Устройство детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Полная информация по теме: "Устройство детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Содержание

  • Статья 155.1. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    Статья 155.1. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    См. комментарии к статье 155.1 СК РФ

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ пункт 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

    1. Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.

    В случае, если на территории субъекта Российской Федерации, где выявлен ребенок, оставшийся без попечения родителей, отсутствует организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую он может быть устроен в целях обеспечения ему необходимых условий содержания, воспитания и образования исходя из его потребностей, этот ребенок передается органам опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, на территории которого такая организация имеется.

    Согласно Федеральному закону от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ до дня вступления в силу нормативных правовых актов Правительства РФ, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса (в редакции названного Федерального закона), устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу названного Федерального закона

    Перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством Российской Федерации.

    2. Временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ в пункт 3 статьи 155.1 настоящего Кодекса внесены изменения

    3. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принимают меры для устройства таких детей на воспитание в семью.

    4. По завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.

    Глава 22. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст.ст. 155.1 — 155.3)

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ раздел VI настоящего Кодекса дополнен главой 22, вступающей в силу с 1 сентября 2008 г.

    Глава 22. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    См. Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423

    >
    Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    Содержание
    Семейный кодекс (СК РФ)

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Органы, осуществляющие защиту прав и интересов детей, и способы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

    В соответствии со ст. 155.1. СК РФ под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.

    Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны обеспечить условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

    Временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка.

    Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    По завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.

    2. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по воспитанию, образованию детей, защите и представительству их прав и законных интересов

    Читайте так же:  Способы расчетов при купле-продаже земельного участка банковская ячейка

    Данная деятельность регламентирована ст. 155.2 СК РФ, в соответствии с которой:

    1. Права и обязанности организаций, указанных ст. 155.1 СК РФ, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.

    2. Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

    К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

    3. Организации, которые указаны в ст. 155.1 СК и в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

    Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое). Данная передача не допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам.

    Дата добавления: 2016-05-05 ; просмотров: 452 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    Статья 155.2 СК РФ. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    Новая редакция Ст. 155.2 СК РФ

    1. Права и обязанности организаций, указанных в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.

    2. Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

    К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

    3. Организации, которые указаны в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

    Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое). Данная передача не допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам.

    4. Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, осуществляется на срок не более чем три месяца. При наличии исключительных обстоятельств срок временной передачи ребенка в семью граждан может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать шесть месяцев.

    5. Граждане, в семью которых временно передан ребенок в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, не вправе осуществлять вывоз ребенка из Российской Федерации.

    6. В целях осуществления временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, организация, которая указана в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которую помещен под надзор ребенок, вправе обращаться в орган опеки и попечительства с просьбой о предоставлении информации о гражданах, которые выразили желание стать опекунами или попечителями и учет которых ведется в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

    Порядок и условия временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также требования к таким гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Комментарий к Статье 155.2 СК РФ

    1. Указанные в п. 1 комментируемой статьи организации имеют определенные права и обязанности, которые возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.

    Следует иметь в виду, что ребенка могут принимать в эти организации и временно, до принятия решения об их дальнейшей судьбе. В последнем случае у указанных организаций права и обязанности по законному представительству в отношении ребенка не возникают.

    2. Как следует из п. 2 комментируемой статьи, к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей. В частности, речь идет как о правах и обязанностях гражданско-правового характера, так и правах и обязанностях опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных, которые регулируются семейным законодательством.

    Говоря о правах и обязанностях гражданско-правового характера, необходимо отметить, что в соответствии со статьями 32 и 33 ГК опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки, а попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Кроме того, попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

    Применительно к гражданским правам и обязанностям, осуществляемым опекунами и попечителями, необходимо сразу указать на ограничения этих прав в части совершения определенных сделок. Так, следует учитывать, что опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного. Опекун, попечитель, их близкие родственники также не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна, попечителя или их близкими родственниками (п. 2, 3 статьи 37 ГК РФ).

    Читайте так же:  Как получить свидетельство о смерти

    Сделка по отчуждению имущества малолетнего без согласия органа опеки и попечительства является ничтожной. Однако в случае судебного разбирательства при наличии достаточных оснований суд вправе признать имущественные права ребенка нарушенными, а сделку недействительной даже в случае, если такое разрешение органа опеки и попечительства было получено.

