Управление системой образования рф

Полная информация по теме: "Управление системой образования рф" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Управление системами образования

Вернуться назад на Система образования

Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях:

• федеральном;
• региональном;
• муниципальном.

Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).

Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

В каждом из субъектов Российской Федерации имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.

Контрольно-надзорные функции в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации действующим законодательством, могут осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Отдельные вопросы управления находятся в компетенции и сфере ответственности образовательного учреждения.

Как уже было указано, каждый из уровней обладает своими полномочиями в части управления системой образования.

Полномочия — это право на осуществление тех или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательно. Полномочия могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой уровень управления, который пока такими полномочиями не обладает.

При этом очень важно понимать, что полномочия — это еще и право финансировать те или иные действия, следовательно, при делегировании полномочий с одного уровня управления на другой уровень управления первым второму передаются и финансовые ресурсы, необходимые и достаточные для исполнения вторым делегируемых ему полномочий.

Обладание определенными полномочиями означает и то, что вышестоящий уровень управления не может определять порядок и правила реализации указанных полномочий, а только рекомендовать их выполнение тем или иным образом, если иное не определено действующим законодательством.

Учитывая наличие большого числа дотационных территорий, в России существует практика дотирования вышестоящим уровнем управления нижестоящего уровня управления в части реализации последним имеющихся у него полномочий по управлению системой образования.

В настоящем подразделе приведены основные полномочия всех трех уровней управления системой образования в Российской Федерации, а также те полномочия, которые законодательно переданы от федерального центра субъектам Российской Федерации. Передача полномочий может осуществляться также от региональных властей органам местного самоуправления.

Реформа образований
Инновационные технологии в образовании
Социальная роль образования
Интеграция дополнительного образования
Управление качеством образования

Статья 89. Управление системой образования

1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

2. Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

Читайте так же:  Компенсация за отдых в россии за счет работодателя

3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, осуществляют координацию деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования в установленной сфере ведения.

Управление системой образования РФ

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Компетенция российской федерации, субъектов федерации и органов местного самоуправления в области образования

Под компетенцией понимают круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным правовым актом конкретному органу или должностному лицу.

Законодатель в Законе РФ «Об образовании» (ст. 28, 29) определил компетенцию и ответственность образовательного учреждения, органов местного самоуправления, субъектов РФ и самой РФ в области образования. Она является исчерпывающей и может быть изменена только в установленном законом порядке.

Содержание компетенции РФ в области образования устанавливает Правительство РФ. Она представляет собой совокупность прав, властных полномочий федеральных органов государственной власти в сфере образования. В ст. 28 Закона РФ «Об образовании», а также в ст. 24 Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании» определены права и полномочия Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, федеральных органов управления образованием по правовому регулированию образовательных правоотношений с помощью правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний др.).

В ведении Российской Федерации находятся не только принятие и изменение федеральных законов в области образования, но и контроль за их соблюдением.

Компетенция РФ предполагает возможность реализации государственной политики в сфере образования; регулирование управления образованием; ликвидации и реорганизации, аттестации и аккредитации образовательных учреждений; правового регулирования финансового, информационного, научно-методического обеспечения деятельности учебных заведений.

Компетенция субъектов РФ представляет собой совокупность властных полномочий, отнесенных Конституцией РФ и другими правовыми актами к их ведению в сфере образования.

[2]

Совместная реализация компетенции РФ и ее субъектов в рамках единого образовательного пространства представляет собой решение общих вопросов образования; координацию международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации в области образования.

Согласно ст. 3 Закона «Об образовании» субъекты РФ могут принимать свое законодательство. При этом они не имеют права ограничивать права физического или юридического лица по сравнению с федеральным законодательством в области образования, поскольку федеральные законы в сфере образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории РФ.

Компетенция местных органов управления в сфере образования определена ст. 31 Закона РФ «Об образовании». Органы местного самоуправления непосредственно ответственны за реализацию права граждан в получении образования. Причем в соответствии с Конституцией РФ (ст. 43) на органах местного самоуправления лежит миссия обеспечения получения гражданами РФ обязательного основного общего образования. Исключительной компетенцией органов местного самоуправления являются планирование, организация, регулирование и контроль деятельности органов управления образованием находящихся на их территории. Право формирования местных бюджетов в части расходов на образование, входящее в компетенцию органов самоуправления, указывает на необходимость проявления протекционистской политики органов местного самоуправления в данной сфере.

