Уточнение местоположения границ и площади земельного участка

Полная информация по теме: "Уточнение местоположения границ и площади земельного участка" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Уточнение местоположения границ и площади земельного участка

Уточнение границ земельного участка

Уточнение местоположения границ земельного участка (существующего объекта недвижимости) – вид работ, выполняющийся в тех случаях, когда земельный участок является ранее учтенным, и необходимо получить информацию о реальной площади и фактическом прохождении границы земельного участка, а также в случаях, если при проведении предыдущего межевания была допущена ошибка.

Необходимость проведения кадастровых работ по уточнение границ в первую очередь обусловлена тем, что значительная часть сведений о земельных участках по всей территории РФ внесена в кадастр недвижимости декларативно (по данным из исходных правоустанавливающих документов без установления границ на местности). Такая практика ведения кадастра привела к частым случаям возникновения наложения границ между смежными землепользованиями.

Процедура уточнения производится для устранения наложения границ, а так же для внесения сведений об изменении границ и площади земельного участка в кадастр недвижимости. При проведении уточнения границ площадь ранее учтенного участка может быть увеличена, но:

— не более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования;

— не более чем на 10% от исходной площади, указанной в правоустанавливающем или правоудостоверяющем документе.

Уточнение границ земельного участка дает Вам возможность в последующем разделить Ваш земельный участок, вынести в натуру границы в случае утраты межевых знаков, избавит Вас от проблем при продаже земельного участка, а также послужит гарантией Ваших прав, и в случае спора с землепользователями смежных участков суд будет на Вашей стороне.

Процедура уточнения земельного участка включает в себя 3 основных этапа:

1. Подготовительные работы – ознакомление с документацией, согласование сроков и условия проведения работ, извещение землепользователей смежных участков о проведении собрания о согласовании прохождения границы межуемого объекта недвижимости;

2. Полевые работы – проведение геодезической съемки границы земельного участка и всех объектов, способных повлиять на прохождение границы;

3. Камеральные работы – обработка материалов съемки и составление межевого плана земельного участка.

Результатом работ по уточнению границ земельного участка будет межевой план, который позволит осуществить государственную регистрацию прав на Ваш земельный участок. Также наши специалисты окажут услуги по представлению интересов заказчика в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Пензенской области.

Уточнение местоположения границ и площади земельного участка

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 23 июня 2014 г. N Д23и-2144 «О подготовке межевого плана»

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Позиция Минэкономразвития России относительно осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка, занятого опорами линии электропередачи, в связи с уточнением его границ, если отдельные опоры расположены в границах учтенных в государственном кадастре недвижимости (далее — ГКН) земельных участков, принадлежащих третьим лицам, изложена в пункте 2 письма от 17 октября 2011 г. N 22780-ИМ/Д23.

Вместе с тем, в связи с вступлением с 1 октября 2013 года Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости», полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

1. По вопросу уточнения границ земельного участка, смежного с уточняемым земельным участком.

Согласно части 3 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре), государственный кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее — уточнение границ).

В соответствии с пунктом 20 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее — Требования), межевой план оформляется в виде одного документа также в случае, если одновременно уточняется местоположение границ нескольких смежных земельных участков, в том числе в связи с исправлением ошибки в местоположении их границ. Согласно пункту 66.1 Требований реквизиты раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» представляют собой таблицы, количество которых должно соответствовать количеству уточняемых земельных участков.

В соответствии с пунктом 67.1 Требований в реквизит «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате выполнения кадастровых работ.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду «с пунктом 63»

Таким образом, при внесении в ГКН изменений в установленном частью 3 статьи 25 Закона о кадастре порядке нормативными правовыми актами не установлены критерии определения допустимого объема таких изменений, следовательно, данный вопрос решается при проведении кадастровых работ, исходя из конкретных обстоятельств, в частности, в зависимости от конкретной ситуации кадастровым инженером осуществляется уточнение местоположения:

— всей границы смежного земельного участка (или уточнение местоположения всех характерных точек границы), в том числе в связи с исправлением ошибки;

— отдельных частей границы смежного земельного участка, в том числе в связи с исправлением ошибки в местоположении таких частей границы.

