Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Полная информация по теме: "Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются ор­ганы местного самоуправления (ст. 121 СК. РФ).

К функциям органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей относятся:

— выявление детей, оставшихся без попече­ния родителей;

[2]

— учет детей, оставшихся без родительского попечения;

— выбор формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты попе­чения;

— осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образо­вания детей.

Указанные функции являются исключитель­ной компетенцией органов опеки и попечитель­ства в силу прямого указания закона.

В п. 1 ст. 121 СК РФ названы наиболее рас­пространенные причины, по которым дети утра­чивают попечение родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение в родительских правах, признание родителей недееспособными; болезнь, длительное отсутствие родителей; уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогич­ных учреждений.

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения своих родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родителей родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от его воспитания и т.п.), заботу о нем принимает на себя государство.

Защиту прав и интересов таких детей осуществляют специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (местная территориальная администрация).

Эти органы ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей; исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства; осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 СК РФ).

Для своевременного выявления таких детей закон возлагает на должностных лиц учреждений, которые непосредственно соприкасаются с детьми (детских садов, школ, детских поликлиник и т.д.), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (ст. 122 СК РФ).

При получении таких сведений или самостоятельном выявлении детей, оставшихся без попечения, органы опеки и попечительства принимают меры для защиты их прав и интересов (разыскивают родственников, обеспечивают ребенку временное прибежище и т.п.) и решают вопрос о форме устройства и дальнейшем воспитании ребенка.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. Детей в первую очередь стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности помещают детей на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. (ст. 123 СК РФ). Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка.

Нахождение ребенка в любом государственном детском учреждении не исключает в дальнейшем устройства его в семью. В этих целях в России ведется централизованный учет (на местном, региональном и федеральном уровнях) всех детей, которые могут быть переданы на воспитание в семью, и любой гражданин, желающий принять ребенка в свою семью, может воспользоваться этой информацией. На федеральном уровне учет таких детей осуществляет Министерство образования России.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

В случае смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения защита прав и интересов детей возлагается на органы опеки и попечительства в соответствии с п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ.

Пунктом 2 ст. 121 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль над условиями их содержания, воспитания и образования.

Причины оставления детей без попечения родителей можно разделить на две группы: объективные и субъективные. К объективным причинам относятся: смерть родителей, тяжелая болезнь, вследствие которой родители не могут осуществлять заботу о ребенке и защищать его права, признание родителей недееспособными, лишение или ограничение родительских прав. К субъективным причинам относятся: нежелание родителей исполнять свои родительские обязанности, отказ взять ребенка из учреждения, где он находится.

Факт смерти родителей удостоверяется свидетельством о смерти. Факт лишения родительских прав, ограничения в родительских правах, признания родителей недееспособными удостоверяется решением суда, вступившим в законную силу. Если родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией либо вследствие иной тяжелой болезни помещены на длительное время в лечебное учреждение, моментом утраты родительского попечения считается день, когда они были помещены в такое учреждение.

Согласно п. 3 ст. 121 Семейного кодекса РФ деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается, так как данная деятельность относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ, СК РФ, ГК РФ.

Читайте так же:  Залог права требования участника долевого строительства

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления (ст. 121 СК. РФ).

К функциям органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей относятся:

— выявление детей, оставшихся без попечения родителей;

— учет детей, оставшихся без родительского попечения;

— выбор формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения;

— осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Указанные функции являются исключительной компетенцией органов опеки и попечительства в силу прямого указания закона.

В п. 1 ст. 121 СК РФ названы наиболее распространенные причины, по которым дети утрачивают попечение родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение в родительских правах, признание родителей недееспособными; болезнь, длительное отсутствие родителей; уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

В п. 1 ст. 122 СК РФ предусмотрена обязанность должностных лиц учреждений и граждан сообщать об известных им фактах утраты детьми родительского попечения в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Получив такие сведения орган опеки и попечительства обязан в течение трех дней провести обследование условий жизни ребенка и при подтверждении полученных сведений обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 123 СК РФ закрепляет четыре реально существующих формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

— передача под опеку или попечительство;

— передача на воспитание в приемную семью;

— устройство детей в детские воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.

Возможно также использование иных форм, обеспечивающих интересы детей.

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. СХЕМЫ И КОММЕНТАРИИ

Схема 125. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

К функциям органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей относятся

Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов закреплено в ст. 56 СК. Там же установлено, что защита прав и интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их.

Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения своих родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родителей.