Органы управления образованием

Система управления образованием в РФ может быть представлена как внешним, так и внутренним управлением. Внешнее управление сферы образования РФ строится по линии: федеральные органы — региональные органы — муниципальные органы — гражданские образовательные учреждения.

Согласно постановлению Правительства РФ «О системе государственного управления образованием в РФ» сформированы следующие органы управления образованием: Министерство образования РФ; Министерства образования республик в составе РФ; Управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований; Комитеты (департаменты) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга; органы управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе) (по решению органов местного управления).

Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов.

Читайте так же:  Когда и как выплачивают алименты на содержание жены до 3 лет

Министерство образования Российской Федерации, как и другие органы управления, образованием, является юридическим лицом, имеет печать и бланк с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки, бюджетные и иные счета (в том числе в иностранной валюте), открываемые в установленном порядке.

Помимо гражданских образовательных учреждений в РФ существует сеть военных и ведомственных общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений (например, образовательные учреждения Министерства внутренних дел, железнодорожных войск и т. п.), управление которыми осуществляется соответствующими ведомствами совместно с государственными органами управления образованием.

Так, например, управление военного образования Министерства обороны Российской Федерации, осуществляя контроль за состоянием образовательного процесса в вузах, занятых подготовкой военнослужащих, согласовывает квалификационные требования к военнослужащим — выпускникам вузов, учебные планы подготовки военнослужащих, расчеты объемов учебной работы профессорско-преподавательского состава, содержание образовательных программ подготовки военнослужащих с государственными образовательными стандартами профессионального образования, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации.

Региональные органы управления образованием участвуют в разработке и реализации законов и правовых актов, не противоречащих федеральному законодательству. Органы управления образованием в отдельных территориях РФ создают условия для обновления содержания образования; организации управления образовательных учреждений; аттестации педагогических кадров; вопросы комплектования школ и др.

В каждом регионе складывается своя система органов управления образованием. Так, в Москве сложилась трехуровневая система управления: Московский комитет образования, окружные управления образованием и руководитель образовательного учреждения.

Комитет образования направляет свою деятельность на развитие системы образования, создание различных педагогических систем, нормативно-законодательных проектов, кадровое, материально-техническое, учебно-дидактическое и финансовое обеспечение столичного образования. Деятельность окружных управлений образования направлена на создание условий разработки и реализации комплексных педагогических систем, координацию межведомственных связей с органами здравоохранения, культуры, правоохранительными органами, районными управами и другими службами, причастными к сфере образования.

[1]

Внутреннее управление образованием, т. е. непосредственное управление образовательным процессом, осуществляется руководством образовательного учреждения.

Правовая культура
Правовая ответственность
Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
Правовая реализация
Правовая система

Отличительные особенности российской системы образования

Система образования в Российской Федерации — это комплекс обучающих программ, регламентированных государственными стандартами образования, и реализующих их образовательных сетей, состоящих из независимых друг от друга учреждений, подчиненных контролирующим и управляющим органам.

Как функционирует

Российская система образования — это мощная совокупность четырех сотрудничающих структур.

  1. Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные и дополнительные.

К основным общеобразовательным программам относят:

Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом:

  • средние профессиональные;
  • высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура);
  • послевузовское профессиональное обучение.

Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения:

  • в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная);
  • внутрисемейное;
  • самообразование;
  • экстернат.

Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.

  1. Научные и образовательные институции. Они функционируют для реализации учебных программ.

Образовательное учреждение — это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Учебное учреждение также обеспечивает содержание и воспитание учащихся.

Схема системы образования в РФ выглядит так:

  • Первое звено — дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии).
  • Второе звено — общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование.
  • Третье звено — среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи).
  • Четвертое звено — высшее образование (университеты, институты, академии).
  • Пятое звено — послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры).

Учреждения образования бывают:

  • государственными (регионального и федерального подчинения);
  • муниципальными;
  • негосударственными, то есть частными.

Все они являются юридическими лицами.

