Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве безработным

Полная информация по теме: "Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве безработным" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Социальная защита от безработицы (стр. 1 из 6)

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сибирский Федеральный Университет»

ИНСТИТУТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА, УПРАВЛЕНИЯ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Социальная защита от безработицы

Специальность Социальное управление

Руководитель ______________________ доцент Н.П. Гуляева

проекта (работы)(подпись, дата)

Разработал студент______________________ Е.Н. Лобзина

Красноярск, 2008 г.

В настоящее время перед российским обществом достаточно остро стоит проблема безработицы трудоспособного населения, решить которую, по определению, невозможно. Однако на нее можно повлиять посредством эффективных мер социальной политики, проводимой государством в отношении защиты различных категорий граждан от безработицы. Политика занятости ставится в один ряд с бюджетной, налоговой и других областей социальной политики (образования, здравоохранения и т.д.).

Центральной проблемой в рассмотрении данного вопроса является разработка новых и совершенствование старых подходов в решении проблем обеспечения занятости населения (главным образом, незащищенных категорий граждан: женщин, молодежи, инвалидов, военных, вышедших в отставку) от безработицы.

В соответствии с проблемой, обозначенной выше, можно сформулировать цель данной работы — на основе теоретического и практического анализа сложившейся в стране ситуации, связанной с ростом уровня безработицы, выяснить, какие именно механизмы социальной защиты используются в настоящее время и каким образом они влияют на изменение статуса и уровня благосостояния безработных граждан.

Цель работы обусловила постановку следующих задач:

× определение сущности безработица и статуса безработного в современном российском обществе,

× описание существующих видов безработицы и выявление причин их обуславливающих,

× выделение социально-экономических последствий безработицы,

× рассмотрение механизма социальной защиты населения от безработицы в общем и на примере отдельной социально-демографической группы и т.д.

Для наиболее полного уяснения смысла данной работы хотелось бы предложить следующую её структуру: в главе первой дается общая характеристика феномену «безработица», выявляются её причины и последствия, описываются виды безработицы. Вторая глава посвящена рассмотрению социальной политики в области занятости, проводимой государством (в лице Государственной службы занятости) для защиты граждан от безработицы. В третьей главе представлен комплекс мероприятий, осуществляемый в настоящее время российским правительством с целью повышения конкурентоспособности и востребованности молодежи на рынке труда.

1. Безработица: общая характеристика

1.1 Сущность и причины безработицы

Безработица — это сложное, многоаспектное социально-экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, при котором часть экономически активного населения, незанятая в производстве товаров и услуг. Т.е. суть безработицы состоит в том, что:

— часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу (способность к труду) на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест;

— лишается возможности на различный по продолжительности срок трудиться и получать трудовой доход;

— лишается заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни;

· потери квалификации и профессии,

· снижения социального статуса,

· ухудшения жизненного уровня.

Безработица, по определению, принятому МОТ (Международной Организации Труда), трактуется, как потеря заработков по причине невозможности получить подходящую работу в отношении лица, способного трудиться, готового трудиться и действительно ищущего работу. К безработным относятся все лица трудоспособного возраста, не участвующие в общественном производстве в течение определенного периода, которые в данный период:

1) не имеет работы в данный момент;

2) предпринимает конкретные и активные попытки найти работу;

3) в данный момент готов приступить к работе.

В России получение статуса безработного имеет более жесткий характер, чем в международных документах. В ст. 3 гл. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» указано, что статус безработного присваивается трудоспособным гражданам, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.

Именно последнее обстоятельство, связанное с постановкой на учет в службе занятости населения и поиском подходящей работы, обеспечивает социальную защищенность индивиду.

В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. Во многих развитых странах безработица может стать, как правило, следствием роста эффективности производства и его структурной перестройки в результате научно-технического прогресса, сокращения производства какого-либо товара по причине его неконкурентоспособности, что ведет к сокращению занятости населения.

Основным фактором, способствующим возникновению и развитию безработицы в России, явилось высвобождение рабочей силы на фоне общероссийского спада производства, обусловленного кризисом социально-экономической и политической системы общества, что привело к закрытию предприятий.

[1]

1.2 Виды безработицы

Характер и типы безработицы, а также ее классификация зависят в первую очередь от социокультурной, экономической и личностной подсистем общества. Каждый из этих факторов в зависимости от страны и времени накладывает свой отпечаток на систему реального поведения индивидов (в том числе безработных).

