и (или) обучаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, организации или учреждения, в котором содержатся лица, признанные решением суда недееспособными, с результатами проверки;

з) предоставлять в течение 3 дней опекуну (попечителю), приемному родителю копию акта обследования;

и) направлять 2 раза в год по итогам проверки в организацию в которой содержатся дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, акты сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, или принадлежащих им на праве собственности;

к) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан;

л) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации и Курской области сроки проведения проверки;

м) не требовать от опекуна (попечителя), приемного родителя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством;

[2]

н) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.

Читайте так же:  Учебный отпуск при работе вахтовым методом
Видео (кликните для воспроизведения).

4. Должностные лица в целях выполнения возложенных на них обязанностей имеют право:

а) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;

б) доступа с уведомлением учредителя в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также семьи опекунов и попечителей.

5. Опекун (попечитель), приемный родитель при проведении мероприятий по контролю имеют право:

а) давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

б) получать от отдела, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации и Курской области;

в) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц;

г) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Отдела, повлекшие за собой нарушение прав при проведении проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Опекун (попечитель), приемный родитель при проведении мероприятий по контролю обязаны:

а) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

б) обеспечивать устранение выявленных нарушений;

в) обеспечивать сохранность и управление имуществом подопечных;

г) своевременно предоставлять установленную законодательством отчетность.

7. Результатом исполнения проверки является отсутствие (выявление) нарушений требований законодательства Российской Федерации и Курской области по вопросам сохранности и управления имуществом граждан, находящихся под опекой (попечительством), помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

8. Акт проверки сохранности имущества и жилого помещения подопечного оформляется в течение 10 дней со дня проведения проверки, подписывается уполномоченным специалистом Отдела и утверждается руководителем Отдела.

9. Акт проверки оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется опекуну (попечителю), приемному родителю в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в Отделе.

10. На Отделы возлагается решение следующих задач:

а) решение вопросов охраны прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными;

б) ведение административного производства и применение мер ответственности в установленных законодательством Российской Федерации случаях;

в) направление в установленном порядке информации о нарушениях обязательных требований и условий:

— руководителю организации, в которой содержатся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, недееспособные граждане;

— в орган местного самоуправления, на территории которого находится жилое помещение, закрепленное за подопечным;

— в органы прокуратуры — о нарушениях обязательных требований, содержащих признаки преступлений, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Максимальный срок исполнения проверки — 15 рабочих дней:

а) продолжительность мероприятия по контролю в форме выездной проверки: 1 день;

б) обработка материалов и подготовка справки по результатам проверки с рекомендациями об устранении нарушений — 10 рабочих дней;

в) согласование и утверждение справки по итогам проверки с руководителем органа опеки и попечительства — 4 рабочих дня.

Проведение плановой проверки деятельности опекунов, попечителей, приемных родителей по сохранности и управлению имуществом подопечных

12. Основанием проведения плановой проверки деятельности опекунов, попечителей, приемных родителей по сохранности и управлению имуществом подопечных является график плановых проверок на текущий год, утвержденный главой или заместителем главы муниципального района (городского округа) в установленные сроки.

13. Специалист Отдела, ответственный за проведение плановой проверки (далее — специалист), извещает опекуна (попечителя) о проведении проверки за 3 дня до ее проведения и согласует время проверки, удобное для опекуна (попечителя).

14. При проведении проверки специалист визуально оценивает сохранность имущества подопечного, проверяет его наличие согласно описи имущества в личном деле подопечного.

15. По результатам проверки специалист составляет акт проверки сохранности имущества и жилого помещения подопечного в двух экземплярах, один из которых хранится в личном деле подопечного с подписью опекуна об ознакомлении с актом проверки, второй выдается опекуну.

16. При выявлении нарушений в деятельности опекуна (попечителя) по защите имущественных прав подопечного орган опеки и попечительства устанавливает сроки устранения выявленных нарушений опекуном (попечителем), при выявлении фактов нарушения опекуном (попечителем) имущественных прав подопечного, использовавшим имущество подопечного в личных целях, отстраняет его от обязанностей опекуна (попечителя) и принимает меры по охране имущественных прав подопечного в установленном законом порядке.

Проведение внеплановой проверки деятельности опекунов, попечителей, приемных родителей по сохранности и управлению имуществом подопечных

[1]

17. Основанием проведения внеплановой проверки деятельности опекунов, попечителей, приемных родителей по сохранности и управлению имуществом подопечных является поступившее (поступившие) обращение (обращения) граждан или контроль за устранением выявленных плановой проверкой нарушений.

18. Специалист Отдела, ответственный за проведение внеплановой проверки (далее — специалист), извещает опекуна (попечителя) о проведении проверки за 3 дня до ее проведения и согласует время проверки, удобное для опекуна (попечителя).