Типы образовательных заведений:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные;
  • начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;
  • военного высшего профобразования;
  • дополнительного образования;
  • специального и корректирующего обучения санаторного типа.

ІІІ. Структуры, осуществляющие управленческие и контрольные функции.

ІV. Объединения юридических лиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ.

Структура

Учреждения — главное звено системы образования Российской Федерации. Обучающие заведения ведут учебно-воспитательную работу по специально разработанным планам и сводам правил.

Кратко систему образования в РФ описать невозможно, поскольку она многообразна и складывается из разных составляющих. Но все они входят в комплекс, призванный на каждой образовательной ступени осуществить последовательное развитие индивидуальных и профессиональных качественных показателей личности. Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения образуют российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:

  • государственное,
  • дополнительное,
  • самообразование.

Компоненты

Программы образования в педагогической системе РФ — это целостные документы, разработанные с учетом:

  • ФГОС, на которые приходится более 70% содержания образовательных программ;
  • национально-региональных запросов.

ФГОС — Федеральные государственные образовательные стандарты — содержат требования, соблюдение которых обязательно для учреждений, имеющих государственную аккредитацию.

Читайте так же:  Договор дарения земельного участка как провести процедуру правильно

Профобразование

Развитие системы образования в России невозможно представить без полноценного формирования личности, которое достигается при овладении глубокими знаниями,

профессиональными умениями, навыками и солидными компетенциями по одной или нескольким профессиям. Реформирование профобразования призвано обеспечить прогресс каждому обучающемуся.

К основным направлениям совершенствования профобразования относятся:

  • укрепление и расширение материальной основы профобразования;
  • создание на предприятиях центров практики;
  • привлечение к подготовке кадров профессионалов-производственников;
  • повышение качества обучения специалистов.

Современная система образования в РФ подразумевает расширение профессиональной составляющей.

Нормативные документы

Основной документ, регулирующий деятельность учебных учреждений, — это принятый в 2012 году Закон «Об образовании в Российской Федерации». В нем изложено отношение к процессу обучения и регламентирована его финансовая составляющая. Поскольку система обучения находится на стадии реформирования и совершенствования, время от времени появляются новые указы и приказы, и перечень нормативных актов постоянно пополняется, но на сегодня в него включены:

  1. Конституция РФ.
  2. Целевая программа развития образования.
  3. Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании», «О внесении изменений в законодательные акты об уровнях высшего профобразования».
  4. Приказы Минобрнауки «О головных вузах и организациях», «О реализации Болонской программы».
  5. Примерные положения об организации учебного процесса.
  6. Концепция модернизации системы образования в России.
  7. Постановление «О сотрудничестве с зарубежными организациями в области образования».
  8. Типовые положения о дополнительном обучении.
Видео (кликните для воспроизведения).

В список также входят законы, постановления, указы и распоряжения, касающиеся отдельно каждого «этажа» образовательной системы.

Управление образовательной системой в РФ

На верхней ступени стоит Министерство образования и науки, занятое выработкой доктрины учебной сферы и составлением нормативно-правовых документов. Далее

располагаются федеральные агентства и исполнители муниципального уровня. Коллективы местного самоуправления следят за реализацией вышедших актов в структурах образования.

Любая управленческая организация имеет свои четко прописанные полномочия, которые передаются от высшего уровня к низшему, не обладающему правами на реализацию некоторых действий в образовательной политике. Это не означает делегирование права на финансирование тех или иных мероприятий без согласования с вышестоящей структурой.

Инспектирование общего соблюдения законодательных положений ведет государственно-общественная система управления образованием в РФ. Входящие в нее организации заняты в основном вопросами функционирования школ и контролем выполнения принципов:

  • гуманного и демократичного подхода в управлении;
  • систематичности и целостности;
  • правдивости и полноты сведений.

Чтобы политика была последовательной, в стране существует система органов управления образованием следующих уровней:

  • центрального;
  • вневедомственного;
  • республиканского;
  • автономно-областного;
  • автономно-окружного.

Благодаря сочетанию централизованного и децентрализованного управления удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций в интересах коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений без дублирования и приводит к повышению координации действий всех подразделений образовательной системы.