Различают несколько видов безработицы:

1. По времени (продолжительности):

· кратковременная – до 6 месяцев,

· длительная (хроническая) – от 6 до 18 месяцев,

· застойная – свыше 18 месяцев.

2. По причинам: в общем виде и применительно к современным российским условиям такую классификацию можно представить в виде трех блоков видов безработицы:

— Вынужденная безработица: обуславливается происходящими изменениями в социально-хозяйственной жизни общества, приводящим, как минимум, к сокращению рабочих мест. Этот тип безработицы показывает реакцию рынка труда на конъюнктуры процессов, и главным образом, мотивом здесь выступает внешнее по отношению к индивиду воздействие. Вынужденная безработица проявляется в трех формах:

· циклическая безработица: вызывается общим спадом экономической конъюнктуры; когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. Масштабы и продолжительность данной безработицы достигают пика при кризисе экономики и минимума при подъеме экономики;

· структурная безработица: связана с изменениями в структуре спроса на труд по отраслям, регионам и необходимостью определенного времени для установления соответствия между структурой рабочей силы, определенными качествами работников и свободными местами с определенными профессиональными требованиями. В ходе технологических преобразований спрос на одни профессии уменьшается или прекращается, на другие увеличивается, меняется географическое распределение рабочих мест. Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.

Читайте так же:  Полис обязательного медицинского страхования (полис омс)

Государственная социальная защита от безработицы .

содействие в трудоустройстве;

профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка и организация общественных работ для безработных;

оплата труда безработных, занятых на общественных работах;

оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан в соответствии с законодательными актами. Различные дополнительные социальные гарантии и помощь при потере работы могут быть предусмотрены коллективными договорами и социально-партнерскими соглашениями. Безработные граждане, желающие найти работу, могут обратиться в уполномоченный орган и частное агенство занятости за содействием в трудоустройстве. Безработные граждане, предпринимающие поиск работы, регистрируются по месту жительства в уполномоченном органе.Безработные граждане, зарегистрированные в уполномоченном органе, должны не реже одного раза в течение десяти календарных дней отмечаться в уполномоченном органе, а безработные, проживающие в сельских населенных пунктах, — не реже одного раза в месяц у акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа.Уполномоченным органом ведется региональная база данных граждан, обратившихся в поисках работы, и безработных.Уполномоченный орган снимает с учета безработного в случаях:

письменного отказа от двух предложенных вариантов подходящей работы;

неявки бз уважительных причин в течение пяти рабочих дней со дня выдачи направления уполномоченным органом по месту предложенного трудоустройства или обучения;

неявки без уважительных причин в течение двух рабочих дней по вызову в уполномоченный орган для получения направления на работу, учебу;

самовольного, без уважительной причины прекращения безработным участия в общественных работах или обучения по направлению уполномоченного органа;

нарушения безработным без уважительных причин сроков посещения уполномоченного органа;осуждение безработного к наказанию в виде лишения свободы либо направления на принудительное лечение по решению суда;

назначения пенсии в соответствии с законодательством Республики Казахстан.При этом безработные обязаны:соблюдать порядок, условия и сроки посещения уполномоченных органов;обратиться к работодателю по вопросу трудоустройства в течение пяти рабочих дней со дня получения направления на работу, выданного уполномоченным органом;

своевременно (в течение пяти рабочих дней) предоставлять уполномоченному органу сведения об изменениях, влияющих на дальнейший порядок работы с безработным, включая:

перемену места жительства;трудоустройство на постоянную работу, временную, сезонную работу, работу по договорам гражданско-правового характера; занятие предпринимательской деятельностью;учредительство (соучредительство) в организации независимо оторганизационо-правовой формы и формы собственности;установление или изменение группы инвалидности; назначение пенсии и получение иных доходов.В случае сокрытия вышеперечисленных сведений или предоставления заведомо ложных сведений или поддельных документов безработные снимаются с регистрации и могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. Уполномоченный орган по вопросам занятости предоставляет безработному подходящую работу. Для зарегистрированных безработных граждан подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной подготовке, трудовому стажу и опыту работы по прежней специальности, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности нового рабочего места.Транспортная доступность определяется соответствующим исполнительным органом.