19. При проведении проверки специалист визуально оценивает сохранность имущества подопечного, проверяет его наличие согласно описи имущества в личном деле подопечного.

20. По результатам проверки специалист составляет акт проверки сохранности имущества и жилого помещения подопечного в двух экземплярах, один из которых хранится в личном деле подопечного с подписью опекуна об ознакомлении с актом проверки, второй выдается опекуну.

Читайте так же:  Термин «моральный вред»

21. При выявлении нарушений в деятельности опекуна (попечителя) по защите имущественных прав подопечного орган опеки и попечительства устанавливает сроки устранения выявленных нарушений опекуном (попечителем), при выявлении фактов нарушения опекуном (попечителем) имущественных прав подопечного, использовавшим имущество подопечного в личных целях, отстраняет его от обязанностей опекуна (попечителя) и принимает меры по охране имущественных прав подопечного в установленном законом порядке.

Проведение обследования сохранности и управления имуществом подопечных и подготовка соответствующего акта по его результатам

22. Основанием проведения обследования сохранности и управления имуществом, жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, совершеннолетних недееспособных является график, утвержденный главой или заместителем главы муниципального района (городского округа) 2 раза в год.

[3]

23. Результатом проведения обследования сохранности и управления имуществом подопечных является подготовка акта сохранности имущества и жилого помещения граждан, находящихся под опекой (попечительством), в 2 экземплярах в десятидневный срок после ее проведения и направление (вручение) 1 экземпляра акта опекуну (попечителю).

Прием отчетов опекунов (попечителей) за очередной год, их анализ и утверждение

24. Опекуны (попечители) ежегодно в срок не позднее 1 февраля последующего года представляют в Отдел отчет в письменной форме о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

25. Специалист Отдела, ответственный за проверку отчета опекуна (попечителя), в срок до 20 рабочих дней проверяет отчет и передает его на утверждение начальнику Отдела, уполномоченного в сфере опеки и попечительства.

26. По утверждении отчета опекуна или попечителя Отдел исключает из описи имущества подопечного пришедшие в негодность вещи и вносит соответствующие изменения в опись имущества подопечного.

Принятие мер в отношении фактов нарушений, выявленных при исполнении проверки

27. Основанием принятия мер в отношении фактов нарушений, выявленных при исполнении проверки, является выявление при проведении проверки нарушений законодательства.

28. При выявлении фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения опекуном обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нарушения им имущественных прав и законных интересов подопечного в акте проверки условий жизни подопечного дополнительно указываются:

а) перечень выявленных нарушений и сроки их устранения;

б) рекомендации опекуну (попечителю) о принятии мер по улучшению условий жизни подопечного и исполнению опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей;

в) предложения о привлечении опекуна к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при необходимости);

г) при выявлении грубых нарушений злоупотребления опекуном (попечителем) имущественных прав подопечного информация о нарушении передается в органы судебной власти.

29. Юридические лица и граждане имеют право обратиться с жалобой на действия (бездействие) и решения должностного лица Отдела устно, либо письменно, в том числе через Интернет-приемную, к руководителю Отдела.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Роль органа опеки и попечительства в механизме охраны и защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (Тресцова Е.В., Азарова Т.В.)

Дата размещения статьи: 24.05.2015

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ в качестве одной из задач органов опеки и попечительства в ст. 7 называет контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством, либо помещенных под надзор в образовательные организации или иные организации, в т.ч. для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, законодательно закреплена лишь контрольная функция органов опеки и попечительства, тогда как функция осуществления управления имуществом несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в законе не поименована.
———————————
Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (в ред. от 01.07.2011) // СЗ РФ. 2008. 28 апреля.

Положения Федерального закона во многом были конкретизированы Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» . Этот подзаконный акт, в частности, содержит Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. Как видно из содержания, данный акт регулирует вопросы контроля за исполнением обязанности по управлению имуществом несовершеннолетних их опекунами, тогда как вопросы управления имуществом детей-сирот, помещенных на воспитание в детские образовательные учреждения, вновь остались без внимания.
———————————
Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан: Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (в ред. от 14.02.2013) // СЗ РФ. 2009. 25 мая.

В такой ситуации логичным было бы создание механизма охраны имущественных прав ребенка, который эффективно препятствовал нарушению прав ребенка, с одной стороны, а с другой — обеспечивал охрану и поддержание нормального состояния жилого помещения на время, пока ребенок не достигнет совершеннолетнего возраста, в т.ч. и потому, что «забота о детях — это предмет особого внимания государства» .
———————————
Ильина О.Ю. Публично-правовые основания учета интересов ребенка при рассмотрении судами споров, связанных с воспитанием детей // Семейное и жилищное право. 2005. N 3. С. 17.

