Взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов

Полная информация по теме: "Взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования

Профессиональные стандарты

СВЯЗЬ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Код ПС Наименование стандарта Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт
06.001 Программист

Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2013 г. N 30635

06.002 Специалист почтовой связи

Зарегистрировано в Минюсте России 22 мая 2014 г. N 32399

06.003 Архитектор программного обеспечения

Зарегистрировано в Минюсте России 02 июня 2014 г. N 32534

06.004 Специалист по тестированию в области информационных технологий

Зарегистрировано в Минюсте России 09 июня 2014 г. N 32623

06.005 Специалист по эксплуатации радиоэлектронных средств (инженер-электроник)

Зарегистрировано в Минюсте России 28 августа 2019 г. N55756

06.006 Специалист по радиосвязи и телекоммуникациям

Зарегистрировано в Минюсте России 05 июня 2014 г. N 32595

06.007 Инженер-проектировщик в области связи (телекоммуникаций)

Зарегистрировано в Минюсте России 10 июля 2014 г. N 33047

06.008 Специалист по производству продукции сетевых изданий и информационных агентств

Зарегистрировано в Минюсте России 10 июля 2014 г. N 33049

06.009 Специалист по продвижению и распространению продукции средств массовой информации

Зарегистрировано в Минюсте России 04 сентября 2014 г. N 33973

06.010 Инженер технической поддержки в области связи (телекоммуникаций)

Зарегистрировано в Минюсте России 09 июня 2014 г. N 32619

06.011 Администратор баз данных

Зарегистрировано в Минюсте России 24 ноября 2014 г. N 34846

06.012 Менеджер продуктов в области информационных технологий

Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2014 г. N 35273

06.013 Специалист по информационным ресурсам

Зарегистрировано в Минюсте России 26 сентября 2014 г. N 34136

06.014 Менеджер по информационным технологиям

Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2014 г. N 34714

06.015 Специалист по информационным системам

Зарегистрировано в Минюсте России 24 декабря 2014 г. N 35361

[1]

06.016 Руководитель проектов в области информационных технологий

Зарегистрировано в Минюсте России 09 декабря 2014 г. N 35117

06.017 Руководитель разработки программного обеспечения

Зарегистрировано в Минюсте России 24 ноября 2014 г. N 34847

06.018 Инженер связи (телекоммуникаций)

Зарегистрировано в Минюсте России 28 ноября 2014 г. N 34971

06.019 Технический писатель (специалист по технической документации в области информационных технологий)

Зарегистрировано в Минюсте России 03 октября 2014 г. N 34234

06.020 Кабельщик-спайщик

Зарегистрировано в Минюсте России 11 ноября 2014 г. N 34644

06.021 Антенщик-мачтовик

Зарегистрировано в Минюсте России 24 ноября 2014 г. N 34888

06.022 Системный аналитик

Зарегистрировано в Минюсте России 24 ноября 2014 г. N 34882

06.023 Оператор связи

Зарегистрировано в Минюсте России 28 мая 2015 г. N 37408

06.024 Специалист по технической поддержке информационно-коммуникационных систем

Зарегистрировано в Минюсте России 22 октября 2015 г. N 39412

06.025 Специалист по дизайну графических и пользовательских интерфейсов

Зарегистрировано в Минюсте России 30 октября 2015 г. N 39558

06.026 Системный администратор информационно-коммуникационных систем

Зарегистрировано в Минюсте России 19 октября 2015 г. N 39361

06.027 Специалист по администрированию сетевых устройств информационно-коммуникационных систем

Зарегистрировано в Минюсте России 30 октября 2015 г. N 39568

06.028 Системный программист

Зарегистрировано в Минюсте России 20 октября 2015 г. N 39374

06.029 Менеджер по продажам информационно-коммуникационных систем

Зарегистрировано в Минюсте России 30 октября 2015 г. N 39566

06.030 Специалист по защите информации в телекоммуникационных системах и сетях»

Зарегистрировано в Минюсте России 25 ноября 2016 г. N 44449

06.031 Специалист по автоматизации информационно-аналитической деятельности в сфере безопасности