Для лиц, впервые ищущих работу, но не имеющих профессии (специальности), а также не имеющих работы более двух лет, в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления — другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера) с учетом возрастных и иных особенностей граждан и требований законодательства о труде.Организация оплачиваемых общественных работ. Под оплачиваемыми общественными работами понимаются общедоступные, не требующие, как правило, специальной профессиональной подготовки виды временной трудовой деятельности незанятого населения.

32. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных .

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве.

Установленные в Законе от 20 апреля 1996 г. гарантии госу­дарства по реализации конституционных прав на труд и социаль­ную защиту от безработицы относятся только к гражданам РФ, проживающим на ее территории. Гарантии государства по реализации прав граждан РФ, проживающих за пределами РФ, опреде­ляются международными договорами (соглашениями) РФ.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом следует иметь в виду, что гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психоло­гической, нравственной) не допускается, если иное не предусмот­рено законом. Например, УК РФ (ст. 43) предусматривает в каче­стве меры уголовного наказания обязательные работы и исправи­тельные работы. Само же наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Сама по себе незанятость граждан не может служить основа­нием для привлечения их к административной и иной ответст­венности.

К числу занятых действующее законодательство (ст. 2 Закона о занятости) относит следующих граждан:

а) работающих по трудовому договору (контракту), в том чис­ле выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную опла­чиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

б) занимающихся предпринимательской деятельностью;

в) самостоятельно обеспечивающих себя работой;

г) занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;

д) выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также членов производственных коопера­тивов (артелей);

е) избранных, назначенных или утвержденных на оплачивае­мую должность;

ж) проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

з) проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, сред­него профессионального и высшего профессионального образова­ния и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Федеральной службы занятости населения;

Читайте так же:  Работнику неправомерно установлен испытательный срок

и) временно отсутствующих на рабочем месте в связи с не­трудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастов­кой или иными причинами.

Наряду с понятием занятых граждан немаловажное значение имеет определение понятия безработного и установление содер­жания его правового статуса.

Безработными признаются граждане, которые трудоспособны, не имеют работы и заработка (дохода), зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут рабо­ту и готовы приступить к ней, не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволен­ным из организаций (с военной службы) независимо от их орга­низационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Не могут быть признаны безработными и зарегистрированы в качестве безработных граждане:

а) не достигшие 16-летнего возраста;

б) которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах по вопросам занятости в целях поиска подходящей ра­боты от двух вариантов подходящей работы, включая работу вре­менного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работав­шие), не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от пред­ложенной оплачиваемой работы, включая работу временного ха­рактера. Гражданину не может быть предложена одна и та же ра­бота (профессиональная подготовка по одной и той же профес­сии, специальности) дважды;

г) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в орга­ны по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве безработных;

д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в следующей последо­вательности:

а) первичная регистрация безработных граждан;

б) регистрация безработных граждан в целях поиска подходя­щей работы;

ж в) регистрация граждан в качестве безработных;

• г) перерегистрация безработных граждан.

По каждому этапу регистрации ведется отдельный регистрационный учет безработных граждан. Формы документов по ведению

•регистрационного учета безработных граждан устанавливаются

•Минтрудом РФ. Оказание гражданам услуг в области содействия занятости и защиты от безработицы, предоставления информации осуществляется органами по вопросам занятости бесплатно.

Правовая организация трудоустройства предусматривает не только защиту от безработицы, но и гарантии реализации права граждан на труд. Такое положение вполне естественно, ибо пре­дусмотренные законодательством занятость и трудоустройство не­обходимо рассматривать «в связке» как в организационном, так и в правовом отношении.

Под трудоустройством следует понимать систему организаци­онно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения

Основная обязанность по организации трудоустройства граждан РФ возложена на Федеральную государственную службу занятости населения.

Статья 19 Закона о занятости предусматривает деятельность юридических лиц по оказанию услуг в содействии занятости без­работным гражданам и незанятому населению на основании ли­цензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии заключения органов службы занятости.

Между органом трудоустройства и гражданином правоотноше­ния возникают на основании единственного юридического фак­та — обращения гражданина с заявлением о содействии в устройст­ве на работу. Содержание этого правоотношения определяется не только установленными правами и обязанностями, но и фактиче­ским совершением органом трудоустройства конкретных действий по подысканию работы и направлению на нее гражданина. При отсутствии возможности предоставления подходящей работы при обращении в орган трудоустройства гражданин вправе требовать постановки на учет, направления на профессиональное обучение или выплаты пособия по безработице в соответствии с законода­тельством.

