Утверждение локальных нормативных актов

Полная информация по теме: "Утверждение локальных нормативных актов" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

РАЗРАБОТКА ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Порядок разработки локальных нормативных актов законодательно не установлен, поэтому работодатели определяют его самостоятельно.

Условно порядок разработки локальных нормативных актов можно разделить на следующие стадии.

— Определение вопросов, по которым требуются разработка и утверждение локального нормативного акта. На практике такая потребность выявляется в ходе совещаний, планерок. Сами работники организации могут выступить с инициативой создания локального нормативного акта при выявлении в ходе работы неурегулированных вопросов.

Например, в организации принято решение включить в состав компенсационного пакета работников добровольное медицинское страхование (далее — ДМС). Трудовой кодекс РФ не содержит такой гарантии для работников. В этом случае работодателю необходимо принять локальный нормативный акт, в котором будут определены условия и порядок предоставления ДМС.

— Определение этапов и сроков разработки локального нормативного акта. На практике работодатель устанавливает их при обсуждении вопросов, в отношении которых требуются разработка и утверждение локального нормативного акта.

— Создание рабочей группы по разработке локального нормативного акта. Такая группа может состоять из работников отдела кадров, юридического отдела, бухгалтерии. При необходимости включаются руководители подразделений, в отношении которых разрабатывается локальный нормативный акт. Это позволяет решить все спорные вопросы и согласовать документ с заинтересованными подразделениями еще на стадии разработки.

Необходимо назначить ответственного руководителя рабочей группы, который будет координировать участников и контролировать установленные сроки разработки локального нормативного акта.

Состав рабочей группы и порядок ее работы целесообразно закрепить в соответствующем приказе. Поскольку законодательством форма такого приказа не предусмотрена, работодатель вправе определить ее самостоятельно. Данный приказ подписывает руководитель организации либо уполномоченное лицо. Участников рабочей группы необходимо ознакомить с приказом под роспись.

— Подготовка проекта локального нормативного акта. На практике такой проект разрабатывает участник рабочей группы, назначенный ответственным исполнителем. Остальные члены группы вправе вносить предложения и замечания в ходе подготовки проекта документа. При необходимости ответственный исполнитель дорабатывает его с учетом внесенных замечаний.

— Согласование проекта локального нормативного акта. На данном этапе проект необходимо согласовать с участниками рабочей группы и другими заинтересованными лицами (подразделениями).

В процессе согласования документ передается от лиц, занимающих нижестоящие должности, лицам, занимающим вышестоящие должности.

Согласование локального нормативного акта оформляют реквизитом «Виза согласования документа». Этот реквизит включает подпись и должность визирующего документ, расшифровку подписи (инициалы, фамилию) и дату подписания, например:

Начальник юридического отдела

Дроздов Д.А. Дроздов

После согласования проект передается на утверждение работодателю. Если для принятия локального нормативного акта необходимо учитывать мнение представительного органа работников (профсоюза), то до утверждения работодателем проект документа и обоснование по нему должны быть направлены в этот орган. Такой порядок предусмотрен ст. 372 ТК РФ.

УЧЕТ МНЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА РАБОТНИКОВ (ПРОФСОЮЗА) ПРИ ПРИНЯТИИ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Трудовой кодекс РФ предусматривает принятие отдельных локальных нормативных актов с учетом мнения представительного органа работников (выборного органа первичной профсоюзной организации). Локальные нормативные акты, принятые без согласования с этим органом, не подлежат применению (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

Порядок учета мнения представительного органа работников (профсоюза) установлен ст. 372 ТК РФ и заключается в следующем.

В предусмотренных Трудовым кодексом РФ случаях работодатель до утверждения локального нормативного акта направляет его проект и обоснование по нему в представительный орган работников (профсоюз). Этот орган должен в срок не позднее пяти рабочих дней с момента получения документов направить работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме.

Если представительный орган работника (профсоюз) не согласен с проектом локального нормативного акта или хочет внести предложения по его улучшению, работодатель обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с представительным органом работника (профсоюзом).

Все разногласия оформляются протоколом. Только после этого работодатель вправе принять локальный нормативный акт. Вместе с тем представительный орган работника (профсоюз) может обжаловать его в государственную инспекцию труда или в суд либо начать процедуру коллективного трудового спора.

