Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

Полная информация по теме: "Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Содержание

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей.

Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства (далее – ООП).

Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в ООП по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в 7-дневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

ООП в течение месяца со дня поступления указанных сведений обеспечивает устройство ребенка и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ, для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.

Региональные и федеральный банки данных составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов РФ.

Дата добавления: 2016-05-05 ; просмотров: 556 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Какова процедура выявления и учета детей-сирот и детей, утративших родительское попечение?

Процедуру выявления и постановки на учете ребенка, утратившего родительское попечение, можно кратко описать так (п. 3 ст. 56 Семейного кодекса РФ и ст. 122 Семейного кодекса РФ):

(1) В течение трех дней со дня получения от граждан или от должностных лиц организаций (дошкольных, общеобразовательных, медицинских и любых других) сведений о ребенке, предположительно утратившем родительского попечение, органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка обязаны провести обследование условий жизни ребенка, чтобы установить, действительно ли ребенок утратил адекватное родительское попечение или нет.

При установлении факта отсутствия попечения родителей или родственников органы опеки обязаны:

незамедлительно обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве в соответствии с требованиями ст. 123 Семейного кодекса РФ (например, направить ребенка на обследование в лечебное учреждение либо в приют);

направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для первичного учета в региональном банке данных о детях-сиротах и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти для первичного учета в федеральном банке данных о детях-сиротах в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;

(2) В течение месяца со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без родительского попечения, органы опеки и попечительства по месту выявления ребенка обязаны:

обеспечить его устройство в соответствии с требованиями ст. 123 Семейного кодекса РФ: либо в замещающую семью, либо – при отсутствии такой возможности – временно, на период устройства на воспитание в семью, в организацию для детей-сирот;

направить анкету ребенка для учета оператору регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, соответствующего субъекта РФ, и организации его устройства в семью граждан РФ на территории данного субъекта РФ, а также для одновременного направления для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Подробнее о каждом из перечисленных этапов — в материалах ниже.

журнала учета детей, усыновленных (удочеренных) гражданами РФ, постоянно проживающими на территории РФ;

журнала учета детей, переданных под опеку (попечительство) гражданам РФ, постоянно проживающим на территории РФ;

журнала учета детей, усыновленных (удочеренных) гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства, являющимимся родственниками ребенка.

[2]

Формы документов , используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).

© 2014 Нам пора домой!
Информационно-правовой портал для специалистов по семейному устройству, законодателей, волонтеров.

Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

Комментарий к статье 122

Читайте так же:  Перенос отпуска по производственной необходимости

1. Существуют различные обстоятельства, в результате которых дети остаются без родительского попечения. Некоторые из этих причин перечислены в ст. 121 СК РФ: смерть родителей, отказ взять ребенка из родильного дома, признание родителей недееспособными, уклонения родителей от воспитания детей и т.д.

Одна из самых старейших форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, известная еще в римском частном праве, — усыновление (удочерение) детей. Тогда в качестве усыновителей выступали, как правило, мужчины, и разница в возрасте должна была быть не менее 18 лет.

2. После получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, органы опеки и попечительства обязаны в течение трех дней провести первичное обследование. В ходе обследования органы опеки и попечительства должны проверить достоверность полученной информации, ознакомиться с условиями, в которых проживает ребенок, выявить родственников, которые смогут обеспечить временный уход за ребенком до решения вопроса о его устройстве.

3. При невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения сведения о нем направляются в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок, — в региональный банк данных. Получив такие сведения, орган исполнительной власти субъекта РФ уже на всей своей территории принимает в течение месяца меры по устройству ребенка в семью. При невозможности устройства ребенка сведения о нем направляются в Министерство образования РФ, на которое возложены функции по осуществлению централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, и оказанию содействия в устройстве ребенка в семью российских граждан на территории России.

Граждане, желающие принять ребенка на воспитание в свою семью, обращаются к региональным или федеральным операторам, которые формируют банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (органы местного самоуправления, исполнительные органы субъектов РФ, Министерство образования РФ). При этом должны быть представлены следующие документы:

а) заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить его с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям;

б) анкета гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью;

в) заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.

Оператор в 10-дневный срок со дня получения документов рассматривает их по существу и предоставляет гражданину для ознакомления анкеты ребенка и фотографии детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующих его пожеланиям. Затем в соответствии с пожеланием гражданина оператор выдает ему направление на посещение ребенка. Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, на посещение которого выдано направление одному гражданину, не могут быть одновременно сообщены другому гражданину. Гражданин обязан в установленный для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этот ребенка и принятом им решении.