друг друга, обращают внимание на ту роль, которую призваны выполнять органы. опеки и попечительства в делах подобного рода. При этом они не только защищают. права ребенка, но и представляют интересы государства.

Если при обследовании отсутствие родительского попечения подтверждается, органы опеки и попечительства обязаны определить ребёнка на время в одно из детских или медицинских учреждений (детский дом, школу-интернат и т. п.) либо передать лицам.

о всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения. Сообщать органам опеки и попечительства такие сведения обязаны: близкие родственники. ребенка, жилищные органы, органы загса (если при регистрации смерти или объявлении.

(попечительство), органы опеки и попечительства действуют в соответствии с. п.2 ст.123 СК (см. комментарий к этой статье). … опеки и попечительства передается сюда на полное государственное попечение, существовавшая ранее опека (попечительство.

Надзор за деятельностью попечителя (помощника) осуществляют органы опеки и попечительства по месту жительства подопечного. С жалобой на его действия в эти органы могут обратиться как сам подопечный, так и (в его интересах) любые другие лица.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Читайте также:

  1. D) выступают от своего имени и в защиту собственных интересов.
  2. G) Защите интересов государства.
  3. II. Искупление как защита
  4. Административно-правовая защита прав и свобод граждан.
  5. Алиментные обязанности детей в отношении родителей.
  6. Алиментные обязанности родителей в отношении несовершеннолетних детей
  7. Алиментные обязательства родителей
  8. Алиментные обязательства родителей
  9. Алиментные обязательства родителей и детей
  10. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
  11. Алиментные обязательства родителей и детей.
  12. Алиментные обязательства родителей и детей.

Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения своих родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родителей родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от его воспитания и т.п.), заботу о нем принимает на себя государство.

Защиту прав и интересов таких детей осуществляют специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (местная территориальная администрация).

Эти органы ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей; исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства; осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 СК РФ).

Для своевременного выявления таких детей закон возлагает на должностных лиц учреждений, которые непосредственно соприкасаются с детьми (детских садов, школ, детских поликлиник и т.д.), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (ст. 122 СК РФ).

При получении таких сведений или самостоятельном выявлении детей, оставшихся без попечения, органы опеки и попечительства принимают меры для защиты их прав и интересов (разыскивают родственников, обеспечивают ребенку временное прибежище и т.п.) и решают вопрос о форме устройства и дальнейшем воспитании ребенка.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. Детей в первую очередь стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности помещают детей на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. (ст. 123 СК РФ). Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка.

Читайте так же:  Оформление квартиры в собственность новостройка, документы, инструкция

Нахождение ребенка в любом государственном детском учреждении не исключает в дальнейшем устройства его в семью. В этих целях в России ведется централизованный учет (на местном, региональном и федеральном уровнях) всех детей, которые могут быть переданы на воспитание в семью, и любой гражданин, желающий принять ребенка в свою семью, может воспользоваться этой информацией. На федеральном уровне учет таких детей осуществляет Министерство образования России.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 154 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей

Сиротство – крайне актуальная проблема современного российского социума. С каждым годом количество сирот в нашей стране увеличивается, потому что социальные вопросы не решаются. Еще один важный вопрос касается соблюдения прав детей, лишенных родительской опеки – очень часто воспитанники в приемных семьях не счастливы. Какие возможности имеют сироты?

Законодательные нормы

Права детей-сирот в РФ разъясняются нормами статьи 148 СК РФ. Обездоленные особы очень часто предоставлены сами себе и не защищены. Законодательное закрепление прав является способом защиты несовершеннолетних и обеспечением их безопасности. Основные юридические гарантии для детей, которые потеряли своих родителей по причине смерти либо из-за асоциального поведения матери, отца, можно поделить на такие группы:


Права ребенка как особы необходимо разъяснить более детально. Основные возможности сирот и подопечных регламентированы нормами ст.148 СК РФ. Одна из наиболее важных гарантий – уважение собственного достоинства сироты. Даже если ребенок еще маленький и не достиг еще какого-то социального статуса в обществе, нельзя его притеснять или обижать, а также организовывать воспитательный процесс в жесткой форме. Кроме этого, к основным субъектным правам малолетнего можно отнести:
  • Противодействие преступному поведению опекунов. Репортажи новостных телеканалов пестрят сообщениями о насилии в чужих семьях. Дети очень часто тяжело работают на огородах, их плохо кормят.
  • Получать воспитание и жизненные уроки в семье опекуна, проживать с ним. По сути, такая возможность является реализацией права особы на жизнь вместе с родителями (ст. 54 СК РФ). Сирота обеспечивается гарантированным жильем до 16 лет, а в последующие 2 года (до достижения совершеннолетия) место жительства лишенного родительской опеки согласовывается сторонами. Человек может остаться и дальше вместе с приемной семьей.
  • Возможность общаться с биологическими родственниками. Никто не может ограничить свободу общения с мамой, папой и другими близкими, особенно в подростковый период. Каждый человек должен знать свою родословную и имеет право лично решать с кем поддерживать отношения после выхода из приемной семьи.
  • Выражать собственное мнение в вопросах, которые касаются личности ребенка и любых моментах быта, развития (нормы ст.57 СК РФ).
  • Обеспеченность основными условиями для проживания, воспитания и формирования навыков.


Прокуратура и органы по опекунству обязаны следить за материальной обеспеченностью, думать про формирование финансовой основы его жизни после совершеннолетия. Нормы ст.148 СК РФ гарантируют реализацию и соблюдение основных имущественных прав сироты. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, в плане сохранности жилья включает систему норм:

Нематериальные права

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также заключается в получении иных преимуществ. Предоставляемые государством возможности не выражаются в денежном или ином осязаемом понимании, но они не менее важны, чем описанные выше. Согласно нормам СК РФ, статусные дети наравне с другими могут:

  • Получать бесплатное образование в средних, профессионально-технических и высших учебных заведениях. Студенты ПТУ и ВУЗов имеют достаточное для жизни, приобретения одежды, литературы, а также для формирования накоплений материальное обеспечение из федерального бюджета (нормы из ФЗ №159).
  • Пользоваться возможностью бесплатного медицинского обслуживания. В структуру этого права входит гарантия срочной госпитализации при необходимости, обязанность опекунов дважды в год приводить детей на плановый осмотр, а также реальное оздоровление в детских спортивных лагерях каждое лето.
  • Иметь льготы при трудоустройстве. Сироты после окончания учебного заведения получают выходное пособие в размере двух прожиточных минимумов. Если выпускник не находит работу, он становится клиентом центра занятости и оформляет выплату по безработице на 6 месяцев. Кроме этого, особа осваивает порядок составления резюме, ищет варианты трудоустройства. В случае ликвидации (реорганизации) предприятия особа из числа сирот может воспользоваться право пройти бесплатное переобучение.

Полномочия специальных органов по защите прав и интересов

Видео (кликните для воспроизведения).

Реальная гарантия соблюдения равных стартовых условий в жизни для сирот и лиц, которые воспитывались в обычной семье, невозможна без реализации системной государственной политики. Задача органов состоит в соблюдении баланса прав между сиротами и лицами, которые воспитывались в семьях. Согласно нормам ст.121 СК РФ, их функции следующие:

  • защита прав статусных лиц;
  • выявление попавших в сложные жизненные обстоятельства;
  • поддержка постоянного контакта с руководителями органов самоорганизации населения, педагогическими коллективами и другими группами людей, которые могут владеть информацией о неблагополучных семьях;
  • устройство в различные формы воспитания, которые функционируют в РФ;
  • проверка соблюдения всех прав и обеспечения жилищных условий сирот;
  • подготовка проекта и отправка обращения в прокуратуру.


Пункты ст.123 СК РФ предусматривают, что муниципальные органы устраивают детей как в семейные виды (ПС, удочерение, опекунство), так и в образовательные учреждения (интернаты). Безусловно, сегодня в приоритете усыновление, потому что у детей есть возможность обрести новых родителей, которые покажут достойный жизненный пример. Другие семейные образования также развиваются. Службы по делам несовершеннолетних стараются ограничить устройство малолетних в интернаты, потому что несовершеннолетние должны оставаться в семьях. Прокуратура также занимается мероприятиями по охране прав несовершеннолетних детей. Основные задачи органа таковы:
  • представительство интересов в суде;
  • судебное решение вопроса о лишении родительских прав по отношению к их неполнолетним детям;
  • проверка соблюдения законов на территории государства.
Читайте так же:  Документы на лишение отца родительских прав правила сбора

Российское законодательство

Созданная в нашем государстве система нормативно-правовых актов позволяет реально защитить права сирот. В список главных законов и норм для статусных детей входят:

[1]

  • Конституция РФ (ст.7);
  • СК РФ (ст. 54, 56, 60, 121 — 123, 148, главы 19 — 22, 13);
  • ГК РФ (статьи 36 и 37);
  • ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях»;
  • ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
  • Приказ Минобразования РФ от 16 февраля 1993г «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)»;
  • Гражданский процессуальный кодекс РФ (ст. 45).