При этом, к такой ошибке относится и отсутствие в ГКН сведений о внутреннем контуре границы смежного земельного участка, и содержащаяся в ГКН ошибка, допущенная при определении координат характерных точек как внутреннего, так и внешнего контура границы. Выполнение кадастровых работ по уточнению отдельных частей границы смежного земельного участка может повлечь определение его площади (например, если сведения ГКН о местоположении характерных точек его границы, не уточнявшихся в ходе данных кадастровых работ, соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков) или не повлечь определение его площади (например, если сведения ГКН о местоположении характерных точек его границы, не уточнявшихся в ходе данных кадастровых работ, отсутствуют в ГКН или не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков). Таким образом, состав сведений, включаемых в соответствующие разделы межевого плана земельного участка, определяется в зависимости от указанных обстоятельств.

Читайте так же:  Когда можно привлечь работодателя к материальной ответственности за причиненный работнику вред

Положения части 3.1 статьи 25 Закона о кадастре применяются как в случае выявления кадастровой ошибки в сведениях ГКН о местоположении смежной с уточняемым земельным участком границей, установленной с достаточной точностью, так и в случае, если координаты характерных точек границы смежного земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат, при этом внесение таких изменений не будет обусловлено исправлением кадастровой ошибки местоположения границ смежного земельного участка.

Обращаем внимание, что, как указывалось выше, в данном случае представление дополнительного (отдельного) заявления о внесении изменений в сведения ГКН о смежном земельном участке не требуется. Орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета земельного участка вносит соответствующие изменения в сведения ГКН о местоположении границ и площади смежных земельных участков.

Необходимо отметить, что XML-схема, используемая для формирования XML-документа — межевого плана земельного участка, представляемого в орган кадастрового учета в форме электронного документа, утвержденная приказом Росреестра от 17 декабря 2012 г. N П/580 (версия 03), не содержит элемента для отражения площади смежного земельного участка.

XML-схема, используемая для формирования XML-документа — межевого плана земельного участка, представляемого в орган кадастрового учета в форме электронного документа, утвержденная приказом Росреестра от 25 июня 2013 г. N П/237 (версия 04), позволяет отразить сведения о площади смежного земельного участка в случае одновременного уточнения сведений о местоположении границ смежных земельных участков, при этом в указанной версии схемы электронного межевого плана предусмотрено внесение сведений о смежных участках в двух вариантах:

1. уточнение одного (объекта кадастровых работ) и уточнение только отдельных частей или характерных точек границы смежных земельных участков без указания вычисленной «уточненной» площади смежных участков;

2. уточнение одновременно нескольких земельных участков с отражением в межевом плане их уточненных площадей.

2. По вопросу указания в межевом плане сведений о значениях координат характерных точек границ смежного земельного участка.

При выполнении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка осуществляется уточнение его границ, в том числе одновременно являющихся частью границы другого земельного участка. При этом Законом о кадастре не предусмотрено обязательное установление (уточнение) местоположения всех частей границ смежного земельного участка.

В указанных выше случаях значения координат характерных точек границ смежного земельного участка, которые не уточняются, в межевом плане не указываются. Соответственно, сведения о средней квадратической погрешности положения характерной точки границы смежного земельного участка, координаты которой не уточняются, также не указываются.

При оформлении межевого плана в электронном виде в соответствии с XML-схемой, утвержденной приказом Росреестра от 25 июня 2013 г. N П/237 (версия 04), необходимо принимать во внимание ряд особенностей, указанных в пункте 7 Приложения N 7 к приказу Росреестра от 13 декабря 2011 г. N П/501, в частности, при уточнении границ смежных участков (SpecifyRelatedParcel) в случае изменения части границы (ChangeBorder) (от точки до точки), в том числе при добавлении внутреннего контура:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо «к приказу Росреестра от 13 декабря 2011 г. имеется в виду «к приказу Росреестра от 13 декабря 2011 г»

— при изменении участка границы координаты указываются от точки до точки. При этом должны обязательно присутствовать значения старой координаты первой и последней точки изменяемого участка границы. Участок уточняемой границы должен содержать описание возникающих, изменяющихся или прекращающих существование точек, а также сохраняющих свое положение точек. Если в уточняемом участке границы точка прекращает существование, то для нее должно присутствовать значение старой координаты и отсутствовать значение новой координаты. Если добавляется новая точка, то должно отсутствовать значение старой координаты и присутствовать значение новой. У изменяющейся точки значения старой и новой координаты должны различаться. Если в уточняемом участке границы точка осталась неизменной, то значение новой координаты должно быть равно значению старой координаты;

