Законодательство по трудовому праву

Полная информация по теме: "Законодательство по трудовому праву" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Федеральные законы и подзаконные акты в системе источников трудового права

Основным Федеральным законом, регулирующим отношения, составляющие предмет трудового права, с 1 февраля 2002 года является Трудовой кодекс РФ (ТК РФ). Другие федеральные законы и подзаконные акты федерального уровня не могут ухудшать положение работников по сравнению с нормами ТК РФ. Подобные ограничения должны появляться лишь с соблюдением требований ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и только после внесения соответствующих изменений в ТК РФ. До внесения изменений в ТК РФ нормы, ограничивающие гарантированные им права и свободы, не должны применяться.

Источниками трудового права продолжают оставаться федеральные законы, принятые до введения в действие ТК РФ. Однако их материальное выражение возможно с соблюдением правила о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ.

Продолжает действовать Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года в редакции от 20 апреля 1996 года с последующими изменениями и дополнениями. Введение в действие ТК РФ не повлияло на судьбу данного Закона, так как в Кодексе раздел, посвященный занятости и трудоустройству, отсутствует. Поэтому названный Закон продолжает действовать в полном объеме.

И после принятия ТК РФ должен применяться Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года в редакции от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями. Положения данного Закона должны применяться в части, позволяющей более полно защитить права и законные интересы работников.

К числу источников трудового права относится Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 2 апреля 1999 года. Введение в действие ТК РФ не должно повлиять на применение данного Закона, поскольку он дополняет ТК РФ в части, регламентирующей формирование и деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями также остается в числе источников трудового права. Однако данный Закон будет применяться с изъятиями, установленными ТК РФ. Эти изъятия коснулись прежде всего прав профсоюзных работников.

Источником трудового права остается и Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», который дополняет положения ТК РФ.

Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года также входит в число источников трудового права, он применяется с учетом норм ТК РФ, посвященных урегулированию коллективных трудовых споров.

[2]

К числу источников трудового права следует отнести и Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 2 июля 1998 года с последующими изменениями и дополнениями, он дополняет ТК РФ в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников в процессе трудовой деятельности.

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года также относится к числу источников трудового права. Данный Закон дополняет ТК РФ в части регулирования труда лиц, находящихся на государственной службе.

Источником трудового права является и Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года с последующими изменениями и дополнениями. Данный Закон должен применяться в части, предусматривающей дополнительные по сравнению с ТК РФ льготы для лиц, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

К числу источников трудового права следует отнести и отдельные нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона «Об образовании» от 13 января 1996 года с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 21 июня 2002 года, Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 14 июля 2001 года.

Данный перечень федеральных законов, положения которых относятся к источникам трудового права, не является исчерпывающим. В частности, положения гражданского процессуального законодательства используются при разрешении трудовых споров, в том числе и комиссиями по рассмотрению трудовых споров. В этом случае их следует относить к числу источников трудового права с точки зрения материализации в конкретных отношениях, входящих в предмет этой отрасли.

Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года (с последующими изменениями и дополнениями) также используется при реализации трудовых прав работников. В силу чего отдельные его нормы могут быть признаны источниками трудового права при материализации в отношения, составляющие предмет данной отрасли.

Источниками трудового права, принятыми на федеральном уровне, являются указы Президента РФ. Например, Указ Президента РФ «О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации» от 5 октября 2002 года N 1129. Перечень указов Президента РФ, направленных на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права, также невозможно определить исчерпывающим образом. Однако при их применении следует соблюдать правило о недопустимости ущемления прав и законных интересов работников, гарантированных в ТК РФ и других федеральных законах.

На федеральном уровне принимаются постановления Правительства РФ, направленные на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. Перечень постановлений Правительства РФ, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, также нельзя определить исчерпывающим образом. Ведь отдельные нормы постановлений Правительства РФ, отнесенные к источникам других отраслей права, в силу требований ст. ст. 1, 11 ГПК могут быть применены при регулировании трудовых отношений по аналогии. В связи с чем они материализуются в качестве источника трудового права в конкретные отношения, входящие в предмет данной отрасли. При применении постановлений Правительства РФ при регулировании трудовых отношений должно соблюдаться правило о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ, федеральными законами и указами Президента РФ.