При отказе гражданина от приема на воспитание в свою семью предложенного ему ребенка он получает направление на посещение другого выбранного им ребенка.

Гражданин обязан письменно проинформировать соответствующего оператора о:

подаче им заявления в суд об установлении усыновлении (удочерения) ребенка или заявления в орган опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) или создании приемной семьи;

вынесении решения о передаче ребенка на воспитание семью (решение суда об установлении усыновления (удочерения), или принятии решения органом местного самоуправления об установлении опеки (попечительства), или заключении договора о создании приемной семьи);

принятии им решения об отказе от поиска ребенка и прекращении учета сведений о нем в государственном банке данных.

Семейный кодекс РФ предусматривает следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), передача в приемную семью, устройство в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (например, детский дом семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения). В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 123 СК РФ могут предусмотреть и иные формы устройства детей.

4. В отличие от ранее действовавшего законодательства , пункт 3 ст. 122 СК РФ в интересах детей, обеспечения скорейшего их устройства в семью вносит существенные коррективы в порядок учета детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, установлено, что при невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения (как и ранее, в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения) сведения о нем направляются органами опеки и попечительства одновременно в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок (в региональный банк данных), и в федеральный орган исполнительной власти, ведущий централизованный учет (в федеральный банк данных).

Ст. 122 КоБС в редакции Федерального закона от 7 марта 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 11. Ст. 939.

В настоящее время осуществление централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, возложено на Министерство образования РФ (Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г.). Датой постановки ребенка на централизованный учет считается дата заполнения анкеты ребенка в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства (нахождения). Основная цель учета (формирования регионального и федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей) — оказание содействия в поисках каждому ребенку семьи на территории РФ. Однако при нахождении такой семьи ни органы исполнительной власти, ни Минобрнауки России не вправе подменять органы опеки и попечительства в определении того, соответствует ли передача ребенка в данную семью его интересам и допустима ли она с точки зрения закона.

При невозможности передать ребенка в семью на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью на территории РФ ребенок может быть передан на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства или российским гражданам, постоянно проживающим за пределами РФ (за исключением родственников ребенка), по истечении трех месяцев со дня постановки ребенка на централизованный учет (см. комментарий к ст. 124 СК РФ).

За неисполнение обязанностей по выявлению и устройству детей в установленные сроки, предусмотренные п. 3 ст. 122 СК РФ, должностные лица органов местного самоуправления (органы опеки и попечительства), а также органов исполнительной власти субъектов РФ несут административную ответственность (ст. 193.1 КоАП РФ).

Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

1. Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Читайте так же:  До какого года продлена дачная амнистия

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

2. Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом.

4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8675 —

| 7109 — или читать все.

43. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Пвовые основы совершения действий по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, заложены в разд. СК, в ФЗ »0 государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», в Правилах ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием1, а + в иных нормативных Пвовых актах.

1. Сведения о факте отсутствия родительского попечения в отн. ребенка поступают в орган опеки и попеч-ва.

Зачастую такая информация становится известной сотрудникам органов опеки и попеч-ва при исполнении их служебных обяз-тей. Однако необходимо знать, что в соотв. с п. 1 ст. 122 СК РФ должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в ООиПопеч-ва по месту фактического нахождения детей.

2. В соотв. с п. 3 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием орган опеки и попеч-ва в трехдневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей. +, орган опеки и попеч-ва должен обеспечить защиту7 прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве. Со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, органу опеки и попеч-ва предоставляется месячный срокхтя устройства ребенка. 3 Если орган опеки и попеч-ва не смог устроить ребенка в семью в одной из предусмотренных Пвовых форм (например, передал ребенка в учреждение для детей-сирот), то он обязан направить сведения о таком ребенке региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для учета в региональном банке данных. Региональные банки данных о детях создаются на территории каждого из субъектов РФ (ст. I ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).

В течение месяца со дня поступления сведений о ребенке региональный оператор организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ. 4. Если в течение месяца не удалось устроить ребенка в семью на территории соответствующего субъекта РФ, то информация о ребенке передается в фед. банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Хранит и предоставляет информацию, содержащуюся в фед. банке данных о детях, фед. оператор — фед. орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ1.