— если у смежного участка уточняются несколько участков границы, элемент необходимо повторять для каждого такого участка границы. Последовательность точек должна соответствовать направлению обхода по часовой стрелке;

— для добавления внутреннего контура должны совпадать первая и последняя точка в элементе. При этом значения старой координаты всех точек добавляемого контура должны отсутствовать (т.е. в блоке должны присутствовать только NewOrdinate). Для исключения внутреннего контура должны совпадать первая и последняя точка в элементе. При этом значения новой координаты всех точек исключаемого контура должны отсутствовать (т.е. в блоке должны присутствовать только OldOrdinate). При добавлении или исключении нескольких внутренних контуров элемент необходимо повторять для каждого такого внутреннего контура.

3. По вопросу пересечений границ смежного земельного участка с другим земельным участком, не являющимся объектом кадастровых работ.

Законом о кадастре не установлено, что наличие пересечений границ земельных участков, не имеющих общих частей границ (не смежных) с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ, является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений данного земельного участка в связи с уточнением местоположения границ его грани или внесению изменений в сведения ГКН о смежном земельном участке.

Обзор документа

Разъяснены некоторые особенности составления межевого плана.

Так, возможна ситуация, когда при постановке на кадастровый учет или при учете изменений участка в связи с уточнением части границ, которая одновременно является частью границ других объектов, и (или) изменением площади требуется внести поправки в сведения о смежных участках.

В данном случае необходимо внести изменения в данные о местоположении границ и площади объектов. При этом дополнительных заявлений об уточнениях представлять не нужно.

Отмечено, что местоположение границ считается согласованным только при наличии в акте личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (за некоторыми исключениями).

Межевой план оформляется в виде одного документа также в случае, если одновременно уточняется местоположение границ нескольких смежных участков, в т. ч. в связи с исправлением ошибки. В реквизит 6 раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» заносятся данные о смежных землях, границы которых уточнены в результате кадастровых работ.

В зависимости от ситуации кадастровый инженер уточняет местоположение всей границы смежного участка (или всех характерных точек границы); отдельных частей границы (в т. ч. в связи с исправлением ошибок в обоих случаях).

Относительно XML-схемы, используемой для формирования XML-документа — межевого плана, указано следующее. Новая версия, утвержденная в июне 2013 г., позволяет отразить сведения о площади смежного участка при одновременном уточнении сведений о местоположении границ. При этом сведения можно указать в 2 вариантах. Первый — уточнить объект или только отдельные части либо характерные точки границы смежных участков. При этом скорректированная площадь не отражается. Второй — уточнить одновременно несколько участков с отражением в плане их измененных площадей.

Читайте так же:  Правила заполнения журнала учета проверки знаний по электробезопасности – образец для скачивания

Отдельно разъяснено, как в плане указать сведения о значениях координат характерных точек границ смежного участка.

Уточнение местоположения границ и площади земельного участка

Изменение уникальных характеристик (уточнение сведений о местоположении границ и площади земельного участка)

Если в кадастре отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого участка, при этом в кадастровом паспорте или кадастровой выписке о таком земельном участке имеются записи о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, то по инициативе заинтересованного лица может в установленном порядке проводиться кадастровый учет изменений (уточнений) в указанных сведениях (учет в связи с изменением уникальных характеристик участка) (рисунок 3.1).

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, при отсутствии такого документа — из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если эти документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ранее было установлено, что при уточнении границ земельных участков учитываются сведения, содержащиеся в правоустанавливающем документе, и фактическое землепользование).

кадастровый учет граница площадь

Рисунок 3.1 — Уточнение сведений о местоположении границ и площади земельного участка

Исходя из комплексного анализа норм Закона о кадастре, уточнение местоположения границы земельного участка допускается в следующих случаях:

­ при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы земельного участка;

­ в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о характерных точках границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

­ в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (в государственном кадастре недвижимости содержится несколько значений координат указанной характерной точки).

Под уточнением границ земельного участка понимается уточнение описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным Федеральным законом № 221-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактического землепользования.

При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка, которые одновременно являются границами другого (смежного) земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка (п.3 ст.25 Федерального закона № 221-ФЗ).