Зарегистрировано в Минюсте России 22 ноября 2016 г. N 44398

06.032 Специалист по безопасности компьютерных систем и сетей

Зарегистрировано в Минюсте России 28 ноября 2016 г. N 44464

06.033 Специалист по защите информации в автоматизированных системах

Зарегистрировано в Минюсте России 28 сентября 2016 г. N 43857

06.034 Специалист по технической защите информации

Зарегистрировано в Минюсте России 25 ноября 2016 г. N 44443

06.035 Разработчик Web и мультимедийных приложений

Зарегистрировано в Минюсте России 31 января 2017 г. N 45481

06.036 Специалист по обслуживанию телекоммуникаций

Зарегистрировано в Минюсте России 21 июня 2017 г. N 47101

06.037 Специалист по поддержке программно-конфигурируемых информационно-коммуникационных сетей

Зарегистрировано в Минюсте России 18 июля 2017 г. N 47441

06.038 Специалист по монтажу телекоммуникационного оборудования

Зарегистрирован в Минюсте России 23 июня 2017 г. № 47169

06.039 Специалист по организации и поддержке видеоуслуг через Интернет

Зарегистрирован в Минюсте России 26 июня 2017 г. № 47190

06.040 Специалист по контролю качества информационно-коммуникационных систем

Зарегистрировано в Минюсте России 23 июня 2017 г. № 47168

06.041 Специалист по интеграции прикладных решений

Зарегистрировано в Минюсте России 22 сентября 2017 г. N 48309

06.043 Специалист по интернет-маркетингу

Зарегистрировано в Минюсте России 16 мая 2019 г. N 54635

06.044 Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)

Зарегистрировано в Минюсте России 19 ноября 2018 г. N 52725

Сравнительный анализ соответствия компетенций образовательного и профессиональных стандартов на примере направления 27.03.05 «Инноватика»

Хегай Валентина Дмитриевна
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»
Инженерная школа, кафедра Инноватики,
качества, стандартизации и сертификации
E-mail: [email protected]

Ключевые слова: реформа образования, образовательный стандарт, анализ компетенций, профессиональный стандарт, двухуровневое образование, бакалавриат, магистратура, Болонская система образования

С внедрением Болонской системы образования в России произошел ряд преобразований, в том числе и в системе обучения, главными из которых являлись два аспекта: срок обучения сократился до 4 лет (вместо привычных 5) и из ВУЗа стали выпускать студентов со степенью бакалавр (вместо специалистов). В связи с чем, возникло два вопроса: возможно ли успеть обучить студентов заявленным объемом знаний в столь короткий срок и отразиться ли степень «бакалавр» в дипломе при трудоустройстве соответственно.

Рассмотрим данные вопросы на примере направления 27.03.05 «Инноватика» для выявления соответствия компетенций выпускников бакалавриата с компетенциями специалиста по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам. Следовательно, следует сравнить путем анализа образовательный и профессиональный стандарты по ряду компетенций.

Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Инноватика» досаточно обширна и включает в себя как инновационное развитие страны в целом, так и отдельных регионов, территорий, отраслей и предприятий. Итак, образовательный стандарт 27.03.05 «Инноватика» включает в себя девять общекультурных компетенций, восемь общепрофессиональных компетенций, а также шестнадцать профессиональных компетенций [1].

Профессиональный стандарт отличается от образовательного тем, что в данном документе раскрываются основные позиции сферы труда, содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работников.

Главной целью профдеятельности специалиста по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам является выполнение прикладных и фундаментальных работ как поискового, теоретического, так и экспериментального характера, который определяет технические характеристики новой техники, комплекса работ и различных технических испытаний[2].

Хотелось бы также отметить, что одним из требований для различных должностей (рисунок 1) согласно данного профстандарта к образованию и обучению является высшее образование — диплом бакалавра.