Орган трудоустройства обязан зарегистрировать обратившегося с заявлением гражданина, оказать ему содействие в получении подходящей работы или приобретении специальности (квалифи­кации), а при невозможности этого — выплатить пособие из Го­сударственного фонда занятости (ст. 30—35 Закона о занятости).

Исходя из принципа свободы труда, правоотношения с органом трудоустройства всегда могут быть прекращены по инициативе граж­данина. Он вправе отказаться от услуг в устройстве на работу как до получения направления, так и после получения, поскольку на­правление не создает каких-либо правовых последствий для трудо­устраиваемого. Оно порождает обязанность лишь для работодателя, которому адресовано органом трудоустройства.

Статья 2 ТК РФ в качестве принципа трудового законодатель­ства предусматривает обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда.При этом легального определения по­нятия справедливых условий не дается, указывается лишь на при­мерный перечень таких условий. К их числу относятся условия труда, которые отвечают требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничения рабочего времени, предос­тавление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих празднич­ных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

Социальная защита от безработицы (стр. 2 из 6)

· технологическая безработица: вызвана изменениями структуры производства в масштабе одного предприятия. Инновации, технологические изменения приводят к перераспределению или сокращению рабочей силы на данном предприятии;

— Естественная безработица: характеризуется более высоким удельным весом личностного момента в ее возникновении. Мотивация

· фрикционная безработица (текучая): связана с периодом, необходимым для поиска или ожидания новой работы. Одни люди добровольно меняют место работы в связи с изменением профессиональной ориентации, сменой места жительства или чтобы занять лучшие должности в иных фирмах. Главная отличительная черта – самостоятельность в поиске работы. Фрикционная безработица является даже желательной, так как позволяет работникам улучшать условия труда и находить более высокую заработную плату.

· институциональная: неизбежно появляется в тех случаях, когда рынок труда испытывает воздействие различных структур, включая СЗН (социальные выплаты), а также когда законодательство предписывает процедуры увольнения и найма на работу и предусматривает меры социальной поддержки безработных и много другое. Институциональная безработица порождается правовыми нормами, устройством рынка труда. Ее определяет соотношение выгод от статуса безработного и потерь от отсутствия работы, приносящей доход. Главная особенность – поддержка со стороны социума в поиске работы.

Читайте так же:  Инструкция по расчету заработной платы при суммированном учете рабочего времени – примеры расчета

· добровольная безработица: связана с нежеланием работать, существует при наличии свободных рабочих мест, когда потенциального работника не устраивает уровень заработной платы, либо сам характер труда (тяжелый, малоинтересный, непрестижный труд).

— Маргинальная безработица: объединяет представление о различных формах незанятости, таких как:

· застойная безработица: охватывает ту часть трудоспособного населения, которая потеряла работу, утратила право на получение пособия по безработице, отчаялась найти рабочие места, уже приспособилась жить на социальных подачках общества и утратила всякий интерес к активной трудовой деятельности.

· сезонная безработица: порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ — массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим — фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.

Видео (кликните для воспроизведения).

· скрытая безработица: характерна для отечественной экономики. В условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, компания не увольняет работников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Исходя из вышесказанного, можно сделать такой вывод: на формирование вынужденной безработицы главное влияние оказывает экономический фактор, естественной – личностный, маргинальной безработицы – социокультурный.

3. по социально-демографическим группам населения:

· женская безработица и т.д.

количественная характеристика безработицы, или уровень безработицы, может быть четырех видов:

— естественный уровень безработицы – от 1,5 до 4% экономически активного населения;

— приемлемый уровень безработицы – от 5 до 7% экономически активного населения;

— критический уровень безработицы – от 8 до 11% экономически активного населения;

— массовый уровень безработицы – 11% экономически активного населения и выше.

Чтобы не допустить массовую безработицу в стране было принято Постановление Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. №99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения». В соответствии с этим постановлением местной исполнительной власти предоставлено право по предложению служб занятости населения приостанавливать высвобождение работников в регионах в зависимости от уровня безработицы. При этом максимальный срок приостановки высвобождения (6 месяцев) предусмотрен при уровне безработицы, превышающем 11%.

1.3 Социально-экономические последствия безработицы

Негативный характер последствий безработицы как для отдельного человека, так и для общества в целом ни у кого не вызывает сомнений. При исследовании этого вопроса целесообразно вначале рассмотреть экономические, а затем и социальные его последствия.