При уточнении сведений речь идет только об уточняемых земельных участках, требования к которым можно выстроить, изучив перечень оснований для отказа в государственном кадастровом учете, установленный Порядком ведения государственного кадастра недвижимости. Таких требований получается три:

­ площадь уточняемого земельного участка не должна быть больше площади, содержащейся в системе государственного кадастра недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% от площади земельного участка в государственном кадастре недвижимости (отказ в государственном кадастровом учете на основании п.1 ч.5 ст.27 Федерального закона № 221-ФЗ);

­ при уточнении местоположения границ земельных участков должен соблюдаться порядок согласования местоположения границ земельных участков, предусмотренный ст.39 и 40 Федерального закона № 221-ФЗ (отказ в государственном кадастровом учете на основании п.2 ч.5 ст.27 Федерального закона № 221-ФЗ);

­ местоположение границы уточняемого земельного участка должно быть согласовано, за исключением случаев признания границ уточненными в порядке разрешения земельного спора (отказ в государственном кадастровом учете на основании п.2 ч.5 ст.27 Федерального закона № 221-ФЗ).

Уточнение допускается, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ, определенных с нормативной точностью.

Межевой план оформляется в виде одного документа в случае, если одновременно уточняется местоположение границы земельного участка и сведения частях земельного участка. Если образование земельных участков сопровождалось проведением кадастровых работ по уточнению местоположения границы исходного (измененного) земельного участка, оформляются: межевой план по уточнению местоположения границы земельного участка и межевой план по образованию земельных участков.

При изменении общей границы земельных участков подготовка документации по планировке территории не требуется.

При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Для изменения сведений о площади и (или) границах земельного участка необходимо предоставить в орган кадастрового учёта следующие документы:

Заявление о государственном кадастровом учете изменений, составленное по форме приложения № 2 к приказу Минюста России от 20.02.2008 № 34. С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. С заявлениями об учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости (часть 4 статьи 20 Закона).

Копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на земельный участок. Представляется при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости.

Видео (кликните для воспроизведения).

Документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя.

Копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.

Верность представляемых копий документов должна быть засвидетельствована в порядке, установленном законодательством. Представление такой копии не требуется в случае, если заявитель или его представитель лично представляет документ в подлиннике. Этот документ после копирования органом кадастрового учета возвращается заявителю. Местоположение границ определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Читайте так же:  Что такое гражданство и его принципы в рф

Если разница в значениях площади, указанной в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактической площади такого земельного участка, внесенной в ГКН, не превышает минимальный размер, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (если такой размер не установлен, не превышает величину площади более чем на десять процентов), то при отсутствии иных оснований для приостановления (отказа) в государственной регистрации право собственности на такие земельные участки (или соответствующие изменения в ЕГРП) может быть зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке.

Необходимо отметить, что согласно ч.6 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не являются основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.

Изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.

Кадастровый инженер должен обосновать в заключении уточненное местоположение границ земельного участка и включить в приложение копии документов, определяющих границы:

­ документы, подтверждающие право на земельный участок;

­ или при их отсутствии документы, определявшие местоположение границ земельного участка при его образовании;

­ или при их отсутствии документы, подтверждающие фактическое местоположение границ земельных участков более 15 лет назад, например:

· карты и планы, являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости

· фотопланы местности масштаба 1: 5 000 и крупнее.

Сведения о характерных точках границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 66: 28: 5501001: 110

Уточнение местоположения границ и площади земельного участка

Предельный минимальный и максимальный размер земельного участка (),

Смежные земельные участки, поставленные на учет «декларированым» путем, т.е. не имеющие сведений ГКН о границах, указываются в графе «6» (Рисунок 6).

Рисунок 6 — Сведения о земельных участках, смежных с уточняемым земельным участком с кадастровым номером 71:30:060623:23; 1-5 — номера характерных точек границы, вдоль которых проходит смежная граница

В случае если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы) в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков (ранее допущенные кадастровые ошибки), границ муниципальных образований или населенных пунктов, в разделе приводятся предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок, в том числе результаты необходимых измерений [12]. Графическая часть межевого плана оформляется на основе сведений кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, указанных в составе раздела «Исходные данные». Раздел «Схема геодезических построений оформляется в соответствии с материалами измерений, содержащими сведения о геодезическом обосновании кадастровых работ ( рисунок 7 ).