    Кроме того, можно отдельно выделить процессуальные права и обязанности опекунов и попечителей. Так, согласно п. 2 ст. 52 ГПК РФ права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде их родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. При этом опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

    Все эти права и обязанности, как уже отмечалось, распространяются и на организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Что касается ответственности опекунов и попечителей, то согласно ст. 26 Закона об опеке и попечительстве она может быть гражданской, уголовной и административной (в последних двух случаях речь идет об ответственности руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

    Однако основной ответственностью опекунов и попечителей (а соответственно и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) является гражданская ответственность. Такая ответственность является по своей сути имущественной и выражается в двух основных формах: возмещение убытков и взыскание неустойки.

    По непонятной причине законодатель отдельно говорит об ответственности по сделкам, совершенным от имени подопечных, ответственности за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, ответственности за ненадлежащее исполнение опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного). Все это охватывается понятием гражданско-правовой ответственности.

    В ст. 26 Закона об опеке и попечительстве говорится о специальной процедуре принятия мер по охране имущественных интересов подопечного в случае обнаружения фактов ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества и управлению имуществом подопечного. Если органом опеки и попечительства выявлены порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и т.п., то об этом составляется акт.

    Следует также упомянуть об ответственности за вред, причиненный подопечным личности или имуществу третьих лиц. Последний из указанных видов ответственности не указан в ст. 26 Закона об опеке и попечительстве, однако этой ответственности посвящены положения ст. 26 (п. 3), 1073, 1074 и 1076 ГК РФ. Так, согласно п. 2 ст. 1073 ГК, если малолетний гражданин, оставшийся без попечения родителей, был помещен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, эта организация обязана возместить вред, причиненный малолетним гражданином, если не докажет, что вред возник не по ее вине.

    Общее правило об ответственности опекунов и попечителей за вред, причиненный подопечным личности или имуществу третьих лиц, сводится к тому, что опекун или попечитель за такое причинение вреда отвечает, если не докажет, что вред возник не по его вине. В то же время в ряде случаев в соответствии со ст. 1073 и 1076 ГК РФ вред может быть возмещен и за счет имущества подопечного, причинившего такой вред.

    3, 4. Дети могут временно передаваться из организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан при условии, что речь идет о семьях совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Таким образом, мы видим, что гражданство не является условием передачи детей в такие организации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 432 утверждены Правила такой передачи. Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития.

    Согласно п. 5 Правил передачи возраст, с которого возможна временная передача ребенка (детей) в семьи граждан, определяется организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из интересов и потребностей конкретного ребенка (детей).

    [2]

    При подборе семьи гражданина для конкретного ребенка, определении длительности периодов и сроков его пребывания в семье учитывается пожелание ребенка.

    Выявление пожелания ребенка в форме письменного опроса проводится с учетом возраста и развития ребенка сотрудником организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (воспитатель, социальный педагог, психолог), в обстановке, исключающей влияние на ребенка заинтересованных лиц. Результат опроса фиксируется указанным сотрудником и хранится в личном деле ребенка.

    Пожелания ребенка, умеющего писать, могут быть написаны им лично.

    Учет пожелания ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

    Временная передача детей в семьи граждан не прекращает прав и обязанностей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов. Срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 1 месяц.

    При наличии документально подтвержденных исключительных обстоятельств (выезд на отдых в пределах территории Российской Федерации, каникулы продолжительностью более 1 месяца, прохождение курса лечения и иные случаи) срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина может быть увеличен с письменного согласия органа опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если такое увеличение срока не нарушает прав и законных интересов ребенка (детей). При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 3 месяца.

    Временно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения, помещаются в указанные организации, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка. Законодатель не уточняет, какие причины являются уважительными (это оценочное понятие). Обычно к таким причинам относят тяжелую болезнь, длительную командировку и т.д.

    5. Согласно п. 5 комментируемой статьи установлен запрет гражданам, в семью которых временно передан ребенок, на вывоз ребенка из Российской Федерации.

    6. В п. 6 комментируемой статьи сделана ссылка на п. 10 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». В свою очередь, в этом пункте сделана отсылка к Правилам временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ. Согласно п. 8 Правил организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях временной передачи детей в семьи граждан вправе:

    Читайте так же:  Договор аренды земельного участка между юридическим и физическим лицом

    обратиться за информацией о гражданах, выразивших желание стать опекунами или попечителями, в орган опеки и попечительства, ведущий учет таких граждан;

    информировать указанных граждан о возможности временной передачи детей в их семьи.