Управление системой образования в России

Читайте также:

  1. A14 — СДВОЕННЫЙ ПРЕСС С ПРОГРАММНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПОЛОЧЕК ПИДЖАКА
  2. CRM — Customer Relationship Management, или Управление взаимоотношениями с клиентами.
  3. Cегментация В2В рынка с учетом ценообразования.
  4. D) преобразования происходят постепенно, не изменяя существующий общественно-политический строй.
  5. E по уровню образования (характеризует наличие у работников определенного образования)
  6. F1: Управление человеческими ресурсами
  7. I. Нарушение образования импульса
  8. I. Современное общество и проблемы образования
  9. I. Современное общество и проблемы образования
  10. II. От распространения образования и развития трудолюбия и бережливости.
  11. II. Педагогическая система Я.А. Коменского и ее значение для понимания современных проблем образования и воспитания.
  12. II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

Одна из отличительных особенностей современной системы образова- ния – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования, в предоставлении учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации образовательного процесса, различных типов образовательных учреждений. При этом человек является не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно совершающим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, форм отношений.

Гос-ый характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая гос-ая политика в области образования, зафиксированная в Законе «Об образовании».

В соответствии с законом, сфера образования в РФ провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической и международной сферах связываются с успехами в системе образования. Приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение ее материальных, финансовых проблем.

Организационной основой гос-ной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти – Федеральным собранием РФ на определенный срок. Фед программа – это организационно-управлен-ческий проект, содержание которого определяется как общими принципами гос-ой политики в сфере образования, так и объективными данными проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования. Поэтому программа содержит 3 основных раздела: аналитический (освещение состояний и тенденций развития образования); концептуальный (изложение основных целей, задач, этапов программной деятельности) и организационный (определение основных мероприятий и критерии их эффективности).

Читайте так же:  Права студентов высших учебных заведений (вузов)

Гос-ый характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов гос политики в области образования, сформулированных в Законе «Об образовании»:

· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития, воспитание гражданственности;

· единство федерального, культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и традиций в условиях многонационального государства;

[3]

· общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся;

· светский характер образования государственных, муниципальных ОУ;

· свобода и плюрализм в образовании;

· демократический, гос-но-общественный характер управ образованием, автономность ОУ.

Государственный характер управления образованием проявляется в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан на образование независимо от национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии и убеждений.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), республиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные (местные).

Органы управления на местах проводят гос политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки выпускников. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и создании условий для самоопределения и самореализации личности.

Государственные органы управления образованием – министерства образования, управления образованием в краях, областях, автономных округах в границах своей компетенции решают вопросы разработки и реализации целевых федеральных и международных программ; разработки государственных образовательных стандартов (ГОС) и установления эквивалентности документов об образовании; государственной аккредитации ОУ; расширения границ общественной аккредитации; аттестации педагогических кадров; определения перечня профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка, а также осуществляют контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой дисциплине в системе образования.

Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при котором федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы занимаются решением конкретных финансовых, кадровых, организационных проблем.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 240 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Управление системой образования РФ

Управление системой образования РФ представляет собой:

деятельность различных субъектов, направленную на организацию,

максимально эффективное использование и

контроль системы образования с целью реализации права граждан на образование.

Согласно ч. 1 статьи 89 «Управление системой образования» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ принципами управления системой образования являются:

законность – обеспечение строгого, точного и неукоснительного соблюдения законодательства, регламентирующего систему образования;

демократия и учет общественного мнения – наличие коллективных и коллегиальных механизмов управления, обеспечение подчинения меньшинства большинству с защитой прав меньшинства, эффективное соотношение публичных, общественных и частных интересов в системе образования (примером реализации принципа служит учет мнения граждан при принятии решений о реорганизации или ликвидации муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, в соответствии с ч. 12 статьи 22 «Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ);

автономия образовательных организаций – отсутствие прямого вмешательства органов публичной власти в деятельность образовательных организаций, включая государственные и муниципальные организации, самостоятельность образовательных организации в разработке и реализации образовательных программ в соответствии с требованиями законодательства об образовании (примером реализации принципа служит прямой запрет органам государственной власти и органам местного самоуправления изменять учебный план и календарный учебных график образовательных организаций, ч. 10 статьи 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ);

информационная открытость системы образования – свободный доступ граждан (прежде всего, посредством сети Интернет) к информации об управлении в системе образования на всех уровнях власти, а также на уровне образовательной организации, обеспечивающий возможность как влияния на принимаемые управленческие решения, так и на реализацию принимаемых решений (примером реализации данного принципа является публикация в сети Интернет ежегодного доклада Правительства РФ о реализации государственной политики в сфере образования, который предоставляется Федеральному Собранию РФ, ч. 2 статьи 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ).