Рисунок 7 — Схема геодезических построений

Раздел «Схема расположения земельных участков» (Рисунок 8) оформляется на основе разделов кадастрового плана территории или кадастровой выписки.

Схема предназначена для отображения местоположения земельного участка относительно смежных земельных участков или земель общего пользования.

Рисунок 8 — Схема расположения земельных участков

Чертеж оформляется в масштабе, обеспечивающем читаемость местоположения характерных точек границ земельных участков (рисунок 9 ).

Чертеж составляется таким образом, чтобы в поле его изображения отображался уточняемый земельный участок, а также части земельных участков.

Рисунок 9 — Чертеж земельных участков и их частей

Заключительным этапом межевого плана по уточнению местоположения границ и площади земельного участка является акт согласования (Рисунок 10)

Рисунок 10 — Акт согласования

В случае если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков, на обороте Чертежа оформляется акт согласования местоположения границы земельного участка

В Акте согласования указываются реквизиты документов, удостоверяющих личность заинтересованных лиц, указанных в части 3 статьи 39 Закона, либо их представителей. При этом копии таких документов в состав Приложения не включаются [12].

После подготовки межевого плана, подписания всех заинтересованных лиц акта согласования, межевой план передается в орган кадастрового учета, в данном случае филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области, с целью получчения кадастрового паспорта на земельный участок. Срок расмотрения заявления по уточнению метоположения границ и площади земельного участка — 18 рабочих дней, со дня подачи заявления.

Межевой план формируется или в виде электронного документа, заверенного электронной подписью кадастрового инженера или в виде бумажного документа, а так же оформляется и в электронной форме на электронном носителе в виде файлов в формате XML-документа, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль предоставленных данных.

Наиболее распространенной программой является Технокад, которая позволяет взаимодействовать со службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестром) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами Минэкономразвития России и Росреестра. Программные средства, предоставляемые «ТехноКад», полностью совместимы по стандартам, форматам и процедурам с соответствующими программными средствами, используемыми в органах Росреестра.

Уточнение местоположения границ и площади земельного участка

Современная ситуация в области земельной собственности в России сложилась таким образом, что зачастую требуется уточнение одновременно площади и границ участков. Особенно если речь идет об образовании новых наделов земли, либо об изменении границ, приватизации, изъявлении собственника продать, подарить или обменять собственный надел. Дело в том, что львиная доля сведений о земельных наделах в РФ просто «переносится» в Государственный кадастр недвижимости из соответствующих правоустанавливающих документов, без проведения геодезических измерений, либо проведения их без необходимой точности. Что приводит в итоге к тому что многие земельные наделы просто «заходят» друг на друга (то есть имеется пересечение в той или иной мере), вызывая взаимные претензии у обоих собственников/держателей земли. В другом случае, такая детализация необходима для внесения сведений об участке в ГКН (например, при образовании нового надела).

Требуется уточнение и в ряде других случаев:

  • если фактическая площадь или местоположение надела земли не соответствует тем сведениям, которые имеются в ГКН;
  • если в ГКН по тем или иным причинам отсутствуют сведения о площади земельного надела;
  • если имеется кадастровая ошибка (то есть то самое пересечение или наложение границ земельного участка).

Следует отметить, что исправлять такую ошибку довольно сложно. А не исправлять — значит не иметь возможности таких «манипуляций» с земельным наделом, как раздел, объединение, перераспределение, выдел и образование.

Читайте так же:  Образец договора аренды комнаты в квартире

Устранить кадастровый «недочет» можно либо путем проведения дополнительных кадастровых работ, либо в судебном порядке, что весьма дорого и долго. В первом случае проводится сдвижка того участка земли, который пересекает границы участка оформляемого и к межевому плану прикладываются акты согласования границ обоих земельных наделов. Также необходимо, чтобы собственник «сдвигаемого» участка дал доверенность на проведение кадастровых работ, заверенную нотариально. В противном случае придется решать вопрос в судебном порядке.

Порядок уточнения границ участка и его площади

Обратиться с заявлением о необходимости проведения данного вида кадастровых работ имеет право:

  • собственник земли;
  • землепользователи, обладающие правом бессрочного (постоянного) пользования участком земли;
  • землевладельцы, обладающие правом пожизненного (наследуемого) владения участком земли;
  • доверенные лица.