1.3.1 Экономические последствия безработицы

Экономические последствия безработицы и их структура весьма многообразны и сложны. При исследовании этой проблемы считается необходимым выделить экономические последствия безработицы на национальном уровне и на уровне человека.

1. На национальном уровне безработица прежде всего:

a) снижает объем производства валового внутреннего продукта;

b) уменьшая ВВП, приводит к сокращению налогов,

c) росту инфляции;

d) замедляет рост производительности труда;

e) снижает гибкость рынка;

f) увеличивает расходы государства по мере ее роста;

g) в конечном счете может привести к еще большему росту безработицы.

2. На уровне человека безработица:

a) означает потерю постоянного и регулярно получаемого дохода;

b) также означает потерю квалификации;

c) препятствует улучшению условий труда. Она бьет не только по тем, кто непосредственно остался без работы, но и по работающим, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.

d) усиление конкуренции между работниками на рынке труда за наиболее престижные рабочие места;

e) позволяют предпринимателям манипулировать высоким уровнем безработицы в своих интересах (например, понизить цену рабочей силы и др.).

1.3.2 Социальные последствия безработицы

При оценке последствий безработицы надо иметь в виду, что труд для подавляющего большинства людей рассматривается не только источником дохода, но делом чести, гражданской доблести. Следовательно, лишение его возможности трудиться – это еще и большая социальная трагедия. Безработица, снижая доходы семей:

1. усиливает дифференциацию населения;

2. способствует росту преступности,

3. ухудшению здоровья, сокращению продолжительности жизни,

4. росту алкоголизма,

5. появлению депрессий, психических расстройств, вплоть до самоубийств ;

[3]

6. происходит маргинализация общества (маргинальный статус становится не столько исключением, сколько нормой существования значительного числа людей),

7. ослабление семейных уз, связей, забвению родительских обязанностей,

8. снижение естественного прироста населения,

9. нарастание социального возмущения и политической нестабильности, что в итоге может привести к социальному взрыву. Это возможно, когда ее уровень превысит допустимый размер.

2. Механизм социальной защиты от безработицы

Одно из направлений социальной защиты населения – разработка комплекса мер по обеспечению гарантий в области занятости, т.е. защита от безработицы. Для регулирования и организации занятости населения на территории Российской Федерации создана Федеральная государственная служба занятости населения, деятельность которой направлена на:

— оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении рынка труда;

— разработку и реализацию федеральной, территориальных и других целевых программ содействия занятости населения, особо нуждающегося в социальной защите и испытывающих трудности с поиском работы;

— содействие гражданам в поиске подходящей работы;

Читайте так же:  Правила составления приказа о запрете курения на территории предприятия – образец для скачивания

— организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.

2.1 Социальная поддержка безработных граждан

В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ» (ст.30) государство гарантирует безработному, получившему этот статус после регистрации в службе занятости:

· выплату пособия по безработице;

· выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации;

· возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

· компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости;

· оплату за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение 12 месяцев потерявшим работу и заработок.

Материальная поддержка безработных осуществляется в нескольких формах, основные из них:

— пособие по безработице,

— доплаты на иждивенцев,

— материальная и иная помощь безработным с низкими доходами,

— компенсации работникам, высвобождаемым из организаций.

Помощь безработным включает также посредничество в трудоустройстве. Государственная политика в области социальной защиты граждан, потерявших работу, помимо этого предусматривает предоставление права на досрочную пенсию гражданам.

Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве

Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве – следующий принцип трудового права. На сегодняшний день в нашем законодательстве имеются правовые нормы, которые направлены на обеспечение трудовой занятости населения. Право на защиту от безработицы, сформулированное в ст. 37 Конституции РФ, реализуется в нормах Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями, а также в иных нормативных правовых актах. Государство в лице соответствующих государственных органов оказывает бесплатное содействие в выборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и образованием. Если гражданин признан в установленном порядке безработным, ему выплачивается пособие по безработице.

Социальная политика государства в числе ее важнейших направлений предусматривает мероприятия в области занятости.