В соотв. со ст. 5 указанного ФЗ предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или фед.у оператору не освобождает ООиПопеч-ва, органы исполнительной власти субъектов РФ от обяз-ти по устройству таких детей на воспитание в семьи.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — те Пвовые конструкции, которые позволяют обеспечить постоянное или временное закрепление за ребенком липа, которое обязано отвечать за него. В соотв. с п. I ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на воспитание в семью (на усын-е (удочерение), под опеку (попеч-во) или в приемную семью), а при отсутствии такой возм/ости — в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной зашиты населения и другие аналогичные учреждения). +, З.ами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В зависимости от субъекта, осуществляющего заботу о ребенке, все формы устройства детей следует разделить на две группы:

ные учреждения, учреждения социальной зашиты населения и другие аналогичные учреждения). Как следует из ст. 149 СК РФ, Пвовое положение ребенка, пребывающего в такого рода учреждении, аналогично положению ребенка, которому назначен опекун (попечитель).

В зависимости от длительности отн-й по устройству ребенка различаются:

Читайте так же:  Нужен ли для командировки командировочный лист – бланк и образец заполнения

Пребывание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в одном из специальных учреждений всегда является временной формой его устройства. Это связано с тем, что, как уже упоминалось, ребенок имеет Пво на семью. Ребенку, помешенному в интернат или иное учреждение, ООиПопеч-ва и иные уполномоченные на то органы обязаны продолжать подыскивать подхо-дяшую семью.

Т.к. попытки несанкционированного занятия устройством детей, оставшихся без попечения родителей, особенно распространены при усыновлении, в СК РФ в 1998 г. включена специаль-

ная ст. 126.1 «Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей*, в которой определено, кому и при каких обстоятельствах разрешено оказывать усыновителям содействие. Необходимо иметь в виду, что неЗ.ные действия по усыновлению (удочерению) ребенка преследуются уголовным Зльством и Зльством об административных Пвонарушениях (ст. 5.37 КоА11; ст. 154 УК РФ).

В соотв. с действующим Зльством ОмиОиПопеч-ва являются органы местного самоуправления (п. 1 ст. 34 ГК; п. 2 ст. 121 СК). Однако в связи с тем, что компетенция этих органов по сути не относится к вопросам исключительно местного значения, а осуществляется в рамках реализации социальных функций государства, в настоящее время рассматривается вопрос о наделении органов государственной власти полномочиями по организации опеки (попеч-ва).

Роль органов опеки и попечительства в устройстве и выявлении детей, оставшихся без попечения родителей

Общие положения об опеке и попечительстве. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без защиты личных и имущественных прав и интересов. Приоритетность семейных форм устройства детей-сирот.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 26.11.2011
Размер файла 37,5 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

[3]

Подобные документы

История и понятие выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), особенности опеки и попечительства над детьми, функции приемной семьи.

дипломная работа [88,2 K], добавлен 13.06.2010

Обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие, правовая природа и условия усыновления ребят. Характеристика опеки и попечительства над малышами. Приемная семья и иные формы устройства одинокого ребенка.

дипломная работа [66,4 K], добавлен 18.08.2017

Основные законодательно установленные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство о гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство как форма воспитания детей.

контрольная работа [26,8 K], добавлен 01.12.2010

Исторический аспект устройства детей в семьи. Сравнительная характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Правовые последствия усыновления и контроль за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей в России.

курсовая работа [61,4 K], добавлен 20.09.2015

Анализ правовых аспектов выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей в РФ. Компетенция органов опеки и попечительства по выявлению и учету детей, формы устройства: усыновление (удочерение), приемная семья, детский дом семейного типа.

курсовая работа [729,3 K], добавлен 21.06.2012

Законодательство о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основные направления его реформирования. Органы по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, их обязанности.

Видео (кликните для воспроизведения).

дипломная работа [61,4 K], добавлен 08.06.2010

Стратегические проблемы борьбы с сиротством. Законодательство в сфере социальной защиты прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства. Основные социального причины сиротства в Российской Федерации.

курсовая работа [74,4 K], добавлен 17.12.2013

Характеристика законодательно-правовых основ опеки и попечительства над несовершеннолетними. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Правовые проблемы института опеки и попечительства в гражданском праве Республики Казахстан.

дипломная работа [77,1 K], добавлен 07.07.2015

Анализ правовой регламентации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот в Республике Беларусь. Усыновление (удочерение) как приоритетная форма. Анализ института опеки и попечительства применительно к несовершеннолетним.

курсовая работа [78,2 K], добавлен 22.12.2013

Социально-юридический анализ института устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Опека (попечительство) как форма семейного устройства. Приемная и патронатная семьи, их правовое регулирование. Устройство детей в организации для детей-сирот.