Рисунок 1 — Возможные должности согласно профстандарту специалиста по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам

Рассмотрев необходимые умения и знания, необходимые для осуществления трудовой деятельности специалиста по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам было выявлено, что данный профессиональный стандарт регламентирует не только трудовые обязанности, но необходимый набор компетенций, которыми должен обладать данный специалист, а именно:

— применять необходимую нормативную документацию в соответствующей области знаний;

— оформлять проекты календарных планов, программ проведения отдельных элементов, а также результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

— применять методы анализа научно-технической информации и другие.

При сравнительном анализе образовательного стандарта 27.03.05 «Инноватика» и профессионального стандарта специалиста по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам было выявлено, что специалисту по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам не хватает следующих компетенций:

— способности использовать пакеты прикладных программ для решения технических задач, а также проведения работ по проекту и его планирования.

— способности к работе организации работы малых команд-исполнителей;

— способности использовать различные информационно-коммуникационные технологии, а также обобщать и систематизировать полученную информацию

— способности конструктивного мышления, то есть применение методов для анализа возможных решений для выбора самого оптимального.

Таким образом, при сравнении образовательного и профессионального стандартов были выявлены недостающие вышеперечисленные компетенции, которые, скорее всего, приобретаются на практике в процессе работы в данной сфере деятельности.

Список используемых источников:

  1. Приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 N 1006
  2. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 27.03.05 Инноватика (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.08.2016 N 43452) // СПС Консультант Плюс, версия 2016 г.
  3. Приказ Минтруда России от 04.03.2014 N 121н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2014 N 31692) // СПС Консультант Плюс, версия 2016 г.

Взаимосвязь профессионального и образовательного стандартов

Российская специфика >>
Читайте так же:  Порядок действий при переводе на неполный рабочий день по инициативе работника – образцы документов

Взаимосвязь профессионального и образовательного стандартов. 11.12.2015. L. Kosova. 12.

Слайд 12 из презентации «Модульно-компетентностная идеология нового поколения профессиональных и образовательных стандартов»

[3]

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Модульно-компетентностная идеология нового поколения профессиональных и образовательных стандартов.ppt» можно в zip-архиве размером 403 КБ.

Новые стандарты

«Новый ФГОС» — Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. Роль родителей. Клавиатурный набор текста. Что является отличительной особенностью нового Стандарта. Нельзя останавливать ребенка. Главная цель введения. При прощании не напутствуйте ребёнка. Не надо делать за ребенка домашнее задание. Памятка родителям первоклассников.

«Новый образовательный стандарт» — Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Чем отличаются новые стандарты образования от «старых»? Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный.

«Новые образовательные стандарты» — Инициативный. Средства обучения: использование компьютерных технологий и Интернет – ресурсов. Формы работы: учебное сотрудничество. Новый ФГОС выступает развивающим и прогностическим инструментом модернизации системы образования. Теперь во главу угла ставится развитие личности школьника. Исследова- тельский интерес.

«Стандарты 2 поколения» — Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС). Контроль уровня обученности. Литература и средства обучения. «Школа 2100». Внутренний план действий. Внедрение стандартов второго поколения. Стандарт как общественный договор: ориентиры развития. Что необходимо учесть при составлении рабочей программы?

Видео (кликните для воспроизведения).

«Стандарт образования второго поколения» — Аспектный анализ учебного занятия. Внутренняя оценка. Умение осуществлять действие по образцу. Авторский коллектив. Работа с информацией. Возможность научиться. Безличностный характер взаимодействия. Комплектность. Новые составляющие содержания. Планируемые результаты. Новые формы изучения результатов обучения.

«Новые государственные стандарты» — Начало обновления стандартов общего образования: что делать. Результаты КПМО. Правовое поле стандартов. Переход на новые стандарты. 6 пунктов президентской инициативы. Предстоит развивать систему оценки качества образования. Обеспечение государственных гарантий прав граждан. 21 января – открытие года учителя.

Читайте так же:  Сколько будет стоить оформление дарственной на квартиру

Всего в теме «Новые стандарты» 14 презентаций

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования

Видео (кликните для воспроизведения).

