Уровни общего и профессионального образования в системе образования рф

Полная информация по теме: "Уровни общего и профессионального образования в системе образования рф" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Уровни высшего профессионального образования

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

  • среднее профессиональное образование
  • и уровни высшего профессионального образования :
    • высшее образование — бакалавриат;
    • высшее образование — специалитет, магистратура;
    • высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Сроки освоения образовательной программы высшего профессионального образования по очной форме обучения устанавливается в соответствии с законодательством РФ. Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм получения образования могут увеличиваться по сравнению со сроками обучения по очной форме:

  • при реализации программ бакалавриата и программ подготовки специалиста — на 1 год;
  • при реализации программ магистратуры — на 5 месяцев.

Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата.

Образовательные программы разных уровней осваиваются в высшем учебном заведении в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимся (очной, очно-заочной, заочной форме).

Можно сочетать различные формы образования, в том числе очное обучение с работой на предприятии, в учреждении, организации.

Для всех форм образования, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действуют единые государственные образовательные стандарты.

См. также:

Есть вопросы, на которые вы не смогли найти ответы по ссылкам выше? Задавайте их на форуме или по электронной почте [email protected] Мы постараемся на них ответить.

Пользователи соцсети «ВКонтакте» могут обсудить проблемы общего образования в нашей группе «ГАРАНТ. Образование». Специально для вас мы открыли обсуждение «Высшее образование». Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать!

Глава 2. Система образования (ст.ст. 10 — 20)

Глава 2. Система образования

См. комментарии к главе 2 настоящего Федерального закона

>
Структура системы образования
Содержание
Закон об образовании

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Уровни высшего профессионального образования

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон «Об образовании». Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом.

Дата актуализации раздела — 06 марта 2014 г.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

  • — среднее профессиональное образование
  • — и уровни высшего профессионального образования:
    • — высшее образование — бакалавриат;
    • — высшее образование — специалитет, магистратура;
    • — высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Сроки освоения образовательной программы высшего профессионального образования по очной форме обучения устанавливается в соответствии с законодательством РФ. Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации программ бакалавриата и программ подготовки специалиста могут увеличиваться на 1 год, а программ магистратуры — на 5 месяцев по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата.

Образовательные программы разных уровней осваиваются в высшем учебном заведении в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимся (очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната).

Можно сочетать различные формы образования, в том числе очное обучение с работой на предприятии, в учреждении, организации.

Для всех форм образования, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действуют единые государственные образовательные стандарты.

Уровни общего и профессионального образования в России

Система образования в РФ предусматривает 2 уровня:

1) общее образование:

— начальное общее (3-4 класса)

— основное общее (8-9 классов)

— среднее (полное) общее образование (10-11 классов)

2) профессиональное образование:

— послевузовское профессиональное образование

Начальная профессиональная подготовка

Начальное профессионально образование (НПО) ведется по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности. К образовательным учреждениям начального профессионального образования относят:

— профессиональное училище – это учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования (обучение техническим профессиям);

— профессиональные лицеи – это образовательное учреждение, реализующее образовательные программы начального профессионального образования, в том числе получение возможности обучающемуся приобретение более высокой квалификации (более высокий разряд по выбранной профессии).

Средняя профессиональная подготовка

Среднее профессиональное образование (СПО) – ориентировано на подготовку специалистов среднего звена на углубление и расширение образования на базе основного общего; среднего общего и начального профессионального образования:

Читайте так же:  Как переоформить автомобиль на родственника, не продавая его

— Техникум – среднее профессиональное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы СПО базовой подготовки;

— Колледж – среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы базовой подготовки СПО и программ СПО углубленной подготовки.

Высшая профессиональная подготовка

Высшее профессиональное образование (ВПО) – предусматривает подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования:

Уровни образования

Как определить подходящую программу для обучения в России и сколько длится обучение

Как определить подходящую программу для обучения в России и сколько длится обучение

В России образование разделяется на общее и профессиональное. В общее образование входит дошкольное обучение и школа. Профессиональное образование получают в колледжах и высших учебных заведениях – университетах, академиях, институтах.

Помимо общего и профессионального образования, существуют программы дополнительного образования. К таким программам относятся:

  • Подготовительный факультет;
  • Летние школы;
  • Дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы;
  • Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Из каких уровней состоит российское образование?

Высшее образование в России состоит из трех уровней:

Первый уровень. Бакалавриат

Бакалавриат – это полноценное высшее образование. Ты получишь общую фундаментальную подготовку, после чего можно сразу начать работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Требования к кандидатам Среднее общее образование
Сроки обучения (очная форма) 4 года
Возможность очно-заочного обучения Есть
Квалификация выпускника Бакалавр
Документ по окончании образования Диплом бакалавра
Дальнейшее обучение Магистратура

Второй уровень. Магистратура

Обучение в магистратуре углубляет специализацию по выбранному направлению. По окончании обучения, можно заниматься профессиональной деятельностью или заняться научной деятельностью в аспирантуре.