Глава 3. Принципы обеспечения надлежащих условий труда

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8871 —

| 7196 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

[2]

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве

Определение понятия и формы занятости в сфере труда. Правовые основы трудоустройства и правовой статус безработного. Государственная политика трудовой занятости населения в России. Методы защиты от безработицы в стране и содействие в трудоустройстве.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 19.04.2015
Размер файла 38,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Правовое регулирование вопросов занятости и трудоустройства населения. Пособие по безработице: условия, сроки выплаты. Право граждан на содействие обеспечению занятости и трудоустройству. Правовая организация трудоустройства граждан, социальные гарантии.

курсовая работа [26,4 K], добавлен 11.03.2010

Субъекты правоотношений и государственная политика в области содействия занятости населения. Основные формы обеспечения занятости, предупреждение массовой безработицы, формирование основных принципов социальной защиты, осуществление анализа рынка труда.

курсовая работа [35,5 K], добавлен 18.01.2011

Рассмотрение понятия занятости. Определение сущности, условий признания, снятия с регистрационного учета (прохождение профессиональной подготовки, осуждение), правового статуса, мер социальной защиты, помощи в трудоустройстве безработного гражданина.

курсовая работа [36,9 K], добавлен 10.06.2010

Государственная политика и законодательство в сфере занятости. Задачи и функции службы занятости в России. Меры активной политики занятости населения. Формы содействия занятости инвалидов. Особенности правового регулирования трудоустройства молодежи.

дипломная работа [429,1 K], добавлен 30.07.2011

Право на труд как основа государственной политики в сфере занятости населения. Организационно-правовые формы и методы предупреждения безработицы. Правовые проблемы реализации государственных программ в сфере занятости в Республике Казахстан и их решение.

дипломная работа [74,3 K], добавлен 07.10.2016

Основные понятия и характеристики безработицы. Виды безработицы. Уровень безработицы, как он измеряется. Биржа труда, методы регулирования безработицы. Социальные последствия безработицы и политика занятости. Меры регулирования занятости.

курсовая работа [42,5 K], добавлен 12.02.2003

Изучение отношений на рынке труда, который является объектом государственного регулирования. Понятие и классификация занятости и безработицы. Анализ статистических данных занятости населения РБ в 2007 году. Социальная защита населения от безработицы.

курсовая работа [857,1 K], добавлен 07.06.2010

Отношение к безработице как социально-экономическому критерию состояния общества. Основные причины роста и снижения занятости в стране. Изучение законодательства Российской Федерации в области трудоустройства населения. Виды возникновения безработицы.

курсовая работа [31,8 K], добавлен 23.03.2017

Анализ государственной политики в сфере поддержки занятости населения Российской Федерации. Проведение правовых, организационных и экономических мероприятий правительством с целью снижения безработицы в стране. Регулирование местных рынков труда.

контрольная работа [21,8 K], добавлен 12.01.2014

Общая характеристика законодательства о занятости населения. Понятие безработного, его правовой статус. Направления государственной политики в области содействия занятости населения. Анализ ситуации в сфере занятости, на рынке труда в Магаданской области.

дипломная работа [70,6 K], добавлен 23.09.2011

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Трудовое право

Отраслевые принципы трудового права

Отраслевые принципы трудового права – это закрепленные в нормах общей части основополагающие и руководящие начала, отражающие смысл, содержание и применение норм трудового права. Отраслевые нормы-принципы выполняют роль основополагающих и руководящих начал по отношению к остальным нормам данной отрасли.

Юридически значимые обстоятельства, вытекающие из содержания отраслевых норм-принципов, подлежат проверке при принятии правовых решений с применением норм трудового права. В связи с этим целесообразно рассмотреть юридически значимые обстоятельства, входящие в содержание отраслевых норм- принципов трудового права.

Читайте так же:  Понятие и виды специального страхового стажа

2.1. Свобода труда и запрещение принудительного труда в трудовых отношениях. Данный отраслевой принцип перекликается с межотраслевым. Применительно к трудовому праву его реализация связана с заключением трудового договора для выполнения определенной в нем трудовой функции. Из содержания данного принципа можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

  1. свободное волеизъявление при поступлении на работу, продолжении и прекращении трудовых отношений
  2. отсутствие принуждения при заключении трудового договора и в процессе выполнения трудовой функции

Данный принцип предполагает заключение трудового договора и продолжение трудовых отношений на основании добровольного волеизъявления работника. Данное волеизъявление может быть подтверждено исключительно письменным заявлением работника, составленным без признаков давления на него. Таким образом, заключение и действие трудового договора связаны с добровольным волеизъявлением работника.