Профессиональные стандарты

ОБРАЗОВАНИЕ

Код ПС Наименование стандарта Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2013 г. N 30550

01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575

01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Зарегистрировано в Минюсте России 28 августа 2018 г. N 52016

01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования

Зарегистрировано в Минюсте России 24 сентября 2015 г. N 38993

01.005 Специалист в области воспитания

Зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2017 г. N 45406

01.006 Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

Зарегистрировано в Минюсте России 16 октября 2018 г. N 52440

01.007 Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)

Зарегистрировано в Минюсте России 17 января 2019 г. N 53396

Проблемы гармонизации профессиональных и образовательных стандартов в системе СПО.

Понятие «профессиональный стандарт» появилось в Российском законодательстве сравнительно недавно — в конце 2012 г. и сразу же вызвало большой интерес у специалистов различных отраслей, у которых появилась возможность не только обновить действующий перечень профессий, но и сформулировать современные и актуальные требования к ним, используя наработанный опыт действующих профессиональных сообществ.

ШАГ 1. Создание рабочей группы.

ШАГ 2. Выбор профессиональных стандартов, с учетом которых будет разработана профессиональная образовательная программа.

ШАГ 3. Сопоставление федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов (выполняется при разработке или обновлении основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ – программ профессиональной переподготовки).

ШАГ 4. Формирование результатов освоения программ с учетом профессионального стандарта.

ШАГ 5. Разработка процедур и средств оценки результатов обучения по программе.

ШАГ 6. Формирование структуры и содержания программы.

ШАГ 7. Разработка учебного плана и календарного графика.

ШАГ 8. Экспертиза образовательной программы.

Приказом Минтруда России от 22.12.2014 N 1061н утвержден профессиональный стандарт «Бухгалтер». Ответственная организация — разработчик данного профессионального стандарта — НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России». Разработанный профессиональный стандарт имеет большое значение не только для работодателей, но и для образовательных организаций, которые должны обеспечить подготовку высококвалифицированных бухгалтерских кадров, уже соответствующих требованиям не только федеральных государственных образовательных стандартов, но и профессиональных стандартов, в соответствии с которыми и будут трудоустраиваться выпускники системы СПО.

Таким образом, важным критерием обновления программ профессионального образования является их соответствие требованиям профессиональных стандартов. Решение задачи введения профессиональных стандартов в практику профессионального образования позволит сформировать систему подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров.

[2]

Список источников информации:

Взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов

Cуществующий в настоящее время дисбаланс между спросом и предложением квалифицированной рабочей силы оказывает негативное влияние на поступательное развитие экономики Казахстана. Качественный разрыв между предлагаемыми образовательными услугами и возросшими запросами рынка в компетентных специалистах предопределил развитие национальной системы квалификаций для обеспечения соответствия подготовки работников требованиям рынка труда в условиях развития общества, основанного на знаниях.

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: «Двадцать шагов к обществу Всеобщего труда» поставил конкретную задачу по созданию национальной системы квалификаций – систему описания профессиональных квалификаций, ориентированную на различные уровни взаимодействия системы образования с рынком труда.

Постановлением Правительства Республики Казахстан № 616 от 18.06.2013 г. утвержден План поэтапной разработки национальной системы квалификаций, включающий разработку национальной рамки квалификаций, отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов и развитие системы независимой и объективной оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов.

Необходимо отметить важность понимания всеми заинтересованными сторонами: сферой труда, системообразованием и государством в целом, сути происходящих перемен, а именно предназначение национальной системы квалификаций и ее составляющих как инструментов гармонизации и модернизации высшего образования.

Создавая национальную систему квалификаций нужно широко использовать международный опыт. Евразийский экономический союз (Россия, Беларусь и Казахстан), подписанный 29.05.2014 г., предполагает отказаться от национальной замкнутости, анализировать лучшую практику формирования профессиональных стандартов и их сопряжение с образовательными стандартами. Развитие Болонского процесса и внедрение Госстандартов нового поколения в Казахстане также ориентируют на разработку профессиональных стандартов [1].

Профессиональный стандарт – стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда [2].

