Защита трудовых прав работников профсоюзами

Полная информация по теме: "Защита трудовых прав работников профсоюзами" с профессиональной точки зрения. Если будут вопросы - задавайте их нашему дежурному специалисту.

Защита трудовых прав работников профсоюзами

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений (ст.370 ТК РФ).

Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Защита трудовых прав работников профсоюзами см. в главе 58 ТК РФ.

Кроме того, деятельность профсоюзов регламентирует

Учет мнения профсоюзного органа работодателем

В случаях, предусмотренных ТК РФ, работодатель обязан принимать решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа (ст.371 ТК РФ).

В частности, в случаях, предусмотренных ТК РФ, работодатель обязан принимать локальные нормативные акты (т.е. акты организации) с учетом мнения профсоюзов — порядок такого учета мнения см. в ст.372 ТК РФ.

Работодатель обязан учитывать мнение профсоюзов и при принятии решения о расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профсоюза, по основаниям:

  • сокращения численности или штата работников организации;
  • несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
  • неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Порядок такого учета мнения см. в ст.373 ТК РФ, а в отношении увольнения руководителей профсоюзов — в ст.374 ТК РФ и в ст.376 ТК РФ.

Правовые и технические инспекции труда профсоюзов

Профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов (ст.370 ТК РФ).

Профсоюзные инспекторы труда имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения (ст.370 ТК РФ).

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют широкие права (подробно см. в ст.370 ТК РФ).

Работодатель обязан создать условия для деятельности профсоюзного органа

Работодатель обязан безвозмездно предоставить профсоюзным органам, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (ст.377 ТК РФ).

Работодатель, численность работников которого превышает 100 человек безвозмездно предоставляет как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы.

Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов, а также ведения ими культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы могут быть предусмотрены коллективным договором.

При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников.

Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором.

Гарантии членам выборных профсоюзных органов

Члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы в организации, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов профсоюзных съездов, конференций, а также для участия в работе их выборных органов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, — также на время краткосрочной профсоюзной учебы (ст.374 ТК РФ).

Если освобожден от основной работы

Членам выборных профсоюзных органов, освобожденным от основной работы в организации или у индивидуального предпринимателя, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя, а при невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы профсоюз сохраняет за ним его средний заработок на период трудоустройства(подробнее см. в ст.375 ТК РФ).

При отказе работника от предложенной работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением профсоюза.

Время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж.

Правовое положение профсоюзов в сфере труда

Законодательное регулирование деятельности профсоюзов

Профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве. Вступить в профсоюз может любой гражданин, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность. Статья 30 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Такое право закреплено и международным законодательством. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. провозглашает, что каждый имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.

Задачи и функции профсоюзов определяются их уставами. Основные задачи связаны с осуществлением их главной функции — защиты прав и интересов работников в сфере труда.

В систему законодательства о профсоюзах входят: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп.), Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изм. и доп.), Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-I «О коллективных договорах и соглашениях» (с изм. и доп.), законы субъектов РФ о профсоюзах и другие нормативные правовые акты.

Читайте так же:  Как учитывается и входит ли учеба в страховой стаж для больничного листа – примеры расчета оплаты

Профессиональные союзы являются субъектами трудового права. Законодательство устанавливает правоспособность и дееспособность профсоюзов как представительного органа, статутные права и обязанности, а также гарантии их осуществления. Правовой статус профсоюзов как субъектов трудового права определяется применительно к их органам и организациям. Согласно ст. 29 ТК РФ профессиональные союзы и их объединения являются представителями работников в социальном партнерстве.

Трудовое право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их защитной функции. Правовое положение профессиональных союзов в сфере труда характеризуется наличием большого количества прав, предоставлением определенных гарантий их деятельности, возможностью приобретать своими действиями обязанности перед работодателем и возложением ответственности за причинение убытков в ходе незаконной забастовки.

Защита трудовых прав работников профессиональными союзами

Подчеркивая роль общественности в защите законных интересов человека, Конституция РФ указала, что каждый имеет право создавать профессиональные союзы. К сожалению, можно констатировать, что на предприятиях среднего и малого бизнеса обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, т.е. отсутствуют органы, которые должны защищать интересы работников. Это происходит по разным причинам: негативное отношение некоторых работодателей к деятельности профсоюзов, поскольку последние ограничивают их всевластие; преследование работников, обратившихся в профсоюз для защиты нарушенного права; слабое знание работниками трудового законодательства, а в связи с этим и нежелание защиты нарушенных прав при помощи профкома или в комиссии по трудовым спорам. В условиях безработицы для сохранения своего рабочего места работник иногда вынужден пожертвовать своими законными правами.