Требования к кандидатам Бакалавриат, специалитет
Сроки обучения (очная форма) 2 года
Возможность заочного обучения Нет
Квалификация выпускника Магистр
Документ по окончании образования Диплом магистра
Дальнейшее обучение Аспирантура

Бакалавриат и магистратура в России эквивалентны европейским бакалаврам и магистрам. Россия входит в Болонскую конвенцию, и дипломы признаются в большинстве европейских стран.

Первый + второй уровень. Специалитет

В отличие от бакалавриата, специалитет дает не только фундаментальную, но и практическую подготовку. Ты сможешь заниматься профессиональной деятельностью сразу после окончания обучения, продолжить обучение в магистратуре или заняться научной деятельностью в аспирантуре. К специалитету относятся все медицинские, военные и часть технических специальностей: компьютерная безопасность, проектирование технологических машин и комплексов, фундаментальные математика и механика и другие.

Требования к кандидатам Среднее общее образование*
Сроки обучения (очная форма) Не менее 5 лет
Возможность заочного обучения Чаще всего нет, решение принимает вуз в индивидуальном порядке
Квалификация выпускника Специалист
Документ по окончании образования Диплом специалиста
Дальнейшее обучение Магистратура или аспирантура

* Полная средняя школа, обычно от 10 до 12 лет в зависимости от страны.

Третий уровень. Высшая квалификация (научная деятельность)

Основная форма подготовки научных кадров в России – аспирантура. Обучение в аспирантуре состоит из нескольких блоков:

  • Образовательная часть
  • Педагогическая деятельность
  • Практика
  • Научно-исследовательская работа

По окончании аспирантуры тебе предстоит защитить диссертацию, после чего ты получишь первую степень, подтверждающую статус ученого – кандидат наук.

Помимо аспирантуры, существуют другие формы подготовки научных кадров:

Вопрос №27. Дайте определение понятия «система образования» и какие бывают системы образования?

Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.) основной целью которых является образование обучающихся в них.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании»[1], Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов: дошкольные; общеобразовательные; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.); учреждения дополнительного образования; другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Общая структура системы образования РФ.

Среднее (школьное) образование.

Среднее профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Для дошкольных учреждений России характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.

[1]

Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

Общее среднее образование является центральным звеном системы образования в Российской Федерации которое включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные учреждения типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные учреждения (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.).

Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков по более чем 280 специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация L-техник. Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). При углублении подготовки выпускнику присваивается квалификация L-старший техник, при расширении подготовки — L-техник с дополнительной подготовкой в области — (с указанием конкретной области: менеджмент, экономика, информатика и т.д.).

Читайте так же:  Продлить отпуск возможно

Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений:

1) техникум (училище), реализующий основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;

2) колледж, осуществляющий профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.

Высшее профессиональное образование.

В зависимости от числа направлений обучения студентов вузы делятся на университеты, академии и институты. Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями. Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.

Объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами приема, которые устанавливаются ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

Итак, можно сделать вывод, что развитие системы образования Российской Федерации напрямую связано с проводимой социальной политикой в соответствии с «Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», в которых первейшим направлением отмечается реформирование развитие сферы образования.

«Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно «социальный заказ» общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования России в первом десятилетии 21 века»[2].

[2] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393

| следующая лекция ==>
Полупроводниковые транзисторы | Вопрос №28. Раскройте уровни образования в РФ в соответствии с Законами «Об образовании» и «Об образовании в Российской Федерации».

Дата добавления: 2016-03-30 ; просмотров: 1126 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Общая характеристика системы образования России

Существование общественного сектора экономики преимущественно вызвано наличием общественных благ. Образование, обладающее всеохватывающим характером и способностью проникать почти во все сферы общественной жᴎᴈни и разные стороны человеческой деятельности, воздействующее на разные объекты, явления и процессы социальной жᴎᴈни, которое дает им возможность с той или иной степенью результативности влиять на общее состояние дел в обществе, регулировать и контролировать их.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года отмечается, что система образования представляет собой совокупность следующих составляющих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. [1]

Система образования в России включает в себя множество составляющих, основные из которых показаны на схеме (рисунок 3).

Рис. 3 Составляющие системы образования в России

Российское образование подразделяется на следующие виды:

Представим на схеме уровни системы российского образования (рисунок 4).