Одним из немногих действующих нормативных документов, регулирующих отношения в рассматриваемой сфере общественных отношений, являются Правила управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества , действующие в части, не противоречащей современному гражданскому законодательству. Данный акт детально регламентирует процедуру описи и учета имущества несовершеннолетних; устанавливает, что в совокупность мероприятий по охране имущественных прав входят: выявление, хранение и управление имуществом, которое по закону должен наследовать несовершеннолетний; истребование имущества несовершеннолетних от лиц, незаконно завладевших им; взыскание денег с должников; возмещение причиненных несовершеннолетним убытков. Исполнение перечисленных действий отнесено к ведению органов опеки и попечительства. Каких-либо иных подзаконных актов, определяющих порядок деятельности органов опеки и попечительства по охране прав и интересов подопечных, на сегодняшний день не существует.
———————————
Правила управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества (утв. Минпросом РСФСР 30.10.1969). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Читайте так же:  Ипотека для многодетных семей как получить льготное кредитование

Практика показывает, что неопределенность правового регулирования в этой области вызывает нарушения имущественных прав и законных интересов несовершеннолетних и приводит к выводам о том, что права ребенка в Российской Федерации, закрепленные в ряде нормативных правовых актов, «носят декларативный характер» . Например, неоднозначно в судебной практике решается принципиальный вопрос о наличии у органа опеки и попечительства обязанности по управлению имуществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в воспитательные учреждения.
———————————
Веретенников А.В. Некоторые актуальные вопросы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей // Российская юстиция. 2010. N 3. С. 26.

Подобная позиция представляется наиболее верной в силу публичного характера деятельности органа опеки и попечительства. Как верно отмечает Л.Ю. Михеева, сущность данного института состоит в «устройстве лица, устройстве и его судьбы, и судьбы его имущества» . Орган опеки и попечительства — это орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления муниципальных образований, которые законом субъекта Российской Федерации наделены полномочиями по опеке и попечительству . Другими словами, орган опеки и попечительства вступает в правоотношения не от своего собственного имени и в своих интересах, а будучи уполномоченным каким-либо публично-правовым образованием.
———————————
Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика. М., 2004. С. 103.
Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (в ред. от 01.07.2011) // СЗ РФ. 2008. 28 апреля.

Например, в Ивановской области органами опеки и попечительства являются уполномоченные исполнительные органы государственной власти Ивановской области, реализующие полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству . В практике работы органов опеки и попечительства в Ивановской области можно выделить несколько основных направлений работы, связанных с обеспечением жилищных прав несовершеннолетних:
———————————
Об органах опеки и попечительства в Ивановской области: Закон Ивановской области от 19.05.2008 N 45-ОЗ (в ред. от 14.03.2013) // Собрание законодательства Ивановской области. 2008. 30 мая.

В соответствии с распоряжением Правительства Ивановской области от 25.08.2008 N 293-рп «О мерах по обеспечению контроля за сохранностью имущества и управлением имуществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами опеки и попечительства проводится ежегодная инвентаризация жилых помещений, закрепленных за несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей и помещенными в воспитательные учреждения. По результатам проверки составляется акт инвентаризации, подлежащий передаче в личное дело ребенка.
———————————
О мерах по обеспечению контроля за сохранностью имущества и управлением имуществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: распоряжение Правительства Ивановской области от 25.08.2008 N 293-рп. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

В практике использования жилых помещений в интересах несовершеннолетних, в частности передачи по договорам найма, встречается ряд сложностей. В значительной степени это связано с тем, что жилые помещения, закрепленные за несовершеннолетними, находятся в непригодном для жилья состоянии и требуют проведения капитального ремонта. Кроме того, часть жилых помещений расположена в сельской местности, где отсутствует возможность заключения договоров найма в отношении такого имущества. По информации Департамента социальной защиты населения Ивановской области, в настоящее время из 4430 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в Ивановской области, 3360 имеют закрепленное жилое помещение, в большинстве случаев — в жилье родителей, лишенных родительских прав. 50% данного жилья не отвечает санитарным и техническим правилам и нормам .
———————————
Ежегодный отчет о ситуации с соблюдением прав и законных интересов ребенка в Ивановской области за 2011 год. Иваново, 2012. С. 61.

Использование исковых способов защиты прав несовершеннолетних является эффективным способом защиты их прав, однако не всегда своевременным. Практика выработала следующие способы судебной защиты с целью восстановления нарушенных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение :
———————————
Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2008. N 10. С. 19 — 22.

Видео (кликните для воспроизведения).

Литература

Источники


  1. ред. Никифоров, Б.С. Научно-практический комментарий уголовного кодекса РСФСР; М.: Юридическая литература; Издание 2-е, 2011. — 574 c.

  2. Михайловская, И. Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость / И.Б. Михайловская. — М.: Проспект, 2014. — 124 c.

  3. Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники: моногр. . — М.: Наука, 2011. — 264 c.
Управление имуществом ребенка, оставшегося без попечения родителей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here