Глава 58 Трудового кодекса РФ посвящена защите трудовых прав работников профессиональными союзами. Статья 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» определяет, что профсоюз создается для представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов его членов. Основной функцией профсоюзов является функция защиты, которая реализуется в четырех организационно-правовых формах: участия профсоюзов в отношениях социального партнерства; участия в применении установленных условий труда в организации; участия в разрешении трудовых споров; осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.

Участие профсоюзов в отношениях социального партнерства, установлении условий труда в организации через институт коллективного договора и другие соглашения о труде должно стать основной, главной формой реализации защитной функции профсоюзов.

Полномочия профессиональных союзов в урегулировании коллективных трудовых споров закреплены ТК РФ и Законом РФ от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Здесь проявляется тесная взаимосвязь защитной и представительной функции профсоюзов.

В литературе высказывается мнение о том, что после образования государственной инспекции труда легализация инспекций профсоюзов (правовых и технических) не оправдана, т.к. они не имеют властных полномочий. Следует заметить, что интересы инспекций совпадают, а в случае массовых проверок государственной инспекции труда необходима помощь инспекций труда профсоюзов. Действующее законодательство указывает на необходимость их совместных действий.

Статья 370 ТК РФ раскрывает право профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Профсоюзные инспектора труда имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения. Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют право:

  • проводить независимую экспертизу условий труда;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на работе;
  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направлять работодателям обязательные для рассмотрения предписания об устранении выявленных нарушений;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров;
  • принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля.

Статьи 371 и 372 ТК РФ предусматривают порядок учета мнения профсоюзного органа при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Кодексом предусмотрены следующие случаи принятия работодателем решений с учетом мнения представительного органа работников организации:

  • введение и отмена режима неполного рабочего времени на срок до шести месяцев в целях сохранения рабочих мест в случае, если изменения организационных или технологических условий труда могут повлечь за собой массовые увольнения работников (ст. 73);
  • увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по инициативе работодателя (ст. 82);
  • привлечение работников к сверхурочным работам в определенных случаях (ст. 99);
  • составление графиков сменности при сменной работе (ст. 103);
  • привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в определенных случаях (ст. 113);
  • утверждение графика отпусков (ст. 123);
  • установление системы стимулирующих выплат (ст. 144);
  • установление размера повышенной заработной платы при работе в ночное время (ст. 154);
  • введение, замена и пересмотр норм труда (ст. 162);
  • утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190);
  • утверждение графика работы на вахте при работе вахтовым методом (ст. 301).

Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации. Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта локального акта направляет работодателю мотивированное мнение в письменной форме. Работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней провести дополнительные консультации с профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения. Работодатель может принять локальный нормативный акт и при недостижении согласия, тогда выборный профсоюзный орган имеет право начать процедуру коллективного трудового спора, а принятый акт может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Государственная инспекция труда обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) профсоюзного органа провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об отмене этого локального нормативного акта.

Читайте так же:  Как получить отсрочку по ипотеке

На наш взгляд, термин «функция защиты» недостаточно полно отражает ту многогранную деятельность, которую призваны осуществлять профессиональные союзы. Вряд ли можно считать только «защитной функцией», например, участие профкома в разработке положения о премировании работников или правил внутреннего трудового распорядка в организации. Поскольку деятельность профсоюзов выходит за рамки «защиты», представляется возможным говорить о функции «обеспечения прав и интересов работников».

Трудовой кодекс РФ значительно ограничил работодателя и в принятии незаконного решения об увольнении работника, а профкому предоставил право в более короткий срок защитить и восстановить через государственную инспекцию труда незаконно уволенного работника. В соответствии со ст. 82 ТК РФ увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по п. 2, подп. «б» п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК производится с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

Порядок учета мнения профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя установлен ст. 373 ТК РФ. Работодатель направляет в профсоюзный орган проект приказа, а также копии документов, служащих основанием для принятия указанного решения. В течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок или немотивированное (например, указано только «не согласен»), работодателем не учитывается. Если профсоюзный орган выразил несогласие, то он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем дополнительные консультации. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Роль профессиональных союзов в разрешении трудовых споров

Для защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации.

В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлением в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.

С 1992 г. профсоюзы исключены из состава органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры, т.к., представляя интересы членов профсоюза, не могут быть объективными арбитрами. Статья 382 ТК РФ закрепляет, что органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются комиссии по трудовым спорам и суды.

Комиссия по трудовым спорам образуется по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании работников организации.