Рис. 4 Уровни системы образования в России

Главным отличием от деления образования, принятого законом Российской Федерации «Об образовании» 1992 года и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года, стала перегруппировка уровней образования. Дошкольное образование теперь стало уровнем общего образования, программы обучения в аспирантуре (адъюнктуры), программы ординатуры и ассистентуры-стажировки теперь являются уровнем высшего образования и относятся к подготовке кадров высшей квалификации, а не к послевузовскому профессиональному образованию, прекратившему существование как отдельный вид образования.[10]

В России существует три основные формы получения образования:

Ограничения на получение образования по той или иной форме обучения может устанавливаться законодательством об образовании и (или) образовательным стандартом.

Также возможно получение образования в форме экстерната (самообразования) и семейного образования с правом прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.[14]

В новом законе об образовании появились новые формы организации образования:

● Сетевое обучение. Сетевая форма реализации образовательных программ – реализация образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;

● Электронное и дистанционное обучение.

Разработка над соответствующим законопроектом началась в 2009 году, когда в обществе возникло мнение о необходимости изменения системы регулирования школьного, среднего специального и высшего образования. Дело в том, что работающие в то время два основных закона – «Об образовании» (1992 год) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год) стали тормозить взаимоотношения в этой сфере. Тем более что именно в это время закончилась первая стадия формирования рынка образовательных услуг, предоставляемых на коммерческой основе. [18] В этой ситуации потребовался новый закон об образовании, в котором были бы чётко сформулированы все основные принципы образовательной системы в России. Данный документ должен был не только подробно описать практические аспекты и нюансы, но и обозначить общую стратегию государства в системе обучения. И ещё один важный момент – в новом законе об образовании был окончательно определён статус учителя как педагогического работника, которому отныне предоставляются особые льготы. Последняя редакция закона об образовании, по мнению экспертов, справилась с этими важнейшими задачами на все сто процентов.

Читайте так же:  Порядок оплаты труда надомных работников (надомников) за работу на дому

Можно выделить десять основных принципов нового Закона РФ об образовании:

1. Начальное образование предоставляется бесплатно в рамках действующих стандартов. Обучение в школах финансируется из бюджета и не может быть заменено альтернативными коммерческими услугами.

2. Государство берёт на себя функцию регулярного мониторинга всех высших учебных заведений, включая коммерческие образовательные институты.

3. Результаты, полученные на Едином Государственном Экзамене, после вступления в силу ФЗ 273 будут действительны в течение пяти календарных лет.

4. Во всех ВУЗах формируется квота для приёма граждан с ограниченными физическими возможностями. Кроме того, вводится бесплатное обучение на подготовительных отделениях широкой аудитории льготников.

5. Обучение в дошкольных учреждениях обретает статус первой ступени начального образования.

6. Приём школьников в первый класс должен обеспечиваться местными органами самоуправления. При отсутствии места в конкретной школе власти должны предоставить родителям приемлемую альтернативу.

7. Впервые в законодательном порядке в школьное обучение внедряется индивидуальный принцип обучения. Теперь основной задачей педагога становится выявление и развитие конкретных способностей у каждого учащегося.

8. Среднее профессиональное образование рассматривается как подготовительная ступень для продолжения учёбы в ВУЗе.

Видео (кликните для воспроизведения).

9. Высшие учебные заведения вправе присваивать выпускникам степени бакалавра, специалиста и магистра в соответствии со сроком и результатами обучения.

10. Учителя получают возможность повышать собственный уровень образования раз в три года. Педагогам предоставляются льготные удлинённые отпуска и право на досрочную пенсию.

Федеральный закон об образовании в РФ способен внести ясность в любые взаимоотношения между участниками процесса обучения. Все статьи и положения этого акта соответствуют положениям Конституции РФ и духу мирового сообщества, участвующего в международной образовательной системе.

Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. установлены общие принципы государственной политики в сфере образования:

1. Каждый человек имеет право на получение образования;

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;

3. Каждый человек вправе на конкурсной основе и бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии;

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования;

5. РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты и поддерживает различные формы образования и самообразования для населения.

Если рассматривать образовательные услуги в рамках теории общественных благ, то они являются квазиобщественными благами – благами, по поводу которых возможны ограниченные исключение и конкуренция. Образовательная услуга как общественное благо является неисключаемым только до некоторого порогового уровня, после которого наступает нехватка данного блага для всех, то есть происходит перегрузка (потребление блага после этого уровня одним человеком будет исключать другого из потребления или уменьшать возможность потребления). [16]

Рассмотрим образование как процесс, отображающий в самом общем виде «преобразование» человека в человека образованного, то есть получившего некие знания, умения и навыки. Наглядно это можно сделать с помощью схемы в соответствии со стандартом моделирования систем IDEF . Схема представлена на рисунке 5 в Приложении 1.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8722 —

| 7461 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Виды, уровни и формы получения образования

Согласно ст. 10. ч. 4. Закон N 273-ФЗ, образование подразделяется на:

Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

[3]

По уровням (уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. Ст. 2 Закон N 273-ФЗ):

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

Читайте так же:  Что такое производственная травма – понятие и примеры. срок давности

По уровням:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

По подвидам:

1. Дополнительное образование детей и взрослых

2. Дополнительное профессиональное образование

Профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

Эти виды образования обеспечивают возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Формы получения образования (ст. 17. Закон N 273-ФЗ)

В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с ч. 3 ст. 34 Закон N 273-ФЗ промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими ФГОС, образовательными стандартами, если иное не установлено Закон N 273-ФЗ.

Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8722 —

| 7461 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Уровни общего и профессионального образования в системе образования РФ

Понятие системы образования и ее структуры

Основным законодательным актом в сфере образования в нашей стране является Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – закон N 273-ФЗ). В нем даны основные понятия, используемые в сфере образования, включая понятия собственно образования[1], воспитания[2], обучения[3] и образовательной деятельности, но отсутствуют определения системы образования и ее структуры. Между тем именно понятия системы, структуры, системного подхода и системного анализа составляют основу методологии управления образованием.

В традиционном понимании система (греч. systema – составленное из частей, соединенное) – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

[2]

Структура (лат. structura – строение) – строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами и механизмов их взаимодействия.

Важно понять, что системы функционируют как единое целое. Например, в систему образования входят как образовательные организации, так и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы (см. ниже раздел «Что входит в систему образования»). Понятно, что образовательные организации не могут функционировать без нормативно-правового обеспечения, включающего вышеуказанные федеральные государственные требования, образовательные стандарты и программы.

Системы обладают своими собственными системными свойствами, отличающимися от свойств ее составляющих – подсистем и отдельных элементов. Эти свойства известны как эмерджентные (от анг. слова emerge – возникать, появляться) или возникающие свойства. Они «возникают», когда система работает. Другими словами, свойства системы не сводятся к сумме свойств ее элементов. Система обладает особыми возникающими эмерджентными (системными) свойствами (характеристиками), которые не присущи отдельным ее компонентам.

Система образования относится к социальным системам. Под социальной системой понимается определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их установки, социальные институты[4], нормы, правила и связи.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение системы образования: «Система образования – это совокупность взаимосвязанных социальных институтов, норм, правил, связей и участников отношений в сфере образования». К участникам отношений в сфере образования относятся обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность,[5] федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения (статья 2 закона N 273-ФЗ).

Что входит в систему образования

В соответствии со статьей 10 закона N 273-ФЗ система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

Читайте так же:  Правила и порядок ведения журнала учета занятий по охране труда на предприятии – типовой образец зап

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Как видно, перечень основных составляющих системы российского образования, содержащийся в статье 10 закона N 273-ФЗ, полностью соответствует данному нами выше определению системы образования.

Виды и уровни образования

В соответствии с законом N 273-ФЗ образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

Профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования. Под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (статья 2 закона N 273-ФЗ).

Уровни общего образования

Законом N 273-ФЗ установлены следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Уровни профессионального образования

Законом N 273-ФЗ также установлены следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование – бакалавриат;

3) высшее образование – специалитет, магистратура;

4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

Виды (подвиды) дополнительного образования

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

В чем различие понятий «участников образовательных отношений» и «участников отношений в сфере образования»

Участники образовательных отношений – это обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность образования (статья 2 закона N 273-ФЗ).

Участники отношений в сфере образования – участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов российской федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения образования (статья 2 закона N 273-ФЗ).

Как видно из приведенных определений, участники отношений в сфере образования – это более широкое понятие, включающее участников образовательных отношений плюс федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодателей и их объединения.

Публикация актуальна на 15.11.2018 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Управление образовательной организацией».

Код публикации: 19.07.

[1] Под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (статья 2 закона N 273-ФЗ).

[2] Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (статья 2 закона N 273-ФЗ).

[3] Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (статья 2 закона N 273-ФЗ)

[4] Под социальным институтом понимают исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей (в нашем случае в сфере образования).

Видео (кликните для воспроизведения).

[5] Обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность, в соответствии со статьей 2 закона N 273-ФЗ выделены в отдельную группу – участников образовательных отношений. Участники образовательных отношений являются частью участников отношений в сфере образования (статья 2 закона N 273-ФЗ).

Источники


  1. Брауде Илья Записки адвоката; Советская Россия — М., 2010. — 224 c.

  2. Теория государства и права в вопросах и ответах:Учебно-методическое пособие. -5-е изд. исп. — Москва: ИЛ, 2015. — 725 c.

  3. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Магистр-Пресс, 2004. — 472 c.
Уровни общего и профессионального образования в системе образования рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here