Читайте так же:  Трудоустройство инвалидов

К числу источников трудового права федерального уровня относятся нормативные правовые акты Министерства труда и социального развития РФ (Минтруда РФ), которые обязательны для исполнения. Нормативные правовые акты Минтруда РФ не должны ущемлять права работников, гарантированные в ТК РФ и других федеральных законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Перечислить исчерпывающим образом нормативные правовые акты Минтруда РФ, направленные на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, практически невозможно. Деятельность Минтруда РФ по их изданию и изменению не прекращается. Поэтому с небольшими промежутками времени появляются как новые акты, так и вносятся изменения в действующие акты, направленные на регулирование трудовых отношений.

К числу источников трудового права относятся обязательные для исполнения инструкции органов государственного контроля за соблюдением правил охраны труда, в частности, Госгортехнадзора, Госатомнадзора, Госсанэпидемнадзора.

Федеральные министерства и ведомства также издают нормативные акты отраслевого и межотраслевого характера, направленные на регулирование трудовых отношений. В содержании этих актов не должны появляться положения, ущемляющие права работников в вышестоящем по юридической силе законодательстве.

3. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ТРУДЕ

Понятие нормативных правовых актов о труде. Законодательство о труде

Под нормативными правовыми актами о труде понимаются юридические формы выражения нормативных предписаний в области труда.

[1]

Нормативные правовые акты о труде одновременно расцениваются и как источники трудового права, то есть как результат нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, и как основа правоприменительной деятельности сторон трудовых и иных общественных отношений в сфере труда.

Нормативными правовыми актами в сфере труда называются издаваемые государственными и другими уполномоченными органами нормативные предписания в сфере общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования трудового права. Совокупность этих нормативных правовых актов составляет законодательство о труде, или трудовое законодательство.

В настоящее время сложилась система трудового права, которая постоянно развивается и совершенствуется.

Классификации нормативных правовых актов о труде

Нормативные правовые акты о труде весьма многочисленны и многообразны, в связи чем их можно классифицировать по различным основаниям.

По юридической силе нормативные акты о труде подразделяются на:

  1. законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы конституции и законы субъектов РФ);
  2. подзаконные акты (указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, постановления Правительства РФ, межведомственные нормативные акты Министерства труда и социального развития, других министерств и ведомств, нормативные акты исполнительных органов власти субъектов России).

В то же время по органам, их издающим, выделяют две группы нормативных правовых актов:

  1. акты органов представительной власти (законы и постановления);
  2. акты органов исполнительной власти (указы, постановления, распоряжения, положения, правила, указания, приказы и т.д.).

Различают действие нормативных актов о труде в пространстве, по кругу лиц, во времени.

Особо следует остановиться на вопросе о действии в настоящее время трудового законодательства бывшего Союза ССР. Согласно ч. 2 ст. 4 КЗоТ РФ на территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ, а также международным соглашениям (договорам) с участием Российской Федерации. В связи с этим для безошибочного применения союзного законодательства необходимо, конечно же, обозревая все действующее трудовое законодательство, сопоставить его с российскими нормами о труде. В случае коллизии норм приоритетными признаются последние, а также положения и правила, установленные международно-правовыми нормами (см. раздел 18).

Кроме того, необходимо также помнить о возможности правового регулирования трудовой деятельности граждан не только законодательством о труде, но и гражданско-правовыми нормами. Работа граждан в организациях по договорам подряда, поручения, авторскому договору и другим, в отличие от их трудовой деятельности по трудовому договору (контракту) (см. раздел 7), осуществляется в соответствии с требованиями и на основе гражданского законодательства, в частности Гражданского кодекса РФ. Поэтому к отношениям, возникающим в связи с заключением указанных гражданско-правовых договоров, нормы о труде не применимы.

В соответствии с гражданским законодательством заключаются контракты с руководителями федеральных государственных предприятий (Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой»), членами труппы Большого театра и некоторыми другими творческими работниками.

Роль Конституции Российской Федерации как источника трудового права

Основой законодательной и иной правотворческой деятельности является Конституция Российской Федерации, которая устанавливает принципиальные положения для всего трудового законодательства. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, определяют смысл, содержание и применение законов.

Роль законов в регулировании отношений, составляющих предмет трудового права

Важнейшим кодифицированным законом в сфере труда является Кодекс законов о труде РФ, принятый 9 декабря 1971 г. и введенный в действие с 1 апреля 1972 г. (третий по счету кодекс законов о труде и действующий в настоящее время с внесенными в него изменениями, дополнениями). Последние принципиальные изменения в него внесены Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. № 84-ФЗ. В 1999 году в официальной прессе был опубликован один из проектов Нового Трудового кодекса РФ (первый законопроект был опубликован в 1994 году), однако Государственной Думой РФ к обсуждению он не принят. Ныне действующий КЗоТ РФ, несмотря на то, что он имеет некоторые правовые изъяны, содержит большинство правовых институтов трудового права и является законом прямого действия.