дипломная работа [125,2 K], добавлен 13.08.2017

Выявление и учёт детей, оставшихся без попечения родителей

Работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, включает несколько этапов:

1) выявление таких несовершеннолетних;

[1]

2) постановка их на учет;

3) избрание формы устройства применительно к конкретному ребенку исходя из обстоятельств утраты им родительского попечения, возраста несовершеннолетнего, наличия или отсутствия других родственников, состояния здоровья ребенка, черт его характера и др.;

4) последующий контроль за условиями жизни ребенка (воспитания, образования, содержания). Все эти меры принимаются для создания благоприятных условий жизни детей, охраны их интересов.

Для достижения таких целей органы опеки и попечительства наделены правом и в ряде случаев обязаны выступать в судах в защиту прав несовершеннолетних. Любым гражданам, а особенно тем, кто по долгу службы или в силу трудовой функции связан с детьми (воспитатели, учителя, работники учреждений социальной защиты, врачи и другие должностные лица), вменено в обязанность сообщать органам опеки и попечительства о ставших известными им фактах оставления детей без попечения взрослых. Сообщить об этом они могут в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения оказавшегося беспризорным ребенка. Затем органы опеки и попечительства в сжатые сроки — в течение трех дней — обязаны обследовать условия жизни несовершеннолетнего, составив соответствующий акт. При подтверждении факта отсутствия попечения еще до решения вопроса об устройстве ребенка названным органам надлежит обеспечить защиту его интересов.

Если дети уже помещены в какое-либо учреждение (воспитательное, лечебное, социальной защиты), руководитель такового в течение семи дней должен сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения соответствующего учреждения. За сокрытие несовершеннолетних, оставшихся без внимания взрослых, должностные лица учебных, воспитательных, лечебных организаций и учреждений социальной защиты могут быть привлечены к ответственности (п. 4 статьи 122 Семейного Кодекса РФ).

Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей.

До достижения ребенком совершеннолетия обязанности по его воспитанию, содержанию возлагаются на родителей ребенка, и ребенок находится на попечении родителей. Ребенок, в свою очередь имеет права, предусмотренные Конвенцией ООН о правах ребенка, а также национальным законодательством. Ребенок, оставшийся без родительского попечения не утрачивает личные и имущественные права, а обеспечение ребенку должного воспитания и содержания возлагается на государство, в лице соответствующих органов(органы опеки и попечительства). Обстоятельства, вследствие которых ребенок оказывается без родительского попечения, перечислены в ст.121 СК РФ и к таким обстоятельствам относятся:

Читайте так же:  Совместная собственность на квартиру без определения долей

— отказ родителей взять ребенка из родильного дома;

— лишение родительских прав или ограничение в родительских правах;

— признание родителей недееспособными;

— болезнь родителей, длительное отсутствие родителей;

— действия или бездействие родителей, создающие условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию;

-уклонение от воспитания, в том числе отказ родителей взять ребенка из лечебного или воспитательного учреждения и другие случаи.

Перечисленные обстоятельства являются юридическими фактами, которые влекут юридические последствия, в т.ч. изменение в семейных правоотношениях. Оставление ребенка без попечения возможно как вследствие виновного, так и невиновного поведения родителей.

Органы опеки и попечительства выполняют функции по выявлению детей, оставшихся без попечения. В этих целях сотрудники органов опеки выявляют места предполагаемого пребывания детей, а так же запрашивают и проверяют информацию о пребывании детей в подвалах и на чердаках. В течении 3-х дней с момента поступления информации о ребенке, сотрудники органов опеки обязаны провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта утраты попечения предпринять меры по защите прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве (ст.122 СК) После установления факта утраты родительского попечения ребенок принимается на учет органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. На органы опеки и попечительства возлагается обязанность предпринять меры к устройству ребенка в семью, при отсутствии такой возможности ребенок передается в специализированное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без родительского попечения. Форма устройства ребенка избирается органом опеки и попечительства исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей.

Учет детей и сбор информации осуществляется на местном, региональном и федеральном уровнях в соответствии с ст. 122 и 123 СК ,ФЗ «О государственном банке данных о детях оставшихся без попечения родителей» от 16.04.01 г. и Постановлением Правительства РФ от 04.04.02 г. № 217 «О государственном банке данных о детях оставшихся без родительского попечения, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».

Формы устройства

Форма устройства избирается органом опеки исходя из конкретных обстоятельств утраты родительского попечения.

Возможно временное устройство и постоянное.