Функции современного профессионального стандарта:

  • создание системы требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с требованиями профессиональной деятельности;
  • обеспечение возможности определения уровня квалификации и его соответствия уровню заработной платы;
  • создание нормативной основы для финансовой поддержки профессионального обучения персонала;
  • обеспечение возможности ориентации и контроля уровня развития людских ресурсов организации;
  • создание механизма обеспечения взаимодействия с отраслевыми учебными заведениями;
  • гармонизация требований к профессиональной компетентности;
  • создание единой информационной базы предприятия по требованиям к должностям для всех участников трудовой деятельности;
  • влияние профессиональных стандартов на качество подготовки персонала;
  • возможность получения предприятием выпускников учебных заведений, наиболее отвечающих требованиям производства, с учетом отраслевой специфики [3].

Основные пользователи профессиональных стандартов:

  • специалисты в области оценки и сертификации специалистов;
  • специалисты, разрабатывающие государственные образовательные программы;
  • руководители и специалисты подразделений управления персоналом организаций;
  • выпускники организаций образования, работники.

Профессиональные стандарты являются отправной точкой в вопросах, связанных с сертификацией профессиональных квалификаций, разработкой оценочных/диагностических материалов. При оценке профессионального уровня работников (в рамках оценки/аттестации персонала) профессиональные стандарты позволяют определить направления совершенствования профессиональных и личностных компетенций работников.

Одним из важнейших показателей эффективности образования является востребованность выпускников образовательных учреждений на рынке труда. Не секрет, что довольно часто уровень подготовленности специалистов и уровень требований работодателей не совпадают, в результате чего молодым специалистам приходится «доучиваться» на стадии адаптации. В этой связи вполне логичным видится следующее разрешение данной ситуации – работодатель устанавливает сфере образования свои требования к уровню компетенций необходимых ему работников, а образовательные учреждения с учетом этих требований осуществляют подготовку специалистов, востребованных на рынке труда и способных быстро включиться в производственный процесс. Роль своего рода «передатчика» требований работодателя отводится профессиональному стандарту, который предоставляет сфере образования необходимые сведения об областях профессиональной деятельности выпускников, объектах этой деятельности, ее видах и задачах, требуемых компетенциях будущих специалистов.

Профессиональный стандарт может служить трудоспособному населению для определения собственного профессионального уровня и направлений/задач профессионального обучения и совершенствования, эффективного функционирования на предприятии, обеспечения собственной востребованности на рынке труда, сокращения сроков поиска подходящей работы, карьерного роста и увеличения доходов.

Основная идея разработки профессионального стандарта заключается в том, что он закрепляет обобщенную трудовую функцию специалиста, четко формулируя цель его деятельности, с обозначением конкретных трудовых функций, которые выполняются для достижения этой цели. Каждая трудовая функция состоит из определенного набора действий, то есть механизмов или способов, позволяющих ее осуществлять. Таким образом, в профессиональном стандарте прописаны конкретные знания, умения и компетенции, необходимые представителю данной профессии [4].

Благодаря такой структуре профессиональный стандарт вполне может быть спроецирован в требования образовательных стандартов и программ профессионального образования. Однако к процессу перевода требований профессионального стандарта в образовательные программы и их разработке в целом нельзя подходить формально. Необходимо четкое понимание того, что процесс этот творческий.

Трансформация требований профессионального стандарта в образовательные программы высшего образования является непростой задачей. Очень сложно в рамках обязательной программы профессионального образования обеспечить овладение всеми функциями профессионального стандарта одного квалификационного уровня.

Профессиональные стандарты описывают виды экономической деятельности путем перечисления и описания, необходимых для их функционирования и развития видов трудовой деятельности и трудовых функций. В системе высшего образования профессиональные образовательные программы разрабатываются по направлениям и профилям подготовки. В рамках того или иного направления и профиля подготовки могут осваиваться виды трудовой деятельности и трудовые функции, описанные в разных профессиональных стандартах. При этом наименование видов трудовой деятельности и трудовых функций в большинстве случаев прямо не совпадает с наименованием направления или профиля подготовки. Для разработки профессиональной образовательной программы может быть использовано несколько профессиональных стандартов, однако прямой перенос формулировок из профессионального стандарта в образовательную программу невозможен в силу различия понятийно-терминологического аппарата сфер труда и образования, где часто применяются специфические термины/понятия, а похожие имеют разную смысловую нагрузку [5]. Все это говорит о том, что использование профессиональных стандартов при создании образовательных программ требует от разработчиков понимания логики их построения, структуры и содержания.