При обращении заявитель должен предоставить свидетельство о наличии у него соответствующих прав на уточняемый земельный надел или решение (постановление) о возникновении у него таких прав (передача/передел/образование/перераспределение).

Уточнение площади и границ выполняется в несколько этапов:

Следует сказать, что согласование границ соседствующих наделов зачастую дело довольно непростое по нескольким причинам:

  • Во-первых, собственник/владелец смежного земельного надела может без объяснения отказаться от подписывания акта о согласования или просто долгое время отсутствовать на смежном участке. В этом случае нужно предпринимать ряд шагов: подать газетное объявление о проведении кадастровых работ; выслать заказным письмом уведомление о проведении соответствующих работ. Если в установленный срок не высказаны претензии (в письменной форме) об уточненных границах, то они считаются согласованными. В иных случаях все споры о границах решаются в судебном порядке;
  • Во-вторых, подписывать акт о согласовании имеет право лишь владелец или собственник смежного участка, но никак не доверенное лицо. В противном случае документ будет считаться недействительным.

В случае, если границы соседнего участка ранее уточнялись, то согласовывать ничего не требуется.

Уточнение границ земель общего пользования

Имеет свои особенности по сравнению с уточнением границ земли, собственником которой является лицо физическое. В частности, несколько отличается пакет документов, который необходимо приложить к межевому плану:

  • постановление или решение о передачи надела товариществу;
  • государственный акт межевания;
  • выписка из протокола о выборе председателя;
  • план товарищества (генеральный);
  • выписка данных о товариществе из государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ);
  • акт согласования, подписанный владельцами/собственниками всех смежных участков.

Только после сбора всей необходимой документации формируется основной межевой план, который отдается на проверку в орган кадастрового учета, по результатам который выдается выписка из кадастра или кадастровый паспорт.

Если у Вас возникла необходимость в уточнении границ или площади земельного участка, специалисты НПЦ «Землемер» готовы дать Вам бесплатную консультацию и выполнить все геодезические и кадастровые работы в самые короткие сроки. Получить бесплатную консультацию или заказать данную услугу, возможно по телефонам 202-212 (Иркутск), 45-497 (Шелехов) или в одном из наших офисов

Уточнение площади земельного участка

Земельный участок является частью поверхности планеты и является уникальным природным ресурсом. Эта уникальность определяется рядом свойств и характеристик, одной из которых являются географические границы, определяющие площадь участка.

Основания проведения уточнения площади земельного участка

При определении координат местоположения границ участка правообладатели нередко сталкиваются с ситуацией, когда фактическая площадь участка не соответствует нормативной, сведения о которой содержаться в государственном реестре и в правоустанавливающих документах.

Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции от 03.07.3016 года) определено, что важнейшими характеристиками земельных участков являются местоположение границ и его площадь. Именно границы и площадь участка позволяют индивидуализировать конкретный участок в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества.

Таким образом, основанием для проведения процедуры уточнения площади участка будет являться указанное несоответствие фактических и нормативных границ и площади земельного участка.

Правила и пределы уточнения площади земельного участка

Для устранения несоответствия фактической и нормативной площади участка необходимо провести процедуру ее уточнения. Для этого законодательство содержит ряд правил, требующих соблюдения:

1) Уточнение площади участка допускается только в случае несоответствия сведений кадастрового учета нормативным требованиям к описанию положения границ;

2) Уточненная площадь участка не должна превышать площадь, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости (ГКН), на величину, превышающую предельный минимальный размер участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого участка содержатся в ГКН;

3) При уточнении площади участка следует соблюдать требования, установленные для согласования местоположения границ;

4) В процессе уточнения площади участка местоположение границ устанавливается исходя из данных правоустанавливающего документа, а при его отсутствии из первичных сведений, сформированных при образовании участка. В случае полного отсутствия указанных документов, уточнение проводится в соответствии с границами участка, существующими на местности не менее 15 лет, закрепленные с использованием природных или искусственных объектов.