    Другой комментарий к Ст. 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации

    Комментарий к статье 155.2 СК в процессе написания. Заходите позже.

    Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – помещение детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги [2] (п. 1 ст. 155.1 СК РФ).

    Данные организации обязаны обеспечить условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 07.07.2011 № 558 «Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при этом органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в этих организациях, а также принимают меры для устройства таких детей на воспитание в семью (п. 3 ст. 155.1 СК РФ).

    Права, обязанности и ответственность организаций возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации, и являются аналогичными обязанностям опекунов и попечителей.

    В случае временного пребывания ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны (попечители) по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не прекращает прав и обязанностей указанных лиц в отношении этого ребенка (п. 2 ст. 155.1 СК РФ).

    Организации вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

    Временная передача ребенка в семью не является формой его устройства и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения сто воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и т.д.). Данная передача осуществляется на срок не более чем три месяца, но при наличии исключительных обстоятельств срок временной передачи ребенка в семью граждан может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать шесть месяцев.

    Граждане, в семью которых временно передан ребенок, не вправе осуществлять его вывоз из Российской Федерации.

    [1]

    Порядок и условия временной передачи ребенка, а также требования к таким гражданам устанавливаются постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации».

    Данная передача нс допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам (п. 3 ст. 155.2 СК РФ).

    Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют права, перечисленные на рис. 10.15.

    По завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста 18 лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка вновь возлагается на органы опеки и попечительства (п. 4 ст. 155.1 СК РФ).

    Статья 155.2. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по воспитанию, образованию детей, защите и представительству их прав и законных интересов

    1-2. При невозможности передачи ребенка на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью орган опеки и попечительства издает акт об устройстве этого ребенка в соответствующую образовательную, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, либо в некоммерческую организацию, деятельность которой это допускает (см.

    Ребенку, который передан под надзор одной из таких организаций, опекун (попечитель) не назначается, поскольку исполнение обязанностей опекуна (попечителя) по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов непосредственно возлагается на эти организации. Соответственно в своей деятельности организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны руководствоваться нормами законодательства об опеке и попечительстве, относящимися к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

    3-6. Комментируемая статья установила правовые основы временной передачи детей, содержащихся в детских домах и подобных организациях, в семьи граждан.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Временную передачу ребенка в семью граждан не следует отождествлять с передачей ребенка в приемную семью. В отличие от приемной семьи временная передача ребенка не является формой устройства ребенка в семью. Также следует разграничивать временное пребывание ребенка в семье и временное пребывание детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 2 ст. 155.1 СК РФ).

    Временное пребывание детей в семьях граждан имеет целью обеспечение их воспитания и гармоничного развития, приобретения детьми социальных навыков. Использование временной меры может послужить предпосылкой для последующего устройства ребенка в семью на постоянной основе, в качестве усыновленного, подопечного или приемного ребенка. В связи с этим п. 6 ст. 155.2 СК РФ предусматривает право организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращаться в органы опеки и попечительства с просьбой о предоставлении информации о гражданах, которые выразили желание стать опекунами или попечителями и учет которых ведут указанные органы. Передача детей в семьи именно этих граждан, прошедших соответствующую проверку, позволит обезопасить каждого ребенка от угрозы причинения вреда его здоровью, нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам.

    Ребенок может быть передан только в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и только в его интересах. Во избежание возможных злоупотреблений законодатель устанавливает императивное правило, в соответствии с которым граждане, в семью которых ребенок передан, не вправе осуществлять вывоз ребенка из Российской Федерации (п. 5 ст. 155.2 СК РФ).

    Читайте так же:  Образец оформления заявление на увольнение на испытательном сроке по собственному желанию

    Передача ребенка осуществляется по распоряжению администрации. Для этого согласия органа опеки и попечительства не требуется.

    Пребывание ребенка в семье носит временный характер: на период каникул, выходных, праздничных дней, на период устранения аварий в системе отопления, энергоснабжения, водоснабжения детского учреждения, период реабилитации после болезни и т.п. По общему правилу срок временного пребывания ребенка в семье граждан не может превышать одного месяца. Лишь в исключительных случаях этот срок может быть продлен. Однако для этого нужно получить предварительное согласие органа опеки и попечительства. В любом случае непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не должен превышать трех месяцев (п. 4 ст. 155.2 СК РФ).