Необходимо обратить внимание и на то, что в основном профессиональные стандарты направлены на решение задач бизнеса, соответствующих нынешнему уровню развития производства и экономики. Поэтому в них проблемы фундаментальности и системности образования уходят на второй план, и как следствие этого, переоценка роли профессиональных стандартов при решении образовательных проблем может привести к снижению качества образования [6].

С этим утверждением трудно не согласиться. Это актуализирует необходимость привлечения в качестве разработчиков профессиональных стандартов не только экспертов-профессионалов в определенной отрасли производства, но и представителей университетской системы, способных в опережающем плане обозначить инновационные аспекты компетентностной модели выпускника.

Работодатели – не специалисты в образовании, они показывают в своих профстандартах, что должен знать и уметь работник, когда он придет к ним, чтобы выполнять работу в рамках той или иной профессии. По сути, работодатель указывает только тот прикладной аспект знаний и умений работника, который по мнению и опыту работодателя нужен ему для выполнения конкретных работ и должностных обязанностей. А что нужно для того, чтобы он этими знаниями и умениями обладал – это вопрос к сфере образования. Именно сфера образования должна решать чему и в какой последовательности учить. Для работодателя главное – чтобы на выходе из образовательного учреждения выпускник умел делать то, что заявлено в квалификационных требованиях, в профессиональном стандарте.

Использование профессиональных стандартов при разработке программ высшего профессионального образования, прежде всего, необходимо для определения профилей подготовки, востребованных на современном рынке труда. Помимо этого они могут быть использованы для конкретизации осваиваемых видов профессиональной деятельности, результатов освоения программы и ее составляющих, определения показателей, форм и методов их оценки, изучаемых дидактических единиц, условий, необходимых для реализации программы, а также для определения с учетом требований рынка труда цели и содержание вариативной части программы, в т.ч. дополнительные виды профессиональной деятельности (профессиональные модули).

На основе профессиональных стандартов и требований реального сектора экономики должна формироваться образовательная политика страны и система сертификации специалистов. Ядром национальной системы квалификаций должны стать профессиональные и образовательные стандарты, обеспечивающие взаимосвязь между профессиональной подготовкой и требованиями меняющейся экономики. Развитие социального партнерства (вуз-бизнес) должно стать стратегическим направлением подготовки конкурентоспособных специалистов на основе рационального использования стандартов с ярко выраженными профессиональными компетенциями [4]. Культура социального диалога высшей школы с сообществом работодателей потребует от вузов высокой ответственности и чувства реальности. Позитивный синергетический эффект в разработке и реализации практико-ориентированных образовательных программ возможен лишь при творческом содружестве высшей школы с профессиональными сообществами работодателей.

К профессиональным стандартам через стандарты образования

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2012, N 6

К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ ЧЕРЕЗ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Возможно ли будет отказать работнику в приеме на работу на основании того, что он не владеет набором квалификаций и компетенций, определенных в профессиональных стандартах? Автор рассуждает на эту тему и дает положительный ответ.

В последнее время активно обсуждается вопрос создания в России системы профессиональных стандартов. Причины для данных дискуссий вполне объективны: давно назрела ситуация, при которой профессиональное образование существует в отрыве от бизнеса, а именно: те знания, навыки, которые получают студенты в учебных заведениях, зачастую не имеют прикладного характера, а обладают сугубо теоретической направленностью; выпускники не обладают набором необходимых практических навыков, умений; дипломированный специалист без опыта работы де-факто специалистом не является, он не имеет достаточной квалификации для того, чтобы непосредственно приступить к профессиональной деятельности и приложению полученных знаний на практике; существует качественный разрыв между спросом и предложением на рынке труда.