ПРИНЯТИЕ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем или со дня, указанного в этом документе (ст. 12 ТК РФ).

Работодатель может принять локальные нормативные акты следующими способами:

— издать приказ (распоряжение) об утверждении локального нормативного акта.

При утверждении локальных нормативных актов необходимо руководствоваться нормами «Унифицированной системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003» (утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст).

Утверждая локальный нормативный акт, работодатель должен поставить подпись в реквизите «Гриф утверждения документа». Этот реквизит располагают в правом верхнем углу документа. Помимо подписи гриф должен состоять из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), наименования должности лица, утверждающего документ, его инициалов, фамилии и даты подписания, например:

Директор ООО «Амра»

Ганина Д.А. Ганина

В реквизите «Гриф утверждения документа» допускается центрирование элементов относительно самой длинной строки, например:

Директор ООО «Амра»

Ганина Д.А. Ганина

При утверждении документа несколькими должностными лицами их подписи располагают на одном уровне.

Локальный нормативный акт может приниматься путем издания приказа (распоряжения). Унифицированной формы для такого приказа не предусмотрено, поэтому работодатель вправе определить ее самостоятельно. В приказе об утверждении локального нормативного акта необходимо отразить:

— дату введения его в действие;

— указание об ознакомлении работников с локальным нормативным актом и сроки для этого;

— фамилии и должности лиц, ответственных за соблюдение локального нормативного акта;

При утверждении локального нормативного акта приказом работодателю необходимо заполнить реквизит «Гриф утверждения документа». Этот реквизит располагают в правом верхнем углу акта. Гриф состоит из слова УТВЕРЖДЕН (УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНЫ или УТВЕРЖДЕНО), наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты, номера. Например:

Энциклопедия решений. Порядок принятия локальных нормативных актов и ознакомления с ними работников

Порядок принятия локальных нормативных актов

Правила разработки и утверждения локальных нормативных актов законом не регламентированы. Работодатель самостоятельно определяет лиц, ответственных за подготовку проектов локальных нормативных актов по тем или иным вопросам, а также сроки выполнения ими подобной работы. При необходимости с целью разработки локального акта может создаваться рабочая группа. Также может быть предусмотрена процедура согласования текста с конкретными специалистами или подразделениями (например, с юридической службой, бухгалтерией). Утверждается локальный нормативный акт удобным работодателю способом: посредством издания отдельного приказа в свободной форме или путем проставления на самом документе утверждающей визы лица, наделенного такими полномочиями.

Читайте так же:  Директор и главный бухгалтер уходят в отпуск

Согласно части второй ст. 8 ТК РФ наличие представительного органа работников обязывает работодателя при принятии локальных нормативных актов учитывать его мнение в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями.

Нормы трудового законодательства, устанавливающие такие случаи, неодинаковы как в части указания на конкретный орган, чье мнение необходимо учитывать, так и в части отсылки к конкретному порядку такого учета. Одни статьи ТК РФ требуют учитывать мнение любого представительного органа работников, вторые — лишь мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, третьи — мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Единственная статья закона, в которой установлен порядок учета мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов, — это статья 372 ТК РФ. И речь в ней идет об учете мнения только выборного органа первичной профсоюзной организации. Тем не менее, в ТК РФ неоднократно встречается указание на необходимость принятия локального нормативного акта с учетом мнения любого представительного органа работников в порядке, установленном именно ст. 372 ТК РФ. Некоторые статьи ТК РФ предписывают учитывать мнение профсоюза или любого представительного органа работников, вообще не конкретизируя порядок такого учета.

В то же время сама статья 8 называет соблюдение ст. 372 ТК РФ условием применимости всех локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников, и при этом не уточняет вид представителя. Это позволяет утверждать, что обозначенная разница в формулировках не должна влиять на порядок принятия локальных нормативных актов.