Статья 391 ТК РФ дает право соответствующему профессиональному союзу, защищающему интересы работника, являющегося членом этого профсоюза, обратиться с заявлением в суд, если работник не согласен с решением комиссии по трудовым спорам либо когда обращение в суд происходит минуя комиссию по трудовым спорам. Профсоюзы могут выделить своих представителей для защиты в суде интересов работника, даже когда иск заявлен им самим.

Таким образом, используя право представительства, профсоюз активно реализует свою защитную функцию, которая является важнейшей гарантией трудовых прав и законных интересов работников.

В разрешении коллективных трудовых споров на всех этапах примирительных процедур участвуют представители спорящих сторон. В соответствии со ст. 29 ТК РФ представителями работников могут быть органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с уставами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Профсоюзы имеют право на организацию и проведение забастовок. Возглавляющий забастовку орган (соответствующий орган профсоюза) вправе созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам.

Возглавляющий забастовку орган вправе приостановить забастовку (ст. 411 ТК РФ).

Кодексом установлена обязанность органа профсоюза, возглавляющего забастовку, немедленно информировать участников забастовки о решении суда по вопросу признания забастовки незаконной.

Профсоюзная организация, объявившая и не прекратившая забастовку после признания ее незаконной, несет материальную ответственность. Она обязана по судебному решению возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, из своих средств в размере, определенном судом (ст. 417 ТК РФ).

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ

Право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства, за выполнением условий коллективных договоров, соглашений имеют профессиональные союзы. Права профессиональных союзов в сфере труда были подробно рассмотрены в главе, которая им посвящена.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных правовых нормативных актов, содержащих нормы трудового права, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов (ст. 370 ТК РФ).

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм собственности, также работо- дателей-физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективных договоров, соглашений. Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

Читайте так же:  Завещательный отказ и завещательное возложение — о чём гласит закон

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами контроля (надзора) за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда, вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами, работодателями-индивидуаль- ными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах (ст. 370 ТК РФ).

Защита трудовых прав работников профсоюзами. (370-378 ТК РФ, глава 2 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» №10-ФЗ от 12.01.1996»)

Защита прав работников объявляется (впрочем, зачастую и является по факту) основной целью, с которой создаются и функционируют профессиональные союзы.

Защите трудовых прав работников профессиональными союзами посвящена глава 58 ТК РФ. Также существует специальный закон «О профсоюзах…» 1996 года, который закрепляет ряд прав профсоюзов.

Для ответа на данный вопрос следует проанализировать законодательные положения.

Ст. 370 устанавливает право профсоюзов на контроль за выполнением трудового законодательства и иных НПА, выполнением условий колдоговоров и соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в профорган о результатах рассмотрения требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля общероссийские профсоюзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, о которых утверждаются положения. Такими же правами наделяются межрегиональные и территориальные объединения организаций профессиональных союзов.

Профинспекторы имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей, у которых работают члены профсоюза, для проведения проверки соблюдения зак-ва и выполнения условий договоров и соглашений.

Они имеют право осуществлять контроль за соблюдением зак-ва и выполнением условий договоров, проводить независимую экспертизу труда и безопасности работников, принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда здоровью, причиненного на производстве, получать информацию о состоянии условий и охраны труда, несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях, предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, направлять представления об устранении нарушений норм законодательства, осуществлять проверку состояний условий и охраны труда, принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему средств производства в качестве экспертов, в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением зак-ва, обязательств договоров и соглашений, изменением условий труда, разработке проектов ФЗ и иных НПА, подзаконных актов, обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового зак-ва и иных актов, сокрытии фактов несчастных случаев.

Профсоюзы и их инспекции труда взаимодействуют с ФОИВ, уполномоченным на проведение госнадзора и контроля за соблюдением зак-ва, ФОИВ.

Выделяются также доверенные лица профсоюзов, которые имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений.

Данное положение коррелирует со ст. 11 Закона, который уст-ет, что профсоюзы защищают в области социально-трудовых отношений членов профсоюзов, в области коллективных отношений также и всех остальных работников. Проекты НПА, регулирующих социально-трудовые отношения, рассматриваются с учетом мнения соответствующего профсоюза или объединения профсоюзов.

За профсоюзами признается право на ведение коллективных переговоров, заключение договоров и соглашений (ст. 13 Закона), право на содействие занятости, выраженное в профконтроле в этой сфере и переговорах о судьбе высвобождаемых массово членов профсоюза за 3 месяца до сокращения или ликвидации организации, а также праве на учет мнения по ст. 373 (см. ниже), право на содействие в урегулировании коллективных трудовых споров (14), право на повышение квалификации, подготовку и переподготовку профсоюзных кадров (18).