В итоге на рынке труда наметился дефицит квалифицированной рабочей силы, работодатели вынуждены доучивать, а порой и переучивать кадры самостоятельно. Выпускники учебных заведений порой сталкиваются с парадоксальной ситуацией: не имея опыта работы, они не обладают необходимым набором знаний, навыков для того, чтобы предложить свои услуги на рынке труда, а опыта набраться негде, поскольку бизнес не всегда имеет желание и возможности вкладываться в обучение персонала.

Более того, российские стандарты образования не совпадают со стандартами образования многих зарубежных стран, что затрудняет трудовую мобильность специалистов, не дает возможность российским специалистам трудоустроиться за рубежом без дополнительного подтверждения своей квалификации и сдачи повторных экзаменов в принимающей стране.

Сам собой напрашивается вопрос: для чего тогда нужна столь затратная система образования, не поставляющая на рынок труда качественный «продукт» — квалифицированные кадры? Получается, что на деле образование существует ради самого себя, в отрыве от жизни и потребностей бизнеса. Возможно, данные высказывания довольно категоричны и не везде ситуация настолько плачевна, однако они, на наш взгляд, отражают наметившиеся тенденции, и, к сожалению, отдельные исключения в данном случае не влияют на ситуацию в целом.

Участие государства и бизнеса

Ошибочно обвинять в возникшей проблеме только образовательные учреждения, у которых не существует реальных ориентиров в своей деятельности. Очевидно, что данные ориентиры должны диктоваться бизнесом, а государство должно принимать самое активное участие в инициировании создания данных ориентиров и доведения их до образовательных учреждений. То есть в процессе модернизации системы образования и гармонизации спроса и предложения рабочей силы должны активно участвовать три стороны: государство, бизнес и субъекты системы образования, поскольку, с одной стороны, все три стороны имеют свой интерес в положительном итоге данного начинания, а с другой — только взаимными согласованными действиями всех трех субъектов возможно достичь искомого положительного итога.

С непосредственным участием бизнеса должны вырабатываться профессиональные стандарты, именно бизнес должен выдвигать своеобразный заказ на виды и качество трудовых ресурсов, необходимых на рынке труда. Образование, в свою очередь, должно проводить корреляцию программ обучения и систем оценок результатов обучения в соответствии с меняющимися потребностями бизнеса. Роль государства в этом процессе сводится как минимум в стимулировании и поддержании диалога и взаимодействия между субъектами системы образования и бизнесом. Очевидны и выгоды от данного процесса для каждой из сторон: бизнес получает квалифицированные кадры, в которых испытывает дефицит, без необходимости вложений собственных сил и средств на их обучение; повышаются качество и ценность образования; у работников появляется возможность профессионально расти; на замену рынку дипломов приходит рынок квалификаций и пр.

Профессиональные стандарты третьего поколения

Для решения данных вопросов, в частности с целью преодоления разрыва между запросами бизнеса и образованием, были приняты профессиональные стандарты третьего поколения. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования (п. 1 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утв. Постановлением Правительства от 24.02.2009 N 142).

Для выполнения основной цели, ради которой принимались образовательные стандарты, они, в частности, должны быть скоординированы с профессиональными стандартами.

До сих пор единого понятия профессиональных стандартов не выработано ни в законодательстве, ни в доктрине. При этом профессиональные стандарты можно определить как нормативно-правовые акты, перечисляющие минимально необходимые и достаточные требования к квалификации и компетенции работника по конкретной должности (профессии), позволяющие ему выполнять свои должностные (профессиональные) обязанности.

До настоящего времени такими нормативно-правовыми актами остаются квалификационные справочники (Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих), принимаемые Правительством РФ, которые, как известно, носят рекомендательный характер и обязательны только в случаях, если в соответствии с федеральным законом по определенным должностям, профессиям и специальностям предоставляются компенсации и льготы (ст. 57 ТК РФ).