Общие положения закона о социальном партнерстве в сфере труда подтверждают верность такого вывода. В соответствии со ст. 53 ТК РФ учет мнения представительного органа работников относится к формам участия работников в управлении организацией. В свою очередь, участие работников и их представителей в управлении организацией является формой социального партнерства (ст. 27 ТК РФ). Согласно ст. 31 ТК РФ в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Таким образом, даже если закон требует принимать локальный нормативный акт по конкретному вопросу с учетом мнения именно первичной профсоюзной организации, а профсоюзный орган, отвечающий указанным в ст. 372 ТК РФ критериям, отсутствует, однако имеется иной представительный орган, выбранный трудовым коллективом, работодатель обязан учесть его мнение.

Мнение выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии с частью первой ст. 372 ТК РФ надлежит учитывать, только когда он представляет интересы всех или большинства работников. Если имеющаяся первичная профсоюзная организация не объединяет более половины трудящихся и не уполномочена представлять интересы всех работников, работодатель при принятии локального нормативного акта вправе обойтись без учета мнения такой профсоюзной организации (определение Приморского краевого суда от 04.10.2016 N 33-10453/2016, определение Ленинградского областного суда от 22.06.2016 N 33-3685/2016, определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 09.12.2014 N 33-5489/2014, определение Пензенского областного суда от 21.08.2012 N 33-1928, определение Московского областного суда от 04.08.2011 N 33-17593).

Мнение представительного органа о локальном нормативном акте во всех случаях запрашивается в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, даже если устанавливающая такую необходимость норма не содержит ссылки на эту статью. Например, проверяя соблюдение работодателем процедуры принятия локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, суды, как правило, руководствуются положениями ст. 372 ТК РФ, хотя статьи 135 и 144 ТК РФ не уточняют порядок учета мнения представительного органа работников (определение Краснодарского краевого суда от 03.11.2016 N 33-28888/2016, определение Приморского краевого суда от 04.10.2016 N 33-10453/2016, определение Иркутского областного суда от 21.04.2016 N 33-4942/2016, определение Воронежского областного суда от 16.02.2016 N 33-906/2016).

Локальные нормативные акты, принятие которых в соответствии с ТК РФ требует учета мнения профсоюза или иного представительного органа работников:

график работы на вахте (ст. 301);

правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190);

правила и инструкции по охране труда (ст. 212);

акты, которыми устанавливаются:

— порядок проведения аттестации работников (ст. 81);

— перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101);

[2]

— разделение рабочего дня на части (ст. 105);

— размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые работники не привлекались к работе (ст. 112);

— порядок и условия предоставления самостоятельно устанавливаемых работодателем дополнительных отпусков (ст. 116);

— форма расчетного листка (ст. 136);

— конкретные размеры повышения оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 147);

— конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день (ст. 153);

— конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154);

— системы нормирования труда (ст. 159, ст. 162);

[3]

— формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации (ст. 196);

— нормы бесплатной выдачи СИЗ, улучшающие защиту работников по сравнению с типовыми нормами (ст. 221);

— порядок применения вахтового метода (ст. 297);

— размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы (ст. 302);

— размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в РКС и приравненных к ним местностях (ст. 325);

— размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом для работы в РКС и приравненные к ним местности (ст. 326).

Случаи обязательного учета мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов согласно ст. 8 ТК РФ могут быть предусмотрены не только Трудовым кодексом РФ, но и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В качестве примеров приведем:

— п. 5 ст. 36.29 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», согласно которому пенсионная программа работодателя по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению при отсутствии коллективного договора утверждается локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа);

— п. 20 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, в соответствии с которым состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации;

Читайте так же:  Право на льготы при поступлении в высшие учебные заведения (вузы) рф

— п. 7 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н, предписывающий нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, улучшающие защиту работников по сравнению с типовыми нормами, устанавливать с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Коллективные договоры и соглашения, как следует из ст. 8 ТК РФ, могут дополнять нормативно установленный перечень случаев обязательного учета мнения представительного органа работников конкретными вопросами, а могут предусматривать необходимость соблюдения такой процедуры при принятии работодателем всех локальных нормативных актов. Кроме того, коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников (часть третья ст. 8 ТК РФ).

Учета мнения представительного органа работников либо согласования с ним, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением, требуют все локальные нормативные акты по обозначенным вопросам: как изначально устанавливающие правовое регулирование, так и вносящие изменения в прежние нормы или отменяющие их действие (определение Верховного Суда Республики Коми от 07.04.2016 N 33-1748/2016, определение Архангельского областного суда от 04.02.2016 N 33-817/2016).