    Установление столь жестких сроков диктуется особенностями детской психики. Как справедливо отмечается специалистами, далеко не всех детей, временно переданных в семьи, эти семьи захотят усыновить, взять под опеку и т.п., а пребывание у них ребенка более длительное время может обернуться глубокой психической травмой в момент возвращения.

    Порядок и условия временной передачи ребенка, а также требования к гражданам, в семью которых передаются дети, должны определяться Правительством РФ.

    Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

    В семейном законодательстве содержится перечень случаев, когда дети могут остаться без попечения родителей:

    • лишение родителей родительских прав;

    • ограничение родительских прав;

    • признание родителей недееспособными;

    • длительное отсутствие родителей;

    • уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспита­тельных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной за­щиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других слу­чаях отсутствия родительского попечения.

    Во всех этих случаях защита прав и интересов детей возлагается на орга­ны опеки и попечительства, которые обязаны выявлять таких детей, вести их учет и избирать формы устройства, исходя из конкретных обстоятельств утра­ты попечения родителей, а также осуществлять последующий контроль за ус­ловиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 СК РФ).

    Выявление детей, оставшихся без попечения родителей, и обязан­ность сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту факти­ческого нахождения детей согласно ст. 122 СК РФ возложены на должнос­тных лиц учреждений (дошкольных образовательных учреждений, обще­образовательных учреждений, лечебных и других учреждений), на иных граждан, располагающих сведениями о таких детях.

    [3]

    Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения в течение одного месяца вопроса его устройства.

    При невозможности передать ребенка на воспитание в семью на тер­ритории субъекта РФ орган опеки и попечительства направляет сведения о ребенке в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ, для учета в федеральном банке данных о детях, остав­шихся без попечения родителей, и для оказания содействия в последу­ющем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.

    Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения ро­дителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

    Порядок формирования и пользования государственным банком дан­ных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется Феде­ральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и приказом Минис­терства образования России от 21 июня 2002 г. №2482, регламентиру­ющим порядок организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

    В соответствии со ст. 123 СК РФ существуют следующие формы ус­тройства детей, оставшихся без попечения родителей:

    • передача на воспитание в семью (усыновление или удочерение);

    • передача под опеку или попечительство;

    • передача в приемную семью.

    При отсутствии возможности устройства детей в семью их устраива­ют в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения ро-

    дител ей. Эго могут быть воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной за­щиты населения и другие аналогичные учреждения.

    Законами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные формы ус­тройства детей, оставшихся без попечения родителей.

    При устройстве ребенка должны учитываться его этническое проис­хождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

    Правовой институт усыновления (удочерения) детей берет свое нача­ло со времен римского права. Правовое положение усыновленного ребенка ничем не отличается от правового положения родного ребенка в семье Усыновление является наиболее приоритетной, оптимальной и желатель­ной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

    Согласно ст. 124 СК РФ усыновление допускается в отношении не­совершеннолетних детей только в их интересах. Не допускается усыновле­ние братьев и сестер разными лицами, за исключением случаев, когда усы­новление отвечает интересам детей.

    Под интересами детей понимается не только обеспечение достойного уровня жизни, но и наличие в семье взаимопонимания, родительской люб­ви и заботы, умения родителей заниматься воспитанием и образованием детей, учитывать индивидуальные особенности ребенка и т. д.

    Приоритетное право на усыновление ребенка имеют семьи граж­дан РФ, постоянно проживающие на территории РФ, и родственники детей независимо от гражданства и местожительства этих родственников.

    Допускается передача детей на усыновление гражданам РФ, постоян­но проживающим за пределами территории РФ, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимися родственниками детей, по ис­течении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в феде­ральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

    Порядок усыновления ребенка установлен ст. 125 СК РФ. Усыновление производится судом в порядке особого производства по заявлению лица, жела­ющего усыновить ребенка. На судебном заседании обязательно присутствие самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

    Для решения об усыновлении ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответ­ствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте лич-

    ного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком. Та­кое заключение в соответствии со ст. 272 ГПК РФ судья при подготовке де­ла к судебному разбирательству обязывает представить орган опеки и попе­чительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка.

    Порядок передачи детей на усыновление и контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ опре­делен постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 (с из­менениями от 4 апреля 2002 г., 10 марта 2005 г.) «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на террито­рии РФ и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ де­тей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражда­нами или лицами без гражданства».