[2]

В целях защиты профсоюзных работников, осуществляющих защиту трудовых прав, предусмотрены той же главой гарантии для профработников.

Увольнение неосвобожденного профработника, входящего в состав выборного коллегиального органа профсоюза, возможно только с предварительного согласия вышестоящего органа или в порядке 373 статьи по пп. 2, 3, 5 ст. 81 (сокращение, несоответствие должности, неоднократное неисполнение). Они также освобождаются на время съездов, конференций, краткосрочной профучебы (конкретные условия освобождения от работы и оплаты участия определены колдоговором или соглашением).

За освобожденными работниками сохраняется их прежняя работа, или же предоставляется с письменного согласия другая равноценная работа, при невозможности в связи с ликвидацией общероссийский профсоюз сохраняет заработок на период трудоустройства до шести месяцев, в случае учебы до года, при отказе – не сохраняется.

Расторжение договора с руководителем выборного органа ППО и заместителями в течение 2 лет после по пп. 2, 3, 5 ст. 81 ТК допустимо по механизму ст. 374 (два абзаца выше).

Работодатель обязан создать условия для деятельности выборных органов – предоставить помещение, возможность размещения информации в доступных местах, при > 100 человек – минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, оргтехнику, средства связи, НП-документы. Работодатель может предоставлять в бесплатное пользование принадлежащие работодателю или арендуемые им здания, сооружения, базы отдыха, спортцентры (плата с работников при этом не взимается).

По колдоговору работодатель может отчислять деньги на культмассовую и оздоровительную работу.

При наличии письменных заявлений профвзносы перечисляются напрямую из заработной платы. Оплата труда руководителя выборного ППО может производиться за счет средств работодателя.

Все эти гарантии могут конкретизироваться и дополняться в колдоговоре.

Ст. 29 ФЗ «О профсоюзах…» гарантирует судебную защиту прав профсоюзов, ст. 30 – ответственность за нарушение прав (всех видов).

Защита труд. прав работников профсоюзами

Читайте также:

  1. Cтатья 2. Основные трудовые права работников
  2. I. ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
  3. II. Искупление как защита
  4. III. Общие обязанности работников железнодорожного транспорта
  5. L Витрина успехов — витрина почета, на которой вывешиваются результаты работы и фамилии лучших работников.
  6. VI. ФОРМЕННОЕ ОБМУНДИРОВАНИЕ И ОРУЖИЕ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ РЫБООХРАНЫ
  7. Адаптация работников
  8. Административная и дисциплинарная ответственность медработников
  9. Административно-правовая защита прав и свобод граждан.
  10. Анализ производительности труда работников организации и факторов, влияющих на них
  11. Анодная защита
  12. Атака и Защита
Читайте так же:  Как выиграть аукцион на земельный участок

88. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

90. Общий порядок рассмотрения индивидуального трудового спора. Образование и компетенция КТС.Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются федеральными законами.Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений. Комиссия по трудовым спорам организации имеет свою печать. Организационно — техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организациях, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, являющееся исполнительным документом. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд. На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке. В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок. Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 153 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Защита трудовых прав работников профессиональными союзами

Главная > Консультации > Правовое обеспечение > Защита трудовых прав работников профессиональными союзами

Конституция РФ закрепляет положение о том, что каждый имеет право создавать профессиональные союзы. К сожалению, на предприятиях малого бизнеса, у индивидуальных предпринимателей обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, то есть отсутствуют органы, которые должны защищать интересы работников (в бюджетных организациях профсоюзные организации чаще всего имеются). Это происходит по разным причинам: негативное отношение некоторых работодателей к деятельности профсоюзов, так как они ограничивают их всевластие; преследование работников, обратившихся в профсоюз для защиты нарушенного права; слабое знание работниками трудового законодательства, а в связи с этим и нежелание защиты нарушенных прав при помощи профсоюза. Для сохранения своего рабочего места работник иногда вынужден пожертвовать своими законными правами.

Глава 58 Трудового Кодекса РФ посвящена защите трудовых прав работников профсоюзами. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. Федерального закона № 444-ФЗ от 22 декабря 2014 г.) определяет, что профсоюз создаётся для представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов его членов. Основной функцией профсоюзов является функция защиты, которая реализуется в четырёх организационно-правовых формах: участия профсоюзов в отношениях социального партнерства; участия в применении установленных условий труда в организации; участия в разрешении трудовых споров; осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.