Поскольку учет мнения необходим именно при принятии локального нормативного акта, уже утвержденные документы после появления представительного органа работников работодатель согласовывать с ним не обязан (определение Московского городского суда от 16.03.2012 N 33-8164).

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов

Работодатель направляет профсоюзу проект ЛНА и обоснование по нему

Профсоюз не позднее 5 рабочих дней со дня получения проекта направляет работодателю письменное мотивированное мнение

Профсоюз согласен с проектом

Профсоюз предлагает усовершенствовать проект

Профсоюз не согласен с проектом

Работодатель принимает ЛНА

Работодатель вносит преложенные изменения и принимает ЛНА

Работодателя не устраивает мнение профсоюза

Работодатель отказывается от принятия ЛНА

Работодатель в течение 3 дней после получения мотивированного мнения проводит дополнительные консультации с профсоюзом

Согласие не достигнуто

Работодатель действует в соответствии с достигнутой договоренностью: принимает ЛНА в согласованной редакции или отказывается от его принятия

Оформляется протокол разногласий

Работодатель действует по своему усмотрению и вправе принять ЛНА в своей редакции

обжаловать ЛНА в ГИТ или в суд

начать процедуру коллективного трудового спора

Если работодатель по истечении пятидневного срока не получил от представительного органа мотивированное мнение по проекту, он вправе принять локальный нормативный акт. Проводить дополнительные консультации и составлять протокол разногласий в таком случае не требуется (определение Воронежского областного суда от 29.03.2016 N 33-1493/2016, определение Верховного Суда Республики Коми от 23.12.2013 N 33-6503/2013, определение Красноярского краевого суда от 21.11.2011 N 33-10621).

Работодатель обязан знакомить работников под роспись с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Устраивающихся на работу согласно ст. 68 ТК РФ необходимо знакомить с принятыми локальными актами еще до подписания трудового договора. С локальными актами, принимаемыми работодателем в процессе трудовой деятельности работников, обязывает знакомить статья 22 ТК РФ. Однако какого-либо конкретного общего срока ознакомления законом не установлено. Лишь в отношении графика сменности и графика работы на вахте предусмотрена необходимость довести их до сведения работников не позднее чем за 1 и за 2 месяца до введения в действие соответственно (ст. 103 и ст. 301 ТК РФ).

Дистанционный работник может быть ознакомлен с локальными нормативными актами путем обмена электронными документами между работодателем и дистанционным работником (часть пятая ст. 312.1 ТК РФ).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства

Видео (кликните для воспроизведения).

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на май 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры

При подготовке информационного блока «Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры» использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, П. Сутулиным, В. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.

Локальные нормативные акты организации

С Новым 2012 годом.
Утверждение локальных нормативных актов

Трудовой год позади, скоро для большинства закончатся новогодние каникулы и мы с новыми силами приступим к работе. В бухгалтерии кипит работа по подготовке годовой отчетности, а затем следом и отчетность за первый квартал 2012 года. А в кадрах организации тоже не спокойно. Необходимо подготовить все необходимые приказы, просмотреть сроки трудовых договоров со срочниками и руководителями организации, пролистать локальные нормативные акты, может быть они требуют внесения изменения или корректировки, а возможно и необходимо разработать новые.

Трудовое законодательство предоставляет работодателям (организациям и индивидуальным предпринимателям) право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ст. 8 ТК РФ).

Локальный нормативный акт — это фактически «закон», действующий в рамках конкретной организации. Такой документ обязателен для всех работников организации, если в самом локальном акте не установлено иное.

Теперь надо определиться, какие именно документы относятся к локальным нормативным актам.

Трудовое законодательство не дает четкого определения локального нормативного акта организации, поэтому возникают вопросы относительно принадлежности того или иного организационно-распорядительного документа к нормативным актам.

Выделим основные признаки локального нормативного акта.

Первое — это документ, принимаемый работодателем.

Второе — локальный нормативный акт содержит нормы трудового права.

Третье — это документ, обладающий нормативностью, а именно рассчитанный на многократное применение и обязательный для неопределенного круга лиц. То есть в документе не называется конкретный работник или персонально определенный работник. Документ распространяет свое действие на всех сотрудников организации либо на определенную в документе часть работников организации.