Приведенный принцип должен соблюдаться по отношению ко всем без исключения трудовым договорам, в том числе и заключаемым при прохождении альтернативной гражданской службы, заменяющей военную службу. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» от 28 июня 2002 года с лицами, проходящими альтернативную гражданскую службу, заключается срочный трудовой договор.

При заключении данного договора необходимо учитывать волеизъявление лица, имеющего право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, на выбор места ее прохождения. Отсутствие добровольного волеизъявления на прохождение альтернативной гражданской службы в определенном месте, например вне места постоянного жительства лица, позволяет признать трудовой договор заключенным с нарушением рассматриваемого принципа.

По этой причине такой договор в судебном порядке может быть признан недействующим, и место прохождения альтернативной гражданской службы будет определяться с учетом волеизъявления работника. Таким образом данная норма-принцип применима по отношению ко всем без исключения трудовым договорам.

2.2. Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве. Следующий отраслевой принцип связан с предоставлением государственных гарантий и компенсаций в период безработицы, а также с мерами по содействию в трудоустройстве.

Из данного принципа в качестве юридически значимых обстоятельств вытекают права лиц, потерявших работу, требовать предоставления гарантий и компенсаций в период безработицы, а равно содействия в трудоустройстве, и обязанности государственных органов службы занятости по предоставлению указанных гарантий и компенсаций и оказанию бесплатной помощи в трудоустройстве.

2.3. Принцип обеспечения справедливых условий труда. Данный принцип распадается на следующие юридически значимые обстоятельства:

  1. наличие условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены
  2. наличие установленных законодательством ограничений рабочего времени и предоставление времени отдыха

Перечисленные юридически значимые обстоятельства подлежат проверке при принятии решений, основанных на применении норм трудового права.

2.4. Принцип равенства прав и возможностей работников. Данный принцип должен применяться при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права. Из его содержания можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

  1. обеспечение продвижения по службе (работе) на равной основе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности
  2. обеспечение равного доступа работников к прохождению профессиональной подготовки, переподготовки и повышению квалификации
  3. обеспечение равенства прав и возможностей при применении других норм трудового права

Таким образом, соблюдение принципа равенства прав и возможностей работников должно проверяться при применении каждой нормы трудового права.

2.5. Принцип обеспечения своевременной, справедливой и достойной оплаты труда. Из содержания данного принципа можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

1) получение работником заработной платы в установленные законом сроки;

2) выплату заработной платы в полном размере;

  • получение работником заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда
  • получение работником заработной платы, обеспечивающей достойное существование самого работника и членов его семьи
  • Перечисленные юридически значимые обстоятельства должны быть доказаны представителями работодателя при каждом случае получения работниками заработной платы.

    Для подтверждения этих обстоятельств могут быть использованы лишь письменные доказательства, свидетельствующие о получении работником заработной платы в размере, предусмотренном рассматриваемой нормой-принципом.

    Очевидно, что обеспечение достойного существования самого работника и членов его семьи невозможно при получении им заработной платы в размере ниже прожиточного минимума. В связи с чем каждый работник, получающий заработную плату в размере ниже прожиточного минимума, вправе потребовать на основании данной нормы-принципа выплаты за свой труд заработной платы в размере не ниже прожиточного минимума.

    Таким образом, рассматриваемая норма- принцип позволяет каждому работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени, требовать выплаты заработной платы в размере не ниже прожиточного минимума. Отсутствие федерального закона, устанавливающего заработную плату в размере не ниже прожиточного минимума, не может служить основанием для отказа от применения рассматриваемой нормы- принципа, которая имеет прямое действие.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Поэтому ссылка в ст. 421 TК PФ на необходимость принятия федерального закона, как основания для выплаты заработной платы в размере не ниже прожиточного минимума, не освобождает правоприменителей от обязанности прямого применения нормы-принципа, предусматривающей выплату достойной заработной платы, которая не может быть меньше прожиточного минимума.

    Источники


    1. ред. Качанов, А.Я.; Забарин, С.Н. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам; М.: СПАРК; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. — 389 c.

    2. Кофанов, Л.Л. Древнее право. Ivs antiovvm; М.: Спарк, 2012. — 313 c.

    3. Королев, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Королев, О.В. Плешакова. — М.: Деловой двор, 2009. — 160 c.
    4. Асланов, Р.М. и др. Уголовное право. Особенная часть; СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2011. — 236 c.
    Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве безработным
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here