Права детей-сирот в РФ защищены должным образом. Основная общественная функция органов власти состоит в минимизации негативного влияния окружающей асоциальной среды на развитие ребенка. Органы опеки и попечительства успешно справляются с этим заданием. Конечно, уровень выполнения законов не всегда соответствует ожиданиям, потому что организовать контроль в сельской местности сложно из-за значительной удаленности некоторых населенных пунктов от районных центров, но в целом ситуация с защитой сиротских прав в стране контролируема.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Семейный кодекс РФ (ст. 123) закрепляет четыре реально суще­ствующие формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, и предусматривает возможность использования иных форм, обеспечивающих интересы детей.

К существующим формам устройства детей, оставшихся без по­печения родителей, относятся:

• передача под опеку или попечительство;

• передача на воспитание в приемную семью;

• устройство детей в детские воспитательные, лечебные учрежде­ния, учреждения социальной защиты населения и другие ана­логичные учреждения, включая детские дома семейного типа.

Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попе­чения родителей, является передача ребенка на воспитание в семью.

В наибольшей степени обеспечить права и интересы ребенка, оставшегося без родительского попечения, позволяет усыновление.

Субъектами отношений по усыновлению выступают усыновители и усыновленные.

В Российской Федерации возможно усыновление только несовер­шеннолетних детей и только в их интересах. Усыновление родных братьев и сестер разными лицами возможно только в исключительных случаях, когда это отвечает интересам детей (п.2 и 3 ст. 124 СК РФ).

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола (п. 1 ст. 127 СК РФ).

Несовершеннолетние, даже в случае приобретения ими полной дееспособности (ст. 21 и 27 ГК РФ), усыновителями быть не могут, поскольку п. 1 ст. 127 СК РФ установлен возрастной ценз для при­обретения права быть усыновителем (п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9).

Исходя из цели усыновления — обеспечить ребенку надлежащее семейное воспитание и всестороннее гармоничное развитие — в п. 1 ст. 127 СК РФ указан круг лиц, которые не могут быть усыновителями:

• лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

• супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

• лица, лишенные родительских прав или ограниченные в роди­тельских правах;

• лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обя­занностей;

• бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

• лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

• лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому прожиточный минимум, ус­тановленный в субъекте РФ, на территории которого прожи­вают усыновители;

• лица, не имеющие постоянного места жительства;

• лица, имеющие на момент усыновления судимость за умыш­ленное преступление против жизни или здоровья граждан;

• лица, проживающие в жилых помещениях, не отвечающих са­нитарным и техническим правилам и нормам.

Если усыновителями ребенка являются отчим или мачеха, то на них не распространяется требования:

• о наличии дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживает усыновитель;

• о проживании в жилом помещении, отвечающем санитарным и техническим правилам и нормам (п. 12 ст. 127 СК РФ).

В соответствии с действующим законодательством усыновление детей в Российской Федерации производится в судебном порядке.

Усыновление производится судом по заявлению лица (лиц), же­лающего усыновить ребенка (п. 1 ст. 125 СК РФ).

Дела об установлении усыновления рассматриваются в закры­том судебном заседании с обязательным участием самих усыновите­лей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет. В необходимых случаях суд может привлечь к участию в деле родителей, других за­интересованных лиц и самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет (п. 1 ст. 125 СК РФ, ст. 273 ГПК РФ).

Взаимные права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления (п. 3 ст. 125 СК РФ,

ч. 2 ст. 274 ГПК РФ).

B СК РФ закреплены условия, необходимые для усыновления ребенка:

[3]

• согласие родителей на усыновление ребенка;

• согласие опекунов (попечителей), приемных родителей, руко­водителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей;

• согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста 10 лет;

• согласие супруга усыновителя;

• разница в возрасте не менее 16 лет между усыновляемым и усы­новителем, не состоящим в браке.

При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие 16-летней разницы в возрасте не требуется (п. 2 ст. 128 СК РФ). Суд может вынести решение об установлении усыновления, если признает, что имеются уважительные причины для усыновления ребенка лицом, не состоящим в браке, при наличии разницы в возрасте между ни­ми менее 16 лет — например, если ребенок привязан к лицу, же­лающему его усыновить, считает его своим родителем и т.п. (п. 1 ст. 128 СК РФ, п. 7 постановления Пленума Bерховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9).