С учетом изложенного, приказы работодателя в отношении работников являются правоприменительными документами и не относятся к локальным нормативным актам.

Читайте так же:  Если заболел перед отпуском

Таким образом, локальные нормативные акты можно определить как акты работодателя, имеющие в своем содержании правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение.

Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на обязательность наличия у работодателя других организационно-распорядительных и индивидуально-правоприменительных документов.

К таким обязательным документам в первую очередь относятся:

— штатное расписание (ст. 57 ТК РФ);

— график отпусков (ст. 123 ТК РФ);

— табель учета рабочего времени (ст. 91 ТК РФ);

— приказ об утверждении расчетного листка (ст. 136 ТК РФ);

— приказы работодателя, в частности:

— о приеме работника(ов) на работу (формы N Т-1, N Т-1а),

— о переводе работника(ов) на другую работу (формы N Т-5, N Т-5а),

— о предоставлении отпуска работнику (ам) (формы N Т-6, N Т-6а);

— о прекращении (расторжении) трудового договора с работником(ами) (увольнении) (формы N Т-8, N Т-8а),

— о направлении работника(ов) в командировку (формы N Т-9, N Т-9а),

— о поощрении работника(ов) (форма N Т-11, N Т-11а),

— и другие приказы.

Вернемся к локальным нормативным актам.

Имейте в виду, что обязанность соблюдать правила, установленные локальным нормативным актом, распространяется не только на работников, но и на работодателя (ст. 22 ТК РФ).

Локальные акты организации можно условно разделить на следующие виды:

— акты, которые должны быть в организации в обязательном порядке;

— акты, наличие которых в организации не обязательно.

Также локальные акты различаются по процедуре их утверждения.

Отдельные локальные нормативные акты организации должны утверждаться с учетом мнения профсоюзного органа организации.

Другие локальные акты руководитель организации может утвердить самостоятельно.

[1]

Хотелось бы отметить, что не существует типовых форм локальных нормативных актов. Условия, указываемые в локальном акте конкретной организации, индивидуальны, которые каждый работодатель может доработать с учетом своих требований. Поэтому универсальных форм, которые могли бы применять любые работодатели, не существует.

Нюансы разработки и утверждения локальных нормативных актов

«Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 12

Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями. Порядок введения в действие таких нормативных актов различен в зависимости от вопросов, регулируемых ими. Прочитав статью, вы узнаете, как нужно утверждать локальные нормативные акты и вводить их в действие.

На основании ст. 8 ТК РФ в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, работодатель при принятии локальных нормативных актов должен учитывать мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Кроме этого, в некоторых случаях требуется учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации. При этом, если локальный акт принят без соблюдения порядка учета мнения названных органов работников, он не подлежит применению.

Представительный орган работников: чье мнение учитываем?

Первым делом нужно понять, чье мнение необходимо учитывать, принимая тот или иной локальный нормативный акт. В некоторых статьях Трудового кодекса говорится об учете мнения представительного органа, а в некоторых — выборного органа первичной профсоюзной организации. Например, согласно ст. 105 ТК РФ на некоторых работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части, с тем чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. А в силу ч. 2 ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации работников, в частности, может устанавливаться локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Давайте разберемся, что представляют из себя данные органы.

Первичная профсоюзная организация — это объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза (ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Говоря более понятным языком, это профсоюз, который представляет на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов (ч. 1 ст. 30 ТК РФ).

Такой локальный профсоюз создается решением работников, причем для создания достаточно всего трех человек. Решение о создании профсоюза принимается общим собранием его учредителей. Ход собрания фиксируется протоколом. Первичная профсоюзная организация действует на основании устава или положения.

К сведению. Чтобы выборный орган первичной профсоюзной организации мог представлять интересы работников, необходимо, чтобы соответствующие полномочия были закреплены в учредительных документах такой профсоюзной организации или она объединяла не менее половины работников организации.

Если работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся профсоюзных организаций не объединяет более половины работников и не уполномочена представлять интересы всех работников на локальном уровне, может быть избран иной представительный орган из числа работников на общем собрании (конференции) тайным голосованием. При этом наличие такого представительного органа работников не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

В каких случаях необходимо учитывать мнение представителей работников?