Читайте так же:  Что делать, если нечем платить ипотеку

Существенное значение для правового регулирования отношений в области труда имеют следующие федеральные законы: от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и иные, а также ранее принятые законы Российской Федерации: от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ), от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ) и другие. Как правило, каждый из них посвящен отдельным отношениям, возникающим в сфере труда, и конкретизирует некоторые общие положения Кодекса законов о труде РФ.

Значение нормативных правовых актов о социальном партнерстве и локальных нормативных актов в регулировании трудовых отношений

Особую значимость в 90-е годы приобрели нормативные правовые акты о социальном партнерстве — соглашения, заключаемые на уровне Российской Федерации, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии (более подробно см. раздел 5).

Наличие внутривидовых особенностей субъектов трудовых и иных общественных отношений, а также специфичность проявления последних в различных условиях труда вызывают необходимость принятия непосредственно на предприятии, в учреждении, организации локальных нормативных актов о труде, действие которых распространяется только на работников конкретного предприятия, учреждения или организации. К их числу относятся правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, соглашение об охране труда, положение о премировании и др.

Следует отметить, что по мере развития общественных отношений, составляющих предмет трудового права, повышается и роль трудового законодательства (трудового права), а в его системе — локальных нормативных актов о труде.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Основы трудового законодательства (стр. 1 из 2)

Основы трудового законодательства

Выполнил: Поваляева Тамара

1. Индивидуальный договор.

2. Коллективный договор.

3. Правила внутреннего распорядка

4. Охрана труда женщин.

5. Охрана труда несовершеннолетних

Индивидуальный т рудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствие с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка .

Сторонами трудового договора является работодатель и работник.

Таким образом, трудовой договор является, во-первых, основанием возникновения трудовых отношений между физическим лицом и работодателем и, во-вторых, он определяет индивидуальные условия, на которых физическое лицо будет трудиться у работодателя.

Формирование рынка труда базируется на свободном стремление граждан подыскать подходящую для себя работу волеизявлении работодателей, имеющих возможность такую работу предоставить. При этом граждане на рынке труда реализуют конструктивное право на труд, которое осуществляется в следующих формах: заключение трудового договора; вступление — прием в члены кооперативной организации или акционерного общества; поступление на государственную службу; индивидуальная и честно предпринимательская трудовая деятельность.

Фактическая реализация права на труд в одних случаях целиком определяется желанием граждан (например, при индивидуальной частно предпринимательской деятельности), в других – зависит от согласия работодателя – другой стороны трудового договора, в третьих – обуславливается дополнительными юридическими фактами: избранием или назначением на должность.

В настоящее время из всех форм реализации права граждан на труд трудовой договор следует признать главной формой, ибо именно он лучше всего отвечает потребностям рыночных трудовых отношений, основанных на наемном характере труда.

Являясь основанием возникновения и существования во времени трудовых правоотношений, трудовой договор выполняет функцию их специфического регулятора. Он призван индивидуализировать трудовые правоотношения применительно к личности работника и конкретного работодателя. Именно посредством трудового договора осуществляется включение гражданина – работника в трудовой коллектив организации.

Содержащиеся в трудовом договоре особые условия труда работника, часто отличные от принятых на предприятии, распространяются на одного человека, не затрагивая, в принципе, интересы других, что существенно упрощает и облегчает его взаимоотношения с администрацией. Уменьшается вероятность возникновения каких — либо конфликтов, недоразумений между ними и его руководством, а если они и возникают, то разрешаются индивидуально и не втягивают в конфликт его коллег по работе. В результате повышается его трудовой статус, растет доверие между ним и администрацией.

Понятие трудового договора позволяет ограничить от смежных гражданско – правовых договоров, реализация которых также связана с трудовой деятельностью. Разграничение указанных видов договоров имеет важное практическое значение, поскольку именно время работы по трудовому договору включается в трудовой стаж работника, записывается в трудовую книжку; лишь на лиц, заключивших трудовые договоры, распространяется Трудовой Кодекс.

Запрещается требовать от работника выполнения работы не обусловленной трудовым договором.

Видео (кликните для воспроизведения).

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя

Читайте так же:  Пошаговая процедура выплаты заработной платы в неденежной натуральной форме – оформление, документы

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.