    Читайте так же:  Как оформить наследство по завещанию пошаговая инструкция

    Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

    • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспо­собными;

    • супругов, один из которых признан судом недееспособным или ог­раниченно дееспособным;

    • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных су­дом в родительских правах;

    • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненад­лежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

    • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

    • лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять роди­тельские права;

    • лиц, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечи­вающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители;

    • лиц, не имеющих постоянного места жительства;

    • лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;

    • лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитар­ным и техническим правилам и нормам (ст. 127 СК РФ).

    Ст. 129СКРФ предусматривает необходимость письменного согла­сия (нотариально удостоверенного) родителей на усыновление их ребенка.

    Данное согласие родители вправе отозвать до вынесения решения суда об усыновлении ребенка.

    Согласие родителей на усыновление ребенка может быть дано толь­ко после его рождения.

    Усыновление ребенка без согласия родителей допускается в случаях, если они:

    • неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими;

    9 признаны судом недееспособными;

    • лишены судом родительских прав (не менее шести месяцев после вынесения решения о лишении родительских прав);

    • по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспита­ния и содержания (ст. 130 СК РФ).

    Семейный кодекс РФ кроме рассмотренных вопросов регламентирует:

    • согласие на усыновление детей опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, остав­шиеся без попечения родителей (ст. 131 СК РФ),

    • согласие усыновляемого ребенка на усыновление (ст. 132 СК РФ);

    • согласие супруга усыновителя на усыновление ребенка (ст. 133 СК РФ);

    • имя, отчество и фамилию усыновленного ребенка (ст. 134 СК РФ),

    • изменение даты и места рождения усыновленного ребенка (ст. 135СКРФ);

    • запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка (ст. 136СКРФ);

    • правовые последствия усыновления ребенка (ст. 137 СК РФ);

    • сохранение за усыновленным ребенком права на пенсию и пособия (ст. 138СКРФ);

    • тайну усыновления ребенка (ст. 139 СК РФ);

    • отмену усыновления ребенка (ст. 140 СК РФ);

    • основания к отмене усыновления ребенка (ст. 141 СК РФ);

    • последствия отмены усыновления ребенка (ст. 143 СК РФ) и другие юри­дические механизмы правового института усыновления, являющегося наиболее сложным и ответственным для всех субъектов семейных правоотношений.

    Приемная семья не предусматривает усыновления ребенка. Родители в приемной семье являются воспитателями согласно договору, заключен­ному между органом опеки и попечительства и приемными родителями,

    которым ежемесячно выплачивают денежные средства на содержание каж­дого ребенка в соответствии со ст. 155 СК РФ. Оплата труда приемных ро­дителей и льготы, предоставляемые приемной семье, зависят от количества принятых на воспитание детей (общее число детей, включая родных и усы­новленных, не должно превышать, как правило, восьми).

    Требования, предъявляемые к приемным родителям, соответствуют тре­бованиям к усыновителям и опекунам (попечителям) (ст. 127,146,153 СК РФ).

    Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ре­бенку обладают правами опекуна (попечителя).

    Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причита­ющиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право на предоставле­ние ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

    В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье» (с изменениями от 1 февраля 2005 г.), которое содержит «Положение о приемной семье» и детально рег­ламентирует вопросы устройства детей в приемную семью.

    Порядок организации детских домов семейного типа определен пос­тановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском до­ме семейного типа» (с изменениями от 1 февраля 2005 г.).

    Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при жела­нии обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи.

    Общее количество детей в детском доме семейного типа не должно превышать 12 человек, включая родных и усыновленных детей.

    Детский дом семейного типа создается, реорганизуется и ликвидирует­ся по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа мес­тного самоуправления в целях создания благоприятных условий для воспита­ния, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи.

    Отношения между учредителем и детским домом семейного типа оп­ределяются договором. Детский дом семейного типа финансируется учре­дителем исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных уч­реждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, ежегодные отпуска, а также льготы и гарантии, ус-

    тановленные для работников образовательных учреждений для детей-си­рот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Приоритетной формой устройства детей является их усыновление, так как ни один детский дом не способен заменить семью. Правовое регу­лирование и стимулирование усыновления детей-сирот нуждаются в каче­ственном пересмотре. Это касается вопросов социального обеспечения та­ких семей, льготного налогообложения и т. п.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    По данным исследования, проведенного Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), среди выпускников российских детских домов и интернатов 40% — зарегистрированные преступники, 30 — алкоголики и наркоманы; 10% совершали попытку самоубийства [14] .

    Источники


    1. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.

    2. Речи советских адвокатов. — М.: Юридическая литература, 2014. — 172 c.

    3. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.
    Устройство детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here