Поскольку перечень вопросов, при принятии решений по которым нужно учитывать мнение представительного органа работников или согласовывать с выборным органом первичной профсоюзной организации, достаточно широк, назовем основные из них и представим их в таблице.

Следует ли согласовывать с профсоюзным органом (если он есть) должностные инструкции?

Для ответа на данный вопрос нужно разобраться, является ли должностная инструкция локальным нормативным актом. Трудовой кодекс четко не определяет, какие акты можно отнести к таковым, в связи с чем мнения специалистов разделились. Ясность в данный вопрос внес Роструд Письмом от 30.11.2009 N 3520-6-1: должностная инструкция является внутренним организационно-распорядительным документом, содержащим конкретный перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также его прав и ответственности.

В любом случае ни Трудовым кодексом, ни другими федеральными законами и нормативными правовыми актами согласование должностных инструкций с представительным органом работников не установлено. И если коллективным договором или соглашением это не предусмотрено, согласование не требуется.

Порядок учета мнения и согласования решений

Работодатель в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, коллективным договором, соглашениями, должен соблюдать порядок учета мнения как выборного органа первичной профсоюзной организации, так и представительного органа работников. Поскольку процедура учета мнения этих органов одинакова, обратимся к ст. 372 ТК РФ.

Читайте так же:  Срочный договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника

Перед принятием решения по какому-либо вопросу работодатель должен направить проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников, который не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта направляет работодателю мотивированное мнение по нему в письменной форме.

Примечание. Если профсоюз нарушил пятидневный срок направления своего мнения, то работодатель может его не учитывать.

В случае если такое мнение не предусматривает согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

Если согласия достигнуть так и не удалось, оформляется протокол разногласий, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт. Однако такой акт может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующей государственной инспекции труда или в суде. Кроме этого, принятие локального акта без согласования может стать причиной коллективного трудового спора.

На основании жалобы (заявления) органа работников государственная инспекция труда в течение одного месяца со дня ее (его) получения проводит проверку в организации. В случае выявления нарушения она выдает работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Вопрос: Может ли работодатель самостоятельно утвердить правила внутреннего трудового распорядка (или иной локальный нормативный акт), если в организации отсутствует представительный орган работников?

Действительно, в силу ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов организации. Однако, если в организации нет представительного органа, работодатель может принять правила самостоятельно: трудовое законодательство не устанавливает запретов в этой части.

А как поступить работодателю, если нет представительного органа, но есть первичная профсоюзная организация? Поскольку такие органы представляют интересы всех работников организации на локальном уровне, если объединяют более половины работников или уполномочены общим собранием работников представлять их интересы, хотя объединяют менее половины работников, в случае отсутствия представительного органа работников согласовывать правила внутреннего трудового распорядка следует с профсоюзом.

Оформляем и утверждаем локальный нормативный акт

В настоящее время имеется немало специализированных изданий, где приведены образцы локальных нормативных актов. Кроме этого, образцы таких актов можно найти и на просторах Интернета. Содержание локальных актов во многом обусловлено нормативными правовыми актами, на которые ориентируются составители, и спецификой деятельности организации, а вот с оформлением документов не всегда все в порядке. А между тем текст, как бы хорошо и грамотно он ни был составлен, становится документом только после придания ему юридической силы. Сама же процедура придания документу юридической силы связана с оформлением его определенных составных частей (реквизитов), располагаемых до или после текста.

Основным нормативным актом, регламентирующим состав реквизитов документов, является ГОСТ Р.6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», в соответствии с которым в локальном нормативном акте обязательно следует указать:

  • наименование организации (должно строго соответствовать наименованию, закрепленному в учредительных документах, включая сокращенное наименование);
  • наименование вида документа (пишется после наименования организации прописными буквами: ПРАВИЛА, ПОЛОЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ и т.д.);
  • дату утверждения.

Кроме этого, на локальном акте отводится место для подписи составителя документа и виз согласования.