Если в трудовом договоре не оговорен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу. Если работник не приступил в установленный срок без уважительных причин в течение недели, то трудовой договор аннулируется.

Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем. Его роль и значение в регулировании труда неоднократно менялись в зависимости от изменений экономической и социальной жизни общества. Становление и развитие рынка труда в современной России и новых по своему характеру общественных связей в кооперации труда обусловили очередное изменения содержания и сущности коллективного договора. Он становится основной разновидностью социально-партнерского регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях.

Современный коллективный договор все более явственно приобретает черты локально-правового нормативного акта, призванного служить своеобразным трудовым кодексом для наемных работников и работодателя в конкретной организации. Нормативные положения по сравнению с обязательственно-правовыми становятся доминирующими в его содержании. Будучи одной из форм правотворчества. эти положения нацелены на организацию автономной системы условий труда, действующей в рамках данной организации независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.

В условиях перехода к рыночным экономическим отношениям правовая сущность коллективного договора неоднозначна. Она построена на двух началах: на идеи автономии (управленческой суверенности) организации в сфере труда, осуществляемой ее главой (собственником, предпринимателем), и на участии профсоюза или иного защитника профессиональных и социальных интересов наемных работников в урегулировании трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений между работодателем и работниками.

При этом важно подчеркнуть, что коллективный договор как нормативное соглашение, посредством которого достигается сочетание указанных двух идей, не может рассматриваться в качестве обыкновенной гражданско-правовой сделки, ибо преследует другие цели и имеет другую, более обширную социальную сферу действия. Если обычная гражданско-правовая сделка порождает обязательства для ее сторон, коллективный договор в силу его нормативности распространяет свое действие не только на его непосредственных участников, но и на тех работников организации, которые не имели прямого отношения к его разработки и одобрению.

Он выражает интересы двух социальных групп: наемных работников и работодателей. Как институт трудового права и нормативно-правовой акт коллективный договор занимает свое место в иерархии источников трудового права. Условия, нормы коллективного договора обязательно для организации, где он заключен. Однако если условия и нормы коллективного договора ухудшают положение работников по сравнению с действующим законодательством, они признаются недействительными.

Современная концепция коллективного договора исходит из предположения о необходимости широкого развития партнерской формы регулирования социально-трудовых отношений, установленной на допускаемой внезаконодательной основе, т.е. без участия законодателя. Но такое регулирование, однако, возможно лишь постольку, поскольку оно не идет вразрез с интересами государства и общества.

3. Правила внутреннего распорядка

Трудовой распорядок организации определяется правилами внут­реннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка — локальный нор­мативный акт организации, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и уволь­нения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, приме­няемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений.

Работнику следует соблюдать действующий в организации трудовой распорядок, который определяется и регулируется правилами внутреннего трудового распорядка (ст. 189).

Для отдельных категорий работников действуют уставы и по­ложения о дисциплине, утверждаемые Правительством Россий­ской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распо­рядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Правила внутреннего трудового распорядка организации, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Работник выполняет свою трудовую функцию с соблюдением внутреннего трудового распорядка организации, под которым по­нимается порядок, установленный внутри организации, где тру­дится работник. Он включает порядок взаимоотношения работни­ка и работодателя, который по поручению собственника управляет трудом в организации, и порядок взаимоотношений между работ­никами в процессе труда. Важнейшими элементами внутреннего трудового распорядка являются: основные права и обязанности ра­ботников и работодателя, режим рабочего времени работников, порядок их поощрения и привлечения к ответственности.

Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка определяется, прежде всего, его правилами, утверждаемыми общим со­бранием работников организации по представле­нию работодателя. В них с учетом специфики организации зак­репляются основные обязанности работников и работодателя, ус­танавливается порядок использования рабочего времени и т.п. Правила должны вывешиваться в цехах (отделах) на видном месте для всеобщего обозрения. В развитие этих правил работодатель в установленном порядке принимает графики сменности, графики отпусков и иные локальные акты.

Основы российского права

Трудовое законодательство

Трудовое законодательство — это совокупность нормативных актов, регулирующих трудовые отношения.

Трудовое законодательство довольно объемно. Все нормативные акты, его составляющие, можно подразделить в зависимости от их юридической силы на законы и подзаконные акты.

Среди законов, регулирующих трудовые отношения, прежде всего следует назвать Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., где закрепляется право граждан на труд.