1.Временное устройство осуществляется при невозможности немедленного постоянного устройства, либо при временном отсутствии родителей. Существуют такие формы временного устройства как:

-предварительная опека или попечительство. В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 48-ФЗ предварительная опека или попечительство является особой формой семейного устройства временного характера в случае, когда в интересах ребенка необходимо безотлагательное назначение опекуна. В связи с этим помещение ребенка под предварительную опеку или попечительство не является основанием для прекращения учета сведений о ребенке, как оставшемся без попечения родителей.

Учет сведений о ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, прекращается только в случае, если ребенок помещается под опеку или попечительство, в том числе в приемную или патронатную семью, или усыновляется в установленном порядке.

— временное помещение в детское специализированное учреждение. В период временного помещения ребенка в функции законных представителей выполняют органы опеки и попечительства

2.Постоянное устройство необходимо тогда, когда дети лишены родительского попечения навсегда или на длительное время и предусмотрены ст. 123 СК РФ

2. передача под опеку и попечительство;

3. передача в приемную семью;

4. передача в учреждение для детей сирот.

Предпочтительными являются те формы устройства, которые максимально способны обеспечить ребенку условия. Аналогичные условиям воспитания в семье. При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Дата добавления: 2016-03-15 ; просмотров: 574 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

Должностные лица учреждений:

дошкольных образовательных учреждений,

лечебных учреждений и других учреждений и

иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей,

обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства:

в течение трех дней со дня получения таких сведений

обязан провести обследование условий жизни ребенка и

при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников

обеспечить защиту прав и интересов ребенка

до решения вопроса о его устройстве.

Руководители воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей:

обязаны в трехдневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью,

сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

Орган опеки и попечительства:

в течение месяца со дня поступления указанных сведений

обеспечивает устройство ребенка и

при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока

в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Орган исполнительной власти субъекта РФ:

в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ,

а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и

оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Региональные и федеральный банки данных составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей:

подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление и удочерение, под опеку и попечительство или в приемную семью),

а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Другие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов РФ.

Порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также назначение опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению родителей

С 2015 года вступили в силу новые изменения в статью 122 Семейного кодекса Российской Федерации, регламентирующую порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Читайте так же:  Пошаговая инструкция регистрации ооо подготовка документов онлайн

Согласно изменений в статью 122 Семейного кодекса Российской Федерации орган опеки и попечительства при получении информации от должностных лиц организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций), а также от граждан об отсутствии у детей родительского попечения (далее — Сведения) в течение трех рабочих дней со дня получения таких Сведений обязаны провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию о ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации для первичного учета соответственно в региональном и федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Также орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения Сведений, обязан направить документированную информацию о ребенке, оставшемся без попечения родителей для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, в предыдущей редакции части 2 ст. 122 Семейного кодекса Российской Федерации, руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей должны были в течение семи дней со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства. С 2015 года срок предоставления такой информации установлен законодателем в течение трех рабочих дней.

Таким образом, если в течение одного месяца с момента поступления Сведений в орган опеки и попечительства последний не обеспечил устройство ребенка, то сведения направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который организует устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности по истечении месяца со дня поступления Сведений, федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, оказывает содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

За неисполнение обязанностей, а также за предоставление заведомо недостоверных сведений, за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, вышеуказанные руководители организаций и должностные лица привлекаются к установленной законом ответственности, в частности административной, предусмотренной ст. 5.36 КоАП РФ за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей.

Необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации также предусмотрен механизм защиты прав и законных интересов ребенка на время отсутствия родителей установлением «краткосрочной опеки» («добровольной опеки») или попечительства.

Согласно ст.35 Гражданского кодекса Российской Федерации опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно — и желание подопечного.

На основании ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Основанием для установления добровольной опеки по заявлению родителей является наличие уважительных причин, по которым родители (единственный родитель в неполной семье) не смогут исполнять свои родительские обязанности.

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» родителям необходимо подать в орган опеки совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя.

Временно назначенный опекун (попечитель) обладает всеми правами и обязанностями опекуна (попечителя), за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).

В случае назначения опеки или попечительства по заявлению родителя не производятся выплаты на содержание ребенка, так как все расходы по содержанию ребенка должны нести родители как его законные представители.

В соответствии со ст. 68 Семейного кодекса РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Видео (кликните для воспроизведения).

В силу ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Источники


  1. Ромашкова И. И. Жилищное право; Питер — Москва, 2009. — 160 c.

  2. Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.

  3. Торвальд, Ю. Век криминалистики; М.: Прогресс, 2011. — 325 c.
Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here