При оформлении локальных нормативных актов обязателен реквизит «Гриф утверждения документа». Обычно локальный акт утверждается приказом или распоряжением, на который и делается ссылка в данном реквизите. Также локальный нормативный акт может утверждаться посредством проставления на документе грифа утверждения с личной подписью руководителя организации или уполномоченного им лица. Выглядеть это может следующим образом.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Особые правила предусмотрены для случаев ознакомления с локальными нормативными актами лиц, поступающих на работу: будущий работник должен ознакомиться с локальными нормативными актами при заключении трудового договора, то есть до его подписания. Таково требование ст. 68 ТК РФ.

Принятия локальных нормативно-правовых актов

Порядок принятия локальных нормативно-правовых актов

Порядок принятия локальных нормативно-правовых актов происходит:

коллективными органами управления организацией;

отдельными лицами из состава администрации;

Инициатором разработки и принятия локальных актов могут выступать работодатель (его представители), работники (их представители), коллегиальные органы управления (наблюдательный совет, совет директоров, правление), отдельные должностные лица из состава администрации.

Разработка и принятие этих актов состоит из следующих стадий: подготовительной;

подготовки предложений об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных локальных нормативных актов или их частей в связи с изданием новых централизованных документов;

обсуждения подготовленного проекта;

подписания (утверждения) локального нормативного акта;

доведения его содержания до сведения работников; направления (в необходимых случаях) для государственной регистрации;

При проведении этой работы используются различные процедуры.

На подготовительной стадии определяются срок разработки и подготовки проекта, его структура, круг лиц, ответственных за разработку. Работа может вестись отдельными должностными лицами (начальником отдела кадров, главным инженером), службами (отделами), например службой охраны труда, либо коллегиальными органами (наблюдательным советом, правлением, советом директоров).

Таким образом, разрабатываются, в частности, локальные нормативные акты, определяющие порядок деятельности органов управления различных обществ и производственных кооперативов.

Согласовательная стадия предполагает согласование проекта акта с заинтересованными структурными подразделениями, отдельными должностными лицами либо представителями работников2. Так, например, утверждение гибкого скользящего графика, разделение рабочего дня на части, составление графиков сменности происходит с учетом мнения выборного профсоюзного органа; утверждение положения о комитете (комиссии) по охране труда должно осуществляться с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду и с участием специалистов в области охраны труда; должностные инструкции разрабатываются с привлечением специалистов соответствующих отделов и служб и т.д.

Стадия подготовки предложений о приведении в соответствие ранее изданных локальных нормативно-правовых актов включает в себя правовые элементы, связанные с внесением изменений или дополнений в действующие локальные нормативные правовые акты либо с их отменой. Такая работа проводится работодателями и представителями работников в настоящее время в связи с принятием Трудового кодекса РФ.

На стадии обсуждения в проект локального нормативно-правового акта вносятся изменения, дополнения, высказанные специалистами, руководителями структурных подразделений, представителями работников и др.

Утверждение (подписание) локального нормативно-правового акта — это стадия, на которой подготовленный проект приобретает юридическую силу, становится официальным для данной организации правовым актом. Единоличное подписание (утверждение) производится работодателем либо руководителем соответствующей организации. Если акт принимается коллегиальным органом управления, то моментом его принятия являются результаты голосования. Решение принимается простым большинством голосов.

Читайте так же:  Как провести замену лет при расчете больничного листа, чтобы это было выгодно работнику – примеры ра

Доведение принятого акта до сведения работников — необходимая стадия его реализации.

Процедуры ознакомления могут быть различными: устно, под расписку, опубликование в газете, издаваемой в организации, объявление по местному радио, доведение до сведения через компьютерную сеть и т.д.

В некоторых случаях необходимо направление локального нормативно-правового акта в соответствующие государственные органы для регистрации (например, соглашений).

По общему правилу, разработанный и принятый локальный нормативный акт вводится в действие путем издания приказа руководителем организации, филиала или представительства, который регистрируется в канцелярии или отделе кадров.

Согласно ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. К таковым относятся: приказы (распоряжения) нормативного характера, должностные инструкции, положения (о проведении аттестации, о различных комиссиях, комитетах) и др. Порядок их принятия различен.

В одних случаях он детально регламентируется федеральными нормативными правовыми актами. В качестве примеров можно привести локальные положения о службе охраны труда на предприятии и положение о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. Порядок их разработки регламентируется рекомендациями «По организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации» и «Основными положениями о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании», утвержденных Министерством труда и социального развития РФ.