Конституция РФ (1993 г.) формулирует основные конституционные принципы использования труда в России — самые общие нормы о применении труда.

Особое место среди источников трудового права занимает Трудовой кодекс (ТК РФ), систематизировано регулирующий все стороны трудовых отношений. Это довольно объемный нормативный акт, состоящий из 424 статей, размещенных в 14 разделах, включающих в себя 62 главы. Он принят в 2001 г.

Трудовое законодательство, помимо ТК, содержит и другие законы, относящиеся к отдельным институтам, например Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» или Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Подзаконными актами (указами, постановлениями, инструкциями и др.) трудовые отношения в последнее время стали регулироваться в меньшей степени, нежели ранее, когда в нашей стране парламент как орган, работающий на постоянной основе и профессионально занимающийся законотворчеством, отсутствовал. Подзаконные акты, действующие на сегодняшний день, приняты в основной своей массе после 1991 г. Среди центральных органов делегированным правотворчеством в сфере труда занимается Министерство труда и социальной защиты (в его составе Федеральная служба занятости). Органы власти (представительные и исполнительные) субъектов Федерации и органы местного самоуправления активностью в этом плане не отличаются.

Читайте так же:  Можно ли уволить беременную женщину

В регулировании трудовых правоотношений большое место занимают корпоративные (или локальные) нормативные акты.

Это акты, разрабатываемые и принимаемые на предприятии и распространяющиеся на коллектив данного предприятия (например, Положение о приеме на работу, Положение о премиях, Правила внутреннего трудового распорядка и т. п.). Как правило, они лучше учитывают условия и особенности конкретного предприятия и более точно регулируют трудовые отношения, нежели законодательные нормативные акты.

Новая редакция Трудового Кодекса РФ с изменениями на 2019 год

Трудовой кодекс Российской федерации был принят государственной думой в 2001-м, а вступил в законную силу в 2002 году. До этого времени взаимоотношения в области труда регулировались КЗоТом РСФСР от 1971 года.

Трудовые отношения как объект ФЗ № 197

Как следует из ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают только в двух случаях – в результате заключения договора и по факту. В первом случае стороны, вступая во взаимоотношения, заключают письменный договор в соответствии с нормами ФЗ №197 на основаниях, перечисленных в статье 16. Во втором случае взаимоотношения между субъектами права могут считаться трудовыми в том случае, если один из них начал выполнять свои обязанности, а другой не возражал или дал прямое указание о начале работы.

Однако в дальнейшем отношения, возникшие по обоюдному согласию, должны быть закреплены договором. Допущение человека к выполнению обязанностей без ведома работодателя запрещено.

Определение термина «трудовые отношения» дано в ст. 15 ФЗ №197. Ими являются отношения, которые сложились на основании соглашения между работником и работодателем. Суть обоюдного соглашения состоит в том, что одна из сторон обязуется выполнять работу в соответствии с определёнными правилами и режимом, а другая сторона обязуется оплачивать этот труд. Такие отношения должны закрепляться специальным договором.

Таким образом, основой отношений, регламентируемых ФЗ №197, является соглашение между работником и работодателем, которое обязательно должно быть закреплено письменным договором.

Фигуранты ТК и их права

В трудовом праве существует только три субъекта. Это:

  • работодатель;
  • работник;
  • государство как гарант законности реализации прав людей на труд.

Считается, что ТК РФ, выполняя функцию посредника между сторонами производственного процесса, защищает преимущественно права наёмных работников. В какой-то степени это так. Однако существование чётких правил взаимодействия сторон выгодно и работодателю, поскольку государственные нормативы всегда создают стабильную и предсказуемую ситуацию.

В соответствии с нормами ФЗ №197, работники имеют право на:

  • своевременную выплату заработной платы;
  • обеспечение постоянных и адекватных условий труда в соответствии с договором и существующими нормативами;
  • защиту от произвольного увольнения;
  • сорокачасовую рабочую неделю;
  • отдых в соответствии с режимом и графиком;
  • защиту персональных данных;
  • отпуск по беременности и родам и уходу за ребёнком.

Следует отметить ещё одну особенность Трудового кодекса РФ – базовой регламентацией рабочего времени является количество часов в неделю, а не в день (ст. 91). Это даёт возможность работодателю устанавливать свой график в соответствии с договором. Увеличено и максимально допустимое количество часов сверхурочной работы. Конкретной регламентации ежедневного количества часов подвержены только особые условия труда или отдельные категории сотрудников. К последним относятся лица, совмещающие работу и учёбу, несовершеннолетние, инвалиды I и II групп.