Так как законодательством определен максимальный предел уточнения площади участка, в случае его превышения уполномоченным органом будет принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений. Предельный минимальный размер для земель конкретного целевого назначения устанавливает федеральным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, уточненная площадь участка не должна превышать площадь, сведения о которой относительно этого объекта содержатся в ГКН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный:

  • Градостроительным регламентом для участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты;
  • Иными федеральными законами для участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Кто осуществляет процедуру уточнения границ?

Осуществлением кадастровой деятельности и конкретных кадастровых работ занимаются кадастровые инженеры, обладающие квалификационным аттестатом.

Кадастровые инженеры также должны состоять членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) в сфере кадастровой деятельности.

Форма осуществления кадастровой деятельности выбирается каждым инженером самостоятельно:

  • Работа в качестве индивидуального предпринимателя.
  • Работа в качестве инженера юридического лица.

Так как все кадастровые инженеры должны состоять в СРО (как предприниматели или в составе штата юридического лица), клиент может выбрать конкретного инженера для выполнения работ по уточнению площади участка исходя из сведений реестра СРО. Выбор инженера может осуществляться с учетом его деловой репутации на рынке кадастровых работ, опытом деятельности, а также отзывов о конкретно выполненных работах от предыдущих клиентов.

Кто принимает итоговое решение об уточнении границ?

По итогам выполнения кадастровым инженером работ по приведению в соответствие фактических и нормативных границ и площади участка, орган кадастрового учета (Росреестр) принимает решение:

  • О внесении изменений в сведения кадастрового учета в части уточнения площади участка земли;
  • Об отказе осуществления кадастрового учета в части уточнения площади участка земли.

Решение об отказе внесения изменений в сведения кадастрового учета принимается в случаях, если в результате данного учета площадь участка, определенная с учетом требований законодательства, будет больше площади, сведения о которой содержатся в ГКН, на величину более чем предельный минимальный размер участка, установленный для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% (десять процентов) площади, сведения о которой содержатся в ГКН.

Читайте так же:  Какие нужны документы для подачи 3-ндфл в налоговую – перечень при покупке, продаже квартиры, возвра

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Вопрос по земельному спору

После уточнения площади соседнего земельного участка его граница стала проходить возле нашего гаража. Гараж не капитальный и земля под ним не оформлена. Может ли сосед потребовать убрать гараж от его участка? И сколько раз он может уточнять площадь зу?

Минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено их строительство определяются в соответствии с градостроительным регламентом. Градостроительный регламент утверждается представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Согласно ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Пунктом 46 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 предусмотрено, что при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путём возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.

Согласно требованиям строительных норм и правил ,изложенных в Своде Правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» а ранее в СНиП 2.07.01-89, все вспомогательные хозпостройки на придомовой территории ,а к ним гараж и относится ,должны размещаться на расстоянии в один метр от границы участка(межи). Этим документом разрешается строительство блокированных хозпостроек на соседних участках , т.е. одна общая стена по меже с соседом а далее свои сараи, гаражи и т.д.по обоюдному согласию соседей.

[3]

В каком году было принято решение о уменьшении земельных частных участков в черте гороа

В каком году было решении о уменьшении земельных участков в черте города до 6 соток

Добрый день ! Данный вопрос регламентирует Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения

Статья 13. Образование земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ статья 13 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2011 г.

Статья 13. Образование земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности

[1]

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

  1. Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексомРоссийской Федерации и настоящим Федеральным законом.

О конституционно-правовом смысле положений пункта 2 статьи 13 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2014 г. N 12-П

  1. Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 — 6настоящей статьи.

О конституционно-правовом смысле положений пункта 3 статьи 13 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2014 г. N 12-П

  1. Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.

О конституционно-правовом смысле положений пункта 4 статьи 13 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2014 г. N 12-П

  1. Если указанное в пункте 3настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

О конституционно-правовом смысле положений пункта 5 статьи 13 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2014 г. N 12-П

  1. Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.

О конституционно-правовом смысле положений пункта 6 статьи 13 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2014 г. N 12-П

  1. Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1настоящего Федерального закона.
  2. Порядок определения размера выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почвы устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Отсутствие указанного порядка не является препятствием для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 352-ФЗ в пункт 8 статьи 13 внесены изменения

  1. Выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется по правилам, установленным для выдела земельных долей, находящихся в частной собственности.

Источники


  1. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.

  2. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.

  3. Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.
Уточнение местоположения границ и площади земельного участка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here