Участие профсоюзов в отношениях социального партнерства, установлении условий труда через институт коллективного договора и другие соглашения о труде должно стать основной формой реализации защитной функции профсоюзов.

Статья 370 ТК РФ раскрывает право профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства. Профсоюзные инспектора труда имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения. Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют следующие права:
  • проводить независимую экспертизу условий труда;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на работе;
  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направлять работодателям обязательные для рассмотрения предписания об устранении выявленных нарушений;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров;
  • принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Статьи 371 и 372 ТК РФ предусматривают порядок учёта мнения профсоюзного органа при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. В организации создаётся первичная профсоюзная организация, которая представляет собой добровольное объединение членов профсоюза, работающих в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

[1]

Данное определение позволяет выделить характерные черты первичной профсоюзной организации.

Читайте так же:  Права работника при задержке выплаты заработной платы

Во-первых, она представляет собой добровольное объединение членов одного профсоюза. Это значит, что первичная профсоюзная организация, как правило, является частью более крупного профсоюза. Вместе тем необходимо учитывать, что данное понятие во всех без исключения случаях наличие вышестоящего профсоюза не предполагает. Как и любая общественная организация, она может быть создана гражданами для реализации общих целей независимо от вхождения в какой-либо другой, более крупный, профсоюз. В последнем случае первичная профсоюзная организация выступает как самостоятельный субъект права.

Таким образом, первичные профсоюзные организации составляют первое, наиболее многочисленное звено профсоюзного движения и на уровне отдельно взятого предприятия именно они представляют интересы работников через свои органы.

Во-вторых, если территориальная организация профсоюза, межрегиональный или общероссийский профсоюз могут объединять работников различных организаций, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, то первичная профсоюзная организация, как правило, состоит из членов профсоюза, работающих в одной и той же организации.

В-третьих, указанные объединения членов профсоюза могут создаваться практически в любых организациях независимо от формы собственности и подчиненности. Так, например, существует Профсоюз работников народного образования и науки РФ, Профсоюз работников органов безопасности Российской Федерации, Профсоюз адвокатов России.

В-четвертых, для первичной профсоюзной организации предусмотрена возможность действия либо на основании отдельного положения, либо на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

В соответствии со статьей 30 ТК РФ первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ, — интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

[3]

Иными словами, по смыслу ТК РФ, первичная профсоюзная организация — это профсоюз (в широком смысле слова), который представляет на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующего профсоюза (часть 1 статьи 30 ТК РФ).

Кодексом предусмотрены следующие случаи принятия работодателем решений с учетом мнения представительного органа работников:

  • введение и отмена режима неполного рабочего времени на срок до шести месяцев в целях сохранения рабочих мест (ст. 74);
  • увольнение работников — членов профсоюза (ст. 82);
  • привлечение работников к сверхурочным работам (ст. 99);
  • составление графиков сменности при сменной работе (ст. 103);
  • привлечение к работе в выходные и праздничные дни (ст. 113);
  • утверждение графика отпусков (ст. 123);
  • установление системы стимулирующих выплат (ст. 144);
  • установление повышенной заработной платы в ночное время (ст. 154);
  • введение, замена и пересмотр норм труда (ст. 162);
  • утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190);
  • утверждение графика работы на вахте при работе вахтовым методом (ст. 301).

Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данного работодателя. Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта локального акта направляет работодателю мотивированное мнение в письменной форме. Работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трёх дней провести дополнительные консультации с профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения. Работодатель может принять локальный нормативный акт и при недостижении согласия, тогда выборный профсоюзный орган имеет право начать процедуру коллективного трудового спора, а принятый акт может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Государственная инспекция труда обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) профсоюзного органа провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об отмене этого локального нормативного акта (в публикации от 15.05.2015 г. указывалось о правомочности таких проверок).

Видео (кликните для воспроизведения).

«Функция защиты» недостаточно полно отражает ту многогранную деятельность, которую призваны осуществлять профессиональные союзы. Вряд ли можно считать только «защитной функцией», например, участие профкома в разработке положения о премировании работников или правил внутреннего трудового распорядка. Поскольку деятельность профсоюзов выходит за рамки «защиты», представляется возможным говорить о функции «обеспечения прав и интересов работников».

Источники


  1. Евецкий, А.А. О юридических лицах / А.А. Евецкий. — М.: ООО PDF паблик, 2009. — 879 c.

  2. Старович, Збигнев Судебная сексология / Збигнев Старович. — М.: Юридическая литература, 2016. — 336 c.

  3. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 142 c.
  4. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.
Защита трудовых прав работников профсоюзами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here