В других случаях порядок издания регламентируется в общем плане. Так, при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. То есть закон не определяет вид локального нормативного акта и процедуру его принятия и издания. Аналогичная ситуация наблюдается при проведении расчетов с увольняемым работником. При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику, производится в день его увольнения. Если работник в этот день не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления им требований о расчете. На практике такие процедурные вопросы регулируются приказами (распоряжениями) об увольнении.

В некоторых случаях необходимость принятия локального нормативно-правового акта, его наименование, процедура издания определяются самим работодателем. Так, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников, создается служба охраны труда; решение о ее создании принимается работодателем самостоятельно с учетом специфики деятельности данной организации. Структура службы охраны труда в организации и численность ее работников определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти.

На основании Межотраслевых типовых инструкций по охране труда для работников розничной торговли работодателем самостоятельно разрабатываются инструкции по охране труда для кассиров, подсобных рабочих, приемщиков товаров и других работников с учетом условий их работы в конкретной организации.

Среди локальных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения, существенная роль принадлежит нормативным актам, принимаемым коллегиальными органами управления (общим собранием или конференцией), советом директоров (наблюдательным советом), правлением, дирекцией и другими.

Порядок принятия локальных нормативных актов коллективными органами управления включает в себя анализ основных сторон производственной деятельности предприятия. На основе оперативно-производственной тенденции развития и меняющейся экономической ситуации выявляются проблемы в области правового регулирования труда, требующие разрешения (режим работы, выплата заработной платы, охрана труда и т.д.), и намечаются задачи подготовки локального нормативного акта. Для этого назначаются ответственные лица или создаются рабочие группы (комиссии); определяются формы и порядок участия членов рабочей группы (комиссии) в совместной работе. Для принятия оперативных решений конкретным лицам дается поручение разработать проект решения и представить его на рассмотрение в установленный срок.

Проект должен учитывать положения, закрепленные в федеральных нормативных правовых актах, а также ранее принятые по данному вопросу решения, нормативно-технические и иные документы. Желательно избегать включения в проект тех положений, которые уже содержатся в действующих документах.

Проект согласуется с теми отделами, службами, должностными лицами предприятия, чьи функции затрагивает разрешаемый им вопрос. Согласие, замечания или несогласие последних фиксируется на специальном бланке. Окончательное визирование проекта с учетом соответствия его законодательству проводит юридическая служба.

Проект обсуждается рабочей группой (комиссией); с этой целью работодатель определяет состав участников обсуждения (лиц, подготавливающих проект решения, специалистов, предполагаемых ответственных исполнителей, представителей заинтересованных служб).

На заседании коллективного органа управления решение по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимается, как правило, большинством голосов присутствующих. Каждый член совета директоров (наблюдательного совета), правления обладает одним голосом, передавать его запрещается. При равенстве голосов решающим считается голос председателя или — в его отсутствие — председательствующего на заседании.

Ход обсуждения фиксируется в протоколе, который составляется в срок не позднее 10 дней с момента окончания заседания и содержит сведения о месте и времени заседания, о лицах, присутствующих на нем, повестке дня, докладчиках, вопросах для голосования и итогах голосования по ним, о принятых решениях. Подписывается протокол председателем и секретарем соответствующего органа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Локальные нормативно-правовые акты могут приниматься отдельными лицами из состава администрации. Перечень таких лиц, их компетенция определяются федеральными нормативными правовыми актами, уставами предприятий, коллективным договором, должностными инструкциями, приказами работодателя. Объем их конкретных полномочий в области принятия локальных нормативных актов зависит от должностного положения, структуры руководимой ими части предприятия, состава подчиненных работников, направления деятельности и т.д. Руководители филиалов, представительств, других обособленных структурных подразделений предприятия выступают в качестве представителей работодателя при заключении в этих подразделениях коллективных договоров. Уставы и Положения о дисциплине определяют перечень должностных лиц, имеющих право издавать локальные нормативные акты в сфере обеспечения дисциплины труда.

Источники


  1. История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.

  2. Графский, В.Г. Бакунин; Юридическая литература, 2013. — 144 c.

  3. Земельные споры. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 705 c.
Утверждение локальных нормативных актов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here