Однако указанные справочники уже давно устарели и не отвечают необходимым характеристикам, которые предъявляются работодателями к уровню знаний и квалификации, особенно если соответствующая организация занимается созданием инновационного продукта. Работа в этом направлении в России только начинается [1]. В частности, отраслевые работодатели стали разрабатывать профессиональные стандарты и отраслевые рамки квалификаций под эгидой РСПП, в структуре которой даже создана комиссия по профессиональным стандартам. К настоящему времени уже утверждены профессиональные стандарты в области авиастроения, информационных технологий, индустрий гостеприимства и питания, управления организацией и пр.

При создании профессиональных стандартов за основу берется опыт европейских стран, которые в данной области уже достигли определенных результатов. В частности, там было введено понятие результатов обучения, которое стало центральным при формировании образовательных программ и системы обеспечения их качества. Результаты обучения формулируются в сфере труда, то есть работодателями, а в образовательном поле они оформляются в виде компетенций, интегрирующих знания, понимание, умения, опыт и отношения (ценностные установки). Именно результаты обучения позволяют формировать квалификации и структурировать их в виде рамки квалификаций [2]. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК) является инструментом сопряжения сферы труда и сферы образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации разработана на основании Соглашения о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей с учетом опыта построения Европейской рамки квалификаций, национальных рамок стран — участниц Болонского и Копенгагенского процессов [3].

При этом квалификация — это официально признанное/подтвержденное (в виде диплома/сертификата/степени) наличие у лица компетенций, соответствующих требованиям к выполнению определенных трудовых функций (то есть требованиям профессионального стандарта), сформированных в процессе образования, обучения, трудовой деятельности (обучения на рабочем месте и др.) [3].

Итак, ключевым словом при создании профессиональных стандартов по европейскому образцу является слово «компетенция». При этом под компетенциями понимается довольно емкое определение, которое включает не только профессиональные способности и умения (трудовая функция в рамках профессии, специальности, квалификации), но и способность использовать ноу-хау, принимать самостоятельные решения в новых ситуациях при решении профессиональных проблем [4].

Принимаемые профессиональные стандарты могут быть дополнены и конкретизированы в локальных нормативных актах организации либо в документах социального партнерства любого уровня.

Применение на практике

На практике в связи с принятием новых профессиональных стандартов может возникнуть ряд вопросов. В частности, возможно ли будет отказать работнику в приеме на работу на основании того, что он не владеет определенным набором квалификаций и компетенций, определенных в профессиональных стандартах, а также в локальных нормативных актах, принятых в дополнение к данным стандартам. Как известно, ст. 65 ТК содержит закрытый перечень документов, которые работодатель имеет право потребовать от работника при заключении трудового договора, а ст. 64 ТК, в свою очередь, запрещает необоснованный отказ в приеме на работу.

Ответ на данный вопрос однозначно должен быть положительным, поскольку в той же ст. 65 среди перечня документов, предъявляемых работником при приеме на работу, содержится упоминание о документе об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующих специальных знаний и специальной подготовки.

Очевидно, что закрепление в стандартах владения определенными квалификациями и знаниями и будет таким случаем. Более того, в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (ред. от 28.09.2010) говорится о том, что если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, то такой отказ является обоснованным.

При этом под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

Кроме того, работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона либо необходимые в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере).

1. Андриченко Л. В. Особенности привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов к трудовой деятельности в России // Журнал российского права. 2011. N 7.

2. Олейникова О. Н., Муравьева А. А. Профессиональные стандарты — основной критерий повышения качества профессионального образования // Образование в документах. 2007. N 21.

3. Батрова О. Ф., Блинов В. И., Волошина И. А., Есенина Е. Ю., Лейбович А. Н., Сазонов Б. А., Сергеев И. С. и др. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. М.: Федеральный институт развития образования, 2008.

4. Лушникова М. В., Лушников А. М. Право на профессиональное образование и обучение: проблемы реализации в современных условиях // Трудовое право. 2007. N 4.

Читайте так же:  Прием в 1 класс начальной школы

Источники


  1. Ивин, А.А. Логика для юристов; М.: Гардарики, 2011. — 288 c.

  2. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.

  3. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.
Взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here