Управление системой образования РФ включает в себя:

формирование системы взаимодействующих органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, информационное и методическое обеспечение их деятельности;

осуществление стратегического планирования развития системы образования, принятие и реализацию государственных программ РФ, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

проведение мониторинга в системе образования;

Читайте так же:  Чем опасно мошенничество с материнским капиталом

государственную регламентацию образовательной деятельности;

независимую оценку качества образования, общественную и общественно профессиональную аккредитацию;

подготовку и повышение квалификации работников органов, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

Управление системой образования РФ осуществляется системой органов власти трех уровней:

регионального уровня (уровня субъектов РФ) и

муниципального уровня (уровня местного самоуправления).

Каждый из уровней власти имеет закрепленный законодательством набор полномочий по управлению системой образования, которые отличаются в зависимости от вида и уровня образования, наличия тех или иных особенностей осуществления образовательной деятельности.

Управление системой образования РФ осуществляется:

посредством стратегического планирования развития системы образования,

принятия и реализации государственных программ РФ, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования.

Базовым документом, определяющим стратегическое развитие всей социально-экономической системы РФ, является Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. Концепция содержит подраздел «Развитие образования» в разделе III «Развитие человеческого потенциала».

Управление системой образования РФ строится:

  • на программно-целевом методе, предусматривающим увязывания стратегических целей развития системы образования с совокупностью имеющихся ресурсов, прежде всего, бюджетных средств.

Основным инструментом программно-целевого управления системой образования РФ служат:

  • государственные программы,
  • федеральные и
  • региональные программы.

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295.

Общими целями данной государственной программы развития образования являются:

обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики,

повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного, социально ориентированного развития страны.

Одним из инструментов эффективной реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы служит:

Федеральная целевая программа развития образования на 2016 — 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 г. № 497;

на уровне субъектов РФ разрабатываются и реализуются региональные программы развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов РФ.

п. 1 ч. 1 статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ

Как уже отмечалось, важнейшим принципом управления системой образования является открытость и доступность информации о системе образования, которая включает в себя:

данные официального статистического учета, касающиеся системы образования,

данные мониторинга системы образования и

иные данные, получаемые при осуществлении своих функций органами власти, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования.

ч. 1 – 2 статьи 97 «Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ

В связи с этим, осуществление управления системой образования невозможно:

без проведения специального мониторинга, представляющего собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов,

условиями осуществления образовательной деятельности,

учебными и внеучебными достижениями обучающихся,

профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность,

состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

ч. 3 статьи 97 «Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ

Мониторинг системы образования осуществляется:

всеми уровнями органов власти в соответствии со своими полномочиями;

правила осуществления мониторинга системы образования и перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утверждены постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

Государственная регламентация образовательной деятельности

Важнейшим элементом управления системой образования выступает государственная регламентация образовательной деятельности:

направленная на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и

процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований.

Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя:

лицензирование образовательной деятельности;

государственную аккредитацию образовательной деятельности;

государственный контроль (надзор) в сфере образования.

И наконец, управление системой образования носит государственно-общественный характер:

при котором субъекты, осуществляющие политику в области образования, и образовательные организации осуществляют постоянное взаимодействие с субъектами, представляющими интересы общества и населения, при их ответственном участии в этой деятельности;

Видео (кликните для воспроизведения).

государственно-общественный характер управления наиболее ярко проявляется в наличии процедур независимой оценки качества образования, общественной и общественно-профессиональной аккредитации образовательной деятельности.

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.

  2. Панов, А. Б. Административная ответственность юридических лиц / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2013. — 192 c.

  3. Смирнов; Петренко Политология; М.: Велби, 2011. — 336 c.
Управление системой образования рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here