B силу п. 1 и 2 ст. 137 СК РФ усыновленные дети и их потом­ство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыно­вители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству полностью приравниваются в личных неимуществен­ных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению и одновременно утрачивают указанные права и ос­вобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям и другим родственникам. Это происходит как в случае усыновления ребенка супругами, так и одним из них, либо лицом, не состоящим в браке. Такие последствия наступают независимо от записи усыно­вителей в качестве родителей в актовой записи о рождении ребенка (п. 6 ст. 137 СК РФ).

Читайте так же:  Мнение эксперта о том, продляется ли отпуск, если был больничный по уходу за ребенком

34. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства (далее — ООП).

Должностные лица учреждений(дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в ООП по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в 7-дневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан V/ на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

ООП в течение месяца со дня поступления указан-ных сведений обеспечивает устройство ребенка и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ, для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.

Региональные и федеральный банки данных составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку(попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов РФ.

Правоведение

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Важнейшей функцией семейного права является регулирование отношений по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно статьи 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, которые обладают исключительным правом по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, ведению учета таких детей, выбору формы их устройства, а также по осуществлению последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.

Статья 123 Семейного кодекса РФ, определяя формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подразделяет их на семейные: усыновление (удочерение); опека (попечительство); приемная семья; а также внесемейные, связанные с передачей детей в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Законодатель делает акцент на то, что к внесемейным формам устройства можно прибегнуть лишь при отсутствии возможности использования семейных форм.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, представляющей собой установление между усыновителем и усыновленным правоотношений, близких по своей юридической природе к родительским.

Усыновление, согласно пункту 2 статьи 124 Семейного кодекса РФ, допускается только в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Процессуальные особенности усыновления определены в статье 125 Семейного кодекса РФ, которая устанавливает, что усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

Усыновителями в силу статьи 127 Семейного кодекса РФ могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
  • лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
  • лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. Кроме того, лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.
Читайте так же:  Как правильно оформить заявление на аванс в счет заработной платы – образцы для скачивания

Законом установлено, что для усыновления ребенка, достигшего возраста десяти лет, необходимо его согласие.

Правовые последствия усыновления (ст. 137 Семейного кодекса РФ) выражаются в том, что, с одной стороны, усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению, а с другой — усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам). Исходя из этого можно сделать вывод о том, что усыновленные дети в правах приравнены к родным детям и могут быть наследниками по закону после своих усыновителей.

Усыновление в силу правил статей 140-143 Семейного кодекса РФ может быть отменено в судебном порядке (например, при ненадлежащем исполнении усыновителями своих обязанностей по отношению к усыновленным), но лишь до достижения усыновленным ребенком совершеннолетия, за исключением случая, когда на такую отмену имеется взаимное согласие усыновителя и усыновленного ребенка, а также родителей усыновленного ребенка, если они живы, не лишены родительских прав или не признаны судом недееспособными.

Опека и попечительство, согласно статье 145 Семейного кодекса РФ, устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, а попечительство — над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в административном порядке по решению органов опеки и попечительства.

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав, лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), согласно статье 148 Семейного кодекса РФ, имеют право:

  • на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание;
  • на обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
  • на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
  • на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения — на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
  • на защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя).

Опекуны (попечители) ребенка имеют право и обязаны воспитывать

ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, а также самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством).

В соответствии с пунктом 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно, однако при этом на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ.

Приемная семья (гл. 21 Семейного кодекса РФ) представляет собой форму устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, основанную на договоре между органами опеки и попечительства и приемными родителями, который должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

В отличие от усыновителей, опекунов (попечителей), приемные родители осуществляют свои функции возмездно, причем размер оплаты их труда и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Приемным родителям на содержание каждого ребенка ежемесячно также выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ.

Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако, в отличие от усыновленного, он не приобретает права, которые связывают последнего с усыновителями, поскольку отношения приемного ребенка и приемных родителей носят срочный характер и прекращаются по достижении ребенком 18 лет, по истечении срока договора и по иным, указанным в Семейном кодексе РФ основаниям.

Источники


  1. Егиазаров, В.А. Транспортное право: Учебник; М.: Юстицинформ; Издание 5-е, доп., 2012. — 552 c.

  2. Суд по интеллектуальным правам в системе органов государственной власти Российской Федерации. — М.: Проспект, 2015. — 126 c.

  3. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 656 c.
  4. Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 752 c.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here