Таким образом, ТК РФ содержит нормы, направленные на то, чтобы совместить интересы работников и их нанимателей. Однако любой закон, регламентирующий взаимоотношения сотрудников и их нанимателей, призван, прежде всего, защищать права наёмных работников, что является объективной необходимостью.

Законодательство по трудовому праву

Трудовое законодательство рф — см. Законодательство РФ об охране труда; Законодательство РФ о труде … Энциклопедия права

Трудовое законодательство — EMPLOYMENT LAWS Законодательные акты, регулирующие отношения между работниками и работодателями. Трудовое законодательство Великобритании защищает права работников и предусматривает арбитражный механизм (см. Arbitration) урегулирования трудовых… … Словарь-справочник по экономике

Трудовое законодательство — система правовых норм, которыми регулируются трудовые (и тесно связанные с трудовыми) отношения рабочих и служащих. Советское Т. з. устанавливает высокий уровень условий труда, всемерную охрану трудовых прав рабочих и служащих.… … Большая советская энциклопедия

Трудовое законодательство рф — см. Законодательство РФ об охране труда; Законодательство РФ о труде … Большой юридический словарь

Трудовое законодательство — совокупность нормативно правовых актов, регулирующих отношения между работодателями и работниками и порядок разрешения производственных (трудовых) конфликтов … Теория государства и права в схемах и определениях

Трудовое законодательство в России в XIX веке — или фабричное законодательство свод правил или законов, регулирующих права и обязанности фабрично заводских рабочих и их отношения с нанимателем на территории Российской империи. В сфере фабричного законодательства находятся порядок найма и… … Википедия

Трудовое законодательство РФ (в узком понимании) — это нормы Конституции РФ, международно правовых актов о труде, ТК РФ, иных кодифицированных актов РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов РФ, регулирующие отношения, составляющие предмет трудового права… … Большой юридический словарь

Трудовое законодательство субъектов РФ — законы субъектов РФ, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. В соответствии с Конституцией РФ правовое регулирование труда находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Разграничение компетенции федеральных органов … Большой юридический словарь

ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ИНЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА, И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197 ФЗ, – общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

Читайте так же:  Предоставление учебного отпуска

Законодательство по трудовому праву

Основным законодательным актом, регулирующим трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения на федеральном уровне, является Трудовой кодекс Российской Федерации . Трудовой кодекс является кодифицированным федеральным законом. Согласно статье 5 Трудового кодекса РФ, нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу РФ. В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс РФ. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ. Таким образом, Трудовой кодекс занимает особое, приоритетное положение в системе федерального трудового законодательства.

Кроме того, следует иметь в виду, что Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», следуя соответствующим положениям Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федерального закона от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», отказался от приоритета Трудового кодекса РФ при регулировании служебных отношений государственных и муниципальных гражданских служащих, к которым трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, применяются субсидиарно.

К законодательным актам федерального уровня, содержащим нормы трудового права, относятся следующие:

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 N 10-ФЗ устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами. В соответствии с Трудовым кодексом РФ, профессиональные союзы выступают стороной в отношениях социального партнерства в сфере труда в качестве представителей работников.

Согласно статье 35 Трудового кодекса РФ, для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» . Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации и содержит статьи, предусматривающие гарантии трудовой занятости и обеспечения условий труда инвалидов.

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

[3]

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.1992 № 2490-1 и Федеральные законы «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23.11.1995 № 175-ФЗ и «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 № 181‑ФЗ с 1 февраля 2002 года, т.е. с даты введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001, применялись в части, не противоречащей ему (статья 423 Трудового кодекса РФ), и утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», вступившего в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования (опубликован в «Собрании законодательства РФ» — 03.07.2006, в «Российской газете» — 07.07.2006). В настоящее время отношения, регулировавшиеся указанными утратившими силу законодательными актами, регулируются Трудовым кодексом РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда установлена соответственно статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации .

Источники


  1. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.

  2. Введение в специальность «Юриспруденция». — М.: Юнити-Дана, 2013. — 264 c.

  3. Безуглов, Анатолий Встать! Суд идет: моногр. / Анатолий Безуглов. — М.: Детская литература. Москва, 2014. — 224 c.
  4. Курганов, С. И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания / С.И. Курганов. — М.: Юрайт, 2015. — 322 c.
Законодательство по трудовому праву
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here